к какому политическому лагерю относилась организация союз русского народа
Союз русского народа
В ноябре в Петербурге состоялся I учредительный съезд cоюза и были сформированы руководящие органы, в том числе Главный совет, председателем которого избрали известного русского педиатра доктора медицины Александра Дубровина. Первоначально Главный совет состоял из 30 членов, среди которых были крупный бессарабский помещик, действительный статский советник Владимир Пуришкевич, редактор «Московских ведомостей» Владимир Грингмут, богатый курский помещик, статский советник Николай Марков, которого за потрясающее сходство с Петром I называли «Медный всадник», выдающийся филолог академик Александр Соболевский, известный историк и автор блестящих гимназических учебников по русской истории профессор Дмитрий Иловайский и другие. Центральным печатным органом партии была газета «Русское знамя», издателем которой выступал сам Дубровин.
Основные программные установки СРН включали в себя следующие положения:
1) сохранение самодержавной формы правления, безусловный роспуск Государственной думы и созыв законосовещательного Земского собора;
2) отказ от любых форм государственного и культурного федерализма и сохранение единой и неделимой России;
3) законодательное закрепление особого статуса Русской православной церкви;
4) приоритетное развитие русской нации — великороссов, малороссов и белорусов.
Тогда же под эгидой партии было создано широкое народное движение «Чёрная сотня», которую первоначально возглавил Грингмут. Кстати, за основу этой организации взяли древнюю форму русского общинного (сельского и посадского) самоуправления в виде сотенной организации. А само название «Чёрная сотня» проистекало из того обстоятельства, что все сельские и посадские общины на Руси были податными, т.е. «чёрными», сотнями. Между прочим, именно такие «чёрные сотни» составили костяк знаменитого Второго ополчения Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, которое спасло страну в 1612 году.
Вскоре среди руководителей СРН стали нарастать острые противоречия. В частности, товарищ (заместитель) председателя Главного совета Пуришкевич, обладавший незаурядной харизмой, начал постепенно оттеснять Дубровина на второй план. Поэтому в июле 1907-го в Москве был срочно созван II съезд «Союза русского народа», на котором сторонники Дубровина приняли постановление, направленное против неуёмного самоуправства Пуришкевича, который в знак протеста против данного решения вышел из состава партии. Однако история не закончилась и получила дальнейшее развитие на III съезде СРН, состоявшемся в феврале 1908-го в Петербурге. На сей раз группа именитых монархистов, недовольных политикой Александра Дубровина, обратилась с жалобой к члену Главного совета графу Алексею Коновницыну, что привело к новому расколу не просто в самом центральном руководстве, но и в её региональных отделах: московском, киевском, одесском и других. В результате в ноябре 1908-го Пуришкевич и его сторонники, в число которых входили ректор Московской духовной академии Антоний Волынский, томский архиепископ Питирим и тамбовский епископ Иннокентий, вышедшие из состава СРН, создали новую организацию — «Русский народный союз имени Михаила Архангела».
Тем временем обстановка внутри СНР продолжала ещё больше обостряться, что привело к новому расколу в партии. Теперь «камнем преткновения» явилось отношение к Государственной думе и Манифесту 17 октября. Лидер СРН Дубровин был ярым противником всяких нововведений, считал, что любое ограничение самодержавной власти принесёт крайне негативные последствия для России, в то время как другой видный монархист Николай Марков полагал, что Манифест и Государственная дума созданы по воле государя, а значит, долг каждого истинного монархиста не рассуждать на сей счёт, а подчиниться воле монарха.
По мнению ряда современных историков, такое развитие событий стало возможным потому, что в ослаблении СРН оказался лично заинтересован премьер-министр Пётр Столыпин, стремившийся создать в III Государственной думе лояльное правительству центристское большинство, состоящее из умеренных националистов и конституционалистов (октябристов, прогрессистов и части кадетов). Одним из главных препятствий для осуществления этого плана как раз и был СРН, поскольку и сам Дубровин, и его сторонники крайне негативно относились ко всем «трём китам» столыпинской внутренней политики:
1) они не принимали его заигрывания с конституционными парламентскими партиями и подвергали беспощадной критике главную «правительственную» партию — Всероссийский национальный союз;
2) для них был абсолютно неприемлем курс на превращение России в конституционную монархию путём преобразования Государственной думы и Государственного совета в реальные законодательные органы власти, и они требовали восстановления неограниченного самодержавия;
3) наконец, они являлись противниками разрушения крестьянской поземельной общины и всех аграрных преобразований Столыпина.
В декабре 1909-го, пока лидер СРН пребывал на лечении в Ялте, в Петербурге произошёл «тихий переворот» и к власти пришёл его новый заместитель граф Эммануил Коновницын. Дубровину поступило предложение ограничить свою власть в качестве почётного председателя и основателя СРН, с чем он категорически не согласился. Однако вернуть прежнее влияние в партии так и не смог, и в 1911-м она окончательно раскололась на «Союз русского народа» во главе с Марковым, который стал издавать новые газету «Земщина» и журнал «Вестник Союза русского народа», и «Всероссийский дубровинский союз русского народа» во главе с Дубровиным, главным рупором которого осталась газета «Русское знамя». Таким образом, политика Столыпина в отношении СРН привела к тому, что из самой мощной и многочисленной партии, в рядах которой насчитывалось до 400 000 членов, он превратился в конгломерат различных политических организаций, лидеры которых подозревали друг друга в тайных кознях и постоянно враждовали между собой. Неслучайно бывший одесский градоначальник генерал Иван Толмачёв в декабре 1911 года с горечью писал: «Меня угнетает мысль о полном развале правых. Столыпин достиг своего, плоды его политики мы пожинаем теперь, все ополчились друг на друга».
ТУПИК «МУЖИЦКОГО ДЕМОКРАТИЗМА»
Позднее предпринимались неоднократные попытки воссоздания единой монархической организации, но решить эту важную задачу так и не удалось. В 1915 году был создан Совет монархических съездов, однако воссоздать единую организацию не получилось.
Позже в общественном сознании вполне основательно сформировали лживый кровожадный образ «Союза русского народа» и «Чёрной сотни», который до сих пор формирует негативное отношение ко всему русскому патриотическому лагерю. Основные черты этого демонизированного образа заключались в том, что именно русские монархические партии:
1) были маргинальными организациями, состоявшими сплошь и рядом из люмпенов и городских сумасшедших;
2) использовались реакционными кругами в своих узкоклассовых корыстных интересах;
3) выступали организаторами массовых еврейских погромов и не гнушались массовым убийством своих политических оппонентов.
О низком интеллектуальном уровне русских черносотенцев говорить просто смешно, поскольку среди членов и сторонников этого движения были такие великие русские учёные и деятели русской культуры, как химик Дмитрий Менделеев, филолог Алексей Соболевский, историки Дмитрий Иловайский и Иван Забелин, художники Михаил Нестеров и Аполлинарий Васнецов, и многие другие.
Историки и политологи давно задаются сакраментальным вопросом: почему произошёл крах СРН и других патриотических партий? Кому-то ответ может показаться парадоксальным, но именно русское черносотенство явилось первой реальной попыткой построить в Российской империи то, что сейчас принято называть «гражданским обществом». А это оказалось совершенно не нужно ни имперской бюрократии, ни радикальным революционерам, ни либералам-западникам всех мастей. «Чёрную сотню» следовало немедленно остановить, и её остановили. Ведь неслучайно самый проницательный политик той поры Владимир Ульянов (Ленин) с большой опаской, но с поразительной откровенностью писал: «В нашем черносотенстве есть одна чрезвычайно оригинальная и чрезвычайно важная черта, на которую обращено недостаточно внимания. Это — темный мужицкий демократизм, самый грубый, но и самый глубокий».
СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА
Правомонархическая черносотенная организация, существовавшая в 1905-1917 гг.
Начальный этап существования организации
Инициаторами создания Союза русского народа были игумен Воскресенского миссионерского монастыря под Санкт-Петербургом Арсений (Алексеев), художник А.А. Майков и детский врач А. И. Дубровин. В ноябре 1905 г. был учрежден Главный совет организации. А.И. Дубровин стал председателем Союза, а А.А. Майков его заместителем.
Первой публичной акцией Союза стал митинг 21 ноября 1905 г. в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге, где, по оценке участника события П.А. Крушевана, собралось 20 тыс. человек. На митинге выступили А.И. Дубровин, П.Ф. Булацель, В.М. Пуришкевич, писатель М.И. Волконский, публицист Н.А. Энгельгардт и другие известные монархисты.
Одной из основных задач на начальном этапе деятельности Союза была организация местных отделов. Благодаря усилиям члена Союза A.И. Тришатного было открыто около 60 отделов по всей стране, в том числе в Москве, Яро славле, Новгороде Великом, Одессе.
Большое внимание уделялось также агитационно-пропагандистской деятельности: печатались воззвания, обращения, листовки. Учредители Союза называли одной из главных задач оказание поддержки императору Николаю II в борьбе с революционным движением. Руководители и активисты Союза постоянно направляли на имя царя всеподданнейшие адреса, телеграммы, обращения и челобитные. В декабре 1905 г. состоялся Высочайший прием депутации Союза Николаем II. Это способствовало росту численности сторонников Союза и укрепления его позиций в обществе. К осени 1906 г. произошло окончательное становление Союза русского народа как ведущей правомонархической организации.
Идеология Союза русского народа
В августе 1906 г. был официально утвержден устав Союза. Целью организации было объявлено «развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего отечества – России единой и неделимой». Членами Союза могли быть «только природные русские люди обоего пола, всех сословий и состояний, преданные целям Союза». В отношении лиц нерусского происхождения устав предполагал особый способ приема – единогласное постановление соединенного собрания членов Совета и членов-учредителей. Евреи, даже принявшие христианство, в Союз категорически не допускались.
Устав определял, что благо России состоит «в незыблемом сохранении православия, русского неограниченного самодержавия и народности». В уставе особо отмечалось, что члены организации вовсе не являются сторонниками прежнего порядка, когда «бюрократический строй заслонил светлую личность Царя от народа и присвоил себе часть прав, составляющих исконную принадлежность русской самодержавной власти». Вместе с тем Союз подчеркивал, что изменения не должны быть направлены к ограничению власти монарха, а Государственная дума в России должна быть органом для «непосредственной связи между державною волею Царя и правосознанием народа». Особо отмечалось, что Государственная дума «должна быть национально-русской».
Высшим органом Союза являлось собрание членов-учредителей и Главного совета, которое избирало на 3 года членов Главного совета, ведавшего всеми делами Союза и состоявшего из 12 членов и 18 кандидатов. Совет избирал уже из своей среды председателя, двух его заместителей и секретаря, а также казначея и делопроизводителя из числа членов Союза. Официальным печатным органом Союза была газета «Русское знамя», первый номер которой вышел в ноябре 1905 г.
Раскол и дальнейшая судьба Союза
В 1907 г. среди руководителей организации начались противоречия. Заместитель председателя Союза В. М. Пуришкевич стал проявлять все бо́льшую самостоятельность, оттесняя А. И. Дубровина на второй план. На очередном съезде Союза русского народа, проведённом в июле 1907 г., по инициативе сторонников председателя Союза А.И. Дубровина было принято постановление, предписывающее не считать действительными документы, не прошедшие одобрение председателя. Постановление было направлено на пресечение деятельности Пуришкевича и его сторонников, не согласовывавших свои действия с Дубровиным. На съезде Союза в феврале 1908 г. в Петербурге противники Дубровина обратились с жалобой к члену Главного совета Союза графу А.И. Коновницыну, указывая на «диктаторское поведение» председателя Союза. Дубровин потребовал исключения оппозиционеров из Союза. Пуришкевич тем временем, объединившись с исключенными и покинувшими Союз русского народа участниками, в ноябре 1908 г. создает новую организацию под названием «Русский народный союз имени Михаила Архангела».
С 1909 по 1912 гг. сторонники и противники А.И. Дубровина проводили многочисленные собрания, обменивались противоречивыми заявлениями. В итоге Союз русского народа окончательно раскололся. В августе 1912 г. был зарегистрирован устав «Всероссийского дубровинского союза русского народа», а в ноябре 1912 власть в Главном совете Союза русского народа перешла к Н.Е. Маркову. Также от центра откололся ряд региональных отделений, заявивших о своей самостоятельности. Союз русского народа превратился в конгломерат враждовавших друг с другом организаций. Попытки воссоединения Союза, предпринимавшиеся в течение следующих нескольких лет, успехом не увенчались. После февральской революции 1917 г. все монархические организации были запрещены. Союз русского народа окончательно прекратил свое существование.
«Союз русского народа»
, массовая черносотенная монархическая организация. Создана в октябре 1905 г. при активном участии властей для борьбы с революционным движением; использовала антисемитизм в качестве основы своей идеологии.
В правящих кругах России давно высказывалась мысль о создании монархического союза. Одним из главных сторонников его создания был П. Рачковский — заведующий заграничной агентурой Департамента полиции (1885–1902), заведующий политической частью Департамента полиции (1905–1906). Первой организацией подобного рода было «Русское собрание» (устав утвержден 21 января 1901 г.). В январе 1905 г. было основано «Общество хоругвеносцев», а в марте 1905 г. — «Союз русских людей». Эти организации были различны по своему составу. В «Союз русских людей» и «Русское собрание» входили аристократы, представители администрации. Так, председателем совета «Русского собрания» и редактором «Вестника Русского собрания» был князь М. Шаховской, активными участниками — князья Д. Голицын (член Государственного совета) и М. Волконский (позднее депутат 3-й и 4-й Государственной думы); членом совета «Русского собрания» был С. Белецкий (позднее директор Департамента полиции). «Общество хоругвеносцев» состояло из лавочников, деклассированных элементов, неквалифицированных рабочих. Члены черносотенных организаций были основными участниками погромов в России в октябре 1905 г.
Накануне издания манифеста 17 октября при участии полиции началось сплочение правых сил. После ряда встреч на квартирах доктора А. Дубровина и П. Рачковского, 8 ноября 1905 г. было объявлено, что «Союз русского народа» создан. 21 ноября был проведен массовый митинг в Петербурге, а 27 ноября вышел в свет первый номер органа «Союза русского народа» — газета «Русское знамя». Председателем организации стал А. Дубровин, товарищем председателя — филолог, академик А. Соболевский. Среди руководителей «Союза русского народа» были известный правый политический деятель, публицист В. Пуришкевич; секретарь Главного совета «Союза русского народа», один из наиболее скандальных депутатов Государственной думы, своим антисемитизмом выделявшийся даже в «Союзе русского народа» Н. Марков 2-й; член Главного совета, присяжный поверенный П. Булацель; журналист и писатель, вдохновитель Кишиневского погрома (см. Кишинев), издатель антисемитских газет «Бессарабец» и «Знамя» П. Крушеван. «Союз русского народа» среди других черносотенных организаций отличался своей массовостью. В 1906–1907 гг. число членов «Союза русского народа» составляло несколько сотен тысяч человек. «Союз русского народа» имел около одиннадцати тысяч местных отделений. Наряду с деклассированными элементами, в «Союз русского народа» входили рабочие (более одной тысячи только с Путиловского завода в Петербурге) и представители интеллигенции (например, академики А. Соболевский, К. Грот и Н. Лихачев; поэты К. Случевский и М. Кузмин), духовенства, в том числе высшего: Тихон, архиепископ Ярославский и Ростовский, будущий патриарх, возглавлявший губернский отдел «Союз русского народа»; Антоний — архиепископ Волынский, религиозный мыслитель; Гермоген — епископ Саратовский; иеромонах Илиодор (С. Труфанов), один из организаторов «Союза русского народа»; Иоанн Кронштадтский, настоятель Андреевского собора в Кронштадте, известный проповедник (в 1991 г. его и Тихона русская православная церковь причислила к лику святых).
Министр юстиции И. Щегловитов и начальник Петербургского охранного отделения А. Герасимов делали все возможное, чтобы воспрепятствовать расследованиям террористических актов, осуществленных боевиками «Союза русского народа». Так, следствие по поводу покушения на бывшего председателя Совета министров С. Витте велось, по свидетельству А. Герасимова, таким образом, «чтобы никаких нитей найти нельзя было». И. Щегловитов всячески препятствовал финляндскому суду выявить истинных виновников убийства М. Герценштейна, а начальник Московского охранного отделения Е. Климович был организатором осуществленных дружинниками «Союза русского народа» убийств депутата 1-й Государственной думы Г. Иоллоса (1859–1907) в 1907 г. и депутата 2-й Государственной думы А. Караваева в 1908 г. (см. ниже).
Основным программным лозунгом «Союза русского народа» было: «Самодержавие, православие, народность». А. Дубровин и некоторые другие руководители «Союза русского народа» считали Государственную думу противозаконным учреждением, ограничивающим права монарха. В Уставе «Союза русского народа» особо подчеркивалась роль русского народа, которому «принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и в государственном строительстве», причем «Союз не делает различия между великороссами, белороссами и малороссами». В Уставе подчеркивалось, что Государственная дума, «чуждая всяких ограничений верховной царской власти, должна быть национально-русской». В программных документах и в выступлениях членов «Союза русского народа» были нападки на различные нации и народности, населявшие Российскую империю, но основной темой в документах и выступлениях был еврейский вопрос.
В первой «избирательной программе» «Союза русского народа», выпущенной в начале 1906 г., перед выборами в 1-ю Государственную думу, говорилось: «Еврейский вопрос должен быть разрешен законами и мерами управления отдельно от других племенных вопросов в виду продолжающейся стихийной враждебности еврейства к христианству и нееврейским национальностям и стремлений еврейства к всемирному господству». Евреи обвинялись в том, что они являются главными виновниками революционного движения, что их руки обагрены кровью «честных слуг царя и Родины». Все русские либералы назывались «жидовствующие русские». Предлагалось прекратить призыв евреев в армию, воинскую повинность заменить особым военным налогом, взимаемым со всего еврейского народа; всем евреям, независимо от образования и положения, следует жить только в пределах черты оседлости; евреям следует запретить состоять на государственной или общественной службе, быть преподавателями у нееврейских учащихся. Евреи не должны быть редакторами или издателями периодических изданий, владельцами книжных магазинов, типографий и аптек. В документах «Союза русского народа» было много нападок на крупный капитал как на еврейский; содержался призыв к «освобождению русского народа от еврейского рабства и в экономическом отношении». «Союз русского народа» считал, что правительство должно стремиться к выселению евреев из России, и все предложенные Союзом меры, а также погромы будут способствовать этому. «Союз русского народа» считал, что евреи должны переселиться в Палестину, и в программе говорилось, что будущие представители «Союза русского народа» в Государственной думе потребуют от правительства начать переговоры с другими государствами «о всяческом содействии евреям для переселения их в свое царство». Но некоторые руководители «Союза русского народа», например, Марков 2-й, считали, что всех русских евреев следует перебить в предстоящих погромах. В «Русском знамени» неоднократно говорилось о необходимости массовых убийств «евреев-революционеров». Все революционеры и либералы были объявлены евреями или еврейскими агентами, целью которых является установление «позорной еврейской кабалы», по выражению члена Главного совета «Союза русского народа» Г. Бутми де Кацмана. В брошюрах «Союза русского народа» выдвигались требования о необходимости закрытия всех еврейских школ, о запрете евреям поступать в средние и высшие учебные заведения, об исключении из районов черты оседлости Киева, Таврической и Херсонской губерний и переселении евреев в Верхоянский округ Якутской области «безвозвратно и безвыездно». При обсуждении в 3-й Государственной думе в 1908 г. ассигнований на оборону Н. Марков 2-й заявил, что евреи — «наиболее вредный элемент, расстраивающий нашу доблестную русскую армию», и предложил создать «особые еврейские части», которые во время боя нужно выставлять вперед, потому что «если они побегут, их можно расстрелять».
Согласно Уставу, членами «Союза русского народа» могли быть «только природные русские люди». В отношении представителей остальных национальностей говорилось, что они «могут быть приняты в члены Союза не иначе как по единогласному постановлению соединенного собрания членов Совета учредителей». Особо подчеркивалось, что «евреи в члены Союза допущены быть не могут, даже в том случае, если они примут христианство». Но были редкие исключения: например, В. Грингмут (1851–1907; сын крещеных евреев), редактор «Московских ведомостей», был руководителем Московского отдела «Союза русского народа». Некоторые деятели «Союза русского народа», в особенности В. Пуришкевич, выискивали крещеных евреев в государственном аппарате, в офицерском корпусе; В. Пуришкевич выступил против крещеного еврея А. Данилевского (1838–1923), начальника Военно-медицинской академии. П. Крушеван, однако, считал, что евреи, принявшие крещение, как бы теряют свою «вредность», и призывал всех евреев креститься: «вместо семи миллионов врагов было бы семь миллионов братьев по Христу».
Несмотря на все это, а также на жесткие нападки, которым «Союз русского народа» подвергал П. Столыпина, Николай II и П. Столыпин поддерживали Союз. В начале июля 1907 г. Николай II телеграфировал А. Дубровину: «Передайте председателям отделов и всем членам “Союза русского народа”. мою сердечную благодарность за их преданность и готовность служить престолу и благу дорогой родины. Да будет же мне “Союз русского народа” опорой, служа для всех и во всем примером законности и порядка». П. Столыпин в письме одесскому градоначальнику И. Толмачеву, покровителю «Союза русского народа», не допускавшему никаких действий полиции против «Союза русского народа», одобрив его меры по наблюдению за собраниями членов Союза, дал очень высокую оценку его деятельности («. в смутную эпоху 1905–1906 гг. “Союз русского народа” сыграл крупную, можно сказать, историческую роль, оказав существенную помощь и содействие правительству в деле подавления революционного движения») и попросил Толмачева в будущем, при предъявлении «Союзу русского народа» требований действовать в рамках законности, «сохранить благожелательное отношение к этой организации, дальнейшее существование которой. еще нельзя признать излишним». Отношение П. Столыпина и царя к «Союзу русского народа» способствовало увеличению финансирования организации. Только на издание газеты «Земщина» Н. Марков 2-й получал 180 тыс. рублей в год. Ставший премьер-министром после убийства П. Столыпина в сентябре 1911 г. В. Коковцов сразу сократил субсидии организациям, на которые раскололся «Союз русского народа». Так, он решительно отказал В. Пуришкевичу и Н. Маркову 2-му в выдаче 960 тыс. рублей на ведение избирательной кампании в 4-ю Государственную думу.
Все организации, на которые раскололся «Союз русского народа», активно поддерживали правительство во время дела Бейлиса (см. М. Бейлис) и были в числе вдохновителей антисемитской кампании. Члены «Союза русского народа», депутаты 4-й Государственной думы Т. Замысловский и известный своими антисемитскими работами присяжный поверенный А. Шмаков, на процессе М. Бейлиса представляли сторону матери убитого Андрея Ющинского и старались доказать ритуальный характер убийства. Киевский отдел «Союза русского народа» пытался во время дела Бейлиса организовать погромы в Киеве и в городах Киевской губернии. Только активное противодействие администрации сорвало эти планы.
Будучи крайне правой организацией, «Союз русского народа» был сторонником сближения с монархической Германией и Австрией и выступал против союза с либеральной Англией и демократической Францией. В марте 1914 г. Н. Марков 2-й заявил в 4-й Государственной думе, что маленький союз с Германией лучше, чем дружба с Англией и Францией. Накануне Первой мировой войны А. Дубровин провозгласил лозунг союза с Германией. Поэтому с начала Первой мировой войны популярность этих организаций упала еще больше. В некоторых городах, например, в Одессе, военные власти занимали жесткую позицию в отношении к «Союзу русского народа» и не давали членам организации осуществлять нападения на евреев и немцев. Но, с другой стороны, после отставки с поста председателя Совета министров В. Коковцова, при его преемнике И. Горемыкине (январь 1914 г. — январь 1916 г.) и при быстро сменяющих друг друга министрах внутренних дел (особенно при министре А. Протопопове, с сентября 1916 г.) центральные власти широко поддерживали «Союз русского народа» и щедро финансировали его деятельность. Согласно документу о суммах, выданных товарищем министра внутренних дел С. Белецким, с 15 октября 1915 г. по 12 февраля 1916 г. различным обществам и группам «Союза русского народа» в целом было выдано 184 085 рублей. Деньги запрашивались на самые разнообразные цели: так, Т. Замысловскому выдано пятьдесят тысяч рублей «на издание книги о процессе Бейлиса», Н. Маркову — восемь тысяч рублей на издание газеты в Курске, приват-доценту Балицкому — 2985 рублей «на нужды академической студенческой организации». Но, помимо этих сумм, за тот же короткий период С. Белецкий передал на издание черносотенных газет 300 тыс. рублей, а также выдал «Союзу русского народа» «остаточную сумму секретного фонда Главного управления по делам печати на субсидии правым монархическим органам».
После Февральской революции 1917 г. деятельность «Союза русского народа» была запрещена, многие его руководители были привлечены к суду. При большевиках некоторые из них, в том числе А. Дубровин, были расстреляны. Во время гражданской войны в России многие деятели «Союза русского народа» создали ряд крайне правых антисемитских организаций на территории, находящейся под контролем белогвардейцев, особенно на юге России, в районе действий Добровольческой армии А. Деникина. В. Пуришкевич создал и возглавил Народно-государственную партию, программа которой требовала объявления всех евреев иностранцами и борьбы с евреями во всем мире. Партия получала значительные средства от военных властей. Другой организацией, в которую входили члены «Союза русского народа», был «Союз русских национальных общин», по свидетельству генерала А. Деникина– «наиболее распространенная организация». Бывший член Главного совета «Союза русского народа» Т. Замысловский возглавил «Русское собрание». Член «Союза русского народа» протоиерей В. Востоков создал «Братство животворящего креста». Вся пропаганда и деятельность этих организаций, по свидетельству генерала А. Деникина, сводилась «. к простейшему и доступному массе. императиву: “Бей жидов, спасай Россию!”»; он же отмечал, что наиболее активная антисемитская агитация велась в армии, и она сыграла свою роль в превращении Добровольческой армии в банду по организации погромов. В 1919 г. никакой борьбы с антисемитской пропагандой и действиями «Союза русского народа» официальные власти на юге России не предпринимали, за исключением закрытия погромного листка «В Москву», выходившего с девизом: «Бери хворостину и гони жида в Палестину». Черносотенцы пытались действовать в 1920 г. в Крыму, но командующий армиями юга России генерал барон П. Врангель, хорошо понимая, что антисемитская агитация приведет к погромам, подрывающим боевые качества армии, и в результате протестов представителей Франции и США, пресекал их действия. Была запрещена выходившая в Севастополе газета «Русская правда» за печатание, по выражению П. Врангеля, материалов «погромного характера». Когда после проповедей В. Востокова толпа пыталась организовать погром, П. Врангель запретил все «публичные выступления, лекции и диспуты, сеющие политическую и национальную рознь». Его приказ строго исполнялся.
Взгляды таких членов «Союза русского народа», как Н. Марков 2-й, оказали влияние на формирование фашизма и нацизма в Европе. С середины 1980-х гг. в России идеи «Союза русского народа» стали гласно пропагандироваться откровенно черносотенными организациями «Память», «Отечество» и «Российское национальное единство». Около 40 изданий, в том числе журналы «Наш современник», «Молодая гвардия», публикуя статьи, восхваляющие «Союз русского народа», вели активную антисемитскую пропаганду. Переизданы антисемитские труды деятелей «Союза русского народа» П. Крушевана, Г. Бутми де Кацмана, А. Шмакова; многократно переизданы «Протоколы сионских мудрецов». В начале октября 1993 г., после роспуска Верховного Совета, некоторые газеты и журналы черносотенного направления, в том числе «День», были закрыты, но они вскоре стали выходить под новыми названиями. Для многочисленных организаций антисемитизм является единственной идеологической базой (см. также Антисемитизм; Погромы; Россия).