к какому направлению относится картина грачи прилетели алексея саврасова
«Грачи прилетели» – картина русской души
«Грачи прилетели» — картина-загадка, кажется, будто на ней представлен зимний пейзаж, но это совсем не так
На знаменитой картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели» нет ярких красок или необычных форм. Напротив, всё кажется очень привычным, знакомым и удивительно родным. Это творение называют “тихим гимном” природе России.
Искренность и простота стиля сделали картину одним из ключевых произведений искусства русских живописцев. Картина «Грачи прилетели» не заявляет нам прямо о грядущей весне, а словно бы намекает на скорую смену времён года. В ней немало загадочных моментов. Когда же был написан шедевр? Что для Саврасова стало источником вдохновения?
История создания картины
Картина «Грачи прилетели» стала особой вехой в истории русской живописи. Возможно, сам того не ожидая, Саврасов сумел создать новый стиль, собственное видение природы, что не было подвластно ни предшественникам, ни последователям.
Исаак Левитан так говорит об известном творении живописца:
“Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу”.
Так и есть – «Грачи прилетели» действительно напоминает о самом потаённом, родном и понятном каждому русскому человеку. Но как же была написана картина?
Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели», 1871 год
Местонахождение картины: Третьяковская галерея, Москва, Россия
Как предполагают исследователи, написанию предшествовали далеко не радостные события. В 1870 году Алексей Саврасов отправился в Ярославль вместе с семьёй. На тот момент он уже работал профессором в Московском училище живописи, ваяния и искусств.
В отпуске Саврасов продолжал трудиться, создав несколько полотен с видами на волгу. В переписке с другом он рассказывает, что его беременная супруга заболела, отмечает, что новорождённый ребёнок очень слаб.
Иосиф Петрович Волков «Портрет Алексея Кондратьевича Саврасова», 1884 год
Портрет находится в Третьяковской галерее в Москве
Увы, через несколько дней маленькая дочь Саврасова умерла, что стало тяжёлым ударом для художника и его жены. Как считают искусствоведы, подавленное состояние и стало толчком к болезненно острому восприятию грядущей весны.
Март 1871 года также ознаменовался для Саврасова поездкой. Теперь он прибыл в Костромскую губернию. В ту пору дороги ещё были укрыты снегами, а потому по местным деревням художник ездил на санях. Первые наброски к картине «Грачи прилетели» были сделаны в деревне Молвитино.
Более того, на полотне можно увидеть храм, прообразом которого стала Воскресенская церковь, расположенная рядом с Молвитино. Живописные места имели особый колорит в это время года – здесь не было буйства красок, однако царила некая “домашняя” атмосфера.
Атмосфера картины «Грачи прилетели»
Критик Александр Размадзе отмечал, что своё знаменитое творение Алексей Саврасов написал буквально за один день. Ещё накануне чувствовалось дыхание зимы, однако мартовское утро и появление грачей на ветвях деревьев на следующий день были предвестниками весны.
Я думаю, Саврасов, как истинный творец, боялся упустить момент прихода весны, необыкновенное очарование этого места, оттого и старался работать максимально быстро. Впрочем, есть и иное мнение.
Пейзаж с церковью. Эскиз к картине «Грачи прилетели», 1894 год
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва, Россия
Некоторые искусствоведы считают, что за один день живописец лишь сделал этюды к картине, а сам процесс работы над полотном занял гораздо больше времени. Известность творения «Грачи прилетели» породила немало слухов и мифов о его создании.
Что же мы видим на этой картине? При первом же взгляде на неё нам открывается весьма обыденный пейзаж. Перед зрителем – природа, что ещё не успела пробудиться от зимнего сна, однако уже чувствует тихую поступь весны. Здесь нет преображения, есть лишь предчувствие. Более того, при поверхностном взгляде может показаться, что на полотне и вовсе изображён зимний пейзаж, но, присмотревшись, понимаешь – перед нами весна.
Преобладающие тона картины «Грачи прилетели» – серые, тёмные краски. Казалось бы, такая гамма должна создавать мрачное впечатление, но всё совершенно иначе. Саврасов сумел добиться удивительного эффекта – его творение, где отсутствуют яркие цвета и оттенки, производит впечатление уюта и света. Живописец сумел показать то, что, как известно, нельзя изобразить, – воздух. Именно ощущение прозрачности, лёгкости ощущается в воздухе представленной природы.
Ранняя весна. Повтор картины «Грачи прилетели», 1890-е годы
Картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге
Образы и детали шедевра
Внимание к себе привлекает церковь, расположенная чуть поодаль изображённого пейзажа, что типично для многих русских деревень. Словно намёки, виднеются признаки весны – тёмная проталина с талой водой, луч солнца, падающий откуда-то из-за пределов картины. Поразительно, но в творении чувствуется весенняя свежесть, какая наступает в момент перехода от зимы к скорым тёплым дням.
Конечно, главной деталью пейзажа являются сами грачи. Птицы словно облепили деревья. На оголённых ветвях берёз, куда вернулись птицы, их ждут гнёзда. Становится ясно – возвращение перелётных птиц явно указывает на приход весны.
Фрагмент картины «Грачи прилетели»
Каждый, кто хотя бы раз видел картину «Грачи прилетели», невольно ощущает восхищение природой, бесконечную любовь художника к своей родине. Даже в неярких пейзажах, серых красках он видит очарование и охотно делится им с нами. Саврасов говорил:
“Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна”.
И с этим нельзя не согласиться.
«Грачи прилетели» – картина, которую называют “гимном природе”. Это не громкая ода, звучащая в пестроте красок и буйстве тонов. Нет, Алексей Саврасов со всем мастерством сумел передать очарование тихой природы. С его полотна с каждым из нас будто ведётся негромкий разговор – ласковый и добрый, как сама природа, изображённая на картине. Она не кричит, но тихо намекает на то, что уже скоро земля будет утопать в цветах и солнечном свете. А пока – «Грачи прилетели».
Картина «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова — пейзаж и портрет русской души
«Грачи прилетели» — картина одного из основателей передвижничества Алексея Кондратьевича Саврасова (Alexey Kondratyevich Savrasov). На ней изображены прилетевшие после зимы грачи. Они старательно сооружают свои гнезда, словно не замечая еще лежащего снега вокруг. Птицы знают точно — весна уже пришла. Надежда превращается в уверенность — новая жизнь возможна!
Взгляд от хаотичности мокрого снега с помощью контраста черных крыльев уходит к небу. Храм на втором плане с облупленной штукатуркой тоже устремляется ввысь своими острыми формами. Церковь из Молвитино (ныне — Сусанино) ненавязчиво напоминает о воскресении Христа. Именно в этом суть русской души — от скудости и неприглядности воспарять мыслями к высшим сферам.
Но не только птицы, храм и березки — предметы запечатленного. В пейзаже немыслимым образом изображена невидимая душа человека. Этого эффекта не удавалось достичь больше никому.
Чтобы жить дальше, необходимо принять свое горе. Поэтому взгляните на эту ничем не прикрашенную весеннюю слякоть. Вы видите ее каждый год и, возможно, ворчите из-за грязи на обуви. Но именно эта влага становится живительной основой для восстания природы от морозной смерти. Грачи вернулись после зимы и своей подчеркнутой чернотой подтверждают: холод и беда уже не победят.
Пропитанная чаянием перемен картина стала началом реалистичного русского пейзажа. Живописцы перестали стесняться убитых дорог и не причесанных до идеала деревьев. Зародилось движение передвижников, сдвинувшее с мертвой точки русское искусство того времени. Постоянным местообитанием холста стала Третьяковка, а многочисленные авторские реплики разлетелись, как грачи, по всему миру.
Грачи прилетели
Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области). Прообразом храма, изображённого на картине, является построенная в конце XVII века Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней. Место, где работал художник, подтверждается его надписью, сделанной в левом нижнем углу полотна: «1871. С. Молвитино. А. Саврасовъ ». Некоторые исследователи творчества Саврасова полагают, что самые первые рисунки и этюды к задуманной картине могли быть исполнены художником в Ярославле или его окрестностях, незадолго до его поездки в Костромскую губернию. После возвращения из Молвитина Саврасов работал над картиной в Ярославле, а затем дорабатывал композицию в Москве, куда он возвратился в начале мая. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым.
Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств(МОЛХ), а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком — «Грачи прилетели!»), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший, и он действительно прекрасный», а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова ».
История
Предшествующие события и работа над картиной
Некоторые исследователи творчества Саврасова полагают, что именно возникшее в результате этой трагедии подавленное состояние художника привело к его живой творческой реакции на явления, предвещавшие приход весны. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле». Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания „врачующего простора“, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы».
В марте 1871 года Саврасов поехал в Костромскую губернию, где он сначала посетил губернский центр. Поскольку железнодорожного сообщениямежду Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги. Точные даты этого путешествия неизвестны, и их определение затруднено ещё одним обстоятельством — отсутствием детальной информации о поездке Саврасова в Москву, которая состоялась в марте того же года. С одной стороны, в письме к Павлу Третьякову от 27 февраля Саврасов сообщал, что он планировал выехать в Москву в районе 2—5 марта. Если так оно и получилось, то очевидно, что художник мог поехать в Костромскую губернию только после своего возвращения из Москвы в Ярославль. С другой стороны, известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Если он собирался приехать к началу выставки, то он мог отложить свою поездку в Москву, а перед этим съездить в Костромскую губернию.
Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели». В изданной в 1871 году брошюре о Костромской губернии эти места описывались следующим образом: «Местоположение Молвитина красивое. Оно расположено на конце высокой горы, выдающейся в долину в виде мыса, между двумя реками, которые под Молвитиным соединяются между собой». Прообразом храма, изображённого на картине, является Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней. Полагают, что строительство этого каменного храма было начато в начале 1680-х годов, а завершено оно было в 1690 году. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. С конца XVII века только колокольня не претерпела особых изменений, сам же храм неоднократно перестраивался — последние значительные изменения перед тем, как его запечатлел на своей картине Саврасов, датируются 1855—1857 годами. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина.
Исследователи творчества Саврасова не имеют однозначного ответа на вопрос о том, почему из Костромы художник направился именно в Молвитино, расположенное более чем в 50 верстах к северу от губернского центра. По этому поводу высказывались разные версии. Писатель Василий Осокин в одном из своих рассказов писал, что, будучи на костромском базаре, Саврасов встретил крестьянина, который принял его за богомаза, и спросил, не в Молвитино ли он собирается. Необычное название села понравилось художнику, и он подтвердил, что именно туда, а когда крестьянин предложил его подвезти, то согласился. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия — «плод писательского воображения», и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт».
Другую версию высказывал журналист и искусствовед Евграф Кончин, посетивший Сусанино в 1980-х годах. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Основываясь на этой информации, Кончин предположил, что Саврасов мог познакомиться с Чичаговым в Костроме, а затем поехать вместе с ним в Молвитино, чтобы посмотреть места, связанные с жизнью и деятельностью Ивана Сусанина. Краевед Николай Зонтиков считал эту версию более правдоподобной — в том смысле, что Саврасов вряд ли отправился бы в такое отдалённое место один, без знакомых, — но при этом отмечал, что вряд ли целью этой поездки был осмотр сусанинских мест, которые находились не в Молвитине, а в районе села Домнино, деревни Деревеньки и Исуповского болота.
Описание картины
Центральная группа берёз является основой композиции. Склонённые ветки боковых деревьев, стволы которых частично обрезаны краями холста, уравновешивают центральную группу справа и слева. Мягкий свет от косых лучей весеннего солнца падает справа налево, образуя лёгкие тени берёз на всё ещё белом, но уже немного потемневшем снегу. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек. Линия забора проходит на втором плане по всей ширине картины, подчёркивая протяжённость пейзажа в горизонтальном направлении. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля, через которые протекает река — по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности.
По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина) — только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине, и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа, и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Кроме этого, художник изобразил колокольню несколько более высокой по отношению к храму, чем на самом деле, а также уменьшил расстояние между колокольней и храмом. Всё это было связано с творческим методом Саврасова, который, не будучи простым копиистом, мог в своих произведениях отступать от фактической точности изображаемых объектов. Искусствовед Фаина Мальцева тоже отмечала ряд отличий между храмом, изображённым на картине, и Воскресенской церковью — в частности, отсутствие у реальной церкви закомар, изображённых художником. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным». В целом образ старинной церкви написан Саврасовым очень тонко и проникновенно, с чувством уважения к памятнику сельской архитектуры и его строителям.
Фрагменты картины «Грачи прилетели»
Художник добивается согласованности и слитности элементов пейзажа как с помощью правильно выбранной композиции, так и используя средства самой живописи, через хорошо подобранные светотеневые соотношения. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви». Посредством тщательно разработанной пластической характеристики пейзажных элементов художнику удаётся передать печаль уходящей зимы и радость весеннего пробуждения природы. Это достигается через общий светлый колорит картины, включающий в себя голубизну просветов неба, тёплые светло-коричневатые проталины на полях, а также холодные сине-серые тона тающего снега, который написан с использованием множества оттенков сиреневого, розового и голубого цветов. Снег, изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью». Сдержанная, но насыщенная светом цветовая гамма позволила художнику наполнить картину тонко выраженной эмоциональностью.
При работе над картиной Саврасов использовал сложную технику живописи, с применением цветного грунта, красочных слоёв разного цвета и фактуры, разнонаправленных мазков, а также лессировок и рефлексов. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи». При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать».
Этюды, эскизы, повторения и варианты
Отзывы 
В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова ». Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание!» Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти — в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Тем не менее, по словам Новоуспенского, в главном Стасов был прав — он верно почувствовал одушевлённость изображённой художником природы, наполненность картины чувством и настроением.
В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова », опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Описывая её сюжет, Левитан писал: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько берёзок, на которых уселись прилетевшие грачи, — и только. Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу…».
Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем» — как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Бенуа писал, что саврасовские «Грачи» — «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя»; в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова«Снегурочка». Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы».
В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели» — не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства, имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение». Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа». Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер.
Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним — Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на „далеко вперёд“», и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести». Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость — очень скромную — русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». В то же время, по словам Асафьева, и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы».
Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». По её мнению, именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Это является доказательством того, насколько это полотно опередило время, и насколько ему удалось подняться над другими пейзажами, показанными на 1-й передвижной выставке.