что такое социальная обусловленность
Социальная обусловленность
Смотреть что такое «Социальная обусловленность» в других словарях:
Социальная обусловленность — Социальная обусловленность относится к социальному процессу обучения людей в обществе действовать или реагировать таким образом, чтобы эти действия были одобрены обществом в целом и окружением в частности. Концепция сильнее, чем социализация … Википедия
социальная обусловленность знания — СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЗНАНИЯ понятие, вошедшее в систематический оборот в марксистской эпистемологии 20 в. благодаря развитию ряда идей и подходов К. Маркса (критика фетишизма, идеологии вообще, понимание науки как всеобщего труда,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. С. м. связана как с действием законов обществ. развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение… … Философская энциклопедия
Социальная мобильность — изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. С. м. связана как с действием законов общественного развития, классовой борьбы (См. Классовая борьба), обусловливающих рост одних… … Большая советская энциклопедия
Социальная психология — (social psychology), отрасль психологии, занимающаяся изучением взаимопонимания, взаимовлияния и взаимоотношений людей. В сфере особого внимания С.п. проблемы, имеющие большое полит, и обществ, значение, в т.ч. агрессия, альтруизм, социальная… … Народы и культуры
МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа (см. Современность).… … Философская энциклопедия
КАУЗАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. causality, social; нем. soziale Kausalitat. Непосредственная обусловленность соц. действия определенным фактором или группой факторов; причинно следственная связь между соц. явлениями. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Эволюция социальная — термин используемый для описания направленных (как правило, прогрессивных) исторических изменений социальной организации человека. В неявном виде говоря так предполагается наличие общих закономерностей социальных изменений (их направленность,… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.
КАУЗАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. causality, social; нем. soziale Kausalitat. Непосредственная обусловленность соц. действия определенным фактором или группой факторов; причинно следственная связь между соц. явлениями … Толковый словарь по социологии
social conditioning — Социальная обусловленность … Вестминстерский словарь теологических терминов
Социальная обусловленность
Социальная обусловленность относится к социальному процессу обучения людей в обществе действовать или реагировать таким образом, чтобы эти действия были одобрены обществом в целом и окружением в частности. Концепция сильнее, чем социализация, которая относится к процессу наследования норм, обычаев и идеологий. Влияние социальной обусловленности огромно, но оно, как правило, относятся к категории социальных структур, включая образование, работу, развлечения, массовую культуру, религию, духовность и семейную жизнь.
Социальная обусловленность представляет собой тему дискуссии о роли воспитания и природных факторов в формировании характера и способностей человека.
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Социальная обусловленность» в других словарях:
Социальная обусловленность — ♦ (ENG social conditioning) признание роли и влияния социальной среды и контекстов при формировании важнейших аспектов поведения, включая религиозные верования и практики … Вестминстерский словарь теологических терминов
социальная обусловленность знания — СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЗНАНИЯ понятие, вошедшее в систематический оборот в марксистской эпистемологии 20 в. благодаря развитию ряда идей и подходов К. Маркса (критика фетишизма, идеологии вообще, понимание науки как всеобщего труда,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. С. м. связана как с действием законов обществ. развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение… … Философская энциклопедия
Социальная мобильность — изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. С. м. связана как с действием законов общественного развития, классовой борьбы (См. Классовая борьба), обусловливающих рост одних… … Большая советская энциклопедия
Социальная психология — (social psychology), отрасль психологии, занимающаяся изучением взаимопонимания, взаимовлияния и взаимоотношений людей. В сфере особого внимания С.п. проблемы, имеющие большое полит, и обществ, значение, в т.ч. агрессия, альтруизм, социальная… … Народы и культуры
МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа (см. Современность).… … Философская энциклопедия
КАУЗАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. causality, social; нем. soziale Kausalitat. Непосредственная обусловленность соц. действия определенным фактором или группой факторов; причинно следственная связь между соц. явлениями. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Эволюция социальная — термин используемый для описания направленных (как правило, прогрессивных) исторических изменений социальной организации человека. В неявном виде говоря так предполагается наличие общих закономерностей социальных изменений (их направленность,… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.
КАУЗАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. causality, social; нем. soziale Kausalitat. Непосредственная обусловленность соц. действия определенным фактором или группой факторов; причинно следственная связь между соц. явлениями … Толковый словарь по социологии
social conditioning — Социальная обусловленность … Вестминстерский словарь теологических терминов
Что такое социальная обусловленность
Того, кто задумывается о жизни обычных людей нашего времени, неизменно поражает то тягостно скучное и банальное существование, которое им в определённом смысле просто приходится влачить. Средний человек рождается, подрастает, идёт в школу, возможно даже в колледж или университет, находит себе работу и супруга, заводит семью, копит деньги на машину, дом и мебель, отправляется в ежегодный отпуск, стареет и, в конце концов, умирает. Остаётся лишь удивляться тому, что человеку удаётся не сойти с ума и даже находить удовлетворение в таких суровых условиях постоянной скуки. Однако именно так живёт сегодня большая часть человечества.
В определённый момент своей жизни хотя бы некоторые люди задаются вопросом: «Неужели это всё, чем можно жить?» Однако они редко находят выход из такого затруднения. Как ни печально, но, оказавшись неспособными найти разумное и практическое решение, они чувствуют, что им придётся смириться со своей судьбой и полагаться лишь на то, что у них есть.
ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЮТ ПЕРЕПОЛНЯТЬ ЧУВСТВА ОПУСТОШЕННОСТИ И ПРИТУПЛЁННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ЗАПОЛНИТЬ ЭТУ ПУСТОТУ, НО ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ИМЕННО ХОЧЕТ, И НАХОДИТ ТОЛЬКО ОШЕЛОМЛЯЮЩЕЕ ОЩУЩЕНИЕ ТЩЕТНОСТИ, ИСТЯЗАЮЩЕЕ ЕГО СЕРДЦЕ. ОЧЕНЬ СКОРО ОН ПОНИМАЕТ, ЧТО ВСЯ ЖИЗНЬ ПРОСКОЛЬЗНУЛА СКВОЗЬ ЕГО ПАЛЬЦЫ, И БЫЛА РАСТРАЧЕНА НА БЕССМЫСЛЕННЫЕ БАНАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЕЛОЧНОСТИ.
Все мы начинаем жизнь обычными мужчинами и женщинами, но это совсем не означает, что у нас нет возможности по собственному выбору придавать смысл своей жизни. Мы можем чувствовать себя жертвами судьбы, но, хотя ни один человек действительно не может её избежать, все мы способны подняться выше судьбы, если только сделаем такой выбор. В определённое мгновение жизни каждому из нас представляется возможность самим решить, чего мы хотим от жизни.
В своей глупости мы чрезвычайно гордимся тем, что являемся людьми разумными. В результате мы требуем для себя определённых привилегий и прав, а затем поднимаем большой шум и очень расстраиваемся, когда наши требования оказываются неудовлетворёнными.
ЧЕЛОВЕК СЧИТАЕТ, ЧТО ОН ВЫШЕ ЖИВОТНОГО, НО В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ОН ВЛАЧИТ ХУДШЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ, ЧЕМ ЛЮБЫЕ ЖИВОТНЫЕ.
Если мы живём такой жизнью, то, что удивительного в том, что рано или поздно мы начинаем чувствовать себя жертвами? Чаше всего мы живём именно так, потому что боимся, что иная жизнь окажется безумием.
ИЗ-ЗА СВОЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ЛЮДИ ПРЕБЫВАЮТ В ПСИХИЧЕСКИХ ОКОВАХ. УДЕРЖИВАТЬ ЧЕЛОВЕКА В ФИЗИЧЕСКИХ ОКОВАХ ОЗНАЧАЕТ РАБСТВО; СОДЕРЖАТЬ ЕГО В ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОЗНАЧАЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ОТВРАТИТЕЛЬНОЙ ЧЕРНОЙ МАГИЕЙ.
ОДНАКО, ПОСКОЛЬКУ ОТ ЭТОГО ЗЛА СТРАДАЕТ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ВСЕ МЫ ВНОСИМ В НЕГО СВОЮ ЛЕПТУ. ЧЕЛОВЕК УКРЕПЛЯЕТ ЭТУ УЖАСНУЮ ПРАКТИКУ, НАВЯЗЫВАЯ ТАКУЮ ЖИЗНЬ СОБСТВЕННЫМ ДЕТЯМ.
ИМЕННО ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ ДЕЙСТВИЯ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА НЕПРЕРЫВНО ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ОТУПЛЯЮЩЕЙ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ, ПОРОЖДЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬЮ.
Мы умеем рационально обосновывать своё поведение, чтобы чувствовать себя лучше в отношении своих поступков.
К примеру, будучи родителями, люди постоянно убеждают себя, что действуют исключительно во благо своих детей. В конце концов, их родительские обязанности и заключаются в том, чтобы указывать своим детям правильное направление. К несчастью, слишком часто они продолжают считать себя хорошими родителями, когда навязывают детям свою волю, свои мысли и убеждения. А затем, когда они успешно завершают это промывание мозгов и поведение, чувства и даже мышление детей становятся подобным родительским, они наслаждаются удовлетворенностью собой, зная, что даровали миру покорных граждан, которые будут смиренно бродить на поводке.
Детям нужна любовь, забота и твёрдое руководство, однако они нуждаются в понимании и, прежде всего, в уважении.
Если родители никогда не прислушиваются к своим детям, то не должны удивляться, что дети прекращают слушать их. Если они выслушивают детей лишь для того, чтобы постоянно одергивать своими замечаниями, у них нет никакого права обижаться, если однажды дети обрушат на них свой гнев или горечь. Дети учатся намного большему на наглядных примерах, а не на словах. Если родители прислушиваются к их вопросам, просьбам и желаниям с уважением и пониманием, они также будут прислушиваться к их советам и указаниям с тем же уважением и пониманием. Если родители любят своих детей, не превращая при этом свою любовь в оковы и цепи, их дети всегда будут отвечать той же любовью.
Всем нам приходится страдать от жестокостей социальной обусловленности, однако следует понимать, что в действительности нет никаких жертв.
НИКТО НЕ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ В ЛОВУШКЕ БЕЗ СВОЕГО СОГЛАСИЯ.
Никто не способен поработить человека против его воли. В мире существует множество людей, которые постигли это, начали бороться и освободились от всех традиционных стилей поведения и правил. Прискорбно лишь то, что, хотя у таких людей оказалось достаточно личной силы для освобождения, им обычно не хватает силы, чтобы определить для самих себя новую более возвышенную цель и новое духовное направление в жизни.
Учитывая все вышесказанное, спросите самих себя, кто вы. Какому сценарию жизни вы следуете? Будьте честны с собой.
Не склонны ли вы втайне к черной магии? Быть может, вы мелкие тираны?
Чтобы ответить на эти вопросы, подумайте о людях, с которыми вы связаны в своей жизни. Уважают ли они вас? Действительно ли они любят вас? Доверяют ли они вам!
Иметь дело с мелкими тиранами всегда неприятно; иными словами, они, так или иначе, делают нашу жизнь несчастной, однако правильное поведение по отношению к ним способно принести и дар богатых знаний.
Мелкие тираны представляют собой нечто намного большее, чем просто зеркала, поскольку такие люди показывают нам наши слабости. Именно по этой причине наши слабости заставляют мелкого тирана преследовать нас.
ЕДИНСТВЕННЫМ ОПРАВДАНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ ОБУЧЕНИЕ. ЭТО ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, КОТОРОГО ОН НЕ МОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.
Обучение следует понимать как познание на опыте, это практический путь. Накопление информации ещё не означает обучения. Информация остаётся во всех отношениях бесполезной, если человек не находит ей хорошего практического применения в своей повседневной жизни, а единственным по-настоящему ценным знанием является то, которое позволяет человеку лучше понять своё предназначение и ускорить его исполнение. Это правда, как ни трудно смириться с этим тем людям, которые считают, что управляют своей жизнью.
Человечество в течение долгих столетий обсуждает вопрос свободы выбора, но до сих пор упрямо отказывается признать, что у него есть лишь две возможности: либо способствовать осуществлению своего предназначения, либо препятствовать ему. Если люди следуют своей судьбе, их ожидает счастливая и процветающая жизнь, если же они, напротив, препятствуют ей, их преследуют трудности и несчастья.
Следует, впрочем, осознавать, что социальная обусловленность, разумеется, основана на взаимосогласованном и всеобщем взгляде на мир. Подобный общепринятый подход требует, чтобы каждый человек использовал ту же систему отсчёта, что и все остальные.
Он автоматически исключает все взгляды, идеи и чувства, не согласующиеся с общечеловеческой точкой зрения. Однако предназначение человека никогда не обрекало его на единственную точку зрения.
4 способа, которыми социальные условия тайно влияют на ваше поведение и решения
Нам всем нравится думать, что у нас есть свободная воля и мы сами принимаем решения в жизни, но на самом деле нас программируют в раннем возрасте благодаря социальной обусловленности.
Социальная обусловленность – это набор правил и поведения, диктуемых нам обществом. Очень легко увидеть, как мы, индивидуумы, можем быть обусловлены таким образом.
В детстве и юности никто не хочет выделяться. Мы все хотим вписаться в компанию наших сверстников. Если вы отличаетесь, вас запугивают, высмеивают и подвергают остракизму из популярных групп.
Вскоре мы учимся подчиняться тому, что все делают: говорят, носят, хотят, даже верят. Так как это начинается и кто нас обуславливает?
«То, что вы читаете, будет формировать вас, медленно обуславливая ваш ум.»
Дело в том, что такая обусловленность начинается, как только мы рождаемся. Родители сразу усиливают гендерные различия. Родители говорят девочкам вести себя тихо и вежливо, а мальчики не должны плакать.
Учителя принимают эстафету и направляют мальчиков к научным предметам, таким как математика и физика. С другой стороны, девушек подталкивают к творческим темам. Наши новые квалифицированные выпускники направляются на работу.
Рекламные объявления бомбардируют их сообщениями о том, что надеть, как выглядеть и кого они должны любить. Это постоянное подкожное подталкивание и усиление правильных реакций фактически влияет на наше поведение без нашего ведома.
Вот некоторые примеры обусловленности обществом:
Итак, как социальные условия влияют на наше поведение?
Язык мгновенно встряхивает наше бессознательное. Например, о чем вы сразу думаете, когда читаете слово иммигранты?
Для некоторых людей их первоначальные мысли могут сосредоточиться на закрытии границ, переполненности страны, нехватке ресурсов или их слишком много, чтобы мы могли с ними справиться.
Для других под словом иммигранты могут подразумеваться квалифицированные врачи и медсестры, бывшие иностранцы, граждане ЕС, иностранные студенты или работники службы здравохранения.
В зависимости от типа СМИ, которые вы смотрите или читаете, ваш цвет иммигрантов будет меняться. Одни СМИ изображают большинство иммигрантов в негативном свете, некоторые – в позитивном.
Бездомный несет ответственность за свою судьбу или нуждается в помощи со стороны общества? У некоторых людей есть очень сильные представления о том, как можно жить на улице. Они думают, что это никогда не случится с ними и, следовательно, это вина бездомных.
Как они пришли к этому убеждению? Их родители особенно критиковали бездомных? По статистике, большинство из нас не так уж далеки от того, чтобы не потерять свои дома и некоторые сбережения. Это может случиться со многими из нас, так почему некоторые считают, что это зависит только от человека, а не от ситуации?
На протяжении десятилетий общество говорило нам, что тяжелая работа и усилия – это все, что нам нужно для успеха в жизни. Поэтому нам легко обвинять человека, а не давнее послание, которому все остальные верят и которому следует.
Религия
Вы не можете упоминать обусловливание любого рода, социальное или иное, не говоря о религии. К какой бы религии вы не принадлежали или не верили, вы узнали об этом, когда были ребенком.
Когда мы дети, мы верим тому, что говорят нам наши родители и учителя. В детстве, когда эта информация впервые воспринимается, очень трудно отклонить ее как неверную, когда мы становимся старше. Ваша религия является вашей, потому что родители и общество, в котором вы росли навязало вам ее как истинную, единственно верную. Но если бы вы родились в другой стране, и родители привили вам другую религию, то она была бы для вас той, которая по каким-то причинам лучше альтернативных.
Подобные примеры можно увидеть с пересказом основных военных сражений на уроках истории. Страны будут отдавать предпочтение своей стороне истории, когда дело доходит до просвещения детей о подвигах результатов сражений и действиях генералов, даже премьер-министров.
Целые нации возмущены десятилетиями спустя, когда их уважаемые герои войны оказываются не идеальными.
Социальные медиа
Имеет ли жизнь, которую вы представляете в социальных сетях, какое-то сходство с жизнью, которую вы действительно ведете? Селфи, которые вы тщательно создали, тратя часы, выбирая именно ту, которая лучше всего показывает вас.
Теперь мы приучены выглядеть наилучшим образом, говорить правильные вещи и, по крайней мере, казаться любящими жизнь, как никогда раньше. Однако на самом деле все больше людей совершают самоубийства, над подростками издеваются до смерти, а дети в возрасте 6 лет беспокоятся, что они слишком толстые.
Социальные медиа – это портал в нашу жизнь, но мы притворяемся, потому что жизнь, которую мы ведем, не соответствует социальным ожиданиям.
Так что вы можете сделать, чтобы освободиться от социальной обусловленности?
Не бойтесь расспрашивать или противостоять людям по поводу их поведения. Если вы видите что-то, с чем не согласны – так и скажите.
Не окружайте себя единомышленниками. Вы только укрепите “свои” взгляды.
Смотрите и читайте СМИ из разных источников. Если вы читаете только одну газету, переключитесь на другую.
Задавайте себе вопросы. Вы выбираете тот или иной путь, потому что вы этого хотите, или ваши родители, друзья, политики?
Делайте свое дело! Живите по своим собственным правилам. Так что, если вы не зарабатываете много денег, делайте то, что делает вас счастливым!
Наконец, узнайте, когда ваше поведение или убеждения являются результатом социальной обусловленности, и постарайтесь изменить их.
«Удаление старых условий из ума и обучение ума быть более уравновешенным с каждым опытом – первый шаг к тому, чтобы дать человеку возможность испытать истинное счастье».
Социальная обусловленность мыслей и чувств человека
Общество – важный двигатель внутреннего прогресса человека. Однако оно также может выступать и в качестве якоря, который не позволит человеку сдвинуться с места. Все эмоции, действия и мыслительные процессы человека формируются на основе различных факторов, которые закладываются в его сознании на протяжении всей жизни. Эволюция социума способствует эволюции мышления и восприятия индивидуумом определенных жизненных ситуаций. Чем активнее развивается общество, тем быстрее движется к высоким показателям и каждый его индивид. Но зачастую, если человек попадает в среду, где развитие притормозилось, он поддается влиянию и его развитие также замедляется или приостанавливается. Общество способно влиять и на отдельные привычки и поступки людей. Однако возникает вопрос: насколько сильно это влияние и способно ли оно изменить заложенные на генном уровне инстинкты? Прежде чем перейти к подробному рассмотрению всех аспектов и силы воздействия социальной среды на человеческое сознание, необходимо ознакомиться с основными элементами исследования.
Основные понятия
Индивид. В большинстве источников это понятие рассматривается как особь отличная от других в своем роде или же человек с набором уникальных врожденных или приобретенных свойств. В данном же исследовании следует рассматривать индивид, как уникальную единицу, которая обладает врожденными и приобретенными свойствами, подвластную влиянию общества и окружающей среды.
Социум – это человеческая общность, объединенная в результате исторических факторов и различных форм деятельности людей. Под социумом также понимается определенная социальная группа индивидов, члены которой связаны между собой культурными, профессиональными и другими признаками.
Социальная среда (общество) представляет собой совокупность социальных групп, которые различны в духовном, материальном, экономическом, политическом плане, и оказывают определенное влияние индивида или группу индивидов.
Влияние социальных факторов на разных этапах эволюции
На начальном этапе развития человечества мышление индивида было довольно примитивным. Люди ограничивались мыслями о том, как добыть еду, найти ночлег и продолжить свой род. На поведение человека в первую очередь оказывали влияние такие биологические факторы, как борьба за выживание и естественный отбор.
С эволюцией человека менялся и его быт, а значит, и его привычки, мировоззрение. Каменный век завершился во многом благодаря тому, что человек ощутил потребность в значительных переменах, он стремился к более комфортному существованию, к более осмысленной, эффективной жизни. Так, на протяжении веков можно наблюдать, что изменение быта и качества жизни человека происходило параллельно с переменами в его внутреннем мире.
Развитие человека во многом зависит и от социальных факторов. Переломным моментом в становлении индивидуума стал труд. Фридрих Энгельс Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» уделил должное внимание этому социальному фактору. Он показал, что именно труд способствовал становлению человека как существа разумного (homosapiens). Трудовую деятельность также принято считать общественной, ведь она является важнейшим элементом в становлении социума [3].
Сначала произошло разделение труда, помимо собирательства и охоты люди научились заниматься земледелием. Начали появляться первые орудия труда, с помощью которых стали обрабатывать землю. Начали развиваться торговые отношения. Затем возникла потребность в появлении денежных средств, с целью упростить обмен товарами между ремесленниками и скотоводами, охотниками и фермерами. Тогда человеку уже не нужно было постоянно заниматься охотой или собирательством, теперь он мог купить необходимые продукты питания. Сложившаяся ситуация позволила индивиду пересмотреть свои взгляды на убийство животных. Для того чтобы человеку выжить, больше не требовалось убивать животных. Необходимость в убийствах отпала и теперь появилась возможность выбирать иные сферы деятельности.
Вместе с тем, и общение между людьми переходило на новый, более высокий уровень социальных взаимоотношений. Появилась необходимость создания настоящего общества, в котором бы люди взаимодействовали по определенным правилам. Так появились первые законы.
Появление четкой общественной структуры способствовало значительным изменениям в жизни каждого ее элемента. У человека становилось больше свободного времени, отчего возникла потребность в развлечениях. Появились первые амфитеатры, цирки. Люди посещали Колизей и кровавые гладиаторские бои. Но со временем человек не только менял свой быт, но и становился более умным и образованным, а вместе с тем и менее жестоким. Кровавые развлечения сменились спортивными соревнованиями, люди с удовольствием посещали Олимпийские игры. Таким образом, человек научился получать похожие эмоции, не причиняя вред другим.
Стала зарождаться мысль о том, что чем лучше индивид научится взаимодействовать с другими людьми, тем больше шансов у него выжить. Она полностью отличалась от первоначальной идеи, что всегда выживает сильнейший. Люди стали учиться коммуникации. И сейчас нет однозначного мнения относительно того, что же все-таки важнее: научиться приспосабливаться и эффективно взаимодействовать с людьми или быть сильнее других.
Объединение людей в группы по различным признакам и задачам способствовало появлению термина «общественное мнение». Так, каждое действие и образ жизни человека рассматривались на суде общества. В результате чего выносился положительный или отрицательный вердикт. Таким образом появлялись различные стереотипы.
Как и раньше, общественное мнение является одним из важных рычагов в жизни социума. Так, именно общество принимало решение «казнить или помиловать» человека, совершившего какой-либо проступок или преступление. При этом рассматривались причины, подтолкнувшие его к этому действию, то есть определенные социальные факторы. Подобным образом в наше время действует суд присяжных. Заседатели рассматривают различные факторы, повлиявшие на совершение человеком преступления, которые называются смягчающими и отягчающими обстоятельствами.
Общественное мнение также способствовало развитию коммерческой деятельности, посредством развития рекламы. Важность мнения социума и сопутствующие ему стереотипы позволили развить идею о том, что обществом можно управлять. Так появился термин «Public Relations» (сокращенно «PR»), что в переводе означает общественные отношения. Его предложил третий президент США Томас Джефферсон, создатель Декларации независимости. Под этим понятием он также имел ввиду людей, которые способны управлять общественным мнением [1].
PR стал новым рычагом в управлении рекламной деятельностью компаний и отдельных физических лиц. Этот инструмент позволил рекламистам отойти от ценовых и качественных характеристик и сконцентрироваться на сильнейшем двигателе торговли – имидже. Технология создания привлекательного продукта, который одобряется обществом, успешно существует и на современном рынке. Теперь при выборе определенного товара человек руководствуется не только его ценой и качественными характеристиками. Он также обращает внимание на то, в какой социальной группе этот товар востребован. Желание быть или казаться частью определенной группы, способствует тому, что человек приобретает продукцию с неким эмоциональным оттенком. Такие люди готовы покупать товары по сильно завышенным ценам. Внедрение общественного мнения в рекламную и маркетинговую деятельность породило такие понятия, как «престижный товар» или «семейный продукт». Сейчас социальные свойства товара или услуги являются движущей силой в PR деятельности компаний разных отраслей всего мира.
На современном этапе развития общества, благодаря различным социальным и личностным факторам, человечество изменило отношение к убийству животных. Если изначально люди убивали животных, чтобы добыть пищу и выжить, то со временем убийство перестало быть необходимостью, хоть мясо животных по-прежнему являлось продуктом питания. Охота на животных также была связана с целью выживания, но уже не в такой степени как раньше, ведь у человека появилось множество альтернативных продуктов питания. К тому же мясо можно было купить, что избавляло человека от непосредственной необходимости убивать.
В настоящее же время, мясные продукты также употребляют в пищу, однако убивают животных не только с этой целью. Некоторые обеспеченные люди посредством подобных убийств стремятся соответствовать модным тенденциям и требованиям определенных кругов социума.
Так, убийство животных превратилось в своего рода «аттракцион для богатых», нередко мужчины выбирают охоту в качестве своего досуга. В некоторых кругах такое развлечение является показателем мужества и индикатором престижа, таким образом индивид ощущает приобщение к элите общества. Подобная ситуация наблюдается и в женской половине социума: наличие норковой шубы в гардеробе и сумки из крокодила является показателем высокого статуса и принадлежности к определенной социальной группе. Безусловно, женщины не склонны к охоте и подобным убийствам, однако приобретение вещей из кожи и меха стимулирует производителей увеличивать количество товара. А это способствует тому, что число убийств возрастает. Появляется все больше вещей, наличие которых позволяет людям подтверждать свою принадлежность к определенному социальному классу, и спрос на такие вещи стремительно увеличивается. Так действует замкнутый круг внедрения общественного мнения и управления им посредством PR в коммерческую деятельность.
Влияние общества на профессиональные и личностные достижения
Социум определенным образом воздействует на мышление людей и принятия ими отдельных решений. Однако насколько сильно это влияние? И что для человека становится решающим фактором – инстинкты, заложенные на генном уровне или влияние общества? Возможно ли изменить ход мыслей и действия индивида, если поместить его в другую, непривычную для него, социальную среду? Этими вопросами задавались многие ученые и выдвигали различные предположения.
Противостояние Юнга и Фрейда
С давних времен теории о врожденных и приобретенных талантах, привычках и мыслях были причиной научных споров. Когда человек рождается, он сразу пытается изучить среду обитания, чтобы быстрее к ней приспособиться. Однако меняется ли сам человек под ее воздействием или является заложником своих генов?
Два знаменитых психолога Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг не сошлись во мнениях относительно этой темы. Юнг полагал, что у человека заложены стадные инстинкты, которые в первую очередь влияют на формирование личности. Фрейд же утверждал, что личностные качества приобретаются на протяжении всей жизни человека. Психология Фрейда была основана на сексуальном формировании человека как личности. По его мнению, в основе личности лежит либидо, то есть сексуальное влечение. При этом личность формируется в детстве, и этот процесс делится на фазы [4].
Юнг, в свою очередь, утверждал, что человек уже рождается сформированной личностью, поскольку его личностные качества заложены на генном уровне и достались ему от предков. Он пояснял: «Окружающая среда вовсе не дарует личности возможности ею стать, но лишь выявляет то, что в ней заложено».
Согласно теории Юнга, бессознательное состоит из следующих уровней: индивидуального, семейного, группового, национального, расового и коллективного бессознательного, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы. Также людям присуща некая наследуемая структура психики. Она способствует восприятию и реализации жизненного опыта определенным образом. Эта определенность выражается в архетипах, которые осуществляют воздействие на мыслительные процессы, чувства и действия человека [5].
Подобные споры возникали у многих известных психологов, с целью выяснить, чем же в первую очередь руководствуется человек, совершая определенные действия. Эти разногласия не только раскрыли противоречивые аспекты мышления и действия человека, но и породили новые направления в психологии, такие как психоанализ и аналитическая психология.
Влияния социальной среды на образ жизни и достижения человека в наше время
Окружение, безусловно, так или иначе влияет на каждого индивида. Чтобы изменить поведение и ход мыслей человека, а вместе с тем и образ жизни, достаточно обеспечить нахождение в благоприятном обществе. Именно такого мнения придерживается большинство современных ученых в сфере психологии.
Такой взгляд на социальную обусловленность продемонстрировал писатель Малкольм Гладуэлл в своей известной книге «Гении и Аутсайдеры». Главной проблемой книги является влияние окружающей среды на индивида, а именно на возможность достижения им вершины успеха. Автор доказывает, что независимо от врожденной гениальности человека, ему будет сложно реализоваться в жизни, если не направлять и не развивать ее в течение жизни.
Поэтому гениальность людей, рожденных в бедных неблагополучных семьях, зачастую не проявляется. Социальная среда не позволяет им развиваться и раскрывать свои таланты. Так, дети алкоголиков или наркоманов крайне редко становятся успешными в жизни, так как люди имеют свойство копировать поведение своих родителей. Но если успеть оградить детей от влияния таких родителей и поместить в благоприятную окружающую среду, велика вероятность того, что их жизнь направится в правильное русло.
Ведь дети из обеспеченных благополучных семей, с таким же показателем IQ достигают больших успехов в самых разных видах деятельности. В состоятельных семьях с детьми занимаются, их развивают, водят на различные кружки и тренировки. Таким образом, личность начинает активно формироваться уже с раннего возраста и получает бесценный опыт. Для достижения успеха в любой области не обязательно иметь огромный талант, достаточно попасть в правильную среду и усердно тренироваться. Именно так действует знаменитое на весь мир правило 10 000 часов [2].
Правило 10 000 часов
Чтобы стать профессионалом и достичь успеха нужно выделять примерно 3 часа на практику ежедневно или 20 часов в неделю, на протяжении 10 лет.
Результаты действия правила 10 000 часов на примере опыта известных людей:
— Моцарт написал свой великий первый концерт, спустя 10 лет после начала своего творческого пути.
— Гроссмейстер с мировым именем Бобби Фишер стал профи в шахматах за 9 лет.
— Билл Гейтс, по его словам, потратил около 10 тысяч часов на программирование, что позволило ему сделать значительный прорыв в своей профессиональной области.
— Группа «The Beatles» была основана за 10 лет до релизов ставших легендарными альбомов «White Album» и «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band».
Психологи, которые специализируются на развитии личности, рекомендуют общаться с людьми, занимающими более высокую ступень на социальной лестнице, профессионалами своего дела, более умными, обеспеченными и успешными. Такие люди будут служить отличным примером для подражания, и стимулировать к достижению успехов.
По этой причине в современном мире активно критикуется тот факт, что тюрьмы и лечебно-исправительные учреждения благоприятно влияют на личность человека. Пребывание в таких местах препятствует позитивным изменениям, ведь человек общается с себе подобными. В результате, по возвращении из подобных учреждений, негативные привычки индивида зачастую только усугубляются и несут еще больший вред как ему самому, так и обществу в целом.
Многие эксперты уже давно рекомендуют пересмотреть вопрос о местах и условиях содержания заключенных, с целью более эффективного воздействия на личность и поведение правонарушителя, а также обеспечения безопасности всему обществу.
Список литературы:
Автор: Александрова Яна
Преподаватель
Редактор: Бибикова Анна Александровна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!