к каким произведениям относится повесть л н толстого детство
Тест по повести Л.Н.Толстого «Детство»
7 класс. Тест. Л. Н. Толстой «Детство».
1. Повесть «Детство» относится к трилогии:
а) «Детство. Отрочество. Юность»;
б) «Детство. Молодость. Старость»;
в) «Детство. Юность. Зрелость»;
г) «Рождение. Детство. Отрочество».
2. Повесть «Детство» относится:
а) к поэтическим произведениям;
б) к автобиографической прозе;
в) к приключенческой прозе;
г) к романтическим произведениям.
3. Главным героем повести является:
а) Николенька Иртеньев;
4. Повествование ведётся от лица:
а) свидетеля событий, происходящих в поместье;
5. Дети – герои этого произведения – учились:
в) на дому с учителем;
г) в сельской школе.
а) о Наталье Никитишне;
г) о Наталье Савишне.
7. Наталья Савишна – это:
а) бабушка главного героя;
б) дальняя родственница;
г) учительница английского языка.
8. «Классы» и «Наталья Савишна» – главы из повести:
9. Замечая недостатки людей своего круга, Николенька приходит к мысли, что в первую очередь:
а) нужно исправлять людей;
б) нужно исправлять самого себя;
в) нужно отстраниться от «низшего» слоя общества;
г) ничего не нужно изменять.
10. О ком И. С. Тургенев писал Н. А. Некрасову: «Ты прав – это талант надёжный… Пиши к нему – и понукай его писать»:
в) о Николае Иртеньеве;
г) о самом Н. А. Некрасове.
11. Особенность психологизма в произведении Л. Н. Толстого – это:
а) осознание главным героем своей избранности и гениальности;
б) наличие неменяющегося характера главного героя;
в) постоянная противоречивость в отношении главного героя к окружающим его людям;
г) меняющийся внутренний мир главного героя.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Итоговая викторина по литературе в формате передачи «Своя игра» 8 класс
Презентация к рассказу Ф.А. Абрамова «Есть такое лекарство!»
Презентация по литературе «Константиново»
Рабочая программа по литературе
Конспект урока по литературе. 11 класс «Жизнь и творчество Б. Л. Пастернака»
Контрольная работа по курсу история зарубежной литературы на тему: «Образ библиотеки как ризоморфного лабиринта в романе У.Эко «Имя розы»».
Контрольная работа Тема Театр А. Вампилова
Рабочая программа по литературе. 11 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5236622 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест с ответами Л.Н.Толстой. Главы из повести «Детство»
Данный тест уместно проводить на этапе проверки знаний семиклассников при изучении темы Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство» в разделе «Из русской литературы XIX века».
Просмотр содержимого документа
«Тест с ответами Л.Н.Толстой. Главы из повести «Детство»»
Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство»
1. Повесть «Детство» относится к трилогии:
а) «Детство. Отрочество. Юность» ;
б) «Детство. Молодость. Старость» ;
в) «Детство. Юность. Зрелость» ;
2. Повесть «Детство» относится:
а) к поэтическим произведениям;
б) к автобиографической прозе;
в) к приключенческой прозе;
г) к романтическим произведениям.
3. Главным героем повести является:
а) Николенька Иртеньев;
4. Повествование ведётся от лица:
а) свидетеля событий, происходящих в поместье;
5. Дети – герои этого произведения – учились:
в) на дому с учителем;
г) в сельской школе.
г) о Наталье Савишне.
7. Наталья Савишна – это:
а) бабушка главного героя;
б) дальняя родственница;
г) учительница английского языка.
8. Замечая недостатки людей своего круга, Николенька приходит к мысли, что в первую очередь:
а) нужно исправлять людей;
б) нужно исправлять самого себя;
в) нужно отстраниться от «низшего» слоя общества;
г) ничего не нужно изменять.
9. Особенность психологизма в произведении Л. Н. Толстого – это:
а) осознание главным героем своей избранности и гениальности;
б) наличие неменяющегося характера главного героя;
в) постоянная противоречивость в отношении главного героя к окружающим его людям;
г) меняющийся внутренний мир главного героя.
10. Чей это портрет:
а) «В пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красном вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах»________________________________
б) «Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука» ___________ в) «Ей было 11 лет; она ходила в коротеньком холстинковом платьице, в беленьких, обшитых кружевом панталончиках и октавы могла брать только arpeggio»__________________________
г) «…в чепце с розовыми лентами, в голубой кацавейке и с красным сердитым лицом…» _______________________________________
д) «Большой статный рост, странная, маленькими шажками походка, привычка подёргивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении – пришёптывание, и большая во всю голову лысина…»___________________
11. О каком событии идёт речь? а) «…взяв в руки документ, злобно взглянула на него, пробормотала что-то сквозь зубы и выбежала из комнаты, хлопнув дверью. Не понимая причины такого странного поступка, maman немного погодя вошла в комнату Натальи Савишны. Она сидела с заплаканными глазами на сундуке, перебирая пальцами носовой платок…» _______________________ б) «Когда всё было готово, он величественно опустился в своё кресло и голосом, который, казалось, выходил из какой-то глубины, начал диктовать следующее… «Из всех пороков самый тяжкий…есть Неблагодарность… С большой буквы.»________________________ в) «Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление» ________________________________________
Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». Ответы
1. Повесть «Детство» относится к трилогии: а) «Детство. Отрочество. Юность» ;
б) «Детство. Молодость. Старость» ;
в) «Детство. Юность. Зрелость» ;
2. Повесть «Детство» относится:
а) к поэтическим произведениям;
б) к автобиографической прозе;
в) к приключенческой прозе;
г) к романтическим произведениям.
3. Главным героем повести является:
а) Николенька Иртеньев;
4. Повествование ведётся от лица:
а) свидетеля событий, происходящих в поместье;
5. Дети – герои этого произведения – учились:
в) на дому с учителем;
г) в сельской школе.
7. Наталья Савишна – это:
а) бабушка главного героя;
б) дальняя родственница;
г) учительница английского языка.
8. Замечая недостатки людей своего круга, Николенька приходит к мысли, что в первую очередь:
а) нужно исправлять людей;
б) нужно исправлять самого себя;
в) нужно отстраниться от «низшего» слоя общества;
г) ничего не нужно изменять.
9. Особенность психологизма в произведении Л. Н. Толстого – это:
а) осознание главным героем своей избранности и гениальности;
б) наличие неменяющегося характера главного героя;
в) постоянная противоречивость в отношении главного героя к окружающим его людям;
г) меняющийся внутренний мир главного героя.
10. Чей это портрет:
а) «В пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красном вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах»_Карл Иваныч____________________
б) «Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука» маменька в) «Ей было 11 лет; она ходила в коротеньком холстинковом платьице, в беленьких, обшитых кружевом панталончиках и октавы могла брать только arpeggio» сестрица Любочка
г) «…в чепце с розовыми лентами, в голубой кацавейке и с красным сердитым лицом…»
д) «Большой статный рост, странная, маленькими шажками походка, привычка подёргивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении – пришёптывание, и большая во всю голову лысина…» папенька
11. О каком событии идёт речь? а) «…взяв в руки документ, злобно взглянула на него, пробормотала что-то сквозь зубы и выбежала из комнаты, хлопнув дверью. Не понимая причины такого странного поступка, maman немного погодя вошла в комнату Натальи Савишны. Она сидела с заплаканными глазами на сундуке, перебирая пальцами носовой платок…» вольная Наталье Савишне б) «Когда всё было готово, он величественно опустился в своё кресло и голосом, который, казалось, выходил из какой-то глубины, начал диктовать следующее… «Из всех пороков самый тяжкий…есть Неблагодарность… С большой буквы.» отъезд детей в Москву в) «Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление» испачканная скатерть
Л. Н. Толстой «Детство»: анализ произведения
История создания
Жанр и направление
Жанр произведения «Детство» можно отнести к автобиографической повести, как было сказано выше о детских впечатлениях автора.
Направление повести – реализм, поскольку та основана на действительной обстановке и нравах того времени – начала XIX столетия.
Композиция и конфликт
Повесть «Детство» составляют 28 глав, в которых описывается год из жизни десятилетнего мальчика, Николеньки Иртеньева.
В завязке произведения лежит перелом в жизни ребёнка – отъезд из дома в Москву;
Затем следует развитие действия – новая жизнь в доме бабушки.
В повести нет явного конфликта главного героя с окружающими людьми, кроме одного лёгкого домашнего недоразумения с бывшей няней Натальей Савишной. Но внутренне мальчик часто испытывает обиду, чувство несправедливости или неприязни в отношении с окружающими. Карл Иваныч на мгновение становится в глазах Николеньки «противным и злым». Мальчика обижают слова отца, когда тот пренебрежительно отзывается о нём княгине Корняковой. Ему неприятны княгиня Корнякова и её сын Этьен. Во время похорон матери Николенька чувствует возмущение против собравшихся, за их неискреннее проявление горя.
Основной же конфликт в повести «Детство» часто происходит у мальчика с самим собой. Он ощущает чувство вины за свои недобрые мысли, даже за неискреннюю строчку стихотворения, написанного им, презирает себя за недостаток искренней скорби на похоронах матери. Николенька часто чувствует себя скованным и неловким, и страдает от этого. Он не может выразить Серёже своё чувство симпатии, вместо этого слепо подчиняется ему, не может найти силы противостоять своему кумиру, чтобы поступить справедливо. Глубоко вдумчивая, чувствительная натура Николеньки часто пытается разрешить противоречия, с которыми сталкивается в жизни — между внутренним и внешним миром, между желаемым и действительным, между лучшими побуждениями и слабостью, между искренностью и желанием показать себя.
Смысл названия
Название повести «Детство» говорит само за себя. Оно сразу сообщает нам, что речь пойдёт об истории из жизни маленького человека. Автор описывает детское мировоззрение и вкладывает в смысл заглавия буквальный и открытый посыл. Сообщает название о том, что повесть посвящена детской поре, поре первых жизненных шагов и мировосприятия.
Важно отметить, что речь идет не о Николеньке, а о детстве в целом. Автор хочет показать обобщенную детскую историю, демонстрируя не столько свой путь, сколько те условия и обстоятельства, в которых формируется человек его времени и положения. Примечательно, что М. Горький тоже написал трилогию с такими же названиями, но показал быт и нравы простого городского мальчишки, а не дворянского отпрыска. Оба автора акцентировали внимание на том, как ранний период жизни личности влияет на ее становление. Вот почему повесть Л.Н. Толстого называется «Детство».
Суть: о чём повесть?
Повесть «Детство» о десятилетнем Николеньке Иртеньеве, мальчике из дворянской семьи, живущей в деревне в своём поместье. Николенька узнаёт, что для него настала пора серьёзного обучения, для которого они с братом должны переехать в Москву. Мальчик пылко любит мать и не желает разлуки, но смиряется с ней. Жизнь Николеньки тесно связана с домом, дворовыми людьми и гувернёром, и в процессе повествования вырисовываются их отдельные портреты. Также в повести рассказывается об отце главного героя и других людях из светского общества. В Москве Николенька получает новые впечатления и заводит новые знакомства. Его сильной симпатией пользуется бойкий мальчик Серёжа Ивин, затем её вытесняет пылкая влюблённость в Сонечку Валахину, очаровательную двенадцатилетнюю девочку.
Главные герои и их характеристика
Николенька Иртеньев — десятилетний мальчик, отпрыск графского рода. Он умён, раним, чувствителен, горячо привязан к родителям, особенно к матушке. Рядом с ним любимый учитель, брат, сестра. Николенька растёт в деревне, в окружении родных и близких людей, такое детство можно назвать идеальным.
С переездом в Москву, жизнь мальчика стала иной, расширился круг его общения. Он впервые влюбился в двенадцатилетнюю Сонечку Валахину. Николенька не очень прилежен в учении, но склонен к рассуждениям, к анализу чувств и мыслей. Он добр и совестлив, но характер его пока не утвердился, и под влиянием обаятельного друга может совершить низость.
Детство омрачается горем: смертью матери. Это событие ускорило взросление героя.
Папа (Пётр Александрович Иртеньев) — граф, отец Николеньки. В детстве он высоко ставил отца и не мог помыслить о критическом отношении к родителю. В повести рассказчик даёт его характеристику уже с точки зрения взрослого человека. Папа был умным, уверенным в себе, некрасивым, но обаятельным, и всем нравился.
Главным в жизни считал удовольствие и счастье, это и руководило его поступками. Две страсти всей жизни Петра Александровича — карты и женщины: выигрывал миллионы, имел связи с множеством женщин всех сословий. Герой лишь констатирует характер и особенности своего отца, но не осуждает. Чувствуется, что он гордится отцом и любит его.
Володя и Любочка Иртеньевы — брат и сестра Николеньки. Они немного старше его, поэтому слегка снисходительны к младшему брату. Володя поддразнивает его и корит за излишнюю чувствительность. Н. по-мальчишески тянется к старшему брату, делится сокровенным, но не находит понимания. Володя, хотя и близок, но другого склада: более хладнокровный и рациональный.
Наталья Савишна — старая экономка Иртеневых, крепостная. В молодости она была нянькой maman, потом получила ключи от кладовой и служила исправно, радея о барском хозяйстве. Выйдя замуж maman, выдала вольную Наталье Савишне как благодарность за верную службу.
Этот документ совсем не обрадовал женщину. Оказалось, ей ничего не нужно для себя, только продолжать служить Наталье Николаевне и её семье. Рассказчик отмечает редкое любящее сердце Натальи Савишны, которая внесла много теплоты в его детство. Старушка недолго прожила после смерти своей любимицы. Терпеливо перенесла она болезнь и скончалось по-христиански: «с радостной улыбкой, произнося имя Божие».
Карл Иванович — учитель мальчиков Иртеньевых до отъезда в Москву, немец. Он любит своих воспитанников, особенно Николеньку, хотя ему и приходится часто наказывать его за плохое прилежание. Карл Иванович расстроен и обижен увольнением, он искренне привязан к семье Иртеньевых. Предстоящая разлука с ним огорчает Николеньку. Папа меняет своё решение и берёт учителя в Москву. Правда, обязанности у него там будут иные.
Катенька, Серёжа, Соня. Их Николенька любил за короткий период детства, каждого — по-разному. Катенька, дочь гувернантки в их доме, вызывала в нём нежность, нечто вроде первой любви. Очаровательному Серёже он хотел подражать, восхищался им, но Серёжа не был добр, и под его влиянием Н. поступил низко и жестоко, не заступившись за кроткого Иленьку Гарпа. Любовь к Соне — самое яркое чувство героя, из детства перешедшее в отрочество и юность.
Гриша — юродивый, человек пожилой. Его привечает maman, видя в нём человека особой духовности. Дети с любопытством наблюдают за ним. Спрятавшись, они слышат, как молится Гриша, очень просто и от души. Этот эпизод детства остался одним из ярких воспоминаний Николеньки.
Тематика повести «Детство» позволяет не только поразмышлять об интересных жизненных вопросах, но и аргументировать свое мнение в любом сочинении, ведь Толстой в своих произведениях не оставляет поводов для непонимания.
Проблемы
Проблематика в повести «Детство» отражает все то, что надолго оседает в детском сердце и не проходит даже с возрастом.
Плохое влияние. Другой проблемой является плохое влияние, которое герой испытывает при переезде в город. Подражая во всём Серёже Ивину, Николенька автоматически разделяет его дурной поступок и даже не решается проявить сочувствие к обиженному мальчику Иленьке.
Неправильное поведение взрослых. Это явление также вырисовывается проблемой на жизненном пути главного героя. Отец при гостях выражает предпочтение старшему сыну, младшему же выражает некоторое пренебрежение и досаду, заставив мальчика переживать о том, что он некрасив и не ловок. Бабушка в течение праздничного вечера допускала насмешливые замечания в адрес Николеньки, смущая его. Такое отношение взрослых болезненно отзывалось на впечатлительном и нервном мальчике.
Проблема выбора правильного пути. Эта проблема имела своё начало в детском возрасте Николеньки. Он был вынужден принимать решения, склоняться на сторону добра или зла, определять своё отношение к тем или иным людям, к самому себе, задумываться о своих желаниях и побуждениях. Весь он пока состоит из вопросов – что он такое, и к чему он идёт?
Смысл
Основная мысль повести «Детство» выражается в желании автора показать важность детской поры в жизни человека. То, что он приобретает за этот короткий отрезок времени, останется с ним навсегда, будет определять его поступки и выбор пути.
Поэтому семья, близкие люди и всё, что окружает ребёнка, имеет огромное значение, о котором никогда нельзя забывать и которое не стоит обесценивать. Основная идея «Детства» выражается в том, как цепочка незначительных событий и слов формирует характер героя и определяет его судьбу.
Чему учит?
Повесть «Детство» учит любви и трепетному отношению к ребёнку и детству, когда маленький человек не защищён от дурного влияния, примера, недоброго взгляда или колкого слова. Когда он неопытен, имеет массу неразрешённых вопросов и не защищён от самого себя. Толстой призывает осознать неоценимую важность семьи, любви и уважения внутри неё. Напоминает о хрупкости земных уз, которые нужно успеть ценить вовремя и ни в коем случае ими не пренебрегать.
Также повесть «Детство» заставляет задуматься о том, что для юного человека важно правильно выбирать для себя друзей, сохранять уважение к себе, не позволять пренебрегать собой и увлекать на недобрые пути. Вывод Толстого прост: нужно поощрять в себе лучшие чувства, вдохновение, восхищение прекрасным. Его мораль сводится к тому, что нужно глубоко осознавать свои поступки, взвешивать мысли и никогда не бояться следовать лучшим побуждениям.
Детство (повесть Л. Толстого)
«Детство» — первая повесть в псевдо-автобиографической трилогии Льва Толстого, впервые напечатана в 1852 году в журнале Современник, № 9. Эта книга описывает большие психологические переживания, которые испытывают многие мальчики в детстве: первая влюблённость, чувство несправедливости, обида, стеснение.
Содержание
Персонажи
Сюжет
Первые главы повести знакомят читателя с главными людьми в жизни главного героя: учитель Карл Иваныч, мама, папа. Идёт описание жизни и событий в усадьбе в дали от шумной и суетливой столицы. Мелочи, которые доставляют неприятности и мелочи, которые радуют. Красочно описываются первые впечатления в детстве мальчика: влюблённость, обида, жалость, предвкушение, горечь прощания. В какой-то момент становится известно, что Коля и Володя переезжают в Москву.
Цитаты
Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни? [1]
Примечания
Ссылки
Набег • Записки маркёра • Рубка леса • Метель • Разжалованный • Люцерн • Три смерти • Кавказский пленник • Бог правду видит, да не скоро скажет • Много ли человеку земли нужно • Франсуаза • Дорого стоит • Хозяин и работник • Кто прав? • После бала • Фальшивый купон • Алёша Горшок • Корней Васильев • Ягоды • За что? • Божеское и человеческое • Ходынка • Что я видел во сне • Нечаянно •
методические пособия
статьи
произведения
об искусстве
Полезное
Смотреть что такое «Детство (повесть Л. Толстого)» в других словарях:
Детство (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Детство (значения). Детство Жанр: Повесть Автор: Лев Толстой Язык оригинала: русский … Википедия
Детство (значения) — Детство может относиться к нескольким понятиям: Детство этап развития человека «Детство» повесть Максима Горького. «Детство» повесть Льва Николаевича Толстого … Википедия
Повесть — широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им материал прошли длинный исторический путь; говорить о П. как о едином жанре в древней и новой … Литературная энциклопедия
Два гусара (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Два гусара. Два гусара Жанр: Повесть Автор: Лев Толстой Язык оригинала: русский Год написания: 18 … Википедия
Крейцерова соната (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Крейцерова соната (значения). Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
Хаджи-Мурат (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хаджи Мурат (значения). Хаджи Мурат … Википедия
Отрочество (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Отрочество (значения). Отрочество Жанр: Повесть Автор: Лев Толстой Язы … Википедия
Юность (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Юность (значения). Юность Жанр: Повесть Автор: Лев Толстой Язык оригинала … Википедия
1852 год в литературе — Годы в литературе XIX века. 1852 год в литературе. 1796 • 1797 • 1798 • 1799 • 1800 ← XVIII век 1801 • 1802 • 1803 • 1804 • 1805 • 1806 • 1807 • 1808 • 1809 • 1810 1811 • 1812 • 1813 • 1814 • 1815 • 1816 • 1817 … Википедия
Л. Н. Толстой — Лев Николаевич Толстой Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия