к какому классу игр относятся досуговые игры
Виды игр и их классификация в педагогике
Классификация видов игр и их функции
П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Позже Н.К. Крупская назвала игры, разделенные по этому же принципу, немного по-другому: творческие (придуманные самими детьми) и игры с правилами.
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. C.JI. Новиковой была разработана и представлена в программе «Истоки» новая классификация детских игр. В ее основу положен принцип инициативы организатора (ребенка или взрослого).
Выделяется три класса игр.
1. Самостоятельные игры (игра-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями (игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные, или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Еще одну классификацию детским играм дал О.С. Газман. Он выделяет подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, компьютерные игры, дидактические игры, игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
На наш взгляд, наиболее развернутой и подробной является классификация игр С.А. Шмакова. За основу он взял человеческую деятельность и выделил следующие виды игр:
1. Физические и психологические игры и тренинги:
— двигательные (спортивные, подвижные, моторные);
— экспромтные игры и развлечения;
— лечебные игры (игротерапия).
2. Интеллектуально-творческие игры:
— дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);
— игровые методы обучения.
— творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);
— деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).
Г. Крайгом описаны наиболее типичные детские игры.
Перечисленными видами игр не исчерпывается весь спектр игровых методик, однако, как правильно подчеркивается, на практике чаще всего используются именно эти игры, либо в «чистом виде» либо в сочетании с другими видами игр.
Д.Б. Эльконин выделил следующие функции игровой деятельности:
— средство развития мотивационно-потребностной сферы;
— средство развития умственных действий;
— средство развития произвольного поведения. Выделяются и такие функции игры, как обучающая, развивающая, релаксационная, психологическая, воспитательная.
Другие авторы считают, что игра выполняет следующие функции.
1. Функции самореализации ребенка. Игра является для ребенка полем, в котором он может реализовать себя как личность. Здесь важен сам процесс, а не результат игры, так как именно он является пространством для самореализации ребенка. Игра позволяет познакомить детей с широким спектром различных областей человеческой практики и сформировать проект снятия конкретных жизненных затруднений. Она не только реализуется в рамках конкретной игровой площадки, но и включается в контекст опыта человечества, что позволяет детям познать и освоить культурную и социальную среды.
3. Диагностическая функция. Игра обладает предсказательностью, она более диагностична, чем любая другая деятельность, так как сама по себе есть поле детского самовыражения. Эта функция особенно важна, поскольку в работе с детьми трудноприменимы методы опроса, тесты. Более адекватным для них является создание игровых экспериментальных ситуаций. В игре ребенок выражается и выражает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения.
4. Терапевтическая функция. Игра выступает как средство аутопсихотерапии ребенка. В игре ребенок может вернуться к травмирующим переживаниям своей жизни или к об стоятельствам, в которых он не достиг успеха, и в безопасной для себя обстановке заново проиграть то, что причинило ему боль, расстроило или напугало.
Дети сами используют игры как средство снятия страхов и эмоционального напряжения. Например, различные считалки, дразнилки, страшилки, с одной стороны, выступают носителями культурных традиций общества, с другой — являются мощным средством проявления эмоционального и физического напряжения. Оценивая терапевтическое значение детской игры, Д.Б. Эльконин писал: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которую получает ребенок в ролевой игре. Отношения, в которые игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстником, отношения свободы и сотрудничества вместо отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту».
5. Функция коррекции, которая близка к терапевтической функции. Одни авторы объединяют их, подчеркивая коррекционно-терапевтические возможности игровых методов, другие разделяют, рассматривая терапевтическую функцию игры как возможность достижения глубинных изменений в личности ребенка, а коррекционную — как трансформацию типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.
6. Развлекательная функция. Развлекательные возможности игры привлекают ребенка к участию в ней. Игра — тонко организованное культурное пространство ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Игра как развлечение может способствовать крепкому здоровью, помогает устанавливать позитивные отношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки.
7. Функция реализации задач возраста. Дошкольнику и младшему школьнику игра создает возможности для эмоционального отреагирования трудностей. Для подростков игра является пространством построения отношений. Для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности.
Игра является ведущим видом деятельности только в дошкольном возрасте. По образному выражению Д.Б. Эльконина, игра сама в себе содержит свою гибель: из нее рождается потребность в настоящей, серьезной, общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что становится важнейшей предпосылкой для перехода к учению. Вместе с тем на протяжении всех лет обучения в школе игра не теряет своей роли, и особенно в начале младшего школьного возраста. В этот период содержание и направленность игры меняются. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Реферат «Классификация детских игр»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
На тему: «Классификация детских игр»
Классификация детских игр С.Л.Новосёловой……………….…………..3
Приложение 1. Схема классификации игр…….………………………….10
Приложение 2. Схемы классификации игр (по С.Л.Новоселовой) ……………………………………………………………………………….. 11
Тема моего реферата «Классификация детских игр»
Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является изучение современной классификации детских игр.
Объект исследования – классификации детских игр
Предмет – виды детских игр
При написании реферата использую метод комплексного анализа текста
Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Авторы классификаций игр: Ф. Фребель, К. Грос, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская.
Классификация детских игр С.Л. Новосёловой
Разные авторы по-своему рассматривают классификацию игр и дают определение самого понятия «игра». Рассмотрим классификацию игр по С.Л. Новоселовой. В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Выделяет три класса игр:
1.Игры, возникающие по инициативе ребенка
— Самостоятельные сюжетные игры
2.Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями:
— игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;
— досуговые игры: игры – забавы, игры – развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;
3.Игры, идущие от исторически сложившихся традиции, этноса (народные ), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх. В свою очередь творческие игры разделяют на режиссерские, сюжетно – ролевые и театрализованные.
В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки). Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам. Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной книги. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий. В игре главным компонентом является речь. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые и выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, ритм высказываний, логические ударения и. т.д. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, и.т.д.) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензии.
Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в младшем школьном возрасте.
Важнейшее условие для развития режиссерских игр – создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.
Основное условие для развития сюжетно – ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребенка.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы). Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями).
В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно – ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр), дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, творчество.
На интерес к театрализованным играм у детей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, включение их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям. Укреплению интереса способствует участие в оформление спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок.
Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условие для того, чтобы как можно больше изобразительности, творчества проявили сами дети.
Основная особенность дидактических игр определена их названием. Это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании и реализуется с помощью игровых действии, которые выполняют дети.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнять игровые действия, добиться результата. Активное участие побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему – то научиться в легкой, непринужденной форме. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.
1.Обучающая (дидактическая) задача. Для детей обучающая задача формируется как игровая. В игровой задаче раскрывается «программа» игровых действии. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: « Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и.т.д.
2. Игровые действия. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: нащупать игрушку, описать ее и. т.д. Детей в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия.
3.Правила. Правила обеспечивают реализацию игрового действия. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.
Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности) по преобладающим движениям (игры с мячом, с лентами, с обручем).
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, двигаться, манипулировать предметами и др. Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Выделена лишь наиболее распространенная.
В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Классификация детских игр С.Л. Новоселовой.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
*С.Л. Новоселова Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца.
В качестве основы классификации выдвигает категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры.
*с природными объектами
*со специальными игрушками для экспериментирования
б. Сюжетно-самодеятельные игры:
Предлагаемая классификация игр позволит представить направление использования различных видов игр в педагогическом процессе.
— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
— в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
— как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Спектр целевых ориентаций
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» я т.д.), встроенных в основное содержание обучения.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов (рис. 5).
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Новая классификация детских игр
Изучение проблем игровой деятельности в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, а затем в Центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца позволило уточнить ряд принципиальных положений относительно специфики игровой деятельности дошкольников и выстроить современную классификацию игр С. Л. Новоселовой. В рамках этой классификации были четко разведены игры, составляющие ведущую деятельность дошкольника и обеспечивающие его возрастное развитие, и игры, несущие специализированную обучающую функцию или приобщающие ребенка к определенным культурным эталонам. Определяющим критерием в данной классификации выступает понятие инициативы в игре, которая может принадлежать самим детям, взрослому или этносу. Соответственно выделяются три основных класса игр с неодинаковым развивающим потенциалом.
Первый класс игр – игры, возникающие по инициативе детей
Такие игры называются самодеятельными. Это определение для подчеркивания особого качества детской игры использовалось и ранее. Так, А. В. Запорожец особое внимание обращал на то, что наибольшее влияние на психическое развитие ребенка игра приобретает, только переходя в форму детской самодеятельности. Однако в качестве термина оно появляется только в новой классификации, определяя класс игр, в которых дети сами задают себе цель, выбирают средства и способы ее осуществления. Иначе говоря, затевая такую игру, дети не просто определяют сюжет, выбирают персонажей, организуют предметную среду своей игры и выбирают себе партнеров, но и сами ставят себе игровые задачи и находят их решения доступными им игровыми способами. В исследованиях Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой было показано, что детская игра протекает по принципу последовательной постановки и решения игровых задач. При этом под игровой задачей понимается система условий, в которых задается мнимая цель, понятная ребенку по его жизненному опыту и направленная на воспроизведение действительности игровыми способами и средствами.
Только самодеятельные игры представляют собой ведущую деятельность и имеют решающее значение для детского развития. Они не ограничены рамками сюжетно-ролевой игры, а представлены целым рядом подвидов. Однако такие игры не возникают сами собой, «на пустом месте». Для их появления и успешного развития игровой опыт ребенка обязательно должен включать игры двух других классов.
Второй класс игр – игры, связанные с исходной инициативой взрослого
В таких играх именно взрослый задает цели игры, определяет способы и средства их реализации, даже если лично в игре и не участвует. Например, правила игры (скажем, собирания чего-то в определенной последовательности) изначально закладываются взрослым в конструкцию при создании той или иной дидактической игрушки. К играм этого классаобращаются чаще всего в воспитательно-образовательных целях: дидактические игры и игрушки используются на различных обучающих занятиях, а сюжетно-дидактические игры выступают удобным средством приобщения детей к сюжетной игре.
Одним из важнейших признаков хорошей дидактической игры будет ее привлекательность для ребенка, что, к сожалению, очень часто упускается из вида при их создании, поскольку все внимание авторов бывает направлено именно на предметное содержание игры. В этом случае вместо дидактических игр получаются типичные задания-упражнения, которые мало ориентированы на то, чтобы дети играли в них по собственному желанию. Если же дидактическая игра органично включается в жизнь детей, она может и очень эффективно помогать в закреплении различных знаний и умений, и способствовать обогащению содержания детских самодеятельных игр. Это подчеркивала в свое время еще А. П. Усова, отмечавшая, что в дидактической игре дидактизм должен быть на Уровне автодидактизма, но автодидактическая игра у нас слабо развивается практикой и совершенно недостаточно разрабатывается педагогической наукой. Подчеркивая разницу между дидактической игрой и игровым упражнением, А. П. Усова с сожалением отмечала, что взрослые охотнее всего изобретают именно игровые упражнения, хотя называют их играми.
Значительное место среди игр по инициативе взрослого принадлежит организованным сюжетным играм. На них следует обратить особое внимание. Игра, которую организует взрослый с целью решения тех или иных конкретных педагогических задач, не развивается сама, «не имеет имманентного развития» и соответственно не ведет к развитию ребенка в этой деятельности, а выступает лишь удобной формой его обучения тем или иным конкретным знаниям или умениям.
Доминирование организованных игр ведет к уменьшению времени на самодеятельные игры и ограничению возможности последних оказывать влияние на детское развитие. Однако их полное отсутствие ничуть не лучше в таких условиях детские игры примитивизируются и не получают возможностей для развития.Поэтому необходимо соблюсти правильный баланс: если организованных игр не будет вовсе, современный ребенок может не получить необходимого игрового опыта. Если работа педагога ограничится только организацией подобного рода игр, ребенок так и не научится играть сам.
Организация сюжетных дидактических игр — необходимое, но недостаточное условие становления самодеятельной игры. Второе необходимое условие, это создание социопредметных условий и предоставление достаточного времени для самодеятельных игр детей.
Таким образом, данная классификация наглядно показывает, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает, с одной стороны, не всякая сюжетно-ролевая игра, а с другой — не только сюжетно-ролевая игра.
Третий класс игр — народные, идущие от исторической инициативы этноса
Это так называемые традиционные или народные игры. На протяжении веков они способствовали приобщению детей к определенным культурным эталонам, а также воспитанию у них родовых психических способностей человека и важнейших черт этноса, которому принадлежит игра. По сути, народные игры очень близки играм, возникающим по инициативе взрослого, но существенным отличием здесь будет то, что «программа», их содержание в данном случае определяются не конкретными образовательными целями и задачами, зависящими от того или иного этапа развития общества, не господствующими взглядами на содержание педагогического процесса, личными предпочтениями педагога и пр., а многовековым опытом, нацеленным на решение более общих задач, чем формирование определенных конкретных умений и навыков.
Во избежание путаницы при отнесении конкретной игры к тому или иному классу и правильной оценки ее развивающего потенциала, следует четко определить понятия «инициатива, исходящая от субъекта игры» и «инициатор игры».
Тот, кто предлагает игру, выступает ее инициатором, но это не имеет никакого отношения к классу игры, а вот инициативой (определяющей этот класс) обладает тот, кому принадлежат цели, способы и средства осуществления данной игры. Так, если игру (ее тему) предложил взрослый, а ребенок начал самостоятельно разворачивать сюжет в соответствии со своими игровыми интересами и задачами, такая игра будет, безусловно, самодеятельной. А если ребенок сам берет дидактическую игрушку и начинает ее собирать в соответствии с правилами, заложенными при ее создании взрослым, такая игра будет самостоятельной, но не самодеятельной, поскольку цели, способы и средства в такой игре исходно принадлежат взрослому. Здесь внимание должно быть уделено не тому, во что играет ребенок, а тому, как он играет. Например, ребенок берет шахматы, и далее у него на доске пешки катаются на «конях», а остальные фигуры встречаются, гуляют, беседуют, ходят друг к другу в гости — это, конечно, будет самодеятельная сюжетная игра. В народных и традиционных играх, независимо от того, кто эту игру ребенку предлагает, цели, способы и средства игры, зафиксированные в ее правилах, принадлежат этносу, если эти правила произвольно меняются, игра может поменять свою психологическую сущность.
Итак, неважно, кто начинает или предлагает игру, важно то, кто и как в нее играет, т. е. значение имеет то, кому принадлежит инициатива в самой игре, а не в ее предложении.
Таким образом, понятие инициативы в игре связанно с внутренней, а не внешней характеристикой игры. Данная классификация позволяет четко отделить игру как ведущую деятельность от игровой формы любой другой деятельности, которую инициирует взрослый. Психологическая классификация предложенная С. Л. Новоселовой определяя внутреннюю сущность игры, независимо от того, в какой форме она реализуется (ведь та же сюжетно-ролевая игра может быть и самодеятельной и сюжетно-дидактической).
Конспект беседы «Мир профессий. Классификация профессий» (для детей среднего школьного возраста) Ребята, давайте поговорим о том, как возникли профессии. Представьте первобытных людей, живших в далеком каменном веке. Люди одного племени.
Конспект НОД «Фрукты: яблоко, груша. Сравнение. Классификация» Тема:«Фрукты: яблоко, груша. Сравнение. Классификация»Цель:Продолжать знакомить детей с фруктами: яблоком и грушей. Учить сравнивать яблоко.
Классификация русских народных подвижных игр Все русские народные подвижные игры можно условно разделить на сюжетные, например «Гуси-гуси», «Краски», «Филин и пташки», «Скачет зайка»,.
Моя новая группа «Радуга» Вот и наступил новый учебный год. Для меня он действительно новый: новые малыши, новые родители, новая группа. Теперь у меня группа называется.
Моя новая работа Для начала хочу искренне поблагодарить всех, кто посещает мой сайт и высказывает свое мнение о моих работах. Огромное спасибо и прошу простить.
Новая раздевалка. Здравствуйте, дорогие коллеги!Сайт маамам посещаю всегда с удовольствием-сколько талантливых людей, интересных идей! Хочу так же поделиться.
В каждый миг новая роль (фотоотчет) Новогодняя пора. Утренники оформление, роли. До чего же насыщенная и интересная жизнь воспитателя. Мы и оформители, и дизайнеры,и режиссеры.