к какому направлению относится психолог а бандура ответ на кроссворд
Бандура, Альберт
Альберт Бандура (англ. Albert Bandura ; род. 4 декабря 1925 в Мундаре, Альберта) — канадский психолог (украинец по происхождению), известный своими работами по теории социального обучения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо. Суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевизора агрессивные действия, следуя не командам, а лишь копируя эти действия.
Содержание
Биография
Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Школьные годы Бандура провел в большой школе, весь курс которой вели всего два учителя, очень сильно перегруженные работой. Вся ответственность за получение знаний, фактически, лежала на самих учениках. Это, однако, не помешало многим выпускникам школы поступить в университеты по всему миру.
После окончания средней школы Бандура работал в Уайтхорсе в Юконе на восстановлении шоссе штата Аляска. Его товарищи по работе представляли собой пестрое сборище разного рода деликвентных личностей. Здесь, наверное, Бандура получил первые знания по психопатологии.
Проработав таким образом один год, Бандура переместился в более теплый климат и поступил в университет Британской Колумбии. Там он получил степень бакалавра по психологии. Свое образование Бандура продолжил в университете штата Айова. Здесь в 1951 году он защитил магистерскую, а в 1952 — докторскую диссертацию. Далее Бандура работал преподавателем в Стэнфордском университете, где получил профессорскую степень. Ещё будучи студентом в Айове Бандура познакомился с Вирджинией Варнс, после свадьбы у них родились две дочери — Кэрол и Мэри, подарившие ему внуков Энди и Тима.
11 августа 1969 была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения» («Principles of Behavior Modification»). К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её, как «классику цитирования».
Научный вклад
В научном мире работы Бандуры по моделированию, самоэффективности и подростковой агрессии широко известны. Он — автор более 6 книг, создатель теории социального научения, обладатель множества почетных наград. В 1974 году Бандура был избран президентом Американской психологической ассоциации, являлся Почетным президентом канадской психологической ассоциации.
Альберт Бандура — автор одной из самых популярных теорий научения. Альберт Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации — идентификация — процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства. Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения. Основная идея теории нашла выражение в понятии обсервационного научения или научения через наблюдение.
Основные понятия
Бандура говорит о наличии реципрокной (от лат. reciprocus — возвращающийся, обратный, взаимный) связи между поведением, субъектными и средовыми переменными: мы не приводимся в движение лишь внутренними силами, мы также не являемся пешками в игре, диктуемой сложившимся набором обстоятельств, на нас влияют, но и мы оказываем влияние на свое окружение.
Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания.
Большая часть человеческого научения осуществляется без традиционного подкрепления, которого требуют принципы оперантного и классического обусловливания. Люди могут научаться в отсутствие как вознаграждения, так и наказания. Это не означает, однако, что подкрепление не имеет никакого значения. В действительности, как только поведение оказывается освоенным, подкрепление начинает играть важную роль в определении того, будет ли данное поведение возникать. Научение через наблюдение не является ни постоянным, ни автоматическим. На то, будет ли происходить в данной ситуации такое научение, оказывают влияние многочисленные факторы. К числу таких факторов относятся возраст модели и компетентность. Уровень мотивации человека также может улучшать или ухудшать моделирование, подражание и наблюдение. Людьми наблюдается и впоследствии осваивается широкое разнообразие социальных реакций, таких как агрессия, сексуальное поведение, способы эмоционального реагирования и многое другое.
В своей трактовке феноменов обсервационного научения Бандура исходит из широкого использования людьми символических репрезентаций событий в окружающей среде. Без признания такой символической активности чрезвычайно трудно объяснить невероятную гибкость человеческого поведения. Он формулирует тезис о том, что изменения в поведении, вызываемые вследствие классического и инструментального обусловливания, а также угашения и наказания, активно опосредуются когнициями[1]. Важную роль в человеческом поведении играют также процессы саморегуляции: люди регулируют свое поведение при помощи наглядного представления его последствий. Образование связей между стимулом и реакцией находится под влиянием этих процессов самоконтроля. Уолтер Мишел продолжил линию акцентирования когнитивных факторов в своем анализе ряда когнитивных переменных социального научения у людей. Он утверждает, что люди различаются в отношении нескольких субъектных переменных, и именно эти различия дают начало широкому разнообразию индивидуальных особенностей, которое может наблюдаться в других.
Работы Бандуры сыграли чрезвычайно важную роль в разработке новых подходов к терапевтическому вмешательству. Наиболее заметным здесь явилось применение процедур моделирования в целях формирования новой когнитивной и поведенческой компетентности.
Корни научения через наблюдение можно проследить в работах Джорджа Герберта Мида по подражанию и голосовым жестам. Последующий анализ подражания, осуществленный Нилом Миллером и Джоном Доллардом, послужил важной отправной точкой. Работы О. Хобарта Маурера по знаковому научению и научению за вознаграждение также оказали сильное влияние на научную деятельность А. Бандуры.
Психолог Альберт Бандура: биография, книги, творчество и отзывы
А. Бандура – это один из знаменитых психологов современности, которого в течение всей его научной деятельности интересовали вопросы, связанные с поведением. В те времена, когда его карьера еще не достигла своего расцвета, он не побоялся вступить в противостояние со сторонниками господствующей тогда теории мотивации поведения. В противовес бихевиоризму, ученый сумел создать собственную теорию.
Биография
Альберт Бандура родился в Канаде в 1925 году. Он был сыном фермера польского происхождения. В детстве Бандура посещал небольшую школу, где было всего лишь 20 учеников. Впоследствии ученый вспоминал, что практически все его одноклассники сумели построить хорошую карьеру, поскольку всегда были вынуждены заниматься самообразованием.
В 1949 году Бандура получил степень бакалавра в области гуманитарных наук в университете города Ванкувера. В 1951 году получил степень магистра, а в 1952-м – доктора философских наук. Главная сфера исследований, которой на протяжении всей своей профессиональной деятельности занимался Альберт Бандура, – теория социального научения. Ученый смог опубликовать большое число книг и статей. Ранние работы Бандуры были написаны в соавторстве с еще одним выдающимся психологом – Ричардом Уолтерсом, который был первым студентом Бандуры после получения философской степени.
Научная деятельность
Заслуги ученого были достаточно высоко оценены в психологии. В 1973 году он получил должность президента Американской ассоциации психологов. Специально для него в Стэндфордском университете была создана должность, которую Бандура занимал в течение 40 лет. У ученого есть супруга Вирджиния, которая, как и сам он, любит симфоническую музыку.
Идеи социального научения Альберта Бандуры лучше начать с изучения разнообразных теорий, по-своему объясняющих поведение человека. Так студент сможет сравнить его точку зрения с концепциями других авторов. Например, Фрейд считал, что человеческое поведение обусловлено влиянием инстинктов и влечений, действующих на подсознательном уровне. Теория оперантного научения Скиннера постулирует зависимость поведения от внешних социальных стимулов. На фоне всех этих концепций социально когнитивная теория Альберта Бандуры выглядела достаточно необычно. Однако ученый любил говорить, что такие идеи «выплескивают ребенка вместе с водой». Психолог подчеркивал: человек не является ни механическим передатчиком, ни автономной системой, не поддающейся управлению. Такие теории давали неполное описание психических особенностей, причин поведения.
Альберт Бандура считает, что причины человеческого поведения не заложены в подсознании. Также поведение не является реакцией на социальное окружение. Причины лежат во взаимодействии трех элементов – личностных факторов, окружения и познавательной сферы человека.
Эксперимент с куклой Бобо
Альбертом Бандурой был проведен знаменитый «Эксперимент с Бобо». Смысл его заключался в том, что дети обоего пола в возрасте от 3 до 6 лет наблюдали со стороны за жестоким поведением взрослых, избивавших куклу Бобо. Во время эксперимента взрослые проявляли оба типа агрессии – физическую и вербальную. При этом большинство детей переняли агрессивную модель поведения взрослых. Они попросту вели себя точно так же. В ходе эксперимента был выявлен интересный факт: девочки были больше склонны к вербальному проявлению агрессии, а мальчики – к физическому.
Выводы, следующие из экспериментов
После проведения эксперимента Альберта Бандуры пришло время серьезно задуматься о той информации, которая каждый день транслируется по телевидению. В особенности о том, что именно смотрят дети. Психолог достаточно резко высказывался о сценах насилия в различных телепередачах, мультфильмах, кинолентах. Такую информацию он расценивал в качестве основной причины детской преступности. Агрессивные телепередачи взращивают агрессивных детей. Таковой была позиция ученого. Однако были и те, кто с ней не соглашались. По их мнению, просмотр боевиков необходим человеку для освобождения от накопленной агрессии. Фильмы позволяют прожить негативные эмоции не в реальной жизни, а сидя перед телевизором.
Как работает психика
Альберт Бандура предполагал, что лучше всего функционирование психики можно понять, рассматривая взаимодействие поведенческих, средовых и когнитивных факторов. Это означает буквально следующее: поведение личности, разнообразные аспекты психики индивида и социальные взаимодействия представляют собой взаимозависимые детерминанты. На поведение человека непосредственно влияет социум, но при этом и сами индивиды активно влияют на то, каким образом конструируется социальная среда.
Такая точка зрения коренным образом отличалась от общепринятой в те времена позиции бихевиоризма. Согласно данному направлению, поведение человека может быть объяснено только с применением классической двухфакторной модели «Стимул – реакция». Основатель бихевиоризма Б. Скиннер полагал, что только внешние события могут воздействовать на поведение человека. Бандура, наоборот, делал основной акцент на возможности усвоения социальных ролей через наблюдение. Главной отличительной характеристикой теории научения Альберта Бандуры было убеждение в том, что индивид формирует свое поведение через наблюдение за другими людьми.
Кроме того, ученый подчеркивает важность социального взаимодействия в формировании мотивации, эмоций, а также действий. Наиболее очевидны эти взгляды в его теории самоэффективности, согласно которой человек при желании может влиять на собственную жизнь.
Роль подкрепления в наблюдении
Ученый предполагал, что хотя положительное подкрепление и оказывает влияние на процессы научения, однако оно не является совершенно обязательным для его формирования. Есть большое количество факторов, отличных от него и оказывающих не менее значительное влияние на процесс наблюдения человека. К примеру, нам не требуется ждать позитивного подкрепления, чтобы заметить молнию, неприятный запах, пожар. Внимание к определенному виду деятельности также достигается через абсолютное влияние физических стимулов – для этого не нужна дополнительная мотивация. Этот факт ученый доказал при помощи эксперимента: дети, которые наблюдали по телевизору в затемненной комнате определенный тип поведения, в дальнейшем воспроизводили его без какого-либо подкрепления.
Причины поведения
Поэтому его теория социального научения, хотя и признает важность внешних стимулов и подкреплений, постулирует зависимость поведения от множества воздействий разного рода. Люди не только ведут себя в соответствии с приобретенным опытом. Они самостоятельно регулируют собственное поведение в соответствии с теми возможными последствиями, которые, как они предполагают, могут наступить вследствие реализации той или иной модели на практике.
Самоподкрепление
Ни одна из теорий, предшествующих концепции социального научения, не принимала в расчет возможность подкрепления человеком собственных действий. Однако с точки зрения Бандуры человек может контролировать свое поведение посредством подкрепления, налагаемого им самим.
Самоподкрепление происходит в случае, если человек устанавливает для себя планку достижений, а затем вознаграждает себя за достижение результата (или, наоборот, наказывает за его отсутствие). К примеру, в процессе научной работы ученому не требуется, чтобы кто-то стоял у него за плечом и поощрял за каждое правильно выведенное уравнение или гипотезу до тех пор, пока его теория не станет состоятельной. Ученый (как и писатель, художник или музыкант) знает заранее, какой должна быть его работа, чтобы считаться удовлетворительной. Он самостоятельно хвалит себя за хорошую работу или ругает за недостатки.
Отзывы о работах психолога
Во многом Бандуру считали революционером в сфере детской психологии именно благодаря проведению опытов по моделированию поведения. Однако специалисты утверждают, что наиболее эффективно данный эксперимент можно проводить с детьми в возрасте от 8 до 12 лет. Работы Бандуры рекомендуются тем специалистам, которые заняты в образовательной и воспитательной сферах, работе с агрессивными подростками, саморазвитием.
Книги Альберта Бандуры
В 1959 году ученый выпустил свою первую книгу под названием «Подростковая агрессия». В ней он полностью отверг идеи Скиннера о том, что поведение формируется при помощи наград или наказаний. Вместо того, чтобы применять данную концепцию в качестве основного метода работы с агрессивными подростками, ученый предлагает найти ее причины.
В 1973 году вышла его вторая книга – «Агрессия: анализ социального научения». Однако данная работа была только первой частью исследования данной проблемы. В 1977 году вышла еще одна книга Альберта Бандуры – «Теория социального научения». Она стала одним из самых популярных трудов психолога.
Его теория о самоэффективности помогла не только еще больше изучить феномен фобий, но и стала использоваться психологами, которые работают с пострадавшими в результате стихийных бедствий. Оправиться от травмы таким людям помогало ощущение контроля над собственной жизнью. В 1977 году вышла книга Альберта Бандуры «Самоэффективность».
Эту проблему ученый начал изучать еще начиная с 70-х годов. Его интересовало также то, каким образом сказывается эта вера на активности индивида. Самоэффективность Бандура называл основой любых перемен, которые могут происходить с человеком. Также это качество, по мнению ученого, является и основой всех страхов.
Альберт Бандура
Альберт Бандура – это современный психолог, специализирующийся на психологии развития и психологии образовательного процесса. Его работа в основном концентрируется вокруг теории социального обучения. Кроме того, его цитируют чаще любых других психологов, когда-либо практиковавших в какой-либо стране.
РАННИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Закончив школу, Бандура отправился в Юкон для того, чтобы принять участие в работах по защите шоссе от разрушений грунта. После возвращения домой ему дали выбор: он мог остаться на ферме в удаленном от цивилизации малонаселенном городке, или он мог уехать и продолжить образование.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Бандура поступил в Университет Британской Колумбии и определил свою будущую карьеру в тот момент, когда он включил в свое расписание курс психологии. Он буквально влюбился в эту науку и получил степень бакалавра гуманитарных наук всего за три года. Также ему вручили Награду Болокан за достижения в области психологии. Он продолжил обучение в Университете Айовы, в котором он получил степень магистра гуманитарных наук и доктора философии.
В Университете Айовы Бандура учился у Кеннета Спенса, и его предыдущий наставник, Кларк Халл, тоже оказал на него значительное влияние. Бандура начал экспериментировать с образами, взаимным детерминизмом и репрезентацией. Он начал формировать набор теоретических и аналитических навыков и умений, и в итоге предложил психологам новый подход к оценке психических процессов, который выходил за рамки традиционной модели психоанализа. Бандура проходил краткосрочную стажировку в Центре обучения в городе Уичито, штат Канзас, и в 1953 году он начал преподавать в Стэнфордском университете, в котором он работает в данный момент. На сегодняшний день он имеет титул Почетного профессора этого университета.
ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ
В начале своих исследований Бандура концентрировался на человеческой мотивации, мышлении и действиях. Он работал с Ричардом Уолтерсом над исследованием социальной агрессии. Его исследования концентрировались на моделировании поведения и сыграли большую роль в понимании обучения, основанного на наблюдении.
Самое известное из его исследований – это эксперимент с куклой Бобо. В этом исследовании принимали участие дети, и они становились свидетелями того, как взрослые проявляли агрессию по отношению к кукле. Результаты исследования показали, что дети проявляют агрессию тогда, когда эта агрессия была предварительно смоделирована взрослыми – но если ребенок видел, что взрослого наказывают за такое поведение, он проявлял меньшую склонность бить несчастную куклу. Результаты этого эксперимента часто цитировались противниками изображения насилия в СМИ, и они также были раскритикованы с точки зрения морали и этики с упором на то, что в ходе эксперимента дети становились свидетелями проявления насилия и подвергались воздействию подобных примеров, а это недопустимо. Бандура подчеркивал то, что процесс обучения ребенка проходит в социуме, и дети часто имитируют поведение других людей. Его измышления по этому поводу сложились в теорию социального обучения.
В основе социально-когнитивной теории Бандуры лежит холистическое (то есть целостное и всестороннее) рассмотрение познавательных процессов, происходящих в сознании человека, и их связанности с социальным осознанием и влиянием. Он делал особый акцент на том, что поведение определяется комбинацией побуждений, намеков, реакций и вознаграждений. Например, если ребенок испытывает сильнейшую тягу к сладкому, эта тяга может усилиться, если родитель ест конфеты и торты вместе с ребенком, либо если ребенка хвалят за то, что он ест конфеты – то есть он получает вознаграждение за эту модель.
Его теория моральной ответственности представляет собой ответвление его социально-когнитивной теории. Соблюдение моральных норм в поведении зависит от саморегуляции, но способности к саморегуляции должны активизироваться в социальном контексте. Бандура утверждает, что у человека есть выбор из двух вариантов – гуманная и негуманная модель действий. Человек выбирает негуманное поведение в том случае, когда он может оправдать подобные действия. Эти оправдания подразумевают определенный вид «когнитивной реструктуризации», которая следует специфической модели. Одним из ключевых компонентов этого процесса является использование так называющих «дезинфицирующих» языковых средств, которые устраняют элемент жестокости из этого действия. Например, обозначение геноцида термином «устранение», «ликвидация» или «этническая чистка» устраняет элемент грязи, жестокости и разрушения из этой модели поведения. К другим оправдательным методикам относятся моральные оправдания, социальное сравнение, освобождающее участников от моральных обязательств и снимающее с них персональную ответственность, минимизация причиняемого вреда, а также перекладывание ответственности на другого человека или группу людей. Обвинение или дегуманизация жертвы часто является ключевой составляющей негуманных действий и моделей поведения.
Бандура также разработал теорию самоэффективности. Самоэффективность – это вера человека в собственные способности. Бандура обнаружил, что если человек верит, к примеру, в то, что он может преодолеть свою фобию, он с большей долей вероятности справится с этой задачей и действительно победит этот страх. Понятие самоэффективности также сыграло ключевую роль в развитии психологии образовательного процесса: студенты, которые верят в то, что они смогут освоить определенные концепции или определенную дисциплину, гораздо чаще достигают этих целей.
Бандура опубликовал несколько книг, в которых приводились результаты исследования социально-когнитивных теорий, самоорганизации, саморегуляции и самоэффективности. Он получил множество наград, включая Премию Граумейера за достижения в области психологии, которая была вручена ему в 2008 году. Он вошел в список самых влиятельных фигур в современной психологии, в котором он стоит на четвертом месте после Скиннера, Фрейда и Пиаже. Бандуру часто называют «величайшим психологом из ныне живущих».
Персона месяца
Альберт Бандура – канадский и американский психолог, известный своими работами по теории социального научения (или социального когнитивизма).
Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Мундаре, небольшой деревне на севере Канады в семье украинских и польских эмигрантов.
Учился в школе, весь курс которой вели всего два учителя, очень сильно перегруженные работой. Вся ответственность за получение знаний лежала на самих учениках.
После окончания школы в течение года работал в Уайтхорсе в Юконе, где восстанавливал шоссе штата Аляска. Работники представляли собой пестрое сборище разного рода деликвентных личностей. Вероятно, здесь он получил первые знания по психопатологии.
После окончания работ поступил в Университет Британской Колумбии, который окончил со степенью бакалавра по психологии.
В 1949 году Бандура переехал в США, где продолжил образование в Айовском университете на кафедре психологии. В 1951 году защитил магистерскую, а в 1952 – докторскую диссертации. После работал преподавателем в Стэнфордском университете, где получил профессорскую степень.
В Айове Бандура познакомился с Вирджинией Варнс, с которой связал свою жизнь узами брака.
В 1969 году была опубликована его книга «Принципы модификации поведения» («Principles of Behavior Modification»). Журнал «Current Contents» отметил книгу, как «классику цитирования».
В 1974 году Бандура был избран президентом Американской психологической ассоциации.
Основной вклад Альберта Бандуры в психологию – Теория социального научения.
Уже в университете он отклоняется от традиционной теории бихевиоризма, господствовавшей в умах того времени.
Акцентируя внимание на воображаемом, он представляет собственное понимание взаимоотношений индивидуума с окружающим его миром. Вместо применения психоанализа и изучения личности, он нацеливает свои усилия на развитие практической теории, описывающей мыслительные процессы посредством наблюдательного обучения и саморегулирования.
Основываясь на теории социализации, он обнаруживает, что обучение личности и копирование ею поведения основывается на трёх принципах:
на стимуле, формирующем поведенческий ответ;
на ответном отклике, влияющем на поведенческую реакцию;
на познавательных функциях социализации, сказывающихся на поведенческом ответе.
После детальных исследований данного вопроса Бандура публикует свою первую книгу «Подростковая агрессия». Эта работа полностью отвергает модификаторы поведения Скиннера – награды, наказания и положительные и отрицательные подкрепления – как ключевые методы обращения с детьми, проявляющими агрессию. Вместо этого предлагает выяснять причину такой чрезмерной жестокости.
Дальнейшие исследования в этой области приводят к публикации в 1973 году второй книги – «Агрессия: анализ социального научения». Продолжая свою работу, Бандура пишет научный труд «Теория социального научения» (1977 г.), в корне меняющий направление, в котором развивалась психология в 1980-х годах.
Полностью основываясь на проведённых автором практических экспериментах, которые легко подвергались проверке, новаторская «Теория социального научения» стала первым подобным трудом по психологии. Она резко выделялась на фоне превалирующих в то время теорий Зигмунда Фрейда.
По мнению Бандуры, быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения.
Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения он попытался дать новую интерпретацию агрессии.
Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии.
Исследование, в котором маленьким детям показывали фильмы с поощрением вербальной агрессии, показало, что дети склонны повторять увиденное. На основании этого Бандура пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.
В 1961 году он проводит свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо, совершивший переворот в психологии, сменив направление с бихевиоризма в когнитивное русло. Бандура опытным путём доказывает, что на юных индивидуумов большое влияние оказывает поведение взрослых. В случаях, когда родителей хвалили за проявления жестокости, дети непрестанно били куклу, подражая взрослым. Однако же, когда подобное поведение взрослых одобрения не получало, бить куклу дети переставали.
Не ограничиваясь лишь представлением теории, Бандура даёт внятное объяснение собственным взглядам на познание мира человеком в контексте социального научения. И, в конечном итоге, подводит теорию социального научения к формулировке социальной когнитивной теории.
Пересмотрев накопленный опыт с позиции представления человека как личности, способной к самоорганизации, активным действиям, самоанализу и саморегуляции, Бандура опровергает традиционную концепцию модели поведения, определяемой воздействием внешних факторов, и в 1986 году издает книгу «Социальные основы мыслей и действия: социальная когнитивная теория». В ней он углубляет концепцию когнитивной теории, выдвигая предположение, что на индивидуума, помимо внешних факторов, воздействует также его окружение и личные качества, в том числе познавательные, эмоциональные и биологические процессы.
В 1970-х годах Бандура занимается изучением влияния веры в эффективность собственных действий на активность деятельности человека. Несмотря на то, что данный вопрос рассматривается им и в свете других факторов, именно самоэффективность Бандура называет посредником всех перемен, происходящих с личностью, а также основным источником возникающих страхов.
Теория самоэффективности не только продвинула вперёд изучение фобий, но и нашла применение при терапии пострадавших от стихийных бедствий и страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами. Именно чувство контроля над собой помогало людям, пережившим подобные травмы, оправиться после произошедшего. И вот, в 1997 году Бандура раскрывает данную тему в книге «Самоэффективность: тренировка контроля».