к каким национально психологическим особенностям относятся деловитость и осмотрительность
К мотивационно-фоновым национально-психологическим особенностям
относятся, напр., такие качества, как работоспособность, деловитость, осмотрительность, усердие, инициативность, настойчивость и др.
Установлено, что по сравнению с русскими у украинцев в большей мере проявляется работоспособность, которая часто сопровождается большой активностью и настойчивостью.
Итальянцы и испанцы по своей психологии близки друг другу и их основной чертой является индивидуализм. Однако индивидуализм у итальянцев проявляется ограниченно, тогда как у испанцев он носит форму всеобщности и проникнут рефлексией.
— Интеллектуально- познавательные национально-психологические особенности выражают своеобразие восприятия и мышления представителей конкретной этнической общности, проявляющиеся в присутствии уних специфического сочетания познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить и корректировать планы деятельности, реализовывать способы достижения ее результатов.
Напр., у французов присутствуют математический склад ума и прирожденная интеллектуальная изобретательность;
— считается, что у некоторых азиатских и африканских народов мышление
характеризуется излишней заторможенностью.
— Эмоционально-волевые национально-психологические особенности
отражают своеобразие функционирования у конкретного народа четко выраженных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности.
Напр., хорошо известны интравертированность и выдержанность англичан и немцев, экстравертированность, большая возбудимость и горячность французов и ирландцев. Наибольшей устойчивостью характеризуются волевые процессы у англичан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы.
У представителей наций с неустойчивым и экспрессивным проявлением чувств и воли (французы, итальянцы, испанцы и др.) могут быстро возникать воодушевление, прилив эмоций, активизация настроений, особенно в сложной обстановке. Так, в годы Второй мировой войны наступление немцев на французов вызвало у последних чувство патриотизма, желание отстоять свою независимость, но после первых неудач эти состояния сменились отчаянием, унынием, апатией.
Нации, отличающиеся устойчивость переживаний ( англичане, скандинавы и др.), более привержены логике, апелляции к разуму, а не к чувствам.
— Коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности
— явления, характеризующие своеобразие взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей различных этнических общностей
Они находят свое проявление во взглядах и внешних формах поведения, в специфических приемах и способах обмена информацией и т.д.
И. Эренбург в книге «Люди, годы, жизнь» пишет: « Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг.
Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: «дорогой сэр, вы мошенник», без «дорогого сэра» он не может начать письмо.
Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а иудей, входя в синагогу, покрывает голову.
В католических и православных обществах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой.
4. СВОЙСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Свойства национальной психологии— это проявление закономерностей функционирования национальной психики. Они обладают способность детерминировать на уровне личности или группы характер функционирования психологических явлений, придавая ему особую направленность.
Основу этнопсихологического отражения составляет постоянное сравнение вновь воспринимаемых сознанием воздействий объективной действительности со старым, «национальным» по содержанию опытом.
Образно говоря, сознание человека,как представителя той или иной этнической общности, настроено на определенную «волну» восприятия и осмысления окружающего мира в соответствии со сложившимися национальными традициями и установками.
Последние словно фильтр очищают психику человека от того, что для нее в этническом отношении чуждо, и, подобно генератору, задают размер и направление этой «волны».
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем проявляется сущность психологии нации?
2. Что такое системообразующая сторона психологии нации?
3. Что такое динамическая сторона психологии нации?
4. В чем особенности свойств национально-психологических особенностей?
Задания для самостоятельной работы:
1. Объясните разницу между системообразующей и динамической сторонами
психологии нации.
2. Нарисуйте схему, отражающую структуру общественного сознания, и
отметьте на ней место национальной психологии.
3. Объясните, благодаря чему так велика роль национальной психологии в
жизни и деятельности
МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ
1. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-
психологических особенностей людей
2. Своеобразие проявления национальных установок
3. Психологические особенности этнической стереотипизации
Подверженность индивидов, групп людей влиянию национальных традиций, форм поведения, проявляющихся в усвоении национальных установок и стереотипов без внутреннего сопротивления и достаточного осмысливания, получила название этнической конформности.
На бессознательном, эмоциональном уровне она проявляется в виде таких процессов, как особая внушаемость, способность к подражанию носителям национальных традиций, этнической культуры и потребность в таком подражании.
Явление стереотипизации единственно верно объясняет характер функционирования устойчивых психологических феноменов, какими и являются национально-психологические особенности людей.
К каким национально психологическим особенностям относятся деловитость и осмотрительность
Динамические компоненты психологии нации позволяют, в отличие от ее системообразующих компонентов, осмыслить и использованием экспериментальных методик наиболее точно и адекватно выявить и объяснить специфику ее проявления. Эти компоненты обычно называют национально-психологическими особенностями, подразумевая, что они характеризуют своеобразие протекания психических процессов и состояний, специфику взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей конкретных этнических общностей [245. – С. 53].
Национально-психологические особенности – это единственная форма проявления психологии этнической общности.
Принято считать, что в структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающего мира.
Во-первых, они относятся к определенному классу психологических феноменов и поэтому могут быть точно и адекватно объяснены с позиций закономерностей, свойственных этому классу явлений. Во-вторых, при этом национально-психологические особенности исследуются в генезисе их формирования, развития и функционирования, что позволяет избежать нечеткости их осмысления, что возможно при изучении их в рамках проявления разноплановых черт, например национального характера.
Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности – это такие характеристики, которые определяют своеобразие побудительных сил в жизни и деятельности представителей конкретной этнической общности, указывают на то, что составляет специфику их мотивации и поведения.
Сравнительные исследования ценности труда в японской, немецкой и американской культурах показали, что для большинства японцев труд в организации является главным делом жизни, в то время как их коллеги из США и Германии рассматривают свою работу лишь как одну из многих важных ценностей жизни.
К мотивационно-фоновым национально-психологическим особенностям относятся, например, такие качества, как работоспособность, деловитость, осмотрительность, усердие, инициативность, настойчивость и т. д. Нельзя считать при этом, что, например, работоспособность присуща одному народу, а настойчивость – другому. И первое, и второе качества – общечеловеческие. Поэтому речь может идти, с одной стороны, об определенных наборах этих характеристик, а с другой – о степени выраженности той или иной из них, о специфике ее проявления у представителей конкретных этнических общностей. Установлено, например, что по сравнению с русскими у украинцев в большей мере проявляется работоспособность, которая часто сопровождается большой активностью и настойчивостью. Также известно, что итальянцы и испанцы по своей психологии близки друг другу и их основной чертой является индивидуализм. Однако индивидуализм у итальянцев проявляется ограниченно, тогда как у испанцев он носит форму всеобщности и проникнут рефлексией [245, С. 45–46].
Кроме того, мотивацией поведения и деятельности представителей определенных этнических общностей могут выступать национальные чувства и настроения (например, чувство любви к Родине, ненависть к ее захватчикам), уходящие глубокими корнями в прошлое, историческое развитие, а также национальные ценности и интересы, закрепленные в общественном сознании народа. В этом случае мотивационно-фоновые национально-психологические особенности проявляются и функционируют очень активно, мобилизуя людей на очень эффективные во всех отношениях действия и поступки.
Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности выражают своеобразие восприятия и мышления представителей конкретной этнической общности, проявляющееся в присутствии у них специфического сочетания познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить и корректировать планы деятельности, реализовывать способы достижения ее результатов.
Особое сочетание таких показателей, как степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, специфика организации мыслительной деятельности и т. д., обусловливает своеобразные параметры интеллектуальной активности. Например, у французов присутствуют математический склад ума и прирожденная интеллектуальная изобретательность; у англичан – высокая способность к интеллектуальному восприятию мира, слабая скорость мыслительных операций, нелюбовь к абстрактным умозаключениям и интеллектуальный практицизм [127. – С. 58]. Считается, что у некоторых азиатских и африканских народов мышление характеризуется излишней заторможенностью.
Соотношение разных по силе, глубине, целостности, активности и избирательности восприятий, разных по полноте и оперативности представлений, разная яркость и живость воображения и т. д. порождают специфические познавательные характеристики мыслительной деятельности представителей разных народов. В частности, для французов свойственны богатство воображения настойчивая пытливость и смелость в познании окружающего мира, а для англичан – слабое воображение, недостаточная активности в абстрагировании. Немцам и китайцам присущ познавательный практицизм.
Согласно современным исследованиям нейрофизиологов и психологов, интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности являются следствием вовлечения в работу разных зон коры головного мозга, а также результатом разной взаимозависимости активности этих зон [245. – С. 76].
Эмоционально-волевые национально-психологические особенности отражают своеобразие функционирования у конкретного народа четко выраженных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности.
Они охватывают сферу проявления динамических (изменчивых) характеристик эмоций и воли представителей той или иной этнической общности. Например, хорошо известны интравертированность и выдержанность англичан и немцев, экстравертированность, большая возбудимость и горячность французов и ирландцев. Многие исследователи также пришли к выводу, что наибольшей устойчивостью характеризуются волевые процессы у англичан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы [128. – С. 35].
Различия в проявлениях воли и чувств у представителей разных наций объясняются тем, что выработанные на протяжении веков формы эмоционального и волевого поведения, реагирования усваиваются каждым новым поколением. У представителей наций с неустойчивым и экспрессивным проявлением чувств и воли (французы, итальянцы, испанцы и др.) могут быстро возникать воодушевление, прилив эмоций, активизация настроений, но так же быстро может наступать и спад подобных реакций, особенно в сложной обстановке. Так, в годы Второй мировой войны наступление немцев на французов вызвало у последних чувство патриотизма, желание отстоять свою независимость, но после первых неудач эти состояния сменились отчаянием, унынием, апатией. Нации, отличающиеся устойчивостью переживаний (англичане, скандинавы и др.), более привержены логике, апелляции к разуму, а не к чувствам и т. д. [128. – С. 49].
Эмоционально-волевые национально-психологические особенности, как показали кросскультурные исследования, характеризуются у разных народов не наличием или присутствием каких-то особых эмоциональных и волевых черт (их количество у всех одинаково), а: 1) спецификой их соотношения в национальном характере и национальном темпераменте; 2) динамикой протекания чувств и проявления воли; 3) своеобразием национальной установки на эмоциональную и волевую активность.
Коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности – явления, характеризующие своеобразие взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей различных этнических общностей и групп.
Они находят свое проявление во взглядах и внешних формах поведения, в специфических приемах и способах обмена информацией и т. д. Вот как описал их в книге «Люди, годы, жизнь» И. Эренбург: «Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник», без «дорогого сэра» он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а иудей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических и православных обществах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура черный, в Китае – белый. Когда китаец видит впервые, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин дарит ему этот предмет – того требует вежливость. В Китае к чашке сухого риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается – нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен. если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы» [цит. по: 139. – С. 55–56].
Результаты исследований американских психологов Г. Гибсона, Т. Катреля, Р. Кохена, М. Парка также зафиксировали различия в американском и японском вербальном стилях взаимодействия и общения. Американский несет в себе представление об индивидуальном достоинстве, ценности настойчивости и тенденцию к равенству отношений; японский отражает высокую степень согласия с другими людьми, ориентирован на приспособление к ситуации, отражает заботу о гармонии социальных отношений [245. – С. 89].
Функционирование и развитие коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей неразрывно связано с процессом формирования национального самосознания этноса, в содержании которого зафиксировано своеобразие национальных черт характера и поведения людей, их языка, культуры, национальных традиций, образа жизни.
Мир психологии
психология для всех и каждого
Содержание и свойства национально-психологических особенностей людей.
Говоря о национально-психологических различиях в психологическом облике народов надо учитывать различные уровни развития экономики, особенности внешних связей, формах внутреннего общения, т.е. экономические и социально-политические условия.
СВОЙСТВА: Невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю, что затрудняет их анализ. Особенности обладают способностью детерминировать характер функционирования взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, придавая им особую направленность. Не подвержены непосредственному воздействию объективной действительности и обладают консервативностью, устойчивостью и слабой изменчивостью. Многообразие. Тесная связь с классовой психологией. Национально-психологические особенности могут проявляться только через механизмы установки и стереотипа. Проявление национально-психологических особенностей лежит на рубеже между бессознательным и сознательным, поскольку оно носит непроизвольный характер, т.е. не зависит от воли человека. Представитель той или иной национальной общности “предрасположен” мыслить, чувствовать, действовать так, как ему диктуют национальные традиции, установленные нормы и правила поведения.
Основные современные представления о национальной установке могут быть сведены к следующему: национальная установка должна пониматься как определенное состояние внутренней готовности (настроенности) личности и групп лиц на специфические для каждой из них проявления чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамики и характера взаимодействия, общения и т.д., соответствующие сложившимся национальным традициям. Национальная установка закрепляется в ходе исторического развития психического склада нации. Основу фиксации национальные установки следует искать в образовании национальных стереотипов, которые формируются как единица социально-перцептивной деятельности представителей конкретной национальной общности. Национальная установка формируется в процессе деятельности: самим характером деятельности в условиях специфических социальных норм поведения. Национальные установки как бы заложены в память психического склада представителей конкретной этнической общности и извлекаются из нее автоматически. В национально-психологических особенностях национальные установки составляют внутреннее содержание.
ПРИНЦИПЫ, позволяющие сопоставлять национально-психологические особенности представителей разных народов:
Важно изучать не только национально-психологические особенности, но и знать, как они проявляются в деятельности. Деятельность имеет свое конкретное психологическое содержание, включающее в себя проявление психических состояний, процессов, образований и свойств личности. Национально-психологические особенности влияют на деятельность, придавая ей характерную специфику на трех уровнях: национального своеобразия выполнения деятельности, нац. специфики проявляемых качеств людей, национального своеобразия морально-нравственного климата.
Функции национально-психологических особенностей:
Национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать привыканию людей разной национальности к условиям деятельности. Адаптация при этом выражается не только в приспособлении организма к специфическим условиям труда, но и в фиксированных способах поведения, позволяющих человеку справляться с трудностями, овладевать содержанием деятельности. Стабилизация. Несмотря на наличие у представителей разных государств неодинаковых адаптационных способностей они, так или иначе, рано или поздно приспосабливаются к условиям деятельности. И тогда начинается период восполнения недостатков, или, наоборот, они проявляются более выражено. Стимуляция. Дополняет процессы адаптации и стабилизации, придает своеобразие деятельности людей различных национальных общностей.
Содержание и особенности национальной психики людей
Под этнической (национальной) общностью обычно понимается совокупность людей, объединенных такими признаками, как единство исторического развития, территории, языка, культуры и психического склада. В основе существования этнической общности лежит осознание ею своей целостности, выражаемой понятием «Мы» по сравнению с понятием «Они».
Национальная психика – составная часть общественного сознания (общественной жизни) людей, его важнейшего компонента – общественной психологии. Она реальна, проявляется в поступках и поведении людей и их групп и опосредует все формы их сознания – политику, право, мораль, религию, науку, искусство и философию. В свою очередь этническая психология – это отрасль социальной психологии, изучающая национальную психику людей.
Национально-психологические явления проявляются по механизмам национальной установки и национального стереотипа и имеют определенные свойства, отражающие специфику проявления их закономерностей. К ним относятся:
— способность детерминировать все другие психические явления (каждый представитель той или иной национальной общности мыслит, переживает, ведет себя, общается и действует так, как диктует ему его этническая среда и длительный национальный опыт развития);
— чрезвычайное многообразие (у каждой конкретной общности национальная специфика психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеет свои особые характеристики, что затрудняет их восприятие, изучение и осмысление);
— невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю (у представителей разных этнических общностей своя специфика проявления психики);
— большие, по сравнению с другими психологическими явлениями, консервативность и устойчивость.
Национальная психика имеет свою структуру, включает системообразующую и динамическую стороны. Системообразующую сторону составляют:
— национальное самосознание – осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений;
— национальный характер – исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности;
— национальный темперамент – специфические поведенческие характеристики представителей той или иной этнической общности;
— национальные интересы и ориентации – общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности;
— национальные чувства и настроения – эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям;
— национальные традиции и привычки – прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы действий, общения представителей конкретных этнической общности.
Динамическая сторона психологии нации, которую обычно называют национально-психологическими особенностями людей, в отличие от системообразующей, позволяют точно выявить и осмыслить специфику проявления и функционирования национально-психологических явлений.
Принято считать, что в структуру динамической стороны национальной психологии входят следующие особености:
— мотивационно-фоновые национально-психологические (к ним относятся такие качества, как работоспособность, деловитость, осмотрительность, степень усердия, инициативности, настойчивости и т. д.), которые характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей;
— интеллектуально-познавательные, определяющие своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов (особое сочетание таких характеристик, как степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, специфика организации мыслительной деятельности и др., с одной стороны, а также соотношение разных по силе, глубине, целостности, активности и избирательности восприятий, полноте и оперативности представлений, яркости и живости воображения и т. д., с другой стороны, обусловливают своеобразные параметры интеллектуальной активности и порождают специфические познавательные характеристики мыслительной деятельности представителей разных наций). Нельзя считать при этом, что, например, работоспособность присуща одному народу, а настойчивость – другому. И первое и второе качества – общечеловеческие. Поэтому речь может идти не столько о каких-то определенных наборах этих характеристик, сколько о степени выраженности той или иной черты, о специфике их у представителей конкретных народов;
— эмоционально-волевые, обусловливающие функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности (например, хорошо известны интровертированность и выдержанность англичан и немцев, большая возбудимость и горячность французов и ирландцев; многие исследователи также пришли к выводу, что наибольшей устойчивостью отличаются волевые процессы у англичан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы);
— коммуникативно-поведенческие, охватывающие специфику информационного и межличностного взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей конкретных народов (они находят свое проявление во взглядах и внешних формах поведения, в специфических приемах и способах передачи и обмена информацией и т. д.).