к какому народу относятся узбеки
Узбеки — самый крупный этнос Средней Азии
Узбеки — тюркоязычный народ, основное и коренное население Узбекистана. Это самый крупный по численности населения этнос в Средней Азии. В мире проживает около 30 миллионов узбеков. Древними предками народа являются племена сако-массагетов, согдийцы, бактрийцы, ферганцы и хорезмийцы, которые постепенно начали объединяться в период с 10 по 15 век. В результате, в период между 11 и 13 веками, произошло смешение древнетюркских племен с древнеиранским населением.
Где живут
Почти 27 миллионов узбеков проживают на территории Узбекистана. Из них 48% живут в сельских местностях. Большое количество представителей этого народа давно обосновалось в северном Афганистане, Таджикистане, Казахстане, Туркмении и Киргизии. Трудовые мигранты узбеки работают на территории России, Турции, США, на Украине и в странах ЕС, где они основали общины.
Название
Этноним «узбек» переводится как «свободный человек» и «хозяин себя». Некоторые историки полагают, что этноним возник от имени хана тюрко-монгольского государства Золотая Орда хана Узбека, правившего в 1312-1340 гг.
История
Считается, что существует 92 рода (племени) узбеков, которые вошли в состав будущей узбекской нации. Есть легенда, в которой говорится, что 92 человека пошли в Медину и там участвовали в войне пророка Мухаммеда против кафиров. Этих людей обратили в ислам, и считается, будто бы от них и произошли племена узбеков, которых еще называли «илатийа».
На сегодняшний день известно о существовании 18 из списках 92 узбекских племен, и все они составлены в Мавераннахре, оазисах Среднеазиатского междуречья. Самый ранний список был составлен в 14 веке, самый поздний — в 20 веке.
Из анализа всех списков следует отметить, что основная их часть начинается с названия трех племен:
Существовало и дештикипчакское племя узбеков уйшун (уйсун), происхождение которого берет начало от кочевого племени усуней. Группы племени уйсун известны в Самаркандском и Ташкентском оазисах. Узбеки считают его самым древним из всех 92 узбекских племен.
Антрополог К. Кун свидетельствует, что современные узбеки в расовом отношении являются неоднородным этносом. Среди них есть представители смешанных в разной степени, сильно монголоидных и чрезвычайно европеоидных индивидуумов.
Узбекский входит в тюркскую группу языков и вместе с уйгурским относится к карлукским языкам. Карлукская группа образовалась от древнетюркского языка 7-10 веков, который был основан на руническом алфавите. С 9 века, по причине распространения и укрепления ислама, среди узбеков начал распространяться арабский алфавит. Узбекский язык был основан на арабском алфавите до 1928 года. С 1928 по 1940 годы вместо него начали использовать латинский алфавит, который к 1940 году был заменен на кириллический. В 1992 году в Узбекистане снова был введен латинский алфавит. Некоторые группы узбеков двуязычны, например, многие из тех, кто проживает в Афганистане, владеют языком дари.
В современном узбекском языке существует сложная структура диалектов. Есть 4 основные группы диалектов:
Религия
Узбеки являются мусульманами и сохранили в своем культе пережитки древних иранских влияний. Строго празднуют Норуз (Навруз) — весеннее равноденствие. Очень уважают огонь и верят в лечение лучами заходящего солнца.
Узбекская кухня разнообразна, влияние на нее оказал кочевой и оседлый образ жизни народа. Блюда известны и популярны по всему миру: лагман, плов, манты. В Узбекистане эти блюда готовят с некоторыми особенностями. Есть у народа и свои оригинальные кушанья, которые не готовят больше нигде. В узбекской кухне существуют свои традиции. Свинину не едят ни в каком виде, это мясо запрещено по религиозным соображениям народа. Вся пища подразделяется на два типа: харом и халол. Важные ограничения во времени и порядке приема пищи существуют в период священного месяца Рамадан и поста, связанного с ним.
Очень уважают узбеки хлеб, на стол лепешки кладут только «лицом» вверх. На застольях на стол ставят только четное количество лепешек, нечетные подают к траурным мероприятиям. Преломление лепешки — знак начала трапезы. Обычно это делает старший член семьи или младший, но только с разрешения. Первым за столом должен начать трапезу самый старший и только после него все остальные. Ослушаться этого правила считается невежеством.
На свадьбу, различные праздники и на поминки обязательно готовят плов. Готовка начинается с ночи, а подается блюдо к столу рано утром. И по сей день узбеки едят плов руками. Это несложно, но требует некоторого навыка.
Древние традиции связаны с приготовлением блюда, не имеющего аналогов в кухнях других народов — «сумаляк». Варить его положено ранней весной, перед началом посевных работ. Часто это блюдо готовят во время праздника Навруз, прямо на улицах в больших казанах. По консистенции сумаляк похож на повидло. Узбеки считают его очень полезным для желудка и иммунитета.
Для плова используется только желтая морковь, преимущественно сорта мушак. В семьях узбеков приготовление пищи считается мужским занятием. Часто мужчины берут на себя все кулинарные обязанности в доме. Приготовление плова на 100 и более килограммов риса доверяется только мужчине. Профессиональных мужчин поваров называют «ошпаз». В рационе узбеков присутствуют мясные блюда, супы, кондитерские и хлебобулочные изделия, салаты, напитки. Основные блюда из мяса готовятся посредством жарки, они высококалорийны. Широко используется в кулинарии хлопковое масло, курдючное сало, масло, зелень и специи.
Из теста готовят различны лепешки, толокно, колобки бугирсок, хворост. Из кондитерских популярны нишолда — сладость белого цвета, похожая на варенье, узбекский сахар новвот (также нават), леденцовая карамель парварда, халва и жидкая мучная халва холвайтар. Из молока делают напитки, творожную массу, сушеные шарики со специями — курутоб. Салаты готовят из свежих овощей, заправляют маслом. Из мяса делают колбасу и деликатесы.
Характер
Узбеки честные, прямые и солидарные люди, у них отсутствует угрюмость и суетливость, но в тоже время они обладают инстинктами повелителя и воина.
Внешность
Голова обычно овальная, глаза с продольным разрезом, скулы не сильно выступают. Цвет волос чаще темный.
Одежда
Национальный костюм узбеков был создан еще в древности и надевают его представители народа по сей день. В каждом регионе у национального костюма есть свои особенности и отличия.
Костюм мужчин состоит из:
В повседневной жизни мужская часть населения носила рубаху, которая раньше была ниже колен, затем стала короче, до середины бедер. Ворот рубахи шили двух фасонов. В Ферганской и Ташкентской областях мужчины носили распашную рубаху — яхтак. Шили ее из хлопчатобумажной ткани. Края ворота иногда обшивали тесьмой джияк. Аристократы и духовные лица носили рубахи только с горизонтальным воротом. В начале 20 века мальчики и пожилые мужчины надевали стеганые на вате рубахи гуппича. Штаны в обыденной жизни мужчины носили без карманов, прорезей и пуговиц. Наверху они были широкими и сужались к низу, доходили до щиколоток.
Верхней одеждой служил халат. В зависимости от погоды носили халаты с подкладкой и на вате. С обеих сторон на полах делали вертикальные разрезы. Полы, воротник, края рукавов и подол обшивали плетеной узкой тесьмой или матерчатой полоской. На груди вышивали две завязки. Одежду знати и эмира украшали золотым шитьем. На голову в повседневной жизни мужчины надевали папаху, тюбетейку и чалму.
Мужское население равнинных оазисов носило мягкие сапоги с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать на конные выезды надевала парадные сапоги, изготовленные из зеленой шагрени, с изящным каблуком, скошенным к середине подошвы. Такая обувь позволяла всаднику ловко держаться в стременах.
Женский традиционный танцевальный костюм состоит из:
Обязательным дополнением к любой одежде были серебряные или золотые украшения. Носили их все женщины, независимо от возраста.
В качестве верхней повседневной одежды надевали камзол или халат с открытым и широким воротом, чьи борта почти не сходятся. Рукава свободнее и короче, чем у мужского халата. Женщины из Самаркандского и Бухарского оазисов часто носили распашные, чуть прилегающие к талии, длинные халаты румча. Халат мурсак — специфическая верхняя одежда женщин. Он распашной, туникообразной формы, без воротника. Шили его таким образом, чтобы при носке его полы заходили друг за друга. Делали мурсак длинным, до земли, стеганым на вате и на подкладке. Полы, низ рукавов и ворот обшивали тканой тесьмой.
Камзол женщины начали носить только во второй половине 19 века. Его шили слегка прилегающим к талии, с узким и коротким рукавом, отложным воротником и вырезной проймой. В это же время узбекские женщины стали носить короткие безрукавки нимча.
Голову в повседневной жизни покрывали платком, часто сразу двумя. Один набрасывали на голову, второй складывали по диагонали и надевали как налобную повязку. В 19 веке носили платок с выходом для лица, на лоб повязывали платок пешона румол. Паранджа постепенно была вытеснена после проведенной в 20 веке борьбы советской власти с пережитками. Тюбетейки женщины и молодые девушки носят и сегодня. Обычно украшают их яркой вышивкой и бисером. Основной обувью женщин были туфли без задника.
Жизнь
Основная часть узбеков ведет оседлый образ жизни, в основном занимаются земледелием. Особенно много кочующих узбеков в восточной Бухаре, по левому берегу Амударьи, в афганских владениях. Еще больше полукочующих, которые летом переходят со стадами с места на место, а зимой возвращаются в постоянные жилища.
Религия узбеков — ислам, поэтом у них разрешалось многоженство, которое особенно преобладало у феодальной аристократии и зажиточных. У эмиров и ханов были целые гаремы. Жили узбеки большими патриархальными семьями, в которые входило несколько поколений родственников. Постепенно семьи стали разделяться, сыновья после смерти отца жили отдельно, старшие сыновья женились и уходили, младший оставался с родителями и получал наследство.
В семье все обязаны слушать старшего и подчиняться ему, положение женщин раньше было приниженным, а младшие обязывались во всем слушать старших. Доходами семьи всегда распоряжался только старший, несмотря на то, что работали в семье все. Женщины подчинялись старшей в семье, которая распределяла между ними работу по дому, занимались сбором хлопка, пряли, разводили шелкопряда, чистили курак.
Жилище
Районы Узбекистана отличались по климатическим условиям, в результате чего развилось локально-народное зодчество. Основными были зодчие Бухары, Хивы, Ферганы и Шахрисабза, которые и до наших дней сохранили особенности строительства и конструкций, декорирование, планировки, стили архитектуры. В Ферганской долине часто случались землетрясения, поэтому дома там строили с двойными каркасами, из-за обилия дождей на крыши накладывали глиняные катыши (лумбаз) толщиной до 50 см. В Хорезме землетрясений не было, и дома там строились с пахсовыми стенами и одним каркасом, толщина лумбаза на крышах была 15 см. В различных районах жилища по-своему разнообразны, но общие принципы архитектуры тоже существуют.
В старых поселениях дома строили без окон и огораживали глинобитными стенами. Окна жилищ и хозяйственных построек выходили только во двор. Улицы между ними были кривые и узкие. Дома более обеспеченных людей делились на внутреннюю половину — ичкари — для детей и женщин, и ташкари. Эта часть была обставлена более богато и красиво, здесь встречали гостей. Обычно комната для гостей была у всех средних слоев, у бедных ее не было.
Планировка дома большинства семей, которая зависела от количества ее членов, включала в себя айван — навес, скотный двор, хозяйственное помещение и туалет, расположенный во дворе. В Бухаре дома обычно строили из двух и трех этажей. Каждая часть земли использовалась узбеками рационально. В Бухаре и Ташкенте практически 90% участков подвергалось постоянным перестройкам и достройкам.
Культура
В Узбекистане существуют свои национальные виды спорта:
Очень самобытное и богатое у народа устное народное творчество, которое включает следующие жанры:
Из музыкальных инструментов самые популярные:
Традиции
Узбеки — народ очень гостеприимный, это одна из характерных черт Узбекистана. Как хозяин принял гостя, ценится больше, чем богатство стола и достатка семьи. Не принять гостя — означает опозорить свою семью, род, селение и махаллю (квартал).
Гостей всегда встречают еще у ворот дома, с мужчинами здороваются за руку и спрашивают, как дела и как здоровье. Женщин приветствуют легким поклоном, правая рука должна быть на сердце.
Гостей приглашают в дом и сажают на самое почетное место за столом — дастархан. По старинному обычаю женщины и мужчина сидят за разными столами. Усаживает гостей к столу сам глава семьи. Самых уважаемых принято сажать вдали от входа.
Каждая трапеза за столом начинается и заканчивается чаепитием. Разливает напиток сам хозяин. Чем гость почетнее, тем меньше нужно наливать в его чашку чая. Объясняется такой обычай так: чем чаще гость будет обращаться за добавкой к хозяину, тем лучше. Это признак уважения к дому. Если на дне пиалы гостя остался чай, хозяйка его выливает и заново наполняет чашу. Сперва на стол подают выпечку, сладости, орехи, сухофрукты, овощи, фрукты, потом закуски и в конце праздничное блюдо — плов.
Раньше у девушек и парней в Узбекистане не принято было выбирать себе пару, этим занимались их родственники. Сегодня этот обычай частично сохранился, но большинство уже выбирают пару себе сами. Но, так же как и раньше, в дом потенциальной невесты рано утром приходят свахи и соседи невесты. Если родители жениха согласны, проводится обряд «преломления лепешки», после которого девушка уже считается помолвленной. Назначают день свадьбы, родители невесты передают родным жениха подарки.
Самый яркий и пышный обряд у узбекского народа — это свадьба (никох-туй). Свадьба в каждой семье является важнейшим событием, которое отмечают шумно и богато, с большим количеством гостей. Приглашают всех родственников, дальних и близких, соседей, друзей.
Свадебный обряд начинается ранним утром с угощения гостей праздничным пловом в доме невесты и в доме жениха. Потом жених приезжает в дом невесты в компании друзей, танцоров и музыкантов. Невеста в белом свадебном платье ждет его в отдельной комнате, куда могут зайти только поверенные муллы. Они же берут с нее согласие на брак и читают свадебную молитву никох, которая заключает между молодыми брак.
После невеста прощается с домом и родителями, друзья жениха забирают приданое и грузят его. Все уходят, невесту сопровождают подруги и родственницы, которые поют прощальные песни.
Невесту в доме жениха встречают женщины, они распевают свадебные традиционные песни. К дверям дома ведет дорожка белого цвета (паяндоз), по ней невеста входит в свое новое жилище. Перед дверью она делает поклон, ее осыпают деньгами, цветами и сладостями, чтобы жизнь ее была богатая, красивая и сладкая.
Начинается свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. После свадьбы жених провожает молодую жену в их новую комнату, там ее встречает и переодевает янга — близкая подруга или родственница невесты. Потом в комнату выходит жених и выкупает у нее невесту. После молодоженов оставляют наедине. Ранним утром, на следующий день после торжества, проводится завершающий обряд «келин салом» или приветствие невесты. Молодая жена низко кланяется в пояс и приветствует родителей жениха, родственников и гостей. Они дарят ей подарки и поздравляют.
В Узбекистане проводится обязательный обряд обрезания всех мальчиков — хатна-килиш. Родители готовятся к этому с самого рождения ребенка, шьют праздничную одежду, постельное белье и одеяла. Проводится обряд, когда мальчику исполняется 3, 5, 7 или 9 лет, очень редко в 11-12 лет.
В начале читают Коран в присутствии имама, старцев и близких родственников мужчин, так ребенка благословляют. На мальчика надевают подарки, которые принесли соседи и родственники. Иногда сажают на жеребенка в знак того, что мальчик становится мужчиной. После проводится обряд «тахурар», во время которого женщины укладывают на сундук одеяла и подушки. Заканчивается все традиционным угощением всех пловом.
Узбеки – дворяне тюркских народов, а сарты – предприниматели Центральной Азии
В статье предложен новый подход к этногенезу узбеков. Какое отношение имеют узбеки к тюркам и монголам? Какому этносу принадлежал Джучи, старший сын Чингиз-хана? Были ли в истории и другие узбекские государства, кроме современного Узбекистана? Имеют ли узбеки этническую близость с русскими? Откуда произошел этноним «таджик»?
1. Предисловие
Впервой части своей статьи «Узбекистан: вызовы, угрозы, проблемы и решения» 2 я, говорил: «История народов Узбекистана, самих узбеков, а также его государственности очень богата и своими корнями уходит в глубину веков, так же как история других народов, этносов и государств мира». Я как можно корректнее указывал не только на тот факт, что таджикские историки во главе с академиком Рахимом Масовым выдвигают нацистские идеи об «арийском» происхождении своей нации, но и обращал внимание читателей и на их необоснованные территориальные претензии к Узбекистану, которые поддерживают даже официальные круги Таджикистана.
Продолжающееся до сих пор острое обсуждение этой статьи на российских сайтах, особенно в Интернет-издании «Капитал страны», показало, что в поднятых мною вопросах непримиримую позицию занимают не только ученые наших двух стран, но и многие простые читатели: как со стороны Таджикистана, Узбекистана, так и других стран. А представители узбекской «оппозиции» из числа этнических таджиков, принимающие в этом обсуждении анонимное участие, пытались и пытаются разжечь межнациональную рознь, специально искажая исторические факты относительно происхождения и истории наших народов, а также их государственности. Для этого они пытались использовать даже некоторые высказывания таких наших великих предков, как Амир Темур (Тамерлан), его потомок Захриддин Мухаммад Бобур (правитель Индии) и других, об узбеках. При этом они не гнушались вырывать их содержание не только из контекста этих высказываний, но и из времени, места и причин, по которым они были произнесены.
К тому же таджикские читатели, успевшие усвоить бредовые идеи своих «историков», и анонимно, под всякими никами, до сих пор принимающие активное участие в обсуждении моей статьи 1, не думают ни о какой корректности и нагло выступают не только в поддержку идей своих «историков», но и со ссылкой на «труды» этих же «ученых» мужей и других источников, сами пытаются доказать следующее. Во-первых, что большая часть населения Узбекистана – это будто бы тюркизированные в прошлом и узбекизированные в советское время таджики, которых раньше называли сартами, а настоящие узбеки, которые сейчас живут в Узбекистане, будто бы произошли от монголов. Во-вторых, заявляют о том, будто бы Самарканд и Бухара принадлежит им, поэтому их они якобы обязательно вернут в Таджикистан или завоюют и т.д.
Более того, таджикские читатели, следуя дурному примеру таких своих «историков», как академик Рахим Масов, внушивших им, что таджики относятся к высшей расе – арийцам, а узбеки – нет, пытались и пытаются оскорбить национальные чувства нашего народа. Кроме того, они вводят русских читателей, особенно тех из них, которые также относят себя к числу арийцев, в заблуждение, называя нас монголо-узбеками или монголо-тюрками, якобы произошедшими от монголов. Это, на мой взгляд, делается для того, чтобы вызвать у русских читателей национальный патриотизм, который, базируясь на памяти о Золотой Орде, может быть воплощен в таком понятии, как «татаро-монгольское иго». То иго, которое до сих пор ранит национальное самосознание некоторой части русского народа, несмотря на то, что такое предубеждение построено на ложных исторических стереотипах.
В последнее время из числа представителей интеллигенции и официальных кругов Казахстана тоже начали издаваться аналогичные, глубоко ошибочные, а потому робкие, но конкретные претензии по отношению к нашему Ташкенту – столице Узбекистана.
По этим причинам я решил еще раз вернуться к поднятым мною вопросам и на основе исторических материалов как можно короче проанализировать и доказать ошибочность точки зрения таджикских историков и читателей, поддерживающих этих «ученых», относительно происхождения узбеков и их государственности. Хочу также поделиться с читателями своими мыслями по поводу вопросов об арийцах, о происхождении самих таджиков, таджикской государственности и сартах. При этом я намерен сообщить читателям свою точку зрение относительно тайны этнической принадлежности Джучи — старшего сына Чингисхана и правителя Золотой Орды, поскольку считаю, что и этот феномен сыграл в этногенезе узбеков немаловажную роль.
Я в своей вышеупомянутой статье 2 помимо всего прочего пытался ответить на вопрос: имеют ли узбеки этническую близость с русскими? В этой статье я хочу дополнить свой ответ на этот вопрос более весомыми аргументами, подтверждающими действительное существование этнической близости между узбеками и русскими. Ранее, на основе научных и религиозных подходов к происхождению человечества, а также тех литературных источников, которые были использованы в ней, я выдвигал тезис о том, что узбеки произошли от рода человека по имени Тюрк, т.е. от тюркских родов и племен [2]. Поэтому прежде, чем более подробно изложить основные положения данной статьи, считаю целесообразным начать свой анализ с ответа на нижеприведенный вопрос.
2. Что говорят историки о происхождении тюркских родов и племен, а также о территориях их обитания?
Более того, я лично склонен думать, что как единобожие, так и письменность Ближнего Востока, своими корнями уходят к тюркской тангритианской религии и рунической письменности, которую тоже писали справа налево, как арабы. Откуда не трудно прийти и к выводу, что даже предки библейского героя — пророка Ноя (Нухса), также могли быть из Алтая, а его ковчег после потопа мог сесть не на горы Арарат, а на горы Алтая.
Однако ссылки моих оппонентов на труды европейских ученых и даже на древние эпосы индусов и тем более на комментарии современных историков из стран бывшего СССР, особенно тех из них, которые принадлежать к числу этнических таджиков, не удовлетворяют. Поэтому в этом разделе статьи и далее я в первую очередь буду опираться и делать ссылки на величественные исторические труды таких персидских ученых-историков, как Рашид ад-Дин Фазлуллах, на которые в своих работах ссылаются практически все историки Европы, бывшего СССР, Российской Федерации и других стран. Итак, если обратиться к трудам этого великого персидского историка, то можно узнать следующее.
Когда пророк Ной после потопа делил обитаемую часть земли между своими сыновьями, то его старшему сыну, которого звали Иафет (Иафес), он отдал восточные страны вместе с Туркестаном и другими краями за его пределами. Иафета тюрки прозвали Олджай-ханом. Он был жителем степей, т.е. кочевником. Его летовка (яйлак) и зимовка (кишлак) находились в землях Туркестана; весенние месяцы он проводил в Уртаге и Кортаге, находящихся поблизости от Инанч-шахра, а зимовал он в тех же краях, в местности Барсук, что в Каракуме. В этой местности было два города: один — Талас, а другой — Сайрам. Столица Олджай-хана находилась именно в этой местности [5].
Точно так же народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степных просторах, в горах и лесах областей Дешти-Кипчака, русов, черкесов, башкиров, Таласа и Сайрама, Сибири, Булара и реки Ангары. В пределах областей, которые известны под названиями Туркестана и Уйгуристана. Расселялись по рекам и горам на территориях народа найман, как, например, Кок-Иртыш, Иртыш, гора Каракорум, горы Алтая, река Орган. В области киргизов и кэм-кэмджиутов, в местностях с многочисленными летовками и зимовками, известных под именем Могулистана и принадлежащих народу кераит, как то: по рекам и озерам Онон, Кэлурэн, Талан-Балджиус, Буркан-Калдун, Кукана-наур, Буир-наур, Каркаб, Куйин, Эргунэ-кун, Калайр, Селенга, Баргуджин-Токум, Калаалджин-Элэт и Уткух, кои смежны с Китайской стеной [6].
Благодаря своей силе, могуществу, власти и завоеваниям, тюрки распространились по всем территориям Китая, Индии, Ирана, Византии, Сирии и Египта, подчинив себе большую часть государств населенной части мира [6].
С течением времени эти народы разделились на многочисленные роды, ибо во всякую эпоху из каждой ветви этих родов возникали новые ветки. И каждая такая ветвь по определенной причине и поводу получила свое имя и название, подобно огузам, которые разделяются на кипчаков, калачей, канлыев, карлуков и другие относящиеся к ним племена. Или как народы, которые (во время Рашид-Ад-Дина) были известны под именем монголов [6].
«Так как к ним была [проявлена] божественная помощь, то за время около четырехсот лет от них [произошло] множество ответвлений и по своей численности они превысили другие [народы]; вследствие же их могущества другие [племена] в этих областях также стали известны под их именем, так что большую часть тюрков [теперь] называют монголами» [7].
При этом следует учесть и исторические факты о том, что тюркские народы Южного Китая, Кара-Хитая и Северного Китая, народ, которого монголы называют нангяс, а китайцы зовут его манзи и джурджэ, кара-хитайские гур-ханы, которые были владыками Туркестана и Мавераннахра, султан Мухаммед Хорезмшах, его сын Джалалиддин Мангуберди и их племена, в эпоху Чингиз-хана и его рода были не только побеждены, но и почти полностью уничтожены [8]
Даже из этого короткого ответа на первый вопрос можно сделать далеко идущий и очень серьезный вывод о том, что монголы тоже изначально являлись тюрками.
Этот вывод подтверждается не только трудами Рашид-Ад-Дина 7, являющимися величественными памятниками средневековой исторической литературы, написанной на персидском языке, но и других авторов, в т.ч. современными научными данными ДНК-генеалогии, геногеографии и т.д. 9.
Может быть, по этой причине Л.Н.Гумилев в своей книге «Древняя Рус и Великая степь», со ссылкой на китайца ЧжаоХуна и тюрка Абуль-Гази, о Чингизхане и его роде и пишет: «Тэмуджин высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная. Этим он отличается от других… У Борджигинов глаза «сине-зеленые (pers). » или темно-синие, где зрачок окружен бурым ободком» [12]. Но для нас по ряду объективных причин интересным является другой вопрос.
3. Кем был по своему этническому происхождению старший сын Чингизхана и правитель Золотой Орды Джучи?
Так или иначе, к формулировке этого вопроса, отвечая на который можно было бы разгадать тайну происхождения Джучи, очень близко подходили и многие другие авторы, такие, например, как Рашид-Ад-Дин, Мирзо Улугбек, Л.Н.Гумилев и т.д. Но у читателей, которым раньше не была известна история происхождения Джучи или которые не обращали внимания на эту таинственную историю, связанную с этническим происхождением создателя и первого правителя Золотой Орды (Великого Государства), может возникнуть другой вопрос. А именно: откуда мог возникнуть вопрос, выведенный в заголовок данного раздела статьи и зачем следует на него отвечать?
Чтобы ответить на этот вопрос, сначала на основе опубликованных материалов в алфавитном порядке и русском произношении перечислю имена или названия всех известных исторической науке тюркских племен, которые входят в состав узбекской нации со времен Золотой Орды до наших дней. Но с добавлением в этот список только лишь еще одного рода с именем олхонут, который является одной из ветвей тюркского племени кунграт 16.
Так, к числу узбеков относятся следующие тюркские роды и племена: агар, алчин, аргун, арлат, баган, БАРЛАС, бахрин, бостон, будай, буйазут, буйтай, буйурак, буркут, бусе, гариб, гирей, джалаир, джалджут, джуйут, джуладжи, джурат, джусуладжи, джыйыт, дуджир, дурмен, йадж.к.р., калмак, калывай, канглы, кара, карлук, кары, каттаган, кенегес, кераит, килечи, кипчак, кият, кохат, КУНГРАТ, кур, курлаут, кучи, кыргыз, кырк, кышлык, кыят, мангыт, масид, махди, МЕРКИТ (по Улугбеку макрит — А.Р.), минг, митан, найман, никуз, оглан, оглен, ойрат, онг, онгачит, онгут, ОЛХОНУТ, пуладчи, рамадан, сарай, сахтиян, сулдуз, сымырчик, табын, там, тама, тангут, таргыл, татар, тувадак, туркмен, тушлуб, уз, уйгур, уймаут, уйшун, урмак, утарчи, хафиз, хытай, чакмак, чилкас, чимбай, ширин, шубурган, шуран, юз, ябу.
Если теперь обратить свое внимание к происхождению Чингизхана, то из литературных источников можно узнать, что его мать Оэлун была из племени ОЛХОНУТ — ветки племени КУНГРАТ, которую Есугей — отец Чингизхана, отбил у Еке-Чиледу — богадура из племени МЕРКИТ. А мальчик, произошедший на свет в результате брачного союза Есугея и Оэлун, был назван в честь вождя одного из тюркских племен Темучина-Уге, которого Есугэй победил накануне рождения сына. Значит, настоящее имя основателя Монгольской империи было Темучином 17.
Причиной такого, довольно интересного исторического факта, имеющего немаловажное значение для этногенеза узбеков, является то положение, что закреплено в «Сокровенном сказании монголов». А именно: тюркский род КУНГРАТ должен был быть и являлся брачным родом (қуда-анда) монгольского рода БОРДЖИГИНОВ — Тэмуджина (Чингисхана) и его предков [19]. Именно поэтому эту традицию продолжил не только сам Чингисхан, женившись на представительнице племени КУНГРАТ — Борте (Бурте Кучин), но и его сыновья, внуки и т.д. Поэтому если теперь обратится к биографии Джучи — старшего сына Чингизхана, то можно обнаружить очень важные и интересные обстоятельства и, самое главное, не разгаданную тайну его происхождения и этнической принадлежности, связанную с таким удивительным положением родоплеменных отношений в жизни народов того исторического периода.
Так, Джучи родился около 1182 года от первой, самой любимой, уважаемой и влиятельной жены Чингисхана Борте, но существует историческая версия, что старший сын Чингисхана, Джучи, не был его родным сыном. Именно поэтому Джучи и переводится как «Гость из дороги» [13]. Основной причиной оспаривания отцовства Чингисхана является пленение его жены Борте тюркским племенем МЕРКИТ, после освобождения из которого вскоре родился Джучи. Возможным отцом Джучи, в соответствии с «Сокровенным сказанием монголов», мог быть только лишь Чильгир-Боко из тюркского племени МЕРКИТ — богодур (рыцарь), который и взял Борте в наложницы. При этом следует отметить, что Чильгир-Боко был младшим братом Чиледу, который хотя уже и умер ко времени пленения Борте, но у которого Есугей — отец Чингисхана, отбил в свое время невесту — Оэлун из рода ОЛХОНУТ, являвшимся одной из ветвей того же племени КУНГРАТ, т.е. будущую мать Чингисхана. Однако Тэмуджин признал Джучи своим сыном, заявив, что в момент пленения меркитами его жена Борте уже была беременна от него самого. Тем не менее, «проклятие меркитского плена» висело на Джучи-хане и преследовало его всю жизнь [17].
Примечание 1. Здесь же следует отметить, что кунраты — это одно из основных и знаменитых племен, входящих в состав титульной нации современного Узбекистана — узбеков, обитающих в настоящее время на территориях Сурхандарьинской, Кашкадарьинской и Хорезмской областей Республики Узбекистан. Истинной родиной кунгратов являются отраженные в их эпосе «Алпамыш» Гузар-Байсунские степи [15]. При этом следует отметить, что по узбекское слово КУНГРАТ, пишется как КУНГИРОТ (узб. qo’ng’irot — бурый конь), что в исторических литературных источниках, опубликованных на русском языке, иногда ошибочно пишут как УНГИРАТ или ХОНГХИРАТ, вместо КУНГИРАТ. Тем не менее, я в тексте своей статьи использовал запись КУНГРАТ, дабы избежать путаницы в названии одного и того же племени.
Как пишет Мирзо Улугбек в своей книге «Тўрт улус тарихи» [13], родные сыновья Чингисхана неоднократно выражали сомнения относительно их родства с Джучи и оскорбляли его, указывая на этот факт. Но сам Чингисхан называл Джучи своим родным сыном. Тем не менее, из-за сомнений в происхождении Джучи Чингисхан был вынужден назначить наследником престола Монгольской империи не его, как старшего, а своего третьего сына, Угэдэя. Именно по этой причине ни один представитель рода Джучи так и не стал кааном империи, созданной Чингизханом.
Таким образом, если учесть, что биологическим отцом Джучи был Чильгир-Боко — богодур из тюркского племени МЕРКИТ, а его матерью — Оэлун из рода ОЛХОНУТ, который является одной из ветвей тюркского племени КУНГРАТ, то не трудно прийти к выводу, что: Джучи, от потомков которого происходят все государи, царевичи Золотой Орды (Дешт-и-Кипчака) и узбеки, был не иначе, как чистым тюрком, по своему этническому происхождению не имеющим к монгольским родам и племенам чингизидов никакого отношения.
На мой взгляд, именно этим обстоятельством и обусловлен тот факт, который со ссылкой на Рашид-Ад-Дина отмечается во многих работах о натянутых отношениях между Чингизханом и Джучи [19]. О том, что указание на убийство Джучи, давал сам Чингизхан из-за того, что он отказывался исполнять его волю по завоеванию Русских земель, Европы и т.д. А также о малой численности монгольских войск, переданных Чингизханом Улусу Джучи: всего-навсего 4 тысяча человек.
Однако последнее обстоятельство, на мой взгляд, имеет под собой определенную почву, если предположить и учесть, что Джучи точно знал о своем этническом происхождении и, не доверяя своим братьям, сформировал свою гвардию и воинов центра (ставки) Золотой Орды не из монголов, а из членов родственных ему племен и родов. Основную часть 70-тысячного войска Улуса Джучи почти 80% или 55 тысяч человек составляли воины из тюркского племени КУНГРАТ [24], являющихся близкими родственниками Джучи как по линии его материи и старшей жены Сартака, так и по линии отца – представителей тюркского племени.
У Орды — старшего сына Джучи-хана, все три старшие жены были из того же племени КУНГРАТ. Но нас пока интересует второй сын Джучи-хана – Бату (Баты), второй по счету правитель Золотой Орды (1227—1255). Происхождение правителя Золотой Орды Узбек-хана, именем которого назван не только наш народ, но и наше государство — Республика Узбекистан, о чем я в двух словах и тезисной форме писал в своей другой статье [20], восходит именно к нему. Тогда возникает следующий, третий, вопрос.
4. Кем был по этническому происхождению хан Золотой Орды Узбек, какой правовой статус и название имело это государство и как называли его народ?
Итак, для того, чтобы узнать происхождение Узбек-хана, если мы опять обратимся к «Джами’ ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид-Ад-Дина [19], то не трудно узнать, что и Бату появился на свет от Уки-фудж-хатуна — дочери Ильчи-нойона из тюркского племени КУНГРАТ. Но Узбек-хан был сыном Тогрулчи, десятого сына Менгу-Тимура — внука Бату-хана. А матерью Менгу-Тимура была Кучу-хатун из тюркского рода ОЙРАТ, по поводу которого более подробно я остановлюсь ниже. Но и первой старшей женой Бату-хана тоже была представительница славного тюркского племени КУНГРАТ по имени Олджай-хатун, от семейного союза с которой и появился на свет десятый сын Менгу-Тимура — Тугрылчи, отец Узбек-хана [19].
Значит, далее, не вдаваясь в детали данного исторического исследования, можно сделать вывод, что самый великий и знаменитый хан Золотой Орды Узбек, тоже не был монголом, а имел чисто тюркское происхождение.
При этом особо следует отметить такой факт, на который другие авторы почти не обращают внимания — независимость Золотой Орды как государства. Именно в период правления Менгу-Тимура (1266—1280) — деда Узбек-хана, Золотая Орда стала государством, полностью независимым от Монгольской империи. Именно поэтому в 1269 году на курултае (съезде) в долине реки Талас Мунгу-Тимур, а также Борак и Хайду — ханы соответственно Чагатайского и Угедэева улусов, признали друг друга независимыми государями и заключили союз против великого хана Хубилая на случай, если он попробует оспорить их независимость от центральной власти Монгольской империи [25].
Однако независимое золотоордынское государство продолжали называть Улусом Джучи, пока его трон не занял Узбек-хан (1313—1341). Поскольку именно при нем Великое Государство, монархом которого он был, начали называть в его честь Государством Узбека, Страной узбеков и Узбекским Улусом, а его подданных, являющихся одновременно и его храбрыми воинами — узбеками.
Примечание 2. Несмотря на наличие исторического факта о независимости этого Великого Государства, учитывая русскую традицию называть улусы его ханов Золотой Ордой, я и дальше буду продолжать называть их Золотой Ордой, чтобы у читателей не возникали лишние вопросы.
Обоснованность такого утверждения без всяких ссылок на авторитетные иностранные литературные источники даже следующие слова представителя основных наших оппонентов из числа таджикских историков, как Хазрат Сабахи, изложенные в его полемической статье [26], написанной в ответ на статью узбекского историка Гоги Хидаятова [27]:
«Говорят: вещи надо называть своими именами. Мы все хорошо знаем, что у чингизидов был такой принцип: если у хана или полкoводца имя Чигатай, то все подчиненные ему соплеменники и сородичи называли себя чигатайцами, у Ногай-хана – ногайцами, у Узбек-хана – узбеками и т.п. В районах близ Волги, на северном Кавказе, и сегодня живут ногайцы, потомки хазаров (тысячников) упомянутого Ногай-хана. В некоторых горных районах Хорасана, в том числе в ущелье Чигатай Иранского Хорасана, живут потомки чигатайцев, скрывшихся от Шаикбанидов (=Шайбаниды). Говорят они на чигатайском языке, каждый десятый имеет фамилию «Чигатаи», каждый пятый –»Темури», поскольку свое прошлое связывают с Чигатай-ханом, Темур-Кураганом, Хусейном Бойкаро. Дочь за муж за чужого не выдают, на девушек из другого народа не женятся. У многих имеется список генеалогии (шаджара)» [26].
Несмотря на такое компетентное мнение молодого таджикского историка Х.Сабахи, доказывающего обоснованность моего утверждения о происхождении термина «узбек» и узбекского этноса, можно все же обратиться к знаменитым персидским литературным источникам и узнать следующее.
Впервые узбеки упоминаются в сочинении иранского историка Хамдуллаха Казвини, который в «Тарих-и-гузидэ» («Избранной истории»), рассказывая о вторжении царя Узбека в пределы Ирана в 1335 году, золотоордынское войско назвал «узбекцами» и «узбекиян», а Золотую Орду —«Мемлекет–и–узбеки» [21]. Поэтому, по мнению знаменитых советских историков, академиков Академии Наук СССР Б.Д.Грекова и А.Ю.Якубовского: «не вызывает спора, что тюркско-монгольские воины из Дешт-и-Кыпчак названы «узбекианами» = «узбековцами». В полном соответствии с этим и Улус Джучи у Хамдаллаха Казвини именуется «Мамлакат-и-Узбекй», т.е. государством Узбека. Весьма интересно, что Зейн-ад-дин, сын Хамдаллаха Казвини, продолжатель «Тарих-и-Гузиде», упоминает Улус Узбека не в смысле Ак-Орды, а всего Улуса Джучи. Во всяком случае, говоря о времени Джанибек-хана (1342 — 1357), Зейн-ад-дин именует Улус Джучи Улусом Узбека. Автор XIV в. Муин-ад-дин Натанзи («Аноним Искендера»), более других осведомленный в истории Ак-Орды, рассказывая о том же времени, употребляет термин Улус Узбека также в смысле Улуса Джучи. В том же смысле «Аноним Искендера» употребляет этот термин даже в применении к 60-м годам XIV в. Вот фраза, из которой ясно, что автор понимал под выражением «Улус Узбека»: «Главным эмиром (эмир ал-умара) улуса Узбекского в его время (хана Мурида — А.Я.) был Ильяс, сын Могул-Буки». Могул-Бука, также и его сын Ильяс, были эмирами в Золотой Орде» [28].
А историк Темура — Низам Ад-дин Шами – в своем рассказе о бегстве двух его эмиров, сообщает: «Когда они (Эмиры Адидь-шах и Сары-Буу, восставшие против Тимура в 1377 г.) поняли, что не являются людьми, могущими противостоять ему, то бежали, ушли в область узбеков и укрылись у Урус-хана». При этом он и самого Уруса называет ханом узбеком [22]. Видимо, это является исторической правдой, поскольку в дальнейшем этот термин стал применяться не только к нему, но и по отношению к его подданным [23]. К тому же другой историк Темура — шереф Ад-Дин Йезди, рассказывая о посольстве 1397 года от золотоордынского Тимур Кутлуга, называет прибывших послов послами узбеков…
Таким образом, даже то, что изложено выше полностью подтверждает тот факт, что термин «узбек» вошел в языковой оборот и авторитетный персидский исторический литературный источник при Узбек-хане и, следовательно, связан именно с его именем. Ибо такое явление в то время было общепризнанной традицией монархических государств, созданных как самой Монгольской империей (если даже они имели правовой статус вассалов), так и после ее распада. Особенно тех из них, государи которых имели высокий международный авторитет и пользовались уважением в народе, как хан Великого Государства (Золотой Орды) Узбек. Тот Узбек-хан, который был не только ханом независимого государства Золотая Орда, но и великим его реформатором, вначале сам став мусульманином, превратил эту веру в государственную религию. Говоря современным языком, он осуществил не только подобную реформу, носящую идеологический характер, в результате которой ему удалось ликвидировать феодальные распри в Золотой Орде, но и административно-территориальную и экономическую реформы.
В результате административно-территориальной реформы внутри единого государства, которое на Руси называют Золотой Ордой, были созданы 4 крупных административно-территориальных образования — улусы, такие как Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак, которые возглавлялись назначаемыми лично Узбек-ханом улусными эмирами (улусбеками). В результате экономической реформы были упразднены баскачества, с одновременной передачей русским вассальным князьям права самим взимать дань и налоги, что значительно расширило их самостоятельность.
В результате всего этого ему удалось добиться как увеличения военной и политической, так и экономической мощи своего государства. А это позволило ему заниматься не только широкомасштабной благотворительной деятельностью среди населения, что соответствовало духу мусульманства того времени и укрепляло его авторитет среди народа (как в нашу эпоху, скажем, эмиров Дубая и Катара), построить новую столицу — город Сарай аль-Джедид (Новый Дворец), но и превратить Золотую Орду в настоящую империю — Великое Государство.
Именно поэтому его признавали во всем мире и стремились установить с ним дипломатические отношения многие страны. К числу таких стран, установивших с Золотой Ордой дипломатические отношения, можно отнести Византию, Индию, страны Западной Европы. А султан Египтаан-Насир Мухаммеди, король Византии Андроник II не только установили дипломатические отношения с этим великим Узбекским государством, но еще, посчитав за честь породниться с таким могущественным монархом, как Узбек-хан, первый из них взял в жены его сестру Тулунбай, а второй — выдал за него свою дочь Тайдулу. Принцессу, которая стала не только его второй старшей женой, но и настоящей царевной Золотой Орды после его смерти, во время правления их сыновей Танибека и Джанибека.
Кроме того Узбек-хан был достаточно благосклонным к русским князьям и другой знати. Именно поэтому он стремился помешать захвату поляками Галицко-Волынского княжества. За честность и мужество наградил он Московского князя Ивана Калиту Ярлыком на великое княжение, Шапкой Мономаха в качестве княжеской короны, ставшей впоследствии главной регалией русских великих князей и царей, и выделил ему 50-тысячное войско. А в 1337 году с его разрешения был организован поход объединенного узбекско-русского войска на Люблинское воеводство. Затем по просьбе галицкого воеводы и знатного боярина Дмитра Дедкоона направил против короля Польши Казимира III 40-тысячное войско…
Ведь не зря абсолютно всеми историками признается, что высшей точкой военного могущества Золотой Орды было время именно Узбек-хана (1312—1342). А Ибн-Баттута, путешественник, повидавший на своем веку многое, лично встретившись с Узбек-ханом в 1333 году, дал ему самую высокую оценку, сказав, что: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира». А другие историки пишут, что его власть была одинаково авторитетна на всех землях его обширных владений. Например, согласно арабскому историку XV века Ибн-Арабшаху, караваны из Хорезма проходили на телегах совершенно спокойно, «без страха и опаски», до самого Крыма в течение 3 месяцев. Не было надобности возить с собой ни фуража для лошадей, ни продовольствия для сопровождающих караван людей. Более того, караваны не брали с собой проводников, так как в степях и земледельческих районах было густое кочевое и земледельческое население, у которого можно было все необходимое получить за плату [28].
Но я хочу обратить внимание читателей еще и на такие важные обстоятельства, которые связаны с необходимостью ответить на следующие вопросы, связанные с государственным языком и статусом узбеков в Золотой Орде — в монархическом государстве Узбек-хана, которого еще тогда называли не иначе, как УЗБЕКИСТАНОМ, т.е. Страной узбеков 29.
5. Какой язык был государственным языком Золотой Орды при Узбек-хане и какой статус имели узбеки в этом государстве?
Отвечая на первый вопрос, выведенный в заголовок данного раздела статьи, на основе литературных источников можно с уверенностью сказать, что государственным языком в Золотой Орде при Узбек-хане был тюркско-староузбекский язык. Это тот староузбекский язык:
— который в те времена из-за того, что этот язык и в другом государстве — Улусе Чигатая, на территории которого находились часть Хорезма, Самарканд, Бухара и другие города Мавераннахраили Туркестана, где в основном обитали тюркские рода и племена, был государственным языком [30];
— который многие историки ошибочно называли и называют «чигатайским языком», не отличая государственный язык Улуса Чигатая, названного так в честь второго сына монгольского императора Чингизхана, от монгольского языка самих монголов, так или иначе возглавлявших сам этот улус [23].
Отвечая на второй вопрос, выведенный в заголовок данного раздела, вначале хочу остановиться на этимологии, т.е. на происхождении самого слова «узбек». Некоторые историки со ссылкой на французского востоковеда Поля Пеллио пишут, что имя Узбек (Ozbag) означает «хозяин себя» (maitredesapersonne) [31]. А понятие бек (бег, бей, бай) трактуется как тюркское слово bey — властитель, князь, господин; синоним арабского понятия эмир или амир (’amir — повелитель, вождь). Но термином «бек» изначально при родоплеменных отношениях в среде древних тюрков обозначали главу рода.
Бек возглавлял родовое ополчение в составе обще-племенного войска, во главе которого стоял хан (тюркский и монгольский титул). Это понятие позже приобрело и иные значения, как, например: титул знати в странах Ближнего и Среднего Востока, а также землевладельца у тюркских народов Средней Азии и Закавказья в Средние века; наследственный правитель в Тунисе в XVIII-XX веках; форма уважительного обращения в Турции, Азербайджане и современном Узбекистане.
Однако я, исходя из вышеизложенного анализа термина «узбек» («o’zbek»), состоящего из двух слов «уз» и «бек», считаю, что значение этого слова станет понятным и ясным нашим читателям, если здесь привести наглядный пример.
Так, в качестве примера, если перевести такие предложения, написанные на узбекском языке с использованием этих слов, полностью соответствующих староузбекскому «чигатайскому языку», на русский язык, как, например: «Менингўзбегим бор» («Meningo’zbegimbor») и «Уўзбегимдир» («Uo’zbegimdir»), то они на русском языке будут звучать соответственно: «У меня есть свой бек» и «Он мой бек». В этом предложении первая часть слова «узбек» — «ўз» (уз), переведен на русский язык как «свой» и «мой». А вторая част этого слова — «бег», просто-напросто написана как ее вышеприведенная разновидность: вместо «бег», в форме — «бек», что соответствует произношению этого слова на узбекском языке в составе переведенных предложений. Значит как дословный, так и содержательный перевод слова «узбек» из приведенных примеров составления предложений на узбекском языке будет не иначе, как «свой бек» и «мой бек», соответственно. А они в свою очередь равносильны таким выражениям, как: «свой господин» и «мой господин»; «свой князь» и «мой князь» и т.д.
При этом следует подчеркнуть, что советские историки, академики АН СССР Б.Д.Греков и А.Ю.Якубовский в книге «Золотая Орда и ее падение» [28], вступив в полемику, с академиком АН Таджикской ССР А.А.Семеновым, Директором института истории, археологии и этнографии АН Таджикской ССР, писали:
«Имеется ли какая-нибудь связь между терминами «узбеки», мн. «узбекиан» = «узбековец», «узбековцы» и «узбек», «узбеки»? По мнению А.А.Семенова, не имеется. Первое наименование случайно и в источниках XV в. не встречается. Термин же «узбек», по мнению А.А.Семенова, родился в обстановке Ак-Орды, там бытовал и не имеет ни прямого, ни косвенного отношения к термину «узбеки». Пока неясно, когда он возник.
Нам представляется, что эта точка зрения историческими фактами не оправдана и не может опровергнуть гипотезы о прямой связи двух этих наименований. Ведь на самом деле современники именовали войска Узбек-хана — «узбекианами» (выделено — А.Р.), а все его государство «государством Узбека». Надо только внимательно вчитаться в источники, чтобы представить, какую огромную роль играло левое крыло в Улус-джучиевом войске. Тюркско-монгольские кочевники Ак-Орды были отборными воинами-конниками. Они-то, по-видимому, и были главной частью золотоордынского войска. Их-то сначала и называли «узбекианами», «узбековцами» (выделено — А.Р.).
Поэтому, если учесть, что с одной стороны Узбек-хану было хорошо известно значение своего имени, поскольку такое имя до него носили и другие тюркские правители [19], а с другой стороны ему доставляло удовольствие называть своих военнослужащих своим именем — моими беками, а подданным было приятно называть их — своими ханами, эмирами и беками, то не трудно догадаться, что в его государстве УЗБЕКАМИ называли не все население. Хотя это население и называлось по общепризнанной традиции Узбекским улусом. Поскольку все население состояло не только из военного сословия, но еще и из представителей различных тюркских, малочисленных монгольских и других родов и племен, а также из ремесленников, скотоводов, земледельцев и т.д., занятых хозяйственными делами, необходимых всему улусу [30].
Процитированные выше и глубоко компетентные мнения таких советских историков, как Б.Д.Греков и А.Ю.Якубовский, а также то, что далее они, говоря о временах «ставленника» Узбека — хане Ак Орды Эрзене, писали о том, что в то время существовали «разные ступени в господствующем аристократическом классе кочевников» и «военной аристократии» [28], дают мне полное основание утверждать следующее.
На основе соответствующих правил, учитывающих и тюркское происхождение Джучи-хана, УЗБЕКАМИ называли только лишь тех подданных Узбек-хана, которые относились к военному сословию из тюркских родов и племен Золотой Орды. А именно — самого монарха и военную аристократию: ханов, эмиров, богодуров и беков, а также рядовых воинов, находящихся на государственной военной службе на платной основе.
Поэтому, забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что именно по этой причине и после великого Узбека-хана ханов, эмиров, беков, багодуров и рядовых воинов Золотой Орды продолжали называть узбеками. Например, узбеком называли не только весь Улус, но и самого хана Золотой Орды Урус-хана [32].
Так, что понятие военного сословия, которое при Узбек-хане и после него в Золотой Орде и других ее улусах называли узбеками, по своему содержанию практически полностью соответствует такому понятию, как, скажем, самураи у японцев или дворянство, введенное на Руси только лишь в XVII веке.
Полагаю, что именно по этой причине среди немобилизованной на военную службу части тюркских родов и племен государства самого Узбек-хана и даже за его пределами, было не только очень почетным и престижным стать узбеком (самураем, дворянином), но и выгодным. Ибо если отдельные сотни, тысячи и десятитысячные (тумени) отряды вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному беку, то и семей воинов-узбеков, вместе с ним имеющих право [в мирное время] заниматься своим хозяйством, не оставляли в стороне. А хан Золотой Орды как собственник всей земли в государстве раздавал землю и скотоводов во владение бекам через эмиров с условием, что те будут за это исправно выполнять определённые повинности. Важнейшей повинностью, конечно же, была военная служба. Поскольку каждый бек был обязан по первому требованию эмиров (которые находились в соответствующем подчинении у самого хана) и в установленный им срок выставить в пункты их сбора, поле сражения или других военных мероприятий установленное количество воинов, за благополучной жизнью и хозяйственной деятельностью семей которых он следил. А сам бек в своём уделе мог эксплуатировать труд земледельцев и скотоводов, предоставляя им в аренду свои земли, а скот на выпас или привлекая их непосредственно к работе в своём хозяйстве. Мелкие беки служили крупным бекам — феодалам, а те эмирам…
Однако ни Узбек-хан, ни его государство не были вечными: он умер в 1341 году, а Золотая Орда распалась и полностью прекратила свое существование в начале XVI века. Поэтому возникает следующий, пятый по счету вопрос.
6. Как сложилась судьба узбеков после Узбек-хана и распада Золотой Орды, и когда было создано первое узбекское государство?
Ответ на вопрос, выведенный в заголовок раздела, так или иначе связан с Улусом или государством Чагатая (Chig’atoy) — второго сына Чингизхана, которому он даровал многие территории современной Центральной Азии, и, в первую очередь, моей Родины — Республики Узбекистан. Об истории Улуса Чагатая рассказывают многие литературные источники. Поэтому читатели по интересующим их вопросам могут обратиться к этой литературе [31, 33]. Учитывая такую возможность у читателей, я остановлюсь на этом вопросе очень коротко, обращая их внимание лишь на такие вопросы, которые в них не рассматривались и в полной мере не освещались.
6.1. Как я уже говорил выше, захват Чингисханом Мавераннахра, Хорезма и т.д., а также создание там государства его второго сына Чагатая, на язык и культуру коренного населения этих территорий — тюркских родов и племен (аборигенов), никакого влияния не оказало. Наоборот, тюрко-староузбекский язык, став в Улусе Чагатая государственным языком и по этой причине войдя в историю под названием «чагатайский язык», послужил, как это не раз бывало в истории наших народов, тюркизации самих завоевателей — монголов. Причем также как это происходило раньше, позже и происходит до сих пор с иранскими, арабскими и другими представителями стран, в свое время оккупировавших наши райские земли, а потом осевших на них, их потомки продолжают жить у нас и по сей день, как у себя на Родине – как это и должно быть.
Однако Улус Чагатая, как и другие улусы сыновей Чингисхана, и вся его Монгольская империя, распался. В результате этого образовались такие два государства, как Мавераннахр и Моголистан. В первом из них — Маврауннахре, вскоре после его образования, когда этой страной правил Тоглук-Тимур, власть в нем завоевал великий полководец Амир Темур (Тамерлан), положивший впоследствии конец власти чагайтайцев. О нем, как я полагаю, нашим читателям хорошо известно многое, а если нет, то с его историей можно ознакомиться из тех источников, которые приведены в списке литературы 34.
Здесь я хочу обратить внимание на второе государство, которое появилось после распада Улуса Джучи— на Моголистан (Улус моголов, Улус Джете и Мамлакат – Моголистан). На государство, название которого, не правильно записав, как Могулистан, и с подачи некоторых историков многие знают или воспринимают, как будто бы оно является государством монголов или даже Монголией. Поскольку это государство, хотя на его престол, после его создания в 1347 году откуда-то нашли и посадили чингезида Тоглук-Тимура, никогда не было Монголией, также как не было монголами и его население. А все это население, кроме тюркизированных дуклатов (дуглатов), состояло из тюркских племен, как: канглы, киреиты, арлаты, уйгуры и др., которые раньше — до распада УлусаЧагатая – проживали в нем и разговаривали на том же «чигатайском языке» на одной половине своей территории, и на других диалектах тюркского языка и в первую очередь на уйгурском языке – на другой половине. Когда раньше оно находилось в составе Улуса Чигатая, на тех его территориях, на которых говорили на староузбекском или «чигатайском языке», были расположены, не говоря уж об Иссык-Куле, Таласе, Или, верховьях Чу и Эбинора, такие знаменитые наши города, как: Андижан, Наманган, Фергана, Ош, Джалал-Абад, Сузак, Узген, Ходженд и т.д.
А упоминая о них, великий поэт, а впоследствии и знаменитый падишах Индии Захириддин Мухаммад Бабур, в 1494-1504 годах занимавший еще и пост правителя Ферганы, в своей книге «Бабур-наме» (1526-1530гг.) писал, что:
«Жители Андижана — все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным; сочинения Мир Алишера Навои, хотя он вырос и воспитывался в Герате, [написаны] на этом языке» [37].
Именно поэтому когда англичане или другие европейцы называют то государство, которое создал в Индии Захириддин Мухаммад Бабур и написавший свою книгу «Бабур-наме» на своем родном тюркско-староузбекском языке (которого именно по этой причине мы относим к числу великих узбекских поэтов), «государством великих моголов» — это надо понимать, исходя из тех разъяснений, которые изложены выше. Потому что никаких доказательств о том, что подданные Моголистана были тюркизированными монголами, как об этом утверждают некоторые исследователи, не существует. А утверждение В.Бартольда [39] о том, что якобы язык моголов их Великой Империи (Индия) был монгольским, опровергается самим языком основателя этой империи, великого нашего поэта Захириддина Мухаммада Бабура, писавшего свою книгу «Бабур-наме» на староузбекском языке, которого и современные узбеки понимают без труда.
6.2. Выше, в четвертом разделе статьи, говоря о матери Менгу-Тимура Кучу-хатуне, я указывал, что она из тюркского рода ОЙРАТ. Поэтому здесь я хочу остановиться и на другом историческом факте, который связан с этим родом. ОЙРАТ – это тот тюркский род, часть которого, смешалась с теми 4 тысячами воинов из монгольских родов, которые Чингисхан передал для Улуса Джучи [19]. Поэтому они, не приняв мусульманскую веру, ОСТАЛИСЬ на той территории Золотой Орды, из которой Узбек-хан к концу своего правления возвратил демобилизованных воинов и других членов своего мусульманского улуса обратно на их родину, в Мавераннахр и Хорезм, принадлежавшие тогда Улусу Джучи. А в числе этих узбеков была и другая часть ОЙРАТов – мусульман, возвратившихся домой, к себе на Родину. Поэтому те, оставшиеся там ОЙРАТы, и были названы именем КОЛМОК (QOLMOQ), поскольку слово «остаться» [там, на чужбине], как на староузбекском или чигатайском, так и на современном узбекском языке переводится одинаково — КОЛМОК (qolmoq). А об этом историческом факте написано на стр. 225-226 исторической книги великого Мирзо Улугбека «Тўрт улус тарихи» («История четырех улусов») [13]. Если эта история, изложенная в книге Улугбека, не была бы достоверной, то не только сами узбекские, но и иностранные историки не включали бы в список 92 узбекских племен и самих калмыков [16].
А потомки той части тюркского племени ОЙРАТ, которые, смешавшись с переданными Чингисханом Улусу Джучи 4 тысячами монголов, остались на территории центра Золотой Орды, и по внешности став похожими на монголов, приняли их облик монголоидов, до сих пор там и живут. Сохранив лишь название своего рода, как и многие другие народы, но забыв, почему и кем они были названы КОЛМОКами? Но, все же, называя себя пусть и чуть иначе, но все же — КАЛМЫКами, которые сейчас являются гражданами Российской Федерации из Республики Калмыкия. Полагаю, что и столица этой республики по аналогичной причине названа словосочетанием тюркского происхождения, а именно Элиста (Эл иста), то есть из слов: эл – народ и иста – ищи, что означает, скажем: «ищи свой народ»…
Я здесь историю калмыков рассказал не ради красного словца, а потому, что в «Автобиографии Тамерлана» и первой части книги «Уложение Тимура» 33, речь идет не только о тех узбеках, которые оставшись в Золотой Орде, продолжали свою военную службу, но и о тех, которые после демобилизации из армии Узбек-хана вернулись на свою родину — в Мавераннахр; среди них были и представители племени ОЙРАТ, а также некоторое количество немусульман, в т.ч. даже небольшое количество калмыков [13].
6.3. Выходит, Амир Темур (Тамерлан) в своей книге [35], рассказывая о том, что он, используя военную хитрость, победил узбеков, имел в виду то обстоятельство, из-за которого узбеки, испугавшись его мнимых войск, под покровом ночи рассеялись, покинув крепости Мавераннахра. Но рассеяться на населенной людьми территории во время военного конфликта может лишь местное население. Значит, когда он говорил в своей книге и автобиографии об узбеках, то под ними имел в виду именно тех из них, которых я отнес к их демобилизованной и по этой причине возвращенной на свою родину и обитающей там (в Мавераннахре) части.
Значит, когда в тексте «Автобиографии Тамерлана» и «Уложении Тимура» 35 речь идет о какой-то общине узбеков, редакторы и переводчики в примечаниях к этим книгам ошибочно пишут о том, будто бы: «Речь идет о кочевых, то есть даштикипчакских узбеках: о золото-ордынских гарнизонах, расположенных в городах-крепостях Мавераннахра». Нигде нет ответа на вопрос: откуда они там появились, если даже и находились в распоряжении Ильяс-хана, в тот период временно исполнявшего обязанности своего отца, хана Улуса Чигатайи государства Моголистан Туглука Темура? А это еще раз доказывает обоснованность изложенного факта возвращения [демобилизованных] узбеков в Мавераннахр и Хорезм, что изложено в книге Улугбека [13].
Однако я полагаю, что враждебное отношение Амира Темура к демобилизованному военному сословию Золотой Орды — узбекам, заключалось не только в плохом их поведении, на что жаловались религиозные деятели, а еще и в том, что он сам был из тюркского племени БАРЛАС. И среди подчиненных ему 40 племен он, кроме своего собственного племени, доверял еще только лишь таким 11 племенам, как: тархан, аргын, джалаир, тулкичи, дульдай, могол, сулдус, тугай, кипчак, арлат и татар. Причем, он отметил такой статус этих лиц оттиском своей тамги (клейма) за их верность и оказанную помощь при его восхождении на трон Мавераннахра [35].
Хотя одна из жен Амира Темура по имени Ак Суфи и была из тюркского племени КУНГРАТ, однако, как это видно из вышеприведенного списка 12 тюркских племен, на которые Амир Темур опирался в своих великих делах, в их составе славного тюркского племени КУНГРАТ, который составлял костяк Улусов Золотой Орды, нет. Его представители продолжали служить своему пока еще Великому Государству — Улусу Узбеков, вступая с ним — Амир Темуром, в военные конфликты, как и узбеки (дворяне) до полного распада Золотой Орды. К тому же с 1359 по 1388 годы в Хорезме (Хивинское ханство) у власти находилась династия ханов именно из этого племени, до его завоевания Амиром Темуром в 1388 году.
Именно по таким причинам он видимо и на должности верховных эмиров назначал только лишь выходцев из указанных 12 тюркских племен и, в первую очередь, из своего собственного племени — БАРЛАС, пожаловав им даже определенные территории: Бадахшан, пограничные области и округа. Кроме того он и на другие высокие должности эмиров и тысячников назначал выходцев из того же своего собственного племени БАРЛАС, быть может, планируя в перспективе их тоже превратить в военное сословие своей империи, наподобие узбеков.
Но здесь может, возникнуть такой вопрос: почему Амир Темур не отличая демобилизованных и находящихся на службе в Золотой Орде узбеков по их родоплеменному признаку или составу, называл их всех в своих книгах 34 исключительно узбеками?
Ответ на этот вопрос банально прост. Узбек-хан при создании своего военного сословия под названием «узбеки», что соответствовало не только его имени, названию его улуса (Золотой Орды), но и замыслам, учитывал опыт по созданию монгольской армии со стороны Чингизхана, смешавшего при формировании десятников, сотников, тысячников и десятитысячников (туменей) рода и племена монголов. При создании военного сословия своих вооруженных сил под названием «узбеки» он смешал все тюркские рода и племена, призванные служит ему, для того, чтобы они не смогли разрушить подразделения его армии на почве родоплеменных разногласий и конфликтов, столь характерных для той эпохи. Той героической эпохи, когда для правителей могущественных государств покорение чужих стран было обычным делом, демонстрирующим их превосходство над покоренными ханами, князьями, царями и королями: чем больше их, тем лучше. Ибо это было еще и одним из способов их собственного обогащения и повышения благосостояния своих подданных за счет покоренных и разграбленных государств и народов. Поэтому мы, их потомки, находящиеся в совершенно другой эпохе и с другими жизненными ценностями, не вправе осуждать их: нам остается только лишь гордиться ими, если они являются родоначальниками народов, к числу которых мы относимся, или они с этими народами так или иначе были связаны…
Однако среди ханов Золотой Орды были и такие, как Тохтамыш. Не зная своего истинного происхождения, пытавшийся восстановить Улус Джучи (Золотую Орду) времен Чингисхана, думая, как и многие нынешние радетели его рода, считающие себя чингизидами, не зная, что они не имеют к этой величайшей личности в истории человечества никакого отношения, Тохатамыш покорял многие русские земли и города. В том числе даже и Москву, применив для этого обман и хитрость, уничтожив впоследствии даже и тех, которые поверив ему, открыли ворота этого величественного русского города и встречали его хлебом и солью. А потом он разграбил Москву вместе с ее населением и устроил в нем разрушительный пожар [28, 31].
Но среди тюркских правителей Мавераннахра был и такой великий полководец, ничем не уступающий Чингисхану, как Амир Темур — именовавший себя и как султан Турана, и как эмир Туркестана, которому было суждено не только освободить Русь от нашествия Тохтамыш-хана, но и покорить и полностью прекратить существование Золотой Орды 30. А это впоследствии так или иначе способствовало рождению от осколков Золотой Орды тюркских племен-воинов, считающих себя узбеками (самураями, дворянами), чисто узбекских государств XVи XVI веков во главе с ханами из династии Шейбана — пятого сына Джучи-хана, покоривших даже государства династии самого Амира Темура. Тимуридов в XVI веке узбеки вытеснили за пределы Мавераннахра, в результате чего они вынуждены были довольствоваться покорением Индии и территории современного Афганистана, как великий падишах Индии, поэт и писатель Бабур.
Но сам Амир Темур является не только освободителем Русских земель от Тохтамыша, но и Европы – от нашествия Османской империи времен султана Баязида I по просьбе самих европейских монархов…
По этим причинам руководством современного Узбекистана именно легендарный Амир Темур, а не знаменитый Узбек-хан, давший свое имя нашему народу и государству, был выбран в качестве исторического личностного символа нашего великого прошлого, о чем я писал и раньше [20].
Но основателем могущества узбеков, вступивших на историческую арену в качестве этноса, был принц из династии Шейбана Абу-л-хайр (1412—1468) — первый хан централизованного «государства кочевых узбеков». А это государство вошло в историю как УЗБКСКОЕ ХАНСТВО, которым первый его хан Абу-л-хайр правил в течение 40 лет с 1428 по 1468 годы.
Именно при создании этого государства термин «узбеки» сменился термином «узбек», который стал еще и собирательным именем для целой группы тюркских племен, вождями которых и был избран принц Абу-л-хайр в качестве хана первого узбекского государства. А к числу 24 племен, поддержавших первые шаги молодого и талантливого принца Абу-л-хайра, впервые объединившись под флагом Узбекского ханства в 1428 году, образовавших узбекский этнос, относятся [31, 38]: байлы, барак, джат, дурман, имчи, йиджан, карлук, кенегес, кият, КУНГРАТ, курлаут, кушчи, мангкыт, минг, найман, таймас, тангут, тубай, туман, угриш-найман, уйгур, уйшун, утарчи и хитай.
Все это дает полное основание утверждать, что узбеки на исторической карте мира впервые появились как самостоятельный этнос не в 1924 году при создании Узбекской ССР в составе СССР, а в 1428 году, т.е. за 596 лет до этого. Причем в отличие от других, они появились на исторической сцене как этнос, вышедший из военного сословия или дворян тюркских племен Золотой Орды, при создании первого централизованного «государства кочевых узбеков» под названием УЗБЕКСКОЕ ХАНСТВО. А в 1924 году они были только лишь юридически зафиксированы в качестве титульной нации Узбекской ССР.
Обоснованность этого нового подхода к этногенезу узбеков подтверждается наличием аналогов такого исторического процесса в мировой практике, показанных на примере превращения военных сословий, таких как раджпуты, являющихся прямыми потомки древних арийцев из Индии, и амхара из Эфиопии, которые приведены в статье С.Я.Козлова «Пути этногенеза неисповедимы. Из сословия – в этнос через язык, образ жизни, обычаи и религию» [40].
Не углубляясь в деталях развития узбекских государств, укажем: после прихода к власти Мухаммеда Шайбани-хана (1451—1510), завоевавшим в 1499 году Мавераннахр — государство Тимуридов, раздробленное после смерти Амира Темура, а также истории Шейбанидов, я считаю необходимым отметить лишь следующее.
Если Бухарским ханством с 1510 по 1599 годы правили узбеки – Шейбаниды, то с 1599 по 1755 годы им правило поколение астраханских правителей Аштраханиды из потомков Джучи. А в 1755 году было создано новое узбекское государство – Бухарский эмират, просуществовавший вплоть до 1920 года. У власти в нем находилась узбекская династия правителей Мангытов. Бухарский эмират с 1886 года находился в вассальной зависимости от Российской Империи. Самарканд все это время входил в состав бухарских государств. Последним эмиром Бухарского эмирата был узбек Сайид Алим-хан. Среди населения бухарских государств узбеки и тюркские племена по своей численности всегда находились в лидирующем положении.
Хивинское ханство (Хорезм) — узбекское государство, просуществовавшее с 1512 по 1920 годы. У власти Хорезма с 1511 по 1695 годы находилась узбекская династия Шейбанидов, с 1695 по 1740 годы – Арабшахидов, а после — династия Тохтамурадов, а с 1804 по 1920 годы – узбекская династия КУНГРАТов. К этому времени население ханства насчитывало около 800 тыс. человек, 65% из которых составляли узбеки, 26% — туркмены, оставшуюся часть — каракалпаки и казахи.
Кокандское ханство — узбекское государство, существовавшее с 1709 по 1876 годы на территории современных Узбекистана, Таджикистана, южного Казахстана и Киргизии. Это ханство было основано в 1709 году, когда Шахрух-бий из узбекского племени МИНГ основал независимое владение в западной части Ферганской долины.
С 1855 года киргизские и казахские племена, подчинённые Кокандскому ханству, стали переходить в российское подданство из-за разногласий с наместниками этого ханства. Это привело к вооружённым конфликтам Кокандского ханства с российскими войсками.
К этому узбекскому ханству относились: вся Ферганская долина, территории от современного Бишкека до Токмака, города Туркестан, Чимкент и Ташкент … В штурме Ташкента российскими войсками принимали участие казахи… После захвата Ташкента была организована Туркестанская область Российской Империи… В то время Кокандским ханом был Худаяр-хан.
Весной 1873–1874 гг. в Кокандском ханстве неоднократно вспыхивали мятежи, однако хану удавалось кое-как с ними справиться. Нередко повстанцы обращались за помощью к русским властям, но всегда получали отказ. Весной 1875 г. против Худояра поднялась даже кокандская знать… Летом этого же года Худаяр-хан сбежал с маленьким отрядом… А с 1776 года Кокандское ханство прекратило свое существование, и вся его территория перешла под юрисдикцию Российской Империи…