что такое религиозные фанатики
Психология религиозного фанатика
В то же время, без той или иной системы верований и убеждений (не исключая и атеистических) человек оказывается в этой жизни как путник без компаса в непроходимом лесу, полном опасностей, когда непонятно даже в каком направлении двигаться и за что ухватиться.
Абсурдно-то абсурдно, но для некоторых это не очевидно.
Так человек становится религиозным фанатиком.
Опишем основные черты религиозного фанатика.
Фанатикам неуютно и тревожно, если рядом с ним находятся люди, верящие во что-то отличное от его веры. И самоуспокоения ради, для собственного же комфорта, фанатики начинают навязчивую миссионерскую деятельность по «обращению заблудшего ко свету Истины».
То что эта «истина» является таковой только для фанатиков, их обычно не смущает, так как они ощущают себя носителем «абсолютной истины», обязанными донести ее до каждого.
Внимание фанатиков постоянно обращено на окружающих. Вместо того, чтобы работать над собственной душой, они мнят себя спасателями заблудших и учителями невежественных. Они постоянно делают замечания окружающим, тычут их носом, читают мораль и требует от них, чтобы они выполняли предписания их религии. Они попросту не понимают, что другим их религия может быть просто безразлична. Неудивительно, что со стороны иноверцев фанатики нередко получают закономерный отпор, их попросту ставят на место, прося «не лезть со своим уставом в чужой монастырь».
В ответ на отпор иноверца, фанатики еще больше убеждаются в его «бедственном» состоянии, заявляя, что он [якобы] одержим злыми духами, раз не хочет слышать «слово истины». Подобное «несчастье» приводит к тому, что фанатики начинают даже молиться своему богу за несчастного иноверца как за «болящего», засовывать в его вещи свою религиозную атрибутику (например, кресты, иконы, молитвы на бумаге), разбрызгивать в его жилище или тайком подливать в его пищу святую воду, и т.д.
Фанатики очень боятся колдовства. Им может постоянно мерещиться, что другие хотят навести на них порчу или наслать злых духов. Этот страх заставляет их еще больше молиться, хотя во многих случаях количество ежедневного времени, посвященного посещению храма и домашним молитвам, уже и так превышает все возможные пределы. Некоторые, наиболее «набожные», считают своей обязанностью посещать храм каждый день.
Человек иной религии вызывает у фанатика настороженность, которая, ища разрядки, может вылиться:
— либо в разрыв контакта («нам с вами общаться запрещено»);
— либо в начало проповедей для обращения «заблудшего» иноверца.
Третьего варианта для фанатика не дано. Он просто не способен на конструктивный диалог с представителем иной религии.
В общении фанатик использует множество недопустимых приемов спора, среди которых:
б) отсылка к «богодухновенному писанию»и авторитету бога.
Фанатик как правило сам уверен в богодухновенности этого писания, он просто не в курсе об истории написания «священной книги» множеством разных людей и о том что она писалась и заимствовалась из различных мифологий других народов, порой очень сильно искажая первоисточники.
в) переход на обсуждение личности собеседника.
Сюда входят унижения, оскорбления, в частности происходит обвинение собеседника в глупости, неспособности понять написанное, неспособности понять то, что ему объясняют. Он относится к собеседнику как к «заблудшей овце», у которой неправильное мировоззрение и которую срочно нужно «спасти, привести к Истинной вере». Возможны также обвинения в ненормальности или «одержимости бесами», которые-де и мешают понимать объяснения.
г) самовосхваление, попытки убедить в своей исключительности.
Говорится, что «мы знаем Истину», «сам бог открыл нам», «наша вера это Истина», «только мы знаем как правильно».
е) псевдо-тождества,
такие как «Наша вера = добро, свет, бог, Истина».
Почему человек становится религиозным фанатиком?
Начиная исповедовать какую-то религию, такой человек, хотя еще сам является неофитом, сразу же начинает учить других. Этим самым, он самоутверждается в своих собственных глазах, тем самым компенсируя неуверенность в себе. Уча других, он ставит себя выше других и тем самым стремится поднять свою самооценку.
Немаловажную роль играет так же и его принадлежность к религиозной общине. Теперь он чувствует себя ее частью, и, будучи неуверенным в себе самом, переносит всё свое доверие на общину, растворяясь в ней и становясь «ретранслятором» ее идей.
У такого человека, на самом деле, еще больше подрывается вера в себя. Вместо того, чтобы верить в себя, он всё свое доверие отдает общине. И, закономерным образом, чувствует себя безопасно только среди своих единомышленников. Он как бы целиком и полностью растворяется в своей религиозной группе (с этим растворением связано и отсутствие критичности к получаемой информации) и отказывается формироваться как отдельная личность. В этом смысле, можно говорить даже о психическом регрессе (упрощении) психики такого человека.
Вырванный из своей религиозной группы, находясь лицом к лицу с уверенным в себе и здраво рассуждающим представителем другой религии, который нередко еще пытается логически показать несостоятельность тезисов его веры, такой человек испытывает панический страх и его собственная психика выдает защитную реакцию, немедленно включая «ретранслятор» ценностей группы и отключая собственное, и без того слабое, мышление.
Почему люди становятся религиозными фанатиками? Разговор с психологом
Управление общественного развития города Алматы рассказывает, как не стать адептом секты и что делать родным, если это всё-таки случилось.
Религиозный фанатизм – это болезнь, несущая огорчение и бедствие не только для адепта той или иной секты, но и для его семьи. Такие люди склонны к заблуждению, помешательству и неспособности слышать и понимать других. Как человек становится религиозным фанатиком, можно ли его вылечить, и куда нужно обращаться? На эти вопросы ответил психолог Бауыржан Ахметов. Он работает сотрудником Центра консультации и реабилитации при Управлении общественного развития города Алматы и много лет изучает психологию поведения деструктивно настроенных людей, помогая им и их родным выйти из сложной ситуации.
Слепая вера
– Бауыржан, давайте ответим на вопрос: кто такие религиозные фанатики?
– Религиозные фанатики – это адепты определённых течений, которые во что-то слепо верят. А именно: человек убеждён только в своей правоте либо правоте лидера, который его на этот путь наставляет. Потому что ни одна деструктивная организация не обходится без лидера. В первую очередь фанатика определяет то, что он лишён критического мышления, так как он не осознаёт, не размышляет, не относится критически к полученной информации, а полностью впитывает её в себя, видя истину только в одном. Все остальные, кто думает иначе, для него враги. «Они не знают истину, невежественны», – думает он. Иногда доходит до крайности, что от людей, пытающихся его вразумить, фанатик просто избавляется или держит их подальше от себя.
– Какие люди подвержены религиозному фанатизму?
– Мы не можем утверждать, что религиозной фанатичности подвержена лишь какая-то определённая группа, которая не обладает современными знаниями, отстаёт от прогресса, какие-то люди, «выросшие в лесу». Это не так, среди данной группы мы видим людей, которые иногда получили не одно, а два высших образования, встречаются материально обеспеченные люди. Можно сказать, с точки зрения психологии, что у таких людей есть предрасположенность к акцентуации своего характера. Им необходимо демонстрировать то, в чём они убеждены. Делают это они посредством своей религиозной атрибутики, внешности. Они видят в этом своё умиротворение, они этим живут. Если мы говорим о фанатизме, то можно сказать, что у каждого человека есть свои кумиры и человек всегда пытается кому-то подражать, например, в манере одеваться или причёске, то есть демонстрировать свою приверженность чему-то.
Также бывает тип замкнутых людей, которые всё переживают внутри себя. Доходит иногда до того, что не общаясь с другими людьми, не высказывая свою точку зрения, они начинают развиваться внутри себя. У них появляются какие-то собственные убеждения. Это приводит к тому, что они ограничиваются только тем, как они сами думают. Бывают люди, которые отличаются жестокостью. Мы можем видеть религиозных фанатиков, которые крайне жестоки. Получают удовлетворение, когда приносят какую-то жертву или даже сами себя приносят в жертву. Фанатизм можно связать с психопатией. Кажется, что человек самодостаточен: есть машина, бизнес, – но что творится у него в голове, мы знать не можем.
– Как становятся религиозными фанатиками?
– Нельзя сказать однозначно, что это люди, которые испытывают комплексы, обижены на жизнь. Потому что бывают разные категории людей, которые ищут свою истину, предназначение в этой жизни, но не могут найти. И определённые люди предлагают им взамен свою интерпретацию, часто будущие адепты попадают под влияние таких людей. Если говорить о внешнем влиянии, то человек всегда зависит от общества, и мнение другого человека для него очень важно. Например, его не понимают окружающие или он получал психологические травмы в детстве, но вдруг он встретил людей, которые его понимают с полуслова (замечу, что лидеры таких организаций очень хорошие психологи, они используют разные методы, будь-то разные техники эмпатии или нейролингвистическое программирование). Лидер всеми своими действиями показывает, что он сопереживает такому человеку, что именно он нужен ему. Появляется чувство, что ты кому-то не безразличен, что живёшь ради какой-то идеи, человек видит для себя какую-то миссию. Но они не понимают, что являются просто пушечным мясом для чьей-либо политической и экономической деятельности.
Мы видим, что фанатики не оставляют своё имущество детям, а переписывают на организации, которым слепо верили. Вспомните слова Рона Хаббарда, основателя саентологии: «Если хочешь разбогатеть – придумай свою религию». Отмечу, что в нашем обществе и по нашему законодательству мы не можем обвинить или прямо назвать человека сектантом, так как оскорбим его взгляды. Поэтому где находится эта граница, самая крайняя точка, сказать сложно. Это работа теолога-психолога. Создаются специальные центры по вопросам консультации и реабилитации в каждом городе. На данный момент людей, которые поддаются влиянию, в Казахстане немало.
– Быть может, вы можете назвать цифры?
– Цифрами оперировать сейчас я не буду, это больше вопрос к Центру мониторинга и анализа, но скажу вам из своей практики, что из десяти человек, которых я принимаю в день, один, как правило, является ярым последователем какого-то деструктивного религиозного течения.
Операция «Жусан»
– Что сделать, чтобы спасти такого человека, и нужно ли его спасать?
– Конечно, спасать такого человека нужно, иначе государство не ставило бы себе задачу реабилитировать таких людей и давать им консультации. Мы помним последние события, когда наши сограждане выезжали в зону боевых действий к террористам, и в конце концов, когда сталкивались с реальностью, многие из них очнулись от мифов, которые им рассказывали, все заоблачные сказки исчезли сами по себе. Они увидели там реальность, из которой уже не было пути назад. Многие там и погибли. Хорошо, что задачей нашего государства было вернуть этих людей назад, вспомним хотя бы операцию «Жусан» (возвращение казахстанцев из Сирии. – Авт.) Вспомним двухтысячные годы в России, когда говорили, что грядёт конец света, тогда определённая группа староверов в тайге вошла в пещеру и очень длительное время там пребывала, многие из них там же и умерли.
– Что нужно сделать, чтобы спасти такого человека? К примеру, мой родственник стал замкнутым, ходит на какие-то встречи к адептам. Какой алгоритм моих действий?
– В первую очередь ключевую роль играет семья. Люди, вступившие в религиозные секты, почти всегда ищут там поддержку, взаимопонимание, потому что не получали всего этого в семье. Эта проблема идёт с самого детства, поэтому нужно больше разговаривать со своими детьми на разные темы. Если вы уже увидели, что ваш родственник вовлечён, то нужно в первую очередь привлечь специалиста – теолога, психолога. Они помогут раскрыть все вопросы, которые у адепта возникали. И самое главное, он сам сможет анализировать ситуацию. Цель – чтобы фанатик включил свой мозг, только тогда начнётся процесс, когда он начинает критически воспринимать всё происходящее. Вторая цель – это разорвать пагубное влияние на человека религиозной секты.
– Каким образом разорвать? Физически запретить ему туда ходить?
– Физически, конечно, запретить вы не сможете. В 21 цифровом веке каждый может сидеть дома, и общаться хоть с кем на расстоянии. Здесь важно доверие близких и родных. Он должен чувствовать это, что ему желают добра. Если мы скажем: «Ты религиозный фанатик! Мы возьмём тебя и пойдём переубеждать!», – то, естественно, он включит защитную реакцию. Только доверие близких, доверие к специалисту может иметь благоприятный результат.
– Являются ли созависимыми от религиозного фанатика его родственники?
– Да, бывает такое, что адепты своим поведением и убеждениями затягивают и своих родственников. Поэтому ответ всему – это религиозная грамотность. Если её не иметь, то подлог истины можно сделать какой угодно. Для чего сейчас в казахстанских школах вводят религиоведение? Для того чтобы у людей с самого детства была правильная информация, правильный источник, так как подлог может быть всегда.
– Можете назвать виды религиозного фанатизма среди подростков, молодёжи?
– Сейчас мы можем наблюдать в разных социальных сетях интерес к вопросам эзотерики, сатанизма. У молодёжи к этому большой интерес, это популяризирует эстрадная культура и неформальная культура среди подростков. Хочу отметить, что фанатизм будет присутствовать всегда. Самое главное – это наше общество, что мы будем делать, будем ли давать этому фанатизму расти.
– Как отдельные личности могут культивировать религиозный фанатизм с целью заработать? Построено ли это как бизнес в Казахстане? Вы с таким сталкивались?
– Каждый ли человек может стать религиозным фанатиком?
– Религиозным фанатиком никогда не станет человек, который самокритичен. Не каждый человек будет вестись на то, что ему проповедуют. Не каждый будет адептом и слепо во что-то верить, иначе мы бы сейчас наблюдали шквал таких фанатиков.
В первую очередь я бы хотел призвать всех родителей к тому, чтобы они с самого детства знали об интересах своего ребёнка: кто является его кумиром. Задайте вопрос: почему кумиром не является его собственная мама или папа, а какой-то незнакомый человек? Это, наверное, самое главное.
И напоследок отмечу, что на данный момент юридически зарегистрировать любую организацию в Казахстане гораздо сложнее, чем в 1990-2000 годах. Тогда было достаточно около 4-10 человек, чтобы юридически существовать как религиозная организация. Это и есть меры, которые принимает государство, чтобы предупредить распространение религиозного фанатизма в Казахстане.
Религиозный фанатизм: чем он так опасен?
Должно быть, каждый из нас в жизни сталкивался с проявлениями религиозного фанатизма. По крайней мере, уж точно хорошо знает о нем из новостей или истории. Мы же поговорим о том, существует ли такого рода фанатизм в православии. Как он проявляется и к чему приводит?
Что такое фанатизм на религиозной почве?
Само слово («fanum» в переводе с латинского означает «капище») указывает на языческое, культовое происхождение этого понятия. «Фанатик» переводится как «исступленный» — значит, человек, который «не ведает, что творит», не отдает себе отчета, больной.
Чем же отличается фанатизм на религиозной почве? Во-первых, чрезмерной приверженностью какой-то одной идее, часто искаженной. Во-вторых, отсутствием самокритики, нежеланием посмотреть на себя со стороны, самоуверенностью. И в-третьих, неприятием других взглядов, вплоть до жесткой агрессии.
Религиозный фанатизм как форма нетерпимости к другим отрицает саму религию, к которой он якобы относится. Он является большой разрушительной силой, патологией. Православие, например, четко учит, что мы должны ненавидеть грех, но любить грешника. Фанатик же все искажает и, движимый ревностью не по разуму, все переносит на конкретную личность. Здесь уместно будет вспомнить слова Феофана Затворника:
Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога
Стоит, однако же, оговориться, что нецерковные люди под этим понятием подразумевают нечто совсем иное. Верующими фанатиками они считают всех, кто ходит в церковь чаще, чем на Пасху и Крещение. На это, конечно же, не стоит обращать внимания.
В чем он проявляется?
Религиозная нетерпимость проявляется, в первую очередь, в том, что одержимый ею человек, будучи уверен только в своей правоте, не способен слышать других. Свою агрессию он, как правило, выливает на конкретных «ошибающихся» людей. В настоящем православии, мы знаем, все обстоит не так. Хотя мы и убеждены, что наша вера — единственная истинная, но больше всего Господь учит нас уважать чужую свободу.
Самым же масштабным и трагичным проявлением такого религиозного фанатизма стали старообрядцы. Они ухватились за букву, догмат вероучения и забыли про дух. Сейчас таких приверженцев одного обряда мы называем обрядоверами. Тогда же люди даже сами сжигали себя заживо, не желая отступить от староотеческой формы исповедания своей веры. Скольких человеческих жертв это стоило, мы знаем.
Массовые убийства и самоубийства — это крайние, конечно, проявления псевдодуховного фанатизма. В нашей повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся с другими его проявлениями. Например, когда кто-то исступленно начинает навязывать свою веру или же бросается кого-то «спасать», когда сам «погибающий» о том не просит. Все это является тоже ненормальной формой проявления своей религиозности.
Ревность не по разуму
В православии для обозначения религиозного фанатизма употребляется еще другое название: «ревность не по рассуждению». Выражение взято из «Послания к Римлянам святого апостола Павла»: Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2). Уже из этих слов видно: истинное христианство призывает трезво, рассудительно относиться ко всему. Оно не является религией экзальтированных мечтателей.
Это касается всех сфер церковной жизни человека, начиная с определения меры поста и молитвенного правила и заканчивая выбором жизненного пути. Поэтому случаи, когда люди «перемаливаются» или истощают себя голодом до тех пор, пока не попадают в соответствующие лечебные заведения, не являются нормой для православия. По крайней мере, Церковь уж точно этому не учит.
Причины болезни
Конечно, религиозная нетерпимость, как и любая нетерпимость к ближним, является грехом, причем довольно тяжким. Она полностью противоречит одной из двух самых главных заповедей Евангельской проповеди: Возлюби ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:39). Как и любой грех, фанатизм в православии имеет своим истоком (или основанием) другие греховные наклонности:
Также причиной такого рода крайних проявлений нетерпимости к чужим взглядам могут быть различные психические отклонения. Установлено, например, что религиозному фанатизму наиболее подвержены люди определенного психотипа. Как правило, это люди неуравновешенные, экзальтированные, склонные к большим эмоциональным переживаниям, с плоским и ограниченным мировоззрением.
Замечено также, что к конфликтам на религиозной почве зачастую бывают склонны люди, которые в детстве жили в недопонимании, с постоянными страхами по этому поводу. Во взрослом возрасте такие люди, найдя группку единомышленников, пытаются спрятаться за ней, как за каменной стеной. Однако заложенное уже в подсознании чувство страха продолжает их мучить, заставляет сражаться со всеми инакомыслящими «до последней капли крови», стараясь защитить свой обретенный якобы «покой».
Лечится ли фанатизм?
Безусловно, через Таинства, существующие в Церкви, любой человеческий грех может быть исцелен. Условие только одно — покаяние. Но особенностью религиозного фанатизма как раз является то, что человек свою ревность не по разуму не воспринимает как что-то неправильное, искаженное. Он уверен, что «истина в последней инстанции» принадлежит ему одному, а с другим мнением считаться он не согласен.
В этом и состоит главная трудность исправления религиозного фанатика. Пока он сам не задумается, не станет смотреть на себя самокритично (или же не произойдет что-то такое, что заставит его посмотреть на себя иначе), любые ваши доводы будут бесполезны. Переубедить его вы все равно не сможете. Поэтому лучше всего — стараться как-то повлиять на человека при появлении первых признаков зарождающегося заболевания.
В случае же, когда причиной такой одержимости являются серьезные психические отклонения человека, может понадобиться и медицинское вмешательство. Особенно же если такой фанатик несет большую опасность для общества.
Какие могут быть последствия?
Последствия религиозной нетерпимости могут быть самыми ужасными. Фанатизм в православии сам по себе не может пройти бесследно, никому не навредив. Во-первых, он наносит непоправимый урон душе человека, подверженного фанатизму. В крайнем своем проявлении эта болезнь способна перейти в прелесть. Это такое духовное состояние, в котором верующий, пойманный на бесовский обман, находится в самообольщении, считает себя достигшим какой-то святости. Вернуть на правильный духовный путь прельщенного практически невозможно.
В-третьих, религиозный фанатизм, без сомнения, пагубно сказывается на «имидже» самой религии, под видом которой он скрывается. Понятно, что судить о той или иной вере атеисты будут не по тому, что в ней есть хорошего, а именно по таким неправильным, искаженным ее радикальным проявлениям.
Все это говорит о том, что нам самим нужно быть весьма внимательными, чтобы не заразиться и не впасть в такое пагубное заболевание. А также попытаться оградить от него своих ближних.
Больше о данной проблеме рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:
Фанатизм (религиозный)
Фанати́зм — ревность не по разуму ( Рим. 10:2 ), в основе которой — вера без любви и рассуждения. В патристике в этом смысле обычно употребляется выражение ревность не по разуму, основанное на словах Апостола Павла ( Рим.10:2 ).
архимандрит Рафаил (Карелин):
Слово «фанатик» теперь стало употребляться где и как попало. На самом деле, фанатик – медиум ложной идеи, которую он принимает без рассуждения и оценки через разгоряченное воображение и веру в самого себя. Фанатизм – это притязание на особую нравственную элитарность и нежелание понять другого.
Термин религиозный фанатизм, наряду с прямым смыслом, часто используется:
Что такое фанатизм? Кого можно назвать фанатиком?
иеромонах Иов (Гумеров)
Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства. В 3‑й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним ( 3Цар. 18:26,28 ).
Святые отцы не применяли к христианам этот термин, как генетически чуждый началам христианской веры и имеющий определенную семантическую обусловленность. Различным уклонениям от здоровой христианской веры они всегда давали точные названия. Часто в патристике употребляется выражение ревность не по разуму, неразумная ревность. «О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному» (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 89. О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств).
Причины ревности не по разуму бывают разные: гордость, тщеславие, самомнение. Особо опасно такое неразумное рвение, когда ее питает демонская лесть: «Так, иного научает он жестоко изнурять тело свое постом, бичеванием, спанием на голой земле и другими подобными озлоблениями плоти для того, чтобы он или впал в гордыню, возмечтав, что великие совершает дела» (Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Гл. 44).
Святые отцы пишут также о разрушительных последствиях подобных уклонений от здоровой христианской веры: «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и распалил его так неестественно…» (Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам о предметах веры).
Слово фанатизм стало активно применяться с XIX века людьми неверующими и либерально настроенными христианами, отпавшими от многовековой традиции, против тех, чья религиозность не ограничивается холодным исполнением обрядов. В 20 веке в атеистическом лексиконе оно стало одно из самых употребительных понятий. Неопределенное и расплывчатое по смыслу, оно оказалось очень удобным в эпоху массового неверия для осуждения всякой религиозной активности, не укладывающейся в рамки привычного сознания. Стоит человеку, который три-четыре раза в год заходит в храм (получить крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда на работе неприятность), начать посещать церковь каждый месяц, знакомые начинают говорить, что он стал фанатиком…
Священное Писание научает нас с великой ответственностью относится к слову. «Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено ( Кол. 4:6 ) (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе).
Религиозный фанатизм
игумен Игнатий (Душеин)
Религиозный фанатизм. Еще недавно это понятие ассоциировалось лишь со школьным курсом истории времен СССР. Но что-то изменилось. И не только у нас, но и во всем мире. Теперь словами “экстремизм”, “фанатизм”, “фундаментализм” пестрят все газеты, а каждый второй политик говорит о “терпимости” и “толерантности”.
Однако очень часто одни и те же понятия для разных людей могут означать совсем разные вещи. Что же такое религиозный фанатизм?
Для нерелигиозного человека проявлением религиозного фанатизма может казаться любое проявление религиозности вообще. Пошел в Церковь и стал соблюдать посты – фанатик; говорит о том, что аборты – грех – экстремист; ну а если помянул добрым словом Царскую Россию – то просто великодержавный шовинист.
Таким образом, для людей нецерковных понятия “верующий” и “фанатик” практически тождественны. Напротив, для православного человека обвинение в фанатизме звучит по меньшей мере оскорбительно.
Что означает само слово “фанатизм”? “Фанатикос” – с латинского переводится как “исступленный”. Воспитанные на западных фильмах современные россияне именно такими и представляют верующих – нетерпимыми, исступленными, запостившимися, с горящими от нездорового экстаза глазами.
Однако подобное состояние с точки зрения православной аскетики может оцениваться только отрицательно. Православие – вообще религия трезвости. Трезвости духовной. Оно не зовет человека к возвышенным духовным состояниям, не приглашает взлетать с помощью воображения или эмоций в заоблачные дали для общения с ангельскими чинами и ликами святых угодников. Напротив, от таких “полетов” оно категорически предостерегает.
Православие всего лишь предлагает человеку трезво, без розовых очков взглянуть на себя. Присмотреться внимательно к тому, что внутри, в сердце. Увидеть то, что там реально происходит.
Фанатизм совершенно чужд, противоестественен нормальной православной духовности. В Православии есть понятие о “ревности по Боге”. Пример людей, проливших свою кровь за веру – мучеников – всегда был и остается славой и похвалой Церкви. Не есть ли это проявления фанатизма?
Ведь во всех народах и во все времена прославлялись те, кто отдал жизнь за свой народ, страну, просто за ближнего. Да и вообще, если у человека в жизни нет чего-то, что сам он ценит выше своей жизни, то это означает лишь то, что он еще не возвысился над уровнем только животного состояния.
Для христианина неприемлема сама мысль о насилии над чужой свободой. Это органически вытекает из христианского учения о Боге: Бог Сам по отношению к людям не допускает со Своей стороны никакого насилия. Христианин будет защищать свою свободу, в том числе и с оружием, но он никогда не будет посягать на свободу другого. Фанатизм же как раз и стремится путем насилия утвердить во всем мире свои “истины” 1.
Фанатизм равнодушен к духовному совершенствованию человека, его цели находятся в этом, “земном” измерении. Совсем не то в Православии. Духовная жизнь православного человека вся направлена внутрь себя. Христианин все свои проблемы видит в себе, именно там – центр его борьбы, там, в его сердце “диавол с Богом борется” 2, и там, в глубине сердечной, под завалами грехов и страстей скрыто то сокровище – Царство Божие – ценнее которого нет ничего в мире. В этом главное отличие “религиозного рвения”, “духовной ревности” от фанатизма.
Это не означает, что все происходящее вокруг абсолютно не беспокоит православных. Просто главный фронт борьбы за спасение души именно в душе, а не в Думе и не в окопах. Апостол Павел писал: “… наша брань (борьба – и.И.) не против крови и плоти (то есть людей – и.И.), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” 3. А духи злобы не угрожают нам автоматами или “поясами шахидов”, они врываются в наши сердца вместе с гневом, ненавистью, гордостью, похотью, алчностью, другими страстями.
Там, где теряется правильный вектор духовной брани, и начинается борьба не с духами злобы, не с собственными страстями, а с “плотью и кровью” – с людьми, там и возможно возникновение религиозного фанатизма.
Возможны ли такие явления в Христианстве? При нормальной духовной жизни – нет. При ее искажении – да. Именно поэтому исторические примеры религиозного фанатизма мы находим не только в иных религиях, но и во многих христианских сообществах, отпавших от полноты Православной Церкви.
Ислам, зародившись в Аравии, огнем и мечем покорил пол мира. Католицизм пытался утвердить свое господство с помощью крестовых походов. Протестанты, колонизируя Америку, осуществляли геноцид туземного населения. Различные секты часто устраивали кровавые расправы над теми, кто не спешил искать спасения души у их лидеров 4.
Когда хотят обвинить православных в фанатизме, то обычно вспоминают старообрядческий раскол XVII-го века. Действительно, трагические события, связанные с расколом, произошли не без вины высших иерархов. Но можно ли рассматривать старообрядческий раскол как явление органически характерное для Православия? Скорее наоборот. Отсутствие элементарного духовного образования у народа, излишнее обрядоверие, пристрастие к мертвой букве и к преданиям человеческим – все это искажения, а не нормальное состояние Церкви. А ведь именно это послужило причиной раскола. Репрессии против старообрядцев осуществляло правительство, а не Церковь. Достаточно вспомнить, что протопопа Аввакума казнили тогда, когда сам патриарх Никон уже был низложен и сослан. Преследование старообрядчества было вопросом актуальным для государства, и именно под его давлением церковная иерархия их оправдывала. Церковные же прещения на раскольников были наложены не Российскими епископами, а Восточными Патриархами.
Как уже было сказано, фанатизм для Православия не характерен вообще. Он возникает в результате неправильной духовной жизни. В сектах же, где о правильной духовной жизни не может быть и речи, для фанатизма самая питательная среда. Не ушли еще из памяти газовые атаки адептов “АУМ Синрике”, воинственные призывы “Белых братьев”, регулярно появляются в прессе сообщения о преступлениях сатанистов.
Только правильные духовные ориентиры, правильная духовная жизнь, могут уберечь человека от фанатизма. И Православная Церковь предлагает средства, способные уберечь общество от опасности эскалации религиозного экстремизма.
“Вы – соль земли 6”, – сказал Господь апостолам, первоначально составлявшим Церковь. Церковь – соль земли. Что такое соль? Первый из известных людям консервантов. То, что препятствует гниению. Чем дальше люди уходят от Церкви, тем явственнее запах тления. Без Церкви мир протухнет, растлится в своих беззакониях. Одно из следствий духовного гниения – фанатизм, и только Церковь может без ОМОНа и Спецназа противостоять ему.