к какому литературному направлению относится повесть н м карамзина бедная лиза
Тестирование по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
1. К какому литературному направлению принадлежит произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
2. К какому литературному жанру принадлежит «Бедная Лиза»?
3. Укажите главную тему произведения.
3) тема предательства
4) тема материнства
4. Где происходят события, рассказанные автором в произведении?
1) в Петербурге и его предместье
2) в Москве и её предместье
3) в Киеве и его предместье
4) в Воронеже и его предместье
5. «. довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вёл всегда трезвую жизнь».
2) об отце матери Лизы
«. довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным».
2) об отце матери Лизы
7. Как встретились герои произведения?
2) в берёзовой роще
3) герой увидел Лизу, которая продавала ландыши
4) Эраст пришёл в дом Лизы за цветами
8. Сколько лет было Лизе, когда она познакомилась с Эрастом?
9. Как можно охарактеризовать любовь Лизы к Эрасту?
4) героиня не любила Эраста
10. Какой предстаёт перед нами любовь Эраста к Лизе?
4) не способной выдержать испытания
11. Каково отношение автора к своей героине?
1) Автор любит Лизу, понимает её и сочувствует ей.
2) Н.М. Карамзин осуждает героиню за безрассудность в любви.
3) Автор осуждает то, как Лиза ушла из жизни.
4) В произведении не чувствуется авторское отношение к героине.
12. Как относится Н.М. Карамзин к Эрасту?
2) осуждает предательство по отношению к Лизе
3) понимает его, сочувствует ему
4) авторское отношение к герою не прослеживается в произведении
13. Чем заканчивается история любви Лизы и Эраста?
1) Герои поженились.
2) Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказала в силу неравного социального положения.
3) Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за пастуха.
14. Что стало с матушкой Лизы в конце произведения?
1) Она решила утопиться вслед за дочерью
3) Она скончалась от потрясения
15. Какова роль природы в произведении?
1) природа является фоном повествования
2) по картинам природы можно судить о времени года
3) природа передаёт настроение Лизы
4) автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение будет неполным
16. Эпитет «бедная» в названии произведения означает:
18. К какому типу литературных героев можно отнести Лизу?
2) «маленький человек»
4) «обиженные и оскорблённые»
19. Соотнесите элементы композиции и элементы развития сюжета.
экспозиция «… тут она бросилась в воду»
завязка «обстоятельства переменились: я помолвлен жениться…»
развитие действия «молодой, хорошо одетый человек встретился ей на улице»
кульминация «после сего Эраст и Лиза всякий вечер виделись …»
развязка окрестности Москвы
экспозиция окрестности Москвы
завязка «молодой, хорошо одетый человек встретился ей на улице»
развитие действия «после сего Эраст и Лиза всякий вечер виделись …»
кульминация «обстоятельства переменились: я помолвлен жениться…» развязка «… тут она бросилась в воду»
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-375142
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сентиментализм как направление в литературе на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Введение
Сентиментализм (в переводе с французского «sentiment» означает «чувство») является одним из основных направлений в литературе, зародившееся в первой половине 18 века в Англии и Франции. Отсюда можно выявить основную особенность этого литературного направления – упор на чувства читателей, интерес к ним и стремление автора не оставить читателя равнодушным.
Я проанализирую основные особенности сентиментализма и его значимость на примере повети Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Проблема данного исследования носит актуальный характер. Актуальность данной темы связана с некоторыми факторами: сентиментализм как направление в искусстве интересен и в наши дни; с ним связано много имён знаменитых писателей, и именно сентиментализм провозгласил культ гуманизма.
Объектом исследования является сентиментализм как художественная система. Предмет исследования – выявление признаков сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Цель исследования – рассмотрение направления сентиментализма в литературе на примере повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
Глава 1
1.1 Понятие о сентиментализме
Сентиментализмом принято считать направление в западноевропейской и русской культуре, пришедшее на смену классицизму и его идеям. Основной же чертой данного направления считается акцент на чувстве, где именно ему и уделяется особое внимание в сентиментальных произведениях.
Само понятие этого термина имеет большое распространение в культуре, но именно в литературе и живописи оно приобрело наибольший размах и популярность.
Как и в любом литературном направлении, сентиментализм имеет характерные особенности и отличительные черты. Обычно главной тематикой принимается любовная, а идейной основой является протест против испорченности аристократического общества.
Часто можно заметить, что в данном направлении основными жанрами считаются письма личного характера, сентиментальные повести, элегии, дневники и мемуары.
Основным свойством является раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы.
2.Внимание к душе и личности.
3.Многогранные характеры героев.
1.2 Основные особенности сентиментализма
Сентиментализм — литературное направление, возникшее как протест против оторванности классицизма от жизни и отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы.
Основная тематика сентиментализма – любовная.
Основными жанрами сентиментализма являются:
Идейная основа этого направления — протест против испорченности аристократического общества.
Основные черты сентиментализма:
Особенности русского сентиментализма:
Основное свойство сентиментализма— стремление представить человеческую личность в движении души, мысли, чувств, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы.
Представителем русского сентиментализма является Н.М. Карамзин.
Проанализирую его повесть «Бедная Лиза», чтобы выявить основные черты этого направления и представить их более развёрнуто.
Глава 2
2.1 Начало истории «Бедной Лизы».
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы 18 века и создала настоящий переворот в кругах писателей.
Но идея данной книги не принадлежит автору. Писатель часто сталкивался с похожими историями, путешествуя по Европе. На то время именно за границей литература начала уходить от старых мотивов классицизма, приближаясь к легкости, нежности и чувственности сентиментализма. Многократные поездки автора привели его к выводу, что читателю тоже будет интересна история любви молодых людей из разных сословий.
При этом автор не оставляет иностранную историю в оригинальном виде. С самого начала понятно, что главные герои живут в Москве и около неё. Характер персонажей также является типичным. При этом в лучших традициях сентиментализма, всё достаточно сильно преувеличено – Лиза чиста и наивна благодаря своему единению с природой местной деревушки. В противовес этому автор рисует город чудовищем. Всё это чувственно приближает сюжет и главных героев к читателю, заставляет им сопереживать.
2.2. Характеристика Лизы
В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной». Когда Н.М Карамзин выбрал главной героиней крестьянку, он полностью отступил от правил классицизма.
Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си. нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная»), читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку.
Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку.
Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле – любовью.
Вот ещё одна черта сентиментализма в этом произведении – преобладание чувств над разумом. Лиза забывает обо всём, она живёт только своей любовью к Эрасту.
Таким образом, Лиза представлена в повести как чистая и далёкая от «алчной Москвы» душа.
2.3. Характеристика Эраста и их с Лизой отношений
Эраст — герой повести, молодой офицер, дворянин, с добрым, но, увы, неверным сердцем. Он соблазняет крестьянскую девушку Лизу, живущую в одной из подмосковных деревень со старушкой матерью. Вскоре платоническая любовь переходит в чувственную, а затем следует охлаждение, которое Эраст объясняет необходимостью идти на войну. «Нет, он в самом деле был в армии, но вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение». Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове и пробует «откупиться» от Лизы ста рублями.
История их отношений представляет собой историю постепенного перемещения Лизы из естественного, природного мира в мир Эраста. Под его влиянием Лиза утрачивает ту душевную цельность, которую Н.М Карамзин и кладет в основу психологического противопоставления своих героев. Однако и Эраст в свою очередь «смещается» в сторону Лизы: он становится более чувствительным и расплачивается за совершенный им неблаговидный поступок не внешними лишениями (болезнью, нищетой и т.д.), а муками раскаяния — т. е. внутренним, душевным страданием: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. »
Эраст начинает в русской литературе длинную череду героев, главной чертой которых является слабость и неприспособленность к жизни и за которыми в литературоведении надолго закрепился ярлык лишнего человека.
Эраст — не «коварный соблазнитель», он искренен в своих клятвах, искренен в своем обмане. Он столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения». Поэтому автор не считает себя вправе вершить суд над ним. Он стоит наравне со своим героем, поскольку сходится с ним в «точке» чувствительности. Недаром автор выступает в повести в роли рассказчика того сюжета, который поведал ему Эраст : «. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке. »
Герои повести, Эраст и Лиза, ищут счастья в любви, но чувства их лишены камерности, они живут в большом и жестоком мире, оказавшись втянутыми в какой-то непостижимый для них конфликт с действительностью. Фатальный закон этой жизни лишает их счастья, делает жертвами, обрекает на страдания и гибель.
2.4. Образ рассказчика
Роль рассказчика в повести «Бедная Лиза», безусловно, принадлежит самому автору.
Рассказчик искренне переживает за своих героев, переживает, как будто живет вместе с ними. Неслучайно в тот момент, когда Эраст покидает Лизу, следует проникновенное авторское признание: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему».
С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». Более того, некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Сама же Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, карамзинскую повесть не читавшие, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же дотоле имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях.
Характерно, что у Карамзина Лиза и ее мать, хотя и заявлены крестьянками, изъясняются на том же языке, что и дворянин Эраст и сам автор. Писатель, как и западноевропейские сентименталисты, еще не знал речевого различения героев, представляющих противоположные по условиям существования классы общества. Все герои повести говорят на русском литературном языке, близком к реальному разговорному языку того круга образованной дворянской молодежи, к которому принадлежал Карамзин.
Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма. Автор «Бедной Лизы» не только стремился писать, освобождая литературный язык от церковнославянских архаизмов и смело вводя в него новые слова, заимствованные из европейских языков. Он впервые отказался от деления героев на сугубо положительных и сугубо отрицательных, показав сложное сочетание хороших и плохих черт в характере Эраста. Тем самым Карамзин сделал шаг в том направлении, в каком двинул развитие литературы в середине XIX века реализм, пришедший на смену сентиментализму и романтизму.
2.5 Черты сентиментализма в произведении
Так как эта повесть была написана в сентиментальном направлении, то оно имеет характерные для него черты и особенности.
Во-первых, автор уделяет особое внимание к описанию природы. Также именно она становится свидетелем тайных встреч возлюбленных и местом гибели молодой девушки. Сцена грозы предвещает ужасные перемены в жизни главных героев, крах их недолгой любви. Природа представлено как живое существо, и Лиза единственная способно контактировать с ним.
Во-вторых, отражен культ чувства, преобладающего над разумом. Простая крестьянка Лиза представлена в произведении как личность, способная полюбить, познать это светлое чувство. Карамзин изображает ее богатый духовный мир, передает все ее страдания и переживания.
В-третьих, Карамзин описывает жизнь простых людей и противопоставляет деревню городу. Деревня является символом чистоты и непорочности, а город – разврата и алчности. В деревне живёт наивная Лиза, которая полностью готова довериться своему любимому Эрасту, проживающему в городе. Деревенская девушка живет спокойной, размеренной жизнью, а Эраст не задумывается о своих поступках и ведет разгульную жизнь, хоть и любит Лизу.
Финал повести так же сентиментален и трагичен. Сердце девушки окончательно овладевает ее разумом, она уже не может вынести этих переживаний и решает покончить свою жизнь самоубийством.
Заключение
В процессе работы над проектом, я ознакомилась более подробно с явлением сентиментализма в культуре и улучшила свои познания в этой сфере.
В своей работе я ставила цель: рассмотрение направления сентиментализм в литературе на примере повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Таким образом, это произведение можно считать сентиментальным произведением, т.к. оно отвечает всем требованиям этого направления в литературе, а именно:
1) главная героиня повести – крестьянка;
2) Н.М. Карамзин изображает не чувства человека вообще, а чувства конкретной личности – Лизы;
3) автор показывает преобладание чувства над разумом: Лиза забывает обо всём, она живет только своей любовью;
4) Н.М. Карамзин создал новый характер – Эраста;
5) в повести ощущается трагический фатализм;
6) сами герои воспринимают себя персонажами из пастушеской идиллии;
7) автор не скрывает своих чувств и своего отношения к героям;
8) Н.М. Карамзин не пересказывает античные или восточные сюжеты, он описывает русскую действительность;
9) в повесть вторглась реальная действительность с ее социальными противоречиями;
10) автор открыл новую композиционную функцию пейзажа
Анализ повести «Бедная Лиза» (Н.М. Карамзин)
Творчество Н. М. Карамзина связано в первую очередь с появлением в русской литературе такого направления, как сентиментализм. До этого в ней царствовал классицизм с его четкой конструкцией и дидактическими нравоучениями. Карамзин же открывает мир чувственный, наполненный различными эмоциями, личными переживаниями героев. Он признавался, что особую чуткость сердца – сентиментальность – он считал необходимым качеством писателя. Карамзин показал себя блистательным литератором, его работы до сих пор вызывают неподдельный интерес. Остановимся на одной из них – повести «Бедная Лиза», которая в настоящее время включена в обязательную школьную программу.
История создания
Считается, что Карамзин решился на подобный литературный эксперимент, вдохновившись повестями европейской литературы, с которыми ознакомился во время своего путешествия по странам Европы. Но писатель понимал: чтобы вызвать интерес и сострадание российского читателя, необходимо найти что-то, что вызовет отклик в его душе. Поэтому, кроме описания чувств главных героев, Карамзин детально описывает природу. В качестве основного бэкграунда он использует окрестности около Симонова монастыря. Дубовые боры, светлые реки, пруд – автор старается запечатлеть то, что приносит ему наслаждение вдали от городской суеты, и наполняет пейзажи особенным смыслом.
Благодаря такому подходу повесть кажется очень достоверной. Исследователь В. Н. Топоров отметил:
«Впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».
Повесть «Бедная Лиза» была опубликована в 1792 году в издании «Московский журнал», где Карамзин работал в качестве редактора.
Карамзин был не только поэтом и прозаиком, но и прекрасным переводчиком. Благодаря ему российские читатели познакомились с произведениями У. Шекспира, Г. Лессинга и других выдающихся европейских деятелей литературы. Одним из самых интересных творений Карамзин считаются «Письма русского путешественника», написанные под впечатлением от поездки по Европе и опубликованные в 1791-1792 гг. Именно здесь автор начинает внедрять черты сентиментализма, благодаря чему он стал известным литератором. Талант писателя раскрывался с каждой его работой. Знаковым событием в русской прозе стала публикация повести «Бедная Лиза», за ней в свет вышло другое произведение – «Наталья, боярская дочь».
Итогом творческого пути Карамзина становится энциклопедический труд «История государства Российского», в котором описаны события нашей страны от древности до начала Смутного времени. Многое из того, что написано в этих двенадцати томах, было найдено в архивах самим писателем и впервые опубликовано благодаря ему.
Жанр и направление
«Бедная Лиза» принадлежит к жанру повести – прозаическому произведению, в основе которого лежит цепь связанных логически и хронологически эпизодов. Некоторые называют «Бедную Лизу» рассказом, что неверно, так как обычно в рассказе реализуется одна сюжетная линия и он не такой большой по объему, как данная книга.
Карамзин пишет свою повесть, отходя от канонов классицизма и используя приемы сентиментализма. Сентиментализм – это такое течение в литературе XVIII века, когда в центр внимания ставится не разум, а чувствительность. Герой сентиментализма более проработан и индивидуален, поэтому он находит отклик в душе читателя. Поэт П. А. Вяземский называл это течение «изящным изображением основного и повседневного».
Основные черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»:
Однако близость с природой имеют не все действующие лица произведения, а только Лиза и сам рассказчик. Автор наделяет их такой способностью, акцентируя внимание на том, что именно они способны на настоящие чувства.
Смысл названия
Название «Бедная Лиза» можно трактовать несколькими способами. В первую очередь, Карамзин, добавляя в заголовок оценочное слово, дает нам понять свое отношение к героине. Ему жаль девушку, и он надеется, что читатель также будет ей сочувствовать.
Но не стоит забывать, что «бедная» также может обозначать «нищая», а материальное положение Лизы стало причиной, по которой Эраст не захотел связывать с ней свою дальнейшую жизнь.
Сюжет, кажущийся в настоящее время достаточно примитивным, в конце XVIII века произвел в русской общественности фурор. В повести изображена трагическая судьба бедной Лизы.
Крестьянская девушка Лиза вынуждена трудиться в поте лица, чтобы обеспечить себя и мать после смерти отца, бывшего «зажиточным поселянином». Она собирает ландыши в лесах и продает их в Москве. Там ее замечает молодой красивый дворянин Эраст, который влюбляется в нее, и эти чувства, кажется, навсегда.
Они много времени проводят вместе, но в какой-то момент Лиза перестает интересовать героя. Сначала Эраст видел в ней ангела, который так поразительно отличался от напыщенных барышень его круга; но после того, как девушка отдается молодому человеку, она теряет для него свою привлекательность. Эраст начинает отказывать ей во встречах, а затем и вовсе говорит, что ему нужно уехать вместе с полком, идущим в поход. Лиза просит его остаться, но он отвечает, что отказ от службы означает для него бесславие и позор. Девушка понимающе соглашается, и ей приходится смириться с неизбежной разлукой. Она очень сильно тоскует, но старается держаться, чтобы не тревожить мать лишний раз.
Однажды Лиза отправилась в Москву за лекарством и там увидела своего возлюбленного. Она была счастлива его встретить, однако тот сказал, что он теперь помолвлен и они не могут быть вместе. Оказывается, вместо доблестной службы в армии Эраст там увлекся игрой в карты и потерял все состояние. Он не в силах расплатиться с долгами, поэтому решает жениться на пожилой богатой вдове, которая была в него давно влюблена. Лиза не может пережить его измену. После того, как он ее выставил с порога, девушка просит приятельницу передать матери извинения и деньги, а сама кидается в пруд. Ее не успевают спасти. Эраст до конца жизни был несчастен и винил себя в смерти возлюбленной. Многомудрый Литрекон сочувствует этой потере, а Вам предлагает краткое содержание повести для читательского дневника и отзыв (вот они).
Конфликт
Основной конфликт повести «Бедная Лиза» можно назвать психологическим. Он заключается в отношении героев к любви и к деньгам. Лиза, умеющая искренне и сильно любить, сильно привязывается к Эрасту. Она живет своим чувством, отдаваясь ему всецело. Лизу не интересует материальное положение возлюбленного, она не берет его деньги, когда он пытается заплатить за ландыши сумму, в несколько раз превышающую озвученную стоимость. В то же время Эраст наслаждается временной связью с девушкой, которая поначалу казалась ему интересной. Но затем она ему наскучила, и он уезжает. Проиграв все деньги, Эраст идет на сделку с совестью – он сватается к богатой вдове ради ее состояния, которое ему нужно для выплаты долгов.
Лиза с самого начала понимала, что у нее не будет счастливой жизни с Эрастом. Она несколько раз говорила, что он никогда не будет ее мужем, ведь он дворянин. Но это не мешало героине погружаться в эти отношения все глубже и глубже. Эраст же, казалось, был готов на все ради Лизы. Но его чувства не прошли проверку временем. Молодой человек поступает подло, ведь он даже не сообщил возлюбленной, что вернулся.
Получается, конфликт произведения строится на таком приеме, как антитеза (противопоставление). Персонажей повести нельзя разделить на строго положительных и строго отрицательных, как это принято в классицизме. В сентиментализме столкновение взглядов реализуется с помощью несоответствия чувств и принципов одного героя с чувствами и принципами другого героя. Также заметен социальный конфликт: Карамзин, повинуясь демократическим веяниям Европы, становится на сторону естественных и чувствительных крестьян, не избалованных роскошью, и порицает дворян, испорченных средой. В других известных примерах сентиментальных произведений (Шиллер, Лессинг) правда тоже оказывается на стороне простого человека, а знатный господин проявляет подлость, но зачастую раскаивается в ней.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в повести «Бедная Лиза» способствуют наиболее полному раскрытию социального и любовного конфликта:
Темы и проблемы
В повести «Бедная Лиза» перед нами предстает богатая тематика:
Проблематика в повести «Бедная Лиза» :
Главная мысль
Новаторской в русской литературе была идея, суть который заключалась в том, что низшие сословия так же, как и высшие, могут чувствовать. Крестьяне могут проявлять эмоции, как и дворяне, а то и глубже. Фраза «И крестьянки любить умеют» стала ключевой для аудитории, которая с восторгом читала повесть. Карамзин призывает быть более гуманными по отношению друг к другу независимо от сословной принадлежности. Эгоизм Эраста погубил и Лизу, и ее мать, и его самого.
Смысл повести — призыв к гуманизму, ведь люди равны, никто из них не виноват, что родился без серебряной ложки во рту. А между тем именно серебряная ложка становится мерилом ценности личности. Если бы Лиза была благородной и богатой, их с Эрастом ждала бы счастливая жизнь в браке, но то, как общество зациклено на титулах и деньгах, превращает любовь в трагедию. Современники Карамзина так восторженно приняли повесть о чувствах, потому что в их жизни чувств не было, так как все браки были продиктованы финансовой необходимостью или старческой похотью, но никак не любовью.
Карамзин делает первые шаги в преобразовании литературного русского языка. Он убирает из речи героев старославянизмы и церковную лексику, делает разговоры героев более простыми и понятными. Однако писатель упускает один момент: речь провинциальной крестьянки и дворянина из крупного города одинакова. То есть в литературе пока еще не было сильных различий между крестьянским говором и аристократическими разговорами, хотя в жизни они ощущались.
В повести «Бедная Лиза» Карамзин использует следующие средства выразительности:
Автор использует эти приемы, чтобы дополнительно подчеркнуть сентиментальную натуру главной героини, а также раскрыть чувства и образы персонажей, создать некую атмосферу.
Критика
Не только аудитория с большой благосклонностью отнеслась к повести «Бедная Лиза». Большинство критиков говорили о новаторстве Карамзина и подчеркивали особенность «Бедной Лизы». Они отмечали не только новую для российского читателя чувствительность, сентиментальность, но и печальный конец, который выбрала для себя героиня, — самоубийство. Литератор В. В. Сиповский писал, что русская публика впервые встретилась с «горькой правдой жизни», а не со счастливым концом, как это было раньше.
Критик В. Н. Топоров называл работу Карамзина «корнем», из которого выросло «древо русской классической прозы». Он считал, что многие произведения А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка») написаны именно благодаря «усвоению уроков карамзинской повести».
Однако советский литературовед Г. А. Гуковский же писал, что если в подобных европейских сюжетах превалировала антифеодальная мысль, где показаны последствия сословного неравенства, то Карамзин же будто говорил, что и в крепостничестве можно быть счастливым.
«Человечность демократического сентиментализма, требовавшая свободы для всякого человека, превратилась у него в формулу “и крестьянки любить умеют”», — писал исследователь.
Это справедливое замечание, так как Карамзин действительно не хотел отмены крепостного права. Он считал, что нужно регулировать самоуправство помещиков и следить за их действиями по отношению к крестьянам.
Однако личные взгляды автора никак не умаляют его заслуг. Карамзин призывал аристократию быть более гуманной и отзывчивой. Его вклад в русскую культуру сложно переоценить. Труды писателя до сих пор вызывают интерес со стороны исследователей и широкой публики, потому что он действительно показывал жизнь в ее многообразии.