к какому литературному жанру относится произведение м а шолохова тихий дон

К какому литературному жанру относится произведение м а шолохова тихий дон

В каких произведениях отечественной литературы звучит военная тема и в чём эти произведения можно сопоставить с шолоховским «Тихим Доном»?

С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

— Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

— А ты думала — ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

— Да что же, вас там не кормят, что ли?

— Черти бы их так кормили! — мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич. — Что спромыслишь — то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят, — берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

Источник

К какому литературному жанру относится произведение м а шолохова тихий дон

Укажите жанр, к которому относится шолоховский «Тихий Дон».

С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

— Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

— А ты думала — ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

— Да что же, вас там не кормят, что ли?

— Черти бы их так кормили! — мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич. — Что спромыслишь — то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят, — берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

Источник

К какому литературному жанру относится произведение м а шолохова тихий дон

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Первый комплекс заданий (1–6) относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения. Задания 1–4 требуют краткого ответа. Задания 5.1/5.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и задание 6 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.

Второй комплекс заданий (7–11) относится к анализу стихотворения, басни, баллады, лирической поэмы. Задания 7–9 требуют краткого ответа. Задания 10.1/10.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и задание 11 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.

Ответы к заданиям 1–4 и 7–9 состоят из одного или двух слов или последовательности цифр. Часть 2 включает в себя пять заданий (12.1–12.5), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 250 слов (если объём сочинения менее 200 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество М. А. Шолохова и принципы которого нашли своё воплощение в «Тихом Доне».

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1, C2.

Под навесом сарая у круглых яслей стояли четыре осёдланные лошади. Из амбара вышел подросток с железной мерой, доверху насыпанной овсом. Он мельком взглянул на Григория, пошёл к заржавшим лошадям. За углом куреня разливалась песня. Дрожащий высокий тенорок выводил:

Как по той-то было по дороженьке

Никто пеш не хаживал.

Густой прокуренный бас, повторив последние слова, сомкнулся с тенором, потом вступили новые слаженные голоса, и песня потекла величаво, раздольно и грустно. Григорию не захотелось своим появлением прерывать песенников; он тронул Прохора за рукав, шепнул:

— Погоди, не показывайся, нехай доиграют.

— Это — не проводы. Еланские так играют. Это они так запеснячивают. А здорово, черти, тянут! — одобрительно отозвался Прохор и огорчённо сплюнул: расчёт на то, чтобы выпить, судя по всему, не оправдался.

Ласковый тенорок до конца рассказал в песне про участь оплошавшего на войне казака:

Ни пешего, ни конного следа допрежь не было.

Проходил по дороженьке казачий полк.

За полком-то бежит душа добрый конь.

Он черкесское седельце на боку несёт.

А тесмяная уздечка на правом ухе висит,

Шёлковы поводьица ноги путают.

За ним гонит млад донской казак,

Он кричит-то своему коню верному:

«Ты постой, погоди, душа верный конь,

Не покинь ты меня, одинокого…»

Очарованный пением, Григорий стоял, привалившись спиной к белёному фундаменту куреня, не слыша ни конского ржания, ни скрипа проезжавшей по проулку арбы.

За углом кто-то из песенников, кончив песню, кашлянул, сказал:

— Не так играли, как оторвали! Ну да ладно, как умеем, так и могём. А вы бы, бабушки, служивым на дорогу ишо чего-нибудь дали. Поели мы хорошо, спаси Христос, да вот на дорогу у нас с собой никаких харчишек нету.

Григорий очнулся от раздумья, вышел из-за угла. На нижней ступеньке крыльца сидели четверо молодых казаков; окружив их плотной толпой, стояли набежавшие из соседних дворов бабы, старухи, детишки. Слушательницы, всхлипывая и сморкаясь, вытирали слёзы кончиками платков, одна из старух — высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице — протяжно говорила, когда Григорий подходил к крыльцу:

— Нас самих, бабушка, губят, — хмуро ответил Григорий.

Казаки, смущённые приходом незнакомого офицера, проворно поднялись, отодвигая ногами стоявшие на ступеньках тарелки с остатками пищи, оправляя гимнастёрки, винтовочные погоны, портупеи.

Источник

К какому литературному жанру относится произведение м а шолохова тихий дон

Назовите жанр, к которому принадлежит шолоховский «Тихий Дон».

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Жена Прокофия умерла вечером этого же дня. Недоношенного ребенка, сжалившись, взяла бабка, Прокофьева мать.

Его обложили пареными отрубями, поили кобыльим молоком и через месяц, убедившись в том, что смуглый турковатый мальчонок выживет, понесли в церковь, окрестили. Назвали по деду Пантелеем. Прокофий вернулся с каторги через двенадцать лет. Подстриженная рыжая с проседью борода и обычная русская одежда делала его чужим, непохожим на казака. Он взял сына и стал на хозяйство.

Пантелей рос исчерна-смуглым, бедовым. Схож был на мать лицом и подбористой фигурой. Женил его Прокофий на казачке — дочери соседа.

С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — Турки.

Похоронив отца, въелся Пантелей в хозяйство: заново покрыл дом, прирезал к усадьбе с полдесятины гулевой земли, выстроил новые сараи и амбар под жестью. Кровельщик по хозяйскому заказу вырезал из обрезков пару жестяных петухов, укрепил их на крыше амбара. Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажиточный.

Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену.

Старший, уже женатый сын его, Петро, напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, зверова- тое.

Дуняшка — отцова слабость — длиннорукий, большеглазый подросток, да Петрова жена Дарья с малым дитем — вот и вся мелеховская семья.

Источник

Анализ романа «Тихий Дон» (М. Шолохов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 06.04.2019 · Обновлено 12.11.2020

Гражданская война начала двадцатого века оставила неизгладимый след в нашей истории. Ей посвящено великое множество книг, стихотворений и песен. Трудно пройти мимо этой темы и остаться безучастным. Эта война расколола общество надвое, и даже по сей день мы можем ощущать её последствия. Никто не будет спорить, что самым значимым и знаменитым произведением русской литературы о Гражданской войне является роман М. А. Шолохова «Тихий Дон», разбор которого предлагает Вам Многомудрый Литрекон. Практически избавленный от идеологической ангажированности, он не может оставить равнодушным никого вне зависимости от убеждений и мировоззрения.

История создания

Уроженец станицы Вёшенской Шолохов лично мог наблюдать то, о чём написал в своём романе. Работу над произведением он начал в 1925 году, и уже в начале 1928 года первые части произведения были опубликованы в журнале «Октябрь». Несмотря на некоторое противодействие со стороны идеологов партии, посчитавших книгу недостаточно просоветской, уже к 1932 году роман был закончен и полностью опубликован. Судьба романа «Тихий Дон» была весьма драматичной, ведь в эпоху реакции, наступившую после революции и Гражданской войны, советская цензура затмила царские аналоги. Писателю пришлось лично побеседовать с Иосифом Сталиным, и эта встреча, а также заступничество Горького, помогли Шолохову защититься от нападок и издать книгу без купюр.

Практически сразу же возникла проблема авторства. Многие считали, что двадцатилетний Шолохов просто не мог создать столь выдающийся литературный памятник. Поползли слухи о плагиате. Высказывалось, и продолжает высказываться мнение, что Шолохов опубликовал исправленный дневник некоего белогвардейского офицера.

Так или иначе, сторонники теории плагиата ни тогда, ни сейчас не имеют никаких прямых доказательств, и авторство не вызывает вопросов у подавляющего числа читателей. Творчество Шолохова и дальше развивалось стремительно, хотя нельзя отрицать, что его дебют в серьезной литературе стал самым знаковым и известным его произведением.

Жанр, направление, композиция

«Тихий Дон» — это, несомненно, типичный представитель реалистического литературного направления. Автор стремится к созданию достоверной атмосферы, в которой персонажи соответствуют окружающему миру и гармонично развиваются в соответствии с происходящими вокруг событиями.

Жанр произведения — исторический роман. Шолохов старается как можно точнее изобразить в своём творении реальные исторический события, в которых принимают участие герои. В повествовании время от времени появляются исторические личности того периода, вроде Троцкого или Подтёлкова. Присутствуют названия реальных городов и боевых частей. Соблюдена география.

Композиция романа уникальна тем, что порой повествователь отрывается от героев, рассказывая нам о движении целых армий и государств, но потом всегда возвращается к повествованию от лица простого человека. Помимо конкретных действий героев и событий, книга наполнена психологизмом и философскими рассуждениями. Особое место в произведении занимает описание природы и её взаимодействие с душевным состоянием персонажей.

Смысл названия

Название романа «Тихий Дон» звучит весьма иронично, ведь по ходу почти всего повествования в этом краю бушует страшная братоубийственная война, уничтожающая всё вокруг.

Можно предположить, что автор откровенно иронизирует над своей малой родиной. Используя выражение, пользовавшееся популярностью у старых поколений казаков, Шолохов показывает крушение старого мира и постепенное исчезновение того самого «тихого», дореволюционного Дона. Подробнее об этом Вы можете узнать из краткого сочинения-рассуждения, которое посвящено раскрытию смысла заглавия «Тихого Дона».

Роман рассказывает нам о жизни простого донского казака — Григория Мелехова. На протяжении всего повествования этот персонаж проходит свой жизненный путь, постоянно меняясь.

Уже в первых главах романа герой сталкивается с противоречиями реальной жизни, будучи вынужденным выбирать между семьей и любовницей Аксиньей.

Далее жизнь кидает Григория сначала в мясорубку Первой мировой войны, а потом в горнило войны гражданской. Отличающийся стремлением к справедливости, главный герой мечется между «красными» и «белыми», но не может найти себя ни у тех, ни у других, становясь врагом для всех.

По ходу романа главный герой теряет дом, брата, жену, родителей, дочь и даже любовь всей своей жизни — Аксинью. Он вынужден скрываться и вести жизнь преступника. В конце концов, отчаявшийся и сломленный Мелехов сдаётся властям, чтобы в последний раз увидеть сына. Подробное и точное краткое содержание романа Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе невероятно многоранна и богата: в повествовании упоминаются более 700 героев. Поэтому здесь Многомудрый Литрекон перечислил только основных персонажей книги, но если Вам кого-то не хватило, напишите об этом в комментариях, и он пополнит список героев.

Проблематика

Основная идея

Писатель показывает, какие несчастья обрушивает на людей война. По его мнению, все они стремятся к миру, но война озлобляет их, превращая в ожесточенных зверей, рвущих друг друга на куски. Но в то же время писатель говорит о необратимости исторических процессов. Он приходит к выводу, что, как бы это ни было печально, старый мир должен погибнуть, чтобы дать дорогу чему-то новому. В этом и заключается смысл романа «Тихий Дон».

Но все же главная мысль произведения — это утверждение идеалов гуманизма и справедливости, которые искал Григорий Мелехов на войне. Однако его ошибка заключалась в том, что борьба — не то место и время, когда стоит отыскивать идеалы. Они ждали его в мирной жизни, от которой он отгородил себя сам.

Вывод

«Тихий дон» учит нас тому, как важно на фоне масштабных исторических процессов не забывать о морали и нравственности. В тяжелые времена долг каждого человека — остаться человеком и не превратиться в озлобленное животное.

Мир и труд — вот главные моральные ценности, которые провозглашает Шолохов, и мы должны сделать всё, чтобы человечество стремилось именно к таким идеалам.

Критика

Роман был высоко оценён самим Максимом Горьким, который способствовал скорейшему выходу новых частей и всеми силами защищал Шолохова во время скандала об авторстве.

Некоторое время писателя обвиняли в симпатиях к белому движению, однако глава Советского государства, Иосиф Сталин после встречи с Шолоховым отринул эти обвинения.

Вот мнения некоторых критиков о произведении, где подробно описываются художественное своеобразие, особенности и значение романа:

Вспомнил я синеюще-далекое, когда прочитал «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Молодой орелик, желтоклювый, а крылья размахнул. И всего-то ему без году неделя. Всего два-три года чернел он чуть заметной точкой на литературном просторе. Самый прозорливый не угадал бы, как уверенно вдруг развернется он. Неправда, люди у него не нарисованные, не выписанные – это не на бумаге. А вывалились живой сверкающей толпой, и у каждого свой нос, свои морщины, свои глаза с лучиками в углах, свой говор. Каждый по-своему ненавидит. И любовь сверкает, искрится и несчастна у каждого по-своему. (А. Серафимович. Статья «Тихий Дон»)

Шолоховский «Тихий Дон», как мне кажется, является выполнением того обещания, которое молодая русская литература дала начавшему внимать ей Западу своими произведениями («Разгром» Фадеева, «Бруски» Панферова, новеллы и повести Бабеля и Иванова); он («Тихий Дон») свидетельствует о том, как развивается новая литература, сильная своей самобытностью, литература, которая широка и необъятна, как русская степь, молода и неукротима, как новое поколение там…(Ф. Вайскопф. Статья «Роман о донских казаках»)

Шолохов запечатлел в грандиозном эпосе как человеческую трагедию великий социальный переворот в жизни донского казачества со всеми сложными последствиями революции в этом необъятном крестьянском мире… Все движение эпохи проходит через душу Мелехова и над ним… Трагические утраты усиливают тяжесть ударов бури, проносящейся над Мелеховым, но жизнеутверждающая сила нового еще более возвышается вследствие контраста – внутреннего разлада отставшего одиночки (Мелехова). Герой – проиграл, но великая битва – выиграна! И поэтому трагедия теряет свой пессимистический акцент (К. Дитрих. Статья «Роман о революционной России»)

«Тихий Дон» – шедевр Шолохова – повествует нам о грозном и величественном времени, когда рождалось в муках и утверждалось первое социалистическое отечество. «Тихий Дон» – это живое дыхание истории не в абстрактном плане идей, дат и чисел, а с высоты Человека, в совокупности его жизни, чаяний и страданий, его повседневных забот и надежд, то есть этот роман несет в себе необыкновенно яркие и доступные образы, мысли, факты из жизни, которые могут воочию рассмотреть и оценить каждый мужчина и каждая женщина, ибо это роман о неугасимой и страстной любви. (А. Стиль. Статья «О романе Шолохова “Тихий Дон”»)

«Тихий дон» стал одной из первых попыток объективно оценить противоречивые события Гражданской войны. Возможно, именно этот роман ещё поможет будущим поколениям «красных» и «белых» окончательно примириться между собой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *