к каким уровням квалификаций соответствует вид профессиональной деятельности спортивный менеджмент
Спортивный менеджер
Спортивный менеджер – талантливый организатор, хороший экономист и стратег, который осуществляет управление организациями, клубами, командами. Профессию можно освоить на курсах, в вузах и с помощью программ профпереподготовки.
Спортивный менеджер – управленец в сфере спорта, который занимается решением организационных, административно-хозяйственных и финансовых вопросов. Он отлично разбирается во всех нюансах спортивной индустрии, обладает развитыми организаторскими способностями и коммуникабельностью. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
За спинами успешных атлетов стоят опытные тренеры, а также спортивные менеджеры. Атлеты занимаются тренировками и следят за состоянием здоровья, менеджеры – организацией, планированием, подготовкой. Нередко спортивные менеджеры принимают участие в организации крупных мероприятий, маркетинговых компаний, турниров и соревнований, развлекательных и других мероприятий. Они контролируют процесс покупки, обмена и продажи игроков. Многие специалисты являются спортсменами, которые решили реализовать свои таланты в сфере организационной деятельности после завершения карьеры.
Особенности профессии
Спортивные менеджеры отлично разбираются в выбранной нише, они имеют большое количество деловых связей и развитые организаторские способности. От талантливости менеджера зависит успешность атлета или целой команды, он выполняет следующие работы:
Спортивный менеджер может работать как в профильной организации, так и сотрудничать с одним атлетом, командой или парой, если речь идет о фигурном катании или бальных танцах. Профессия является престижной и высокооплачиваемой, однако требует полной вовлеченности. Спортивные менеджеры могут сопровождать атлетов во время мероприятий и зарубежных чемпионатов, поэтому они должны быть готовы к длительным и регулярным командировкам. Опыт специалиста важен и в коммерческой сфере, ведь нередко спортивные менеджеры привлекаются к раскрутке фитнес-клубов, бассейнов, других схожих заведений.
Спортивный менеджер: образование, компетенции и результаты деятельности
Леднев Владимир Алексеевич
Первый проректор Московского финансово-промышленного университета «Синергия», научный руководитель факультета Спортивного менеджмента, д. э. н., профессор
Индустрия спорта России: новые условия развития
Анализ современных тенденций развития индустрии спорта в России показывает, что в последнее время появились новые условия ее развития, которые необходимо учитывать. Это:
Все это предъявляет другие требования к деятельности спортивных менеджеров и их профессиональным компетенциям и знаниям, а именно:
Нужно менять сложившееся представление о том, что в спортивной организации (напр., профессиональном клубе) за экономику и маркетинг отвечает менеджмент (руководитель и менеджеры), а за спортивный результат – тренер и спортсмены. За все в спортивной организации отвечает исключительно ее руководитель.
Спортивный менеджмент: как оценить результат?
В деятельности спортивных менеджеров (впрочем, как и любых других) очень важно объективно и конкретно оценивать их результаты, в том числе и экономические.
В индустрии спорта работают очень разные (по направлениям деятельности и выполняемым функциям) спортивные и иные организации, которые, по сути, и являются объектами спортивного менеджмента.
И все они имеют прямое или косвенное отношение к созданию, продвижению и реализации основных продуктов индустрии спорта:
В российском спортивном менеджменте по многим направлениям деятельности достигнуты серьезные результаты, есть и свои лидеры, их успешный управленческий опыт нужно использовать.
Среди организаторов соревнований следует выделить:
Если рассматривать деятельность спортивных федераций, лиг и профессиональных клубов по игровым видам спорта, то хороших результатов на протяжении нескольких лет добились:
Вместе с тем вопрос подготовки спортивных менеджеров, владеющих современными управленческими технологиями, сегодня для российской индустрии спорта является очень актуальным.
Кто и как готовит спортивных менеджеров?
Вузов, которые давно, регулярно и успешно готовят спортивных менеджеров в России, очень немного. Их общее количество сегодня едва превышает один десяток; условно их можно разделить на две группы:
В первую группу вузов входят:
Вузы второй группы – это:
Именно они готовят профессионалов, специализацией которых является спортивный менеджмент. Только университет «Синергия» ведет обучение в магистратуре по программе «Спортивный маркетинг», сверхактуальной сегодня с учетом поиска новых источников финансирования спортивными организациями России. Особняком стоит РМОУ, реализующий только программы дополнительного образования, в частности программу MSA «Мастер спортивного администрирования».
Анализ взаимодействия вузов, готовящих спортивных менеджеров и самих спортивных организаций (т. е. основных работодателей), дает основание сделать несколько важных выводов:
Каковы кадровые потребности спортивных организаций?
Спортивные организации остро нуждаются в квалифицированных спортивных менеджерах, но точно определить кадровые потребности могут только опытные эксперты из числа руководителей и менеджеров самих спортивных организаций.
М. Бутов (генеральный секретарь Всероссийской федерации легкой атлетики): «Современных менеджеров в спортивных организациях различных профилей, очевидно, не хватает. Речь идет как о государственных, так и общественных и коммерческих организациях. Легкая атлетика и другие неигровые виды спорта особенно в них нуждаются. Нужны менеджеры разных уровней, способные придумывать идеи и реализовывать их во Всероссийской и региональных федерациях, непосредственно на спортивных сооружениях. Сегодня важно иметь в одном лице креативного человека и исполнителя, просто исполнители становятся менее востребованы».
Э. Алиев (президент Ассоциации мини-футбола России): «Потребность в менеджерах очень большая. Нехватка ощущается как в профессиональном сегменте, так и в массовом и любительском мини-футболе. Причем речь идет обо всех уровнях. В мини-футбольном клубе: от президента до администратора, а в массовом спорте: от руководителя федерации до руководителя спортивной секции».
С. Крюков (исполнительный директор Ассоциации студенческого баскетбола): «Сфера студенческого спорта имеет острую потребность в квалифицированных управленческих кадрах. Государство в последнее время обратило внимание на важность студенческого спорта в системе воспитания молодежи. Реализация этой задачи возможна лишь при наличии компетентных менеджеров на всех уровнях управления студенческим спортом: начиная от спортклуба и заканчивая студенческими лигами, союзами и ассоциациями. В Ассоциации студенческого баскетбола прежде всего ощущается нехватка квалифицированных менеджеров на уровнях управления дивизионами и баскетбольными студенческими клубами».
Мнения экспертов приводят нас к следующим выводам:
Какой менеджер сегодня нужен спортивному руководителю?
Конечно, каждый руководитель спортивной организации имеет свое собственное представление о наборе профессиональных компетенций спортивного менеджера. Многое зависит от конкретной деятельности спортивной организации, стратегии ее развития и даже оперативных задач, которые она сегодня решает.
Э. Алиев: «Нужны люди, которые хотя бы в теории будут иметь соответствующее спортивное образование. Знание спорта и любовь к спорту – основные мотивирующие факторы в работе такого менеджера. А полученное им специальное образование будет основой для грамотного управления. Это два очень важных фактора успеха спортивного менеджера».
М. Бутов: «В первую очередь нужны менеджеры, создающие и способствующие созданию продуктов индустрии спорта, востребованных рынком. В спорте это прежде всего спортивные соревнования и все, что связано с их организацией и проведением».
С. Крюков: «Современная индустрия спорта отличается многозадачностью. Вокруг множество подходов к различным спортивным проектам. Нам нужны менеджеры, способные ставить правильные задачи перед собой и своей командой».
К. Гаджиев (генеральный продюсер промоутерской компании Fight Nights): «Нужны пиарщики и специалисты по продвижению событий. У нас каждый боец – это много информационных поводов. Но не хватает талантливых менеджеров, которые эти инфоповоды правильно раскрутят».
В итоге получается, что современный спортивный менеджер должен:
Вот как ответили наши эксперты на вопрос: «Какими качествами и компетенциями должен обладать спортивный менеджер, которого Вы непременно взяли бы к себе на работу?».
М. Бутов: «Все очень просто: все навыки и компетенции, необходимые для любого современного менеджера в любой сфере деятельности, плюс любовь и понимание спорта».
К. Гаджиев: «Имея квалификацию в спорте, он должен смотреть на спортивное событие глазами обычного потребителя. Он должен понимать и мониторить, что сегодня нужно потребителю и обществу».
С. Крюков: «Любой менеджер, как бы это банально не звучало, должен эффективно решать поставленные задачи, т. е. с наименьшими затратами временных, финансовых и людских ресурсов. Зачастую многие говорят об обстоятельствах, мешающих сделать что-то, эффективный менеджер говорит о детерминантах, которые позволят ему решить задачу».
Э. Алиев: «Он должен обладать всеми качествами профессионального управленца, иметь прикладные знания (тайм-менеджмент, IT-технологии, иностранные языки). И обязательно любить спорт и свое дело».
Завершая анализ проблем развития профессии «спортивный менеджер», спортивного образования и результатов деятельности в спортивном менеджменте, осознано не ставим точку в этой теме, оставляя возможность читателям и любителям спорта, действующим спортивным менеджерам российских спортивных организаций самим подумать и ответить на вопросы, от решения которых во многом зависят успехи российской индустрии спорта.
Что такое «спортивный менеджмент»?
Сергей Алтухов, Заместитель директора Центра спортивного менеджмента МГУ имени М.В. Ломоносова, к.э.н.
Вопрос, который мы вынесли в заголовок, требует достаточно конкретного и содержательного ответа. В условиях коммерциализации экономики спорта, становления спортивной отрасли как экономической категории именно спортивные менеджеры решают основные задачи формирования инфраструктуры, соответствующей общепринятым мировым и европейским стандартам. В обиходе существует стереотип, что спортивные менеджеры – это те, кто «торгует игроками». Это совсем не так. Так кто же такие спортивные менеджеры?
Менеджмент в спорте, как особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли, возникает в результате разделения и кооперации их труда. Как мы уже отмечали, причиной появления спортивных менеджеров стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к менеджерам в условиях экономической и спортивной конкуренции.
Классификация уровней управления и образовательного уровня
Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В такой структуре предусмотрены управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это значит, что менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают разные.
Национальные рамки квалификаций наглядно показывают требования квалификационного уровня управления к уровню образования
Функционалы спортивного менеджера
Чем занимаются спортивные менеджеры? Основные функции менеджеров в спорте можно представить так:
— Спортивные менеджеры работают в органах управления олимпийским движением на различных уровнях.
— Спортивные менеджеры занимаются управлением спортивными мероприятиями: чемпионат города, области, республики, страны, Чемпионаты мира и Европы, Олимпийские игры.
— Спортивные менеджеры управляют собственными спортивными бизнес-проектами, коммерческими турнирами, спортивными фестивалями, массовыми соревнованиями.
— Спортивные менеджеры занимаются организацией команды, подбором персонала и атлетов, разработкой билетных программ и различных стратегий для организации, работой с болельщиками и со стейкхолдерами во внешней среде.
Рынку свойственна неопределенность ситуации и предпринимательский риск. Они требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения. Профессионализм спортивного менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.
Обобщение опыта подготовки спортивных менеджеров в ВУЗе и рыночный спрос на специалистов такого профиля показывает, что все большему количеству организаций спортивной отрасли нужны менеджеры с определенным набором умений и навыков. Вот основные из них:
— владение современными компьютерными технологиями и программами;
— владение английским языком;
— умение формировать информационную политику организации;
— организация работы офиса организации и формирование команды;
— знание основных маркетинговых и управленческих стратегий;
— знание регламентов и положений о соревнованиях для последующей организации спортивных событий;
ВЫ ХОТИТЕ СОЗДАТЬ СВОЙ КЛУБ? ОТЛИЧНО!
В чем разница? Прежде всего в ответственности. Именно уровень ответственности отличает руководителей от всех остальных людей. Вы готовы возложить на себя ответственность за всю организационную, административную, спортивную, экономическую, хозяйственную, правовую, рекламную, социальную деятельность вашего клуба? Подумайте, прежде, чем дать какой-либо ответ. Не огорчайтесь, если вы не чувствуете в себе решимость и готовность начать завтра активную деятельность. В этом случае мы вам поможем. Программа обучения руководителей и менеджеров спортивных организаций в МГУ имени М.В. Ломоносова на основе профессиональных стандартов гарантирует вам получение неоходимых знаний, умений и навыков руководителя для принятия ответственных решений. Это вам могут подтвердить наши многочисленные выпускники и эксперты.
Вы принимаете для себя столь ответственное решение, потому что изменяться нужно только вместе с изменениями. Тогда вы станете лучшим!
Спортивный клуб — это юридическое лицо!
Как создать свой собственный спортивный клуб в контексте российского законодательства? Для участия в официальных соревнованиях в России допускаются только зарегистрированные организации. Это значит, что для создания спортивного клуба нужно юридическое лицо.
Юрлица различаются организационно-правовыми формами. Спортивные клубы тоже создаются в различных формах. Это может быть:
У каждой из представленных организационно-правовых форм есть свои достоинства и недостатки. Вы представляете себе, какой деятельностью, и на каком уровне массового спорта, профессионального спорта, спорта высших достижений вы собираетесь заниматься? Ответ на этот вопрос поможет вам сделать правильный выбор при регистрации юридического лица.
Есть ли универсальная модель?
Есть такая организационно-правовая форма — автономная некоммерческая организация (АНО). Она имеет ряд особенностей и преимуществ, которые особенно помогут на старте. Разберём подробно и по порядку:
Для некоммерческой организации основная цель деятельности — предоставление услуг в спорте, сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, искусства, психологии, средств массовой информации, права и прочих сферах. Вы можете заниматься и коммерческой, и некоммерческой деятельностью одновременно.
Если вы придумали уникальную бизнес-модель, располагаете целевыми инвестициями, имеете доступ к ресурсам разного рода, вы можете регистрировать коммерческую организацию. Акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью действуют с целью получения прибыли. Такие организации, чаще всего, регистрируются для ведения бизнеса в профессиональном спорте, в фитнесе, спортивных академиях для подготовки талантов и т.д.
АНО, как и ЗАО, и ООО могут выбрать общую или упрощённую систему налогообложения и должны сдавать соответствующую отчётность в налоговую инспекцию. Плюс состоит в том, что некоммерческие организации освобождены от налогообложения доходов при пожертвованиях и взносах участников. Минус тоже есть, но он незначительный. Вы должны дополнительно сдавать отчёт в Министерство юстиции РФ.
По закону учредители не отвечают по обязательствам созданной ими некоммерческой организации, а организация не отвечает по обязательствам своих учредителей. Это значит, что имущество АНО и имущество участников разделены. Если у организации возникнут долги, то участники не будут расплачиваться за них своим имуществом. Однако, риск остается. Это привлечение к субсидиарной ответственности в случае недобросовестности участников. Это дополнительная ответственность, по которой участники всё же могут отвечать своим имуществом, если компания, например, оказалась в больших долгах. Но такое возможно только по вине учредителей, которую ещё нужно доказать в суде. В коммерческих организациях все сложнее, но там также предусмотрена субсидиарная ответственность учредителей и должностных лиц.
Такова самая общая «дорожная карта» для всех, кто собирается изменить свою жизнь, создать уникальный проект и оставить свой яркий след на спортивном ландшафте. Команда преподавателей и экспертов Центра спортивного менеджмента МГУ имени М.В. Ломоносова поможет вам реализовать ваши планы и перейти на новую ступень понимания и организации собственного дела. Вы будете организовывать Чемпионаты мира, руководить клубами и спортивными федерациями, зарабатывать и инвестировать. Мы обратим ваше внимание на навыки управления, чтобы избежать повторения чужих ошибок.
«Спортивный менеджер»: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2021 году. Обзор профессии.
Кто такой спортивный менеджер?
Спортивный менеджер – это специалист, занимающийся планированием и организацией спортивной деятельности. Он контролирует работу спортивных клубов, планирует бюджет, управляет материально-технической базой предприятия, определяет уровень спроса на спортивные услуги и занимается маркетингом.
Что делают спортивные менеджеры и чем занимаются?
Обязанности на примере одной из вакансий:
Что должен знать и уметь спортивный менеджер?
Требования к спортивным менеджерам:
Востребованность и зарплаты спортивного менеджера
На сайте поиска работы в данный момент открыто 7 749 вакансий, с каждым месяцем спрос на спортивных менеджеров растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой спортивного менеджера по всей России:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
Как стать спортивным менеджером и где учиться?
Варианты обучения для спортивного менеджера с нуля:
Ниже сделали обзор 10+ лучших онлайн-курсов.
10+ лучших курсов для обучения спортивного менеджера: подробный обзор
1 место. Курс «Профессия Спортивный менеджер» — Skillbox
ищут спортивных менеджеров каждый месяц
100 000 рублей – средняя зарплата специалиста.
Кому подойдёт этот курс:
Освоите спортивный и бренд-менеджмент. Научитесь использовать маркетинговые и бизнес-инструменты, чтобы оставаться в спорте и зарабатывать, даже завершив карьеру.
Узнаете финансовые и юридические аспекты работы в спорте. Поймёте, как продвигать спортивные организации и зарабатывать в этой сфере. Сможете сменить профессию, пройти стажировку и найти работодателя.
Получите инструменты управления клубами и лигами от топовых спикеров, сможете запустить спортивный бизнес или стартап, найти партнёров, инвесторов и выйти на первую прибыль.
Чему вы научитесь:
Как проходит обучение:
В курсе — практические видеоуроки.
В том темпе, в котором вам удобно.
Закрепляете знания и исправляете ошибки.
И дополняете ею своё портфолио.
Мероприятия для студентов:
Приобщитесь к профессиональному комьюнити, сможете задать любой вопрос специалистам и завести новые полезные знакомства, которые помогут в работе.
Вы изнутри посмотрите на работу ФК «Зенит», ХК «Спартак», БК «Химки» и ещё 30 клубов по всей стране. Пройдёте стажировку, получите управленческий опыт и рекомендательные письма от руководителей.
Вместе с консультантом определите цели профессионального развития, усилите резюме и узнаете, как уверенно проходить собеседования. Подготовитесь к встрече с будущим руководителем любого уровня.
Программа:
Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.
Основной трек
Дополнительный трек
Данные интернет-маркетинга и бизнес-показатели
Запрещают спортсменам кусаться и покидать Землю. Чем занимаются спортивные менеджеры
Кое-какие другие обязанности у них тоже есть.
Если вам потребуется в двух словах рассказать, чем занимается спортивный менеджер, скорее всего, у вас не получится. Профессия включает в себя множество аспектов: маркетинг, брендинг, финансы, PR, юриспруденцию.
Например, во время зимней Олимпиады в Сочи спортивные менеджеры занимались глобальными вопросами: организацией церемонии открытия, разработкой фирменного стиля и символа игр. Но они же погружались и в темы поменьше — например, следили, чтобы спортсмены были довольны питанием.
Для того чтобы избежать конфуза с покровом горнолыжных трасс, даже ввели специальную должность — менеджер по метеорологии. Он измерял влажность снега и составлял отчёты. К соискателям на эту должность предъявлялись специфические требования. Менеджер должен был обладать разрядом по лыжам и иметь хорошую спортивную подготовку.
Из таких нюансов в итоге и сложился успех проведённой Олимпиады.
Пишет о спорте, работает выпускающим редактором в крупном информационном агентстве. Мама убеждена в том, что он Золотое перо России.
Запрещено кусаться и покидать Землю
Впрочем, мелочей в работе спортивного менеджера не бывает. Одна из функций представителя этой профессии — участвовать в подготовке контрактов с игроками.
Так, при оформлении договора с уругвайским футболистом Луисом Суаресом менеджеры «Барселоны» учли скандальный случай, произошедший с форвардом накануне. На Чемпионате мира 2014 года во время матча Суарес укусил игрока сборной Италии Джорджо Кьеллини.
История породила множество мемов и остроумных комментариев. Но самому игроку было не до шуток. Его отстранили от футбола на четыре месяца. А менеджмент «Барселоны» включил в контракт пункт, по которому футболисту было запрещено кусаться.
Правда, затем управленческая команда клуба во главе с президентом проявила гибкость. После публичных заверений форварда, что впредь он будет использовать свои зубы только по назначению, пункт был исключён из контракта.
Также известен случай, когда английский «Сандерленд» готовил переход шведского футболиста Стефана Шварца. Аналитический отдел предоставил исчерпывающую информацию об игроке. В частности, там указывалось, что футболист мечтает полететь в космос как турист. В результате в контракте появился пункт, по которому Стефану Шварцу запрещалось отправляться за пределы планеты Земля.
Клуб не только подстраховался, но и получил бесплатный пиар. История широко разошлась в мировых СМИ, что стало хорошим промо для не самого крупного бренда в британском футболе.
С киноэкранов на лёд
Спортивный менеджер не только участвует практически во всех процессах в клубах и спортивных организациях, но и создаёт команды с нуля.
В США после выхода фильма «Могучие утята» в 1992 году произошёл примечательный случай. По сюжету картины вымышленная хоккейная команда пробивается с самых низов к вершинам успеха. Боссы компании «Дисней» решили сделать былью эту голливудскую сказку, а помогли им в этот спортивные менеджеры.
В список задач управленцев входило нанять тренера, собрать игроков, выстроить все процессы в клубе и разработать логотип. Идея перекочевала из проекта на бумаге на лёд хоккейной площадки. В лиге НХЛ появился новый клуб «Майти Дакс оф Анахайм».
Спортивные успехи поначалу были скромными, но сама концепция «команды из детского кино» оказалась сверхпривлекательной для зрителей. 80% продаж всей атрибутики клубов лиги пришлось именно на «Утят». Одни только сувенирные хоккейные свитера принесли около миллиарда долларов.
Но спустя несколько лет «Майти Дакс» всё так же не могли похвастаться спортивными достижениями. Популярность пошла на спад. Менеджмент клуба сориентировался и провёл ребрендинг. На новом этапе команда ушла от ассоциаций с Голливудом и превратилась просто в «Анахайм Дакс».
Затем клуб завоевал главный приз лиги НХЛ — Кубок Стэнли. «Утята» существуют и сейчас. А о родстве с фабрикой грёз напоминает лишь буква D на логотипе в виде перепончатой лапы.
Кейсы, когда амбициозный управленец создаёт узнаваемый и успешный бренд команды с нуля, есть и в России. Сейчас Сергей Кущенко — один из самых успешных спортивных менеджеров страны и президент Единой лиги ВТБ. Но начинал он с того, что в середине девяностых создал пермский баскетбольный клуб «Урал-Грейт».
Главным успехом (кроме спортивных достижений) стали узнаваемость и популярность нового проекта. Опросы показывали, что через несколько лет после создания «Урал-Грейта» за его выступлениями следило 74% жителей Пермского края. А о существовании команды знал практически каждый житель региона (84%). Финансовые показатели тоже были впечатляющими. На одних билетах клуб смог тогда заработать около миллиона долларов.
Больше, чем игра
Есть такая популярная игра — «Football Manager». Симулятор позволяет попробовать все функции спортивного менеджера. В игре нужно наладить систему тренировок, вести бухгалтерию клуба, считать доходы, строить новые стадионы и покупать футболистов.
В 2012 году студента Вугара Гусейнзаде пригласили на работу менеджером в футбольный клуб «Баку». Никакого опыта у него не было, но до этого он 10 лет успешно играл в онлайн-игру про спортивный менеджмент. Там его и заметили представители клуба.
Так зачем всё-таки нужны спортивные менеджеры?
Спортивный менеджер занимается управлением и организацией всей деятельности в той структуре, где он работает. Менеджеры есть в клубах, национальных и международных федерациях, образовательных учреждениях, фитнес-центрах.
Спортивный менеджер работает со спортсменами и болельщиками, руководит продвижением и развитием бренда. Кроме того, он занимается разработкой финансовой стратегии, PR и маркетингом, а также управляет строительством и эксплуатацией спортивных объектов.
Менеджер знает обо всех процессах, происходящих в его клубе, следит за их выполнением и выстраивает стратегии дальнейшего развития.
Спортивного менеджера часто путают со спортивным агентом. Но это разные специальности. Агенты занимаются исключительно переходами спортсменов из клуба в клуб и пытаются выбить для них лучшие условия контракта. То есть агент представляет интересы конкретного игрока. А менеджер занимается более глобальными, стратегическими задачами и работает не на отдельную персону, а на клуб.
Сколько может заработать спортивный менеджер?
Профессия спортивного менеджера довольно молодая, она появилась лишь несколько десятилетий назад. На всплеск интереса к ней в России повлияло проведение крупных международных соревнований, Олимпиады в Сочи в 2014 году и Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Профессия спортивного менеджера востребована в России. На портале hh.ru по этой специализации размещено 1 709 вакансий. Уровень дохода — от 50 до 175 тысяч рублей.
Куда пойти учиться?
Спортивному менеджеру нужны знания основ юриспруденции, экономики, маркетинга, PR, управленческие навыки. Чтобы стать спортивным менеджером, можно получить высшее образование или окончить курсы.
Высшее образование предлагает множество вузов: Университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Университет Синергия, Государственный университет управления и многие другие.
Обучение на курсах можно пройти в Международной школе спортивного менеджмента, свой онлайн-курс запустила Moscow Business School. Также обучение по программе «Менеджмент в спортивных учреждениях» предлагает «Учёба.ру». Кроме того, у нас в Skillbox есть курс «Спортивный менеджер».
Можно попытаться изучить все тонкости профессии самостоятельно. Например, только российскими авторами выпущено более десятка книг по этой тематике. Но нужно понимать, что с самообразованием тяжело устроиться на работу без опыта: работодатели хотят увидеть диплом или сертификат о прохождении курсов.
Самородки вроде Вугара Гусейнзаде могут стать спортивными менеджерами без профильного образования. Но всё же предпочтительнее пройти обучение по специальности.