к какому году относится событие получившее название призвание варягов

Призвание варягов

Главное

Призвание варягов – легендарное событие в истории России, в основе которого лежит призвание славянскими и финскими племенами варягов на княжение на Русь. Событие датируется 862 г., однако точная дата неизвестна. Призвание варягов носит символическое значение для русской государственности. Дата считается началом становления Руси.

История

Состояние

Призвание варягов описывается в летописи «Повесть временных лет». Автор: монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Оригинал утрачен.

В «Повести временных лет» Ладога названа городом, куда в 862 году был призван на княжение варяг Рюрик. По летописному сообщению, Рюрик «срубиша город Ладогу», то есть, по-видимому, построил крепость. Поэтому, согласно одной из версий русской истории, Ладога (сейчас село Старая Ладога Ленинградской области) была первой столицей Руси: местом княжения Рюрика с 862 по 864 год.

Современные историки спорят о достоверности события. Это вызвано отсутствием точной датировки и обстоятельств, а также самим фактом призвания. Но, несмотря на сомнения, легенда продолжает жить.

Сегодня недалеко от города Изборска находится Труворово городище, названное в честь князя Трувора, правившего здесь до своей смерти. Основание городища датируется VII – XVIII вв. Здесь располагается знаменитый Труворов крест – каменное сооружение в форме креста выше человеческого роста. По преданию, именно здесь находится могила Трувора. Крест является объектом культурного наследия России федерального значения.

Что касается города Белоозера (ныне Белоозерск), то на настоящий момент у ученых нет археологических подтверждений не только о княжении здесь князя Синеуса, но и о существовании Белоозера в принципе.

В 1862 г. Великом Новгороде был установлен монумент «Тысячелетие России», посвященный юбилею призвания варягов. Памятник спроектирован скульпторами Михаилом Микешиным, Иваном Шредером и архитектором Виктором Гартманом. Монумент представляет собой колокообразную фигуру, состоящую из трех уровней. Верхний ярус символизирует православие. Средний ярус состоит из 17 фигур, с именами которых связаны основные этапы становления Российского государства. В центре яруса располагается фигура князя Рюрика. На нижнем ярусе изображены еще 109 образов, олицетворяющих сильнейших представителей русского самодержавия. Памятник является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Также в честь двух братьев-варягов Трувора и Синеуса сегодня названы речные круизные теплоходы: российский «Викинг Трувор» и украинский «Вікінг Сінеус». События 862 г. нашли отражение в полотнах великого русского живописца В. Васнецова с одноименным названием «Призвание варягов».

Впечатления

Легенда о призвании варягов является широко известной. Любой школьный учебник истории начинается именно с нее. Сегодня в городах, где правили братья-варяги Рюрик, Синеус и Трувор находятся материальные объекты, воплощающие легенду в жизнь. Так, в Старой Ладоге развивается брэнд «Старая Ладога – первая столица Руси», проводится фестиваль под этим названием. Некоторые региональные исторические фестивали включают «призвание варягов» в программы, например, Крымский военно-исторический фестиваль. Однако с научной точки зрения легенда о призвании варягов все-таки остается легендой.

Источник

Призвание варягов

к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть картинку к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Картинка про к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов

к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть картинку к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Картинка про к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов

Традиционно считается отправной точкой русской государственности. Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет» и в предшествующем ей летописном своде конца XI века, (текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи).

Содержание

Предыстория призвания варягов

Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». [3] По изложению Иоакимовской летописи, которую историки подвергают сомнению, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за варяжского князя из Финляндии. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.

Призвание

Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):

«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…» [4]

к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть картинку к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Картинка про к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов

к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть картинку к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Картинка про к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов

Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках. [5]

Знаменитые слова послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. В летописи по Ипатьевскому списку [6] на старославянском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) написано «земля наша добра и велика есть, изобилна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым [7] ) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — судья, правитель княжества.

Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако не известно о такой практике среди славян в более раннее время. В некоторых свидетельствах арабских писателей IX—X веках русы описываются как народ, совершающий набеги на славян и покоривший часть славян. [8]

Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трем братьям-саксам с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…»

Д. С. Лихачев полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Киевской Руси от византийского влияния. [9] [10]

Участие руси в призвании

Причины замены «реша Русь» на «реша Руси» исследовал Егор Иванович Классен:

«Старая Руса на реке Русе существовала еще до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. Они, Руссы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Несторовой летописи сказано: «и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи (варягам-Руси): вся земля наша и пр.» То есть варягов-Руссов призывали к себе четыре племени Новгородской области, в числе которых, во главе, стоят Руссы. На основании этого мы можем слова летописи выразить так: Руссы вольные, или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших варягами.» [15]

Столица Рюрика

Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» Новгород. [24]

Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года.

В то же время в самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково Городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города.

Источник

Призвание варягов

Главное

Призвание варягов – легендарное событие в истории России, в основе которого лежит призвание славянскими и финскими племенами варягов на княжение на Русь. Событие датируется 862 г., однако точная дата неизвестна. Призвание варягов носит символическое значение для русской государственности. Дата считается началом становления Руси.

История

Состояние

Призвание варягов описывается в летописи «Повесть временных лет». Автор: монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Оригинал утрачен. Современные историки спорят о достоверности события. Это вызвано отсутствием точной датировки и обстоятельств, а также самим фактом призвания. Но, несмотря на сомнения, легенда продолжает жить.

Сегодня недалеко от города Изборска находится Труворово городище, названное в честь князя Трувора, правившего здесь до своей смерти. Основание городища датируется VII – XVIII вв. Здесь располагается знаменитый Труворов крест – каменное сооружение в форме креста выше человеческого роста. По преданию, именно здесь находится могила Трувора. Крест является объектом культурного наследия России федерального значения.

Что касается города Белоозера (ныне Белоозерск), то на настоящий момент у ученых нет археологических подтверждений не только о княжении здесь князя Синеуса, но и о существовании Белоозера в принципе.

В 1862 г. Великом Новгороде был установлен монумент «Тысячелетие России», посвященный юбилею призвания варягов. Памятник спроектирован скульпторами Михаилом Микешиным, Иваном Шредером и архитектором Виктором Гартманом. Монумент представляет собой колокообразную фигуру, состоящую из трех уровней. Верхний ярус символизирует православие. Средний ярус состоит из 17 фигур, с именами которых связаны основные этапы становления Российского государства. В центре яруса располагается фигура князя Рюрика. На нижнем ярусе изображены еще 109 образов, олицетворяющих сильнейших представителей русского самодержавия. Памятник является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Также в честь двух братьев-варягов Трувора и Синеуса сегодня названы речные круизные теплоходы: российский «Викинг Трувор» и украинский «Вікінг Сінеус». События 862 г. нашли отражение в полотнах великого русского живописца В. Васнецова с одноименным названием «Призвание варягов».

Впечатления

Легенда о призвании варягов является широко известной. Любой школьный учебник истории начинается именно с нее. Сегодня в городах, где правили братья-варяги Рюрик, Синеус и Трувор находятся материальные объекты, воплощающие легенду в жизнь. Некоторые региональные исторические фестивали включают «призвание варягов» в программы, например, Крымский военно-исторический фестиваль. Однако с научной точки зрения легенда о призвании варягов все-таки остается легендой.

Источник

Призвание варягов

к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть картинку к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Картинка про к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов

к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть картинку к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Картинка про к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов

к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть картинку к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Картинка про к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов

Призвание варягов — приглашение славянскими племенами варягов (русь).

Содержание

[править] Общие сведения

Ещё до призвания часть славян платила дань варягам. В 862 году, по летописи, произошёл конфликт местных племён с варягами, собиравшими дань. Варягов изгнали за море, но среди восставших началась междоусобица.

Это призвание была сделано племенами ильменских словен, кривичей, мери и чуди, которые призвали варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором (скандинавские имена) на княжение в Новгород (по более правдоподобной версии, в Старую Ладогу, через 2 года после смерти братьев «срубил» Новгород) в 862 году.

«Повесть временных лет» сообщает, что призвание произошло в 862 году:

В летописи по Ипатьевскому списку на старославянском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В некоторых других списках, например в Четвёртой Новгородской летописи, написано «земля наша добра и велика есть, изобильна всем, а нарядника в ней нет».

«Нарядник» это — судья и правитель княжества.

Таким образом, славяне утверждали, что у них нет правителя, и просили русов стать их правителями.

[править] Анализ

Сообщение о призвание варягов содержит много неясностей. Например, непонятно, почему призываемый народ называется двумя именами (варяги и русь).

Непонятно также зачем вообще славянам в правители понадобились варяги.

Многие историки считали, что призвание варягов — миф, что никто варягов не звал, они сами пришли, как приходили норманны в Англию и Францию.

Нельзя, однако, забывать, что славяне не были независимы, они платили дань хазарам.

А.П. Новосельцев считает, что призвание варягов-руси словенами, кривичами и другими племенами Севера было вызвано хазарской угрозой, Однако, хазары, как пишет Масуди, нанимали русь в свою армию:

Русы и саклабы (славяне), которые, как мы уже говорили, язычники, также служат в войске (хазарского) царя и являются его слугами.

Можно предположить, что славяне по приказу хазар призвали себе в управители варягов.

С точки зрения властей Хазарии, более рационально было контролировать славянские племена с помощью русов, а не с помощью гвардии ал-Ларисия, так как славяне жили по берегам рек, и проще было на них нападать с ладей русов, чем с помощью конницы.

О связях русов с хазарами говорят арабские авторы. Так, Ибн Русте в первой половине 10 века отмечал, что русы продавали в Хазарию захваченных славян в рабство:

Ибн Хордадбех в 9 веке называет русов и еврейских купцов рахданитов торговыми партнёрами, и сообщает о том, что русы торговали через Хазарию.

Характерно, что в 9 веке русы назвали своим правителем кагана, что может указывать на их службу хазарам.

Недаром хазарский царь Иосиф считал своими данниками даже северное прибалтийско-финское племя весь (ныне Карелия), то есть Иосиф считал все славянские земли «исконно» хазарским владением.

Однако, вскоре отношения призванных варягов и хазар начали портиться, так как русы посчитали, что лучше славяне будут платить дань им, а не хазарам.

Впрочем, может быть хазары дали в управления русам славян в качестве «бартерной» платы за военную службу — недаром «призвание» варягов почти совпадает с временем крупного совместного похода русов и хазар на Византию.

Недаром же, после утверждения Рюрика в Новгороде два его «боярина» (дружинника) — Аскольд и Дир — «испросились» идти на Византию. Они пошли по Днепру, где увидели Киев, население которого платило дань хазарам, а затем обрушились на византийцев, одновременно с нападениями хазар на византийские города Крыма.

Константин Багрянородный в 9 главе трактата «Об управлении империей» сообщает, что росы собирают ладьи-однодеревки, которые приводят на Днепр и продают славяне из Новгорода, Смоленска, Любеча, Чернигова и Вышгорода. Однодеревки сходятся в крепости Киева, называемой Самватас (очевидно, еврейско-хазарский ойконим) и отправляются в Византию.

Таким образом, если хазары стояли за призванием варягов, то они хотели решить этим несколько задач: сбор дани со славян (особенно захват рабов), угрозы для Византии и, возможно, кочевников, угрожавших каганату. Хазары стремились к тому, чтобы русы с их флотом были ближе, и могли по требованию хазарского царя наносить удары по мусульманам южного Каспия и по Византии.

Однако, варяги-русы имели собственные интересы. Заняв путь из варягов в греки русы стали заинтересованы в торговле с Византией, а не в войнах с ней. Сама логика сбора дани со славян неизбежно создавала конфликты с Итилем, а походы русов на Каспий могли обернуться и против хазар, что и произошло.

Переселение руси в славянские земли привело также к тому, что постепенно русы ассимилировались славянами.

Источник

Призвание варягов на княжение в Новгород

к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть картинку к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Картинка про к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть картинку к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Картинка про к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов

Всего получено оценок: 113.

Всего получено оценок: 113.

862 год — дата призвания варягов на княжение в Новгород — стала своеобразной точкой начала истории России. Возможно, эти личности и легендарны, так как источников, письменных и археологических, о том периоде мало. Кратко рассмотрим призвание варягов во главе с Рюриком, которое изучают в школьном курсе истории 6 и 10 классов. Для понимания истории Руси IX века следует знать, какие племена призвали Рюрика и варягов и в каком году было это событие.

Предыстория и события 862 года

Древнейшая русская летопись, «Повесть временных лет», сообщает, что в 859 году варяги собирали дань со славянских и финно-угорских племен, которые проживали на территории между Ладожским озером и Западной Двиной.

к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть картинку к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Картинка про к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Фото к какому году относится событие получившее название призвание варяговРис. 1. Призвание варягов.

К таковым относились:

В 862 году произошло изгнание варягов, но потом племена решили снова позвать их. Согласно летописям, причиной были разногласия между племенами и отсутствие порядка в их богатой земле. Призванных варягов в летописях называют «русью», а также шведами, англами и готами. От этого названия они выводят термин «Русская земля».

Варяжским морем средневековые летописцы называли Балтийское. Из него шел путь на юг, в Черное море. Он получил название «путь из варяг в греки». Путь проходил по рекам: Западная Двина, Днепр, Нева, Волхов, Ловать.

Трактовки события

Историки начали споры вокруг варягов еще в середине XVIII века. В историю это вошло как дискуссия между норманистами и антинорманистами. К первым относились немецкие историки XVIII века, которые работали в Российской империи, Миллер, Байер и Шлёцер, а ко вторым — Михаил Ломоносов. Последний предположил, что предводитель варягов Рюрик происходил из полабских славян.

Некоторые историки XX века, например, Борис Рыбаков, полагали, что новгородцы внесли легенду о варягах в свою «Остромирову летопись», а потом она попала в киевскую.

Сами варяги, очевидно, были скандинавами. На это указывают многочисленные археологические находки и захоронения VIII-XI веков между Смоленском и Ладогой. Последний город был построен около 750 года. Рюрик вполне мог успеть покняжить и в Ладоге, и потом в Великом Новгороде, где есть Рюриково городище с интересным для археологов культурным слоем. К 879 году под контролем этого князя была территория от Западной Двины на юге и до Ладоги на севере, от Чудского озера на западе и до Клязьмы на востоке.

Похожие сюжеты о происхождении государственности и правящей династии встречаются и у других народов. Например, бритты в сочинении «Деяния саксов» обратились к трем братьям-саксам с просьбой взять власть над собой. Таким образом, легендарные личности и их действия у разных народов похожи.

к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Смотреть картинку к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Картинка про к какому году относится событие получившее название призвание варягов. Фото к какому году относится событие получившее название призвание варягов

Что мы узнали?

Варяги были призваны на княжение в Новгород в 862 году, что стало поворотной точкой в истории Руси. Во главе варягов — Рюрик и его братья Синеус и Трувор. Рюрик княжил в городе Ладога, а после смерти братьев правил единолично и в остальных городах. Многочисленные археологические находки и захоронения указывают, что варяги, очевидно, были скандинавами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *