к какому литературному жанру относится произведение судьба человека
Судьба человека (повесть)
Судьба человека (повесть)
Судьба человека | |
---|---|
Автор: | Михаил Шолохов |
Жанр: | проза |
Язык оригинала: | русский |
Издательство: | Журнал «Дон» |
Выпуск: | 1957 |
Электронная версия |
«Судьба человека» — рассказ советского русского писателя Михаила Шолохова. Написана в 1956—1957 годах. Первая публикация — газета «Правда», № за 31 декабря 1956 и 02 января 1957.
Содержание
Сюжет
С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в фашистский плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и наконец бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую Родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из родных у него остался только молодой сын-офицер. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны.
После войны одинокий Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать умерла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) перспективу на новую жизнь:
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы. Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина. |
Экранизация
В 1959 году повесть была экранизирована советским режиссёром Сергеем Бондарчуком, сыгравшим главную роль. Фильм «Судьба человека» в 1959 году был удостоен главного приза на международном московском кинофестивале и открыл путь в большое кино молодому режиссёру.
К какому литературному жанру относится произведение судьба человека
Назовите литературное направление, которое характеризуется объективным изображением действительности и традиции которого развивал в своём творчестве М. А. Шолохов.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7, С1—С2.
На четвёртый день прямо из совхоза, гружённый хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернёмся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?» И глазёнки широко раскрыл, ждёт, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и всё знаю.
Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».
Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щёки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь! Все равно найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьёт, и руки трясутся. Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет всё же нечаянно съехал, заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошёл, — побоялся ехать, как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой всё жмётся ко мне изо всех силёнок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было.
Бросил машину возле ворот, нового своего сынишку взял на руки, несу в дом. А он как обвил мою шею ручонками, так и не оторвался до самого места. Прижался своей щекой к моей небритой щеке, как прилип. Так я его и внёс. Хозяин и хозяйка в аккурат дома были. Вошёл я, моргаю им обоими глазами, бодро так говорю: «Вот и нашёл я своего Ванюшку! Принимайте нас, добрые люди!» Они, оба мои бездетные, сразу сообразили, в чём дело, засуетились, забегали. А я никак сына от себя не оторву. Но кое-как уговорил. Помыл ему руки с мылом, посадил за стол. Хозяйка щей ему в тарелку налила, да как глянула, с какой он жадностью ест, так и залилась слезами. Стоит у печки, плачет себе в передник. Ванюшка мой увидал, что она плачет, подбежал к ней, дергает её за подол и говорит: «Тётя, зачем же вы плачете? Папа нашёл меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете». А той — подай бог, она ещё пуще разливается, прямо-таки размокла вся!
После обеда повёл я его в парикмахерскую, постриг, а дома сам искупал в корыте, завернул в чистую простыню. Обнял он меня и так на руках моих и уснул.
«Судьба человека»: краткое содержание и анализ
«Судьба человека» — одно из лучших произведений Михаила Шолохова. История одной жизни передает трагедию всего народа, столкнувшегося с ужасом войны. Понятия чести и достоинства, храбрость и способность сохранить человеческий облик в невыносимых условиях — все это отражено в новелле «Судьба человека». Краткое содержание поможет раскрыть суть этого удивительного рассказа.
«Судьба человека»: краткое содержание
Первая послевоенная весна на Верхнем Дону. Два товарища пытаются добраться на бричке в небольшую станицу. Лошади еле тянут повозку, утопающую в грязи. Дорогу преграждает разлившаяся река, через которую один из путников перебирается на утлой лодке. Теперь ему предстоит ждать два часа, пока переправится товарищ и они смогут продолжить свой путь. Так начинается рассказ «Судьба человека».
Шолохов выбрал форму повествования от первого лица. Рассказчик радуется первому теплому солнечному дню и присаживается отдохнуть на берегу реки. Появление главного героя по имени Андрей Соколов продолжает краткое содержание. «Судьба человека» — рассказ о его жизни, изложенный простым и выразительным языком.
Андрей Соколов: судьба человека, которую сломала война
Герой появляется в сопровождении маленького мальчика из-за расположенного неподалеку хутора. Увидев рассказчика, мужчина с сыном подходят поздороваться. Соколов решает, что встретил коллегу-шофера, и заводит неспешный разговор, чтобы скоротать время ожидания переправы. Отправив мальчика поиграть у воды, он угощает нового знакомого табаком и предается воспоминаниям.
Фото: YouTube/Киноконцерн «Мосфильм»: UGC
Словами рассказчика описывает главного героя Шолохов. «Судьба человека» кратко и выразительно, словно рельефными мазками, рисует портреты людей, передавая через внешние черты особенности характера.
Андрей Соколов — высокий, немного сутулый мужчина средних лет с невыразимо печальными глазами:
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?
Слово за словом разворачивается история жизни главного героя. Андрей Соколов — уроженец Воронежской области 1900 года рождения. Во время гражданской войны он служил в Красной Армии, а когда пришел голод, подался на Кубань батрачить на кулаков. Это спасло его от голодной смерти, которая унесла жизни его родителей и сестры.
Реальными событиями наполнен весь рассказ «Судьба человека». Читать его важно, для того, чтобы помнить об уроках истории.
Вернувшись в родные края, Соколов продает отчий дом, работает плотником в артели, затем учится на слесаря и устраивается на завод. Воспоминания о молодых годах продолжаются историей женитьбы героя на девушке-сироте по имени Ирина. Это важный эпизод в рассказе «Судьба человека»: главные герои появляются постепенно, и через отношение к ним Соколова раскрываются характеры.
Герой рассказывает о своей жене, и становится ясно, как она была ему дорога. Особенно подчеркивает он такие ее качества, как:
В браке у пары рождаются дети — сын и две дочери. Соколов увлекается машинами и переквалифицируется в шоферы. Он много работает, хорошо зарабатывает и строит дом. Жизнь налаживается и входит в колею, дети растут, благосостояние семьи увеличивается. Так незаметно проходят десять лет:
Прошлое — вот как та дальняя степь в дымке. Утром я шел по ней, все было ясно кругом, а отшагал двадцать километров, и вот уже не отличишь лес от бурьяна, пашню от травокоса…
Началась Вторая мировая война. На третий день Андрей Соколов отправился на фронт. Вспоминая тяжелый момент прощания с семьей, герой рассказывает, что его жена словно предчувствовала, что они расстаются навсегда.
Обычно сдержанная и спокойная, Ирина накануне отъезда мужа не могла сдержать слез. Это тревожило и злило героя, в какой-то момент на перроне вокзала он даже на секунду оттолкнул жену. Затем сразу спохватился и обнял супругу, но это воспоминание и спустя годы не дает ему покоя и давит чувством вины.
Военная хроника продолжает новеллу «Судьба человека», пересказ этих событий возвращает Соколова в 1942 год. Герой служил шофером, два раза был ранен. Однажды, выполняя задание, он должен был доставить на передний край обороны артиллерийские боеприпасы.
Фото: YouTube.com/Киноконцерн «Мосфильм»: UGC
«Судьба человека»: герои, характеры и образы
Постепенно все новые герои появляются в рассказе «Судьба человека». Персонажи, оказавшись в смертельной опасности, ведут себя совершенно по-разному: одни демонстрируют благородство и верность принципам, другие — проявляют самые низкие качества.
Один из отрицательных героев произведения — Крыжнев. Судьба человека порой зависит от его характера, принятых решений и поступков. Крыжнев заявил о том, что для своего спасения выдаст немцам молодого офицера, и тем самым подписал себе смертный приговор. Соколов понимает, что не может оставить в живых предателя и убивает подлого человека, избавив его сослуживцев от расстрела.
К действующим лицам присоединяется комендант трудового лагеря Мюллер — главный антигерой новеллы «Судьба человека».
Краткое содержание для читательского дневника стоит дополнить характеристикой этого персонажа:
Фото: YouTube.com/Киноконцерн «Мосфильм»: UGC
Как-то раз Соколов резко и критически высказался об условиях и нормах работы. Кто-то из пленных донес на него начальству, и это едва не стоило герою жизни. Комендант лагеря Мюллер вызвал Соколова в свой кабинет с намерением лично расстрелять строптивого пленного.
Перед казнью он предложил герою выпить стакан водки «за победу немецкого оружия». Когда тот отказался, Мюллер придумал другой тост, и Соколов, не закусывая, выпил «за свою погибель и избавление от мук».
Поведение отчаянного солдата впечатлило Мюллера, и он решил отпустить героя, дав ему с собой буханку хлеба и ломоть сала. Не веря своей удаче, захмелевший Соколов вернулся в барак и поделил трофеи поровну между всеми заключенными.
В 1944 году главный герой получил повышение — его назначили шофером к немецкому военному инженеру. Однажды во время поездки в город Соколов оглушил немца и совершил побег, похитив врага вместе с машиной и добравшись до позиций советских войск.
Соколов возвратился в дивизию и через три месяца получил письмо от сына Анатолия, который стал артиллеристом, получил звание капитана и был награжден шестью орденами. Отец гордится его успехами и мечтает о послевоенной жизни, где будет жить рядом с семьей сына и нянчить внуков.
Но и здесь оказалась несправедливой и жестокой судьба человека — рассказ Соколова продолжает трагическая история. Сын и отец одновременно доходят до Берлина, но встретиться им не суждено: Анатолий гибнет от снайперской пули прямо в День Победы, 9 мая 1945 года.
Фото: YouTube.com/Киноконцерн «Мосфильм»: UGC
«Судьба человека»: пересказ послевоенных событий
Потеряв единственного сына, возвращается с войны Андрей Соколов. Судьба человека порой поворачивается самым неожиданным образом, и настоящим спасением для мужчины становится встреча с маленьким мальчиком Ваней. Как и Соколов, ребенок во время войны потерял всю семью
Узнав об этом, герой говорит мальчику, что он его отец, и усыновляет сироту. Теперь они вместе направляются в гости к сослуживцу Соколова, который обещал помочь с устройством на работу на новом месте.
За беседой незаметно пролетело два часа и подошла лодка. Рассказчик попрощался с Андреем Соколовым и мальчиком. Он размышляет о превратностях судьбы и том, какое будущее ждет этого человека и его маленького сына.
С тяжелой грустью смотрел я им вслед…Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное — уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза.
Фото: YouTube.com/Киноконцерн «Мосфильм»: UGC
«Судьба человека»: анализ произведения
Рассказ был написан в 1956 году и основан на реальных событиях. Однажды на охоте писатель встретил мужчину, и тот рассказал ему историю своей жизни, которой был сильно потрясен Шолохов. «Судьба человека» — короткое произведение, но к его созданию автор шел целых десять лет. В новелле поднимается несколько главных тем:
Это основная тематика рассказа. Страшная война разделила мировую историю на «до» и «после». Никогда ранее человечество не сталкивалось с таким масштабом проявления жестокости. Людей делили по расовому и национальному признаку, поводом для казни становилась этническая принадлежность.
Простыми и сильными словами, вложенными в уста главного героя, автор показывает сущность фашизма через бесчеловечное отношение к пленным солдатам. Готовность нацистов мучить и убивать людей отражает чудовищную природу фашистской идеологии. Этот рассказ — предупреждение будущим поколениям о недопустимости повторения истории.
В рассказе «Судьба человека» герои сталкиваются с реалиями военного времени. Человеческая натура сильнее всего проявляется в экстремальных условиях и при столкновении со смертельной опасностью.
Андрей Соколов, простой и честный работящий человек, любящий муж и отец, голыми руками убивает предателя. Этот поступок дается ему нелегко, но трудные времена требуют трудных решений.
Очень показательной является сцена встречи главного героя с Мюллером. Даже оказавшись перед лицом смерти, Соколов остается верным своим убеждениям и ценностям. Стойкость и мужество солдата, его понятие о чести и достоинстве впечатляют даже коменданта-садиста, который решает сохранить герою жизнь.
Шолохов искренне верил в силу человеческого духа и способность сильной личности даже в условиях кровопролитной войны сохранять лицо и совершать благородные поступки. Судьба Андрея Соколова созвучна с участью миллионов соотечественников. Эти простые люди сражались в великой войне с угрозой, которая нависла над всем миром.
Война ставит каждого перед моральным выбором, и только от нравственности человека зависит, как он себя поведет. Сильные и достойные люди с честью выдержали это испытание и, даже погибнув, остались победителями. Самые страшные испытания и потери не сломили главного героя. Несмотря на удары судьбы, он выстоял и нашел силы продолжать жить.
Встреча Соколова с маленьким сиротой стала судьбоносной для обоих. Потерявший всю свою семью мужчина усыновляет мальчика и этот благородный поступок дает ему шанс после всего пережитого обрести толику счастья.
Герою непросто одному растить приемного сына, но искренняя забота и любовь к беззащитному ребенку, выброшенному на обочину судьбы, наполняет его жизнь смыслом. После бури всегда выходит солнце, после войны вновь торжествует жизнь. Маленький Ваня — словно луч надежды на мирное будущее, возрождающий веру в людей.
Фото: YouTube.com/Киноконцерн «Мосфильм»: UGC
Произведение М. Шолохова — подлинный шедевр, повествующий о войне и мире, жизни и смерти, чести и любви, верности и мужестве. Обратите внимание на рассказ «Судьба человека»: читать и осмысливать его стоит в разные периоды жизни. Эта жизнеутверждающая новелла каждый раз производит глубокое впечатление и наводит на размышления о вечных и подлинных ценностях, которые неподвластны времени.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
К какому литературному жанру относится произведение судьба человека
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
По ____________ рассказ М. Шолохова «Судьба человека» представляет собой рассказ в рассказе. Чтобы раскрыть мысли и переживания героя, взявшего на себя заботу о маленьком человеке, автор прибегает к ________.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7, С1—С2.
На четвёртый день прямо из совхоза, гружённый хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернёмся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?» И глазёнки широко раскрыл, ждёт, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и всё знаю.
Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».
Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щёки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь! Все равно найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьёт, и руки трясутся. Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет всё же нечаянно съехал, заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошёл, — побоялся ехать, как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой всё жмётся ко мне изо всех силёнок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было.
Бросил машину возле ворот, нового своего сынишку взял на руки, несу в дом. А он как обвил мою шею ручонками, так и не оторвался до самого места. Прижался своей щекой к моей небритой щеке, как прилип. Так я его и внёс. Хозяин и хозяйка в аккурат дома были. Вошёл я, моргаю им обоими глазами, бодро так говорю: «Вот и нашёл я своего Ванюшку! Принимайте нас, добрые люди!» Они, оба мои бездетные, сразу сообразили, в чём дело, засуетились, забегали. А я никак сына от себя не оторву. Но кое-как уговорил. Помыл ему руки с мылом, посадил за стол. Хозяйка щей ему в тарелку налила, да как глянула, с какой он жадностью ест, так и залилась слезами. Стоит у печки, плачет себе в передник. Ванюшка мой увидал, что она плачет, подбежал к ней, дергает её за подол и говорит: «Тётя, зачем же вы плачете? Папа нашёл меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете». А той — подай бог, она ещё пуще разливается, прямо-таки размокла вся!
После обеда повёл я его в парикмахерскую, постриг, а дома сам искупал в корыте, завернул в чистую простыню. Обнял он меня и так на руках моих и уснул.
К какому литературному жанру относится произведение судьба человека
Укажите жанр, к которому относится «Судьба человека» М. А. Шолохова.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7, С1—С2.
На четвёртый день прямо из совхоза, гружённый хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернёмся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?» И глазёнки широко раскрыл, ждёт, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и всё знаю.
Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».
Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щёки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь! Все равно найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьёт, и руки трясутся. Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет всё же нечаянно съехал, заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошёл, — побоялся ехать, как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой всё жмётся ко мне изо всех силёнок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было.
Бросил машину возле ворот, нового своего сынишку взял на руки, несу в дом. А он как обвил мою шею ручонками, так и не оторвался до самого места. Прижался своей щекой к моей небритой щеке, как прилип. Так я его и внёс. Хозяин и хозяйка в аккурат дома были. Вошёл я, моргаю им обоими глазами, бодро так говорю: «Вот и нашёл я своего Ванюшку! Принимайте нас, добрые люди!» Они, оба мои бездетные, сразу сообразили, в чём дело, засуетились, забегали. А я никак сына от себя не оторву. Но кое-как уговорил. Помыл ему руки с мылом, посадил за стол. Хозяйка щей ему в тарелку налила, да как глянула, с какой он жадностью ест, так и залилась слезами. Стоит у печки, плачет себе в передник. Ванюшка мой увидал, что она плачет, подбежал к ней, дергает её за подол и говорит: «Тётя, зачем же вы плачете? Папа нашёл меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете». А той — подай бог, она ещё пуще разливается, прямо-таки размокла вся!
После обеда повёл я его в парикмахерскую, постриг, а дома сам искупал в корыте, завернул в чистую простыню. Обнял он меня и так на руках моих и уснул.