к какому относится каждая характеристика совпадает ли она с авторскими
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Проверьте себя
В чём особенность первых впечатлений детства Лермонтова? Какими талантами одарила природа поэта и как они проявились в его жизни и творчестве?
Самые первые, а потому и самые прочные впечатления — это скромный прелестный пейзаж Пензенской губернии, первые воспоминания — русские песни, народные игры и хороводы, неторопливые рассказы об Иване Грозном, о Разине и Пугачёве.
Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью — виртуозно играл пьесы на скрипке, на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Он рисовал и писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи. Всё давалось ему легко. И всё же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом. Эти таланты помогли Лермонтову первому создать образ Ивана Грозного по народным песням..
2. Используя статью учебника и материалы биографических словарей, подготовьте сообщение о жизни поэта.
Жизнь поэта была, к сожалению, короткой, но полной впечатлений и событий. Детство его отличалось от других детей. Мать умерла, отец воспитанием не занимался. Всю жизнь с ним Лермонтовым была бабушка, которая и познакомила его с Кавказом.
Он поступает в пансион, затем в Московский университет. Там он знакомится с произведениями Рылеева и Пушкина. Несмотря на то, что эти авторы были “под запретом”.
Когда Лермонтов начал писать стихи, то многие не понимали их размеры и думали, что он заимствует их у Байрона.
Он погиб на дуэли, но есть мнение, что это было политическое убийство.
Размышляем о прочитанном
1. Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы, судьбы каких героев взволновали вас? Почему поэма названа Лермонтовым песней?
Мне стало грустно от гибели такого человека, как Калашников. Именно его судьба меня взволновала. Она названа Лермонтовской песней, потому что в ней есть элементы фольклора.
2. Нарисуйте устно картины пира в царских палатах и кулачного боя. Какими предстают в этих эпизодах царь, Кирибеевич, Калашников?
Я представил картину пира так: сидит царь в золотом венце, все опричники вино пьют, царя славят. Кирибеевич в этом эпизоде был задумчив, сидел, опустив глаза. Лишь после того, как несколько раз глянул Грозный на любимого опричника, тот и поднял глаза.
В эпизоде кулачного боя царь был горделив, заносчивый, ждал тех, кто его повеселит, а он их наградит. Кирибеевич вышел и начал плохих бойцов задирать. А к нему вышел Калашников. По его внешнему виду и речи я сделал вывод, что купец не боится опричника, он готов умереть за правду.
3. В чём характер Алёны Дмитревны близок народному идеалу женщины, жены? Как речь Алёны Дмитревны, Калашникова, Кирибеевича характеризует каждого из них? Дайте устный ответ на эти вопросы, заранее выписав цитаты из текста «Песни. », которыми вы будете подтверждать свои мысли.
В данном произведении речь героев не характеризует героев, так как это лишь тип героев, за которыми стоят гусляры.
Творческое задание
По мнению учёных-историков, образ Грозного сложен. Царь казнит
Калашникова после того, как тот убивает Кирибеевича, не зная причины этого убийства — оскорбления жены купеческой. Он обещает позаботиться о семье Калашникова, но в то же время его слова пронизаны жестокостью к осуждённому:
Я топор велю наточить-навострить.
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью.
Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову. Согласны ли вы с этим суждением?
Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
2. В. Г. Белинский так характеризовал трёх главных героев:
«Какая сильная, могучая натура! Её страсть — лава, её горесть тяжела и трудна. Вы видите, что любовь. — не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!»
«. Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут. Есть души, лозунг которых — всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемнённой славы. »
К кому относится каждая характеристика? Совпадает ли она с авторским, народным и вашим отношением к героям? Подготовьте ответ-рассуждение на эту тему, обоснуйте свои выводы, подтвердите их цитатами из текста поэмы.
“Вот промолвил царь слово грозное, —
И очнулся тогда добрый молодец.”
Убийство Кирибеевича и есть подтверждение справедилвости поступка Калашникова. А вот что говорит сам купец про себя опричнику:
“И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного. ”
Слушаем актерское чтение
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
1. М. Ю. Лермонтов, подражая фольклорным произведениям, начинает «Песню. » с зачина. От чьего имени звучит зачин? К кому он обращён, к читателю или слушателю? Почему? Какое настроение создаёт у слушателя зачин песни, к чему готовит?
Зачин начинается с обращения к царю от народа. Но само произведение для слушателя, так как эта песня и ее должны напевать. Зачин создает приподнятое, веселое настроение и готовит к истории между царем, опричником и купцом.
2. Какие интонации преобладают в голосе народного артиста России Сергея Сазонтьева, читающего описание царского пира?
Артист читает эпизод пира с явным восхищением, ликованием.
3. Как актёру удаётся при чтении передать черты характера царя Ивана Грозного и молодого опричника Кирибеевича? Что в характерах этих персонажей подчёркивает актёр?
Черты героев артист передал с помощью интонации, напевности, ритмики. Он подчеркивает решительность и смелость.
4. Как Кирибеевич рассказывает о себе царю и как — красавице, которая на него смотрит? Как вы думаете, почему в этом разговоре актёр подчёркивает самовлюблённость Кирибеевича, его уязвлённое самолюбие?
Конечно, интонация различается. Кирибеевич разговаривает с царем уважительно, с некоторой боязнью, говорит о том, что ни одна девушка на него не глядит, вызывает чувство жалости. Красавице он рассказывает о себе дерзко и самовлюбленно. Актер подчеркивает эти качества, чтобы показать на что способен такой человек.
5. Как меняется характер чтения актёра, когда он переходит к описанию лавки и дома купца Степана Парамоновича Калашникова?
Актер снова читает ритмично, весело, задористо. Это передает решительный характер купца.
6. Какие качества характера Алёны Дмитревны удалось передать актёру при исполнении её рассказа мужу о том, что с нею произошло? Чем она была напугана, что терзало её душу?
То, что она любит своего мужа и ей было страшно и неприятно находится у Кирибеевича. Она не боялась ничего, кроме немилости мужа. Она была напугана тем, что платок и вода остались у нее. Алена Дмитревна переживала, что оскорбили ее честь и ее семьи. Она просила помощи у мужа, боялась остаться одна, так как кроме него у нее никого не осталось.
7. Какие чувства звучат в голосе актёра, читающего описание московского утра в день кулачного боя? В чём причина сложности, противоречивости этих чувств?
В голосе актера звучит серьезность и торжественность. Сложность в том, что эти чувства несопоставимы.
8. Какие черты характера Кирибеевича и Калашникова подчёркивает в своём чтении актёр, воспроизводя события, предшествующие началу боя?
Он показал Кирибеевича богатым, напыщенным, самолюбивым, хвастливым, а Калашникова верующим, уважающим окружающих.
9. Какие средства выразительного чтения делают столь эмоциональной сцену казни Степана Калашникова в исполнении актёра?
Повышенный тембр голоса, ударение.
10. Подготовьте выразительное чтение монолога одного из героев «Песни. »: царя Ивана Васильевича, Степана Парамоновича Калашникова, Алёны Дмитревны, опричника Кирибеевича. Постарайтесь в своём чтении выразить характер персонажа, его душевное состояние.
Слушаем актерское чтение
М. Ю. Лермонтов. «Молитва»
1. Как меняется настроение, эмоциональное состояние актрисы, читающей стихотворение?
Сначала настроение грустное, подавленное, а затем меняется чувство надежды на лучшее.
2. Помогает ли музыка Эдварда Грига глубже почувствовать содержание стихотворения? Какими эпитетами вы охарактеризовали бы музыку: грустная, скорбная, весёлая, светлая, нежная, радостная?
Музыка помогает почувствовать глубже это стихотворение. Я бы охарактеризовал ее как грустную, скорбную, нежную.
3. Как вы думаете, может ли грусть быть светлой? Переживали ли вы такое состояние? Когда?
Я считаю, что грусть может быть светлой. Я переживал такое состояние, когда мне было печально, но я верил в хороший исход.
4. Выучите стихотворение наизусть. Подготовьте его выразительное чтение, передавая движение чувств от грусти к тихой, светлой радости.
Слушаем актерское чтение
М. Ю. Лермонтов. «Ангел»
1. Как актриса средствами художественного чтения передаёт неземную возвышенность, одухотворенность видения летящего ангела, небесных звуков его песни?
Она передает эти чувства интонационно, то замедляясь, то ускоряясь, добавляя напевность и полушепот.
2. С грустными, печальными или просветлённо-радостными интонациями актриса читает строки о земной жизни души, слышавшей звуки ангельской песни? Согласны ли вы с актрисой? Почему? Подготовьте развёрнутый ответ на эти вопросы.
Актриса читает эти строки, используя просветленно-радостную интонацию. Я согласна с такой трактовкой, так как эти строки о мечтах ангела.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Слушаем актерское чтение
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива. »
1. В стихотворении «Ангел» юный поэт противопоставляет «скучные песни земли» «звукам небес». Услышали ли вы такое противопоставление в чтении стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива. » народной артисткой России Алиной Покровской? Противопоставлены ли здесь звуки земли (шум леса, звуки ветерка, лепет родника) и видение Бога в небесах?
Да, я услышала такое противопоставление. Я считаю, что звуки земли противопоставлены видению Бога. Актриса подчеркивает это своей интонацией.
2. Первые три строфы стихотворения — однородные придаточные предложения, начинающиеся с союза «когда», актриса читает примерно с одной интонацией, со схожей эмоциональной окрашенностью. Права ли она, ведь, изображённые поэтом картины, так различны: «желтеющая нива» — осень, «ландыш серебристый» — весна? Обоснуйте свой ответ.
Актриса права, так как такое чтение держит читателя в напряжении. Он ожидает, что же будет после когда..
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Размышляем о прочитанном
1. Какие переживания, связанные с красотой природы, передаёт поэт в стихотворении «Ангел» (блаженство, полнота жизни)?
Это романтичное лирическое стихотворение рассказывает о печали душ на земле.
2. Какие чувства вызывает в поэте молитва («созвучье слов живых») в стихотворении «Молитва»?
Чувства светлой грусти и веры в силу молитвы.
3. Когда и почему в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива. » «смиряется души тревога» у поэта? Что делает его счастливым?
Душа становится счастливей, когда видит Бога, т.е. оказывается на небесах.
Творческое задание
Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях о Лермонтове? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос, напишите сочинение-эссе «Мой Лермонтов».
Литература и другие виды искусства
Рассмотрите репродукцию портрета Лермонтова, фотографию памятника поэту, расскажите о своих впечатлениях. Какие ещё памятники Лермонтову вы видели? Расскажите о них.
Я был в Пятигорске и видел памятник у горы Машук. Лермонтов изображен в задумчивой позе, как будто мечтает о своем светлом будущем, о том, чему уже не суждено сбыться.
Обогащаем свою речь
1. Прочитайте начало «Песни. про купца Калашникова». На какие произведения фольклора похожи напевные интонации этого произведения? Характерны ли они для современной русской речи?
Напевные интонации характерны для былин. В современной речи такие обороты и фольклорные элементы не используются.
2. Как вы понимаете словосочетания: православный народ ею тешился; Опостыли мне кони лёгкие, / Опостыли наряды парчовые;Твоему горю пособить постараюся; Заря алая подымается; лепечет мне таинственную сагу; внимали той песне святой; есть сила благодатная?
«Православный народ ею тешился» — русский народ получал удовольствие, ему нравилось происходящее.
«Опостыли мне кони легкие, Опостыли наряды парчевые» — надоели, опротивели мне кони легкие (быстрые, лучшие), наряды парчовые (дорогие).
«Твоему горю пособить постараюся» — твоему горю помочь постараюсь.
«Заря алая подымается» — рассветает.
«Лепечет мне таинственную сагу» — тихо, неясно рассказывает мне таинственное сказание, легенду.
«Внимали той песне святой» — слушали с особым вниманием, проникновенно, заинтересованно ту песню святую.
«Есть сила благодатная» — есть живительная, благотворная сила.
Литература и изобразительное искусство
Среди иллюстраторов «Песни. про купца Калашникова» есть знаменитые художники (И. Билибин, В. Васнецов, Б. Кустодиев). Кто из них, по вашему мнению, вернее передал быт, одежду, характеры героев? Отличаются ли трактовки характеров героев «Песни. » в иллюстрациях художников?
Сценарий Открытого урока о литературе в 7 классе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Открытого урока о литературе в 7 классе по теме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”
(традиционная и новая трактовки произведения).
ФОРМА УРОКА: урок-конференция с элементами дискуссии.
Ц Е Л Ь: Наблюдение взаимности характеров и обстоятельств, защита чести, права, достоинства человека в условиях самодержавной деспотии и призыв к свободе на Руси в 16в.
ЭПИГРАФ: Какая точность и
определенность в каждом слове, как
на месте и как не заменимо другим
каждое слово! Какая сжатость,
краткость и вместе с тем
Доска: Заголовок, иллюстрации к произведению, словарь слов, кроссворд, газеты. Справочная инф. К кроссворду, портрет М.Ю. Лермонтова.
(Звучит музыка “Ой, да ты калинушка”).
Сл.учит. Впервые в 7 классе вы познакомились с крупным произведением. Видимо, оно напомнило и народные сказки, и былины. Распевный строй “Песни про купца Калашникова…”, характеры героев, из взаимоотношения также близки русскому утному народному творчеству. Вместе с тем это поэма об историческом прошлом Руси, поэма, показывающая нам картины быта XV века.
Мы с вами присутствуем на конференции, а мероприятия такого рода предпологают выступления, вопросы, обсуждения.
В.: Что нового вы узнали о Лермонтове из рассказа Ираклия Андронникова? Какими талантами одарила поэта природа?
А теперь, как и на любой конференции послушаем доклады.
сценарий открытого урока по литературе в 7 классе по теме Песня про царя Ивана Васильевича
сценарий открытого урока по литературе в 7 классе по теме Песня про царя Ивана Васильевича
1-ый доклад (выступление) называется “Опубликование “Песни о купце Калашникове”, ее историческая основа, тема, идея.
Уч.: Эта реалистическая по своей стилевой доминанте поэма опубликована поэтом в 1838 году в либеральных «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду», выходивших под редакцией А.А. Краевского. Разрешив, по просьбе В.А. Жуковского, публикацию «Песни…», министр просвещения граф С.С. Уваров, однако, не позволил напечатать имя ее автора, и произведение вышло с подписью «-в».
Однако история в “Песне…” художественно вымышленная. Подход Лермонтова к историческому материалу отличен от пушкинского. Если вымысел Лермонтова не ориентирован на точные и достоверные источники, как вымысел Пушкина, то само воспроизведение исторической действительности в еще большей степени, чем пушкинское, служит для познания жизни современной. И Пушкин, и Лермонтов ищут истоки русского национального характера, истоки русского мироощущения, задумываются над движущими силами исторического процесса. В самих этих поисках они проходят к разным выводам. Историческая действительность воспроизводится в ее вымышленной реальности, достоверности, точности. Характер выступает как порождение данной исторической действительности; психология героя исторически детерминирована, то есть он поступает так, как это диктуется исторической реальностью. Мироощущение героя не противоречит исторически сложившемуся укладу жизни. Здесь совершенно четкая и осознанная ориентация на реализм. “Песня…” задумана как прямая антитеза негероическому племени, а поведение Калашникова – как действенный пример для современного поэту поколения.
То за трапезй сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его все бояре и князья,
По бокам его опричники,
И пирует царь во славу Божию,
В удовольствие свое веселье.
Царь – блюститель установленного и освященного веками закона жизни. Он призван его соблюдать и следить за его исполнением. Пригорюнившемуся Кирибеевичу Иван Васильевич готов помочь и развивает перед ним обычную картину сватовства:
Мой верный слуга! Я в твоей беде,
Твоему горю пособить постараюся.
Вот возьми перстенек мой ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.
Прежде свахе смышленной поканяйся.
И пошли дары драгоценные,
Ты своей Алене Дмитриевне.
Как полюбишься – празднуй свадьбу,
Не полюбишься – не прогневайся.
Царь следует обычаю, уважая и достоинство Кирибеевича, и достоинство возможной невесты. Он поступает в народных традициях, не помышляя о насилии ни над волей своего раба, ни над волей Алены Дмитриевны.
Царь и народ в “Песне…” одинаково равноправны. Сила царя и его могущества не в насилии над русским народом, христианским законом, а в согласии с ним. Этот закон, предстающий у Лермонтова как основа народной морали, никому не дано безнаказанно нарушать. Через фольклор Лермонтов передает мысль о народности христианского закона, вошедшего в психологию, быт, обычаи русского люда. Подобно тому царь блюдет закон во всей земле. Степан Парамонович – в своей семье, в своем доме. Все подчиняются вековым обычаям, несмотря на кастовые различия. Кирибеевич также обязан по долгу службы следить за исполнением обычаев, хранимых народом. Царь и опричник в “Песне…” взяты не с точки зрения их действительной, реальной силы в государстве, а со стороны их отношения к народной правде. Лермонтова в “Песне…” интересовал один аспект проблемы – царь и народный обычай, царь и христианский закон. Жестокая эпоха Грозного предстала в частном быте, в характернейших свойствах семейных отношений, в бытовом веселье и в удовольствиях царя, но не в государственной (внешней или внутренней) политике Грозного.
Учит.: Слушаем следующий доклад не тему: “Образная система в “Песне…”, Степан Калашников, опричник Кирибеевич, Иван Грозный, Адена Дмитриевна.
Учен.: В этом произведении автор столкнул две силы – народную правду и самодержавное своеволие. Народная правда воплощается в образе простого человека – купца Калашникова. Нужно иметь в виду, что в конце XVI века, когда происходили описываемые в «Песне…» события, купечество еще не было привилегированным классом.
Иначе изображен опричник Кирибеевич. Лермонтов не скрывает и его положительных свойств. Это «удалой боец», преданный царю, человек сильных страстей, способный на глубокую любовь. Но он и «буйный молодец», самонадеянный и чванливый самолюбец, привыкший к необузданному, ничем не ограниченному своеволию. «Лукавый раб», Кирибеевич утаил от царя, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.
Лермонтов отмечает противоречивость Ивана Грозного. Он милостив к братьям, детям и жене Калашникова. Но доброта и справедливость не ведущие черты его характера. Это капризно-своевольный, суровый властелин.
Концовка «Песни…» – народное сочувствие ее герою. Его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным. Добрая память о Калашникове – осуждение Ивана Грозного и его слуг, подобных Кирибеевичу. А.В. Луначарский, отрицая осознание смысла «Песни…» как славянофильского примирения Лермонтова с тогдашней действительностью, справедливо видел в иен «заряд гигантского мятежа», а в образе Калашникова – «представителя народа». «Песня…», рассказывая о прошедшем, несомненно, служила уроком для современников.
Поведение Калашникова определяется условиями жизни, принимаемыми им, но нарушение этих условий, привычных норм воспринимается как трагедия. Герой защищает нормы, освященные традицией и законом, установленные веками народной жизни, подчиненность сложившемуся укладу. Герой выступает сразу как бы и от имени народа, и от себя лично – его личные интересы проникнуты общенародными. Личная судьба Степана Калашникова пересеклась с народной судьбой, с защитой интересов и устоев русского народа. Отсюда, с одной стороны идеализация русского средневековья, исторических форм русской жизни, характерная для романтизма, а с другой – ясно, что протест героя вызывает изнутри этой народной жизни как ее закономерной порождение и присущее ей начала черта скорее присущая реализму, нежели романтизму. У Лермонтова нравственное достоинство личности обеспечивается защитой старых, вековых устоев, к которым, однако, нет возрастов.
Подобно тому, как царь блюдет закон во всей земле, Степан Парамонович – в своей семье, в своем доме. Все подчиняются вековым обычаям, несмотря на кастовые различия. Кирибеевич также обязан по долгу службы следить за исполнением обычаев, хранимых народом. Царь и опричник в “Песне…” взяты не с точки зрения их действительной, реальной силы в государстве, а со стороны их отношения к народной правде. Царь и народный обычай, царь и христианский закон – интересовали Лермонтова. Жесткая эпоха Грозного предстала в частном быте, в характернейших свойствах семейных отношений, в бытовом веселье и удовольствиях царя, но не в государственной (внутренней или внешней) политике Грозного. Оскорбление, нанесенное Кирибеевичем Калашникову, как бы перерастает личные рамки, становясь оскорблением народных законов и обычаев.
Учит.: Продолжит эту тему в своем выступлении другой учащийся.
Учен.: Подобно быту Грозного, отчетлива и размеренна частная жизнь Степана Калашникова.
Опустел широкий гостиный двор
Запирает Степан Парамонович
Свою лавочку дверью дубовою
За замком немецким со пружиною,
Злого пса – ворчуна зубастого
На железную цепь привязывает,
И пошел он домой, призадумавшись,
К молодой хозяйке за Москву-реку.
Не встречает его молодая жена,
Не покрытый дубовый стол белой скатертью,
А света перед образом еле теплится.”
Всякое изменение быты означает катастрофу, воспринимается как несчастье и горе. Налаженная прочность семейного быта – внешнее выражение сложившейся психологии. Но этот устойчивый быт рушится.
Кирибеевич – из семьи Мамотиной, опричник, приближенный к царю, его любимец.
Родовые связи основаны на уважении личности, к обычаю, к народному сознанию. Социальные – на попрании достоинства другого человека, на личном произволе, на противопоставленной личной воли народному мнению и общему закону. Именно Кирибеевич обманывает царя:
Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви Божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому…
Напротив, Степан Калашников и перед смертью говорит царю только правду, открыто отказываясь сообщить истинные причины убийства Кирибеевича. Тем самым за смертью скрывается уже социальная психология, выступающая в конфликт с родовой. Кирибеевич олицетворяет злую, несовместимую с родовыми отношениями силу. Эта сила основана на социально-иерархических связях, ибо Кирибеевич всюду выступает как слуга царя. Родовые отношения в его сознании подчиняясь общественным, социальным, которые и стали доминирующими. Социальное различие между Калашниковым и Кириеевичем, постоянно, но ненавязчиво подчеркивается в “Песне…”, значительно для художественного смысла.
Социальные отношения извращают подлинную природу людей, угрожают ее единству и согласию, противостоят народным устоям и народной психологии, слагающейся на основе родовых связей, на едином родовом существе русской национальности.
Мы не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание.
На кого, кроме тебя, мне надеяться?
У просить стану помощи?
Положение каждого лица в семье было строго определено и освящено вековыми традициями народной жизни. И об этом напоминает Степан Парамоновичу Алена Дмитриевна:
Не белом свете я сиротинушка:
Родной батюшка уже в сырой земле,
Рядом лежит моя матушка,
А мой старший брат, сам ты ведаешь,
На чужой стороне пропал без вести
А меньшой мой брат – дитя малое,
Дитя малое, неразуменое.
Вот почему и прибегает Алена Дмитриевна к мужу – как к единственному защитнику.
Столь же прямым поборниками родовых свзяей является и братья Степана парамоновича: И в ответ ему браться молвили:
Куда ветер дует в поднебесье,
Куда мчатся тучки, послушные,
Когда сизый орел зовет голосом
На кровавую долину побоища,
Зовут пир пировать, мертвецов убирать,
К нему малые орлята слетаются,
Ты наш старший брат, нам второй отец;
Делай сам как знаешь, как ведаешь,
А уж мы тебя, радостно, не выдадим.
Степану Парамоновичу как старшему брату и надлежит защищать честь жены, личную честь и честь семьи. Перед Кирибеевичем оказывается не просто купец Степан Калашников, а носитель семейных, родовых традиций, защитник купеческого рода и народа устоев вообще. Стало быть, месть Степана Калашникова получает общенародное значение:
А побьет он меня – выходите вы
За святую правду-матушку.
Эта защита народных, продовыз принципов и делает Степана Калашникова эпическим героев. Оскорбление, понесенное Калашниовым, Как бы перерастает эпические, личные рамки, становясь оскорблением народных законов и обычаев. Такое оскорбление нарушает родовые связи, коренные устои народной жизни. “Песне…” мятеж личности, мстящий за поруганное достоинство, обосновывает – ни ее личным произволом, а общенародной необходимостью.
Мятежи Калашникова скретислось личная обида и чувства поруганной народной правды. Поэтому и бой Калашникова с Кирибеевичем происходит на виду у всего честного народа. Вместе с героем ликует природа, празднует скорую победу правды, которую отстоит Калашников впереди лицом белокаменной Москвы. Лермонтов поэтизирует старые народные обычаи, где сил честно сражаются с силой, где нет никаких привходящих, мешающих непосредственную проявлению личной доблести и отваги, условностей. Здесь все основано на справедливом законе “Кто побьет кого, того царь наградит, \\ А кто будет побит, того Бог простит!” Внешним выражением внутренней правды Калашникова и народной правды, стоящей за ним, служит разные описания поведения Калашникова и Кирибеевиче перед боем. Страсть Кирибеевича становится для его бедою, ибо столкнулись с нравственными понятиями, узаконенными народными обычаями. Поэтому она предстает преступной волей, а ее носитель – всего лишь слугой царя: “И выходит удалой” Кирибеевич, \\ Царю в пояс молча кланяется…”.
Степан Калашников “поклонился прежде царю Грозному, \\ После белому Кремлю да святым церквам, \\ А потом всему народу русскому”.
Если в Степане Калашникове личная воля наполнилась громадным общественным содержанием, не вместившимся в узкие границы формального права, если в Кирибеевиче воплотилась злая личная воля, лишенная всякой опоры народных обычаев и несовместимая с народной правдой, то Иваном Грозным олицетворена формальная сила закона.
Лермонтов в “Песне…” отразил на историческом материале эпохи Грозного идею разлада царской власти с народными интересами, подлинным хранителем которых становится не царь, а народ (не даром “Песня…” заканчивается здравницей: “И всему народу христианскому слава!”) и защитником которых выступает человек из народа, представитель “третьего сословия”, личность, обретающая в мятеже и протеста помимо высоких нравственных в качестве широкую поддержку народного духа, закрепленного в друвних обычаях, психологии, в быте в чувствах собственного достоинства и правды. Понятно, что такая трактовка исторической темы прямо обращена современной Лермонтову век. В “Песне…’’ не избежал некоторой идеализации старины.
Учит.: Переходим к следующему докладу.
Тема его “Языковые средства”.
Оно открывается запевом (“Ох, ты гой еси”) и зачином (“Не сияет на небе солнце красное”), всегда за которым идет повествование события, и завершается исходом “Гей вы, ребята удолые”). В ней на лицо старинные формы народной лексики просторечие слова (“Твого”,”Мово”, “Восплакалась”, “Супротив”, “Пужаться”, “Возговорил”), уменьшительные и ласкательные суффиксы (“Кушачком”, “Головушку”, “Сиротинушка”,”Дитушкам”); деепричастие с суффиксом “ючи” (“Распиваючи”;”Играючи”); краткая форма прилагательных мужского рода И.П., ед. ч. С окончанием на “ой” вместо “ый” (“Сизой орел”), возвратные глаголы с окончанием на “ся” (“как сходимися”,”собираимися”); предлоги “со”, “во” (“Содружиную”, “Сородными”,”во темную ночь”); “Вот” и “уж” (“Вот молча оба расходятся”; “Уж вы братцы мои”).; междометие “ай” (“Ай, ребята, пойте”); союз “Аль – али”. (“Аль ты думу затаил нечестную?”, “Или славе нашей завидуешь?”) и т.д.
Во второй главе заря на исходе: “За Кремлем горит заря туманная”. В третьей главе “Заря алая подымается”. Явно народным духом строится фраза в “Песне…” с способом сочинения – при помощи союзов “и”,” a ”,“да”. С редким искусством Лермонтов преминяет и другие традиционные виды устно-поэтического синтаксиса: эллипсты (“как полюбишься – празднуй свадьбу, не полюбишься – не прогневайся”); отрицательные параллелизмы (“Не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучки синие; То за трапезой сидит во златном венце, сидит грозный царь Иван Васильевич”; фразовые параллели) “Вышел я на страшный бой, на последний бой”, “и ударил впервой купца Калашникова, И ударил его попредь груди”).
В “Песне…” большая роль отведена таким художественным приемом, как повторы (“плачем плачут”, “горько-горько”, “пир-пировать”), игра синонимов (“и присчитывали да приказывали”, “Наточить и навострить”, “Одеть-нарядить”), повторение слов, выражений (“На холодный снег, на холодный снег, будто сосенка во сыром бару”), предлогов “за” (“За железный замок, за дубовую дверь”), “про” (“Про тебя нашу песню сложили мы, мы про твово любимого опричника”), частицы “Не” (“Не потерялся ли твой парчовый кафтан? Не измялась ли шапка соболиная?”) и т.п.
Учит.: В завершении наших докладов, прежде чем перейти к вопросам и дискуссии, обсуждению я хочу сказать следующее: Белинский, покоренный гениальным проникновением Лермонтова в строй народной поэзии и изумленный рельефностью образов, роскошью красок, прелестью стиха, свежестью колорита, горячностью чувств, богаством содержания “Песни…” сказал, что она подтверждает “кровное родство духа” поэта “С духом народности своего отечества” и свидетельствует” О “великости его таланта”. В основе это реалистическое произведение. Реализм скрывается в правдивых картинах царской трапезы, купеческого быта, кулачного боя, в строгой мотивировке поведения главных персонажей – “колоссальных образов”.
Итак, переходим к дискуссии, вопросам и ответам.
Какие характеры показал Лермонтов в “Песне…”, как о них говорит В.Белинский?