что такое свинцовые мерзости
Свинцовые мерзости
Свинцовые мерзости
Из автобиографической повести (гл. 2) «Детство» (1913—1914) Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868—1936), который так назвал «тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил. простой русский человек».
Смотреть что такое «Свинцовые мерзости» в других словарях:
свинцовые мерзости — сущ., кол во синонимов: 1 • неприглядные стороны жизни (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Свинцовые мерзости — Книжн. Неодобр. О неприглядных сторонах жизни. /em> Из повести М. Горького «Детство» (1913–1914 гг.). БМШ 2000, 438 … Большой словарь русских поговорок
МЕРЗОСТЬ — Свинцовые мерзости. Книжн. Неодобр. О неприглядных сторонах жизни. /em> Из повести М. Горького «Детство» (1913–1914 гг.). БМШ 2000, 438. Мерзость запустения. Книжн. Неодобр. Полное разорение, опустошение, разложение, грязь. БМС 1998, 372 … Большой словарь русских поговорок
Горький — Максим (1868 ) псевдоним современного русского писателя Алексея Максимовича Пешкова. Р. в мещанской семье нижегородского обойщика. Четырех лет от роду потерял отца. «Семи лет (читаем мы в автобиографии Г.) меня отдали в школу, где я учился пять… … Литературная энциклопедия
МАТЬ (1990) — «МАТЬ», СССР Италия, ЧИНЕФИН ЛТД. (Италия)/МОСФИЛЬМ, 1990, цв., 200 мин. Драма. По мотивам одноименного романа М.Горького. Весть о том, что после «Вассы» Глеб Панфилов приступает к экранизации горьковской «Матери», была воспринята нашей… … Энциклопедия кино
неприглядные стороны жизни — сущ., кол во синонимов: 1 • свинцовые мерзости (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Нижний Новгород — древний рус. город, ныне 3 й по величине в России. Расположен на правом бер. Волги при устье Оки, к рой делится на древнюю нагорную часть по правому ее берегу, и заречную. Осн. в 1221 вел. кн. владимирским Юрием Всеволодовичем. Известно, что еще… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
ГОРЬКИЙ — Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) (16.03.1868, Н. Новгород 18.06.1936, Горки, под Москвой), писатель, драматург, общественный деятель. Род. в семье столяра краснодеревщика, рано лишился родителей, воспитывался у деда, владельца… … Православная энциклопедия
Свинец внутри
Заключительная колонка про «свинцовые мерзости»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
С христианской точки зрения (и тут, по-моему, православные, католики и традиционные протестанты между собой вполне согласны), после грехопадения Адама и Евы кардинальным образом изменилась человеческая природа. В нее вошло зло, человек — любой человек! — стал «удобопреклонен» ко греху. То есть совершить грех человеку легко, а вот чтобы преодолеть такую склонность, надо напрячь волю, потрудиться. А следовательно, каждый человек на протяжении своей жизни совершает как добрые, так и злые поступки. Все эти злые поступки оказывают влияние не только на жизнь самого грешника, но и на окружающих людей, а в более масштабной перспективе — на все человечество. Поэтому пока человеческая природа сохраняет свою поврежденность — а так будет вплоть до Второго Пришествия Христа и воскресения мертвых! — в социуме будут твориться как добро, так и зло, будут постоянно случаться свинцовые мерзости. Это, увы, неизбежно. Это печально, но это естественно.
И никакой социальный прогресс, никакое переустройство общества, никакие демократии, коммунизмы, политкорректности, православные державы и мировые правительства не смогут изменить человеческую природу. А значит, при любой форме власти, в любой стране, в любую эпоху избавиться от свинцовых мерзостей невозможно. Эту мысль очень точно выразил Иосиф Бродский:
Скушно жить, мой Евгений. Куда ни странствуй,
всюду жестокость и тупость воскликнут: «Здравствуй,
вот и мы!» Лень загонять в стихи их.
Как сказано у поэта, «на всех стихиях. »
Далеко же видел, сидя в родных болотах!
От себя добавлю: на всех широтах.
Поэтому настоящий христианин не должен обольщаться: глобального, всецелого «хорошо» не случится. Он знает, что мир лежит во зле, и будет лежать вплоть до Страшного Суда. И потому, сталкиваясь со свинцовыми мерзостями, он не испытывает двойной боли. Сострадание жертвам — да, испытывает, и должен испытывать, потому что Христос призывает к милосердию. Причем к деятельному милосердию, как у самарянина из притчи (Лк. 10:30–35). А вот жгучей обиды от того, что мир оказался не таким уютным, как внушали в детстве, у христианина не будет. «Губозакаточной машинке» до него не дотянуться: он ведь и не раскатывал губу.
Но это, конечно же, не значит, что надо мириться с каждым конкретным проявлением зла. То, что зло неизбежно, не означает, что оно нормально и допустимо. В каждом конкретном случае христианин, сталкиваясь со злом — какой бы формы то ни было: социальное, межличностное, природное — должен сделать все, от него зависящее, чтобы помочь людям, разделить их горе. Этого от нас ждет Христос. Но Он не призывает нас ужасаться и истерить.
А самое главное — мы должны замечать свинец не только вокруг, но прежде всего внутри. Мы не изгоним его из мира, а вот из себя — вполне. Реальная задача.
Конспект урока по литературе на тему «Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство» 7 класс
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с
больших пальцев и говорят:
1. желаю (соприкасаются большими пальцами);
2. успеха (указательными);
3. большого (средними);
4. во всём (безымянными);
5. и везде (мизинцами);
6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
— Я вам предлагаю провести небольшую викторину «Литературный портрет», которая поможет нам узнать насколько вы внимательные читатели.
1. «Её большое, стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос – вся она, мощная и твердая, вспоминается мне как бы сквозь туман или прозрачное облако; из него отдаленно и неприветливо смотрят серые глаза…» (Мать)
2. «Тихая, пугливая…женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что, мне казалось, сквозь них можно было видеть все сзади ее головы.» (Тетка Наталья)
3. «Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты…» (Дед)
4. «Вся она – темная, но светилась изнутри через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом…» (Бабушка)
5. «…маленький тихий, с печальными глазами и хорошей улыбкой он жил одиноко, любил сидеть в полутемных углах, а вечером у окна»( Саша Михаилов)
6. «…серьезный мальчик, со всеми ласковый, готовый всем и всячески угодить…Худенький, темный, с выпученными глазами говорил торопливо, тихо, захлебываясь рачьими словами…»(Саша Яковов)
7. «…квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой…Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями…»(Цыганок)
III . Формулировка темы урока и цели. (формулируются вместе с детьми)
«Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М. Горького «Детство»
Свинцовые мерзости — о неприглядных сторонах жизни, человеческих пороках.
Пороки 1) безнравственные черты характера
2) поступки, противоречащие общепринятой морали.
Подлый – низкий (плохой), последнего качества, плохого разбора.
— Какие слова помогают понять позицию автора к происходившему в его жизни?
( свинцовые мерзости, дикая русская жизнь, подлая правда, тяжкая и позорная жизнь)
— Ребята, на ваш взгляд, какое словосочетание дает общее название словам и может быть названием нашего урока?
( Коллективно выделяют словосочетание «свинцовые мерзости».)
— Давайте разберёмся почему свинцовые.
Свинец и его соединения токсичны, на детей воздействия
особенно страшны по своим последствиям. А чем же так опасен свинец.
Сообщение, подготовленное обучающейся:
— Так как же могут воздействовать «свинцовые мерзости», описанные М. Горьким на главного героя?
Сегодня мы с вами постараемся определить эти «свинцовые мерзости» жизни в повести и их воздействия на главного героя.
IV . Обобщение и систематизация знаний обучающихся.
1. Групповая работа : Обучающиеся делают выводы, записывая на листках.
1 группа: «Портрет» дома. (Дьякова, Тимошенко)
Портрет дома непривлекателен:
«одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской»;
«нахлобученная низкая крыша»;
«едкий, незнакомый запах»;
«суетились сердитые люди… стаей вороватых воробьев мечутся ребятишки».
Вывод: Дом Алеше неприятен. (запись: неприятный дом)
2 группа. Сцена «Обед в доме Кашириных». (Воликов, Иванов-Беспощадный, Емельянов)
Какими видит Алеша сидящих за столом?
«..дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу: тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь..» Дед- «стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом- закричал:
«По миру пущу!». Во время драки бегал вокруг стола, «жалобно вскрикивал».
Бабушка – «болезненно искривив лицо», говорила «Отдай им все, отец…»; смывала…кровь с разбитого лица Якова.
Мать Алеши – «встала из-за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною».
Алеша – «испугавшись, вскочил на печь и оттуда в жутком изумлении смотрел»
Цыганок – «сел верхом на спину дяди Михаила», пытаясь сдержать разбушевавшегося «героя»
Григорий Иванович – «спокойно связывал руки дяди полотенцем»
Выводы (с записью): Взаимная вражда, раздел имущества.
3 группа. Отношение между родителями Алеши. (Солодуненко, Гула)
«…отец и мать жили не так: были у них другие речи, другое веселье, ходили и сидели они всегда рядом, близко. Они часто и подолгу смеялись вечерами…пели громко.»
Вывод: «В семье Кашириных Алеша чувствовал себя чужим»
Группы, прокомментировав и оценив поведение каждого участника эпизода, приходят к выводу, что автор- рассказчик рисует один из обычных эпизодов темной жизни «неумного племени».
Выводы групп фиксируются на доске.
Упражнение для мобилизации внимания.
2. Фронтальная работа.
— Проследим, как продолжается знакомство Алеши с жизнью семьи Кашириных.
(Ученики рассказывают, показывая отношение Алеши к происходящему, в таких эпизодах, как: случай с наперстком, наказание детей в субботний вечер).
— Как в сцене с раскаленным наперстком, подложенным Григорию, раскрываются нравы «Дикого племени»? Как реагируют на это взрослые, дети? (Коллективно делается вывод, что в доме Кашириных нет места состраданию. Бывший компаньон деда, всю жизнь, отдавший Кашириным, полуслепой и больной, выносит издевательства дядьев и детей, для которых это лишь шутка, развлечение от скуки).
— В случае с наперстком виноват дядя Михаил, а дед наказывает Сашу. Как вы думаете, справедливо ли это?
Выводы: Душный круг жутких впечатлений, нет места состраданию.
Выводы фиксируются на доске.
Урок по литературе на тему М.Горький «Детство». Изображение «Свинцовых мерзостей жизни»
Тема. М.Горький. «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни».
Цель урока: исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения.
Обучающие задачи: собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова и его окружения, определить идейную направленность и проблематику повести, учить понимать авторскую позицию, высказывать собственное мнение, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Развивающие задачи: развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников.
Воспитательные задачи: воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей
Теме детства посвящали свои произведения и многие известные вам писатели.
Назовите произведения на тему детства, которые вы читали.
Л.Н. Толстой “Детство”
В.П. Астафьев “Конь с розовой гривой”
В. Г. Распутин “Уроки французского” и др.
В 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем Алексеем Максимовичем Горьким. О нелегкой судьбе этого человека, о тяжелом его детстве вы прочитали повесть, которая так и называется «Детство». В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, тогда в печати и появились главы из автобиографической повести “Детство”. Автор повести предлагает вам поразмышлять над поступками героев произведения. Возможно, после наших размышлений для себя вы извлечете полезные уроки.
2.Формулировка темы урока и цели.(формулируются вместе с детьми)
«Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство»
Исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека.
Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, которое несет в себе особо выразительные свойства. Конструкция эпитета: прилагательное + существительное.
Сравнение – это прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный признак.
5. Анализ повести А.М. Горького “Детство”.
А теперь обратимся к повести “Детство” и выясним, какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера.
Какие события происходят в жизни Алеши после смерти отца?
Первая встреча с «неумным племенем». Какова она?
Опишите первое впечатление Алеши от встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши? Как об этом сказано в тексте?
Прочитайте описание дома Кашириных. Найдите в этом описании эпитеты и сравнения и определите их роль.
Расскажите о первых впечатлениях Алеши от пребывания в доме Кашириных(Ссора дядьев с дедом). Докажите текстом. Охарактеризуйте сущность конфликта. На что обращает внимание читателя автор?
Автор передает звероподобный облик дерущихся братьев, показывает, как ведет себя во время ссоры дед и как это характеризует каждого из участников ссоры. Хотя дед также одержим духом стяжательства, но вместе с тем он жалок, так как не в силах остановить сыновей.
История с наперстком.
Донос Саши на Алешу.
Какие человеческие пороки показывает Горький в этих эпизодах?
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, используя текст произведения, и приходят к выводу, что Алеша оказался в семье, где родственники враждовали из-за наследства, издевались над слепым Григорием, применяли физические наказания. Трудно мальчику жить в таких условиях, где он наблюдает ужасающие картины пьяной жестокости, озорства, издевательства над слабыми, семейных драк из-за собственности, извращающих человеческие души.
Отношение к женщинам и детям?
Что рассказал Горький о детях Якова и Михаила? Какие эпитеты и сравнения наиболее ярко передают их характер? Какое чувство вызывает у учащихся Саша Яков? В каких эпизодах он наиболее полно проявляет себя?
Какими были детство и юность деда? Какие картины рисуются Алеше в рассказе деда о своей молодости? (Картина И.Репина «Бурлаки на Волге»)
Что же ожесточило деда?
Отношение к Цыганку?
Почему Алеша чувствовал себя «чужим» среди «неумного племени»?
В дом Кашириных Алеша попал, когда ему было четыре года, но впечатления иной жизни уже жили в нем. Он помнил дружную семью, отца Максима Савватеевича, умного, веселого и талантливого человека, гордился сначала своей матерью, не похожей на окружающих людей. На всю жизнь запомнил Алеша и «первые дни насыщения красотою» во время плавания на пароходе. «Густая, пестрая, невыразимо странная жизнь» в семье Кашириных воспринимается Алешей как«суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением».
Как Алеша относится к уличным забавам мальчишек?
Учащиеся расскажут, как Алешу доводит до бешенства жестокость уличных забав, как он испытывает стыд перед ослепшим мастером Григорием за то, что дед не кормит его.
А нужно ли говорить об этом, об этих некрасивых людях, жестоких сценах, грубости?
Автор на этот вопрос отвечает так: “ Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной”.
Что по этому поводу думаете вы?
Как решается проблема воспитания в повести А.М. Горького “Детство”?
Уберечь подростка от негативных сторон жизни, от трудностей, от ошибок невозможно. Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, будет не готов к жизни. Трудности закаляют подростка, способствуют формированию важных личностных качеств.
Прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе?
Что в его характере для этого есть?
В характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”.
6. Готовимся к ГИА по литературе
Охарактеризуйте сущность конфликта, возникшего в данном эпизоде. Какие свойства натуры проявились у каждого из персонажей?
Типичные сцены каширинской жизни.
Семейная драка из-за собственности.
Звероподобный облик дерущихся братьев.
Одержимы духом стяжательства (страсть к приобретательству, жадность к деньгам).
Характеристика каждого из участников ссоры.
Свинцовые мерзости дикой русской жизни.
«Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит. « (Максим Горький, «Детство», 1913 г.)
Горький, конечно, великий писатель. И насчет свинцовых мерзостей разил не в бровь, а в глаз. Он же вырос среди них.
Василий Сварог. «Товарищи К. Е. Ворошилов и М. Горький в тире ЦДКА». 1932 г.
Второй сын, дядька Яков тоже бьет жену и в итоге забивает её до смерти. Совесть мучает его и он решает воздвигнуть на её могиле крест. Тяжелый крест заставляют тащить добродушного подмастерья Ваньку-Цыганка. Он надрывается и умирает от кровотечения. Никто не за что не несет никакого наказания, правовое государство же + духовность.
Иван Горохов. «Запил» (кон.19-нач. 20 вв).
Крестьянин запил, и не в первый раз, видимо. Жена в гневе сжимает кулаки, впереди мальчик лет 10 с искаженным от боли лицом и тоже со сжатыми кулаками. Сколько можно типа?! Но пьяному крестьянину плевать на семью, он радостно несет бутылку водки.
Художник Иван Лаврентьевич Горохов, кстати, сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне под Можайском. Знал, о чем писал.
Владимир Маковский. «Не пущу!». 1892 г.
Это уже не крестьяне, а городская публика. Женщина в полном отчаянии у дверей кабака.
Он, кстати, так. с вызовом на неё смотрит: «Чо, думаешь, ты меня остановишь?»- Вот если и правда остановит, то он не мужик. Придется ему вот так мыкаться:
Владимир Маковский. «Тихонько от жены». 1872 г.
Василий Максимов. «По примеру старших». 1864 г.
Михаил Ватутин. «Воспитатель». 1892 г.
Еще из той же оперы. Очередной пьяный урод (и опять сапожник) поставил на колени двух детей и что-то втирает им. Похоже, он только что их бил или за уши таскал.
Впрочем, телесные наказания практиковались не только в кругах сапожников.
Павел Ковалевский. «Порка». 1880 г.
И не только в отношении детей.
Сергей Коровин. «В волостном суде (приготовление к наказанию розгами)». 1884 г.
Николай Неврев.»Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие». 1866 г.
Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.
Василий Пукирев. «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда». 1868 г.
Основы православной культуры, да.
Николай Орлов. «Освящение водочного магазина». 1904 г.
Владимир Маковский. «Освящение публичного дома». 1900 г.
Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.
На Святой Руси освящали все, и водочные магазины, и публичные дома. Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди:
Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1864 г.
Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются. По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться. Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.
Ниже более поздний вараинт этой картины:
После этой картины я, кстати, зауважал царскую полицию. Представьте сегодня пьяный наряд приезжает на квартиру бизнесмена славить Христа и требует одарить их чем-нибудь. Не, ну одарить понятно, они еще и не туда приедут, но вот чтоб петь хором во славу Господа??
Василий Шульженко. «Дедушка, поедем домой!». 1990 г.
Русская деревня. Ребенок среди пьяных дегенератов. Дедушка не поедет домой, все кончено.
А лица-то на картине.
Игорь Симонов. «Второе пришествие». 1991 г.
Явление Христа народу наоборот. Он пришел, повернулся спиной к ним и уходит прочь.
И снова лица. Пожалуй, за 1 поколение такого не достичь, минимум 2-3.
PS. Если смогли дочитать до конца, милости прошу глянуть другие залы моего музея русской (советской) живописи:)