к каким клиентам банк применяет меры по блокированию замораживанию денежных средств сбербанк тест
К каким клиентам банк применяет меры по блокированию замораживанию денежных средств сбербанк тест
4 МИН
Как избежать ограничений по 115-ФЗ с помощью сервисов банка
Если мы откроем интернет и посмотрим, что пользователи пишут о блокировках, то столкнёмся со шквалом негатива и непониманием: «За что?», «Почему я?», «Я ведь не террорист». 60% отзывов о Сбере в связи с этим понятны, потому что бизнес при блокировке счёта терпит убытки и тратит своё время на решение этой проблемы.
Банк вынужден следовать требованиям 115-ФЗ, однако он не заинтересован закрывать расчётные счета и ограничивать бизнес. Отобрали 3 сервиса Сбера, которые помогут лучше понять этот закон и избежать ограничений.
Кратко о 115-ФЗ
115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и/или финансированию терроризма» направлен на отслеживание финансовых операций, через которые бизнес скрывает незаконный источник получения средств.
Банк следует этому закону, чтобы узнать, как бизнес получил деньги и не используется ли капитал в преступных целях. Если есть сомнения, банк обращается к предпринимателям за пояснениями и подтверждающими документами. Это называется «комплаенс-запросы» — клиент банка обязан на них отвечать. Если они игнорируются, банк может отказать в совершении последующих операций и расторгнуть договор.
Как банк помогает клиентам предупредить «блокировку» счёта
Проект «БлокировкиNET»
Блог о 115-ФЗ на сайте СберБизнес «Как избежать ограничения операций по счёту» — сборник полезных материалов в разном формате на эту тему. Там размещены статьи, истории предпринимателей, тесты, чек-листы, памятки и полезные рекомендации для бизнеса. Пригодится, если вы уже столкнулись с трудностями или хотите проверить себя.
Персональные рекомендации по 115-ФЗ
Банк регулярно мониторит операции корпоративных клиентов. Если оказывается, что какой-то из показателей мониторинга западает, банк формирует персональные рекомендации и направляет их письмом.
Рекомендации носят информационный характер и не требуют предоставления документов. Соблюдая их, можно предупредить риск блокировки.
«Учебник» по 115-ФЗ
Обучающий курс «Всё о „блокировках“ счёта» научит действующих и потенциальных предпринимателей самостоятельно контролировать возможные риски по 115-ФЗ. Кроме того, так вы сможете проверить своего бухгалтера.
В курс входит 7 теоретических модулей, практические задания, кейсы и итоговое тестирование. Если успешно пройдёте тест, получите сертификат. В процессе обучения вы получите много полезных ссылок — на необходимую информацию от налоговой и ЦБ, ссылки на тесты, статьи, обсуждения в блогах и другие материалы по комплаенс-тематике.
Курс будет интересен тем, кто уже знаком с 115-ФЗ и хочет проверить себя, и тем, кто хочет разобраться в законе с нуля. Обучение разработали эксперты банка по 115-ФЗ, основываясь на реальных примерах компаний.
Риск Блокировки
Сервис поможет оценить, насколько прозрачна ваша деятельность для банка. Ориентируясь на показатели сервиса, вы сможете вовремя изменить модель ведения бизнеса и минимизировать риски блокировки.
Сервис «Риск блокировки» анализирует все финансовые события, а затем соотносит ваши показатели с допустимыми границами нормы по 115-ФЗ. Результат проверки выглядит как светофор: зеленым подсвечивается верхняя граница нормы, оранжевым — то, на что стоит обратить внимание, красным — критичные показатели, которые надо срочно исправить. Основной ориентир — рекомендованные значения Банка России по 115-ФЗ.
Результат проверки можно открыть контрагентам, которые тоже пользуются этим сервисом. Сервис встроен в интернет-банк СберБизнес — ничего устанавливать дополнительно не нужно.
Комплаенс-помощник
Сервис сдаёт расширенный комплаенс-отчёт с мониторингом операций и персональными рекомендациями. Также вам доступна индивидуальная консультация с менеджером. Сервис «Комплаенс-помощник» — своего рода чек-лист, в котором видны все возможные отклонения по счету, а персональный менеджер — гид, который помогает разобраться в отчёте и выстроить доверительные отношения с банком.
Указание Банка России от 19.09.2013 N 3063-У О порядке информирования кредитными организациями уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц и о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 сентября 2013 г. N 3063-У
ИНФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА О ПРИНЯТЫХ МЕРАХ ПО ЗАМОРАЖИВАНИЮ
(БЛОКИРОВАНИЮ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА
ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ
НАЛИЧИЯ СРЕДИ СВОИХ КЛИЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ,
В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЕНЫ ЛИБО ДОЛЖНЫ ПРИМЕНЯТЬСЯ
МЕРЫ ПО ЗАМОРАЖИВАНИЮ (БЛОКИРОВАНИЮ) ДЕНЕЖНЫХ
СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА
6. Структура файла ИЭС, направляемого уполномоченным органом в кредитную организацию, должна соответствовать описанию, приведенному в приложении 5 к настоящему Указанию.
7. Информация о мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и физического лица, принятых кредитной организацией в период с 30 июня 2013 года до дня вступления в силу настоящего Указания, передается в порядке, определенном настоящим Указанием. Передача такой информации осуществляется в срок, самостоятельно определяемый кредитной организацией, но не превышающий срок, в который кредитной организацией должна быть проведена первая после вступления в силу настоящего Указания проверка.
8. Информация о результатах всех проверок, проведенных кредитной организацией в период с 30 июня 2013 года до дня вступления в силу настоящего Указания, передается в порядке, определенном настоящим Указанием. Передача такой информации осуществляется в срок, самостоятельно определяемый кредитной организацией, но не превышающий срок, в который кредитной организацией должна быть передана информация о результатах первой проведенной после вступления в силу настоящего Указания проверки. Информация о результатах проверок, проведенных кредитной организацией в период с 30 июня 2013 года до дня вступления в силу настоящего Указания, может быть включена кредитной организацией в ОЭС, формируемое и направляемое в соответствии с пунктом 4 настоящего Указания.
9. Настоящее Указание в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 13 сентября 2013 года N 19) вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».
Председатель Центрального банка
к Указанию Банка России
от 19 сентября 2013 года N 3063-У
«О порядке информирования кредитными
организациями уполномоченного органа
о принятых мерах по замораживанию
(блокированию) денежных средств
или иного имущества организаций
и физических лиц и о результатах
проверки наличия среди своих
клиентов организаций и физических
лиц, в отношении которых применены
либо должны применяться меры
по замораживанию (блокированию)
денежных средств или иного имущества»
ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ ОЭС
Заполнение полей записи DBF-файла осуществляется в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.
В один файл допускается включение сведений о нескольких организациях и (или) физических лицах, в отношении денежных средств или иного имущества которых приняты меры по замораживанию (блокированию), или о результатах нескольких проверок.
Наличие «пустых» записей в DBF-файле не допускается. Наличие всех полей записи и соответствие типов полей структуре DBF-файла (приложение 2 к настоящему Указанию) является строго обязательным. При отсутствии какого-либо показателя в соответствующем поле ставится (символ ноль) или (число ноль) либо (в поле типа DATE).
2. Структура имени DBF-файла приведена в приложении 3 к настоящему Указанию.
к Указанию Банка России
от 19 сентября 2013 года N 3063-У
«О порядке информирования кредитными
организациями уполномоченного органа
о принятых мерах по замораживанию
(блокированию) денежных средств
или иного имущества организаций
и физических лиц и о результатах
проверки наличия среди своих
клиентов организаций и физических
лиц, в отношении которых применены
либо должны применяться меры
по замораживанию (блокированию)
денежных средств или иного имущества»
1. Структура DBF-файла передачи ОЭС, содержащего
информацию (сведения) о принятых кредитной организацией
мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств
или иного имущества организации или физического лица
Блокировка счета Сбербанком по 115-ФЗ
Банки, а также организации, осуществляющие операции с денежными средствами и имуществом, обязаны соблюдать предписания федерального закона 115-ФЗ. В целях противодействия отмыванию доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризма, участники рынка вправе применять в отношении клиентов санкции. Основываясь на нормах указанного закона, Сбербанк может заблокировать счет клиента, при наличии достаточных оснований.
Основная информация о федеральном законе 115-ФЗ
Предмет регулирования — операции с денежными средствами и имуществом на территории РФ, а также переводы с участием зарубежных банков и организаций. Если не вдаваться в тонкости применения 115-ФЗ, то его основной смысл заключается в контроле операций, совершаемых с денежными средствами, с целью выявления и пресечения незаконных транзакций. Операции, в которых одна и более сторон остаются анонимными — запрещены.
Уполномоченными и контролирующими органами являются:
Указанные государственные органы отвечают за свою категорию организаций, работающих с денежными средствами и имуществом. Надзорные функции в рамках ПОД/ФТ исполняет Росфинмониторинг.
Данный уполномоченный орган ведет перечень организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности и терроризму. Росфинмониторинг принимает решение о замораживании (блокировании) счетов физических и юридических лиц, а также осуществляется контроль за кредитными организациями, МФО, ломбардами, инвестиционными платформами, системами электронных платежей, негосударственными пенсионными фондами, и прочими участниками рынка. Полный перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, указан в ст. 5 115-ФЗ.
Причины, по которым Сбербанк может заблокировать счет
Полного перечня причин и оснований — нет. Кредитные организации лишь советуют своим клиентам следовать определенным правилам во избежание блокировки счета. 115-ФЗ указывает на меры противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма. В их числе:
Сбербанк России получает основания для блокировки счета предпринимателя или организации, если в процессе внутреннего контроля будут выявлены сомнительные операции. Это основная причина, по которой на счет налагается ограничение. Если банк признает операцию сомнительной, то он обязан заморозить счет клиента до выяснения обстоятельств.
Что значит «сомнительные операции» по счету
Предприниматели в процессе своей деятельности сталкиваются со стоп-факторами по причине незнания норм и правил, установленных 115-ФЗ. В этой связи, определенная часть нарушений допускается клиентами банков неосознанно: клиент совершает операцию, которую банк причислил к сомнительным. Результат — пока клиент не предоставит документы и данные, указывающие на законный характер операции, банк не имеет право снимать ограничения со счета. Работать без расчетного счета невозможно, поэтому предприниматель терпит убытки.
Сомнительные операции, как правило, имеют признаки отсутствия прямого экономического смысла и законных целей. Такие операции нетипичны, и они могут проводиться в следующих целях:
Банк может отказать в проведении операции или выполнении распоряжения клиента, если таковые имеют явный незаконный характер. Предупреждение и пресечение подобных нарушений возлагается на кредитные организации, в которых предприниматели и организации открывают расчетные счета. Сбербанк блокирует счета по 115-ФЗ и в том случае, если операции по счету не имеют экономического смысла.
Такими операциями признаются: регулярные и ничем необоснованные переводы денежных средств на счета физических лиц, либо систематическое снятие денег со счета. Также ограничение накладывается при переводах от резидента нерезиденту, без ввоза товара, подтвержденного налоговыми декларациями. Операции признаются сомнительными, если не соответствуют деятельности организации или предпринимателя.
Что делать, если Сбербанк заблокировал счет
В соответствии со ст. 4 115-ФЗ, кредитные организации не информируют клиентов о мероприятиях, проводимых в отношении их расчетных счетов. Предприниматель или компания информируются только после применения банком конкретных мер. Такими мерами признаются:
После принятия конкретной меры банк информирует клиента об этом в обязательном порядке. В случае получения сообщения от банка клиенту необходимо предоставить документы, указывающие на обоснованность и законность операций, которые банк посчитал за сомнительные. При этом кредитная организация обязана указать клиенту на то, какие именно документы, каким способом и в какой срок должны быть предоставлены. Стандартного перечня не существует.
Как избежать блокировки счета в Сбербанке
Банк России разработал методические рекомендации, в которых указываются признаки сомнительных или не имеющих экономического смысла операций. При вынесении решения по операции банкам рекомендуется сверять данные с перечнем признаков, указанных ЦБ РФ. Организациям и предпринимателям крайне важно ознакомиться с данными методическими рекомендациями.
Если в процессе деятельности не допускаются нарушения из перечня, то с большей долей вероятности клиент не столкнется с блокировкой счета. На практике, счета блокируются по иным основаниям, которых нет ни в федеральном законе, ни в рекомендациях контролирующих органов. Помимо изучения этой информации, в целях подстраховки от блокировки счета необходимо следовать следующим советам:
Если компания или предприниматель следуют указанным рекомендациям, и работают «чисто», то вероятность блокировки счета будет минимальной. В некоторых случаях причиной наложения ограничений становится человеческий фактор, но подобные вопросы решаются, как правило оперативно. Главное, чтобы клиент не игнорировал сообщения из банка, и вовремя предоставлял запршиваемую кредитной организацией документацию.
Заблуждения в части блокировки счетов Сбербанком
ПОД/ФТ — сложный правовой механизм, правил которого в состоянии придерживаться далеко не все организации и предприниматели. В малом бизнесе часто используется схема, согласно которой обязанности менеджера, бухгалтера и директора исполняет одно лицо. В таком случае выполнять все требования федерального закона практически невозможно. Отсюда и возникают проблемы с блокировками счетов.
При этом противоречивые данные и ложная информация на этот счет часто вводят предпринимателей в заблуждение. Со своей стороны, Сбербанк указывает на следующие моменты:
Согласно ст. 15 115-ФЗ, заинтересованное лицо, несогласное с решением уполномоченного органа, имеет право на обжалование его решений и действий в судебном порядке. Санкции, применяемые в рамках ПОД/ФТ, не являются безапелляционными, поэтому предпринимателей и организаций остается вариант их оспаривания в суде.
Источники информации:
Комментарии: 7
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
Добрый день! Сбербанк поставил расчетный счет нашей строительной компании в некий черный список по 115-ФЗ. Поступающие денежные средства не блокирует, однако разрешает переводить на наш расчетный счет в другом банке путем предоставления платежного поручения только на бумажном носителе. Запросов на предоставление документов не присылают. Иные наши платежи не исполняют. По воле договорных обязательств мы вынуждены работать через расчетный счет в Сбербанке. Кому и что написать чтобы Сбербанк прекратил вставлять палки в колеса и дал нормально вести бизнес?
Уважаемый Михаил, чем Сбербанк объясняет свои действия?
Аналогичная ситуация, торгуем на маркетплейсах, все документы предоставлены. Но даже проверив их, счёт заблокировали других операций не было. Как разблокировать?
Уважаемая Елена, чем банк мотивирует отказ в блокировке? Уточните, какие дополнительные основания легальности поступления средств необходимы.
Я переводил денежные средства к машенику при это мне звонили с 900 а потом заблокировали все щета сберегательные можно ли востановить
Уважаемы Иван, обратитесь в службу поддержки банка. уточните причину блокировки и варианты снятия ограничений — сделать это можно по короткому номеру 900 с мобильного МТС, Билайн, Мегафон, Tele2, Yota, Мотив или по телефону +7 495 500-55-50.
Отказ в проведении операций: что должны знать клиенты российских банков
Главная » Новости и статьи » Отказ в проведении операций: что должны знать клиенты российских банков
Открытие и использование расчетного счета юридического лица связаны, помимо прочего, с соблюдением норм Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – «Закон 115-ФЗ»).
Закон 115-ФЗ предусматривает возможность приостановления банками операций клиентов или отказа в их проведении, а в некоторых случаях и блокирования (замораживания) их банковских счетов. Кроме того, клиенты часто сталкиваются с такими мерами, как ограничение использования системы «банк-клиент», а иногда и с отказом в обслуживании (в заключении договора банковского счета).
Указанные ситуации, если они не находят своевременного разрешения (урегулирования), парализуют нормальный коммерческий оборот, препятствуя надлежащему исполнению условий сделок и формируют для организаций и предпринимателей, столкнувшихся с такими мерами, неблагоприятную историю на будущее. В ряде случаев такие меры приводят даже к закрытию бизнеса. Тем не менее, для снижения напряженности в отношениях банков и клиентов по поводу непроведения платежей и блокировки счетов могут быть даны некоторые рекомендации.
В настоящей статье мы рассмотрим только те случаи отказа в операциях, которые осуществляет сам банк в рамках действующего банковского и противолегализационного регулирования. Мы не рассматриваем здесь такие случаи, как приостановление операций по счетам налоговыми органами, наложение ареста на денежные средства в порядке обеспечительных мер или в рамках исполнительного производства и т.п.
Ограничения, о которых пойдет речь, могут быть применены банком в случае выявления «сомнительных операций» (их критерии устанавливаются Центральным банком РФ и Росфинмониторингом) либо «операций, подлежащих обязательному контролю» (их перечень установлен Законом № 115-ФЗ).
Какие операции подлежат обязательному контролю?
Это операции на сумму, равную или превышающую 600000 руб. либо эквивалент в иностранной валюте, и относящиеся к одному из следующих видов операций (ниже приводим наиболее актуальные для юридических лиц):
Полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, приводится в части 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ.
Операции, подлежащие обязательному контролю, не запрещены. Однако они являются предметом контроля со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) на основании предоставляемой банком информации. Банк обязан документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения об операциях клиента, подлежащих обязательному контролю (перечень таких сведений — подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ).
Какие операции считаются «сомнительными»?
Сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей (см. Приложение к письму Банка России от 04.09.2013 № 172-Т).
Сомнительные операции» — чрезвычайно широкое понятие. Главным (обобщающим) признаком сомнительных операций является «необычный» характер сделки. В банковской практике существует около двухсот признаков необычных сделок.
Признаки, указывающие на необычный характер сделки, можно найти в приложении к Положению о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утверждено Банком России 02.03.2012 № 375-П), а также в Приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.
К общим признакам необычного характера сделки, в частности, относятся:
Для отдельных типов операций (например, операций в наличной форме, операций по кредитам/займам, при международных расчетах, расчетах по банковским картам) существует ряд специальных признаков, свидетельствующих о возможной легализации преступных доходов.
Следует учитывать, что при характеристике клиента, а также при описании признаков, указывающих на необычный характер сделки, такие оценочные категории, как «систематичность», «значительность», «излишняя озабоченность клиента», «необоснованная поспешность», «неоправданные задержки», «небольшой период» и тому подобные, определяются кредитной организацией в каждой конкретной ситуации самостоятельно исходя из масштаба и основных направлений ее деятельности, характера, масштаба и основных направлений деятельности ее клиентов, уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.
Таким образом, в рамках существующего регулирования банки имеют весьма широкое поле для собственного усмотрения в оценке «сомнительности» или «подозрительности» операций, поручаемых клиентом, а равно при решении вопроса о принятии потенциального клиента на обслуживание.
«Отказ» или «блокирование»?
Данные термины часто путают, когда говорят о том, что «банк заблокировал счет».
Если клиент не может совершить платеж в интернет-банке или статус операции отмечен как «приостановлена», речи о «блокировании» счета в значении, предусмотренном статьей 3 Закона № 115-ФЗ, скорее всего не идет. Вероятнее всего, что клиент столкнулся с отказом в проведении конкретной операции либо ему было ограничено дистанционное банковское обслуживание (ДБО). Это неприятная, но все же «рабочая» ситуация, которая еще может быть разрешена при условии своевременного сотрудничества с банком со стороны клиента.
В данном случае банк принимает решение о проведении конкретной операции, по которой у него возникли вопросы, исходя из имеющейся информации, или рассматривает запрошенные у вас документы, необходимые ему для снятия опасений о возможной сомнительности ваших операций.
Запрошенные банком документы важно предоставить в срок, установленный банком. Если по каким-либо причинам клиент этого не сделает либо не уведомит банк о том, как скоро он сможет это сделать (если клиенту требуется больший срок, чем определил банк), банк может отказать в проведении операции и направить сообщение об этом в Росфинмониторинг.
Замораживание (блокирование) средств – это уже экстраординарная ситуация, связанная с применением ключевых положений Закона № 115-ФЗ. Оно заключается в запрете осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими клиенту, включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.
Банк обязан применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в указанные перечни.
Чем руководствуются банки?
Банк не имеет целью доказать факт отмывания денежных средств своими клиентами. Однако банки связаны большим количеством требований закона и банковского регулятора. В частности, на банки возложена функция по осуществлению контроля на основе оценки уровня риска клиентов, в том числе по выявлению операций, в отношении которых возникают подозрения, что их целью является отмывание денег или финансирование терроризма, информированию Росфинмониторинга об этих операциях, применению мер по их пресечению.
В идеале, банк должен быть заинтересован в том, чтобы снять такие подозрения еще на своем уровне. Поэтому в отношении подозрительных операций банк формирует запрос клиенту, рассчитывая\ на то, что по результатам анализа представленных клиентом обосновывающих документов и более детального изучения «портрета клиента» подозрения будут сняты. Это связано еще и с тем, что банк заинтересован в том, чтобы самому не быть вовлеченным в осуществление сомнительных операций, что может грозить последствиями уже для самого банка со стороны регулятора.
В реальности же нередки случаи, когда банки своими собственными действиями (без решения суда и вне рамок деятельности правоохранительных или налоговых органов) могут легко парализовать бизнес (особенно малый), который, в отсутствие возможности расчетов с контрагентами, часто вообще прекращает свое существование. Именно к таким последствиям подчас приводит существующее регулирование в сфере банковской деятельности и ПОД/ФТ и формальный подход к его исполнению.
В этой связи очевидна необходимость внесения изменений в соответствующие законы и акты ЦБ РФ, которые обеспечили бы баланс между соблюдением интересов клиентов и требований противолегализационного законодательства, ограничивали бы дискрецию банков при решении вопроса об отказе в проведении операций либо об отказе в обслуживании, ускоряли бы процедуру обжалования таких решений и т.п. Несмотря на имеющиеся поручения Правительству РФ подготовить поправки в законодательство, призванные исключить необоснованные отказы в операциях и блокировки счетов, данный вопрос по-прежнему не решен.
Что может сделать банк при выявлении признаков сомнительных операций?
Градация ограничительных мер, которые может применить банк, руководствуясь Законом № 115-ФЗ и внутренними правилами банка, выглядит следующим образом:
Прежде всего, банк может запросить у клиента документы и информацию (например, о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, реальности ведения бизнеса и т.д.), использовать иные источники информации. Если ранее предоставленная информация оказалась недостаточной, банк вправе запрашивать дополнительную информацию.
Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов). Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу. Кроме того, банк может пригласить клиента на рабочую встречу для получения устных объяснений.
По результатам анализа полученной информации банк может:
Если банк присвоил конкретному клиенту повышенный уровень риска, банк вправе:
Что касается ограничения использования ДБО, оно может быть не связано с решением банка по основаниям, предусмотренным Законом № 115-ФЗ (признание операций клиентов подозрительными/сомнительными). Формально отключение ДБО не является отказом от проведения операций, а представляет собой лишь ограничение способа совершения операций, что конечно не умаляет его негативного эффекта.
При этом, банки часто применяют ограничения использования ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и/или сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений, в частности, отличий таких ограничений от отказа в совершении операции. К сожалению, такие меры воздействия на сегодняшний день носят системный характер, что признает и сам ЦБ РФ (см. Методические рекомендации ЦБ РФ от 22.02.2019 № 5-МР).
Если клиент не представил запрошенные банком документы в установленный им срок либо представил не все документы, банк вправе отказать в проведении операции и обязан направить сведения об этом в Росфинмониторинг. В этом случае рекомендуется в возможно короткие сроки представить в банк ранее запрошенные или недостающие документы/информацию. Только тогда банк будет вправе принять решение об устранении оснований для отказа в проведении операции и проинформировать об этом Росфинмониторинг, который направит соответствующую информацию в ЦБ РФ, а ЦБ РФ, в свою очередь, доведет полученную информацию до сведения всех кредитных организаций.
Если в отношении непроведенной операции клиент представил все запрошенные банком документы (либо банк не запрашивал документы), но операция так и не была проведена, рекомендуется как можно скорее выяснить причины отказа, а именно – направить в банк заявление на представление информации о причинах, послуживших основанием для отказа в проведении операции. Данное право клиента следует из пункта 13.4 статьи 7 Закона № 115-ФЗ. Следует иметь в виду, что банк не обязан направлять клиенту информацию об отказе в проведении операции по собственной инициативе, если от клиента не был получен соответствующий запрос.
Получив информацию о причинах отказа, клиент вправе представить в банк документы и (или) сведения об отсутствии оснований для отказа в проведении операции. Банк, рассмотрев такие документы/сведения не позднее 10 рабочих дней, обязан сообщить клиенту либо об устранении оснований для отказа либо о невозможности их устранения.
Согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ от 22.02.2019 № 5-МР банк должен предоставлять клиенту информацию в объеме, достаточном для того, чтобы клиент мог реализовать свое право на реабилитацию. Важно, чтобы ответ банка о «невозможности устранения оснований» для отказа в проведении операции был направлен клиенту в письменной форме (в том числе через ДБО).
Как осуществляется реабилитация клиента?
Если клиент в ответ на свое заявление получил от банка официальный ответ о «невозможности устранения оснований» для отказа в проведении операции, он праве обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России (далее – МВК). Она состоит из представителей ЦБ РФ и Росфинмониторинга и создана в целях оценки обоснованности решений финансовых организаций об отказе в проведении операций (либо отказе в заключении договора банковского счета).
Порядок и сроки рассмотрения МВК заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядок принятия ею решений и сообщения о принятом решении заявителю и банку, установлены Указанием Банка России от 30.03.2018 N 4760-У.
К заявлению в МВК следует приложить:
МВК рассматривает обращение 20 рабочих дней со дня поступления документов в Банк России (абзац 2 пункта 13.5 статьи 7 Закона № 115-ФЗ). Однако даже при положительном решении МВК прохождение реабилитирующей клиента информации «по всей цепочке» ведомств может занять еще некоторый срок.
После получения банком решения МВК об отсутствии оснований для отказа в проведении операции банк, в случае обращения заявителя, не вправе отказать заявителю в проведении операции. В то же время, решение МВК по одному случаю отказа в проведении операции не будет распространяться на другие случаи, возникшие у того же клиента, по каждому из которых потребуется отдельное разбирательство.
Общие рекомендации
Чтобы минимизировать риск отказа в проведении операции или блокировки счета рекомендуется: