к какому принципу управления педагогическим конфликтом относится создание единого образовательного
Пед. конфликт. Принципы управления пед. конфликтом
Вопросы по практ. психологии к Гос. экзамену по специальности 1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практ. психология.
Понятие конфликта и его структурно-динамические х-ки
Структурно-динамические х-ки конфликта Структурные х-ки конфликта являются статичными элементами, которые м. бы б. обнаружены в «срезе» конфликта, а его динамические х-ки связаны с тем. «какие именно события происходят» в конфликте.
Структурные х-ки представляют собой составные элементы конфликта. Они отражают компоненты, без которых его существование невозм. К структурным компонентам конфликта относятся: 1) стороны (участники) конфликта; 2) условия конфликта; 3) предмет конфликта; 4) действия участников конфликта; 5) исход (результат) конфликта.
Условия конфликта Условия конфликта включают в себя условия его возникновения и условия его протекания. Обычно под условиями возникновения понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта. Напр., в качестве условий возникновения конфликта у супругов будут выступать факторы, способствующие переходу их взаимодействия в конфликтные формы. К условиям протекания конфликта относят факторы, оказывающие влияние на его развитие.
Действия участников конфликта в совокупности образуют то, что называется конфликтным взаимодействием. Конфликтное взаимодействие, в сущности, и является осн. содержанием процесса конфликта.
Структурные х-ки конфликта, являясь его необходимым компонентом, в то же время не дают возм.сти прогнозировать развитие конфликта. С практ. точки зрения более существенным представляется рассмотрение действий участников и исхода конфликта в контексте динамических х-к.
К динамическим же х-кам конфликта относят стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях. Обычно считается, что конфликт проходит через сл. этапы развития: 1) возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации); 2) осознание ситуации как конфликтной; 3) конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт); 4) разрешение конфликта. Т. о., анализ динамических х-к конфликта предполагает описание того, как из некоей совокупности внешних условий возникает конфликт, как происходит само конфликтное взаимодействие и как конфликт разрешается (или иным образом заканчивается).
Пед. конфликт. Принципы управления пед. конфликтом
Причины пед. конфликтов Конфликт между учителем и учеником м. б. обусловлен множеством различных причин.
2. К субъективным причинам относятся:1.Психол. несовместимость учителя и ученика. 2. Наличие у учителя или ученика определённых черт х-ра, определяющих так называемую «конфликтную личность» (агрессивность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жёсткость, придирчивость и т. д.). 3. Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика. 4. Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика. 5. Несоответствие интеллектуальных, физ. возм.стей данного ученика и предъявляемых к нему требований и т. д.
Принципы управления пед. конфликтом.1. Принцип заинтересованности в конструктивных последствиях конфликта, что означает необходимость понять воспит. значение конфликта, возм.е использование его для личностного роста, нравственного развития, извлечения позитивного опыта для каждого из участников.
3. Принцип исключения односторонней ответственности за возникновение конфликта. Участвуют 2 стороны, каждая вносит свой вклад в развитие конфликта.
4. Принцип нейтралитета посредника. Нейтральная позиция по отношению к враждующим сторонам совершенно необходима для разрешения (притом эффективного) конфликтной ситуации.
5. Принцип профилактики конфликтов. В пед. процессе потенциальных конфликтов гораздо больше, чем сознательно провоцируемых. Предотвращение отриц. последствий любого конфликта связано с умением вычленить его внешнюю и внутр. причину как основу конфликтной ситуации.
Принципы управления педагогическими системами
Не в количестве знаний заключается
образование, а в полном понимании и
искусном применении всего того,
Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления.
Рассмотрим основные принципы управления педагогическими системами, выделенные П.И. Третьяковым и Е.Г. Мартыновым.
Принцип демократизации и гуманизации образования.Демократизация образования позволила перейти от государственной административно-командной системы управления к государственно-общественному управлению, от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества.
Реализация данного принципа предполагает развитие активности и инициативы не только руководителей, но и учителей, учащихся, родителей. Одной из форм участия в управлении является коллегиальное принятие управленческих решений. Коллективная форма принятия решений возможна лишь в случае доступности, открытости управленческой информации. С этой целью рекомендуется проводить регулярные отчетные мероприятия администрации перед общешкольным коллективом, предоставлять возможность учителям и учащимся обсуждать вопросы школьной жизни. Развитию демократических начал в управлении способствует также введение конкурсного избрания, контрактной системы при отборе педагогических кадров.
В нашем обществе все больший авторитет приобретают гуманистические ценности. Этот процесс находит свое отражение в управлении педагогическими системами, его гуманизации: управленческое воздействие уступает место сотрудничеству, сотворчеству, утверждению субъект-субъектных отношений.
Соблюдениепринципа научной обоснованности (научности) управления заключается в построении системы управления на новейших достижениях науки управления. Наука познает объективные закономерности процессов, происходящих в обществе, учитывает реальное состояние и конкретные возможности субъекта (объекта) управления.
Реализация принципа научной обоснованности управления в значительной мере определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы и окружающей среды.
Принцип непрерывности и последовательности управленческих воздействий направлен на обеспечение качественного роста личности, преемственности содержания и методов обучения, воспитания и развития. Он обеспечивает создание единого образовательного пространства, координацию действий элементов педагогической системы. В процессе управления формируется его механизм, совершенствуется содержание профессионального образования, складывается оптимальный объем учебной нагрузки, определяются требования к уровню подготовки выпускников.
Принцип обеспечения единства в управлении образованием диктуется необходимостью разработки и применения единых требований к процессам взаимодействия, оптимально соприкасающихся управляющей и управляемой подсистем.
Системность и целостность в управлении. Реализация этого принципа предполагает взаимодействие, взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении. Именно понимание педагогического процесса как целостного явления, его системной природы создает реальные условия для эффективного управления им.
Принцип оптимальности и эффективности предполагает качественную реализацию управленческой технологии, которая приводит к достижению поставленной цели. Он предполагает также органическое сочетание постоянного управленческого воздействия со стимулирующими мотивами, обеспечивающее моральную и материальную заинтересованность в выполнении принятых решений. Для побуждения к деятельности создается определенная энергетическая атмосфера.
Принцип экономической и экологической целесообразности в управлении предполагает достаточность и разумность расходов финансовых средств на образовательную деятельность. Он предопределяет безопасное взаимодействие человека и природы.
Принцип праксиологичности в управлении формирует взаимосвязь общего и профессионального образования, обеспечивающую органическое единство общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний посредством реализации совокупности педагогических условий, способов, средств, воздействий. Принцип требует выявления наиболее значимых фактов, явлений, законов из фундаментальных наук для успешного управления образованием.
К какому принципу управления педагогическим конфликтом относится создание единого образовательного
Принципы управления педагогическими системами
Принцип непрерывности и последовательности управленческих воздействий направлен на обеспечение качественного роста личности, преемственности содержания и методов обучения, воспитания и развития. Он обеспечивает создание единого образовательного пространства, координацию действий элементов педагогической системы. В процессе управления формируется его механизм, совершенствуется содержание профессионального образования, складывается оптимальный объем учебной нагрузки, определяются требования к уровню подготовки выпускников.
Принцип обеспечения единства в управлении образованием диктуется необходимостью разработки и применения единых требований к процессам взаимодействия, оптимально соприкасающихся управляющей и управляемой подсистем.
Системность и целостность в управлении. Реализация этого принципа предполагает взаимодействие, взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении. Именно понимание педагогического процесса как целостного явления, его системной природы создает реальные условия для эффективного управления им.
Принцип оптимальности и эффективности предполагает качественную реализацию управленческой технологии, которая приводит к достижению поставленной цели. Он предполагает также органическое сочетание постоянного управленческого воздействия со стимулирующими мотивами, обеспечивающее моральную и материальную заинтересованность в выполнении принятых решений. Для побуждения к деятельности создается определенная энергетическая атмосфера.
Принцип экономической и экологической целесообразности в управлении предполагает достаточность и разумность расходов финансовых средств на образовательную деятельность. Он предопределяет безопасное взаимодействие человека и природы.
Принцип праксиологичности в управлении формирует взаимосвязь общего и профессионального образования, обеспечивающую органическое единство общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний посредством реализации совокупности педагогических условий, способов, средств, воздействий. Принцип требует выявления наиболее значимых фактов, явлений, законов из фундаментальных наук для успешного управления образованием.
Место конфликтологии в практике образовательных учреждений
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Место конфликтологии в практике образовательных учреждений
«Школьные учителя обладают властью, о которой
премьер-министры могут только мечтать»
Специфика педагогических конфликтов заключается в том, что образовательная среда априори является высоко конфликтным динамическим социумом.
Противоречия, заложенные в самом педагогическом процессе, неизбежно приводят к их обострениям:
— между «надо» и «не могу»;
— между взаимоисключающими интересами ребёнка («мне это не интересно, а нужно учить»);
— между уровнем ценностных ориентаций;
— между уровнями профессионализма и компетентности;
— между уровнем коммуникативной культуры администрации, педагога, родителей, коллег и учеников и т.д.
Исследования учёных психологов, изучающих проблемы педагогических конфликтов доказывают, что в 50% случаев конфликт можно исчерпать полностью, не доводя до апогея, просто выслушав ученика до конца. В связи с этим, конфликтом необходимо уметь управлять и вставать мгновенно на рациональную позицию.
Вопросами конфликтов в образовательной сфере занимались многие ученые психологи и педагоги:А.С.Макаренко, В.А.Кан-Калик, Б.М.Бехтерев, А.Р.Лурия и др.). Но здесь важно отметить, что достаточно длительное время в нашей стране конфликты педагогического процесса рассматривались однозначно, как нежелательное явление, образовательные учреждения не выносили на «суд общественности» конфликтные случаи, а уж предоставить возможность их изучать и подавно. Сюда можно добавить запрет исследований детской агрессии (запрет вызывать детское агрессивное поведение), в отличие от зарубежных психологов.
Таким образом, говоря о конфликтах в образовании, мы скорее будем обсуждать наработанный опыт технологий, способов и приёмов управления данным феноменом.
Российское общество постоянно сотрясает бесконечное количество кризисов. Словосочетания «реформа школы», «модернизация образования», «переход на новые стандарты» меняют только несколько смягчающиеся названия, но по-прежнему, вызывают ужас у педагогов. Результатом этих травмирующих действий является синдром болезненного душевного состояния, который близок к аномии. В свою очередь аномия влечёт за собой потерю интереса к профессиональной деятельности, профессиональное выгорание, неуверенность и нетерпимость.Противоречие между потребностью педагога в общественном признании и недостаточной поддержке со стороны общества и его руководства также отражаются на психологическом благополучии педагогов. Снижение статуса учителя снижает его самооценку, усиливает морально – психологическое напряжение и соответственно возрастает конфликтогенность образовательного социума.
В процессе своей деятельности педагог включён в сложную систему взаимоотношений. Специфика педагогического коллектива заключается в наличии двух сторон взаимодействия: формальной (деловой) и неформальной (эмоционально – личностной), и психологический комфорт наступает тогда, когда обе эти стороны скоординированы (сбалансированы).
Прослеживая мониторинг социологических исследований педагогов, поражает такой факт, что 99,9% опрошенных руководителей образовательных учреждений считают, что педагоги время от времени обращаются к ним по вопросам, не связанным с работой. А 48% педагогов отвечают, что у них никогда не возникало желания посоветоваться с директором по вопросам не связанным с образовательным процессом. Интересны также данные о том, что большинство опрошенных педагогов (74%) считают необходимым для привлечения к решению конфликтных ситуаций третьих лиц, конфликтологов-психологов.
Если говорить о распространённых причинах возникновения конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях можно выделить такие:
Причины конфликтов «Администратор – учитель»:
— перекладывание на учителя «чужих» обязанностей;
— нарушение принципов материального и морального стимулирования труда (сюда относится и присвоение категорий; и надбавки; и распределение часов и т.д.).
Причины конфликтов «Учитель – ученик»:
— неумение вызвать познавательный интерес к своему предмету
Причины конфликтов «Учитель – родитель»:
— различие уровней общей и педагогической культуры;
Причины конфликтов «Учитель – учитель»:
— косвенное «сталкивание» учителей (сравнение классов по успеваемости, дисциплинированности, возвышение одного педагога за счёт принижения достоинств другого);
— так называемый «конфликт возрастов», молодых педагогов и учителей со стажем;
О причинах, в зависимости от классификации педагогических конфликтов, мы ещё поговорим.
Но всё вышеперечисленное – это «внешняя сторона айсберга» под названием конфликтогенный социум образования. Мир образования есть изначально не существовавшая, а сотворённая и сотворяемая действительность, не являющаяся просто составной частью социума. Она имеет свои специфические особенности и развивается по своим определённым законам. И если эти закономерности не учитывать и подгонять их под общие постулаты, декларативно значимые слова и цели, то следствием этого будет деформация системы, а потом и разрушение (тут и без синергетики понятно).
Ребёнок как готовился к поступлению в школу 30-50 лет назад, так и готовится сейчас. Как терял интерес к обучению в подростковом возрасте, в силу своей социальной ситуации развития, так и теряет. Но система образования функционирует таким образом, что к ней, к её уровню постоянно должны все приспосабливаться. Всё усилие образования направлено на поверхностное различие: лицеи, гимназии, программы и инновации и т.д.; количество нагрузки увеличивается, здоровье ухудшается, психологический накал растёт. В результате: «Нам скоро в школу – как подумаю, ужас берёт». Родители заведомо встают в позу обороны. Когда родители первоклассников обращаются ко мне за советом, в какую школу лучше отдать ребёнка. Я им советую искать не школу, а Учителя, ищите «Амонашвили», говорю я им, который даст родителям первоклассников ключик, чтобы те положили под подушку и утром первоклассник найдёт «свой ключик» от «своего класса». Иногда вижу скептический взгляд родителей в ответ (очень рада, что редко).
Принципы бесконфликтного управления педагогическими системами
Отсюда следует первый принцип снижения конфликтогенности образовательного социума: не дети готовятся к садику и школе, а школа и детский сад должен готовиться к принятию ребёнка.Вариативность образования должна подстраиваться под потребность каждого ученика в ощущении успешности учебной деятельности, предоставляя учителю возможность определять оптимальные технологии его развития.
Предвосхищая вопросы: а как же конкурентоспособность школ и рынок образовательных услуг? Маркетинговая деятельность директора школы не должна превращаться в «гонку за спросом», не годятся методы маркетинга в практике управления образовательным процессом.Рынок спроса должен изучаться, стимулирование спроса должно быть. Только соответствовать «рынок» должен целям и задачам образовательной среды, «выращиваться» в самой среде и самими участниками этой среды.Таким образом, инновационная деятельность, сопоставленная с маркетинговой информацией образовательного спроса помноженная на состояние учебно – воспитательного процесса, его цели, задачи должно в результате получить образовательное учреждение, в котором комфортно чувствуют себя и дети, и педагоги, и родители.
Продолжая разговор о дисбалансе администрирования, пример из жизни. Директор на совете: «Так, Петрова, готовишься к конкурсу «Учитель года», ты у нас талантливая, тебе же нужна «категория»? А Вы, Иванова, и, Семёнова, подхватите классы, если что». Вот и назревающий конфликт.
Ещё одна специфическая особенность педагогического конфликта заключается в неоднородности педагогических коллективов, в понимании целей обновления или преобразования образовательного процесса, которые вызывают рассогласованность действий. В данном случае легко сказать «изменить профессионально – педагогическое сознание», администрация должна учитывать различное отношение педагоговк разному роду инноваций. Здесь опять необходимо говорить о балансе, чтобы сохранить его между «старыми традициями» и «инновационными вливаниями».Нужно организовать коллектив так, чтобы молодые учили старших педагогов быстро овладевать электронными досками, а «старики», как написать на доске, смазанной парафином учениками перед уроком. Взаимопомощь лучшее средство дружеских отношений внутри коллектива.
Таким образом, педагогический конфликт, мы будем рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно- воспитательного процесса динамическую форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин.
Для установления педагогически целесообразных взаимоотношений между
субъектами педагогического взаимодействия конфликт нуждается в конструктивном компетентном управлении.
С точки зрения управления конфликтами в образовательных учреждениях выделяют организационный и структурный конфликты. Управление процессом, деятельностью и управление непосредственно людьми (которые, в свою очередь, то же осуществляют управление деятельностью и процессом).
Структурные конфликты : конфликты, связанные с наличием, ограничениями распределением ресурсов; конфликты, обусловленные разным
статусом участников учебно-воспитательного процесса, их различиями в правах; конфликты, вызванные наличием внутришкольного коллектива сложившихся референтных групп, нормы поведения и интересы которых вступают в острые противоречия с общественными нормами поведения и др.
В основу конструктивного управления конфликтами в образовательных учреждениях должны быть положены принципы:
демократизации и гуманизации образования. Переход от государственной административно – командной системы управления к государственно – общественной, от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества. Развитие активности всех участников образовательного процесса: руководители, педагоги, обучающиеся, родители.
принцип непрерывности и последовательности управленческих воздействий. Создание единого образовательного пространства, обеспечивающего качественный рост личности, воспитания и развития средствами качественной сбалансированной координации действий элементов педагогической системы;
принцип обеспечения единства в управлении образованием, обеспечивающийся разработкой и применением единых требований к процессам взаимодействия, оптимально соприкасающихся управляющей и управляемой подсистем;
принцип системности и целостности в управлении как взаимодействие, взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении. Именно понимание педагогического процесса как целостного явления, его системной природы создает реальные условия для эффективного управления им.
принцип оптимальности и эффективности, предполагающий качественную реализацию управленческой технологии, приводящей к достижению поставленной цели. Органическое сочетание постоянного управленческого воздействия со стимулирующими мотивами, обеспечивающее моральную и материальную заинтересованность в выполнении принятых решений;
рациональное сочетание централизации и децентрализации.
Чрезмерная централизация неизбежно ведет к усилению администрирования в управлении. Централизация в управлении сковывает инициативу руководителей нижних уровней, учителей и учащихся, они становятся просто исполнителями принимаемых без их участия и желания решений. Баланс централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы.
К сожалению, не всегда удаётся руководителю выдержать позицию децентрации и отказаться от представления о том, что его точка зрения является единственно правильной «истина в последней инстанции».
Коллегиальность не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело. Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо, прежде всего, на этапе реализации принятых решений. Единоначалие руководителя педагогической системы не означает авторитарность и администрирование, оно основывается на глубоком знании педагогики и психологии личности, социальной психологии, учете индивидуально-психологических особенностей учителей, учащихся, родителей. Единоначалие и коллегиальность в управлении — это проявление единства противоположностей. Единоначалие предполагает оперативность в выполнении решений, коллегиальность отличается некоторой «медлительностью».Главное здесь помнить правило: «Когда много рулевых – быть кораблю на рифах» и придерживаться «золотой середины», обходя рифы.
В теории и практике управления появился такой термин как «конфликтоёмкость» руководителя. Характеризуется этот показатель наличием гибкого и динамичного стиля управления, умением грамотно оценить ситуацию и найти оптимальное управленческое решение, владение приёмами конструктивного общения.
Функции педагогических конфликтов
Повторюсь, что длительный период в педагогической практике длительное время конфликты в образовательных учреждениях рассматривались исключительно как деструктивные. В 70-е годы появились исследования, которые утверждают, что наряду с фрустрациями, вызывающими чувство неудовлетворённости, тяжёлые эмоциональные переживания, недовольство собой и окружающими существуют и конструктивные: мобилизация морально – психологического потенциала личности, развитие самосознания и преодоление отрицательных черт личности.
Появились работы по проблемам педагогической конфликтологии, выявляющие природу конфликтно – стрессовых ситуаций в школе с учащимися различных возрастных групп и пути их преодоления. В исследованиях по проблемам управленческой деятельности в образовательных учреждениях появились работы преодоления конфликтов, связанных с наличием антиинновационных барьеров, о которых говорилось выше.
Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. утверждают, что конфликт «помогает выйти на новый этап развития личности и новый уровень развития межличностных отношений».
Петровская Л.А. отмечает, что конфликт может способствовать предотвращению стагнации в групповых и межгрупповых отношениях, служит источником появления новых целей, норм, ценностей и т.д.
Ломов Б.Ф. считает, что соперничество выполняет функцию своеобразного катализатора развития способностей.
Многие педагоги указывают на воспитывающую функцию конфликтов, при определённом педагогически целесообразном регулировании.
Во всех перечисленных вариантах необходимо делать акцент на необходимость интеграции усилий сторон, направленных на преодоление возникших противоречий. Как пишет С.В.Баныкина, в своих главных чертах процесс конструктивного разрешения противоречий должен быть сходным с творческим процессом: от познания проблемы и неудачных попыток решить её традиционными средствами – к инсайту, позволяющему увидеть проблему в новом ракурсе и найти её решение.
Таким образом, сознательное управление педагогическим конфликтом, конструктивные меры по его урегулированию связаны, прежде всего, с учётом особенностей его участников: различий в социальных статусах, в возрасте и жизненном опыте, в степени ответственности при его разрешении.
Платонов, Ю. П. Психология конфликтного поведения [Текст]/ Ю.П.Платонов — СПб.: Речь, 2009. — 544 с.
Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы.[Текст] /Н.В.Самоукина.- М.:Новая школа,1995.-144 с.