к какому единому биологическому виду относится все человечество
Урок 32. География 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
На Земле проживает огромное количество людей, и все они отличаются друг от друга. Невозможно на земном шаре найти два совершенно одинаковых человека. Кто-то высокий, а кто-то низкий, у кого-то светлые волосы, а у кого-то тёмные.
Почему же мы все такие разные и сколько человек проживает на нашей планете? Давайте сегодня на уроке попробуем найти ответы на эти вопросы.
Прежде, чем искать ответы на эти вопросы, вспомним, какие существуют предположения о происхождении человека.
С давних времён существовало очень много мнений по этому вопросу. Некоторые считают, что люди появились от Адама и Евы – первых людей Земли, которых сотворил Бог.
Другие же предпочитают думать о инопланетном происхождении человека. Приверженцы этих взглядов считают, что человек на Земле появился благодаря инопланетянам.
В настоящее время общепризнанной теорией происхождения человека считают эволюционную теорию, которая гласит, что человек произошёл от обезьяны.
Около одного миллиона лет назад от особого вида человекообразных обезьян, которые стали ходить на двух ногах при вертикальном положении туловища, произошли питекантропы, или обезьянолюди, а примерно 30-40 тысяч лет назад появились люди современного вида – человек разумный.
Конечно же, сейчас наша внешность мало чем схожа с внешностью обезьян, потому что за сотни тысяч лет наш внешний вид претерпел значительные изменения. В то время людей на Земле было очень мало, поэтому они жили отдельными группами в разных природных условиях. С течением времени это повлияло на то, что эти группы людей люди стали приобретать общие физические, т.н. расовые признаки. Это цвет кожи, разрез глаз, форма носа, цвет волос и так далее. Такие признаки передаются по наследству от поколения к поколению. Так постепенно сформировались расы – исторически сложившиеся группы человечества, объединённые общностью наследственных физических признаков. Выделяют три человеческие расы: европеоидная, негроидная и монголоидная.
Рассмотрим подробнее характерные признаки каждой расы.
Представители европеоидной расы можно встретить в Европе, Северной и Южной Америке, в северной Африке, Юго-Западной Азии, Индии, Австралии. Люди этой расы не нуждались в большом количестве пигмента, который бы защищал их от солнечных лучей, поэтому для европеоидов характерна светлая кожа и глаза, волнистые или прямые волосы, узкий нос, тонкие губы.
Основные районы расселения представителей негроидной расы является Африка к югу от Сахары, Австралия, Новая Гвинея, Северная и Южная Америка. Здесь в основном проживают потомки невольников, когда-то давно вывезенных из Африки. Их называют афроамериканцами. Представители негроидной расы имеют тёмно-коричневую кожу, так как она содержит большое количество пигмента, который защищал кожу от вредного ультрафиолетового излучения, жёсткие курчавые чёрные волосы, карие глаза, широкий нос и толстые губы.
Монголоиды проживают, в основном, в Центральной, Восточной, Юго-Восточной Азии. Представители этой расы есть и в Америке. К ним относят индейцев. Для монголоидов характерен жёлтый цвет кожи, прямые тёмные волосы, карие глаза, узкий разрез глаз. Такие признаки они приобрели благодаря тому, что издавна жили на открытых пространствах с постоянными ветрами. Из-за постоянных пыльных бурь их глаза и приобрели узкий разрез глаз.
По некоторым классификациям кроме этих трёх рас выделяют четвёртую – австралоидную. К ней относят коренных жителей Австралии. У них тёмный цвет кожи, волнистые волосы и широкий нос.
Существует очень много мифов о происхождении человеческих рас. Например, мексиканцы в VII веке имели следующие представления об этом вопросе.
Бог сделал человека из гончарной глины и поставил в печь. Но он слишком долго держал его там. Поэтому человек вышел из печи сгоревшим и чёрным. Бог решил, что ошибся, бросил своё творение на землю и попал в Африку. Он сделал второго человека и оставил его в печи на гораздо меньшее время. Человек вышел из печи совсем белый. Бог снова решил, что ошибся, бросил человека на землю и попал в Европу. В третий раз Бог решил внимательно следить за тем, как будет обжигаться его изделие. Он дождался, пока человек не пропёкся как следует, до золотистого цвета. На этот раз Бог добился успеха. И не спеша, очень осторожно поместил удачного человека в Америку. Так появились мексиканцы.
Хотя представители одной и той же расы имеют черты отличий в некоторых свойствах своего организма, тем не менее, всё человечество представляет собой единый биологический вид – человек разумный.
В настоящее время численность населения Земли составляет более 7 миллиардов человек.
Численность населения – это совокупность всех людей, проживающих на Земле. Она зависит от многих причин: от количества родившихся и умерших, от уровня здравоохранения в стране, миграции – количества въехавших и выехавших из страны, а также стихийных бедствий, войн и так далее.
В течение долгого периода времени количество населения на Земле было не большим и росло очень медленно. Так, в 500 году до нашей эры численность населения Земли составляла 100 тыс. человек, в 1750 году 791 тыс. человек. А вот в 1950 году численность населения Земли составляла уже 2 млрд 518 млн человек. Именно с середины ХХ века численность населения Земли стала расти самыми высокими темпами. Это объясняется успехами медицины, которая победила в ХХ веке многие смертельные болезни, а также возросшим уровнем жизни людей.
По прогнозам некоторых учёных численность населения Земли к 2050 году составит 9 миллиардов человек, а к 2100 году – 10 миллиардов человек.
В настоящее время самой многонаселённой страной мира является Китай. Численность населения этой страны составляет более 1 миллиарда 300 миллионов человек.
Недалеко от него по этому показателю расположена Индия. Она занимает второе место в мире по количеству населения – около 1 миллиарда 300 миллионов человек. Некоторые учёные предполагают, что по этому показателю Индия после 2025 года догонит Китай.
Меньшим количеством населения обладают США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия и Бангладеш. Россия по численности населения (чуть больше 143 миллионов человек) занимает по этому показателю 9 место в мире.
На Земле выделяют 3 расы – европеоидную, негроидную и монголоидную. Их представители отличаются друг от друга цветом кожи, разрезом глаз, формой носа и т.д. Несмотря на это, человечество представляет собой единый биологический вид – человек разумный. В настоящее время численность населения Земли составляет более 7 миллиардов человек. Самой населённой страной является Китай, Россия же занимает 9-е место в мире по этому показателю.
Конспект урока «Человечество-единый биологический вид»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока в 7 классе.
Тема: «Человечество – единый биологический вид»
Учитель географии Пискарева Н.И.
МОУ СОШ №4 г. Фрязино, Московской области
Сформировать представление о человечестве как о едином биологическом виде
Показать внешние признаки рас человека
Сформировать жизненную позицию о равенстве всех рас
Называть и показывать три расы человечества
Определять сходства и различия внешних признаков.
Ведущие понятия: раса человека, европеоид, монголоид, негроид, антропология, антропогония.
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта мира, компьютер, проектор, презентация.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Подготовка класса к уроку, проверка готовности учебных принадлежностей.
На экране (1 слайд) эпиграф к уроку, который после вступительного слова учитель зачитывает
Создал мир большим Творец:
семь морей в один конец,
И народов на пути не перечесть.
проза будней на Майорке.
То, что в Лондоне позор,
Вопрос: как вы думаете, о чем пойдет речь на данном уроке? (о населении мира)
Вы правильно предположили. На уроке мы совершим путешествие во времени и попытаемся разгадать тайну происхождения людей на Земле.
Совершим путешествие в пространстве и познакомимся с различными людьми, населяющими нашу планету.
Итак, тема нашего урока: «Человечество – единый биологический вид» (дети записывают в тетрадях).
Ребята, мы начнем наше путешествие из глубины веков. А поможет нам в этом один миф. Давайте, сперва, вспомним из истории что такое « МИФ »?
Древние люди пытались объяснить историю своего происхождения. Так сложились мифы.
Заслушаем один из них (слайд 2).
«Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы . В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головёшки. Так возникли негры . А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы »
(3 слайд) Познакомимся с новыми для нас понятиями и отметим их в тетради.
Всё многообразие мифов о происхождении человека, названо АНТРОПОГОНИЕЙ . От греческого «антропос» — человек и «гония» — происхождение.
АНТРОПОЛОГИЯ – наука изучающая происхождение и развитие человека. От греческого «антропос» – человек и «логос» — учение.
Учитель: одним из ученых занимавшимся антропологией был английский натуралист и путешественник Чарльз Дарвин. Он один из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков.
Так отделение ветви человеческих предков от предков обезьян произошло от 3 до 5 миллионов лет назад (4 слайд).
Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в северную и Южную Америку и Австралию. Не был лишь заселен материк Антарктида. Люди жили в различных климатических условиях, что привело их к постепенным внешним изменениям.
Так возникли разные по внешним признакам группы людей – человеческие расы (5 слайд с людьми различных рас).
Запишите в тетрадях новое понятие
Человеческие расы – это группы людей, объединенных на основании общности происхождения и некоторых внешних наследственных признаков (цвет кожи и волос, форма головы, строение лица и др.).
Всех людей делят на 3 большие расы (6 слайд) :
Каждую расу можно охарактеризовать по многочисленным признакам. Сейчас, работая в парах и по рядам, ваша задача описать особенности данной из рас. А результаты своей работы вы должны записать в таблицу «Расы Земли»
Работа с атласом по карте «Расы».
Проверка работ – группы зачитывают результаты своей работы, остальные группы записывают ответы в таблицу. Постепенно, вместе с обучающимися, на слайде заполняется таблица для сверки правильных ответов. (7, 8, 9, 10 слайды).
Ребята, делаем вывод. Представители разных рас различаются некоторыми особенностями своего организма, но эти различия не существенны, так никто не застрахован от болезней. Таким образом, людей могут отличать только внешний вид. Соответственно, можно уверенно сказать, что человечество представляет собой единый биологический вид – человек разумный.
Доказательством этому являются следующие примеры: У европеоидной расы продолговатый узкий нос, который замедляет вдыхание холодного воздуха; у представителей негроидной расы жесткие курчавые волосы предохраняющие голову от перенагрева палящего солнца; у монголоидов узкий разрез глаз, защищающий глаза от постоянной ветреной погоды и пыльных бурь.
Ребята, на карте мира более 250 стран, несколько тысяч народов, и каждый интересен по своему, некоторые до сих пор до конца не познаны. Но важно помнить, что нравственные, интеллектуальные черты личности не зависят от того какой ты расы или национальности, а зависит от того насколько человек воспитан, образован, какой обладает волей и усердием, а также от целеустремленности.
Рассказ ученика об Н.Н. Миклухо-Маклае . (слайд 15)
Как вы думаете к какой расе относимся мы? К какому народу?
Какую территорию занимаем? Предметы национального быта? Какая одежда? Культурные особенности? (слайды 16-20)
Давайте подведем итоги по нашей теме в виде игры (физкультминутка). Вы с помощью глаз будете отвечать на мои вопросы:
Молодцы ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.
Творческое задание: изобразите литературных героев, которые относятся к разным расам.
Выучить новые понятия.
А теперь оцените нашу деятельность на уроке: если вам не совсем понравилась тема урока и то, чем мы занимались – поднимите одну ладошку, а если вам понравился наш урок и как мы работали – поднимите две ладошки.
Научно-методический журнал «География в школе» №2 2000 г., Изд. «Школа-Пресс».
Homo sapiens – человек как биологический вид
Итак, в соответствии с уже известной нам характеристикой К. Маркса сущности человека как совокупности общественных отношений, он предстает существом социальным. Вместе с тем речь шла и о том, что человек часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а следовательно, человек оказывается существом биологическим.
Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у различных представителей вида может изменяться в довольно больших пределах, что само по себе нормально. Методы статистики позволяют выявить наиболее вероятные, широко распространенные значения каждого видового признака. На проявление многих биологических параметров вида могут влиять и социальные процессы. К примеру, средняя «нормальная» продолжительность жизни человека, по данным современной науки, составляет 80—90 лет, если он не страдает наследственными заболеваниями и не станет жертвой внешних по отношению к его организму причин смерти, таких, как инфекционные болезни или болезни, вызванные ненормальным состоянием окружающей среды, несчастные случаи и т. п.
Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей. В результате реальная (в отличие от «нормальной») средняя продолжительность жизни возросла с 20—22 лет в древности до примерно 30 лет в XVIII веке, 56 лет в Западной Европе к началу XX века и 75 — 77 лет — в наиболее развитых странах на исходе XX века.
Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека; задан возраст, в котором женщины могут рожать детей (в среднем 15—49 лет); определяется соотношение рождений одного ребенка, близнецов, троен и т. д.
Биологически запрограммирована последовательность таких процессов в развитии человеческого организма, как способности усваивать различные виды пищи, осваивать язык в раннем возрасте, появление вторичных половых признаков и многое другое. По некоторым данным, передается по наследству, то есть биологически обусловлена, и одаренность разных людей в различных видах деятельности (музыка, математика и т. п.).
Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые обозначаются, когда речь идет о человеке, чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей связана с тем, что группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания, и это выразилось в появлении специфических анатомических, физиологических и биологических признаков. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности человеческого общества.
Если же говорить о человеческой предыстории, то вид Homo sapiens является последней из известных сегодня ступеней развития рода Homo. В прошлом нашими предшественниками были другие виды этого рода (такие, как Homo habilis — человек способный; Homo erectus — человек прямоходящий и пр.), наука не дает пока однозначной генеалогии нашего вида.
План урока по теме Человечество на Земле
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: « Человечество— единый биологический вид»
Познакомить учащихся с расовым составом Земли, выявив их различия;
Дать обоснование утверждения о равенстве рас;
Продолжить формирование умений учащихся работать с картами атласа.
Оборудование : физическая карта мира, карта полушарий, учебник, атлас, а также компьютер, проектор, экран.
1. Организационный момент.
Здравствуйте,ребята! Садитесь. Улыбнитесь друг другу и пусть это настроение будет с вами до конца урока. Дежурный, пожалуйста отчитайтесь об отсутствующих.
Для каждого путешествия нужно знать маршрут. Наш маршрут поможет нам сегодня в изучении нового материала.
Ребята, перед вами ваши дневники путешественника.. Подпишите их.
Но чтобы отправиться в путешествие, нужно сделаем разминочку и давайте проведем цифровой диктант.
2 . Проверка знаний учащихся.
5 Природный комплекс
6. Природные компоненты
1.Сочетание природных компонентов называют…
2. Воздушная оболочка Земли.
3. Оболочка, населённая живыми организмами.
4 Водная оболочка Земли.
5. Рельеф, климат, вода, почва, растительный и животный мир, всё это …
6 Оболочка, с внутренним теплом с которой связаны извержение вулканов, землетрясения, движения земной коры.
1- 5; 2- 1; 3- 4; 4 – 2; 5- 6; 6- 3
Больше 3 ошибок – «2»
3. «Отправляемся в путь» Объяснение нового материала .
На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете.
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна!
Ребята! О чем пойдет речь на уроке? ( о народах)
Учитель: А что является целью нашего урока?
Сегодня на уроке мы с вами, ребята, поговорим о населении нашей планеты. Правильно: мы узнаем о людях, населяющих нашу планету, узнаем, где впервые появился человек, и как он расселялся. Почему они такие разные и что их объединяет. Мы узнаем что такое раса и расовые признаки. Вы найдете ответы на вопросы, которые, наверно, волнуют.
Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человека отличает способность производить орудия труда, использовать их для воздействия на окружающий мир.
Это новое слово и запишите определение.
Одним из ученых занимавшимся антропологией, был английский натуралист и путешественник Чарльз Дарвин. Он одним из первых продемонстрировал, что все виды имеют общее происхождение.(слайд
Отделение предков человека от предков обезьяны произошло от 3 до 5 млн лет назад.
Человек разумный (Xomo sapiens) появился на Земле приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад в Африке и Юго – Западной Азии. Постепенно люди расселились по другим материкам земного шара. Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в Северную и Южную Америку и Австралию, не был заселен лишь материк Антарктида. Люди жили в разных природных условиях и постепенно изменялись. За многие тысячелетия физический облик человеческих существ претерпел изменения.
Работа с атласом и картой. ( Ученики работают с атласами, один ученик выходит к физической карте – показывает, как шло заселение материков )
Вы никогда не задумывались, почему люди на Земле отличаются друг от друга цветом кожи, волос, глаз? Давайте сначала послушаем древнюю легенду. А подготовил ее Сотиев Аслан
следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вытащить фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы»
Так, согласно легенде, возникли расы. Что же на самом деле способствовало образованию рас? Что бы ответить на этот проблемный вопрос, давайте сначала познакомимся более подробно что такое раса?
Они передаются из поколения в поколение, от родителей к их детям.
1. Наука, изучающая происхождение и развитие человека называется _______________________________________
2.Первые люди появились в ___________________________________________________.
4. Группа людей, объединённых общим происхождением и некоторыми внешними данными (цветом кожи, волос и глаз, разрезом глаз, формой головы, скелета и т.д.) называется________________________________________________________________
3.негроидная или экваториальная.
Ученые выделяют еще и австролоидную
Каждую расу можно характеризовать по основным признакам.
В 7 кл. вы более подробно изучите расы, и и узнаете, что существует еще и смешаная раса.
Но в данный момент наше путешествие подошло к физминутке и мы должны немножко отдохнуть.
Ну как ребята. Отдохнули! Значить вперед.
Задание 3. Практическая работа «Портрет»( работа с учебником)
Выделите характерные черты внешнего вида для каждой расы ( стр.156-157 учебника, рис. 102-104)
Работа в группах. Заполнить таблицу «Расы Земли».
На эту работу отводится 5 минут.
Другие внешние признаки
светлые глаза, узкий нос
Европа, Северная Африка, Юго-Западная и Южная Азия, Северная и Южная Америка, Австралия
желтоватый цвет кожи,
Чёрные прямые волосы.
Узкий разрез глаз, выступающие скулы
Азия, Северная и Южная Америка
Африка, Северная и Южная Америка
Существуют также смешанные расы.
Возможность смешения рас и появление новых смешанных групп доказывает единство всех людей на Земле.
Вопрос: — А как вы объясните, что представители различных рас имеют, существенные различия во внешнем облике? ( с. 157). Отвечают по группам. К примеру: почему у негров темные курчавые волосы.
Отчет каждой группы.
Много лет людей делили на «низшие» и «высшие» расы. По такой теории людей делил А. Гитлер. Во время войны уничтожил очень много евреев и цыган, так как он их даже людьми не считал. Немцев называл народом высшей расы. Это неправильно. Все люди равны, хотя все разные и впервые это доказал Миклухо-Маклай Н.Н.
Доклад о Миклухе-Маклайне. ( Кайтов Багдан)
Итак, Н,Н. Миклуха-Маклай доказал, что человечество- это единый биологический вид.
Закрепление: Интерактивная доска. Назови расы, для которых характерны данные признаки.
5.Вот мы и«Приехали домой!» Закрепление: Викторина
На каком материке появились люди?
Почему возникли разные расы?
Как отличить одну расу от другой?
Итог урока: Итак, наше время подошло к концу, мы познакомились с основными человеческими расами Земли, узнали причины отличий внешних признаком, познакомились с русским ученым Н.Н. Миклухо-Маклаем и его исследованиями, которые доказывают равенство народов всех рас.
Вывод.
— Все люди на Земле разные. Они едины. Поэтому они должны жить дружно. Примером того, как народы мира дружат, служат ваши рисунки.
Все люди на Земле относятся к единому биологическому виду.
Домашнее задание: Изучить текст параграфа 51
Творческое: Нарисуйте литературных героев,
(героев сказок или мультфильмов) которые относятся к разным расам.
Рефлексия. Каждый из вас уходит с этого урока с определенными знаниями. Я бы хотела знать как вы усвоили материал. Для этого у вас на столах смайлики, оценит е ваши знания.