Что указывается в предмете договора
Правила составления договоров
На основании ст. 420 Гражданского Кодекса Российской Федерации «Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».
Порядок составления договора.
Несколько основных правил составления Договоров:
1) При заключении любого Договора нужно четко понимать, какие цели должны быть достигнуты по результатам его реализации и согласовать с контрагентом важные моменты для обеих сторон по оформлению, подписанию и исполнению такого Договора.
2) Если предложение о заключении Договора поступает от неизвестной организации, необходимо провести всестороннюю проверку контрагента и провести тщательный анализ предложенного проекта Договора на всевозможные риски.
В таких случая, лучше всего, заключать Договор, разработанной заинтересованной стороной, а не получать готовый проект от контрагента.
Подписант, представляющий интересы контрагента, может действовать на основании Устава или же Доверенности.
4) Ни в коем случае не допускать двусмысленности условий договора и нечеткости фраз, которая может привести к нарушениям условий Договора.
5) Четко оговаривайте сроки выполнения условий по Договору для того чтобы избежать затягивания получения какой-либо услуги или поставки товара.
6) Четко оговаривайте условия оплаты оказываемой услуги по Договору. Из-за размытых формулировок в данном пункте, Вы можете остаться без оплаты оказанных Вами услуг.
7) Обязательно, при составлении проекта Договора привлекайте компетентных юристов, они помогут не только грамотно сформулировать ту или иную фразу, но и снизить всевозможные риски.
Структура договора:
Любой договор условно можно разделить на четыре части:
Преамбула (или вводная часть):
1) Наименование договора (Договор купли-продажи, поставки, комиссии, транспортных услуг, аренды, подряда, юридических услуг и т.п.).
Наименование Договора дает четкое понимание, какие правоотношения он несет. Однако, всегда помните, что сущность Договора вытекает не из наименования, а из его содержания.
2) Дата подписания Договора. Это очень важный момент, дата подписания определяет начало обязательств сторон по Договору, если иное не установлено в самом договоре.
3) Место подписания Договора. Иногда место заключения Договора играет не мало важную роль. Договор может регулироваться законодательством той страны, в которой он был заключен.
4) Полное фирменное наименование контрагента, под которым последний зарегистрирован в государственном реестре, а так же сокращенное название стороны по договору («Арендодатель», «Покупатель», «Заказчик» и пр.).
5) Должность, фамилия, имя, отчество лиц, подписывающие Договор, а так же документ, регулирующий их полномочия (Устав, Доверенность).
Обучающие материалы
Поравила оформления догворов
В повседневной жизни мы то и дело подписываем различные договоры. Лица, занимающиеся торговлей, делают это в разы чаще. Коммерсант, даже начинающий, хорошо представляет себе, какие последствия для бизнеса может повлечь неправильно оформленный документ.
Неверно оформленный договор – это все равно, что его полное отсутствие. Такая бумага не имеет юридической силы. Документ легко оспорить, по нему не получится взыскать долг. Чем бы вы ни торговали, какую бы должность ни занимали – вам не помешает знание правил оформления договоров. В бизнесе и так приходится много рисковать. Однако потеря денег и товаров из-за ошибки в бумагах – это опасность, которую можно избежать.
Проверка надежности контрагента
В бизнесе не все действуют честно. Поэтому, прежде чем заключать договор с кем-либо, нужно проверить, насколько благонадежен ваш контрагент. Возможно, вы будете иметь дело с человеком, не обладающим правом подписывать договоры. Или он будет представлять организацию, которой на самом деле не существует. При взаимодействии с физическими лицами тоже стоит проявить осторожность: люди нередко пытаются продать то, что им не принадлежит.
Увы, в нашей стране до сих пор не существует общей базы коммерсантов. Еще сложнее разузнать что-то о физических лицах. Однако нужно постараться навести справки.
Если вы собираетесь заключать соглашение с индивидуальным предпринимателем или какой-то фирмой, удостоверьтесь, что они являются хозяйствующими субъектами. Доказательствами регистрации в этом качестве могут послужить свидетельства ОГРН и ИНН (оригиналы!), а также устав компании. Если вам известны номера ИНН и ОГРН, можете подстраховаться и обратиться в налоговую службу за выпиской. Выписка обойдется вам всего в несколько сотен рублей.
Наведите справки о деловой репутации вашего партнера (клиента), узнайте, каково его финансовое состояние. Вам придется использовать неофициальные источники информации (от «сарафанного радио» до Интернета).
Не забудьте проверить полномочия представителя контрагента! Он должен обладать правом подписания договора.
Заключение сделки с какой-либо компанией всегда доставляет куда больше хлопот. Чаще всего недобросовестный контрагент поручает подписание договора человеку (своему представителю), который не уполномочен заниматься такими вещами. Если вы попадетесь на эту удочку, то потеряете имущество либо деньги. Поэтому всегда требуйте доверенность представителя и уточняйте, какими полномочиями он в действительности обладает. Посмотрите, когда была выдана доверенность, есть ли на ней подпись руководителя и совпадают ли указанные в ней паспортные данные с паспортными данными представителя компании.
В некоторых случаях в роли представителя выступает директор фирмы. О том, какие полномочия он имеет, вы можете узнать из приказа о его назначении или протокола общего собрания участников, на котором его избрали директором.
Имейте в виду, что не всегда директор имеет право подписывать договоры. Ограничения полномочий директора отражены в уставе компании. Непременно знакомьтесь с этой бумагой.
Как составить проект договора
Контрагент обычно надеется на то, что вы без лишних разговоров подпишете составленную им бумагу. Но помните, что его версия далеко не всегда учитывает ваши интересы.
Что тут можно сделать? Можно подготовить свою редакцию договора. Если контрагенту она не понравится, вы вместе будете искать компромисс. Есть и другой выход: досконально изучить версию контрагента, после чего предложить ему отредактировать некоторые положения.
Если вы планируете серьезную сделку, обратитесь к специалисту по юриспруденции. Юрист изучит документ и выявит все его скрытые и явные угрозы. Он также может составить новую версию договора, что выйдет несколько дороже. Зато вы будете уверены в том, что все ваши интересы учтены и находятся под защитой.
Если же пользоваться услугами юриста вы не намерены, то примите к сведению следующие факты:
Правильная структура договора
Предмет и особенности договора определяют его структуру. Тем не менее, любой договор включает несколько общих частей, первой из которых является:
Преамбула. Она состоит из следующих элементов:
За преамбулой следует текст, содержащий суть договора, или:
Основная часть. Она состоит из пунктов, посвященных:
Дополнительные условия. Отдельные положения договора посвящены условиям, которые не оказывают значительного влияния на его суть. Без них в принципе можно обойтись, поскольку все вопросы, связанные с дополнительными условиями, решает гражданское законодательство. Но при желании, можно дополнить договор следующими пунктами:
Подписи и реквизиты. К реквизитам организации относят:
Само собой, документ обязательно должен содержать подписи обеих сторон.
Правильно оформленный договор – это гарантия честной сделки. Он не только регламентирует отношения сторон, но и упрощает их дальнейшее взаимодействие друг с другом.
Что указывается в предмете договора
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТОРГОВЛЕ
от 09.11.95 N 1-1492/32-21
Рекомендации
по составлению договоров
1. Основные правила
составления договора
1. При намерении заключить контракт следует четко знать, какие цели необходимо достичь при его реализации и уточнить наиболее важные моменты, связанные с его оформлением, подписанием и исполнением.
Необходимо предусмотреть главные вопросы предстоящей работы, а затем, переходя от общего к частному, составить примерную поэтапную схему работы и продумать, что и как должно быть сделано на каждом этапе, какие для этого потребуются конкретные действия, прикинуть возможность риска.
2. Проект предстоящего договора желательно разработать самой заинтересованной организацией, а не получать проект от контрагента. При составлении формулировок условий договора лучше всего привлечь специалистов соответствующего профиля. Если же составляется договор партнером, не исключено, что в нем должным образом будут учтены все ваши интересы, и придется подгонять их под «чужой» договор и, таким образом, ваша инициатива может быть упущена.
Кроме того, при этом можно избежать всяких неожиданностей, которые могут исходить от вашего контрагента, и по его замечаниям можно проследить, в чем именно состоят его интересы, и предотвратить включение в договор нежелательных условий.
3. Если предложение о заключении договора поступает от неизвестной организации, необходимо как можно больше получить о ней информации.
За рубежом предприниматели крайне настороженно относятся к предложениям новых партнеров. И это несмотря на то, что там существуют открытые торговые реестры и даже есть фирмы, которые специализируются на сборе и обработке сведений о компаниях и отдельных коммерсантах и по запросу могут дать подробности о фирме как таковой (уставный фонд, специализация, годовой оборот, квалификация персонала, обслуживающий банк и т.д.), и даже о биографиях совладельцев предприятия и его руководителей, оценку их деловой репутации, дать сведения о судебных процессах и конфликтах, в которых они участвовали, сообщить подробности о поставщиках, покупателях, клиентах и др.
Такой сервис у нас пока отсутствует и поэтому самим необходимо провести подобную работу, заведя своеобразные досье на своих партнеров и контрагентов.
Необходимо убедиться, что организация, с которой собираются работать, действительно существует. Для этого следует ознакомиться с ее учредительными документами (уставом, учредительным договором) и свидетельством о регистрации. Рекомендуется обратить внимание на то, кто является ее учредителями, каков размер ее уставного фонда и сформирован ли он, где располагается офис (а не просто так называемый юридический адрес), в каком банке организация обслуживается, ее финансовое положение и коммерческая репутация. Через партнеров, контрагентов, банкиров следует собрать о ней и ее руководителях как можно больше информации.
4. При подписании договора необходимо убедиться, что представитель контрагента имеет юридическое право и полномочия на подписание документа. Поэтому, вступая в переговоры с представителями коммерческой организации о заключении договора, необходимо проверить полномочия представителя.
Отсутствие соответствующих полномочий и подписание договора таким представителем может повлечь впоследствии невозможность получить оплату за поставленные товары или добиться возврата выплаченных сумм за товары, либо товары будут поставлены не в полном объеме или с существенными недостатками.
Как показывает практика, нередко недобросовестные контрагенты, не желая исполнять свои обязательства по договору и нести ответственность, объявляют о том, что лицо, подписавшее договор, соответствующих полномочий не имело (это один из самых распространенных способов мошенничества). Для того чтобы такого не случилось, необходимо удостовериться в личности представителя, для чего корректно попросить его представить соответствующие документы.
Если представителем контрагента выступает директор предприятия, который действует без доверенности, необходимо ознакомиться с приказом о его назначении либо (это в основном касается государственных предприятий) ознакомиться с протоколом собрания учредителей предприятия (для коммерческих организаций). В отношении последних следует обратить внимание на следующее. В последнее время зачастую на некоторых предприятиях, особенно там, где директор работает по найму, учредители в той или иной степени ограничивают его полномочия и предоставляют ему их только с согласия правления, совета директоров, собрания учредителей и т.д. Например, в уставе организации в разделе «Компетенция директора» может быть указано, что директор вправе совершать сделки на сумму свыше 10 млн.руб. только с согласия Совета директоров предприятия. Поэтому следует ознакомиться с соответствующим разделом устава организации-контрагента и убедиться, что полномочия директора не ограничены.
В том случае, если представитель действует по доверенности, следует проверить, есть ли на доверенности подпись руководителя организации и ее печать, какого числа она выдана (если дата не указана, то доверенность вообще недействительна), срок ее действия, объем полномочий по доверенности.
5. Приступая к работе по формулированию условий договора, нельзя допускать двусмысленности, нечеткости фраз. В договоре имеет значение каждое слово. Если не понятно, что означает тот или иной термин, какой смысл несет то или иное словосочетание, фраза и т.д., надо выяснить это с привлечением специалистов. Следует иметь в виду, что впоследствии в случае спора по условиям исполнения договора контрагент будет пытаться любую неточную формулировку в договоре интерпретировать в свою пользу. Более того, партнер может специально включить в договор неясные (но хорошо понятные ему самому) формулировки и положения, в которых ваши интересы могут быть ущемлены.
Весьма часто допускаются неточности при применении в договорах юридических торговых международных терминов, в частности, определяющих базисные условия поставки. Так, нередко применяется предназначенный для водных перевозок торговый термин «СИФ» при использовании сухопутных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного) или при смешанных перевозках (несколькими видами транспорта). При отсутствии в договоре положений, разъясняющих, что стороны имели в виду, могут возникнуть трудности при разрешении споров, в частности, по вопросу о моменте, в который товар считается поставленным, и о моменте перехода риска с продавца на покупателя.
6. Определяя в договорах условиях о расчетах и осуществляя платежи по обязательствам за поставку товаров, необходимо учитывать, что Указом Президента РФ от 20.12.94 N 2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы, оказанные услуги).
Предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ и услуг).
Следует иметь в виду, что суммы неистребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками, подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ или оказания услуг), как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.
Вышеназванным Указом установлено, что Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом по истечении предельного срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы, оказанные услуги), если стороны не предприняли всех имеющихся возможностей для погашения задолженности, предъявляет требования о перечислении сторонами в доход бюджета всего полученного сторонами и причитающегося им по указанным сделкам.
Если в течение месяца со дня предъявления требования о перечислении в доход бюджета полученного и причитающегося по указанным сделкам стороны не осуществили полного исполнения обязательств, Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом предъявляет в арбитражный суд иск о применении последствий ничтожности сделки согласно ст.169 Гражданского кодекса Российской Федерации.
7. При формулировании условий об обстоятельствах, освобождающих от ответственности (так называемых «форс мажорных оговорок»), следует учитывать последствия той или иной формулировки, что может привести к снижению или повышению имущественной ответственности стороны договора.
При включении в договор оговорки, предусматривающей конкретный перечень обстоятельств, наступление которых освобождает от ответственности при нарушении обязательства, арбитражные суды, как правило, принимают решения о взыскании со стороны убытков, явившихся следствием обстоятельств, находившихся вне контроля, если они не предусмотрены перечнем, содержавшимся в договоре.
8. Когда проект договора будет готов, его необходимо еще раз просмотреть для того, чтобы уловить двойной смысл какой-либо фразы или увидеть какое-нибудь упущение и т.д.
Поэтому до подписания договора необходимо, чтобы его просмотрел и завизировал юрист.
9. Многие предпринимательские структуры широко используют различные формы договоров, образцы которых предлагаются в настоящее время в различных сомнительных сборниках и рекомендациях.
Наряду с очень краткими договорами, содержащими минимум условий (предмет договора, включающий наименование и количество товара, цена с указанием базиса поставки, требования к качеству, срок поставки, условия платежа), нередко заключаются многостраничные очень подробные договоры, предусматривающие значительное число дополнительных условий. Заключение кратких договоров требует от организации четкого представления о том, чем будут восполняться пробелы договора. Арбитражная практика показывает, что об этом, к сожалению, часто забывают и это приводит к нанесению ущерба. В то же время анализ многостраничных подробных договоров не всегда приводит к положительным результатам.
Во-первых, нередко такие договоры составляются по трафарету, недостаточно учитывающему вид товара, являющегося предметом купли-продажи или другого вида сделки. Практически одинаковые условия предусматриваются как в отношении всех видов массы продовольственных и промышленных товаров, так и в отношении машин и оборудования.
Во-вторых, договоры примерно одинакового содержания составляются независимо от того, с каким партнером они заключаются.
Любой договор условно можно разделить на четыре части:
1. Преамбулу (или вводную часть).
2. Предмет договора.
3. Дополнительные условия договора.
4. Прочие условия договора.
1. Преамбула
(или вводная часть)
1. Наименование договора (договор купли-продажи, поставки, комиссии, транспортных услуг, аренды, совместной деятельности и пр.).
Точное название договора дает понять, какие он определяет правоотношения. Однако необходимо помнить, что сущность договора вытекает не из названия, а из его содержания. Но если название отсутствует, договор сначала следует прочитать, чтобы понять, о чем он, а уж затем разбираться с ним по существу.
2. Дата подписания договора. Она включает число, месяц и год подписания. Со всеми этими реквизитами связано правильное установление момента заключения договора и окончания срока его действия, а значит, и определенные юридические последствия.
3. Место подписания договора (город или населенный пункт).
4. Полное фирменное наименование контрагента, под которым последний зарегистрирован в реестре государственной регистрации, а также сокращенное название сторон по договору («Заказчик», «Покупатель», «Арендатор» и пр.).
5. Должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписывающих договор, указания на их полномочия на подписание договора.
2. Предмет договора
Данная часть договора содержит его существенные условия:
1. Предмет договора, т.е. о чем конкретно договариваются стороны.
2. Обязанности и права стороны по договору.
3. Обязанности и права второй стороны по договору.
4. Цена договора и порядок расчетов и др.
5. Срок выполнения сторонами своих обязательств.
Конкретное содержание этих условий зависит от вида договора и от конкретной ситуации его заключения.
3. Дополнительные условия договора
Настоящий раздел включает в себя условия, которые не обязательно предусматривать в каждом договоре, но которые, тем не менее, существенно влияют на реализацию прав и обязанностей сторон.
1. Срок действия договора.
Его необходимо указать, даже если названы сроки выполнения сторонами обязательств. Это обусловлено тем, что надлежит знать, когда договор прекращает свое действие и когда можно будет предъявить соответствующие требования к контрагенту.
2. Ответственность сторон.
Она обеспечивает исполнение обязанностей сторонами в случае нарушения условий договора одной из них. Обычно здесь определены различного рода санкции в виде пени, неустойки, штрафа, уплачиваемых контрагентом, не выполнившим своих обязательств в отношении одного из согласованных условий.
При составлении договора можно предложить следующую методику определения ответственности:
против каждой обязанности стороны должна быть предусмотрена соответствующая ответственность, в основном в виде штрафной неустойки. Это означает, что убытки при ненадлежащем исполнении обязательств контрагента могут быть взысканы с него сверх неустойки. Помните, что если такой вид ответственности отсутствует, неустойка является зачетной и убытки с контрагента можно будет взыскать в части, не покрытой неустойкой (ст. 394 ГК РФ).
3. Способы обеспечения обязательств (гл.23 ГК РФ).
Российское гражданское законодательство предусматривает следующие основные способы обеспечения обязательств (ст.329 ГК РФ): неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток. Кроме этого могут быть предусмотрены и другие способы, предусмотренные законом или договором.
4. Основания изменения или расторжения договора в одностороннем порядке (гл. 29 ГК РФ).
5. Условия о конфиденциальности информации по договору.
6. Порядок разрешения споров между сторонами по договору.
Все споры между сторонами разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в арбитражном суде. Однако стороны могут установить и иное положение, в частности, предусмотреть разбирательство споров не в арбитражном, а в третейском суде, создаваемом либо самими сторонами, либо в соответствии с регламентом какого-либо постоянно действующего третейского суда.
7. Особенности перемены лиц по договору.
В этом пункте можно предусмотреть, что уступка права требования по договору может быть осуществлена только с согласия должника (ст. 388 ГК РФ).
4. Прочие условия договора
Эти условия могут включать следующие вопросы:
Как заключить договор возмездного оказания услуг
Разбираемся с юристом
Договор оказания услуг часто путают с договором подряда. Один договор подразумевает процесс, другой — результат. Разница в одном слове, но от него может зависеть успех всего предприятия.
Например, заказчик хочет получить услуги наружной рекламы, а вместо этого подписывает договор подряда на производство рекламного баннера. Заказчик хочет дизайн, рекламное место и реакцию потребителей. Вместо этого он получит просто распечатанное полотно.
В этой статье я расскажу, как отличить услуги от подряда и подписать именно договор оказания услуг. Это полезно предпринимателям и частным лицам, которые заказывают услуги у других или оказывают услуги другим компаниям. Следите за формулировками: однажды они уберегут вас от суда.
Что вы узнаете
Понятие договора возмездного оказания услуг
По договору возмездного оказания услуг исполнитель оказывает, а заказчик оплачивает услугу. Эту услугу обязательно указывают в договоре — она называется «предмет договора». По отношению к некоторым услугам действуют дополнительные требования к договору.
Например, в договоре о реализации туристского продукта должны быть указаны: общая цена туристского продукта в рублях, порядок и срок предъявления претензий, условие выдачи документа о бронировании и получении места в гостинице.
Как отличить услуги от подряда
Здесь не все так просто. Обучать английскому языку — это услуги (потому что процесс). Но и «научить английскому» — тоже услуги, хотя вроде формулировка совершенного вида. Результат подряда должен иметь какое-то материальное воплощение — чтобы его можно было пощупать. Это, например, монтаж оборудования, строительство дома или прокладка сетей.
В услугах тоже часто есть какой-то материальный результат. Поэтому иногда возникает путаница. Например, один суд решил, что уборка урожая с полей — это услуги, а другой — что подряд.
В одном деле суд признал, что инструментальное обследование участков нефтепровода — это услуга, хотя важен именно результат. Но этот результат нельзя пощупать.
Поэтому суды ввели дополнительный критерий — результат услуги неотделим от процесса ее оказания. Предоставление услуги и ее потребление часто происходит одновременно. Например, услуги уборки потребляются в момент уборки, а охраны — в процессе охраны.
Иногда одну и ту же сделку можно оформить как подряд или как услуги. Например, ремонт автомобиля можно оформить договором подряда или договором оказания услуг.
Отличие договора оказания услуг от договора подряда. Договоры подряда и услуг во многом похожи, но дьявол в деталях. Если знать особенности, можно сделать сознательный выбор, что нужно для бизнеса: работы (подряд) или услуги.
В договоре подряда обязательно должен быть срок, а в договоре возмездного оказания услуг — нет. Договор услуг можно заключить на неопределенный срок. Если заранее неизвестно, сколько времени уйдет на задание, лучше заключать договор услуг, а не подряда.
Исполнитель работ (то есть подрядчик) по умолчанию вправе привлекать к работе третьих лиц — субподрядчиков. Запрет на их привлечение должен быть прямо указан в договоре. С услугами все наоборот — по умолчанию исполнитель не может привлекать других лиц. Разрешение на это должно быть прописано в договоре.
По договору подряда исполнитель должен передать работу по письменному акту. Исполнитель тоже может передать услуги по акту, но не обязательно, а по соглашению сторон.
При подряде стороны подписывают акт после того, как подрядчик завершит работу. Результат этой работы можно передать физически: из рук в руки или, например, перерезать ленточку перед построенным домом.
С услугами сложнее. Момент, когда стороны подписывают акт, зависит от характера услуг. Например, услуги охраны предоставляются ежедневно, а маркетинговый анализ рынка — по окончании исследования.
По закону подрядчик может не исполнить договор, только когда работу нельзя завершить по обстоятельствам, которые от него не зависят. Например, если заказчик не передал вещь, которую нужно отремонтировать, или если перепланировка дома может его разрушить.
Пока заказчик не принял результат подряда, риск повреждения работы несет подрядчик.
Исполнитель услуг может отказаться от договора без объяснений, если возместит заказчику убытки. Если от договора откажется заказчик, он должен возместить расходы исполнителя.
В каких случаях составляется
Договор возмездного оказания услуг составляется, когда важны сами действия исполнителя, но при этом нельзя гарантировать результат. Нельзя пощупать услуги и отделить результат от процесса их оказания.
Например, в услуге фаер-шоу для заказчика важен процесс представления. А в подряде на строительство важен результат — построенный дом.
В отличие от подряда, в договоре возмездного оказания услуг может не содержаться условия о сроке. Договор услуг можно заключить на неопределенный срок. Если заранее неизвестно, сколько времени уйдет на задание, лучше заключать договор услуг, а не подряда.
Какие виды услуг можно оформить
В законе прямо сказано, что деятельность в сфере связи, медицины, ветеринарии, обучения, туризма, аудита, консалтинга и информирования — это услуги.
Договором можно оформить и другие услуги, например юридические, бухгалтерские, риелторские, психологические, экскурсионные, консультационные и патронажа. Нет исчерпывающего перечня услуг.
Не являются услугами:
Кто может быть участником
В договоре возмездного оказания услуг две стороны:
По общему правилу участниками договора возмездного оказания услуг могут быть любые лица: граждане, организации, органы власти. Иногда закон устанавливает дополнительные требования к участнику договора. К примеру, исполнителем по договору оказания медицинских услуг может быть только лицо, имеющее лицензию.
Если в договоре не указано, что исполнитель имеет право привлекать третьих лиц, то он должен лично оказать услугу. Этот запрет не относится к работникам исполнителя, которые трудятся по трудовому договору.
Например, предприниматель заключил с образовательным центром договор оказания услуг профессиональной переподготовки. Этот центр может поручить исполнение договора работающим в нем педагогам, но не может привлечь к переподготовке местный вуз.
Обычно суды закрывают глаза на привлечение помощников, если заказчик принял услугу, а в договоре не было явного запрета. Но лучше прямо указать, что исполнитель вправе привлекать других лиц, или, наоборот, запретить это.
Форма договора
Специальных требований к форме договора возмездного оказания услуг закон не устанавливает.
Сделки юрлиц между собой и с физлицами вне зависимости от суммы сделки должны совершаться в простой письменной форме. Сделки физлиц на сумму свыше 10 000 Р также должны совершаться в простой письменной форме. Удостоверять договор у нотариуса или регистрировать его в Росреестре не требуется.
Содержание договора
Допустим, мы определились, что нам нужна услуга. Составляем договор. Вот что в нем должно обязательно быть.
Стороны. О заказчике и исполнителе в договоре возмездного оказания услуг должны быть следующие сведения:
Предмет и общие условия договора. Предмет договора — это сама услуга, которую будем оказывать. Ее можно сформулировать двумя способами.
Первый — указать наименование услуги или сферу, в которой она должна быть оказана:
«Юрист обязуется представлять интересы Доверителя в Арбитражном суде Курской области по делу о взыскании убытков».
Это удобный способ, если заранее неизвестно, какой объем услуг и какие конкретно действия потребуются от исполнителя. Например, заранее неизвестно, сколько судебных заседаний будет по делу, потребуется ли готовить дополнительные письменные пояснения и нужно ли участвовать в апелляции.
При этом часто возникают споры, что конкретно должен был сделать исполнитель. Здесь может помочь переписка, сложившиеся отношения между сторонами и общепризнанные стандарты работы. Но не всегда.
Такой способ не подходит, если содержание услуги можно трактовать по-разному. В этом случае надо перечислить конкретные действия исполнителя:
Этот вариант позволяет лучше контролировать исполнителя, но ограничивает его свободу. Поэтому лучше комбинировать оба способа. В одном из дел Конституционный суд указал, что нельзя поставить оплату услуг в зависимость от результата.
Часто результата нельзя достичь по объективным причинам или по вине заказчика. Например, нельзя лишить репетитора гонорара из-за того, что ленивый ученик получил плохую оценку. Лучше обозначить цель заключения договора:
«Договор заключается для подготовки ученика к Единому государственному экзамену по литературе».
Это поможет определить добросовестность исполнителя. Например, родители не хотят оплачивать курсы подготовки к ЕГЭ, потому что ребенку не рассказали про творчество К. Воннегута. Центр подготовки это легко оспорит: творчество Воннегута не входит в программу ЕГЭ.
Также важно определить объем оказываемых услуг. Объем услуг помогает рассчитать сумму вознаграждения, если услуги оказаны не полностью.
Если предмет договора можно оценить количеством, лучше это сделать. Например, обозначить количество посетителей мероприятия, частоту и продолжительность трансляции рекламных роликов, перечень объектов уборки.
Сначала читать, потом подписывать
Права и обязанности сторон. Обычно в договорах оказания услуг много обязанностей исполнителя и две обязанности заказчика: принять и оплатить услугу. Это не всегда правильно.
Заказчик — помощник исполнителя. Например, когда внедряется новое программное обеспечение, важны совместные усилия исполнителя и заказчика. Исполнитель тестирует технику, настраивает программы, дает рекомендации и обучает персонал. Заказчик предоставляет свои компьютеры и доступ в информационные базы, получает лицензии. Исполнителю лучше заранее указать, что потребуется от заказчика: передать документы, оформить пропуска или предоставить информацию.
Если договор нельзя исполнить по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме. Это правило можно изменить в договоре: например, указать, что исполнитель может оставить у себя только предоплату.
На практике, чтобы взыскать стоимость неоказанных услуг, исполнитель должен активно требовать от заказчика выполнить свои обязательства.
НИИ должен был проконсультировать заказчика по бурению скважин, но не смог это сделать, потому что заказчик не сообщил геологические данные. Институт попытался взыскать стоимость своих услуг, но суд ему отказал. По мнению суда, институт должен был обратиться к заказчику с письменной просьбой сообщить эти сведения.
Сдача-приемка услуг. Чтобы избежать споров, лучше заранее согласовать порядок приемки услуг.
Стороны могут договориться об оплате после предоставления документов, которые составляет исполнитель: письменных консультаций, разъяснений, проектов договоров и жалоб. Это поможет структурировать договорные отношения.
Даже если услуги не предполагают никаких документов, можно предусмотреть, что исполнитель передает заказчику акт оказанных услуг. После оказания услуги исполнитель составляет акт, подписывает его со своей стороны и направляет заказчику. Факт передачи акта фиксируется почтой или экземпляром акта с подписью заказчика.
Акт фиксирует факт завершения услуг. Момент подписания акта зависит от процесса выполнения услуг.
Если услуги оказываются периодически, но не ежедневно, акт можно подписывать при каждом предоставлении услуги. Например, после каждого судебного заседания, в котором участвовал юрист.
Если услуги разбиты на этапы, акты можно подписывать после каждого этапа, а при полном исполнении договора подписать итоговый акт. Например, при диагностике организма можно подписывать акты анализа крови, ЭКГ, УЗИ и акт полного медосмотра.
Если услуги оказываются ежедневно, акты можно подписывать ежемесячно или каждые полгода. Не надо ежедневно подписывать акт об уборке помещения, достаточно раз в месяц.
Если услуги должны привести к какому-то результату, акт лучше подписать после его достижения, например после увеличения количества посетителей сайта.
При этом цена не является существенным условием договора возмездного оказания услуг. Даже если в договоре не будет указана цена услуги, он все равно будет признан заключенным.
В этом случае оплата должна производиться по цене, которая обычно взимается за аналогичные услуги.
Ответственность сторон. Если исполнитель не выполнит свои обязательства по договору возмездного оказания услуг, то он должен возместить заказчику возникшие в связи с этим убытки.
В состав убытков входит возмещение реального ущерба и упущенная выгода. Упущенная выгода — это средства, которые заказчик мог бы получить, если бы исполнитель добросовестно оказал услуги.
Если исполнитель не смог оказать услуги по вине заказчика, то услуги по договору подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено в самом договоре. Например, если заказчик сам не пускал на свою территорию уборщиков, договор клининга все равно подлежит оплате.
В случае, когда договор не выполнили по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если в самом договоре не прописано другое правило.
Если же заказчик своевременно не оплатит услуги, то в дополнение к оплате он должен будет перечислить исполнителю проценты за неисполнение денежного обязательства. Если в договоре не указан размер процентов, то он считается равным ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Также стороны могут прописать в договоре неустойку. Например, если исполнитель вовремя не окажет услугу, то должен будет 0,05% от цены договора за каждый день просрочки.
Сроки. Договор оказания услуг можно заключить на неопределенный срок. Но, чтобы не возникало споров, лучше все равно обговорить это условие или установить промежуточные сроки.
Есть виды услуг, по которым срок должен быть согласован:
Такие договоры нельзя заключать на неопределенный срок.
Важно не перепутать срок действия договора и срок оказания услуг. Первый больше второго. В срок действия договора включается время для подготовки к оказанию услуг, уплата аванса, окончательный расчет по договору и обмен документами:
«Настоящий договор вступает в силу с 03 февраля 2018 года и действует до 06 мая 2018 года».
Срок действия договора нужен, чтобы заказчик мог внести предоплату, стороны подписали акт оказания услуг и сделали окончательный расчет.
Срок оказания услуг можно сформулировать по-разному:
Услуга должна быть оказана до 31.03.2018.
Исполнитель предоставляет услугу с 01.01.2018 в течение 2 календарных месяцев.
Исполнитель должен убрать помещение до начала отопительного сезона.
Исполнитель предоставляет услугу в течение 2 календарных месяцев после уплаты заказчиком аванса.
Исполнитель предоставляет консультации в течение 2 рабочих дней после поступления запроса.
Даже если установить прямой срок не получается, его все равно желательно как-то определить. Это поможет избежать лишних споров.
Также можно добавить промежуточные сроки. Они чаще применяются в договорах подряда. Но их можно указать и в договорах оказания услуг.
Для этого надо разбить процесс оказания услуг на несколько этапов и определить, к какому сроку исполнитель должен выполнить каждый из них. Заказчику это поможет контролировать исполнителя, а исполнителю — получать подтверждение качества оказанных услуг.
Промежуточные сроки помогают определить размер оплаты, если услуги оказаны не полностью. Например, исполнитель качественно выполнил услуги в феврале, марте и апреле. А в мае и июне — нет. Ежемесячные промежуточные сроки позволят заказчику оплатить только 3 месяца.
Договор оказания услуг считается заключенным, даже если в нем нет срока исполнения.
Например, компания обратилась за услугами кейтеринга и организации поминального обеда. Заказчик заполнил опросник и перечислил предоплату, но потом передумал и попросил ее вернуть. В суде он заявил, что договор не был заключен, ведь стороны даже не согласовали сроки. Но суд отказал в иске — для услуг сроки не являются существенным условием.
По общему правилу, если в договоре нет срока, исполнитель должен выполнить его условия в течение 7 дней со дня, когда заказчик этого потребует.
Прочие условия договора. Также в договорах возмездного оказания услуг стороны часто согласовывают место оказания услуг и их качество. Эти условия помогают избежать лишних споров.
Для обозначения места оказания услуг можно указать конкретный адрес, поселение или регион. Если в договоре будет указано просто «на территории заказчика», то он сможет требовать, чтобы исполнитель оказывал услуги в филиале, который располагается в другой части страны.
Качество услуг — это их характеристики. Например, в договоре с репетитором английского языка можно указать, что он обучает на уровне «Threshold or Intermediate». Также можно прописать требования к исполнителю или его работникам. Например, что репетитор должен обладать уровнем владения английским «Mastery or Proficiency».
Часто заказчику важен не только результат, но и процесс оказания услуг. Например, в деловых и развлекательных мероприятиях заказчику интересен не сам факт их проведения, а процесс: качество еды, удобство помещения, развлекательная программа.
Даже если процесс исполнения безразличен, его лучше прописать, чтобы вовремя отследить нарушения.
Бланк и образцы договора. Чтобы у вас было все как надо, мы подготовили бланки договоров оказания услуг и подобрали их образцы из разных сфер деятельности.
Особенности заключения договора
Договор возмездного оказания услуг заключается и действует с момента подписания. Поэтому стороны могут заключить договор в январе и указать в нем, что услуги будут оказываться в декабре.
Как заключить договор. Чаще всего для заключения договора стороны подписывают несколько его экземпляров. Один экземпляр забирает заказчик, а другой — исполнитель. Также договор можно заключить путем направления предложения, содержащего все условия договора. Такое предложение называют офертой. Если другая сторона ответным письмом соглашается принять все предложенные условия, то договор также считается заключенным. Такое письмо называется акцептом.
Особенности рамочного договора оказания услуг. Часто стороны заключают рамочный договор возмездного оказания услуг. Рамочный договор — это документ, который определяет договоренность сторон о том, как будет происходить их сотрудничество. В таком соглашении стороны указывают, как будут оказываться услуги, порядок их принятия и оплаты. В рамочном договоре нет указания на конкретную услугу, которую исполнитель должен оказать заказчику. Чтобы заказать конкретную услугу, заказчик направляет исполнителю заявку.
Риелтору периодически требуется оценивать элитную недвижимость. Для этого риелтор заключает с оценщиком рамочный договор на два года. В этом договоре стороны заранее согласовали тарифы и порядок взаимодействия. В случае, когда риелтору потребуется оценить недвижимость, он направит оценщику заявку.
Подготовить акты. Форму акта оказания услуг лучше сразу приложить к договору. Обязательной формы акта нет, но на практике есть ряд требований к его содержанию. Суды требуют, чтобы в акте были определены стоимость, объем и вид услуг.
Прекращение договора возмездного оказания услуг
Договор возмездного оказания услуг прекращает свое действие в трех случаях:
Исполнение договора. Если договор исполнен и у сторон нет претензий друг к другу, то лучше подписать акт оказания услуг.
Момент, когда стороны подписывают акт, зависит от характера услуг. Например, услуги охраны предоставляются ежедневно, а маркетинговый анализ рынка — по окончании исследования. Даже если стороны составляли промежуточные акты, при полном исполнении договора можно подписать итоговый акт. В нем надо указать, что исполнитель в полном объеме оказал услуги, а заказчик выполнил свои финансовые обязательства.
Расторжение договора. Бывают ситуации, когда заказчик и исполнитель приходят к решению расторгнуть договор. В таких случаях составляют соглашение о расторжении договора. В соглашении указывают, с какого момента договор прекращает действовать и должны ли стороны произвести между собой взаиморасчеты.
Предусмотреть случай неисполнения договора. Не все договоры исполняются. Заказчик может потерять интерес к услуге, а исполнитель получить более выгодное предложение. Чтобы подстраховаться, исполнителю достаточно согласовать предоплату по договору. Заказчику же надо детально продумать условия договора.
Отказ от договора. Отказаться от договора оказания услуг проще, чем от подряда. Исполнитель должен возместить заказчику убытки, которые связаны с его отказом от договора.
Если от договора откажется заказчик, он должен возместить расходы исполнителя. Надо понимать, что по закону от договора оказания услуг достаточно легко отказаться. Поэтому если важно, чтобы договор сохранялся при любых обстоятельствах, можно предложить контрагенту другой порядок. Например, что отказаться от договора можно, только заплатив определенную сумму.
Пример расчета компенсации за отказ от договора
Расходы | Если от договора отказался заказчик | Если от договора отказался исполнитель |
---|---|---|
Расходы на медикаменты | 20 000 Р | — |
Транспортные расходы | — | 15 000 Р |
Привлечение внешних исполнителей | — | 13 000 Р |
Потерянный доход | — | 10 000 Р |
Распределить риски. Бывает, что договор нельзя исполнить по независящим от сторон обстоятельствам. Например, ледяную скульптуру не получилось доделать из-за резкого потепления.
По закону если никто не виноват, но исполнить договор нельзя, заказчик возмещает исполнителю его расходы. То есть исполнитель рискует не получить полную стоимость услуги, а заказчик — остаться без услуги и при этом компенсировать расходы.
В договоре стороны могут сами установить последствия непредвиденных обстоятельств. Для этого надо подумать, что может пойти не так и на ком будет риск. Обычно риски перераспределяют, чтобы уговорить другую сторону подписать договор или чтобы подстраховаться самому.
Порядок разрешения споров
В процессе исполнения договора могут возникнуть споры между заказчиком и исполнителем.
Какие споры могут возникнуть. Чаще всего исполнители предъявляют претензии к заказчикам по поводу:
В свою очередь, заказчики предъявляют к исполнителям претензии по поводу:
Досудебное урегулирование спора. Все претензии к другому участнику сделки лучше оформлять письменно. Письменная претензия будет доказательством того, что у стороны действительно были замечания к другой стороне и она пыталась мирно разрешить спор.
Вот случаи, когда подать претензию необходимо до предъявления иска в суд:
Встречаются еще другие примеры, когда обязательно соблюсти претензионный порядок, а вообще претензию имеет смысл писать в любом случае. На практике после получения претензии стороны часто договариваются без суда.
Претензия — это способ решить спор мирно. Ее текст должен состоять из требования и срока его исполнения. Еще в претензии указывают, что в  суд.
Направить досудебный документ можно:
В любом из вариантов у вас на руках должна сохраниться копия направленного документа. Доказательство направления тоже нужно сохранить. Это может быть почтовая квитанция, талон курьерской службы или штемпель о получении.
Договор возмездного оказания услуг может содержать дополнительные условия о претензионном порядке. Например, там прописывают допустимые способы направления претензии или срок со дня направления претензии, по истечении которого допускается обращение в суд.
Суд. Если переговоры не помогают, то за разрешением спора обращаются в суд. В России две системы судов: суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Чтобы определить, в какой суд обращаться, сначала определяют, кто стороны спора. Суды общей юрисдикции рассматривают споры между физическими лицами. Так на языке юриспруденции называются люди, которые не занимаются предпринимательством. В арбитражных судах судятся организации и индивидуальные предприниматели по экономическим спорам.
Если хотя бы одна из сторон — физическое лицо, дело должно рассматриваться в суде общей юрисдикции.
Чаще всего в исковом заявлении стороны договора возмездного оказания услуг просят взыскать неустойку или убытки. Например, если исполнитель уже оказал некачественные услуги, скорее всего, проще взыскать с него деньги и обратиться к другому исполнителю.
Какие ошибки чаще всего делают в договоре
При заключении договора стороны иногда допускают ошибки, которые могут привести к финансовым потерям.
Используют непонятные формулировки. При описании услуги стороны используют непонятные и абстрактные формулировки: «исследование рынка», «продвижение товара», «консультационные услуги». Такие выражения не раскрывают суть и нюансы согласованной услуги. В результате исполнитель может оказать не ту услугу, которую хотел получить заказчик. В свою очередь, заказчик откажется оплачивать услугу, между сторонами возникнет спор, который может дойти до суда.
В одном деле исполнитель с заказчиком заключили договор об инжиниринговых и консалтинговых услугах, но не уточнили, что будет в них входить. Исполнителю перечислили аванс, потом что-то пошло не так, и заказчик попросил деньги вернуть. Исполнитель отказался, заказчики пошли в суд. Суд не смог понять, что такое инжиниринговые и консалтинговые услуги, и встал на сторону заказчика: признал предмет договора несогласованным и взыскал с исполнителя полученный ранее аванс. Мол, непонятное наименование услуг — возвращай все как было.
Чтобы этого избежать, следует указать в разделе «Предмет договора» именно то действие, которое исполнитель должен оказать. Например, вместо «исследование рынка» лучше написать «определение покупательского спроса на перечисленные в Приложении № 1 к настоящему договору товарные марки на территории Ставропольского края по методике, изложенной в Приложении № 2 к настоящему договору». Чем конкретнее будут сформулированы услуги, тем лучше. В разделе «Обязанности сторон» можно детально описать процесс оказания услуги.
Не составляют акты. Другая часто встречающаяся ошибка — стороны не составляют акт об оказании услуг или отражают в нем неполную информацию. Гражданский кодекс не требует составления акта оказанных услуг, но его отсутствие повышает вероятность спорной ситуации. Заказчик может настаивать на возврате средств, которые были перечислены исполнителю, или отказаться от оплаты услуг. Подписание акта фиксирует, что заказчик принял услугу и на момент подписания у него не было к ней замечаний. Если у заказчика есть какие-то замечания, их также можно отразить в акте.
Путают договор возмездного оказания услуг с договором подряда. Иногда стороны в спешке находят в интернете не тот шаблон договора — вместо договора оказания услуг используют договор подряда. Если такой договор попадет в суд, его оценят не по названию, а по смыслу. В результате произойдет путаница.
Например, исполнитель думал, что привлекать субподрядчиков можно в силу закона и поэтому не прописывал этот момент в договоре. В суде ему пояснили, что на самом деле он заключил договор оказания услуг и по закону не может привлекать соисполнителей, если иное прямо не прописано в договоре.