к какому литературному направлению относится детство
Тест с ответами «Детство» М. Горький для 6 класса
1. В каком году было написано произведение Максима Горького «Детство»:
а) 1913 +
б) 1916
в) 1900
2. Какое задание давали Ивану-Цыганку каждую пятницу:
а) Резать курицу
б) Ездить на рынок за продуктами +
в) Работать в мастерской
3. В каком литературном жанре написано «Детство»:
а) Повесть-воспитание;
б) Роман-воспитание
в) Автобиографическая повесть +
4. Кем был Иван-Цыганок:
а) Подкидышем +
б) Служащим
в) Младшим сыном бабушки
5. К какому литературному направлению относится «Детство»:
а) Модернизм
б) Неореализм
в) Реализм +
6. Кто защищал Алёшу от побоев деда:
а) Мать
б) Иван-Цыганок +
в) Бабушка
7. От имени кого из героев ведется повествование «Детства»:
а) Варвары
б) Акулины Кашириной
в) Алексея +
8. Что делал дед Алёши по субботам:
а) Сёк внуков +
б) Ходил на рыбалку
в) Напивался
9. О ком из героев идет речь в цитате: «двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь»:
а) О матери Алексея
б) О соседке Кашириных
в) О бабушке Алексея +
10. Чем был занят нижний этаж дома, где жил Алёша:
а) Столовой
б) Красильной мастерской +
в) Магазином
11. Какая основная идея произведения:
а) В детстве закладывается фундамент будущей счастливой и благополучной жизни +
б) Дети всегда должны поддерживать родителей
в) Главное в жизни – несмотря ни на что стремиться к победе
12. Как звали дядей мальчика Алёши:
а) Юрий и Павел
б) Яков и Михайло +
в) Сергей и Станислав
13. Кому из героев принадлежат слова: «ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди»:
а) Деду Василию +
б) Евгению Максимову
в) Варваре
14. С кем познакомился Алёша сразу же по приезду в дом бабушки:
а) С будущим новым мужем мамы
б) С соседским мальчиком Павлушей
в) С дедушкой Василием Васильевичем +
15. За что Алексей отомстил Василию Каширину – порезал святцы деда:
а) За то, что дед избил бабушку +
б) За то, что выгнал слепого Григория
в) За то, что дед хотел отдать Варвару замуж за часовщика
16. Что делала бабушка, когда мама мальчика страдала от утраты мужа и ребёнка:
а) Рыдала
б) Рассказывала Алёше сказки +
в) Молилась
17. О ком из героев Акулина Каширина рассказывала, что у него был такой же, как у нее, веселый и легкий характер:
а) Об Иване-Цыганке
б) О дяде Михаиле
в) О Максиме +
18. Когда умер младший ребёнок в семье Алёши:
а) Когда умер отец мальчика
б) Когда Алёша с мамой и бабушкой плыли к бабушке домой +
в) Когда Алёша ушёл гулять с ним к реке
19. Кому из героев принадлежат слова: «Настоящая сила — в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней»:
а) Деду Василию
б) Евгению Максимову
в) Нахлебнику «Хорошее Дело» +
20. Что случилось в семье мальчика Алёши в день смерти его папы:
а) Бабушка сломала ногу
б) Мама преждевременно родила недоношенного ребёнка +
в) Мама упала с крыльца
21. За что, по мнению бабушки, бог обязательно накажет деда:
а) Что дед выгнал на улицу ослепшего Григория +
б) Что дед не принял отца Алексея
в) Что дед не обеспечил будущее детей
22. Кто приехал к мальчику домой, когда он сильно болел:
а) Доктор Константин Эрнстович
б) Бабушка Акулина Ивановна Каширина +
в) Старший брат Владимир
24. Как звали маму мальчика Алёши:
а) Мария
б) Варвара +
в) Оксана
25. Почему дед и дядья враждовали:
а) Дядья хотели пойти учиться, но дед им запрещал
б) Дядья хотели забрать половину дома деда и продать его
в) Дядьям не нравилось, что дед не хотел отдать им наследство Варвары +
26. Сколько лет было Ивану-Цыганку:
а) 18 лет
б) 17 лет +
в) 14 лет
27. Кто из родственников при первой встрече не понравился Алексею и он «сразу почувствовал в нём врага»:
а) Дед Василий +
б) Дядя Михаил
в) Дядя Яков
28. Кого спасла бабушка во время пожара:
а) Алёшу
б) Маму мальчика
в) Жеребца +
29. Почему Алексей с мамой переехали в Нижний Новгород к деду с бабушкой:
а) Отец Алексея умер +
б) Отец Алексея ушел к другой женщине
в) Мама и отец Алексея развелись
30. За кого мама Алёши вышла замуж:
а) За купца
б) За младшего Максимова +
в) За военного
Анализ повести «Детство»
«Детство» написана от первого лица в жанре автобиографической повести. За основу взяты воспоминания детства, Толстой наделил героев свойствами характера и чертами, близкими членам его семьи. Направление произведения – реализм. «Детство» описывает жизнь дворянской семьи, ее нравы, даже бытовые зарисовки передают действительную обстановку, характерную для сословия в начале XIX века.
«Детство» написано Толстым в самом начале его творческого пути. Несмотря на то, что в дальнейшем из-под пера писателя-реалиста выходили намного более масштабные произведения, они не заслонили собой первую повесть из знаменитой трилогии.
Юный герой, от лица которого ведется повествование – Николенька Иртеньев. В произведении описываются будничные эпизоды из жизни мальчика, потому что автор делает акцент на его внутренних переживаниях, а не на внешней событийности. Формирование личности – главная тема «Детства», именно события, произошедшие в раннем возрасте, так или иначе повлияют на будущее человека, на его выбор, нравственные ориентиры. Окружающий мир и взрослые оказывают воздействие на личностный рост взрослеющего ребенка, любой эпизод может стать судьбоносным мотивом для его поведения в будущем. Автор также затрагивает важность семейных отношений, а внутренние монологи героя раскрывают «диалектику его души».
п.1. Основные темы
Нельзя недооценивать детские впечатления, потому что именно они закладывают фундамент формирования характера, индивидуальности. События раннего детства обязательно повлияют на судьбу в дальнейшем. Толстой уделяет большое внимание духовному развитию личности, так как считает, что это важнейший непрерывный процесс, который берет начало еще в нежном возрасте.
Взаимоотношения в кругу семьи играют ключевую роль в развитии системы ценностей ребенка. Если дитя наблюдает взаимоуважение по отношению друг к другу, заботу, любовь, он будет стараться последовать родительскому примеру, когда станет взрослым.
Поведение героя – это результат его воспитания. Ребенок чувствует себя нужным, любимым, поэтому он наделен положительными качествами, которые не позволяют ему поступать плохо. Воспитание для Толстого – это не наказание или порицание, а пример, который родители подают детям, и атмосфера добра и доверия.
Одна из ключевых тем произведения. Любовь, ласка и нежность матери повлияла на поведение, а в дальнейшем и характер главного героя: он доверчив, ласков, сентиментален, все тонко чувствует своей ранимой душой. Ребенок, знающий материнскую любовь, не может быть враждебно настроен к миру и окружающим.
Карл Иванович, гувернер Николеньки, привязан к детям и особенно к главному герою. Он любит своих учеников, но на занятиях становится бескомпромиссным строгим ментором. Это воспитывает в детях дисциплинированность, представление о субординации и требовательность к себе.
п.2. Проблемы, поднимаемые в повести
Потеря близкого человека
Данная проблема, затронутая в «Детстве», не имеет решения, ведь дети безвозвратно теряют маму. Маленькие герои тоскуют по ней. Боль, терзающую детские ранимые сердца, сложно даже представить. Задача родных – не дать детям почувствовать себя одинокими и ненужными, что и описывается Львом Николаевичем в произведении.
Родители часто допускают ошибки в отношениях с детьми, не придавая этому значения. Считая впечатлительность ребенка слабостью они способны его ранить. Примером из повести служит эпизод на приеме у бабушки, когда Николенька был смущен публичным «разоблачением» его симпатии.
п.3. Идея и пафос произведения
Именно короткая беззаботная пора детства важна в формировании взрослой личности. Потери, радости, разочарования, восторг, пережитые в нежном возрасте, оставят отпечаток в душе ребенка, который он пронесет с собой во взрослую жизнь.
Чтобы определить эмоциональный настрой повести, нужно обратиться к мастерски описанным автором внутренним переживаниям героя. Николенька испытывает весь спектр детских эмоций: досада, огорчение, восторг, любовь, радость, разочарование, нежность… Но постоянно присутствует меланхоличное настроение, связанное с утратой, муками совести. После смерти матери эмоциональная тональность повести становится пронизана горечью потери самого близкого человека.
п.4. Главные герои
Николенька Иртеньев — десятилетний мальчик, чувствительный к несправедливости и обиде. Уже в этом возрасте в нем часто говорит совесть. Он любит всех и сам любим членами семьи, но несколько замкнут и не уверен в себе. Николенька эмоционален, мягок, не слишком усерден в учебе, но очень внимателен к своим поступкам.
Мать Николеньки — мягкая добрая женщина, всецело отдающая себя семье. Она набожна, но в то же время образована. Очень привязана к Николеньке, щедро одаривает его материнской лаской и нежностью.
Карл Иваныч — немецкий гувернер очень привязан к детям. Он добр, честен и исполнителен. Оказывает влияние на Николеньку: мальчик старается взять от него самое лучшее.
Наталья Савишна — преданная семье женщина, которая любила всем сердце детей и их мать, которых вырастила. Кроткая, набожная Наталья Савишна была няней maman, всю свою жизнь она посвятила заботам о ней, Любочке, Володе, Николеньке. После смерти матери главный герой тянется к ней, потому что считает, что ее скорбь самая искренняя.
Отец — глава семейства не близок с детьми. Напротив, он устраивает свою жизнь так, чтоб не отказывать себе в своих предпочтениях: слабости к азартным играм и женщинам. Пользуется добротой и кротким нравом своей супруги. Умен, тверд, рационален.
п.5. Сюжет и композиция
п.6. Художественное своеобразие
Примечательно, что только в XVII главе присутствует немногословное портретное описание главного героя: «…широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазками…». Толстой намеренно уходит от описания внешних деталей образа главного героя, поскольку главным в человеке считает его душевную красоту.
В главах, описывающих охоту, изображена природа, на лоне которой Иртеньевы устраивают пикник. Залитые солнцем летние пейзажи выступают фоном в эпизоде, когда главный герой по-настоящему счастлив. Радостью наполняет его детское сердце ощущение единения с природой и семьей.
Несмотря на то, что повесть написана от лица десятилетнего ребенка, в тексте присутствует множество средств художественной выразительности: эпитеты, сравнения, гиперболы, олицетворения, метафоры, фразеологизмы и другие тропы и фигуры речи.
п.7. Значение произведения
Темы и проблемы, затронутые в «Детстве», актуальны по сей день. Именно поэтому повесть вошла в историю русской классической литературы. Меняются столетия и эпохи, но вечные вопросы остаются. Чтоб разрешить их, нужно обратиться к литературным творениям классиков.
Нередко трилогию «Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого сравнивают с трилогией «Детство. В людях. Мои университеты» Максима Горького.
Одноименные повести противопоставляются друг другу. Горький в своем произведении демонстрирует отчужденность членов семьи, суровые нравы, жестокость, испытания, через которые проходит главный герой, но описывает их не через призму его впечатлений, а как взгляд со стороны. Критики высказывались, что таким образом Горький пытается завуалировать искренние переживания и душевные перемены Алеши. Толстой же наоборот представляет в произведении счастливое детство ребенка, который получает вдоволь любовь и ласку близких. Он немного замкнут, но перемены в его душе и внутренние монологи детально описывают внутреннее состояние Николеньки, его стремление моральному идеалу, развитие индивидуальности.
Анализ повести «Детство» (М. Горький)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.02.2020 · Обновлено 20.02.2020
Вклад Максима Горького в русскую литературу трудно переоценить, эта фигура абсолютно заслужено стоит наравне с такими мастодонтами, как Гоголь, Толстой и Чехов. Горького из всех прочих писателей рубежа девятнадцатого и двадцатого веков выделяет не только писательский талант, но и история жизни. О ней и рассказывает повесть «Детство». Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ книги по плану.
История создания
Максим Горький был выходцем из простого народа, который без какой-либо поддержки со стороны сумел получить образование, выпестовать свой талант и прославиться на весь мир. Его повесть «Детство», в котором писатель рассказал о первых годах своей сознательной жизни, является одним из известнейших примеров автобиографического произведения в русской литературе.
Решение написать собственную автобиографию, в которой он мог бы отобразить свои детские переживания, а также показать правдивую картину жизни русского народа, возник и Горького ещё в девяностых годах двадцатого века, на заре его писательской карьеры. Однако к работе над ней Горький приступил лишь в 1912 году. Так началась история написания повести «Детство». Вот еще некоторые интересные факты о книге и авторе:
Направление и жанр
«Детство» относится к реалистическому литературному направлению. Горький стремится достоверно отобразить окружающую действительность, созданные им образы максимально приближены к реальным. Используются названия реальных мест и событий. Читатель может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.
Жанр «Детства» можно определить как автобиографическую повесть. Повествование охватывает не слишком большой промежуток времени и включает в себя достаточно небольшое число действующих лиц. Писатель рассказывает о не масштабных событиях из обыденной человеческой жизни, использует большое количество деталей, которые помогают читателю лучше погрузиться в атмосферу произведения. Сюжет являет собой точный пересказ событий из жизни автора.
Композиция и конфликт
Композиция «Детства» Горького довольно проста и линейна. В рамках единой сюжетной линии Горький показывает нам ряд расставленных в хронологическом порядке эпизодов из жизни главного героя и окружающих его людей. Повествование идёт от первого лица, чтобы подчеркнуть то, что описанные в повести события являются не просто плодом фантазии автора, а его реальными детскими воспоминаниями.
Конфликт всего произведения заключается в том противостоянии героя с реальным миром. Горький показывает, как реальный мир со своей суровостью и жестокостью ломает главного героя – ребёнка, лишая его детства и заставляя резко повзрослеть раньше времени.
Суть: о чём?
Повествование начинается с того, как недавно овдовевшая мать Горького, которого тогда ещё звали Алексем Пешковым, везёт его к своему отцу в Нижний Новгород.
С первых же минут пребывания в доме красильщика Василия Каширина, в котором живут также два дяди главного героя со своими семьями, а также подмастерье Иван Цыганок, чувствуется атмосфера строгости и враждебности. Дед Василий недоволен своей дочерью, которая вышла замуж против его воли, но всё-таки разрешает ей вернуться.
Далее следуют многочисленные эпизоды из тяжёлой жизни мальчика. В семье постоянно вспыхивают ссоры, дяди постоянно требуют у деда Василия свою часть наследства, Алексей впервые в жизни подвергается телесному наказанию, переживает пожар, растёт на улице, терпит нужду и ругань.
Однако наряду с плохими моментами в жизни героя происходят и хорошие события. Настоящей отрадой для него становится его бабушка – Акулина Ивановна, души не чающая во внуке. Строгий дед Василий учит его читать и рассказывает о своей непростой жизни, когда он работал бурлаком.
Мать писателя выходит замуж во второй раз и увозит Алексея с собой, но брак этот несчастливый, когда отчим начинает избивать мать героя, он бросается на него с ножом и ранит. Мальчик возвращается в дом деда, который к этому моменту становится настолько скупым, что жалеет деньги даже для Акулины Ивановны и производит раздел имущества. Алексей живёт вместе с бабушкой, зарабатывая себе на жизнь. Так мальчик доучивается до третьего класса, и в этот момент его мать умирает.
Через несколько дней после похорон дед Василий выгоняет Алексея из своего дома, говоря ему, чтобы он шёл «в люди».
Главные герои и их характеристика
Образы героев в повести «Детство» Многомудрый Литрекон выставил в виде таблицы. Если он кого-то забыл, напишите в комментариях.
Тематика повести Горького «Детство» изложена вкратце, чтобы не утомлять читателя. Если нужно дополнить, напишите Многомудрому Литрекону об этом.
Проблемы
Проблематика повести «Детство» представлена в сокращении. Многомудрый Литрекон дополнит ее, если необходимо, после Вашего комментария.
Основная идея
Повесть «Детство» представляет собой зарисовку из жизни провинциального города на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Писатель честно и в полной мере демонстрирует нам абсолютно дикие нравы российского общества и все самые неприглядные стороны жизни. Смысл повести «Детство» заключается в демонстрации того, что бедняки лишены этой светлой поры. Они сразу рождаются взрослыми и терпят ужасное обращение, пока сами не ожесточаются.
Также Горький пытается переосмыслить свою собственную жизнь. Перенося на бумагу свои самые яркие детские воспоминания, он пытается понять, какое место они занимают в его жизни, как они повлияли на него, и был бы он тем, кто он есть, если бы не пережил всех этих страданий и лишений. Главная мысль повести «Детство» заключается в своеобразном становлении личности под гнетом социального неблагополучия. Народ так и останется темным и бедным, жестоким и жадным, если дети будут воспитываться в таких условиях и такими людьми.
Чему учит?
Прежде всего, повесть «Детство» заставляет задуматься о том, как не надо жить. Автор осуждает пьянство, воровство, жадность и грубость. Демонстрирует нам, как низко может пасть человек, который поддаётся самым пагубным привычкам и думает только о низких вещах, не заботясь о своей нравственности. Мораль книги состоит в том, что люди не должны зацикливаться на деньгах, даже если живут в нищете и берегут каждую копейку. Эта зацикленность превращает семью в сборище врагов.
Также это произведение говорит о том, что не весь мир наполнен одним лишь злом, и даже в самом беспросветном мраке всегда можно найти крупицы света и добра, что среди злых людей есть множество добрых и что даже в, казалось бы, самом низком человеке может остаться ещё что-то хорошее. Это и есть нравственные уроки повести «Детство».
Критика
Автобиографическая трилогия в целом и «Детство» в частности были крайне тепло встречены читающей частью России.
Знаменитый в будущем детский писатель Корней Чуковский отмечал важность книги для понимания не только жизни народа, но и души самого Горького. Он очень чутко уловил не только отрицательные, но и светлые посылы, заключённые в книге, назвав её воздушной и очаровательной.
Один из величайших поэтов серебряного века – Александр Блок, также высоко оценил повесть, отметив, прежде всего, яркий и самобытный образ бабушка Акулины Ивановны.
Повесть многократно переиздавалась и экранизировалась, и на сегодняшний день, даже спустя век после своего рождения, считается классикой русской литературы.
Тест по повести М. Горького «Детство» 7 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по повести М. Горького «Детство»
К какому жанру относится повесть М. Горького «Детство»?
а) очерк; б) автобиография; в) мемуары (воспоминания);г) повесть.
2. Какой смысл имеет название произведения?
а) имеет обобщающий смысл; б) указывает на тему повести; в) указывает на главного героя.
Каково идейное содержание повести «Детство»?
а) всё плохое уходит, наполняя душу воспоминаниями и разного рода впечатлениями;
б) русский человек очень сильный, поэтому его здоровье и молодость преодолеет всё мерзкое, сквозь которое вырастает надежда на светлую человеческую жизнь;
в) показать взаимоотношения людей того времени на примере истории своей.
В этом произведении авторская позиция:
а) передана одним из персонажей;
в) выражена в авторском повествовании.
Назовите, какие события, происходящие в повести «Детство», можно соотнести с каждым элементом сюжета.
К какому литературному направлению можно отнести повесть М. Горького «Детство»?
а) романтизм; б) реализм; в) классицизм.
Какое географическое название не упоминается в повести?
а) слобода Кунавино; б) Нижний Новгород;
в) город Балахна; г) город Городец.
а) помещение было тесным, переполненным людьми;
б) дом был неудобен, так как представлял собой жилое помещение, совещённое с красильной мастерской;
в) дом был наполнен взаимной враждой всех со всеми.
Как главный герой относился к дедушке?
а) он видел в нём врага, жестокого истязателя, который никого не любит;
б) дедушка был суров в воспитании детей.но таким он стал не по собственной воле, поэтому Лёша воспринимал его таким, каков он есть, и даже считал его вовсе не злым;
в) этот ничтожный человек остался в прошлом, которое осталось только в памяти как и другие «свинцовые мерзости жизни».
9. Кому из обитателей дома деда Каширина принадлежит характеристика: «Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармошкой»?
а) дед Каширин; б) дядя Михаил; в) Цыганок.
Почему Цыганок занимал в доме особенное место?
а) Цыганка боялись, так как он был сильным и здоровым;
б) Цыганок был хорошим работником в мастерской, добытчиком в доме в отличие от Якова и Михаила;
в) он был особенным, потому что был неродным в этой семье;
г) его не любили как претендента на наследство.
Что считала бабушка причиной их семейных неурядиц, скандалов и трагических происшествий?
а) несчастливый брак; б) многочисленные смерти детей;
в) бедность всему виной.
Каким образом Алёша начал зарабатывать свои первые деньги, помогая бабушке и деду?
а) работал в красильной мастерской;
б) собирал ветошь и обменивал её на деньги;
в) работал грузчиком в торговой лавке.
Какое средство художественной выразительности использует автор, чтобы передать доброту бабушки, самого близкого и дорогого человека для главного героя, в предложении: «Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом»?
Какие изобразительно – выразительные средства использует автор в пейзажной зарисовке: «…на улице взвизгивают полозья саней, голубой дым вьётся из труб дома, лёгкие тени скользят по снегу, тоже что – то рассказывая»?
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-215419
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу
Время чтения: 1 минута
В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035
Время чтения: 1 минута
В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.