к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова

Трифонов Юрий Валентинович

Российский писатель. Поэт. Киносценарист. Мастер «городской» прозы. Одна из главных фигур литературного процесса 1960-1970-х годов в стране. Основоположник психологического рассказа о спорте и спортсменах. В 1980 году выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе.

Юрий Трифонов родился 28 августа 1925 года в городе Москва. Отец прошел ссылку и каторгу, участвовал в вооруженном восстании в Ростове, в организации в 1917 году Красной Гвардии в Петербурге, в гражданской войне, в 1918 году спасал золотой запас республики, работал в Военной коллегии Верховного суда. Отец выступал для будущего писателя подлинным образцом революционера и человека. Для двенадцатилетнего мальчика стал трагедией арест отца, в невиновности которого он был уверен. В 1938 году также арестована и мать.

«Сын врага народа» после средней школы не мог поступить ни в один вуз, поэтому ему пришлось работать на авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской многотиражки. Получив необходимый рабочий стаж, Трифонов поступает в Литературный институт имени Максима Горького, который окончил с отличием в 1949 году.

Известность приобрел после выхода в свет романа «Студенты» в 1950 году. Весной 1952 года уехал в командировку в Каракумы, на трассу Главного Туркменского канала. На долгие годы писательская судьба Трифонова оказалась связанной с Туркменией. В 1959 году появился цикл его рассказов и очерков «Под солнцем», в котором впервые обозначаются черты собственно трифоновского стиля. В 1962 году написал роман «Утоление жажды». Реабилитация отца в 1956 году дала Юрию Валентиновичу возможность в 1965 году написать документальную повесть «Отблеск костра» на основе сохранившегося архива отца.

С 1966 по 1969 год написал ряд рассказов, в числе которых «Вера и Зойка», «В грибную осень» и другие. В 1969 году выходит первая повесть из цикла «городских» «Обмен», за нею следуют «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной». В 1973 году издал роман о народовольцах «Нетерпение», исследующий в человеке «неистребимый генетический код истории», связывающий воедино прошлое, настоящее и будущее.

Юрий Валентинович Трифонов скончался 28 марта 1981 года в Москве на 56 году жизни от тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен писатель на Кунцевском кладбище столицы.

Орден «Знак Почета» (1975)

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Источник

Юрий Трифонов

Юрий Валентинович Трифонов (1925–1981) — советский писатель, мастер «городской» прозы, одна из главных фигур литературного процесса 1960-х—1970-х годов в СССР. Родился 28 августа 1925 в Москве.

Отец Юрия Трифонова — революционер, председатель Военной коллегии Верховного суда СССР Валентин Андреевич Трифонов (1888—1938). Мать — зоотехник, затем инженер-экономист и детская писательница Евгения Абрамовна Лурье (1904—1975; литературный псевдоним — Е. Таюрина).

В 1937—1938 годах родители Юрия Трифонова были репрессированы. Вместе с сестрой Тингой (в замужестве Татьяной Валентиновной Рейзнер) будущий писатель воспитывался бабушкой, Татьяной Александровной Лурье (урожд. Словатинской, 1879—1957), в молодости — профессиональной революционеркой, участницей Гражданской войны; в годы Великой Отечественной войны вместе с бабушкой и сестрой жил в эвакуации в Ташкенте.

Ещё в школе Юрий Трифонов заинтересовался литературой. Был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы. В 1942—1945 годах работал на заводе сначала слесарем, потом — диспетчером цеха. Весной—осенью 1945 года редактировал заводскую газету. В 1944—1945 годах учился в Литературном институте имени А. М. Горького.

В 1948 году были напечатаны два рассказа молодого писателя — «Знакомые места» (в журнале «Молодой колхозник») и «В степи» (в альманахе «Молодая гвардия», № 2). Дипломная работа Юрия Трифонова — написанная в манере традиционного соцреализма повесть «Студенты» (1950), опубликованная в ведущем литературном журнале СССР «Новый мир», удостоенная Сталинской премии третьей степени и сразу принёсшая автору широкую известность — была посвящена молодому послевоенному поколению. Однако буквально через полгода после успеха дебюта Трифонов был едва не отчислен из института за то, что не указал в анкете факт ареста отца. В дальнейшем сам автор отзывался о своей первой книге холодно, хотя и не отказывался от нее.

После успеха дебютной книги Трифонов начал было собирать материалы для её продолжения, однако радушный приём, который поначалу ему оказал в своём журнале Александр Твардовский, сменился холодностью: Твардовский посоветовал Трифонову заняться написанием рассказов. Вторая половина 1950-х — начало 1960-х стали смутным временем в творческой биографии писателя. В 1959 году вышел цикл рассказов и очерков «Под солнцем», а в 1963-м, после поездки в Туркмению, Трифонов опубликовал четырежды переделанный по требованию редакции роман «Утоление жажды», который, несмотря на то, что был выдвинут на Ленинскую премию, большим достижением писателя не стал. Тогда же Трифонов публикует многочисленные рассказы на спортивные темы; в 1966—1969 годах — рассказы «Вера и Зойка», «В грибную осень» и др., повесть «Отблеск костра» (1967). В «Отблеске костра» Трифонов впервые затронул тему, затем ставшую одной из главных в его творчестве: осмысления революции и её последствий для страны и народа, хотя магистральным мотивом книги стало оправдание реабилитированного отца писателя.

В 1969 году выходит повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (1970—1976). Неофициально они были объединены в цикл «Московские повести». Действие «Обмена» и «Предварительных итогов» происходит в конце 1960-х годов, «Долгого прощания» — в начале 1950-х, в «Другой жизни» и «Доме на набережной» оно протянуто из 1930-х в 1970-е. Повести фактически представили читателю нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и веяния времени.

Но самую большую славу писателю принёс именно «Дом на набережной» — повесть описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в коммуналках без удобств, часто даже без туалетов, пользовались деревянным стояком во дворе), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны. Семья писателя тоже проживала в этом же доме. Но в точных датах проживания есть разночтения. «В 1932 семья переехала в знаменитый Дом Правительства, который через сорок с лишним лет стал известен всему миру как „Дом на набережной“ (по названию повести Трифонова)». В дневниковых записях Юрий Трифонов неоднократно упоминает своего друга детства Лёву Федотова, жившего также в этом знаменитом доме.

В 2003 году на доме установлена мемориальная доска: «Выдающийся писатель Юрий Валентинович Трифонов жил в этом доме с 1931 по 1939 год и написал о нём роман „Дом на набережной“».

Проза Трифонова зачастую автобиографична. Главная её тема — судьба интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление последствий этих лет для нравственности нации. Повести Трифонова, почти ничего не говоря напрямую, открытым текстом, тем не менее с редкой точностью и мастерством отразили мир советского горожанина конца 1960-х — середины 1970-х годов.

Книги писателя, издававшиеся небольшими по меркам 1970-х гг. тиражами (30—50 тысяч экземпляров), пользовались ажиотажным спросом, на журналы с публикациями его повестей читатели записывались в очередь в библиотеках. Многие книги Трифонова фотокопировались и распространялись в самиздате. Практически каждое произведение Трифонова подвергалось пристальной цензуре и с трудом разрешалось к публикации.

С другой стороны, Трифонов, считаясь крайне левым флангом советской литературы, внешне оставался вполне преуспевающим официально признанным литератором. В своём творчестве он никоим образом не покушался на устои советской власти. Так что относить Трифонова к диссидентам было бы ошибкой.

В 1973 году вышел роман о народовольцах «Нетерпение», в 1978 году — роман «Старик». Их можно объединить в условную трилогию, начало которой положил «Отблеск костра». «Старик», герой которого, старый участник Гражданской войны, заново переосмысливает молодость и подводит итоги жизни, стал одним из наиболее значительных художественных произведений советской литературы о первых послереволюционных годах. Как всегда у Трифонова, история в «Старике» тысячами незримых нитей связана с современностью, повествование незаметно и свободно «соскальзывает» в разные временные пласты.

В 1981 году Трифонов закончил сложный, многоплановый роман «Время и место», структура которого была подробно проработана писателем ещё в 1974 году. Эта книга, одна из наиболее автобиографичных у прозаика, получила прохладные оценки критики тех лет: автора обвиняли в «недостаточной художественности», повторении пройденного. В то же время «Время и место» по праву может быть назван итоговым романом Трифонова, подводящим итоги его творчества, прощанием с юностью, трезвым взглядом в лицо собственным иллюзиям и надеждам, жёстким, порой даже жестоким самоанализом. Действие романа происходит на протяжении четырёх десятилетий — 1930-е, 40-е, 50-е и 70-е годы.

В 1987 году был посмертно издан роман «Исчезновение».

Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 года от тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Восприятие прозы Трифонова в СССР и России со временем менялось. Начиная со второй половины 1980-х гг. он был практически забыт, однако в 2000-х гг. начался рост интереса к прозе Трифонова, которая ныне по праву считается классической.

Источник

К какому направлению можно отнести творчество Ю.В. Трифонова?

к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть картинку к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Картинка про к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть картинку к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Картинка про к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть картинку к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Картинка про к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть картинку к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Картинка про к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова

к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть картинку к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Картинка про к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова

1) «деревенская проза» 2) «городская проза»

3) «военная проза» 4) «человек и природа»

За какую повесть Ю. Трифонов в 1951 году получил Сталинскую премию?

2)«Дом на набережной»

Какая повесть описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, где герои, вселившись в комфортабельные квартиры, прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны?

4)«Дом на набережной»

Какая повесть Ю. Трифонова, описывающая действия бытовой драмы 1960-х годов, выходит в 1969 году?

Назовите журнал, первым напечатавший повесть Ю. Трифонова «Обмен»

1) «Знамя» 2) «Новый мир» 3) «Москва» 4) «Юность»

Для чего Лена уговорила Виктора обменять жилплощадь?

1) чтобы Ксении Фёдоровне всегда «было хорошо»

2) ради дочери Наташи

3) попытка обустроить свой быт

4) чтобы Ксения Фёдоровна была рядом со своим сыном

Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошёл». Кому из героев повести принадлежат эти слова?

1) Лене 2) Тане 3) Лоре 4) Ксении Фёдоровне

Какой была самая заветная мечта отца Дмитриева из повести Ю.Трифонова «Обмен»?

1) стать известным 3) чтобы вся семья жила в построенном им доме

2) писать повести 4)сочинять юмористические рассказы

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном произведении

1. Лена1) «Теперь это была просто высокая, длинноногая женщина с пучком крашенных хною волос на тонкой шейке».
2. Виктор2) «В конце июля … (ей) сделалось резко хуже и её отвезли в ту же больницу, где она была почти год назад».
3. Ксения Фёдоровна3) «…она вгрызалась в свои желания, как бульдог… Она не отпускала до тех пор, пока желания – прямо у неё в зубах – не превращались в плоть».
4. Таня4) «…он как – то сразу сдал, посерел. Ещё не старик, но уже пожилой, с обмякшими щёчками дяденька».
123456789.19.29.39.4

Домашнее задание.

Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Ю.В. Трифонова

ДатаСобытия жизни писателяПроизведения

Выполнить тестовое задание

Тест по теме: «Повесть Ю.В. Трифонова «Обмен»

Кто является автором произведения «Обмен»?

Г) Александр Вампилов

В каком году было написано произведение Юрия Трифонова «Обмен»?

К какому литературному жанру принадлежит произведение Юрия Трифонова «Обмен»

Как зовут главного героя повести «Обмен»?

Чем больна Ксения Федоровна Дмитриева, мать Виктора?

Б) Язвенная болезнь

Сколько общих детей у Виктора и Лены Дмитриевых?

Какова фамилия родителей Лены – людей недоверчивых и очень деятельных?

8.Что решила сделать Лена, узнав о смертельной болезни свекрови?

А) Сдать ее в дом престарелых

Б) Отвезти ее на юг

Как зовут любовницу Виктора Дмитриева, которая одолжила ему денег для предстоящего обмена?

Кем работает супруга главного героя – Елена Дмитриева?

Источник

Юрий Трифонов, русский советский писатель, мастер «городской прозы»

Вы будете перенаправлены на Автор24

Городская проза — это произведения, в которых город занимает важнейшее место и определяет сюжет, проблематику и тематику, выступая в качестве условного фона, специфического исторического и литературного колорита, существующих условий жизни. В современной литературе определение «городская проза» носит условный характер и не является научным термином.

Детство и юность Ю. В. Трифонова

Одним из первооткрывателей и признанных мастеров «городской прозы» является русский советский писатель Юрий Валентинович Трифонов. Родился писатель в августе 1925 года в Москве. Отец Юрия Валентиновича, Валентин Андреевич Трифонов, был революционером, председателем Военной коллегии Верховного суда СССР. Мать писателя, Евгения Абрамовна Лурье, работала зоотехником, затем инженером-экономистом, была детской писательницей.

Валентин Андреевич Трифонов был отлично знаком с Иосифом Джугашвили, они знали друг друга еще с царских времен. Практически все родственники писателя имели склонность к литературе. Мать под псевдонимом Е.Таюрина писала произведения для детей, отец в 1936 году написал книгу под названием «Контуры грядущей войны», в которой предсказал нападение Германии на СССР. Брат отца писал произведения о Гражданской войне, а Георгий Трифонов, ровесник писателя, его двоюродный брат, стал известен как поэт и автор автобиографической прозы Михаил Демин.

Когда Юрию Трифонову исполнилось семь лет, семья переехала в дом, построенный для советских и партийных руководителей. В школьные годы Юрий Валентинович писал стихи и был редактором стенгазеты, а отец писателя, Валентин Трифонов, руководил становлением советской юриспруденции.

В 1937 году Валентина Андреевича Трифонова арестовали, а в 1938 – расстреляли. Мать будущего писателя тоже была репрессирована. Аресту матери Юрий Валентинович посвятил еще неумелое, но поражающее своей пронзительностью, стихотворение. Через старые связи бабушка писателя сумела добиться смягчения участи дочери, но из дома семья была выселена. После начала Великой Отечественной войны будущий писатель с сестрой и бабушкой был эвакуирован в Ташкент, но в скором времени вернулся в Москву и стал работать на оборонном заводе. В это же время будущий писатель вступил в комсомол.

Готовые работы на аналогичную тему

Юрий Трифонов считал, что его призвание в поэзии, поэтому подал документы на поэтическое отделение литературного института. Однако приемная комиссия жестко раскритиковала стихи начинающего писателя, но благосклонно отнеслась к его рассказам. Трифонов поступил в отделение прозы и к поэзии больше не возвращался. В дипломной работе, конъюнктурной повести «Студенты», Юрий Трифонов резко обличает космополитов. Это произведение было удостоено Сталинской премии.

Творчество Юрия Трифонова

Часто критики обвиняли Юрия Валентиновича в бытописательстве. В одном из своих последних произведений, рассказе «Вечные темы», писатель объяснил свою тягу к точной прорисовке житейских ситуаций, бытовых деталей и душевных переживаний маленького советского человека. Как правило, действие в произведениях Трифонова разворачивается в Москве. Из повести «Обмен» и рассказа «Верка и Зоя» читатели узнают не только о событиях из жизни героев, но и процессе жилищного строительства.

Проблема нравственного выбора красной нитью проходит чрез произведения Трифонова.

Целый ряд произведения Юрия Трифонова посвящен истории. Например, в романе «Старик» писатель рассказывает о том, как устанавливалась советская власть на Дону. В произведении «Нетерпение» речь идет о Желябове и других народовольцах.

В момент выхода «Нетерпения» в Европе проблема терроризма встала особенно остро, и на этой волне интереса к людям, которые во имя идеи способны пойти на убийство, произведения Юрия Трифонова обрели популярность и за рубежом.

В 1980 году Трифонов был выдвинут на соискание Нобелевской премии по литературе.

В марте 1981 года писатель скончался. Причиной смерти стала легочная тромбоэмболия.

Анализ творчества Ю. В. Трифонова

Юрий Трифонов стал первооткрывателем городской прозы. В повестях писателя «Обмен», «Другая жизнь», «Долгое прощание», «Предварительные итоги» изображается повседневная жизнь московской интеллигенции. В произведениях Трифонова не происходит каких-либо сильных потрясений, крупных общественных событий, душераздирающих трагедий – кажется, что автор сосредоточен исключительно на бытовой стороне жизни. Однако это впечатление обманчиво. Нравственность простого человека проходить испытания именно на обыденном семейном уровне, и выдержать это испытание совсем не легче, чем экстремальные ситуации. Все герои Трифонова мечтают об идеале, и на пути к нему возникают всякого рода мелочи, которые уводят в сторону от цели и затрудняют путь. И именно эти мелочи устанавливают истинную ценность персонажей произведений.

Например, в произведении «Обмен» речь идет об инженере Дмитриеве, который решил обменять жилплощадь для того, чтобы съехаться со своей больной материю. Однако на деле оказалось, что он предал мать. Обмен в этом случае произошел, главным образом, в духовном плане – Дмитриев обменял свою порядочность на подлость.

В произведении «Предварительные итоги» писатель исследует распространенную психологическую ситуацию, когда неудовлетворенный прожитой жизнью человек намеревается с завтрашнего дня начать жизнь заново. Однако у героя произведения Геннадия Сергеевича эти предварительные итоги становятся окончательными. Герой повествования сломлен, он больше не в силах бороться за себя и за свои идеалы.

Героине повести «Другая жизнь» тоже не удается начать новую жизнь. В этих произведениях Трифонов использовал прием несобственно-прямой речи, который позволил создать внутренний монолог героя, отразить его духовные поиски. Именно через преодоление мелкой житейской суеты ради поставленной высокой цели может быть реализована мечта о новой жизни.

К этому циклу повестей примыкает и роман «Время и место», изданный в 1981 году. главным героям произведения – писателю Антипову и рассказчику удается прожить свою жизнь достойно, невзирая на то, что трудное, мрачное время скорее способствовало к деградации личности.

Другие произведения Юрия Трифонова:

Источник

«Городская» проза. Юрий Валентинович Трифонов. «Обмен»

Урок 32. Русская литература 11 класс ФГОС. Часть 2

к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть картинку к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Картинка про к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова

к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть картинку к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Картинка про к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть картинку к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Картинка про к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова

к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть картинку к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Картинка про к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова

к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть картинку к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Картинка про к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова

Конспект урока ««Городская» проза. Юрий Валентинович Трифонов. «Обмен»»

· Поговорим о «городской» прозе как жанре.

· Узнаем о жизни и творчестве классика «городской» прозы – Юрия Трифонова.

· Рассмотрим произведения Юрия Трифонова в жанре «городской прозы» и остановимся на повести «Обмен».

Насколько тесно в литературе связаны разные эпохи и разные направления? Очень тесно: ведь мы видим, как новые писатели опираются на достижения предыдущих поколений авторов. Жанры, которые возникли в одно время, получают своё продолжение, видоизменяются и дополняются через двадцать, тридцать, а иногда и через сотни лет. Мы говорили, например, о том, что поэзия шестидесятников восходит к авторам Серебряного века. Современная поэзия, для которой Серебряный век тоже стал образцом, будет учитывать ещё и достижения поэтов-шестидесятников.

Мы уже говорили, что именно в 1960-е годы сформировалось несколько направлений прозы, которые серьёзно повлияли на современную литературу. Это «военная» проза – особенно так называемая «лейтенантская», окопная проза. «Деревенская» проза с её вниманием к вопросу традиций, нравственным и экологическим проблемам. Наконец, это «городская» проза, которую критики называют ещё иногда «интеллектуальной».

Последний жанр особенно интересен. Ведь в современной литературе о войне и деревне пишут не так уж много. И именно «городская» проза потихоньку начинает захватывать лидирующие позиции. Так откуда же взялся этот жанр и в чём его особенности?

Проза, в которой действия происходят на фоне города, имеет не просто богатую традиции. Её корни устремляются в античность! Потому что уже древние авторы писали сюжеты, фоном для которых становились города-полисы. Средневековье внесло свою лепту – в виде городской средневековой литературы. В девятнадцатом веке сформировался западноевропейский городской роман. И тогда же начали выявились отдельные черты городской прозы. Город становился не только местом действия и декорациями, но и практически действующим персонажем. Можно вспомнить, сколько внимания уделяет описанию Парижа Виктор Гюго в своём «Соборе Парижской Богоматери».

В русской литературе сложилась московско-петербургская традиция городского романа. И с её представителями мы отлично знакомы: ведь невозможно забыть о Петербурге Достоевского. А образ Москвы в «Мастере и Маргарите» Булгакова? Максим Горький, Антон Чехов, Владимир Набоков – все они вносили свой вклад в формирование такой прозы.

Здесь же складывается ещё одна традиция: образ города может вырастать из мелких деталей, из быта его обитателей, их повадок и нравов.

Итак, к 1960-м годам у прозы такого рода есть наработанная литературная традиция. Но нет определения как жанра. Эту прозу в разное время называли то «городской», то «философской», то «интеллектуальной». В 1950-е годы появляется ещё одно определение – в журнале «Юность» начинают печатать так называемую «исповедальную повесть». Её героем становится образованный молодой человек, вчерашний студент или школьник, способный критически оценивать мир вокруг себя.

1960-е годы в СССР – время активной урбанизации. Население уезжает из сельской местности в города, и значение города растёт.

Появляется такое явление как «лимитчики». Предприятиям и строительным компаниям требовалась неквалифицированная рабочая сила, и её привлекали из сельской местности. Людей, которые заключили с предприятиями контракт по лимиту прописки, пренебрежительно называли «лимитой» или «лимитчиками». Эти люди жили на окраинах городов, их расселяли в общежития и бараки, но через несколько лет они получали право на получение прописки и постоянного жилья. «Лимитчики» становились горожанами.

к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть картинку к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Картинка про к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова

Итак, состав и интересы читательской аудитории изменяются, и новый, городской быт нужно как-то осмыслить.

Литература в то время играла куда более важную роль, чем сейчас. Во времена СССР очень ценилась просветительная, познавательная функция литературы.

И с одной стороны – тем, кто только приехал или собирался приехать в город было интересно: чем живут и как живут горожане. С другой стороны – самим горожанам было интересно, как складывается жизнь переселенцев, мигрантов, которые только что приехали в город.

И поэтому именно в конце 1960-х гг. «городская» проза окончательно сформировалась как жанр. Родоначальником её считается Юрий Валентинович Трифонов, а программным произведением – его повесть «Обмен», о которой мы поговорим чуть позже.

В текстах Юрия Трифонова изображалась каждодневная жизнь московской интеллигенции. В своих повестях «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь» автор не показывает ни душераздирающих трагедий, ни громких общественных противостояний. Он сосредоточен на показе семейного быта москвичей, небольших, казалось бы, внутренних конфликтов. Вопросы нравственности и истинных жизненных ценностей герои Трифонова решают, проходя через противостояние со своими родственниками и друзьями, через столкновение с мещанством, жизненной мелочностью.

Внимание к быту героев было настолько пристальным, что «городскую» прозу назвали также «бытовой». Здесь отразилась ещё одна тенденция: когда «оттепель» закончилась, многие писатели лишились возможности открыто выражать свои мысли. Писать об острых социальных конфликтах стало почти невозможно. Именно поэтому писатели обратились к повседневным делам горожан, к их семейным проблемам, к особенностям городского уклада. Однако писатели стремились показать, что не бывает чистого быта, что за каждым, даже самым маленьким действием в жизни стоят какие-то эмоции, нравственные выборы, изменение человека к лучшему или к худшему.

Попытаемся выделить несколько особенностей «городской прозы».

1. Образ города как нечто влияющее на персонажей. Такие писатели, как Юрий Трифонов, И. Грекова (Елена Вентцель), Георгий Семёнов противопоставляют старые московские улочки и безликую массу новостроек. Жители города вынуждены постоянно ощущать его давление, его бешеный ритм. Андрей Битов показывает, как сквозь советский Ленинград проступает старый Петербург с его историей и мифологией. Он знакомит читателей с топографией города и его легендами.

Если действие происходит в провинциальных городках, авторы делают особенный акцент на быт обитателей.

В «городской» прозе показан постоянный конфликт города и природы, центра и окраин.

2. Философская направленность прозы, её психологизм, внимание к нравственным проблемам.

И. Грекова в сборниках рассказов «За проходной», «Под фонарём», в повестях и романах говорит о лучших качествах людей науки: самоотверженности и честности.

Андрей Битов делает своим героем нервного, тонко чувствующего петербургского интеллигента. Самый известный роман писателя, «Пушкинский дом», посвящён работе в Институте русской литературы.

3. Часто «городская проза» пессимистична: герой не одерживает победу над собой или проигрывает в схватке с бытом и действительностью. Это особенно заметно в произведениях Владимира Маканина и Людмилы Петрушевской, которые показывают реалии жизни нового «люмпен-пролетариата»: «лимитчиков», маргиналов, криминальных элементов. Жестокая жизнь и жестокие нравы показываются со всей неприглядностью, рисуются безжалостно, яркими красками.

И все эти особенности воплотились в произведениях Юрия Валентиновича Трифонова, которого считают классиком «городской прозы».

к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Смотреть картинку к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Картинка про к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова. Фото к какому направлению можно отнести творчество ю в трифонова

Вся жизнь Юрия Трифонова – путь к литературе. Родился он в 1925 г. Отец будущего писателя, Валентин Трифонов был пламенным революционером и занимал высокую должность в Верховном Суде СССР. В 30-е годы он был репрессирован вместе с женой, а после расстрелян.

Часть детства и подростковые годы Юрий пробыл в Ташкенте, у дедушек. Один из них был поэтом. Детским писателем станет и мать Юрия – когда вернётся из ссылки. Неудивительно, что Юрий ещё в школе пробовал писать стихи и рассказы. Во время войны, работая на заводе в тылу, он редактировал заводскую газету.

А потом решил поступить в Литературный институт на отделение поэзии – но вышло так, что его приняли на отделение прозы. Его дипломной работой стала повесть «Студенты», которая сразу же была удостоена Сталинской премии.

Так что с 1950 г. Юрия Трифонова можно посчитать вполне успешным писателем – несмотря на периодические творческие неудачи. Однако новый облик автора – способного рассмотреть в житейских мелочах подлинные житейские драмы – появился именно в 1969 г., с написанием повести «Обмен».

Книги Юрия Трифонова печатались по советским меркам небольшими тиражами, но пользовались ажиотажным спросом. Казалось, у писателя было всё, чтобы вывести «городскую» прозу на новый уровень.

Однако в 1981 г. Юрий Валентинович Трифонов скоропостижно скончался. Ему было 55 лет.

Юрий Трифонов опекал литературную молодёжь и фактически создал целую «трифоновскую» школу прозы. Многие молодые авторы ориентировались в своих произведениях на его тексты – такие, как «Обмен».

В этой повести на примере семейного конфликта и обычного обмена квартиры автор показывает столкновение двух мировоззрений, двух миров и психологий. И в центре этого столкновения оказывается главный герой, инженер Виктор Дмитриев.

Дмитриевы – люди бескорыстные, «не умеющие» жить и приспосабливаться, не меряющие всё вокруг материальным. Они умеют отдавать, помогать людям и ценить духовное, нравственное. К таким же людям можно отнести Таню, бывшую любовницу Виктора, которая любит его бескорыстно, дарит ему нежность, внимание, старается достать для него деньги.

Дмитриевым противопоставлены Лукьяновы – люди, которые отлично умеют жить и приспосабливаться в обществе, но для которых важны лишь связи и материальные блага. Лукьяновы – типичные мещане, и жена Виктора Лена воплощает в себе их худшие качества. Она всегда шла напролом в своих желаниях, вгрызалась в них «как бульдог», и не отпускала, «пока желания — прямо у неё в зубах — не превращались в плоть». Одним из таких желаний становится съехаться со смертельно больной матерью Виктора и прописаться у неё в хорошей квартире. Мать Виктора считает невестку лишённой идеалов мещанкой и приспособленкой. Однако Лену вообще не волнует нравственная сторона вопроса: ни то, как её присутствие скажется на умирающем человеке, ни то, как будет выглядеть разговор с Ксенией Фёдоровой со стороны сына.

Лена настойчиво подталкивает Виктора к тому, чтобы совершить обмен и переехать в квартиру Ксении Фёдоровны. И безвольный Виктор подчиняется. Решения Лены начинают казаться ему «мудростью» и «дальновидностью»: ведь она печётся о детях.

Виктор «олукьянился» и сам понимает это. Он во всём подпадает под желания жены, принося в жертву свои мечты, идеалы, поступаясь порядочностью. Он измельчал, и дух вещизма в нём победил. Нравственный диагноз Виктору ставит его мать:

«– Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел».

Мир приспособленцев и дельцов в повести побеждает мир людей нравственных и бескорыстных. Лукьяновы берут верх – они лучше «умеют жить».

Такие авторы, как Юрий Трифонов, Владимир Маканин, Дмитрий Гранин, Людмила Петрушевская, Юрий Домбровский, Андрей Битов и другие заложили основу для современной интеллектуальной прозы. И этот жанр продолжает развиваться в современной литературе, обрастая при этом новыми традициями.

Растут дома; гудят автомобили;

Фабричный дым висит на всех кустах;

Аэропланы крылья расстелили

Но прежней страстью, давней и знакомой,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *