к какому общественному институту относится образование

К какому общественному институту относится образование

Ключевые слова: социальный институт, функции социальных институтов.



ПРИМЕР: армии древних государств создавались для защиты своих национальных интересов, содержания массы рабов в повиновении, восполнения и увеличения их количества, порабощения других народов.

Краткая характеристика основных социальных институтов

Функции социальных институтов

Неявная функция – обеспечение эмоционального спокойствия, поддержка вступающих в брак

ОБЩИЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнести также следующие:

ТАБЛИЦА: Цели деятельности и конкретные функции основных социальных институтов

к какому общественному институту относится образование. Смотреть фото к какому общественному институту относится образование. Смотреть картинку к какому общественному институту относится образование. Картинка про к какому общественному институту относится образование. Фото к какому общественному институту относится образование

Обеспечение функциональности

Значение социальных институтов

Социальные институты определяют общество в це­лом. Основная цель социальных институтов – достижение стабильности в ходе развития общества. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

1) Явные функции социальных институтов признаны обществом, но не заявлены официально.

ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Источник

1.1.2. Образование как социальный институт

В философской и социологической науках понятие «социальный институт» относится к числу центральных их категориально-понятийного аппарата. Под социальными институтами ими обычно понимаются высокоорганизованные объединения людей как системные образования, для которых характерны устойчивость структуры, глубина интегрированности элементов этой системы, многообразие, гибкость и динамичность их функций и др., и главной целью которой является удовлетворение основных потребностей общества в тех или иных сферах его жизнедеятельности (Ю.П. Андреев, Н.М. Коржевская, Н.Б.Костина).

Все социальные институты могут быть классифицированы по самым разным основаниям, характеризующим те или иные их структурно-динамические свойства. Наиболее распространенным является выделение так называемыхорганизационныхирегулятивныхсоциальных институтов. Такое классификация носит, однако, относительный характер, поскольку все социальные институты выполняют и организационную и регулятивную функции, органически присущие в той или иной степени каждому из них, т.е. степень выраженности каждой из этих функций для разных институтов не одинакова.

Для организационных институтов свойственноустановление, поддержание и развитие определенного типа (рода, вида) общественных связей, содержание, характер и динамика которых обусловливают организационное единство и целостность социума того или иного размера, масштаба– от семьи, школы, общественного объединения до государства и общества в целом. В зависимости от сфер жизнедеятельности, в которых складываются и развиваются те или иные общественные отношения, выделяют экономические, политические, культурные, религиозные, социальные (в узком смысле) и иные институты, объединяющие и организующие людей для решения соответствующих общественных задач.

Невозможно, и даже бессмысленно, стремиться в тех или иных практических целях провести четкое разграничение между различными социальными институтами, поскольку все они, как и сферы человеческой жизнедеятельности, естественным образом взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом. В этом смысле классификация социальных институтов по данному критерию носит относительный характер и отражает лишь ведущий вектор их социального предназначения. Тем не менее, в теоретическом отношении такое разграничение не только возможно, но и необходимо, так как это позволяет более глубоко проникнуть в природу, сущность и содержание конкретного института, понять его структурные и динамические характеристики, его связи с другими институтами. Исходя из этого, смыслообразующим признаком организационных социальных институтов, несмотря на все их частные особенности являетсявласть(и, соответственно, властеноситель) – фундаментальная составляющая всякого управления и организации.

Предназначение регулятивных социальных институтов (социальных регуляторов) –установление, поддержание, сохранение и защита такого порядка общественных отношений в той или иной области жизнедеятельности, который в максимальной степени отвечал бы общественным потребностям и интересам в конкретной социально-исторической ситуации.Основой всякого регулятивного института всегда выступаетсоциальная норма– выработанное в обществе в целях обеспечения объективно обусловленного упорядочения общественных отношений в различных сферах материальной и нематериальной жизнедеятельности людей общее правило поведения, закрепляемое и выражаемое определенными способами, выполнение (соблюдение) которого гарантируется обществом различными средствами, в том числе возможностями принудительного характера. К таким социальным нормам относятся обычные нормы, традиции, религиозные нормы, юридические (правовые) нормы, политические нормы, корпоративные и нормы и другие подобные правила. Однородные по своей природе нормы-правила образуютсоциальные регуляторы(регулятивные институты) – обычаи, мораль, религия, политика, право и др.

Особенностью социальных регуляторов является то, что установление (поддержание и т.д.) нормативного порядка общественных отношений происходит как в рамках конкретных организационных институтов, так и отношений, складывающихся между этими институтами. Однако, такая роль регулятивных институтов ни в коем случае не означает их некую вторичность по отношению к организационным институтам. Дело в том, что всякое социальное управление предполагает органичное единство власти и регуляции (нормы): социальная власть не может (не способна) достичь своих целей без опоры на социальные регуляторы, а социальные нормы (регуляторы), в свою очередь, будут бессильны без гарантии их исполнения и соблюдения со стороны механизмов социальной власти.

Для всякого социального института характерен ряд сущностных черт, выражающих его именно институциональную природу. К таким чертам следует отнести наличие:

а) особой формы организации и жизнедеятельности людей;

б) специальных учреждений и, тем самым, соответствующей группы официальных (должностных) лиц, уполномоченных выполнять необходимые социальные функции и роли по управлению и контролю за различными формами и видами деятельностью;

в) норм и принципов, регулирующих отношения между этими официальными лицами и членами общества, включенными в орбиту действия данного социального института;

г) необходимых материальных средств (общественные здания, оборудование, финансовые средства, транспорт, оргтехническое обеспечение и др.);

д) особые функции и направления деятельности.

Применительно к конкретным социальным институтам эти черты приобретают свой индивидуализированный характер, отражающим, прежде всего, сферу человеческой жизнедеятельности, для которой он создан, и его место и роль в системе всех социальных институтов.

Таким своеобразием обладает и образование, рассматриваемое как социальный институт, единство организационных и регулятивных начал которого позволяют выделить следующие его характерные черты.

Второе.Сфера образования (образовательное пространство) объективно относится к числу ведущих организационных социальных институтов уже только по той причине, что общественные отношения в сфере образования, как и во всякой другой, не могут не быть институциализированными. В литературе по проблемам образования представлены различные точки зрения на характеристику образования как социального института (Г.Е. Зборовский, Е.А. Недзвецкая, В.И. Добреньков, В.Я. Нечаев и др.). Обобщение этих мнений дает основания представить образование как социальный институт каксистему определенного рода и специфическим образом организованных, управляемых и взаимосвязанных социальных структур (учреждений, организаций, объединений) и индивидов, обеспечивающих удовлетворение людьми и общественными институтами их образовательных потребностей и интересов.

Третье.Для всякого социального института одной из наиболее важных его особенностей выступают егофункции, т.е. основные направления осуществления его целей и задачи, в которых наиболее отчетливо выражается сущность той сферы жизнедеятельности, которую этот институт представляет. В этом отношении всякий социальный институт имеет управленческую природу, выражающуюся в осуществляемых этим институтом различных функциях.

Для образования как социального института также свойственны такого рода функции. В самом общем плане эти функции могут быть подразделены на две основные группы: общие (институциональные) функции, и функции специальные.

Кинституциональнымфункциям образования относятся:

обеспечение в целом в обществе и в отдельных его социальных сегментах устойчивости развития общественных отношений, социального порядка, как в сфере образования, так и за ее пределами (семья, народное хозяйство, культура и т.д.);

содействие усилению и укреплению социальных связей и внутригрупповой сплоченности среди участников образовательного процесса (прежде всего, среди учащихся и педагогических работников);

стимулирование (поощрение) желательных с точки зрения общества поведения социальных групп и индивидов в сфере образования, их позитивного взаимодействия между собой в рамках современных демократических образовательных новаций, развивающейся педагогики сотрудничества, гуманизации образовательного процесса и др.;

осуществление адекватными для образования средствами и способами контроля за отклоняющимся от установленных норм и принципов поведения участников образовательных отношений;

упорядочение и сведение деятельности социальных общностей в рамках образования к общепризнанным и предсказуемым образцам социальных ролей, содействие;

формирование и развитие в сознании обучаемых (воспитанников) социально позитивных ценностных ориентаций и установок, обеспечивающих наименее безболезненное «вхождение» их в социальную среду (воспитательная функция);

поддержание в обществе в целом и его институтах благоприятного морального, в целом культурного климата в обществе.

Кспециальнымфункциям образования как социального института относятся функции, отражающие своеобразие роли образования в различных сферах жизни общества. К ним, в частности, относятся экономическая, социальная, культурная, правовая функции.

Так, кэкономическимфункциям относятся формирование институтом образования социально-профессиональной структуры общества и работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками, обеспечение социальной и профессиональной подготовки участников производственного процесса на базе изучения востребованности народным хозяйством кадров с различным уровнем квалификации и др. Средисоциальныхфункций образования следует назвать, прежде всего, воспроизводство и изменение социальной структуры общества в целом и ее конкретных элементов; содействие социальным перемещениям, переходам социальных групп, слоев и индивидов из одних в другие (т.е. тому, что называется социальной мобильностью); способствование активному осуществлению процесса социализации личности и, тем самым, облегчению и успешности освоения ею социальных ролей.

В числекультурныхфункций образования как социального института особое место принадлежит обеспечение достигнутыми самим образованием средствами и методами использования личностью или социальной общностью национального и мирового культурного наследия, формирования и развития творческой, т.е. в собственном культурном смысле, личности, общества в целом. В несколько более узком смысле культурная функция образования реализуется через воспроизводство и развитие материальной и духовной культуры различным слоев и групп населения, но, прежде всего и главным образом, молодого поколения.

Особое место среди функций образования как социального института занимаетправоваяфункция, отражающая собой, несколько важных аспектов институциональной природы образования.

Во-первых, в сфере образования происходит приобщение людей к накопленному в данном обществе и мировым сообществом в целом правовым ценностям и знаниям, их познание и осмысление и, что самое главное, происходит формирование умений и навыков положительного правового поведения. Другими словами, в образовательном процессе на разных уровнях образования происходит формирование и развитие правосознания и правовой культуры. Тем самым, образование как социальный институт занимает свое специфическое место в правовом пространстве общества посредством реализации важнейшей функции формирования правовой личности и, в конечном счете, правового общества.

Во-вторых, для образования как социального института присущи, как дальше будет показано более подробно, особые управленческие функции, реализуемые в различных правовых формах. В соответствии с этим выделяются такие разновидности управленческих функций в сфере образования, как: а) правотворческая (нормотворческая) функция; б) правоприменительная функция; в) правоохранительная функция; г) правозащитная функция; д) контрольная функция; е) надзорная функция. В пособии эти функции в последующем рассматриваются достаточно подробно.

Таковы наиболее характерные черты образования как социального института.

Контактная информация
© 2021 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Источник

Социальные институты — теория для ЕГЭ

Социология — один из разделов обществознания, проверяемых на ЕГЭ. Школьники считают его достаточно простым, часто выбирают при написании эссе. В рамках этого блока нужно знать социальные статусы, роли и группы, понимать особенности социализации и разбираться в социальных лифтах. В ЕГЭ по обществознанию встречаются и социальные институты. С этой темой у выпускников бывают проблемы, так как в ней много нюансов. Идеально выучить их можно лишь с помощью опытного преподавателя, например, на курсах. В таком случае подготовиться к экзамену куда проще. А мы разбираем теорию и решение заданий по теме «Социальные институты» по обществознанию.

Что такое социальный институт

Социальный институт в обществознании — это форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе. Проще говоря, институт в обществознании — это некое образование, например, орган власти или учреждение. К этому понятию относится даже семья. Его суть в том, чтобы решать какие-то вопросы людей, регулировать их отношения в обществе.

Институты закрепляют роли и статусы людей в обществе. Как вы наверняка знаете, у одного человека может быть несколько ролей — они определяются тем, с точки зрения какой организации человек рассматривается. Например, молодой человек 20 лет может быть одновременно студентом (с точки зрения университета), гражданином (с точки зрения власти) и сыном (с точки зрения семьи). Каждая социальная роль добавляет свои нормы. Некоторые из них существуют только на словах (это отношения внутри семьи), некоторые — задокументированы (различные своды законов). Первую группу называют неформальными, вторую — формальными. При нарушении норм возникают санкции.

к какому общественному институту относится образование. Смотреть фото к какому общественному институту относится образование. Смотреть картинку к какому общественному институту относится образование. Картинка про к какому общественному институту относится образование. Фото к какому общественному институту относится образованиеФункции социальных институтов в обществознании:

В целом, существование институтов направлено на удовлетворение социальных потребностей. Любые перемены в обществе тоже начинаются на уровне социальных образований. Еще один момент, связанный с темой «Институты» в ЕГЭ по обществознанию — признаки:

Следующий важный блок — виды социальных институтов в обществознании. Их делят на 4 основные группы, которые мы разберем с помощью таблицы:

Источник

Социальные институты образования и науки

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований.
Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям.
Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации.
В то же время образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера.
Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.
Но система образования имеет и другие функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.
Система образования как институт включает в себя следующие компоненты:

Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц, уполномоченных выполнять те или иные управленческие и другие функции на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами.
Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.
Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества.
Наука наряду с образованием может рассматриваться как общественный макроинститут.
Наука, как и система образования, является центральным социальным институтом во всех современных обществах и представляет собой самую сложную область интеллектуальной деятельности человека.
Во все большей и большей степени само существование общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.
Основная функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности – получение нового знания.
Цель образования – передача нового знания новым поколениям, т. е. молодежи.
Если нет первого, то нет и второго. Именно поэтому данные институты рассматриваются в тесной взаимосвязи и в качестве единой системы.
В свою очередь, существование науки без обучения также невозможно, так как именно в процессе обучения формируются новые научные кадры.
Формулирование принципов науки было предложено Робертом Мертоном в 1942 г.
В их числе: универсализм, коммунализм, незаинтересованность и организационный скептицизм.
Принцип универсализма обозначает, что наука и ее открытия носит единый, универсальный (всеобщий) характер. Никакие личностные характеристики отдельных ученых (пол, возраст, вероисповедание и т. д.) не имеют значения при оценке ценности их работ.
Результаты исследований должны оцениваться исключительно по их научным достоинствам.
Согласно принципу коммунализма никакое научное знание не может стать личной собственностью ученого, а должно быть доступно любому члену научного сообщества.
Принцип незаинтересованности означает, что преследование личных интересов не соответствует требованию, предъявляемому к профессиональной роли ученого.
Принцип организованного скептицизма означает, что ученый должен воздерживаться от формулировки выводов до полного соответствия фактов.

Источник

К какому общественному институту относится образование

Тесты по обществознанию 11 класс. Тема: «Социальная сфера»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Укажите название науки, которая изучает общественные структуры, институты, их функционирование и взаимодействие?

2. Согласно выводам, какого ученого, общество состоит из конфликтных друг к другу элементов, что приводит к борьбе классов, которая в свою очередь является двигателем исторического процесса?

— значительные и незначительные.

— расширенные и суженные.

— общие и ограниченные.

— группы людей, которые образуются на основе политико-социальных убеждений.

+ группы людей, которые образуются на основе вероисповедания.

— группы людей, которые образуются на основе общего диагноза.

— группы людей, которые образуются на основе совместного проведения свободного времени.

— изменение общественной формы всех основных социальных институтов.

+ потеря личностью принадлежности к определенной социальной группе, норм и ценностей соответствующей субкультуры без вхождения в другую.

— углубление социальной поляризации общества.

— Ослабление имеющихся в обществе стратификационных ограничений.

7. Что такое дифференциация?

+ выделение основных груп и элементов одной системы, и их характеристика

— процесс перехода от государственного к частному.

— процедура легализации социальных норм и традиций.

— выделение основных этапов развития общества.

8. Из какой науки был заимствован термин «стратификация»?

9. Какое из утверждений правильное?

А. Спецификой социальной стратификации является то, что она отражает принцип неравенства в обществе.

Б. Социальная стратификация – это совокупность расположенных исключительно в горизонтальном порядке социальных слоев общества.

+ Только А правильно.

— Только Б правильно.

— Оба варианта правильны.

— Оба варианта ошибочны.

тест 10. Как назывался общественный класс, который, согласно Марксу, был в конфликте к буржуазии?

11. Как называлась категория крестьян в Руси, которые имели личную свободу?

12. Какой ученый ввел стратификацию в зависимости от принадлежности к власти, возможности влиять на политические решения?

13. В 1887 году министр просвещения Российской империи И. Делянов принял закон «о кухаркиных детях», запрещающим крестьянам и другим беднякам поступать в гимназии и тем более университеты. После этого образование перестало быть для крестьян:

— элементом социальной дифференциации.

— предметом споров и противоречий.

14. Какая из этих социальных страт в истории была полностью закрытой?

— дворянство в Российской империи.

15. Владельцы заводов, которые в годы восстания Пугачева, смогли оказать ему сопротивление, получали позже от Екатерины дворянские звания. Это пример:

16. После того, как Российская империя присоединяет Крым и Северное Причёрноморье, многие дворяне и их крепостные подпали под:

— отмену крепостного права.

17. Какая социальная группа оказалась в числе маргиналов в конце 1920-х годов?

— партийная элита, которая организовывала индустриализацию.

— дворянство, которые было лишено своего статута.

+ крестьянство, часть которого вынуждена была ехать на заводы и становится рабочим классом.

18. Укажите наиболее популярную тенденцию в развитии общества в постиндустриальных развитых странах?

— рост количества рабочих.

— популяризация идеи закрытых социальных групп.

+ увеличение количества среднего класса.

— усиление социальной дифференциации.

19. Какая первая стадия формирования нового общественного института?

— создание материальной базы института.

— возникновение соответствующей системы статусов и ролей.

— создание особой системы знаков, символов.

+ возникновение насущной потребности, осознание ее обществом.

тест-20. К какому общественному институту относится образование?

21. Как называются составные части общего устройства общества, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом?

Тесты по обществознанию 11 класс. Тема: «Социальная сфера» часть 2

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

2. Понятия «социальный прогресс», «социальная идея», «социальное движение», «социальная инновация» характеризуют смысл:

— специфики использования социологических знаний в теории и практике общественной жизни;

3. Многообразие социальных связей, отношений, все социальные институты и сообщества обеспечивают всеобъемлющий, разносторонний характер общества. О какой основной признак общества идет речь?

4. Общество с малоподвижной социальной структурой, опорой на традиции причисляют к:

— нет правильного ответа.

5. Какой термин (понятие) характеризуется внутренне неорганизованные не устойчивые во времени собрания людей, находящихся в близости в пространстве, имеющие общие внешние стимулы, интересы и эмоциональную общность, которые реагируют на поведение друг друга?

6. Социальная группа сформировалась благодаря отношениям между личностями, их статус не закреплен и не подтвержден. Как называется такая социальная группа?

+ Неформальная (неофициальная) группа.

7. Какая социальная группа является первичной?

— Москвичи как социально-территориальная группа.

— молодое поколение – как основа, первичный компонент будущего.

8. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, сообществ, институтов называется:

9. Что такое социальная мобильность:

— передвижение людей в физическом пространстве.

+ перемещение человека или общественной группы в социальном пространстве, для которого характерны изменения социальной позиции, приобретение нового статуса.

— Выполнение индивидами свойственных им обязанностей.

— Усвоение новой информации, приобретения умений и знаний.

тест 10. Маркс считал, что основными классами капиталистического общества являются:

— Бедный, средний и богатый классы.

— Высокий, средний, низкий классы (без привязки к количеству доходов).

+ Буржуазия и пролетариат.

— Крепостные крестьяне и феодалы (держатели земли).

11. Примером открытой формы стратификации считается:

— феодальная система Средневековья.

— кастовая система в Индии.

— рабство периода Греции и Рима.

+ классовую систему после промышленного переворота.

13. Какое название носит политика и практика физического уничтожения лиц по определенным этническим или религиозным признакам?

— Чисто женские проблемы.

+ Роли, нормы, ценности, черты характера, которые приписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные символы и ценности.

— Проблемы отношений женщин и мужчин.

— Чисто мужские проблемы.

15. Вследствие социальной революции осуществляется:

— смена власти в обществе;

— перераспределение собственности на средства производства;

+коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической системе общества.

— замена власти одной этнической группы на другую.

16. Различия между феминность и маскулинность как социальными моделями поведения отражает срок:

18. Какие институты доминировали в советском обществе?

— Человека, образования, науки.

— Войска и силовых структур.

+ Коммунистической идеологии, коммунистической партии, государства.

— Установки и принципы.

22. Это присущие той или иной культуре представление о том, к чему следует стремиться, это духовные ориентиры, которые задают общую стратегию поведения индивида в обществе. О чем идет речь?

23. Признак не характерна для индустриального общества?

— интенсивная социальная мобильность;

+ закрытая сословная иерархия;

24. Что не свойственно постиндустриальному обществу?

— превращение науки в производительную силу;

— расширение прав личности и интересов меньшинств;

— распространения телекоммуникационных систем;

+ начало широкого использования машинного производства;

25. По какому критерию общества делят на простые и сложные?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *