к каким параметрам семьи относятся условия проживания семьи оборудованность жилища
D) педагогическое общение
17. В структуру профессиональных педагогических способностей НЕ входят…
D) технические
18. Комплекс представлений педагога о себе как о профессионале – это…
A) педагогическое самосознание
b) педагогические умения
c) педагогическое творчество
d) профессиональная позиция
19. Экспрессивные способности педагога проявляются в…
a) умении прогнозировать результаты деятельности
b) умении концентрировать и распределять внимание
C) умении педагога образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств
d) умении целеполагания
20. Побуждения, связанные с реализацией педагогической деятельности – это…
A) мотивы педагогической деятельности
b) цели деятельности
c) педагогическое творчество
d) педагогическая компетентность
21. Характеристики культуры личности преподавателя – это…
A) стремление к самосовершенствованию, ответственность, доброжелательность, гражданственность
b) интерес, склонности, способности к работе с людьми
c) специальные знания, умения, навыки, гибкость речи и мышления
d) педагогическая компетентность, направленность на работу с людьми, специальные способности, развитая личность
22. Наиболее важным компонентом культуры деятельности преподавателя из предложенных является умение …
a) правильно организовать взаимодействие с учащимися
b) заинтересовать своим предметом
C) активизировать познавательный интерес учащихся
d) эффективно использовать знания современных технологий обучения и воспитания на практике
23. Профессиональная деформация преподавателя проявляется в том, что…
a) меняются его отношения в семье
b) преподаватель не может работать в коллективе
C) изменяется отношение к людям, к деятельности, к себе
d) появляются соматические заболевания
24. Сущность профессиональной деформации преподавателя заключается …
a) в нарушении принципов обучения и воспитания
b) во влиянии условий профессиональной деятельности на педагога
C) в изменении характеристик личности преподавателя в процессе его профессиональной деятельности
d) в изменении знаний и навыков под влиянием раздражающих условий
25. Уровень профессионального мастерства преподавателя НЕ определяется…
A) темпераментом педагога
b) уровнем профессиональных навыков педагога и качеством их проявления
c) уровнем знаний педагога обо всех направлениях его профессиональной деятельности
d) качеством результатов педагогической деятельности опытного педагога
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности
1. Система приемов и характер взаимодействия старших членов семьи с младшими называется ____________семейного воспитания.
B) стилем
2. Документом, регулирующим семейные отношения через правовые нормы, является…
a) Уголовный кодекс РФ
B) Семейный кодекс РФ
c) Закон РФ «Об образовании»
d) Конвенция ООН о правах ребенка
3. Функция семьи, обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода, называется…
B) репродуктивной
4. Гиперопека в семейном воспитании приводит…
a) к навязчивым страхам и постоянной тревоге детей за благополучие свое и близких
B) к нерешительности и безынициативности детей, к бунту против родительского авторитета
c) к физическим, психическим и нравственным травмам детей
d) к безнадзорности и бесконтрольности
5. Функция первичной социализации ребенка в семье реализуется через…
a) связь семьи и школы
B) оказание помощи и защиты ребенку
c) домашнее обучение
d) оптимальное общение и совместную деятельность членов семьи
6. Психологическая деформация семьи связана с …
a) отсутствием одного из родителей
b) низким уровнем образования родителей
C) нарушением системы межличностных отношений и асоциальными установками ее членов
d) малодетностью современной семьи
7. Структурная деформация семьи связана с …
A) отсутствием одного из родителей
b) нарушением системы межличностных отношений
c) авторитарным стилем воспитания
d) низким уровнем образования родителей
8. Семья, включающая родителей и трех детей, называется …
A) нуклеарной
D) гармоничной
9. Условия проживания семьи, оборудованность жилища относятся к __________ параметрам семьи.
C) технико-гигеническим
10. Образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества относятся к __________ параметрам семьи.
C) социально-культурным
11. Имущественные характеристики семьи, занятость родителей на работе относятся к __________ параметрам семьи.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности
Система приемов и характер взаимодействия старших членов семьи с младшими называется ____________семейного воспитания.
Документом, регулирующим семейные отношения через правовые нормы, является…
Функция семьи, обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода, называется…
Гиперопека в семейном воспитании приводит…
Функция первичной социализации ребенка в семье реализуется через…
Психологическая деформация семьи связана с …
Структурная деформация семьи связана с …
Семья, включающая родителей и трех детей, называется …
Условия проживания семьи, оборудованность жилища относятся к __________ параметрам семьи.
Образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества относятся к __________ параметрам семьи.
Имущественные характеристики семьи, занятость родителей на работе относятся к __________ параметрам семьи.
Семья, включающая родителей и одного ребенка, называется …
Обеспечение семьей физического и эмоционального развития человека является основной функцией семейного воспитания в…
Семейное воспитание является ___________ фактором формирования психологического пола ребенка.
Определение стиля жизни человека, уровня его притязаний, жизненных устремлений относится к ___________ функции семьи.
Реальная направленность воспитательной деятельности родителей называется…
Основным фактором, определяющим тип семейного воспитания выступает…
К принципам семейного воспитания НЕ относится…
Стиль взаимоотношений между родителями и детьми, для которого характерны взаимопомощь и взаимоподдержка, называется…
Тип взаимоотношений между родителями и детьми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле, называется…
Основными направлениями работы педагога с родителями НЕ является…
Результатом реализации основных семейных функций является…
Типу демократического семейного воспитания соответствует по А.С. Макаренко авторитет…
Ошибочная основа воспитания детей в семье – это…
Ответственность за складывающиеся отношения «педагог – родители» ложится на…
Условием того, что домашнее жилище семьи обеспечивает ей эмоциональную безопасность, эмоциональный комфорт, укрытие, защиту, идентификацию с семейными ценностями является…
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
К каким параметрам семьи относятся условия проживания семьи оборудованность жилища
По определению Анатолия Викторовича Мудрика (1999), семья- это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Он выделяет следующие параметры семьи:
Артур Казбекович Дзагкоев (2000) выделяет традиционные и современные (модернизированные) модели семьи.
Традиционная семья существовала на протяжении нескольких тысяч лет и существует в настоящее время во многих обществах, находящихся на допромышленном этапе развития. Переход к модернизированному типу может совершаться достаточно долго, непоследовательно, поэтому в ряде моделей современных семей присутствуют более или менее значительные элементы традиционности.
Для традиционной семьи характерны такие признаки:
жесткая сегрегация социально-половых ролей и функций, связанных со стереотипными видами деятельности;
сложная структура семьи с совместным проживанием в одном домохозяйстве супружеских пар нескольких поколений с их детьми;
сосредоточение всех жизненных функций (производительной, экономической, воспитательной, репродуктивной, бытовой) в семье, участие в их выполнении всех домочадцев, вовлеченность женщин исключительно в домашнюю занятость;
Для модели модернизированной семьи, согласно А.К. Дзагкоеву, характерно следующее :
стирание границ между социально-половыми ролями, вариабельность выполнения семейных функций, в том числе связанная со структурной неполнотой или деформацией семьи (семья с одним родителем, семья, состоящая из прародителей и внуков без среднего поколения, и т. д.);
преимущественно нуклеарный тип семьи, состоящей из одной пары родителей и их несовершеннолетних детей. Данный процесс может выражаться в «вылете птенцов из гнезда», то есть отделении детей от родителей после окончания школы и их самостоятельном проживании, как принято в ряде западных культур, или в отделении от родителей вновь образовавшейся молодой семьи, как было принято еще недавно в нашей стране;
симметричная модель семьи, в которой мужчина и женщина равноправны в распоряжении семейными средствами, воспитании детей, решении всех других вопросов;
профессиональная занятость всех взрослых трудоспособных членов семьи, постоянная работа женщин вне дома, мотивированная не только необходимостью дополнительного дохода, но также и стремлением женщин к самореализации, успеху, признанию;
функциональная дифференциация жизнедеятельности семьи в обществе, разделение функций между семьей и многочисленными другими институтами;
регулируемый характер репродуктивного поведения, снижение рождаемости. Планирование семьи становится общепризнанным типом репродуктивного поведения, неотъемлемой принадлежностью социально ответственной прокреативной этики;
Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер и Виктор Викторович Юстицкий (1999) выделяют отличительные признаки, характерные для семей, проживающих в России:
1) Сохраняется патриархальная семья, то есть семья, состоящая из нескольких поколений.
4) Несколько поколений зависят друг от друга не только духовно, но и материально: молодые семьи живут либо в коммунальных квартирах, либо совместно с родителями и прародителями, без надежды на приобретение собственного жилья.
5) Идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования. Из-за этого быт, поведение, духовные ценности напоминали те эпохи, когда человек забывал о собственном «Я», о своих желаниях и потребностях, строя свое поведение так, чтобы оно было угодно Богу, или феодалу, или государству.
6) Разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогала бы сплочению и обретению чувства принадлежности и защищенности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, «чудесах» и т. д. В результате тяжелого материального положения и отсутствия нравственных ценностей «семья легко распадается, и дети оказываются на улице, становясь легкой добычей криминальных элементов», в семье возрос уровень взаимной агрессии.
Помимо традиционной и современной моделей семьи, существуют и другие. Так, например, социологи выделяют такие семьи, как:
В зависимости от характера воспитательного воздействия ивозможности адаптации детей из семей в обществе Марина Юрьевна Арутюнян (1988) выделяет следующие типы семьи:
Таким образом, мы видим, что при выделении форм или моделей семьи различные авторы опираются на:
— этапы развития общества;
— характер национальных и религиозных традиций;
— распределение социально-половых ролей между мужчиной и женщиной;
— характер взаимоотношений между родителями и детьми;
— количество детей и др.
Владимир Николаевич Дружинин выделяет такие функции семьи, как:
Автор полагает, что во все времена у всех народов главной и единственной специфической функцией семьи была и остается социализация ребенка, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков.
Татьяна Владимировна Волосовец определяет функции семьи как жизнедеятельность последней, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Она выделяет следующие функции.
1. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться в детях». В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
2. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, одежде и т. д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. В частности, рядом авторов выделяются следующие фазы развития семьи :
1. Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу, романтизация отношений.
2. Фаза без детей (от начала проживания вместе до рождения первого ребенка).
3. Экспансия (от рождения первого до рождения последнего ребенка. Семья с маленькими детьми).
4. Стабилизация (фаза зрелого брака, период воспитания детей до того момента, когда первый ребенок покидает дом).
5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом.
6. «Опустевшее гнездо» (супруги остаются одни после ухода всех детей).
7. Фаза, в которой кто-то из супругов остается один после смерти другого.
Существуют, однако, семьи, в развитии которых не прослеживаются четко указанные фазы. Тем не менее такая периодизация является полезной, так как обеспечивает некоторый образец для сравнения и анализа отклонений.
На каждой из указанных стадий жизненного цикла семьи могут возникать специфические проблемы внутреннего и внешнего порядка, что, конечно, нарушает функционирование семейной системы.
Интересно отметить, что некоторые ученые делают попытки соотнесения основных периодов развития семьи и функций членов семьи.
1. Стадия формирования семьи
осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;
создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;
развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства;
налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны;
распределение времени между домом и работой;
выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны;
беседы между супругами о браке и будущем семьи.
2. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.
привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;
подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;
привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка;
создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;
забота о потребностях ребенка;
распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей.
ребенок зависим от матери и начинает доверять ей;
овладение навыками простейшего социального взаимодействия;
приспособление к ожиданиям других людей;
развитие координации движений рук и глаз;
нахождение удобного ритма смены покоя и действия;
овладение словами, короткими фразами, речью.
3. Семья с ребенком дошкольного возраста.
Функции семьи и родителей:
развитие интересов и потребностей ребенка;
преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;
поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;
привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным затратам;
распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;
поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях;
дальнейшее развитие взаимоотношений в семье, позволяющих супругам говорить на самые разные темы;
развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли;
сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);
выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей.
преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого;
привыкание к самостоятельности;
выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов);
приспособление к запретам со стороны родителей;
проявление интереса к товарищам по играм;
стремление быть как мама или папа.
Функции семьи и родителей:
воспитывать у детей интерес к научным и практическим занятиям;
поддержка увлечений ребенка;
дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);
забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;
сотрудничество с родителями других школьников.
получение навыков, необходимых для школьного образования;
стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;
постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;
включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;
знакомство с правилами поведения и моралью группы;
расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать свои мысли;
осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.
5. Семья с ребенком старшего школьного возраста.
Функции семьи и родителей:
передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;
подготовка к новому периоду жизни семьи;
определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности.
положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;
прояснение для себя роли мужчины и женщины;
ощущение принадлежности к своему поколению;
достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;
выбор профессии, стремление к материальной независимости;
подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;
постепенное формирование собственного мировоззрения.
6. Семья со взрослым ребенком, выходящим в мир.
отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним;
внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;
создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;
забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;
спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;
создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.
осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки;
создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой);
положительное отношений к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером;
создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни;
знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.
7. Семья среднего возраста, «пустое гнездо».
обновление супружеских отношений;
приспособление к возрастным физиологическим изменениям;
творческое, радостное использование большого количества свободного времени;
укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;
вхождение в роль бабушки (дедушки).
Функции взрослого ребенка
заботливое, но независимое отношение к родителям;
поддержка их в новой роли пожилых людей.
8. Постаревшая семья
Функции пожилых родителей:
осознание собственного отношения к смерти и одиночеству;
изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;
приспособление к жизни на пенсии;
воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей;
подчинение своих увлечений и дел своему возрасту;
подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить свои годы и спокойно умереть.
Функции детей пожилых родителей:
наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявлять заботу о престарелых родителях;
помогать им, если это необходимо, материально и духовно;
подготовиться к окончательному уходу родителей;
подготовить своих детей к потере бабушки (дедушки).
Виктория Валентиновна Ткачева (2007) выделяет специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, в том числе и речевые.
1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.
3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда, способствующая развитию у ребенка интереса к окружающему миру и его познанию, раскрывающая его способности и возможности, оптимизирующая личностное развитие ребенка. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.
4. Приспособительно-адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.
5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Успешность этого процесса во многом зависит от того, насколько адекватно реагируют на проблемы ребенка и как помогают их преодолевать его близкие родственники. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.
6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т.д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности. Понятно, что не всегда психофизические данные ребенка позволяют ему овладеть даже самой примитивной профессией. Но-независимо от этого формирование трудовой, а затем профессиональной, ориентации помогают в трудовой занятости ребенка, подростка, молодого инвалида.
7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Дети поют, танцуют, рисуют, лепят, читают собственные стихи. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности. Это позволяет обрести еще один путь, обеспечивающий вхождение ребенка в «культурную среду» (Л.С. Выготский).
Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.
Причины ошибок в семейном воспитании детей с отклонениями в развитии можно условно разделить на три группы:
— низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей 6 возрастных особенностях их ребенка;
— личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с ребенком;
— «социальный барьер» (позиция социума), способствующий замыканию родителей на собственных проблемах и препятствующий их преодолению.
Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. К нарушениям подобного рода относятся: неоднозначное понимание родителями семейных ролей главы семьи, мужа, жены; завышенные требования, предъявляемые родителями к детям, несовместимость нравственных позиций супругов. На процесс воспитания влияет и загруженность родителя на работе, усталость, неорганизованный быт, собственное здоровье. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу лишь в том, чтобы добиться послушания ребенка. Поэтому они даже не пытаются понять ребенка, прислушаться к его интонациям, рассмотреть его потребности и возможности. Одни родители при этом стремятся решить за ребенка все его проблемы его, а другие поучают, ругают, читают длинные нотации.
Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.