к какому литературному направлению относится раннее творчество блока

Тест по творчеству А.Блока для 11 класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по творчеству А.А.Блока

К какому направлению относится раннее творчество Блока?

Найдите соответствие стихотворений Блока основным мотивам его лирики: 1мотив мрачной разочарованности; 2назначение поэта и поэзии; 3мотив «страшного мира»; 4мотив Родины ( «Фабрика», «К Музе», «Осенняя воля», «Я стар душою»)

К какому этапу творчества Блок отнес цикл «Стихи о Прекрасной Даме»? (теза, антитеза, синтез)

Из какого произведения Блока эти строчки?

В синем сумраке белое платье

За решеткой мелькает резной.

Какой мелодии не слышно в поэме «12»:

-марш; танго; частушка; романс

Какие приемы использует Блок в следующих примерах?

«Весенний и тлетворный дух»

«И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу»

«Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?»

( метафора, оксюморон, анафора)

5.о неразрывности прошлого, настоящего и будущего

7. 1-оксюморон. 2-метафора, 3-анафора

к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть картинку к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Картинка про к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока

Номер материала: ДБ-684070

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть картинку к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Картинка про к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть картинку к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Картинка про к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть картинку к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Картинка про к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока

Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу

Время чтения: 1 минута

к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть картинку к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Картинка про к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть картинку к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Картинка про к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть картинку к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Картинка про к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Литература

Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке

Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера

. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке

Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке

План урока:

Основные темы поэзии, определение символизма как модернистского течения в литературе

Определение «символ» пришло из древнегреческой культуры. Такое слово или словосочетание не воспринимается в его прямом значении, ему придается иной смысл, создающий новый образ.

Но у символистов это понятие использовалось не просто как литературный прием. Глубокое осмысление понятия символа принадлежит русскому религиозному философу В.Соловьеву, который вернул в русскую литературу вкус к мистическим размышлениям и подтексту. Эта культура искала пути осмысления реалий окружающего мира, стремясь увидеть скрытое от человеческого взгляда, передать смысл посредством символов, которые бесконечны и многолики, их порой сложно истолковать, можно лишь догадаться об их сути. Символ должен был служить эстетическим [3] проводником между земным и потусторонним миром. Один из символистов, Д.Мережковский, так определил это явление: «Смысл мерцает сквозь красоту символа».

Зарождение течения символизма в России началось еще в 90-е годы XIX в., и его родоначальником считают В.Брюсова. К наиболее известным символистам относится Блок. Все созданные стихотворения поэт объединил в сборники, вошедшие в циклы трех книг, которые назвал «трилогией вочеловечивания». В них прослеживается история развития его лирического героя от романтического рыцаря до гражданина, разделившего судьбу России с потрясениями начала ХХ века. В каждой книге свои преобладающие мотивы и доминирующие образы в поэзии. В первой отражены внутренние переживания лирического героя и его поклонение одухотворенному образу Прекрасной Дамы, утверждение красоты бытия и ожидание откровения. Во второй передано противоположное мироощущение: смятение, поиски жизненного пути, отсутствие понимания мира, основные образы – стихия, город, смута. В третьей преобладают размышления о судьбе России, о своем месте в «страшном мире», ощущение безысходности.

Этапы жизненного и творческого пути

Александр Блок родился 28 ноября 1880 г. Отец – профессор Варшавского университета, мать – литератор и переводчица. Но родители рано расстаются, и детство Саши проходит в интеллигентной и очень образованной семье деда по материнской линии, ректора Санкт-Петербургского университета, биолога А.Бекетова. Лето семья проводила в имении Шахматово, где начались первые творческие опыты. С пятилетнего возраста мальчик пишет стихи, выпускает журнал для домашних. В Шахматово знакомится с живущей по соседству Любовью Менделеевой, дочерью знаменитого химика, ставшей впоследствии его женой. После окончания гимназии поступает на юридический факультет Петербургского университета, но осознав свое призвание, переводится на историко-филологический.Еще студентом, увлеченный загадочными образами, вековыми тайнами и магией слова, занимаясь фольклорными исследованиями, написал работу «Поэзия русских заговоров и заклинаний». В эти годы увлекается театром, изучает актерское мастерство на курсах сценического искусства.

В 1903 году венчается с Любовью Менделеевой, ставшей для него женой, музой и другом на всю жизнь, хотя их семейная жизнь не была простой и безоблачной. У каждого были увлечения и романы, но духовная связь между ними никогда не прерывалась. Сохранилось более 2500 писем, написанных Любови Дмитриевне. Ей он посвятил сборник «Стихи о Прекрасной Даме», который принес популярность в поэтических кругах. Увлеченный философией Соловьева, примыкает к символистам и знакомится с Брюсовым, Мережковским, Гиппиус и другими литераторами-модернистами. Его ранняя поэзия пронизана мотивами любовных переживаний и красоты природы, выраженных многогранными таинственными символами. Современниками было признано бесспорное первенство Блока в поэтическом мире. В 1909 г., потрясенный смертью усыновленного ребенка и отца, уезжает с женой путешествовать в Европу. Итогом впечатлений стал цикл «Итальянские стихи», после издания которого его приняли в члены «Академии стиха».

Постепенно поэзия Блока выходит за рамки абсолютного символизма, доступного только эстетам и интеллектуалам. Появляются мотивы социальные, выраженные в образах стихии, мрачного города. Как поэт, он не мог оставаться равнодушным к событиям, в которые была вовлечена Россия: Русско-японская война и гибель русского флота, «кровавое воскресение», первая русская революция, стачки рабочих, народные протесты, теракты против государственных должностных лиц, Первая мировая война. Блок не только пишет стихи, но и обращается к остросоциальной публицистике, выступает с докладами и лекциями.

В 1916 г. поэт мобилизован на фронт и служит в инженерно-строительных войсках, занимаясь оборонительными сооружениями. В это время он не напишет ни строчки, отдавая всего себя службе. В марте 1917 года, после отречения Николая II, возвращается в Петербург, его привлекают к работе Чрезвычайной комиссии Временного правительства, ведущей следствие над бывшими высокопоставленными сановниками Российской империи. Его талант используется правительством для редактирования протоколов допросов. В письме к матери он писал, что, хотя есть среди подследственных люди, достойные уважения, но в большинстве своем это «страшная шваль», а самодержавие назовет «помойкой». Впоследствии напишет работу «Последние дни императорской власти», основанную на документальных материалах следствия.

Октябрьскую революцию принял с воодушевлением, от эмиграции отказался, не представляя жизнь вне Родины. Он верил, что стране нужно обновление, необходимо разрушить закостенелые и прогнившие устои общества. Любимое Шахматово было разграблено, сожжено самое дорогое – библиотека. Но он принимает и это как неизбежное, говоря, что у поэта не должно быть ничего.Революция была для него не каким-то большевистским событием, а стихией, разрушающей старое для создания нового. Прозрение придет позже, когда Блок поймет, что зарождающийся новый мир становится еще хуже бывшего «страшного» мира. В попытке осознать происходящее он пишет в январе 1918 г. поэму «Двенадцать», непонятую и непринятую читателями и критикой. От него отвернутся даже самые близкие друзья, посчитав отступником. Блок пытается работать в различных литературных организациях и выступать. Но разочарование и нищенский быт провоцируют физическое недомогание. Он жалуется, что больше не чувствует красоты, вера его иссякла, звучавшая в душе музыка исчезла. Любовь Дмитриевна пыталась увезти мужа на лечение за границу, но долгожданное разрешение на выезд было получено накануне смерти 7 августа 1921 г. Умирая, Блок сказал: «Россия съела меня, как глупая чушка своего поросенка».

Уход Блока стал для всех кончиной Серебряного века. Некоторые литераторы эмигрировали, многих арестовали или расправились с ними физически, кого-то вытеснили из новой жизни за ненужностью, довели до самоубийства.

Цикл «Стихи о прекрасной Даме». «Незнакомка». Мечта и реальность

Этот цикл из 129 стихотворений, вошедший в первый том, создавался с 1898 по 1904 г. Все стихи связаны общим лирическим сюжетом, события перекликаются, переходят из одного стихотворения в другое. Название навевает ассоциации с эпохой средневекового рыцарства, временем возвышенных чувств, культа дамы сердца и верного служения ей. У лирической героини много имен, она не только Прекрасная Дама, но и Святая, Мадонна, Заря, Милая, Хранительница Дева. Этот возвышенный образ, существующий в ином, высшем, неземном мире берет истоки в мистической поэзии В.Соловьева, писавшем о Вечной Женственности, Софии, божественном начале, имеющим женскую природу.Это неземное создание должно своей красотой и мудростью изменить жизнь на земле, сделать ее гармоничнее и счастливее.

Понять это поможет разбор системы образов стихотворения«Вхожу я в темные храмы», написанного в 1902 г., после свидания с будущей женой в Исаакиевском соборе. Действующие лица выражены местоимениями первого, второго и третьего лица, написанных с большой буквы: Я, Она, Ты. Этот «любовный» треугольник показывает восприятие лирическим героем его возлюбленной. Она для него предстает в облике, который видится среди мерцания красных лампад в бегущих тенях по карнизам купола храма, и представляется в этих отблесках как улыбка, сон или сказка. Он верит, что черты Милой есть в земной женщине, которая служит источником вдохновения, видит ее душу через призму божественного начала.

Его взгляд прежде всего устремлен ввысь, оттуда обращен к реальному человеку.

Все переплетается: земное и божественное, реальное и мистическое.

Постепенно в стихотворениях меняется восприятие образа, появляются сомнения, сможет ли мечта реализоваться в земном мире, не обман ли это, призрак, мистический туман, созданный воображением поэта.Не погибнет ли идеал, воплотившись в земную оболочку, которая пропитана злом, пошлостью.Так заканчивается внутренний сюжет сборника.

В первом томе нашли отражение не только любовные и мистические мотивы, но и социальные. В стихах цикла «Распутья» появляется образ города, как воплощение земного зла, мрачного, населенного темными людьми с безнадежными лицами. В финале сборника абсолютное доминирование чувства разочарования и отчаяния, ощущение тупика, невозможности чуда.

Первый том завершается стихотворением «Фабрика», написанном в 1903 г. Краткое повествование построено на контрасте двух миров: нищих рабочих, безвольно гнущих свои «измученные спины», и хозяев, наживающихся за счет дармового труда. Символически контрастируют два цвета: черный олицетворяет мрак, безысходность жизни работяг, «жолтый» (слово «жолтый» умышленно искажен Блоком) – золото, сытость, тепло жизни фабрикантов, смеющихся, что «этих нищих провели».

Во втором томе развивается городская тема, все чаще встречаются мотивы обмана, холода, призраков. В стихотворении «Ты смотришь в очи ясным зорям» город противопоставлен душе человека своей апокалиптической [4] реальностью: суетой, фабричными гудками, туманом, мглой, где «ресторан, как храмы светел, и храм открыт, как ресторан».

Третий том начинается циклом «Страшный мир» со стихотворения «К музе», в котором меняется отношение к творчеству. То, что раньше было наслаждением и чудом, становится мучением и адом. В страшном мире утрачены идеал и воля к жизни, постоянно встречается символическая фигура круга, выражающая бессмысленную бесконечность. Одним из стихотворений с закольцованной композицией стало «Ночь, улица, фонарь, аптека…», написанное в 1912 г., и которое можно отнести к философской лирике. Жизнь видится как замкнутый круг, в котором тьма, холод, отсутствие движения, развития. Свет- символ надежды, но он бессмысленный и тусклый. И через четверть века в жизни ничего не изменится, и после смерти, ибо «исхода нет».

Кольцевая композиция и в стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе» из цикла «Возмездие», которое написано в 1908 г. и посвящено жене. Это лирический монолог, обращенный к любимой, образ которой прорисовывается сквозь воспоминания, навеянные ее «сияющим» лицом на портрете: венчание, молодость, ее уход, после которого теряется смысл жизни, дни его страданий, истерзанные страстью и вином. Символичен синий плащ, в который завернулась, спряталась героиня, унося с собой свою тайну. Хотя последняя строфа созвучна первой, герой находит в себе силы убрать портрет, чтобы забыть и отпустить милую, нежную, но гордую возлюбленную.

Стихи о России – связь судьбы Блока с судьбой Родины

В пророческом стихотворении«Россия» (1908 г.) – Блоку его страна в начале XX в. видится все такой же, как и в «годы золотые»: расхлябанные колеи дорог, в которых вязнут колеса убогой повозки, серые избы. Россия представлена в образе обманутой женщины с разбойной красой и прекрасными чертами, в узорном платке до бровей, от слез которой реки становятся все шумней.Нищая, она не жалости достойна, ибо все вынесет, не пропадет и не сгинет.

В цикле «На поле Куликовом» (1908 г.) отразились размышления о прошлом и будущем Родины. Куликовская битва была победой не столько военной, сколько моральной, победой национального самосознания. Для Блока это сражение стало символическим событием в истории России, которому суждено возвращаться. Борьба за национальную независимость будет для России «вечным боем».

Само сражение не описано, только стремительное движение к полю боя и ночь перед сражением, важно состояние воина накануне решающей схватки, готового умереть за святое дело. Образ Богородицы ощутим в криках лебедей, в струящихся лучах рассвета, в блеснувшем отражении волны на мече, на кольчуге и щите. Последние строки обращены к каждому, чье сердце не может жить покоем.

Образ Иисуса Христа до сих пор воспринимается неоднозначно. Сам Блок писал, что «страшная мысль этих дней не в том, что красноармейцы недостойны Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что с ними должен идти другой», видимо, антихрист. Революционная стихия обладает очистительной силой, но создание новых ценностей привело не только к отрицанию старых, но и утрате вечных, христианских.

Заключение. Значение поэзии Блока

Блок был поэтическим кумиром рубежа веков, его перу принадлежит множество творческих открытий. Ахматова назовет поэта трагическим тенором [10] эпохи, потому что его поэзия необычайно музыкальна. Творческое наследие насчитывает более 800 стихотворений, 70 статей, несколько драматических произведений, поражающих многообразием тем и образов, направлений и стилей.

Словарь

1. Модернизм – направление, характеризующееся поисками новых стилей, радикальный пересмотром существующих ранее литературных норм.

2. Символизм – одно из литературных течений, которому присуще использование символики, недосказанность, таинственность.

3. Эстет – ценитель изящного, утонченно прекрасного.

4. Апокалиптический – гибельный, катастрофический, похожий на конец света.

5. Нивелировать – принижать нечто высокое, ценное.

6. Действо – в старину так называли церковные служения, имеющие театрализованный характер.

7. Разбитная – развязная, бойкая.

8. Агитка – произведение агитационного характера.

9. Памфлет – литературное произведение обличительной направленности с политическим содержанием.

10. Тенор – певец, обладающий высоким голосом.

Источник

К какому направлению относится раннее творчество А. Блока?

к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть картинку к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Картинка про к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока

Александр Блок в раннем творчестве был символистом.Обычно в русском символизме различают «старшее» поколение символистов(Бальмонт,Мережковский,Сологуб,Брюсов) и «младшее» поколение (Блок,А.Белый, Иванов и др.).

к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть картинку к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Картинка про к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока

В стихотворении А.А. Блока «Ушла. Но гиацинты ждали. » явственно чувствуется скрытая угроза, порожденная тревожной незаконченностью эпизодов, томительной недоговорённостью чувств. В стихотворении преобладает печальное настроение, характерное для лирики Блока в целом. Возникает невольное сочувствие к лирическому герою, отрешенно отдающемуся темной, выпивающей жизнь стихии, безвольно принимающему «змеиную неверность» своей возлюбленной.

Герой словно затянут в омут земных соблазнов – происков дьявола в женском облачении, и при этом сознает, что эта женщина не властна над собой и нет ее вины за предназначенную роль:

к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть картинку к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Картинка про к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока

Возлюбленная героя — лишь орудие неназванных сил, которые ловко играют на струнах плененной души, используя человеческие чувства их в своих коварных целях. Возможно, отчасти поэтому лирическому герою не хватает воли отвергнуть искусительницу. Напротив, не в силах одолеть собственную беспомощность, он призывает героиню скорее завершить свою миссию:

к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Смотреть картинку к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Картинка про к какому литературному направлению относится раннее творчество блока. Фото к какому литературному направлению относится раннее творчество блока

Поэт уверен, что любовь и радость несут с собой частицу разочарования, тайны и недосказанности, которые могут стать роковыми.

Источник

К какому направлению относится раннее творчество Блока?

А) футуризм Б) акмеизм В) символизм

10. Салтыков – Щедрин использовал жанр сказки, потому что:

А) стремился приблизить литературу к народу

Б) очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности

В) сказка – аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконической форме поставить и решить самые сложные и запретные проблемы

11. В начале поэмы «Медный всадник» ее герой Евгений мечтает о:

А) счастливой семейной жизни В) славе поэта

Б) высоком общественном поприще Г) богатстве и власти

12. Марина Цветаева оказалась в эмиграции:

А) по политическим соображениям;

Б) в связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюционную Россию;

Г) по другим причинам.

13. Жанр «Тихого Дона» это:

А) повесть Б) роман-эпопея В) роман Г) исторический роман

14. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд произносит слова:

«. – самыйтяжкий порок». Какое человеческое качество он считал наиболее тяжким?

А) воровство Б) трусость В) убийство Г) прелюбодеяние

Кто автор поэмы о репрессиях 30-х годов и «культе личности» Сталина, в которой употребляется знаменитая фраза Сталина: «Сын за отца не отвечает» в качестве заголовка ко второй части поэмы?

А) Солженицын Б) Шаламов В) Твардовский Г) Окуджава Д) Маяковский

А) М.Цветаева Б) А.Ахматова В) Б.Ахмадулина Г) З.Гиппиус

Кому из писателей была присуждена Нобелевская премия?

А) И.А. Бунину Б) А.И.Куприну

В каком произведении русской литературы второй половины XIX в. появляется герой-нигилист?

А) А. Н. Островский «Лес» В) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Б) И. С. Тургенев «Отцы и дети» Г) И.А. Гончаров «Обломов»

Укажите, кому из русских писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

А) М.Е. Салтыков-Щедрин Б) Л.Н. Толстой В) Ф.М. Достоевский Г) А.П. Чехов

20. Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»

А) А.А. Фет Б) Н.А. Некрасов В) Ф.И. Тютчев Г) А.К. Толстой

Кто из поэтов Серебряного века осознавал себя художником, «революцией мобилизованным и призванным»?

А) А.Блок Б) С.Есенин В) В.Маяковский Г) Н.Гумилев

22. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»

А) Сатину Б) Луке В) Актеру

В произведениях какого автора основными художественными приёмами являются гипербола, фантастика, гротеск?

А) И.А. Гончаров Б) Н.А. Некрасов В) М.Е. Салтыков-Щедрин Г) А.П. Чехов

24. Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы:

А) расширить представление о барской жизни

Б) объяснить происхождение героя

В) объяснить причины апатии и бездеятельности героя

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая — Ты.

К какому направлению относится ранее творчество А. Блока?

Кому посвятил А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме»?

Какая тема объединяет стихотворения А.Блока «Вхожу я в темные храмы», и

«О доблестях, о подвигах, о славе…»: назначения поэта, любви, Родины, природы?

Установите соответствия между художественными приемами и приведёнными

примерами из стихотворений А.Блока

А) «Весенний и тлетворный дух» 1. Метафора

Б) «И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу» 2. Анафора

В) «Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?» 3. Оксюморон

Источник

Творчество А. А. Блока

Вы будете перенаправлены на Автор24

Великий поэт, голос эпохи рубежа XIX и XX веков, тончайший лирик, классик русской литературы – именно таким в истории остался Александр Александрович Блок. Его произведениями мы зачитываемся даже сейчас, практически сто лет спустя. Пожалуй, самое широко известное его произведение – это стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Но что же представляет из себя творчество Блока на самом деле?

А. А. Блок написал огромное количество стихотворений и несколько пьес. Важно знать, что на всем протяжении своего творчества он писал стихи циклами. Циклы он объединил в сборники, а сборники – в книги, названные им самим «трилогией вочеловеченья» и рассказывающие историю лирического героя Блока, переживающего ужасы жизни в России начала XX века. В центре каждой книги есть свой доминирующий образ. В первой – это образы Прекрасной Дамы и вечной женственности, во второй – образы города, метели и музыки, а в третьей – образ России.

Блок – один из крупнейших представителей русского символизма.

Ранний период творчества Блока

Писать стихи А. А. Блок начал рано. Будучи ещё ребёнком, он «издавал» рукописные журналы, в которых пробовал себя в разных литературных жанрах. Всерьёз стихосложением Блок занялся в семнадцать лет, после окончания Петербургской Введенской гимназии.

Начинал творить поэт в духе символизма. По своей сути лирика Блока близка к музыке, что не удивительно, ведь огромное влияние на её формирование оказал жанр романса.

Начало творческого пути Блока стало периодом накопления опыта и поэтического самоопределения поэта, периодом смутных надежд и юношеских мечтаний. Поэт блуждал в поисках Идеала, который впоследствии нашёл в Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери известного химика и своей будущей жене.

Л. Д. Менделеева, впоследствии Л. Д. Блок, стала для поэта земным воплощением Вечной Женственности.

Готовые работы на аналогичную тему

Образы Прекрасной Дамы и Вечной Женственности постоянно встречались в раннем творчестве Блока. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме», состоящий из 129 стихотворений, собрал в себе произведения Блока, написанные до 1904 года. Сразу же после публикации этого цикла Блок занял едва ли не центральное место в рядах поэтов-символистов.

Среди деревьев вековых

Люблю неверные красы

Твоих очей и слов твоих…

Революция 1905 года

Огромное влияние на жизнь России и на творчество Блока повлияла развернувшаяся в 1905 – 1907 годах первая русская революция. Отзываясь на жестокость революции, Блок сменил тематику своих стихотворений, начав больше писать о социальных тенденциях (цикл «Город») и религии (цикл «Снежная маска»).

Отношение Блока революции было двойственным, что отразилось в его стихотворениях. С одной стороны, поэт приветствовал могучую силу, способную изменить мир, а с другой – опасался её разрушительности.

Шли на приступ. Прямо в грудь

Штык наточенный направлен.

Кто-то крикнул: «Будь прославлен!»

Кто-то шепчет: «Не забудь!»

Рядом пал, всплеснув руками,

И над ним сомкнулась рать.

Кто-то бьется под ногами,

Кто — не время вспоминать…

Обратившись к образам фабрик и рабочих, а не к образу идеальной женщины, Блок сильно изменил направление своего творчества, отойдя от воспевания мистических «иных миров» и приблизившись к реальной жизни. Ещё одним новшеством в его творчестве стало обращение Блока к драматургии. В 1906 – 1907 годах Блок написал три лирические драмы.

По силе воздействия на читателя в то время Блок был одним из самых значительных поэтов.

Поражение первой русской революции и возникшие в личной жизни проблемы (разлад в семье, конфликт с Андреем Белым) сильно сказалось на мировоззрении Блока. Поменяв взгляды, Блок вынужден был расстаться с бывшими единомышленниками. В постреволюционные годы Блок активно включается в литературную борьбу и публикует множество литературоведческих, критических и публицистических работ.

Революция 1917 года

Не оправдавшая надежды первая революция обратила внимание Блока не взаимоотношения простого народа и интеллигенции в России. Теперь центральное место в творчестве поэта занял образ Родины, воплощение которого можно найти в одноимённом цикле стихов, объединившим в себе произведения поэта, написанные в 1907 – 1916 годы.

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые

Как слезы первые любви!

Октябрьскую революцию поэт воспринял с большим воодушевлением. В 1918 году Блок пишет три своих самых значимых произведения, посвященных революции: публицистическую статью «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» и «Скифы».

В статье Блок призывал русский народ признать революцию и поддержать происходящие в стране великие перемены, которые приведут её к расцвету и лучшей жизни. Однозначное восхищение, выраженное в этой статье, однако, со временем сменилось большей объективностью.

Отражение этой перемены взглядов Блока можно найти в поэме «Двенадцать». Размышляя о силе исторических событий, которые сравниваются с бурей и метелью, поэт приходит к осознанию, что революция – скорее стихия и неизбежность, чем обещание лучшей жизни. Яркие контрасты, невероятная жестокость и лёгкий призрак надежды на созидательную силу революции – такой предстаёт эта поэма Блока перед нами. Столкновение двух миров, будущего и прошлого, ведёт человечество в неведомом направлении.

Важно отметить, что «Двенадцать», произведение революционное не только по духу, но и по своей художественной структуре, отличается от поэзии Серебряного века необычно разговорной и даже вульгарной речью. Использование такого языка, однако, по заявлениям современников Блока, было единственно правильным решением.

Революционные произведения, написанные Блоком в 1918, были неким творческим всплеском, после которого поэт погрузился в глубочайший творческий кризис, сопровождающийся прогрессирующими болезнями ума и тела. Поэт впал в депрессию и перестал писать стихи. Своё последнее стихотворение Блок написал в феврале 1921 года, за полгода до своей смерти.

Особенности поэтического стиля Блока

Для творчества Блока характерно удивительное сочетание мистического и повседневного. Чувствительный к впечатлениям, которые давал ему мир, поэт создавал потрясающие произведения, полные символов и недосказанностей. Дореволюционные произведения Блока убаюкивали читателей, в постреволюционных появилось неведомое прежде отчаяние.

Блок часто использовал антитезы для обострения контраста и параллелизм для увеличения напряжения в своих стихотворениях. Одной из главных особенностей произведений Блока было обилие метафор, переходящих в символы.

Символ в литературе – момент пересечения двух пластов смысла, создающих новое значение, поражающее своей смысловой ёмкостью и призванное вызывать у читателей личные ассоциации.

Поэзия Блока эмоциональна, наполнена символическими рядами и проникнута острым чувством действительности. В своём творчестве Блок не разрушал сложившиеся традиции стихосложения, но менял и комбинировал, объединяя элементы различных стилей и создавая уникальные, неповторимые произведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *