имя летописца нестора связано с каким веком
Они открывали Землю!
Путешественники
Вы здесь
Нестор
Нестор – первый русский географ-летописец
(2-я половина XI в. – начало ХII в.)
С именем летописца Нестора связано, как считает большинство исследователей, составление (в начале XII в.) «Повести временных лет» («Се повести времянных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть»).
Совершенно неизвестны события жизни Нестора до вступления его в Киево-Печерский монастырь Вероятно он родился в Киеве в зажиточной семье и получил хорошее образование. Нестор с любовью относился к «книжному учению» ( «книгами бо кажеми (наставляемы) и учими есмы пути покаяния, и мудрость бо обретаем. »)
В Киево-Печерский монастырь, Нестор поступил в возрасте 17 лет, здесь его образование получило надлежащее применение. У Киево-Печерского монастыря, бывшего в то временя одним из важнейших культурных центров Киевской Руси, сложилась литературная традиция: его иноки занимались составлением житий русских святых и летописанием. В первые годы своей жизни в монастыре Нестор составляет жития Святых князей Бориса и Глеба, основателя монастыря Феодосия Печерского. В последующем Нестор занялся разбором и приведением в порядок летописей, составленных его предшественниками и продолжением этих трудов. Эту работу он выполнил блестяще.
Рассматривая историю Киевской Руси, акад. Б. Д. Греков пишет: «Повесть временных лет» – это одно из произведений человеческого гения, произведение, к которому судьба предназначила неувядаемый интерес на протяжении веков. Книгу читали с волнением и интересом и тогда, когда она только что вышла из рук автора, читают и сейчас» («Киевская Русь», 1949).
О огромном значении труда Нестора для нашей истории и культуры говорит тот факт, что «Повесть временных лет» вошла в состав всех последующих летописных сводов XII-XVI веков! Нет ни одного историка, занимавшегося Киевской Русью, который смог бы обойтись без труда Нестора.
К сожалению в подлиннике виде «Повесть временных лет» до нас не дошла, так как Владимир Мономах, усмотрев в ней сочувствие Киево-Печерского монастыря к своему сопернику князю Святославу, изъял ее из этого монастыря и отдал в 1116 г. для переделки игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру. Однако скорее всего переделаны были в основном те части «Повести временных лет», где излагались события политической жизни современной Нестору Киевской Руси. Скорее всего в летописи были изменены оценки этих событий, характеристики отдельных князей. Географический же материал, сообщаемый Нестором, в силу своей «нейтральности», скорее всего остался в летописи в том виде, как его изложил сам Нестор.
В «Повести временных лет» Нестор обнаружил большую информированность, вдумчивость и широту историко-географического кругозора.
Указывая, что родина славянских племен находилась на Дунае, Нестор рассматривает постепенное расселение западных и восточных славян в Восточной и Центральной Европе, а затем подробно характеризует период их расселения по Днепру, Западной Двине и Волхову. Эти племена в то время составляли «Русскую землю». Параллельно с историей Нестор дает и очерк географии современной ему Русской земли и известной ему части мира. Поэтому Нестора по праву называют «отцом» русской истории, и географии.
Земли, известный Нестору на севере ограничиваются примерно 60-й параллелью (от северной части Урала до устья реки Невы). Он представлял себе положение Балтийского и Северного морей, юга Великобритании, европейского побережья Атлантического океана и Средиземного моря. На юге – известны Нестору были средиземноморское побережье Африки, нижнее течение Нила. В Азии он знал Аравию, Индию, Бактрия (части современных Таджикистана, Афганистана, Узбекистана), Каспийское море.
Выработанное уже древними географами деление суши на три части света (Африку, Европу и Азию) Нестору неизвестно; он делит известный ему мир по странам горизонта: Восток, Страны Полуденные, т.е. южные, Полунощные (северные) и Западные, причем в общих чертах Восток соответствует Азии, захватывая часть Восточно-Европейской равнины за Доном и Волгой, юг – Африке, Запад и Полунощь – Европе.
Географию дальних, неевропейских стран Нестор излагает по литературным источникам (греческие хроники Иоанна Малалы (VI век) и Георгия Амартола (IX век), Палея, жизнеописания Кирилла и Мефодия, Библия) и по официальным документам того времени (грамотам, договорам и др.).
Сведения о Европе полнее, чем о неевропейских странах. Более подробна описана Восточная Европ. А то время как описание Западной Европы ограничивается побережьями, то для Восточной представлена исчерпывающая картина расселения племен по всему пространству Русской равнины.
Балтийское (Варяжское) море, по представлению Нестора, согласному с представлениями европейских и арабских географов XI-XII веков, находится на севере от русских владений и составляет одно целое с Северным морем, представляя собой огромный рукав Атлантического океана; аналогично Средиземному морю на юге Европы. При этом протягивается Балтийское море плоть до Урала.
Сведения об устройстве поверхности известных ему земель Нестор сообщает весьма скупо. Его сообщения касаются исключительно Русской равнины, простирающейся от «Кавкаисинских, рекше Угорских гор» (Карпаты) и Чешского Леса, а также Понта (Черного моря), Хвалисского (Каспийского) моря до Варяжского моря. Кавказ под названием Ясских гор был известен русским уже в X в., а в предкавказье в то время образовалось русское Тмутараканьское княжество, населенное яссами (осетинами) и косогами (черкесами). Особенно для современного исследователя важны те сведения, которые сообщает Нестор о Восточной Европе.
Нестор отмечает на Русской равнине Валдайскую возвышенность, с которой в различных направлениях стекают главные реки равнины: Волга, Днепр, Западная Двина. Валдайская возвышенность называется Оковским (Воковскнм, Волоковским) Лесом. Водораздел между северными притоками Волги (Шексна, Кострома, Молога, Унжа, Кама) и реками, впадающими в Варяжское (Балтийское) и Белое моря, Нестор называет Волоком. Обширную же северную покатость на северо-восток от Онежского озера и на север от Белозера, т. е. бассейны рек Онеги, Северной Двины, Мезени и Печоры, называет Заволочьем, т. е. страной по ту сторону Волока.
Регионы, расположенные на Среднерусской возвышенности, Нестор называет по отношению к Поднепровью и Поволжью Верхом, или Верхними землями, а само Поднепровье и Поволжье носят у него название Низа или Низовских земель.
Из других фор рельефа Восточно-Европейской равнины Нестор упоминает: на правом берегу Днепра – Киевскую гору, на которой расположен Киев, близ него холмы: Шекавица, Хоревица, Угорское, Выдобичи, Вытичев; на Десне под Черниговом – «Болдины горы».
В своей летописи Нестор дал подробный перечень рек Восточной Европы и описание путей, связывающих Русь с другими странами («Путь из варяг в греки», Путь по Волге в Каспийское море и др.). Рассказывая о расселении славянских племен, о событиях политической жизни и т. д., Нестор говорит о географическом положении русских городов, о времени их возникновения и размерах.
«Повесть временных лет» является одним из важнейших источников по этнографии народов Восточной Европы того времени. Здесь содержатся разнообразные сведения о быте, обычаях, языке, религиозных верованиях различных славянских племен, населявших Русскую равнину. Летопись Нестора содержит также перечень народов, обитавших на всем пространстве этой равнины и относящихся главным образом к славянскому, литовскому и финскому племенам, с указанием места проживания каждого из них.
В целом Нестор дает в этой летописи правильное описание природы всей Русской равнины (ее рельефа, рек, климата, растительности, животного мира и населения). Это описание явилось в свое время (XII в.) первым, совершенно новым и вполне оригинальным произведением этого рода. Оно основано на личных наблюдениях автора, а главным образом на сообщениях и рассказах его соотечественников – очевидцев. Из литературных источников Нестор сведений этих почерпнуть не мог, так как ни в русской, ни в иностранной литературе того времени ничего подобного не было. В частности, Геродот (около V в. до н. э.) в своей «Истории» рассказывал только о Черноморской низменности и частично о Скифии, расположенной севернее. Страбон (около I в. до и. э.) в своей «Географии» вообще не дал описания Восточной Европы, потому что, как он сам сознается, она ему совершенно неизвестна. Плиний (I в. н. э.) и Помпоний Мела (I в. н. э.) тоже не имели информации о Восточной Европе. Практически все средневековые географы только пересказывали античных, не прибавляя к ним ничего нового, кроме самых фантастических легенд о гипербореях, грифах, амазонках и т. п.
Таким образом «Повесть временных лет» стоит на голову выше западноевропейских хроник и географических сочинений. Только в начале XVI в. в Западной Европе стали появляться произведения, более или менее правильно описывающие географию Восточной Европы. Первыми из них были книги польских историков Яна Длугоша (XV век) и Матвея Меховского (XVI век). Значительная часть географических сведений о Восточной Европе была взята этими авторами из летописи Нестора. Благодаря этому их работы, можно сказать, «открыли» западноевропейским ученым Россию и пограничные с ней области.
В летописи Нестора и его продолжателей заключен обильный материал по самым разнообразным отраслям географии, и нередко к нему как к первоисточнику обращались и продолжают обращаться при исследованиях по исторической географии.
Список литературы
Нестор Летописец. Названный отцом истории Древней Руси
Марина Волоскова
Культуролог, историк, журналист
Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец (ок. 1056–114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории.
9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.
Ученый монах Нестор
Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.
Преподобный Нестор Летописец, инок Киево-Печерской Лавры
В то время, по словам преподобного Нестора
чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.
Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.
И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.
Первые литературные труды Нестора Летописца
Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:
Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.
Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.
Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.
Несторова летопись «Повесть временных лет»
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов:
Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы. Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.
Лаврентьевская летопись 1377 года (собрание Российской национальной библиотеки)
«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».
История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.
«Повесть временных лет». Исследования
Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.
«Повесть временных лет». Отрывок
Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.
Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.
Нестор Летописец. Названный отцом истории Древней Руси
Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».
Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.
Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.
Мощи преподобного Нестора
Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Святой книжник. Отец русской истории преподобный Нестор Летописец
Ни мирского имени преподобного Нестора Летописца, ни его происхождения мы не знаем, между тем многое из того, что известно о Древней Руси сохранило перо именно этого человека – выдающегося агиографа, составителя главной древнерусской летописи – «Повести временных лет», автора «Чтений» о св. князьях Борисе и Глебе и «Жития прп. Феодосия Печерского» – литературного шедевра, вошедшего в «Киево-Печерский Патерик».
Будущий монах Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор Летописец родился в 50-х гг. XI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию (+1074, память 3 мая) и стал послушником, затем иеродиаконом. О высокой духовной жизни Нестора говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование.
Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».
Преподобный Нестор Летописец
Преподобный Нестор – автор жизнеописаний святых князей Бориса, Глеба и преподобного Феодосия, создатель первой редакции «Повести временных лет» – так называемой Начальной летописи – самого древнего общерусского летописного свода. В ней излагаются события от времени сыновей Ноя и до вокняжения Владимира Мономаха в Киеве в 1113 г. Нестор говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 г., при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 г.) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 г.), об «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 г.) и Крещении Руси (988 г.). Русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.
При этом интересно, что по поводу авторства «Повести временных лет» историки высказывают разные мнения. В пользу Нестора говорят упоминания о нем в послании к архимандриту Акиндину (1224–1231) монаха Поликарпа и существование некоторых списков с прямым указанием на Нестора как изначального автора летописи. Но очевидно, что потом труд Нестора не раз дополнялся, переписывался и редактировался, вобрав отголоски дальнейшей политической борьбы на Руси. На сей счет существует обширная специальная литература, из исследований же новейшего времени стоит привести слова академика Б.А. Рыбакова: «Из среды летописцев особо выделяется киевлянин Нестор (начало XII в.). Он написал широко задуманное историческое введение в хронику событий – «Повесть временных лет». Хронологический диапазон введения – от V–VI вв. нашей эры до 860 г., когда русы впервые выступили как сила, равная Византийской империи. Историко-географическое введение Нестора в историю Киевской Руси, написанное с небывалой широтой и достоверностью, заслуживает полного доверия с нашей стороны» («Мир истории», М. 1982. С. 327).
Преподобный Нестор Летописец. Гравюра из Патерика 1702 г.
Но что все-таки мы можем сказать о легендарном Несторе по его трудам?
«В конце XI в. он жил в Печерском монастыре, – пишет В.О. Ключевский («Исторические портреты», М., 1991). – Рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Далее узнаем, что летописец был еще жив в 1106 г. В этом году, пишет он, «скончался старец добрый Ян, живший 90 лет, в старости маститой, жил он по закону Божию, не хуже был первых праведников, от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем».
Страница Ипатьевской летописи
Выдающийся исследователь летописания Древней Руси М.Д. Присёлков относит окончание «Повести…» к 1114–1116 гг., «Чтение» же о Борисе и Глебе и «Житие Феодосия» были, по всей видимости, написаны ранее «Повести временных лет».
М.Д. Присёлков предполагает, что Нестор пришел в монастырь не юным, не видевшим жизни, послушником, но уже достаточно авторитетным человеком, сокрушавшимся о своей молодости, наполненной множеством грехов. Об этом Нестор упоминает в «Житии Феодосия», которое, собственно, и содержит большинство биографических сведений о самом авторе. Так, в частности, становится понятно, что за довольно короткий промежуток времени (около 4 лет) пребывания в монастыре Нестор успел получить сан диакона, по всей видимости, по причине уважения преемника Феодосия – игумена Стефана к своей учености и литературному таланту. «Если то обстоятельство, что Нестор вступил в монастырь уже образованным и немолодым человеком, с одной стороны, вызывает в нас обостренное сожаление о том, что мы ничего не знаем о жизни его до монастыря и только можем гадать, из какой среды он вышел, где получил образование, чем занимался в миру и что повело его к решению удалиться из мира, то, с другой стороны, мы вправе заключить, что Нестор, удаляясь из мира, сознательно и взвешенно остановился в выборе места своих монашеских подвигов из всего обилия и разнообразия монастырей, тогда существовавших в Киеве, именно на Печерском, чтобы в нем вложить свой труд в общий труд феодосьева стада, уже достаточно славного и определенно себя заявившего пред лицом политической и церковной власти, как и пред широким лицом тогдашней русской общественности» («Нестор Летописец», СПб., 2009, С. 38).
М.М. Антокольский. Нестор Летописец. 1890 г.
Василий Осипович Ключевский обращает внимание на особенный исторический взгляд Нестора: «Научная задача историка, как ее теперь понимают, состоит в уяснении происхождения и развития человеческих обществ. Летописца гораздо более занимает сам человек, его земная и особенно загробная жизнь… Историк-прагматик изучает генезис и механизм людского общежития; летописец ищет в событиях нравственного смысла и практических уроков для жизни; предметы его внимания – историческая телеология и житейская мораль. На мировые события он смотрит самоуверенным взглядом мыслителя, для которого механика общежития не составляет загадки: ему ясны силы и пружины, движущие людскую жизнь. … Летописец описывает нашествия поганых на Русскую землю, беды, какие она терпит от них. Зачем попускает Бог неверным торжествовать над христианами? Не думай, что Бог любит первых больше, чем последних: нет, Он попускает поганым торжествовать над нами не потому, что их любит, а потому, что нас милует и хочет сделать достойными Своей милости, чтобы мы, вразумленные несчастиями, покинули путь нечестия. Поганые – это батог, которым Провидение исправляет детей своих. «Бог бо казнит рабы Своя напастьми различными, огнем и водою и ратью и иными различными казньми; хрестьянину бо многими напастьми внити в Царство Небесное».
Так историческая жизнь служит нравственно-религиозной школой, в которой человек должен научиться познавать пути Провидения. …Все провозвещает эти пути, не только исторические события, но и физические явления, особенно необычайные знамения небесные. Отсюда напряженный интерес летописца к явлениям природы. В этом отношении его программа даже шире, чем у современного историка. У него природа прямо вовлечена в историю, является не источником стихийных, часто роковых влияний, то возбуждающих, то угнетающих дух человека, даже не просто немой обстановкой человеческой жизни. Она сама – живое, действующее лицо истории, живет вместе с человеком, радеет ему, знамениями вещает ему волю Божию.
…Так летописец является моралистом, который видит в жизни человеческой борьбу двух начал, добра и зла, Провидения и диавола, а человека считает лишь педагогическим материалом, который Провидение воспитывает, направляя его к высоким целям, ему предначертанным» («Исторические портреты», М., 1991).
Преподобный Нестор скончался около 1114 г., завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский (+1226, память 10 мая).
Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.
Творения его издавались много раз. Последние научные издания: «Повесть временных лет», М.-Л., 1950: «Житие Феодосия Печерского» – в «Изборнике» (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).