к какому этапу работы над постановкой образа относится выполнение упражнений с зеркалом
Мастер-класс для воспитателей «Основные этапы работы над образом»
Любовь Сеидова
Мастер-класс для воспитателей «Основные этапы работы над образом»
«Основные этапы работы над образом»
Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации.Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной и в развитии речи. Благодаря этому материал может быть использован педагогами, занимающимися различными тематическими направлениями.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса.
Цели мастер-класса:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников.
2. Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
3. Систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста;
4. Демонстрация методов и приёмов работы над образом в театрализации.
1. Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы обучения основам сценического искусства
2. Учить распознавать атмосферу события, места, времени; уметь вживаться в эту атмосферу.
3. Стимулировать к поиску выразительных средств для создания образа,используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.
4. Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё
5. Формировать навыки импровизации.
6. Поощрение инициативы при создании образа
Ход мастер-класса:
Сегодня мы поговорим о таком аспекте театрализованной деятельности:
этапы работы над образом персонажа.
И так мы взяли образ лисы. Наша задача показать многогранность этого образа, показать, что лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует. Для этого лучше всего использовать метод «Начитывание контрастных отрывков» из худ. произведений о этом герое.
В наше время, мы имеем возможность не только прочитать отрывки, но и показать детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов
Для примера покажем детям отрывок из кинофильма «Буратино», где Алиса и Базилио делят деньги, отнятые у Буратино. Дети наблюдают как Лиса Алиса, с целью завладеть всеми монетами, сначала бессовестно пытается запутать и обмануть «друга», но поняв, что это ей не удалось, вступает с ним в жестокую драку, в которой «приятели» безжалостно избивают друг друга.
Для контраста показываем отрывок, из детского спектакля, где лисичка – сестричка, включив все своё обаяние, поет песенку о том, как обидно, что зайчата боятся её и не хотят с ней дружить, ведь она пришла, чтобы поиграть с ними. Но когда, поверившие ей малыши выглядывают из своих укрытий, она ловит их, что бы съесть
После просмотра, дети дают характеристику увиденным поступкам обеих лисиц, таким образом выделяя их основные черты.
Давайте и мы поговорим об этом
2. Какую вы увидели лисичку-сестричку? Какой поступок она совершала?
(пела и очень старалась всем понравиться)
3. Какой она была, когда хотела всем понравиться?
(красивая, добрая, ласковая, обаятельная, дружелюбная)
4. Она на самом деле хотела дружить с зайчатами? (хотела их съесть)
5. Значит какой поступок она совершала?
Итак, дети увидели два совершенно разных образа лисы:
Давайте разделимся на 2 подгруппы: «Лиса Алиса» и «Лисичка-сестричка», Перед вами ряд иллюстраций с изображением детей в различных эмоциональных состояниях. Выберете те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа. (Выполнение задания слушателями.)
Вывод: Таким образом, мы видим, что приём «Работа с иллюстрациями«даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.
«Запоминание физических действии»
Используем игру «Повторяйка». Для её проведения приглашаю четырёх человек из подгруппы лисы Алисы
Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.
Вывод. : Таким образом, с помощью приёма «Интонационная выразительность» ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.
Пошел медведь к избушке и зарычал:
• Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Ку-ка-ре-ку! Иду, на ногах в красных сапогах.
Несу косу на плечи,
— Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю.
Петенька, голубчик, уже убегаю!
• Ловись, рыбка, и мала и велика,
Ловись, рыбка, и мала и велика!
• Гасни, гасни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
• Что ты там, кума, все говоришь?
• А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.
• Гасни, гасни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
Здравствуй, милый Колобочек, Ты куда спешишь, дружочек?
Ах, совсем глуха, я стала. Сядь ко мне на язычок, да пропой еще разок
Заяц: Колобок, не вздумай сесть, она хочет тебя съесть!
Лиса: Значит храбрым стал совсем! Ну теперь обоих съем!
• упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса;
• упражнение на ритмопластику.
Следовательно, чрезвычайно важно создавать специфическую предметно-окружающую среду, искать новые методы и приемы, способствующие развитию творческой личности ребенка.
Использование дидактических игр и упражнений для работы над слоговой структурой слова (из опыта работы) В последнее время у дошкольников часто выявляются трудности при произношении сложных слов. В процессе работы приходится сталкиваться с тем,.
Консультация для воспитателей «Основные этапы подготовки к родительскому собранию» Основные этапы подготовки родительских собраний Памятка для воспитателя Этапы проведения родительского собрания Родители – главные воспитатели.
Консультация для родителей «Основные этапы развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста» На 2-м и 3-м году жизни при условии правильного воспитания быстро развивается деятельность второй сигнальной системы. Слова, понимаемые.
Консультация для воспитателей «Проектный метод в ДОУ». Этапы создания, виды проектов Консультация для воспитателей «Проектный метод в ДОУ» Старший воспитатель: Любимова Л. С. Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Опыт работы по детскому экспериментированию» Для воспитателей ДОУ был организован мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности. Основной целью познавательно-исследовательской.
Мастер-класс для воспитателей «Осеннее дерево» Мастер-класс для детей и воспитателей «Осеннее дерево» Программное содержание: Формировать умение у детей использовать различные изобразительные.
Мастер-класс для воспитателей. Пластилинография «Рушник» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 муниципального образования Крыловский район. Мастер-класс.
Мастер-класс для воспитателей по сказкотерапии В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Мастер-класс «Салют над Москвой!» нетрадиционная техника рисования Россия помнит славные дела! Перед врагом героям страх не ведом! Стоит Москва, красива и сильна. И вновь над ней гремит Салют ПОБЕД Л. Воронина.
Мастер-класс для воспитателей «Основные этапы работы над образом»
Луиза Султанова
Мастер-класс для воспитателей «Основные этапы работы над образом»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум в виде мастер – класса. Данная форма сопровождения способствует повышению уровня практической подготовки воспитателей, совершенствованию практических навыков, необходимых в работе с детьми.
Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации.Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной и в развитии речи. Благодаря этому материал может быть использован педагогами, занимающимися различными тематическими направлениями.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса.
Цели мастер-класса:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников.
2. Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
3. Систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста;
4. Демонстрация методов и приёмов работы над образом в театрализации.
1. Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы обучения основам сценического искусства
2. Учить распознавать атмосферу события, места, времени; уметь вживаться в эту атмосферу.
3. Стимулировать к поиску выразительных средств для создания образа,используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.
4. Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё
5. Формировать навыки импровизации.
6. Поощрение инициативы при создании образа
Ход мастер-класса:
Сегодня мы поговорим о таком аспекте театрализованной деятельности: этапы работы над образом персонажа.
И так мы взяли образ лисы. Наша задача показать многогранность этого образа, показать, что лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует. Для этого лучше всего использовать метод «Начитывание контрастных отрывков» из худ. произведений о этом герое.
В наше время, мы имеем возможность не только прочитать отрывки, но и показать детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов
Для примера покажем детям отрывок из кинофильма «Буратино», где Алиса и Базилио делят деньги, отнятые у Буратино. Дети наблюдают как Лиса Алиса, с целью завладеть всеми монетами, сначала бессовестно пытается запутать и обмануть «друга», но поняв, что это ей не удалось, вступает с ним в жестокую драку, в которой «приятели» безжалостно избивают друг друга. Давайте и мы посмотрим этот эпизод, (показ эпизода)
Для контраста показываем отрывок, из детского спектакля, где лисичка –сестричка, включив все своё обаяние, поет песенку о том, как обидно, что зайчата боятся её и не хотят с ней дружить, ведь она пришла, чтобы поиграть с ними. Но когда, поверившие ей малыши выглядывают из своих укрытий, она ловит их, что бы съесть (показ эпизода)
После просмотра, дети дают характеристику увиденным поступкам обеих лисиц, таким образом выделяя их основные черты.
Давайте и мы поговорим об этом
2. Какую вы увидели лисичку-сестричку? Какой поступок она совершала?
(пела и очень старалась всем понравиться)
3. Какой она была, когда хотела всем понравиться?
(красивая, добрая, ласковая, обаятельная, дружелюбная)
4. Она на самом деле хотела дружить с зайчатами? (хотела их съесть)
5. Значит какой поступок она совершала?
Итак, дети увидели два совершенно разных образа лисы:
Давайте разделимся на 2 подгруппы: «Лиса Алиса» и «Лисичка-сестричка», Перед вами ряд иллюстраций с изображением детей в различных эмоциональных состояниях. Выберете те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа. (Выполнение задания слушателями.)
Вывод: Таким образом, мы видим, что приём «Работа с иллюстрациями» даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.
«Запоминание физических действии» Используем игру «Повторяйка». Для её проведения приглашаю четырёх человек из подгруппы лисы Алисы
Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.
Вывод. : Таким образом, с помощью приёма «Интонационная выразительность» ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.
Пошел медведь к избушке и зарычал:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Ку-ка-ре-ку! Иду, на ногах в красных сапогах.
Несу косу на плечи,
— Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю.
Петенька, голубчик, уже убегаю!
— Ловись, рыбка, и мала и велика,
Ловись, рыбка, и мала и велика!
— Гасни, гасни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
— Что ты там, кума, все говоришь?
— А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.
— Гасни, гасни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
Здравствуй, милый Колобочек, Ты куда спешишь, дружочек?
Ах, совсем глуха, я стала. Сядь ко мне на язычок, да пропой еще разок
Заяц: Колобок, не вздумай сесть, она хочет тебя съесть!
Лиса: Значит храбрым стал совсем! Ну теперь обоих съем!
• упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса;
• упражнение на ритмопластику.
Следовательно, чрезвычайно важно создавать специфическую предметно-окружающую среду, искать новые методы и приемы, способствующие развитию творческой личности ребенка.
Прикреплённые файлы:
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.
«Знаменитый Малевич». Этапы изготовления картины-инсталляции В предыдущей публикации я рассказывала о художественной выставке под названием «Пиратские копии». Зрителям были представлены копии картин.
Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (начало) Продолжение Стратегия ОУ Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Успешная работа воспитателя – это комплексный.
Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (продолжение) Начало Большое значение в работе педагога имеет их участие в различных конкурсах. Про-шедший год показал положительную динамику в данном.
Фотоотчет «Знакомство с образом Бабы-яги в русских народных сказках» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В своем блоге я сообщала о нашем участие в федеральном конкурсе проектов по приобщению детей раннего и дошкольного возраста.
Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.
Консультация для воспитателей «Форма работы по оздоравлению детей по ФГОС» Основная задача нашего детского сада подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые знания, навыки, воспитав.
Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.
Этапы работы над проектом «Гербарий «Плодовые деревья и кустарники нашего приусадебного участка» Подготовительный этап проекта Поиск необходимой литературы по теме проекта Так как в этом проекте ребёнку помогали родители, то первоначальный.
Этапы работы над образом персонажа.
упражнение на ритмопластику.
Следовательно, чрезвычайно важно создавать специфическую предметно-окружающую среду, искать новые методы и приемы, способствующие развитию творческой личности ребенка.
1 апреля прошел «День смеха». Вместе с веселыми клоунами дети совершили путешествие в страну «Хохотушкино»
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1381 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Методическая разработка занятия на тему: «Работа над сценическим образом»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема занятия: «Работа над сценическим образом».
— дать представление о поведении выступающего на сцене перед публикой.
— обучение правильной постановке, движениям и поведению на сцене.
— развить умение правильно пользоваться своим телом на сцене.
— воспитание сосредоточенности, выдержки, повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации.
Оборудование для учащихся:
— Тетрадь, ручка, карандаш, ластик.
Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока.
1.Организационный момент. Вступительное слово педагога.
— Добрый день, ребята! Мы вновь собрались с вами на занятии по вокалу. Давайте посмотрим на сколько мы готовы к нашему занятию. Достаньте тетради, ручки, карандаши и ластик. Сегодня мы с вами попробуем понять, почему же человеку-выходящему на сцену, страшно. И как же все-таки нужно себя вести на сцене.
2.Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока.
Для тренировки своего физического аппарата не может быть назначено сроков, так как с каждым годом перед исполнителем встают все большие трудности в связи с возрастающими требованиями к себе, поэтому развитием голоса, дикции, пластики тела и так далее надо заниматься всю жизнь.
Основные требования к телу исполнителя:
Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух(!) ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему.
Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.
Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, произвольный жест.
Перед выступлением следует найти дверной косяк или что-нибудь похожее, прислонится спиной к нему, стремиться расправить свой позвоночник вдоль косяка, расправить корпус, выпрямиться, плечи опустить, шея станет длиннее и прямее, живот втянется. Дыхательный аппарат займет удобное положение, гортань расположится как бы на прямой оси. Голова певца должна стоять гордо. Шея должна выпрямиться, чтобы при движениях челюстью не нажимать на гортань. Очень полезно в пении представлять себе, что на голове держишь кувшин с водой (вырабатывается баланс шеи и мышц, держащих голову)». У некоторых исполнителей есть привычка выходить на сцену со строгим, недовольным видом, надо стараться избегать этого. Ничто не портит настроения так, как это делает мрачное, неприветливое или высокомерное выражение лица артиста, вышедшего к слушателям
Ну а теперь немного о том, что же можно и нужно делать со своим страхом выхода на сцену?!
При любом публичном выступлении никогда не следует начинать выступление сразу после выхода на сцену, нужно некоторое время постоять, чтобы затормозилось действие посторонних раздражителей. При этом полезно сделать 2-3 вздоха через нос, ощутив напряжение мышц зева, глотки (зевок), а также вспомнить о дыхании. Эта пауза между выходом на сцену и началом творческого процесса поможет и зрителям собрать внимание для дальнейшего восприятия вашего творчества.
Концентрировать внимание перед выступлением, во время выступления на художественной стороне исполняемого произведения, на технических средствах, которые дадут возможность певцу передать все нюансы произведения.
Вырабатывать уверенность в своих творческих силах (воля, устремленность, самодисциплина).
Систематически тренировать и совершенствовать вокальную и артистическую технику.
Педагог. Я предлагаю вам провести практическую часть занятия: 1 группа на примере выбранной песни показывает свое выступление, 2 группа дает свой комментарий по сценическому образу показанного выступления.
Ну вот ребята мы и узнали с вами, как же надо себя вести на сцене. Изучили несколько правил и открыли несколько секретов, как же бороться со своим страхом на сцене.
Ну а на сегодня все. До новых встреч!
К. Плужников «Механика пения». Санкт-Петербург, 2006г.
«Развитие голоса. Координация и тренинг» В. Емельянов, Новосибирск, 1991 г.
СЛУЦКАЯ Л. Е. Сценическое волнение как профессиональная и психологопедагогическая проблема.
Изучение эпических произведений путем анализа образов-персонажей. Методические основы работы над образом-персонажем
Металлова Елена
Изучение эпических произведений путем анализа образов-персонажей. Методические основы работы над образом-персонажем
Изучение эпических произведений путем анализа образов-персонажей.
Главенствующее место на уроке литературы занимает литературное развитие школьника – возрастной и одновременно учебный процесс совершенствования непосредственного восприятия искусства слова, овладения умением анализировать художественное произведение, развитие собственно литературного творчества ребенка (Н. Д. Молдовская).
Умение анализировать художественное произведение – умение творческое. У учителя нет готовых решений, нет алгоритма, как его анализировать. Каждое новое произведение влечет за собой новый путь его постижения, нет набора определенных правил, операций, последовательное применение которых приведет нас к освоению идеи произведения. Поэтому не существует навсегда определенных упражнений, выполнение которых способствовало бы формированию умения анализировать художественное произведение. Овладение данным умением происходит в процессе творческой деятельности учащихся, в процессе чтения и анализа художественного произведения.
В изучении целого ряда литературных произведений представляется возможным опираться в основном на анализ образов героев. Анализ образов персонажей, их описание, характеристика их внешнего вида и характера. Анализ поступков, речевая характеристика героев; система взаимоотношений между героями в синтезе дает цельную картину произведения и приводит к осмыслению главной идеи произведения, в постижении которой и состоит главная задача анализа литературного произведения.
Одним из направлений литературного развития школьника является воспитание «маленького писателя», развитие способности выражать свои переживания, впечатления, мысли в слове, умение самостоятельно создавать текст. Системы читательских и речевых умений тесно взаимосвязаны между собой, каждому читательскому умению соответствует речевое умение, которое формируется на базе читательского. Это еще раз доказывает, насколько важно формирование читательских умений младших школьников. Все читательские умения находятся во взаимосвязи, они «существуют, взаимно обогащая друг друга. Формирование частных читательских умений не может осуществляться поочередно. Все умения, образующие систему, формируются на каждом уроке, при обращении к каждому новому произведению» (О. И. Никифорова)
Методические основы работы над образом-персонажем
О. И. Никифорова в книге «Восприятие литературного произведения школьниками» в главе «Особенности восприятия школьниками литературного героя» выделила и представила необходимые условия для полноценного восприятия литературных образов:
• Хорошая сформированность, отработанность мыслительных операций и операций воображения»;
• Выделение всех элементов текста, всех приемов литературного воображения, с помощью которых можно охарактеризовать литературный образ;
• Сопоставление всех элементов литературного произведения;
• Оценка и обобщение элементов текста с точки зрения характеристики литературного образа;
• Умение восполнить текст;
• Контроль возникающих представлений за текстом произведения.
В методике так же выделяют определенные нижеследующие особенности работы над образом персонажем:
1. Работа над типичным и индивидуальном в образе
Начиная работу над анализом действующих лиц надо помнить, что образ – это «обобщенная картина человеческой жизни», что в образе автор обобщает свои наблюдения над людьми, но в тоже время образ конкретен, т. е. типичное и индивидуальное выступает в единстве. Поэтому учителю надо так организовать анализ произведения, чтобы учащиеся воспринимали действующее лицо как представителя определенной эпохи и одновременно как конкретного живого человека»
2. Выделение основных черт характера
3. Выявление авторского отношения к действующим лицам
Важно уметь замечать, как оценивает поступки сам автор. Надо помочь учащимся понять, как и в какой форме, автор выражает свое отношение к героям. Необходимо вести целенаправленную работу над авторскими словами, использованными для создания образа. Авторский комментарий к поступкам героев или психологически мотивируют эти действия или поступки, или раскрывают несоответствие между тем, что делает и говорит персонаж, и тем, что чувствует и думает в это время. Это приучает детей глубже воспринимать авторские мысли. В книгах для чтения есть рассказы, в которых автор свое отношение к действующим лицам выражает в оценочных суждениях. В этом случае необходимо предлагать учащимся самостоятельно найти слова и, пользуясь текстом, доказать, почему автор мог так сказать, какие факты он приводит в подтверждение своей оценки. Автор может нигде прямо и не говорить о своем отношении, но мы чувствуем это отношение. Оно передается самим описанием, отдельными деталями, дает возможность самому читателю самому догадаться об этом отношении.
4. Сопереживания читателя, его симпатии или антипатии к герою
Надо воспитать у учащихся личное отношение к герою, возбуждать интерес к нему и поддерживать его в течение урока. Но следует помнить, что возникший интерес часто снижается, когда допускается изменение беседы перед чтением, неоднократное перечитывание текста без определенной цели.
5. Подбор произведений для работы над образом-персонажем
Начинать работу над восприятием образа-персонажа лучше с произведений, которые доступны детям по объему и характеру письма автора, по форме и содержанию, которые близки их жизненному опыту.
6. Этапность работы над образом-персонажем
При изучении образа персонажа следует соблюдать этапность в работе, которая определяется с учетом психологических особенностей восприятия произведения младшими школьниками.
Эмоциональное частично-мотивированное восприятие
Аналитическое восприятие образа
Целостное восприятие образа
На первом этапе, который характерен для первоначального восприятия текста, учащиеся высказывают свое впечатление о действующих лицах, чаще всего эмоционального плана.После прочтения рассказа учитель задает вопрос: «Кто из действующих лиц понравился и почему?» Отвечая, учащиеся мотивируют свой ответ одним фактом. Первый этап побуждает к оценке героя, создает настрой для дальнейшей работы с текстом.
На втором этапе учащиеся конкретизируют первоначальные представления о действующих лицах. На этом этапе идет тщательная работа с текстом, учащиеся учатся подбирать материал о действующем лице. При формировании этого умения есть два пути работы с текстом:
1) Учитель спрашивает, каким дети представляют себе героя, постепенно называется черта за чертой, и к каждой подбирается соответствующий материал из текста.
2) Учащиеся читают текст по частям, и в ходе анализа содержания выясняется, что нового узнали о герое, какая черта особенно ярко проявилась.
Возможно и сразу, работая над текстом, подбирать нужный материал. Это для младшего школьника труднее и требует большой самостоятельности учащихся.
На заключительном этапе дети составляют рассказ о герое. Можно указать учащимся основные линии, которые должны учитываться при общении.
Работа над формированием выше перечисленных умений помогает осмыслить образ героя. Ведётся она не последовательно, не поэтапно, а в комплексе, то есть одновременно. В результате взаимодействия всех элементов системы достигается более высокий уровень восприятия произведения в целом.
Приемы анализа образа-персонажа
Выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя;
Сопоставление размышлений, переживаний и поступков героя с целью воссоздать образ-персонаж;
«расшифровки» мимики, жестов, интонации героя с целью выявления его внутреннего состояния;
Составление плана-рассказа, чтение по ролям, составление рассказа от лица героя или о герое с целью осмысления его характера и идеи произведения.
Художественная литература является особым видом познания действительности. Уже сейчас стоит задуматься о проблеме литературного развития школьников, чтобы в будущем, столкнувшись с этой проблемой лицом к лицу, мы бы знали, как ей противостоять и как привить ребёнку любовь к Книге.
Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников. – Москва. – «Педагогика». – 1976г.
Консультация для воспитателей: Использование музыки при восприятии старшими дошкольниками литературных произведений. Восприятие литературных произведений – это психическая деятельность, направленная на воссоздание художественных образов, представленных.
Образовательная область «Художественное творчество в контексте ФГТ» Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение следующих задач: Развитие продуктивной.