Что теперь в минске
Минск
ДТП в Минске: прокуратура предъявила 15 исков
Водитель на перекрестке равнозначных дорог не уступила дорогу и совершила столкновение с автомобилем Renault.
Потерпевшая вступилась за невиновного парня, за что позже сама пострадала от рассвирепевшего минчанина.
В Минске от гриппа привились уже 33,3 % жителей. Для коллективного иммунитета нужно не менее 40 %
В Минском городском центре гигиены и эпидемиологии рассказали, как продвигается вакцинация от гриппа в столице.
В Минске водитель врезался в столб и погиб
В настоящее время на месте аварии работают следователи.
В Минске прохожий спас провалившегося под лед рыбака
Спасенного передали врачам скорой, от госпитализации он отказался.
В Минске в ДТП с маршруткой пострадала женщина
8 декабря в Минске в ДТП с тремя автомобилями пострадала пассажирка маршрутки.
В Минске водитель проехал на красный и сбил 3-летнюю девочку и велосипедиста
7 декабря в Минске водитель проехал на красный свет и сбил 3-летнюю девочку и 24-летнего велосипедиста.
В Минске 8-летняя девочка переходила дорогу на красный и попала под колеса авто
Ребенка доставили в больницу с травмами.
В метро Минска останавливалось движение поездов: что произошло
Причиной остановки движения поездов стал сбой в электроснабжении.
В Минске пропал парень с аутизмом и 3-й группой инвалидности. Ищут более недели
В день исчезновения находился на работе – дом №25 по улице Кальварийской. Оттуда около четырех часов вечера ушел в неизвестном направлении.
В Минске легковушка снесла светофор на проспекте
По счастливой случайности обошлось без пострадавших.
В новогоднюю ночь в Минске праздничные мероприятия организуют на 19 площадках
Центральной площадкой в новогоднюю ночь станет ярмарка у Дворца спорта с концертной программой, в которой примут участие популярные артисты белорусской эстрады.
Елочные базары в Минске начнут работать 22 декабря: какие цены
Купить новогоднюю елку можно будет до 31 декабря включительно.
В Минске с ж/д вокзала в БСМП доставили женщину. Она исчезла
Примерно в 23:00 бригада скорой медпомощи доставила неизвестную гражданку со столичного железнодорожного вокзала в Городскую клиническую больницу скорой медицинской помощи.
В отношении задержанных возбуждено уголовное дело за покушение на совершение теракта.
Стало известно, сколько мужчин приходится на 1 000 трудоспособных минчанок
Всего мужчин на старте этого года в Минске насчитывалось 918 500 – 45,7% от общего количества горожан.
В Минске задавили пьяного мужчину и пьяную женщину
Оба в тот момент были пьяными. При этом пересекали проезжую часть на красный сигнал светофора.
В центре Минска разъезжал пьяный водитель
Мужчину доставили на медицинское освидетельствование, результаты которого таковы: 0.99 ‰ алкоголя в выдыхаемом воздухе.
Милиционеры и военнослужащие внутренних войск обеспечивают безопасность на дорогах Минска
В Минске обеспечивать безопасность на дорогах сотрудникам Госавтоинспекции помогают военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел.
Сколько будут стоит елочные деревья к Новому году
Минчане и гости города смогут приобрести на елочных базарах живые ели, букеты из хвои, деревья в кадках.
Минск отреагировал на новую информацию о майском инциденте с самолетом Ryanair
Материал New York Times о причинах посадки в мае самолета Ryanair в Минске является информационным вбросом. Об этом сегодня, 9 декабря, заявил директор департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии Артем Сикорский.
«Информация, появившаяся в New York Times, в первую очередь рассчитана на обычного обывателя, на общественность, на тех, кто не знает специфики гражданской авиации. Для нас, как для профессионалов, эта информация несодержательная и даже нелепая. Объясню почему. Во-первых, в тот день, 23 мая, решение о посадке в Минске принималось командиром воздушного судна. Диспетчер по всем международным правилам и стандартам не может оказывать давление на принятие решения, особенно в условиях угрозы авиационной безопасности. Он только передает сведения и помогает командиру воздушного судна в безопасной навигации. Во-вторых, мы видим, что этот информационный вброс идет в тот момент, когда мы просим от наших польских партнеров и от комиссии ICAO предоставить данные объективного контроля. В частности, переговоры вильнюсского диспетчера с пилотом и внутрикабинные переговоры членов экипажа», — сказал он.
По его словам, последнее необходимо для того, чтобы понимать, в чем конкретно белорусскую сторону обвиняют.
Напомним, 23 мая в Минске из-за сообщения о минировании совершил вынужденную посадку самолет ирландской авиакомпании Ryanair. Информация о бомбе на борту не подтвердилась, но во время проверки был задержан белорусский оппозиционер Роман Протасевич. В декабре газета New York Times, ссылаясь на источники в силах безопасности ЕС, сообщила, что бывший авиадиспетчер Национального аэропорта Минск Олег Галегов, который, по его словам, работал во время инцидента, впоследствии бежал в Польшу, где изложил местным властям свою версию произошедшего. Он утверждает, что 23 мая в диспетчерской вышке присутствовал офицер белорусского КГБ, который якобы руководил процессом. Сам Галегов, по данным издания, отвечал за переговоры с пилотами о бомбе на борту. Получение данных подтвердил пресс-секретарь министра-координатора спецслужб Польши Станислав Жарин.
«Они скорее умрут в Европе, чем вернутся домой» Как мигранты на границе с Польшей изменили жизнь в Белоруссии
С начала ноября на границу Белоруссии и Польши стекаются тысячи мигрантов из стран Ближнего Востока в надежде перебраться в благополучную Европу, где никто ни в чем не нуждается, для всех есть деньги и нет войн. Но европейцы оказались не в восторге от незваных гостей и вопреки ожиданию последних не распахнули перед ними двери пограничных переходов. В итоге несколько тысяч искателей лучшей жизни застряли на пороге Европы, и пока политики спорят о том, кто виноват в сложившейся ситуации, приезжие, как могут, обживаются в белорусских городах. За последние несколько недель они стали неотъемлемой частью городских пейзажей Минска и Гродно. Некоторые белорусы рады приезжим и не упускают возможности на них заработать, завышая цены на жилье и поездки в такси. Другие, напротив, не в восторге от засилья чужаков: беспокоятся за свою безопасность и обвиняют власти в назревающем кризисе. Третьи сочувствуют мигрантам, которые проводят холодные ночи на улице, и собирают гуманитарную помощь. Как миграционный кризис изменил жизнь белорусских городов, что думают о гостях с Ближнего Востока простые белорусы и чего они опасаются — в репортаже «Ленты.ру».
Всего лишь бизнес
«А вот и арабы», — объявил водитель, проезжая мимо Ворот Минска на Привокзальной площади. За окном показались несколько смуглых мужчин, пакующих чемоданы и сумки в багажник такси.
Выходцы из стран Ближнего Востока — новая достопримечательность, которая вызывает больший интерес, чем архитектурные символы города. С лета 2021 года их можно встретить буквально на каждом углу Минска. Приезжие меняют городской ландшафт и привычки местных жителей. И несмотря на то что сейчас в Белоруссии практически нет других туристов, отели Минска и Гродно забиты под завязку: все места заняли журналисты, которые приезжают снимать мигрантов.
Если раньше беженцы штурмовали границы Европейского союза по Средиземному морю, то теперь они предпочитают не рисковать, а прилетают в Минск и отправляются сразу на границу с Польшей или Литвой. Поначалу пограничники им не препятствовали, однако весной 2021-го к границе потянулись сначала сотни, а потом тысячи человек ежедневно. Тогда Польша и Литва перестали пускать приезжих и укрепили границу заборами из колючей проволоки. В результате беженцы толпятся у границы или задерживаются в Минске.
Чтобы снизить поток приезжих, страны ЕС потребовали от ряда авиакомпаний перестать пускать на рейсы выходцев из ближневосточных стран. На такой шаг пошли, в частности, компании «Белавиа» и Turkish Airlines — им угрожали санкциями. Впрочем, эстафету перехватили другие: лоукостер Fly Dubai резко увеличил число рейсов в Минск. Перевозка мигрантов — прибыльный бизнес, на котором зарабатывают не только белорусские таксисты, но и крупные компании.
Фото: Anadolu Agency / Getty Images
Мигранты приезжают в центр Минска прямо из аэропорта — на их рюкзаках бирки из московского Шереметьево. Билеты в Белоруссию с пересадкой в Москве, Дубае, Бейруте или Анкаре все еще можно спокойно купить в интернете. Главный вопрос — получение местной визы. До недавнего времени жители многих стран Ближнего Востока могли оформить белорусскую визу прямо в аэропорту. Но некоторые перевозчики не брезговали зарабатывать на незнающих путешественниках.
Когда поток мигрантов превысил сотни, получить визу стало сложнее. Но на помощь пришли многочисленные туристические агентства, работающие как в Ираке, так и в других странах. Как правило, их реклама и номера телефонов размещены в Instagram. Там же — расценки и требования к клиентам. «Лента.ру» связалась с одним из таких турагентств в иракском Курдистане.
Судя по информации в соцсетях, компания предоставляет визы и туры для обычных путешественников, однако представитель турфирмы по имени Варгр отрицает это. По его словам, каждое из подобных агентств знает, кому и зачем предоставляются документы.
«Мои клиенты говорили мне открытым текстом, что планируют пересечь границу, а не оставаться в Белоруссии. Кто-то уезжал по экономическим соображениям, кто-то надеялся получить вид на жительство в Германии», — рассказывает он.
Фото: Anadolu Agency / Getty Images
Всего через его агентство прошли около 400-500 человек из Ирака. Цена такого тура в Белоруссию — 800-900 долларов за человека. О визах агентство договаривалось с представителями властей Белоруссии в Анкаре. Варгр отметил, что посредниками выступили некие турецкие бизнесмены. Они и приняли решение по финальной стоимости виз.
Некоторые турагентства настаивают на том, что выдать визу могут только группе людей. Варгр объясняет: это связано с тем, что въезд в Белоруссию организован по приглашениям. Курдские турагентства оформляют эти приглашения с помощью граждан Белоруссии, с которыми у них налажены связи.
«За эти месяцы очень многим удалось добраться до Германии и других стран Шенгенской зоны. Если вдруг [иракское] правительство возобновит выдачу виз в Белоруссию, то в Ираке никого не останется — уедут все», — рассказал Варгр.
В Ираке очень трудно жить: каждый день то проблемы с бензином, то с электричеством. Люди скорее умрут в Европе, чем останутся здесь
Как правило, срок действия визы — от двух до четырех недель. Один из мигрантов, оказавшихся на белорусско-польской границе, показал документ и подтвердил, что он и его соотечественники действительно находятся в стране на законных основаниях. Однако визы чаще всего уже просрочены: люди оформляют документы на несколько недель, рассчитывая, что скоро окажутся в Европе. Их ожидания не оправдываются.
«Чужим — все, своим — ничего»
Из аэропорта беженцы направляются к торговому центру «Галерея» на проспекте Победителей, через дорогу от Дворца спорта. Это место встречи всех выходцев с Востока, прилетающих в белорусскую столицу. Объяснить такой выбор не могут ни местные жители, ни сами арабы: Дворец спорта находится в 47 километрах от аэропорта и в пяти километрах от железнодорожного вокзала.
Вечером в воскресенье, 14 ноября, у «Галереи» собрались около двух десятков мигрантов, среди них — женщины и дети. Другие люди греются внутри: кто-то пьет кофе, а кто-то просто снует туда-сюда. Подсчитать их почти невозможно: в основном группируются члены одной семьи, остальные ходят по двое или в одиночку.
С начала ноября это место притягивает не только приезжих, но и самих белорусов: кто-то из любопытства приходит посмотреть на мигрантов, а кто-то пытается заработать на них. Таксисты активно предлагают арабам подбросить их до границы, объясняясь на ломаном английском или жестами. Цена вопроса — 250 долларов.
Другие таксисты признают, что дело не только в переизбытке наличности. По их словам, за перевозку мигрантов к границе с Польшей можно получить тюремный срок — до пяти лет. Когда неподалеку от торгового центра припарковалась милицейская машина, водители действительно аккуратно отступают подальше.
На следующее утро милиция исчезает, и поблизости появляются сотрудники ОМОН. Часть из них остановилась у Дворца спорта, другие подошли к мигрантам у торгового центра. Трое сотрудников попросили беженку с ребенком пройти следом и посадили в синий минивэн без опознавательных знаков. Рядом с автомобилем остановилась милицейская машина с надписью «Разминирование». Несколько арабов начали беспокойно перебирать сумки, видимо, подумывая о том, как бы поскорее убраться подальше. Однако омоновцы больше не проявляли интереса к мигрантам. Синий минивэн, где сидели женщина и ребенок, уехал в неизвестном направлении.
Фото: Leonid Scheglov / BelTA / Handout
Несмотря на работу милиции и ОМОНа, жители Минска предпочитают держаться от приезжих на расстоянии. Непринужденный разговор с ними ведут разве что пара человек — чернокожие юноши и девушки, умилившиеся одному из детей мигрантов в лохмотьях. Несколько опрошенных белорусов признались, что давно не чувствуют себя спокойно в родном городе. Многие боятся роста преступности. По словам одного из жителей города, несколько мигрантов уже сидят по отделениям милиции.
Другие отшучиваются. «Раньше арабы ездили в Европу через Средиземное море, а теперь — через Беларусь. Они эволюционируют, как айфоны», — так продавец одного из магазинов объясняет рост числа мигрантов в городе.
Однако в большинстве своем минчане испытывают раздражение, обвиняя в происходящем власти страны во главе с президентом Александром Лукашенко. По словам нескольких местных жителей, пожелавших сохранить анонимность, в страну мигрантов свозят специально. «Чужим — все, своим — ничего. Арабам привозят еду и воду, разрешают вырубать лес, хотя это запрещено делать на приграничной территории. А нас только доят и доят», — жалуется один из собеседников. Более того, мигрантам также помогают пересекать границу, заявил он, сославшись на слова своего друга-пограничника, который якобы служит недалеко от КПП Брузги — Кузница. Мужчина отметил, что белорусским пограничникам приказано резать проволоку на польской границе, чтобы приезжие могли пробраться туда.
С чего начинается родина
Из Минска мигранты отправляются к приграничным городам. Сейчас едва ли не самый популярный пункт назначения — город Гродно, который находится в 20 километрах от польской границы. Иракские курды Ибрагим и Али рассказали, что ожидают, когда появится кто-то, кто сможет подвезти их к границе. По словам мигрантов, их друзья и семьи уже в Евросоюзе, они не хотят оставаться ни в Белоруссии, ни в Польше. Ибрагим добавил, что уже жил и работал в Швеции, а сейчас хочет туда вернуться.
Оба иракца прерывают беседу, чтобы уйти в торговый центр согреться и выпить кофе. Сохранность сумок с вещами, которые валяются у подземного перехода неподалеку, кажется, их не беспокоит. На эти же сумки уселись мужчины, женщины и дети. На улице уже темно и холодно, многие пытаются найти, чем бы укрыться — кое-кто даже привез одеяла.
Через несколько часов мигрантов уже не видно ни на железнодорожном вокзале Минска, ни на автовокзале Гродно — кажется, что они просто испарились. Арабов «пачками» перевозят на автобусах и в багажниках такси. Продав все свое имущество в Ираке, мигранты готовы отдавать по тысяче долларов за трехчасовую дорогу из Минска в Гродно на машине, поделился анонимный источник «Ленты.ру».
Добравшись до города, приезжие не толпятся на улице, а снимают жилье через граждан Белоруссии или же сразу отправляются к КПП Брузги — Кузница.
В отличие от Минска, жители Гродно, кажется, не пытаются превратить миграционный кризис в способ заработка. Впрочем, по городу ходят слухи о водителях, которые перевозят целые семьи к «слабым местам» на польской границе: не к известным КПП, а тайным лазейкам. Однако это стоит гораздо дороже.
Значительно чаще местные жители говорят о том, как бы помочь мигрантам. По словам представителей Белорусского Общества Красного Креста, горожане собирают долгохранящиеся продукты, одежду для детей и взрослых, обувь и игрушки. Во время разговора с руководством гродненского офиса организации к зданию подъезжает легковая машина, доверху набитая пакетами с гуманитарной помощью. Пока мужчина заносит мешки в здание, он успевает объяснить, что вещи и еду собрали ученики местных школ.
«Кушать-то [мигранты] хотят, понимаете. Люди отправляют помощь с самого начала ноября. Хотя уже сейчас приходится отказываться от многого: места в офисе нет, не успеваем увозить все это на границу», — объясняет представитель общества, обводя помещение рукой. В нем действительно практически нет места: мешки с вещами и едой высятся до потолка.
Пожертвования поступают от католической и православной церквей: там тоже принимают посильную помощь от жителей города, чтобы позже передать ее мигрантам на границе. Волонтер Марина Волочкова, занимающаяся сбором гуманитарной помощи от Гродненской православной епархии, в разговоре с «Лентой.ру» признала, что поначалу белорусы не были настроены благосклонно к приезжим, поскольку считали, что мигранты сами виновны в своих бедах.
Мигранты в лагере у КПП Брузги — Кузница
Фото: Maxim Guchek / BelTA / Handout / Reuters
«Те, кто поначалу не очень [хорошо] относился [к беженцам], сейчас представляют себе, каково мигрантам. Эти люди с маленькими детками спят на улице. У нас ночью температура уже минус 3 градуса. Само ощущение, что ты спишь в кровати, а они там мерзнут, меняет представление о том, кто прав, а кто нет. По-человечески просто не понимаешь, как это так, как такое происходит. Что есть человек, и он спит на улице», — делится Волочкова. По ее словам, «вся Белоруссия откликнулась» на помощь беженцам.
Для мигрантов Белоруссия уже давно стала приятной остановкой на пути в Европу, и, по словам местных жителей, летом выходцы с Востока могли жить в лесах у польской границы по несколько месяцев. Процесс получения белорусской визы через туристические фирмы, отправка мигрантов в Минск и их дорога к границе были отлажены до мелочей, но теперь люди оказались в западне. Они уже не могут ждать пропуска в холодном лесу, деньги подходят к концу, а международное сообщество так и не может решиться на конкретные действия.
Польша, Литва и Латвия наглухо закрыли свои границы и не желают принимать мигрантов, а их родные страны — тот же Ирак — не проявляют особого рвения, чтобы вернуть желающих домой. Беженцам остается либо уповать на милость белорусов, либо идти на прорыв заграждений, либо попытаться ужиться на новом месте. Но с последним пунктом местные вряд ли согласятся.
Фото: Maciej Luczniewski / NurPhoto via Getty Images
Рассказ посадившего рейс Ryanair диспетчера назвали важной уликой
Фото: Rafael Marchante / Reuters
Рассказ белорусского диспетчера Олега Галегова, посадившего рейс авиакомпании Ryanair в Минске, с бывшим главредом Telegram-канала NEXTA Романом Протасевичем, сыграет важную роль в подведении итогов расследования IKAO. Об этом «Ленте.ру» заявил исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
По словам политолога, теперь у следователей есть важные свидетельские показания живого человека, данные под присягой. Бышок уверен, что все с самого начала понимали, что сообщения о минировании не было, а посадка самолета являлась результатом операции белорусских спецслужб.
Но одного понимания недостаточно, нужны были улики или показания участника, и теперь они есть. Это уже не какие-то рассуждения журналистов или политактивистов
Политолог не считает, что с публикацией показаний Галегова намеренно тянули до определенного момента. Он подчеркнул, что в европейских странах существует обширная бюрократия, в том числе и в судебных историях, и задержка связана именно с этим. «Я не вижу здесь какой-то привязки к событиям последних дней или текущему политическому моменту», — сказал Бышок.
Диспетчер Галегов назвал посадку рейса с Протасевичем спецоперацией КГБ
Информацию о показаниях Галегова ранее опубликовала газета The New York Times со ссылкой на источники в европейских властных структурах. По его словам, переданное пилоту самолета сообщение о возможном нахождении на борту бомбы было заведомо ложным. Еще летом 2021 года диспетчер нелегально пересек белорусско-польскую границу, после чего связался с посольством США в Варшаве.
Информацию, рассказанную Галеговым, частично подтвердил представитель службы безопасности Польши Станислав Зарин. По словам Зарина, властям страны удалось получить показания у человека, который являлся «непосредственным свидетелем событий в башне управления воздушным движением в Минске». Свидетель рассказал, что действиями в башне руководил офицер КГБ, который получал указания по телефону. Именно этот офицер распорядился передать ложное сообщение о бомбе на борту.
В Белоруссии обвинения назвали информационным вбросом
Глава департамента по авиации министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский заявил, что для любого человека, связанного с гражданской авиацией, эта информация «бессодержательна и нелепа». «Решение о посадке в Минске принималось командиром воздушного судна. Диспетчер не может оказывать давление на принятие решения, особенно в условиях угрозы авиационной безопасности», — заявил он.
Инцидент с самолетом стал причиной санкций против Белоруссии
Самолет авиакомпании Ryanair, следовавший из Афин в Вильнюс, приземлился 23 мая в аэропорту Минска после сообщения о взрывном устройстве на борту. Для сопровождения был поднят истребитель МиГ-29, после посадки лайнера информация о минировании не подтвердилась. На борту самолета находилась россиянка Софья Сапега и создатель Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич, они были задержаны сразу после приземления. Позже девушка призналась, что вела Telegram-канал, в котором публиковались данные белорусских силовиков.
25 июня стало известно, что суд принял решение смягчить меру пресечения и отпустил Протасевича и Сапегу под домашний арест. Позже Протасевич дал интервью, где признался в организации массовых беспорядков, и добавил, что хочет «все исправить и жить обычной спокойной жизнью». Мать Протасевича заявила, что его пытали в СИЗО. Сапеге предъявлено окончательное обвинение по ряду статей.
18 июня Евросоюз одобрил санкции против крупнейших белорусских предприятий. Речь идет о сферах нефти, газа, калийного производства и телекоммуникаций. ЕС также планирует ввести ограничения для крупных компаний страны, заморозить активы и запретить поездки на территорию стран объединения некоторым физическим и юридическим лицам. Введение санкций объяснили инцидентом с Протасевичем и Сапегой.