к каким приемам эффективного чтения относится прием творческая мастерская

Методы и приёмы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Методы и приёмы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.

В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:

— Словесное развертывание образов произведения.

— Театральная творческая деятельность.

— Изобразительная творческая деятельность.

Словесное развертывание образов произведения на уроках литературного чтения

Целью данного метода является активизация художественного восприятия, как в начале изучения произведения, так и после анализа. Созданные фантазией во время чтения образы, являются результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество. Оно может быть представлено высказыванием впечатлений о прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом.

Вопросу развития выразительного чтения придается огромное значение, т.к. выразительность, основанная на вдумчивом анализе текста, содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения.

Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания:

— Передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль;

— Прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;

— Прочитай предложение с разной интонацией.

Ребята с удовольствием работают, пробуют различные интонационные окраски и выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче удается передать. Таким образом, одно и то же произведение каждый ученик читает с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой.

Выразительное чтение самих детей (наизусть или по книге) – это своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании текста, его интерпретация, практически выполняемая ребенком не только для себя, но и других. Такую работу можно проводить в виде конкурса чтецов.

Для воспитания внимания к слову я предлагаю детям составить кроссворд по прочитанному произведению или использую готовые кроссворды.

Класс делится на пары и каждой паре предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.

Это такие упражнения:

«Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.

Вот примеры некоторых заданий.

Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».

Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.

Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок

1. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:

— Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

— Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

— Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?

2. «Выворачивание сказки наизнанку»

Это задание помогает детям не только составлять пародию на знакомое произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении.

— Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где:

Белоснежка встретила в лесу семь великанов.

Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.

3. Сочинение сказки по началу или по концу.

Более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им только нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок. Например, Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» придумать историю жизни одной из горошинок. При сочинении возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги.

4. Создание собственной оригинальной сказки.

Самый трудный вид работы. Все детям нужно придумать самим и название, и героев, и сюжет.

5. Прием «Свободное выступление»

Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).

Приемы создания собственных текстов :

Прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

Прием «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.
Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.
Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.

Театральная творческая деятельность на уроках литературного чтения

Работа с иллюстрацией

Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать с анализа книжных иллюстраций, картин. Уже на уроках обучения грамоте начинаю работу над иллюстрациями, обращаю внимание детей на мимику, позы изображенных на рисунках персонажей. Приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус.

Креативная игра-драматизация способствует приобретению детьми навыков активного и творческого коллективного взаимодействия. В отличие от традиционной игры-драматизации, где заучиваются роли и разыгрываются сцены по определенному сценарию, креативная игра-драматизация дает простор творчеству детей и свободу самовыражения.

Изобразить девочку, потерявшую куклу. Она ищет повсюду, но никак не может найти и спрашивает у детей: «Кто-нибудь видел мой бантик?».

Изобразить зайчика, который радуется, когда мальчик дарит ему морковку и говорит «спасибо».

Изобразить кошку и собаку, которые злятся друг на друга.

Изобразить маленькую мышку, испуганную кошкой. Она услышала грозное «мяу!» и не может найти укромное местечко, чтобы спрятаться. Ты превратился в героя сказки: изобрази его голос, манеры.

Инсценируя, дети изображают героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста. Я применяю общую схему работы по инсценированию:

Восприятие материала, который предстоит инсценировать.

Анализ произведения (обстановка, образ героев и их поступков).

Постановка исполнительских задач: Что нужно передать, разыгрывая сценку?

Выбор выразительных средств (как это сделать).

Пробы (этюды), анализ.

Подведение итогов, его анализ.

Заключительный показ, его анализ.

Одним из важных этапов работы на уроке литературного чтения является отработка мимики, жестов, движений. Достичь успеха здесь помогает используемая пантомима, в которой ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа, испытывая при этом только положительные эмоции. Пантомима – форма театра.

Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтения

Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы :

рисование эпизода, который больше понравился;

рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;

изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;

составление рисованного диафильма;

аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников;

составление картинного плана.

В работе над произведением я использую рисование по мотивам прочитанных произведений. В рисунке проявляются свободные ассоциации. Через цвет ребенку легче передать свое отношение к героям, к происходящему событию. Так собирается книга-самоделка. Иллюстрирование одного из эпизодов – это эмоциональный отклик детей, отражающий понимание ими содержания текста и личностное отношение к прочитанному.

Источник

«Творческая мастерская» на уроках литературного чтения. Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов.

Учитель начальных классов

детский сад № 5» г. Перми

«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Одной из целей современного образования является развитие личности ребенка, его творческих способностей. Педагоги должны уделять внимание развитию умения создавать творческие работы (сочинения, сообщения, презентации, стихотворения), выстраивая свою работу с 1 класса. Нередко можно услышать, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе и может считаться призванным к нему. Однако это мнение является спорным, а с точки зрения школы – недопустимым. Творчество живет в большей или меньшей степени в каждом ребенке уже с раннего возраста. И цель учителя – сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития.

В своей работе мы большое внимание уделяем развитию творческих способностей на всех учебных предметах. Как это происходит, мы расскажем на примере уроков литературного чтения.

Еще в 30-е годы талантливый педагог М.А. Рыбникова сформулировала путь творческого обучения: «От маленького писателя к большому читателю». А ведь большой читатель, о встрече с которым мечтает каждый писатель, это и есть человек, способный к сотворчеству, человек с развитым вкусом, воображением, чувством слова. Научить ребенка понимать язык поэтов, писателей нам помогает авторская программа по литературному чтению, технологии и учебники, созданные В. А Лазаревой (развивающая система обучения Л. Занкова). Содержание этих учебников вызывает живой отклик у детей, потому что в них заложена система «выходов» за рамки учебника в мир литературы. Эти учебники помогают детям в их первых шагах на пути к красоте слова, приобщают их к огромному и прекрасному миру искусства.

Работа над развитием творческих способностей идет через литературный анализ художественного текста.

Формирование творческой личности обеспечивает реализация следующих задач:

— сформировать умение воспринимать текст как знаковую систему образов;

— научить выполнять анализ художественных текстов со знанием литературных терминов;

— научить способам создания художественного текста;

— создать условия для повышения мотивации к написанию своих художественных текстов;

— сформировать нравственные качества учащихся: коллективизм, патриотизм, гуманизм, доброту, ответственность.

Нами отмечаются основные этапы восприятия художественного произведения:

Подготовка к восприятию (демонстрация репродукций картин, диафильмы, музыкальное сопровождение, но главное – слово учителя, создающего эффект ожидания).

Первичное эмоциональное восприятие (целостное восприятие произведения, которое обеспечивает общее впечатление, сопереживание).

Осмысление прочитанного, его эмоциональная оценка, выражение своих чувств.

Таким образом, путь к созданию собственного текста лежит через анализ авторского художественного произведения.

На уроках литературного творчества учитель, по словам Ш.А. Амонашвили, чтобы «воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества», должен создать «…такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нем властелином». Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Творчество всегда самодеятельно, но очень нуждается в чуткой помощи тактичного учителя. Ребенок – автор… Роль учителя – создать обстановку отсутствия страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить творческую свободу и веру в свои силы, подвести его к мысли: « Я смогу, мне многое известно, мне многое дано».

Работа начинается с вводных уроков в 1 классе, где дети знакомятся со значением, ролью искусства (литература как вид искусства) и науки в жизни людей. Наблюдая и анализируя на уроке, учащиеся приходят к выводу: ученые доказывают свои идеи, руководствуясь законами, а художники, композиторы, поэты и писатели показывают жизнь, рисуя образы.

Следующим этапом в работе с детьми было знакомство со способами изображения картин жизни через жанры литературы, с помощью методов и приемов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:

— словесные (рассказ, беседа);

— игровые ( при изучении малых жанров устного народного творчества);

— практические (нахождение особенностей стихотворений, анализ построения художественных текстов, различие малых жанров устного народного творчества).

По мере увеличения самостоятельности детей на первое место выходит исследовательский метод, когда перед учеником ставятся проблемы текста, которые он должен решить, глубоко анализируя произведение.

Большое внимание уделяем анализу лирических произведений, который строим на поиске слов, рисующих образы («рисующие слова»), вызывающие сопереживание, восхищение. Гармония звуков, красота слова, их влияние на чувства человека – все это помогает выразить учащимся свое отношение к описываемым событиям в произведении.

Одним из приемов, используемых нами на уроке, является «построчное рисование». Этот прием используется с первых уроков по изучению литературных произведений, чтобы учащиеся могли наглядно увидеть картину, описанную автором, и через нее выйти на идею произведения. Дети могут выполнять работу, рисуя иллюстрации красками на листе, а могут словами проговаривать, какую картину они видят, читая данную строку стихотворения. Представьте их удивление, когда дети выполняют такую работу, прочитав строчки из стихотворения А. С. Пушкина: «Унылая пора, очей очарованье…» Какие разные получаются рисунки, какие разные чувства питал А.С. Пушкин к осени!

Следующий прием, используемый нами – составление схемы «картинный план – палитра чувств». Снова приведем пример на стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»:

КАРТИННЫЙ ПЛАН ПАЛИТРА ЧУВСТВ

«мороз и солнце» бодрость

«вечор, ты помнишь» тоска, грусть

«лес один» одиночество

«вся комната» восторг, удивление

«утренний снег» новизна, чистота

«поля пустые, леса недавно столь густые» печаль

Составление этой схемы помогает увидеть настроение автора, понять идею стихотворения: гармония в природе и в жизни, радость и печаль, они приходят к человеку чредой, и вчерашняя грусть сменяется радостью, а ее может сменить печаль.

Только после того, как дети познакомились с особенностями художественных произведении через их анализ, получили необходимые знания и умения, можно приступать к созданию своего «творческого продукта».

В 1 классе учащиеся составляют тексты по сюжетным картинкам, учатся описывать предмет, подбирать сравнения к нему (облако, как пушистый комок снега, как сахарная вата, как белоснежный корабль…). Так же дети могут написать концовку произведения по его началу и основной части.

Во 2 классе впервые начинается работа по формированию навыков написания собственных творческих работ. Сначала это «работа по образцу», вхождение в авторскую модель: развитие авторского сюжета, рассказ по картине художника по плану. А дальше учитель « отпускает учащихся в свободное плавание», не диктует свои правила и виденье на то или иное творение детей, так как вмешательство в процесс творчества нарушает индивидуальность и оригинальность создаваемого произведения. Для творческих работ мы завели специальные тетради, которые хранятся только в школе. Домой дети эти тетради не берут. Ведь часто родители, пытаясь помочь ребенку «учиться», сами начинают диктовать ему то, как надо писать. А этого ни в коем случае делать не стоит. Педагог на родительском собрании проговаривает об этом. И каково же удивление родителей, когда они видят через какое-то время результаты творчества своих детей.

На уроках учитель проговаривает тему, а учащиеся сами выбирают, в какой форме они будут создавать свой «творческий продукт», свое произведение. Может быть у одного ребенка получится рассказ, у другого – сказка, у третьего – стихотворение. Но все они будут объединены одной темой. Это так здорово, когда дети начинают читать свои произведения, гордиться тем, что у них получается! А иногда по своим произведениям, объединившись вместе, они разыгрывают театральные постановки.

Интерес к творчеству растет постепенно, но, попробовав один раз создать свое произведение, увидев поддержку в глазах педагога, родителей, сверстников, дети с энтузиазмом берутся за следующую творческую работу. А как это объединяет детский коллектив, учит уважать чувства другого человека, показывает личностный рост учащихся, стимулирует потребность к самореализации!

Источник

Статья на тему:»методы выразительного чтения по литературному чтению»

Основные методы и приемы работы над выразительным чтением в начальных классах

Для того, чтобы ученик прочитал выразительно хотя бы небольшое стихотворение, статью и даже одно предложение, он должен не только вдуматься в содержание читаемого, но и знать основные методы и приемы выразительного чтения и владеть ими. И если учеников не обучали этому, нельзя ожидать от них правильного выполнения указаний и требований.

Приемы работы учащихся над авторским текстом почти ничем не отличаются от приемов, применяемых учителем. Вот как описывает эту работу Е.В. Язовицкий: «Получив задание, учащиеся должны, прежде всего, несколько раз прочитать стихотворение, рассказ или отрывок, выяснить основную мысль автора, определить главную цель чтения и сквозное действие, направленное на ее воплощение, должны нарисовать в своем воображении предлагаемые автором обстоятельства и постараться оживить их при помощи своих собственных видений и ассоциаций» [25, с. 74].

С помощью различных педагогических и методических средств учитель облегчает активное усвоение языка, подбирая посильный для данного возраста учебный материал, используя различные методы и приемы обучения. При выборе методов и приемов учитывается содержание программы, специфика понятий и представлений, которые необходимо сформировать при обучении.

При обучении выразительному чтению используются следующие методы.

Метод творческого чтения наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Именно в активизации художественного восприятия, формировании средствами искусства художественных склонностей и способностей школьников заключается цель и специфика этого метода обучения. Метод творческого чтения художественного текста не сводится лишь к буквально понимаемому слову «чтение»; он находит выражение в разных методических приемах учителя и видах деятельности учащихся. Все это способствует углублению непосредственного художественного восприятия школьниками произведений искусства. Этот метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа, когда произведение воспринимается учащимися уже значительно глубже [22, с. 51].

Для метода творческого чтения характерны следующие методические приемы: чтение учителем художественного текста с комментариями (комментированное чтение); беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанных произведений; постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной), вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников; творческие задания по наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Виды учебной деятельности учащихся: чтение художественных произведений дома и в классе; выразительное чтение с обоснованием его особенностей; заучивание наизусть; активное слушание художественного чтения; составление плана, заголовки которого стимулируют живое, образное воспроизведение эпизодов; близкие к тексту пересказы, художественное рассказывание; составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками; непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле; рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения по живым впечатлениям. Таким образом, каждый прием должен вызывать соответствующий вид учебной деятельности учащихся.

Метод объяснительного чтения, основателем которого был К.Д. Ушинский. Требования К.Д. Ушинского, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение». Объяснительное чтение способствует уяснению смысла как отдельных слов и выражений, так и всего текста в целом. На уроках объяснительного чтения учащиеся приобретают общеобразовательные знания и, в связи с этим, накапливают запас слов, развивают словесно-логическую речь и мышление.

Метод воспитательного чтения Ц.П. Балталона. Сторонники метода воспитательного чтения справедливо предполагали, что даже плохо читающий ребёнок в состоянии слушать и сопереживать «живому» чтению учителя. Урок по методу воспитательного чтения начинался с чтения произведения учителем, затем детям предоставлялась возможность наметить план рассказа. После этого проводился урок-беседа, на которой учитель и ученики делились впечатлениями о прочитанном. Ученики зачитывали основные эпизоды, учитель давал комментарии, делалась оценка жизненных явлений, изображенных в тексте, обсуждалось эмоциональное воздействие произведения на учеников [20, с. 149].

Метод показа осуществляется в разных формах. Б.А. Буяльский выделил следующие: образцовое чтение учителя; повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения; слушание аудиозаписи с образцовым исполнением артиста; показательные чтения лучших учеников [4, с. 135].

Прибегая к показу, учитель никогда не стремится навязывать образцы. Цель же образцового исполнения учителя не в том, чтобы эффективно продемонстрировать свое умение, а в том, чтобы заразить, зажечь детей чувствами, переживаниями, которыми насыщено произведение, и возбудить у них желание хорошо прочесть его.

К какому бы приему ни прибегал учитель на уроке, он применяет метод беседы, помня, что она должна быть живой и непринужденной. В такой беседе спрашивает не только учитель, но и ученики, а отвечают не только ученики, но и учитель. Своими вопросами учитель реагирует на ошибки детей в чтении, например: «А нужна ли здесь пауза? Какая? Какое слово в этой фразе необходимо выделить логическим ударением? Какое чувство вызывает эта фраза? Почему?». Конечно, учитель прибегает к беседе не только в случаях, когда учащимся допускаются ошибки в чтении. К беседе, связанной с обучением выразительному чтению, учитель может переходить сразу после образцового чтения текста.

Хоровое чтение вошло в практику школы уже давно. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным. Иногда хоровое чтение путают с коллективной декламацией, но это не тождественные понятия. В отличие от хорового чтения, звучащего в унисон, коллективная декламация предполагает исполнение разных частей текста разными исполнителями и группами исполнителей. Хоровое чтение имеет свои достоинства и недостатки. По мнению Б.А. Буяльского, недостатки хорового чтения состоят в том, что «от него отдает «выучкой с голоса» и не всегда оправданным монотоном» [4, с. 14]. Чтобы этого избежать, советуют Б.С. Найденов, Т.Ф. Завадская, «необходимо наблюдать за правильностью и выразительностью хорового чтения». По мнению этих методистов, «в школе не должно быть невыразительного хорового чтения. Выразительное хоровое чтение оказывает существенное положительное влияние на выразительность индивидуального чтения и культуру речи у учащихся» [10, с. 150].

Б.А. Буяльский, напротив, видит в этом некоторое достоинство хорового чтения «известно признание школьников, что они чувствуют, как надо читать, но прочитать как следует не умеют. Особенно затрудняются в чтении «на виду у всех» скромные, стесняющиеся ученики. Но в хоре они чувствуют себя свободнее и читают уверенней, хор заражает общим подъемом, общим настроением, тоном, который задает учитель своим показом» [4, с. 29].

Как видим, мнения методистов достаточно противоречивы, но все же большинство из них склоняются к пользе данного приема.

На уроке можно практиковать чтение «малых хоров», состоящих из 5-8 лучших учеников. Для того чтобы участие в коллективном чтении принесло наибольшую пользу, оно должно быть для каждого ученика вполне сознательным. Каждый участник хора должен понимать, что он выражает и как этого достигает. Поэтому хоровому чтению должен предшествовать подробный разбор произведения.

Чтение в лицах. Этому приему М.А. Рыбникова придавала важное значение. Она справедливо отмечала, что он обостряет внимание к речи героя, к ее специфике. Чтение в лицах практикуется на заключительном этапе работы над текстом (чаще всего басни), когда ученики разобрались в характерах действующих лиц, реплики которых они будут произносить, и представляют, в каких ситуациях эти слова произносятся [18, с. 46].

Необходимо создавать условия, при которых каждый учащийся внимательно следит за чтением учеников. Учителю самому следует постоянно с карандашом в руке следить за чтением учеников, исправлять, направлять и поощрять их; говорить сначала о достоинствах, даже если они незначительны, а потом о недостатках; объяснять, почему ему нравится или не нравится чтение ученика. Учитель и ученики, поправляя других, должны заботиться о том, чтобы замечания были конкретными, обоснованными и доброжелательными.

Чтению по ролям, как одной из форм драматизации (инсценирования), придает большое значение О.В. Кубасова. Назовем основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности: анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев; постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин»; подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений); чтение по ролям; драматизация развернутой формы [14, с. 39].

Важное место в школе должна занимать работа учителя по развитию техники речи учащихся: правильного дыхания, четкого произношения и хорошего звучания голоса. Учитель, речь которого должна быть образцом для учеников, должен сам иметь хорошую технику речи, постоянно совершенствовать ее и проводить в этом направлении целенаправленную систематическую работу с учащимися. В большинстве случаев надо использовать такие упражнения, которые позволяют одновременно тренировать дыхание, дикцию и голос.

Таким образом, проанализировав методическую литературу, мы выделили наиболее эффективные методы и приемы работы по развитию выразительности чтения. Используя все вышеперечисленные методы и приемы, учителю следует учитывать возрастные особенности детей, уровень сформированности у них необходимых умений и навыков, а также свои возможности и требования программы.

Для выразительного прочтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил и глубоко понял его. Работа над выразительным чтением произведения проходит несколько этапов.

Первый этап – подготовка слушателей к восприятию произведения, называемая вводным занятием. Содержание и объем этого занятия зависит от характера произведения. Чем ближе произведение слушателям, тем понятнее, тем меньше будет эта вводная часть, а чем труднее для них понимание, тем длиннее бывает подготовка к слушанию. Когда учитель сам готовится к чтению, вводный этап не исчезает. Готовясь к выразительному чтению, учитель стремится глубоко и ясно представить изображаемую жизнь. Он читает вступительную статью, предваряющую текст произведения, комментарии, которые даются в сносках или в конце книги. Если остаются невыясненные вопросы, ответ на них ищет в справочнике. Раньше, чем приступить к чтению, нужно понимать каждое слово, каждое выражение в тексте. Именно на этапе и происходит заинтересованность читателя в тексте.

Вторым этапом является первое знакомство с произведением, которое в школе обычно осуществляется путем выразительного чтения произведения учителем [17, с. 96].

Неизгладимость первых впечатлений налагает на читающего большую ответственность, требует тщательной подготовки к первому чтению, продуманности текста, чтобы у слушателей не получилось неправильных впечатлений, которые «с такой же силой вредят творчеству, с какой правильные впечатления ему помогают. Нельзя исправить испорченного впечатления.

В выразительном чтении приобретает особое значение задачи запомнить текст. После того как разобрали текст, когда понятно каждое слово, ясны образы героев, их психология, сверхзадача и частные исполнительские задачи, можно приступить к заучиванию текста. Вызубрить текст трудно, и запомнить такое непрочно. Он лучше запоминается постепенно, в процессе подготовки исполнения. При такой работе над текстом происходит непроизвольное запоминание. М.Н. Шардаков экспериментально установил, что лучший метод запоминания – комбинированный. На этом этапе важно правильно подвести итог прочитанного произведения, чтобы слушатели уходя с урока имели полное представление текста.

Последовательность этапов очень важна на уроках литературного чтения. Она позволяют доступно, быстро и правильно освоить произведение. Детям предоставляется возможность проникнуть вглубь произведения, прочувствовать его. Каждое сказанное слово учителем имеет свою специфику. И поэтому очень важно руководствоваться средствами выразительного чтения.

Чтение (слушание и сопровождающие их понимание) осмысления произведения поэтического искусства являются специфическими видами речевой и речемыслительной деятельности. Овладение ими неразрывно связано с совершенствованием языковой способности и, в частности, её творческого компонента.

При обучении выразительному чтению ведущим является понимание текста, отношения автора к действующим лицам, а также, собственное отношение учащихся к событиям о которых рассказывается» [22, с. 56].

М.Р. Львов считает, что учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения:

1. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером [15, с. 134].

Демонстрация образца выразительного чтения имеет не одну цель.

Во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; в-третьих, оно служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась не понятна читателю: подражая интонации, выражающей определённые чувства, ребёнок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит к осмыслению произведения.

2. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения.

Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. Однако нельзя думать, что работа над выразительностью чтения состоит только в использовании тренировочных упражнений.

4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» создавать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приёмами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация.

5. Обсуждение в плане вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, чтобы в конце урока 2-3 ученика прочитали вслух произведение (или часть его), а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении. При этом надо помнить, что тон такого обсуждения должен быть деловым и доброжелательным.

Сочетание этих направлений в конкретном уроке зависит от очень многих факторов: от степени обученности учащихся; от объема произведения; от формы произведения; от задач урока, которые ставятся учителем, и т.п.

Разнообразие формы работы над произведением, владение самого учителя навыками выразительного чтения помогут в развитии у учащихся навыков выразительного чтения и выразительной речи.

На уроках литературного чтения работа над развитием выразительности речи проводится по следующим направлениям: работа над дыханием, работа над артикуляцией звуков, работа над литературным произношением, работа с выразительными средствами – паузами, интонацией, ударениями.

Работа над дыханием.

С первых дней учебы необходимо знакомить детей с техникой речи – дыханием, голосом, дикцией. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Без дыхания не может быть и звука. Нельзя говорить, не наполнив предварительно легкие воздухом. Воздух должен оставаться в легких даже после произнесения слова. Отсюда возникает необходимость постоянного пополнения запаса воздуха в наших легких по мере расходования его во время речи. Овладение навыками правильного дыхания важно не только для свободного владения своим голосом, его хорошего звучания, но и для предохранения голосовых связок от переутомления. Следовательно, умение правильно дышать – залог не только хорошего звучания голоса, правильного звучания речи, но и здоровья.

В целях практического овладения правильным процессом дыхания, используют следующие упражнения.

1. Исходное положение – вставать, ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч.

2. С закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь. Задержать это положение на 1-2 секунды.

3. Сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение.

4. Повторить 2-3 раза, стоя и сидя. В исходном положении «сидя» плечи и руки опущены вниз.

Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи.

Упражнение «Именинный пирог»:

Сделав глубокий вдох носом, постараться задуть короткими отрывистыми выдохами, как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Следите, чтобы в процессе выдоха дети не добирали воздух.

Упражнение «Ароматный цветок»:

Представить, что нюхаете ароматный цветок. Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На выдохе произнести фразу: «Какой ароматный цветок!»

Упражнение «Пилим дрова»:

Дети поворачиваются лицом друг к другу. Берутся за руки правыми руками и выполняют движения, имитируя пилку дров. При этом движение руки от себя выполняется при выдохе, движение руки на себя – при вдохе. Следить, чтобы вдох производился носом, а выдох – ртом.

Сделать глубокий вдох носом, при этом руки широко расставлены в стороны. Медленно выдыхая, соединять руки. На выдохе произносить звук /с/, имитируя свист лопнувшего шарика.

2. Работа над артикуляцией звуков.

Работа над артикуляцией звуков так же важна. Овладение правильной артикуляцией каждого звука требует от ребенка умения владеть своим речевым аппаратом. Особенно важное значение в образовании каждого конкретного звука имеет положение языка, который обладает большой гибкостью и подвижностью. Язык может легко двигаться вверх-вниз, назад-вперед, может занимать во рту любое положение, менять форму, и в результате различного положения языка создаются различные звуки. Немаловажное значение в образовании конкретного звука имеют также губы, так как от изменения положения губ изменяется и звук. Разнообразие гласных звуков создается, с одной стороны, изменением места и подъема языка и, с другой, изменением формы губ. Основное положение образования гласных звуков: язык не соприкасается ни с верхней челюстью, ни с твердым или мягким небом, что обеспечивает звуку свободный проход через полость рта. Для закрепления навыков артикуляции гласных звуков проводят следующее упражнение: выставляют на доске гласные буквы И Э А О У Ы и предлагают произносить их медленно, четко, следя за правильным положением губ. Упражнение можно выполнять всем классом, по группам и индивидуально. Ученики, имеющие дефекты речи, занимаются дополнительно.

Для улучшения развития органов речи можно проводить следующие упражнения:

1. Упражнение для развития подвижности нижней челюсти.

Быстро и легко без звука отбрасывать вниз нижнюю челюсть. Челюсть отбрасывается без напряжения лицевых мышц, язык должен лежать спокойно, не горбиться, слегка прикасаясь кончиком к нижним зубам. При малоподвижной челюсти следует производить движения вверх0вниз, пока учащиеся не добьются легкости в движении.

2. Упражнения для развития подвижности губ.

— Растянуть губы в улыбку и потом стянуть их в хоботок, как для звука /у/;

— Круговые движения губами: собрать губы в хоботок и двигать ими вправо-влево, вверх-вниз;

— Широко открыть рот так, чтобы обнажились верхние и нижние зубы, и потом снова собрать губы в хоботок;

— Почесать верхнюю губу нижними зубами.

3. Упражнение для тренировки языка.

— Сделать язык «трубочкой»;

— Пощелкать языком, подражая цоканью лошади;

— Часто-часто выбрасывать язык изо рта и втягивать его в рот, проделывая это упражнение со звуком и без звука.

— «Колечко»: завернуть язык в колечко;

— «Проколи щеку»: перемещать язык от одной щеки к другой, стараясь «проколоть» ее;

— «Змейка»: вытягивать язык вперед, заостряя его кончик.

Каждое упражнение в 1 и 2 классе провожу ежедневно, до получения нужного результата. Большинство недостатков речи у учащихся падает на произношение согласных звуков. Приведу пример, как я работаю над артикуляцией звуков /в/, /ф/:

— Произнести 3 раза /ф/, произнести 3 раза /в/

— Сделав вдох, произнести: фи, фэ, фа, фо, фу, фы.

— Сделать вдох, произнести: ви, вэ, ва, во, ву, вы.

— Сделав вдох, произнести: фи-ви, фэ-вэ, фа-ва, фо-во, фу-ву, фы-вы.

Только внимательное отношение к артикуляции каждого звука, ежедневная тренировка разовьет язык, сделает его послушным, гибким.

3. Работа над литературным произношением.

Требование выработать у учащихся «точную», ясную и красивую речь предполагает не только усвоение навыков правильной артикуляции звуков, но и усвоение норм правильного литературного произношения. Правильное произношение помогает учащимся скорее и глубже освоить и правильное правописание.

Каковы нормы нашего литературного произношения?

Звуки не всегда произносятся так, как они обозначаются на письме. Объясняется это фонетическими законами, свойственными языку, а именно:

2. Звонкий согласный звук уподобляется (ассимилируется) последующему глухому звуку, т.е. оглушается: сказка /с/.

3. Глухой согласный звук уподобляется последующему звонкому звуку, т.е. озвончается: молотьба /д,/.

4. Твердый согласный звук уподобляется последующему мягкому согласному звуку, т.е. смягчается: нянчить /н,/.

5. Свистящий согласный звук уподобляется последующему шипящему звуку, т.е. становится сам шипящим: сжать /ж/, сшить /ш/.

6. Согласные звуки /д/, /т/ полностью уподобляются последующим звукам /ч/, /ц/, т.е. произносятся как сдвоенный звук /чч/ или /цц/: летчик /чч/, двадцать /цц/.

7. Все звонкие согласные звуки на конце слова оглушаются гриб /п/.

Объясняя детям правильное произношение слова, обязательно надо останавливаться и на объяснении правил правописания. Как известно, наибольшее количество ошибок приходится на правило правописания безударных гласных. Поэтому объяснение произношения безударных гласных совмещают с объяснением правописания безударных гласных, это помогает детям глубже понять орфографическое правило, объяснить его, закрепить его на практике. Орфоэпию в работе необходимо постоянно соединять с орфографией.

4. Выразительные средства.

Главными средствами выразительности звучащей речи являются: логическое ударение, пауза, интонация.

Чтобы дать учащимся понятие логического ударения можно написать на доске предложение и предложить детям прочитать это предложение в ответ на вопросы:

1. Что расцвело в саду? В саду расцвела белая сирень.

2. Где расцвела белая сирень? В саду расцвела белая сирень.

3. Какая сирень расцвела в саду? В саду расцвела белая сирень.

4. Что сделала белая сирень в саду? В саду расцвела белая сирень.

Работу по формированию у школьников умения слышать важные по смыслу слова в предложении, находить их в тексте, выделять при чтении начинают с 1-го класса. Практическим путем формируют у первоклассников представление о логическом ударении как средстве выразительности устной речи и чтения. Хорошим материалом для обучения школьников акцентному выделению являются пословицы, поговорки, загадки.

При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Вот некоторые примеры заданий:

Прочитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль, ненависть, ласку).

Работа в парах. Предложи товарищу прочитать предложения с сочувствием, восхищением и дай оценку.

Прочитай, передавая вопросительную интонацию (интонацию радости, страха, гордости, удивления, огорчения).

Прочитайте с грустной интонацией, с радостью, зло, с тревогой, с вопросительной интонацией.

Прочитать 3 раза с увеличением скорости.

Современный курс «Литературное чтение» решает два важнейших для начальной школы вопроса: научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге. Особое место здесь занимает анализ лирического произведения. Лирика выражает субъективные переживания автора. Ученики на уроках анализа лирического произведения не остаются равнодушными: с удовольствием рассуждают, фантазируют, ищут средства художественной выразительности, а самое главное, учатся сопереживать и понимать чувства автора, тему и идею произведения. На таких уроках они учатся интерпретировать художественные произведения, тем самым развивая устную речь, воображение, обогащая словарный запас.

Выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся. А также способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства.

Выразительное чтение содействует умственному, нравственному и эстетическому развитию учащихся, а также развивает их художественные способности.

Для того, чтобы читать выразительно, необходимо владеть определёнными умениями. Они базируются на анализе текста и средствах речевой выразительности. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Роль выразительного чтения состоит в том, что оно позволяет почувствовать особенности речевого выражения (стилистические, жанровые, изобразительные), что особенно важно для младших школьников.

Использование разнообразных форм работы над произведением, владение самого учителя навыками выразительного чтения помогут в разрешении данной проблемы.

Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. Однако такое сложное умение возникает как результат регулярной и кропотливой работы учителя и учащихся над выработкой, во-первых, умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во-вторых, умений целесообразно пользоваться своим голосом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *