издержки обращения какой счет
Учёт издержек обращения и их роль в бухгалтерии
Деятельность любого предприятия сопровождается издержками. Возникают они как из-за естественных причин, так и вследствие нарушений дисциплины труда. Издержки подразделяются на несколько категорий. Классификация имеет значение при внесении изменений в бухгалтерскую документацию. Издержки обращения – одна из форм подобных затрат.
Вопрос: Как отражаются в учете торговой организации расходы на доставку товара от поставщика до склада организации, если стоимость доставки, согласно договору поставки, оплачивается поставщику сверх цены товара? В соответствии с учетной политикой организации расходы на доставку приобретенного товара включаются в издержки обращения в бухгалтерском и налоговом учете.
Организация приобрела товары на сумму 180 000 руб., в том числе НДС 30 000 руб. Стоимость доставки составила 6 000 руб., в том числе НДС 1 000 руб. На конец месяца товары не проданы.
Посмотреть ответ
Что собой представляют издержки обращения?
Продукция не сразу попадает на прилавки магазинов. До этого она проходит длительный путь, включающий следующие этапы:
Данная цепочка зависит от деятельности предприятия. Издержки обращения (ИО) – это те траты, которые возникают при прохождении товара через рассматриваемую цепочку, при его доведении до потребителя. ИО выражаются через денежные средства. Включаются в состав текущих затрат компании. То есть, издержки обращения вызываются различными производственными факторами.
ПРИМЕР 1. Деятельность торговой фирмы включает в себя обслуживание обращения товаров. Поэтому издержки компании также относятся к расходам обращения.
Затраты – это широкое понятие, а издержки – узкое. Затраты могут включать в себя оплату комплектующих, покупку оборудования.
Как ведется управленческий учет издержек обращения на предприятиях оптовой торговли?
Издержки обращения представляют собой только те расходы, которые связаны с рыночным оборотом продукции.
Состав издержек обращения
Издержки обращения могут включать в себя следующие показатели:
В состав издержек входят только те расходы, которые прямо или косвенно связаны с обращением. Если проценты возникли по задолженности, взятой на иные нужды, они не могут быть отнесены к ИО.
Разновидности
Издержки обращения подразделяются на два вида:
Также можно выделить следующие категории ИО:
Существует еще множество классификаций по различным признакам.
От чего зависит уровень издержек обращения?
Уменьшение или увеличение издержек обращения может определяться следующими факторами:
Изменение всех перечисленных факторов приводит к изменению размера издержек. Всесторонняя оптимизация процессов производства обеспечивает сокращение расходов предприятия, увеличивает выручку от производства и реализации.
Для чего требуется определять показатели ИО?
У предприятия есть определенный торговый план. Менеджер должен знать объем расходов, которые требуются для реализации этого плана. Издержки обращения помогают определить, сколько затрат потребуется для нормальных показателей прибыли.
ВАЖНО! Учет издержек позволяет подсчитать чистую прибыль, спланировать деятельность предприятия. Это знание о приблизительных расходах при реализации продукта.
Издержки обращения в бухгалтерском учете
ИО фиксируются на дебете счета 44 «Расходы на продажи». Бухгалтер должен также создать субсчет «Издержки обращения». Данный субсчет может находиться в корреспонденции с другими счетами. Точное отображение проводки будет зависеть от проведенной торговой операции. Субсчет счета 44 может быть поставлен в одну колонку со следующими счетами:
Проводки по кредиту обозначают производственные расходы. К примеру, в кредите 10 обозначается расход средств по оплате материалов. Перечень расходов является весьма значительным, и все они указываются в бухгалтерской отчетности под определенными номерами.
Что делать с полученными значениями?
Цель менеджера – не полное сокращение издержек, а их оптимизация. Сокращение расходов даже на 10% может быть нецелесообразным, так как данная операция сопровождается большими затратами. Не всякое снижение трат можно считать рациональным. Сокращение показателей может привести к снижению качества обращения.
ПРИМЕР 2. Менеджер решил снизить издержки обращения. Для этого он сокращает расходы на упаковку и рекламу продукции. В результате уровень спроса на товар снижается. Продукт, из-за отсутствия упаковки, становится менее привлекательным для клиентов, портится. В итоге вся экономия оборачивается для предприятия еще большими затратами.
ПРИМЕР 3. Менеджер сокращает издержки обращения в компании, занимающейся предоставлением юридических услуг. В частности, сотрудники больше не смогут проходить профессиональное обучение. В итоге их квалификация снижается, а потому услуги фирмы становятся все менее популярными.
Издержки обращения входят в основные расходы предприятия. Они связаны с производством, транспортировкой и реализацией продукта. В состав ИО входит оплата транспортировочных услуг, затраты на аренду торговых помещений, складов. Они должны быть отражены в бухгалтерском учете. Фиксируются при помощи специальных проводок. Полученные значения по издержкам обращения позволяют оптимизировать расходы.
Счет 44 бухгалтерского учета «Расходы на продажу»: важные нюансы
Учет расходов на продажу ведется на отдельном счете. О том, как отражаются издержки реализации, расскажем далее.
Что учитывается на счете 44 в бухгалтерском учете
Согласно Приказу Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, установившему план счетов бухучета, для обобщения сведений об издержках на реализацию услуг и товаров применяется счет 44 «Расходы на продажу». Документ также содержит рекомендации относительно того, какие затраты могут отражаться на этом счете.
В торговых предприятиях на нем могут учитываться, например, следующие затраты:
Промышленные организации и другие производители вправе использовать счет для учета издержек:
Сельхозорганизации, занимающиеся заготовкой и переработкой сырья и продуктов, учитывают на счете 44, например, такие затраты:
Суммы затрат, связанных с реализацией, отражаются по дебету счета 44. Затем обобщенная сумма списывается в дебет счета 90 «Продажи».
Центр обучения «Клерка» приглашает на бесплатный вебинар о том, как без проблем сдать отчетность за 9 месяцев 2021: записаться можно прямо сейчас.
Субсчета счета 44 бухгалтерского учета
В зависимости от своего профиля к счету 44 предприятия могут открывать субсчета. Торговые компании используют субсчет 44.01 «Издержки обращения». Промышленные предприятия и прочие производители работают с субсчетом 44.02 «Коммерческие расходы».
Проводки счета 44 в бухгалтерском учете
Продажные издержки могут списываться на себестоимость продаж полностью в учтенной за отчетный период сумме на счете 44 или частичным списанием сумм в том отчетном периоде, в котором произошла продажа продукции, с которой связано осуществление этих расходов.
Если в бухгалтерской УП предусмотрено полное списание таких расходов на себестоимость продаж, проводки будут иметь следующий вид:
Содержание операции
Первичный документ
Отражена сумма расходов на продажу за текущий месяц
акт приемки-сдачи работ (услуг),
Расходы списаны на себестоимость продаж текущего месяца
Списание материальных затрат на издержки обращения в торговой организации
Содержание операции
Первичный документ
Поступили материалы от поставщика на склад
Списаны материалы со склада на издержки обращения
Стоимость материалов списана на себестоимость продаж текущего месяца
Аналитический учет по счету 44
Аналитика по счету 44 ведется в соответствии с видами и статьями расходов на продажу. В случае если расходы списываются в периоде реализации соответствующей партии или вида товаров, то аналитически учет ведут в разрезе партий и номенклатуры. Также аналитика при необходимости может вестись по обособкам и торговым объектам.
Как закрыть счет 44
Закрывая счет 44, расходы на продажу, суммы которых на нем учтены, списываются в дебет счета 90 полностью или частично. Во втором случае издержки распределяются между реализованным товаром и остатками на конец каждого месяца.
Распределяются при этом не все расходы, а только конкретные в зависимости от вида деятельности предприятия. Если фирма является коммерсантом — на транспортировку, производителем — еще и на стоимость упаковки.
Нераспределенная сумма переходит на следующий период и списывается в периоде реализации соответствующего товара.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь
Анализ основных издержек обращения в торговле и способы их снижения
Издержки обращения — один из важнейших качественных показателей хозяйственной деятельности торговых предприятий.
Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, связанные с процессом продвижения товаров от мест производства к потребителю. К ним относятся затраты на оплату труда торговых работников, перевозку, подготовку и хранение товаров и др.
Снижение издержек обращения является существенным резервом экономии средств на предприятии и достигается за счет совершенствования организации торговли, повышения производительности труда торговых работников и расширения новых, наиболее прогрессивных форм торговли.
Для характеристики издержек обращения используют два основных показателя —абсолютный размер издержек обращения и уровень их в процентах к товарообороту. Абсолютный размер показывает всю сумму затрат, связанных с обращением товаров, а уровень издержек обращения показывает отношение всей суммы издержек к объему товарооборота.
Задачами анализа издержек обращения являются:
Анализ общего уровня издержек обращения
Анализ издержек обращения на практике обычно начинают с сопоставления фактической суммы и уровня издержек отчетного года с соответствующими показателями предыдущего года. Для анализа динамики издержек обращения используются данные бухгалтерского учета.
На сумму и уровень издержек обращения действует ряд факторов. Одни из них связаны с особенностями отдельных видов затрат, другие влияют на многие статьи издержек. К ним относятся:
На уровень издержек обращения влияет не только объем, но и структура товарооборота. Зависимость издержек обращения от структуры товарооборота обусловлена тем, что уровень издержек по отдельным товарам не одинаков. Следовательно, изменение структуры товарооборота вызывает изменение как абсолютной суммы, так и среднего уровня издержек обращения.
На величину издержек обращения влияет ускорение товарооборота. Ускорение товарооборота наряду с высвобождением оборотных средств обеспечивает доведение товаров до потребителя с наименьшими затратами. Чем быстрее оборачиваются товары, тем меньше сумма издержек обращения и ниже уровень торговых расходов.
Анализ основных статей издержек обращения
Издержки обращения предприятий оптовой и розничной торговли складываются из следующих основных видов затрат:
Расходы на заработную плату анализируют с подразделением ее по группам работников. На предприятиях розничной торговли следует выделять заработную плату продавцов, фасовщиков, кассиров, контролеров, бракеров и административно-хозяйственного персонала. На предприятиях оптовой торговли выделяется заработная плата упаковщиков, сортировщиков, маркировщиков и других работников.
При анализе затрат на заработную плату сравнивают отчетные данные с плановыми показателями и данными за предыдущий период и выявляют отклонения. Если допущено превышение расходов на оплату труда, то выявляют причины этого, устанавливают возможности снижения расходов на заработную плату в дальнейшем.
Таким образом, сумма заработной платы зависит от размера товарооборота, численности и состава работников, производительности труда и ставок оплаты труда. Расчет влияния этих факторов производится по формуле.
где ФОТ — фонд оплаты труда продавцов; СЗ — средняя заработная плата продавца; W — средней оборот на одного продавца.
При изучении влияния на фонд заработной платы объема товарооборота и производительности труда следует иметь в виду, что здесь скрыто действует и смещение структуры товарооборота. Расходы по заработной плате при реализации товаров разного ассортимента значительно колеблются в силу их неодинаковой трудоемкости.
2. Анализ транспортных расходов. Транспортные расходы в общей сумме издержек обращения достигают 20%. К ним относятся расходы на железнодорожные, водные и автомобильные перевозки. Размер транспортных расходов во многом зависит от поставщиков, но особенно от самих торговых предприятий. Сокращение транспортных расходов можно обеспечить за счет полной загрузки машин, сокращения пробега порожняком, уплотнения машино-дня, увеличения использования прицепов и тягачей, расширения практики централизованной и кольцевой доставки товаров в торговую сеть, продажи товаров по образцам.
На уровень транспортных расходов оказывают влияние ряд факторов, влияние которых можно измерить способом цепных подстановок или абсолютных разниц. К таким факторам относятся:
Взаимосвязь транспортных расходов и указанных выше факторов можно представить в виде следующей формулы:
где ТР — транспортные расходы; Т — количество грузов; П — средний пробег транспорта; ТС — тарифная ставка.
3. Анализ расходов на содержание основных фондов. К этой группе издержек обращения относятся расходы по аренде и содержанию основных средств, а также затраты на их текущий ремонт.
В расходах рассматриваемой группы наибольший удельный вес занимают затраты по аренде и содержанию помещений. При анализе этих расходов на основе договоров проверяется правильность установленных арендных ставок, начисления сумм амортизации в соответствии с утвержденными нормами и точность распределения расходов по отдельным отчетным периодам.
Арендная плата зависит от двух величин: арендных ставок и размера площади. Влияние этих факторов на сумму арендной платы можно установить способом цепных подстановок.
Сумма амортизации основных фондов складывается из ежемесячных отчислений, производимых по установленным нормам. Размер норм амортизации зависит от вида и характера основных средств. Сумма амортизационных отчислений, включаемых в издержки обращения, зависит, таким образом, от двух величин: нормы амортизации и стоимости основных средств, влияние которых можно установить способом цепных подстановок.
4. Расходы, связанные с товарными запасами. В эту группу расходов входят издержки по хранению товаров, их подработке и упаковке, товарные потери, расходы и потери по таре, затраты по кредиту.
Расходы по хранению товаров, их подработке и упаковке выражают собой затраты труда, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения.
Издержки по хранению товаров, их подработке и упаковке достигают значительных размеров. Их уровень и удельный вес постоянно растет. Однако при правильной организации хранения, подсортировки и расфасовки некоторое увеличение затрат на эти цели должно в определенной степени компенсироваться сокращением расходов по другим статьям. Так, например, предварительная расфасовка товаров приводит к росту производительности труда и, следовательно, к экономии фонда заработной платы продавцов. Затраты по холодильным установкам сокращают потери товаров при хранении.
При анализе расходов по подработке, подсортировке, упаковке и хранению товаров исследуется влияние на эту группу расходов объема и структуры товарооборота, цен на упаковочные материалы, проверяется соблюдение норм расходов и выявляется экономическая эффективность мероприятий по улучшению организации хранения, подсортировки и упаковки товаров.
В практике планирования и учета товарные потери подразделяются на две группы:
На размер товарных потерь оказывают влияние целый ряд факторов. Прежде всего на уровень товарных потерь благоприятное влияние оказывает укрупнение и специализация торговых предприятий. В крупных торговых предприятиях, располагающих необходимыми материальными условиями, хранение организовано не только с соблюдением общих требований, но и с учетом индивидуальных особенностей товаров.
В непосредственной зависимости находится уровень товарных потерь от размеров товарных запасов и скорости товарооборота.
Снижение товарных запасов с целью приведения их к норме, а главное, ликвидация запасов неходовых товаров сопровождается снижением и товарных потерь.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь
Издержки обращения
Учет издержек обращения
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, для учета затрат (издержек обращения) организации общественного питания предназначен счет 44 «Расходы на продажу».
В частности, на указанном счете могут быть отражены следующие расходы:
на перевозку товаров;
на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;
по хранению товаров;
другие аналогичные по назначению расходы.
По дебету счета 44 «Расходы на продажу» отражаются все производственные расходы, а по кредиту осуществляется их списание.
При этом дебетовый остаток по счету 44 показывает остаток издержек обращения на непроданные товары.
В конце отчетного периода издержки обращения, приходящиеся на проданные товары, будут списываться на счет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж».
Состав издержек обращения по статьям затрат
Для учета издержек обращения организации предусмотрены следующие статьи затрат:
транспортные расходы. По статье «Транспортные расходы» отражается оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозку товаров;
расходы на оплату труда. В статью «Расходы на оплату труда» включаются затраты на оплату труда персонала организации с учетом премий;
отчисления на социальные нужды. По статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются суммы начисленных страховых взносов и другие обязательные отчисления на социальное обеспечение во внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря. В статье «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря» учитываются:
плата за аренду помещений, оборудования и инвентаря, перечисляемая арендодателю;
расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги;
расходы на содержание и ремонт сигнализации;
плата сторонним организациям за охрану;
другие аналогичные расходы.
амортизация основных средств. По статье «Амортизация основных средств» отражаются суммы амортизационных отчислений;
расходы на ремонт основных средств. В статью «Расходы на ремонт основных средств» включаются расходы на проведение всех видов ремонтов (текущих, капитальных) объектов основных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств;
износ специальной одежды и других предметов труда. По статье «Износ специальной одежды и других предметов труда» отражаются:
стоимость специальной одежды;
расходы на ремонт инструментов и хозяйственного инвентаря;
расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд. В статье «Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд» учитывается фактическая себестоимость топлива;
расходы на хранение, упаковку товаров;
расходы на рекламу. По статье «Расходы на рекламу», в частности, отражаются расходы:
на оформление витрин;
на изготовление рекламных изданий;
на проведение рекламных компаний через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио, телевидению);
на световую и иную наружную рекламу;
на проведение других рекламных мероприятий.
При этом все рекламные расходы необходимо разделить на два вида:
ненормируемые расходы на рекламу, учитываемые при налогообложении в полном объеме;
нормируемые расходы на рекламу, учитываемые при налогообложении в пределах 1% от выручки (без НДС);
затраты по оплате процентов за пользование кредитами и займами;
В статью «Прочие расходы» включаются, в частности, следующие расходы:
суммы налогов и сборов, уплачиваемые в бюджет в соответствии с законодательством и учитываемые в составе издержек производства и обращения;
суммы амортизации по нематериальным активам;
расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
расходы на инкассацию денежной выручки, плату сторонним организациям за выполнение работ по обслуживанию контрольно-кассовой техникой;
оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;
оплата услуг связи;
расходы на приобретение канцелярских принадлежностей;
другие расходы, связанные с деятельностью организации.
При этом расходы, включаемые в издержки обращения предприятия, отражаются на соответствующих статьях в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от срока их возникновения.
Классификация по статьям издержек обращения дает возможность определить их структуру и выявить самые значительные статьи расходов.
Задачи анализа издержек обращения:
проверка исполнения плана (выполнения сметы) по издержкам обращения и определение отклонений от сметы (плана);
проверка обоснованности сметы издержек обращения;
выявление резервов снижения издержек обращения и разработка мероприятий по использованию этих резервов;
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Формирование затрат организации торговли
Любая коммерческая организация, в процессе своей деятельности, несет определенные расходы. Например, сюда относятся содержание помещений, коммунальные платежи, заработная плата персонала, ЕСН и так далее.
Не являются исключением и торговые организации. Расходы, производимые торговыми организациями в процессе осуществления своей деятельности дополнительно к оплате стоимости покупных товаров, формируют производственные расходы, которые в торговле называются издержками обращения.
Основными задачами учета издержек обращения организации торговли, являются обеспечение своевременного полного и достоверного отражения фактических расходов и контроль над использованием материальных и финансовых ресурсов.
До момента вступления в силу главы 25 «налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), организации определяли состав затрат, на основании знаменитого Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года №552 и разработанных на его основе отраслевых методических рекомендаций. Существовали такие отраслевые рекомендации по учету затрат и для торговых организаций:- Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом и Минфином Российской Федерации от 20 апреля 1995 года №1-550/32-2.
С 1 января 2002 года Положение о составе затрат утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года №552 утратило силу и, соответственно, перестали действовать все отраслевые рекомендации, принятые на его основе. В настоящее время в бухгалтерском учете все организации определяют свои затраты в соответствии с бухгалтерским стандартом ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″ (далее ПБУ 10/99). Однако, данный документ (как впрочем, и остальные бухгалтерские стандарты) содержит общие для всех хозяйствующих субъектов требования в отношении расходов, осуществленных организацией. Состав же затрат, осуществляемых любой организацией, зависит не от содержания тех или иных нормативных документов, а от специфики ее деятельности, особенностей технологических процессов, структуры хозяйствующего субъекта, его местонахождения и прочих факторов, влияющих на размер и перечень расходов.
Так как на сегодняшний день в бухгалтерском учете пока не существует отраслевых рекомендаций, позволяющих учесть те или иные особенности, вытекающие из отраслевой принадлежности хозяйствующего субъекта, многие организации естественно не уделяют должного внимания вопросам исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), которая является основой прогнозирования и управления любым производством.
В создавшейся ситуации, Минфин Российской Федерации своим Письмом от 29 апреля 2002 года №16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)», фактически разрешил организациям использовать «старые» отраслевые рекомендации с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми нормативными документами по бухгалтерскому учету. То есть, иначе говоря, в целях бухгалтерского учета, торговые организации могут воспользоваться Методическими рекомендациями по учету издержек обращения. Обратите внимание!
Это разрешение касается именно бухгалтерского учета, в целях налогового учета торговые организации обязаны руководствоваться только положениями налогового законодательства.
В учете издержки обращения собираются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с различными счетами в зависимости от источника расходов и затрат:
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | |
44 | 02 | Начисление амортизации по объектам основных средств |
44 | 05 | Начисление амортизации по нематериальным активам |
44 | 10 | Списание материалов, использованных для производственной деятельности, например, при хранении товаров на складах |
44 | 60, 76 | При получении счетов за услуги производственного характера (охрана объектов, аренда, коммунальные платежи, информационные услуги и тому подобное) |
44 | 70 | Начисление заработной платы сотрудникам торговой организации |
44 | 69 | Начисление ЕСН и взносов по обязательному пенсионному страхованию |
44 | 71 | Списание командировочных, представительских расходов и других производственных расходов торговой организации по авансовым отчетам сотрудников |
44 | 97 | Отнесение затрат, которые были учтены в составе расходов будущих периодов в состав затрат отчетного периода |
Расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам или отправке тарособирающим организациям и тароремонтным предприятиям учитываются по статье «Расходы на тару».
К статье «Расходы на оплату труда» относятся:
затраты на оплату труда основного торгово-производственного персонала организации торговли с учетом премий за производственные показатели, стимулирующие и компенсирующие выплаты (включая компенсацию по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах предусмотренных законодательством норм), затраты на оплату труда работников несписочного состава, занятых в основной деятельности.
Сюда же относится и оплата труда управленцев (руководителей организации торговли, работников бухгалтерской службы и так далее.) По статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются суммы начисленного единого социального налога и другие обязательные отчисления в соответствии с законодательством РФ, например, начисленные суммы страховых взносов от несчастных случаев на производстве.
К статье «Расходы на ремонт основных средств» относятся:
расходы на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных производственных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств (включая помещения), если это предусмотрено договором аренды, относятся на издержки обращения и производства по статье «Расходы на ремонт основных средств».
В случае неравномерного осуществления ремонта основных средств (включая арендованные объекты) в течение года организация торговли может образовывать резерв расходов на ремонт основных средств за счет ежемесячных отчислений, отражаемых также по данной статье. Соответственно, фактически понесенные затраты на ремонт основных средств будут списываться уже за счет созданного резерва.
Однако требования другого бухгалтерского стандарта в части расходов по оплате процентов, несколько иные. Речь идет о ПБУ 10/99. Согласно пункту 11, которого расходы, связанные с оплатой процентов по заемным средствам, организация должна учитывать в составе операционных расходов.
Как видим, в отношении одного и того же вида расходов бухгалтерское законодательство предусматривает два разных варианта учета. Как быть? А ведь есть еще и налоговый учет, в котором проценты по заемным средствам учитываются в составе внереализационных расходов. Естественно, что любой бухгалтер старается сблизить бухгалтерский и налоговый учет, чтобы уменьшить себе трудоемкость работы. Исходя из этого, в бухгалтерском учете наиболее целесообразно такие виды расходов учитывать в составе операционных расходов. Однако, даже если закрепить в учетной политике положение о том, что подобные расходы организация торговли в целях бухгалтерского учета учитывает в составе операционных расходов, претензии со стороны налоговых органов избежать не удастся, ведь формально организация нарушила требования ПБУ 15/01. Однако выйти из такой ситуации все же можно. Для этого следует закрепить в учетной политике положение, что проценты по заемным средствам, направленным на предоплату товаров, включаются в их стоимость только в том случае, если сумма таких процентов составляет существенную долю от стоимости купленных товаров и соответственно установить критерий существенности.
Минфин России в Приказе от 22 июля 2003 года №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» рекомендует использовать в качестве такого критерия 5 процентов от того или иного показателя:
«Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов».
В документах, представляемых для оформления списания недостач и порчи ценностей сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, или заключение о факте порчи ценностей, полученное от соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и других.).
Статья «Расходы на тару» предусматривает отражение стоимости тары (кроме возвратной), расходы на ремонт тары, расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары, осуществляемую сторонними организациями при возврате ее поставщикам или сдаче тарособирающим организациям, расходы на очистку и обработку и тому подобное.
Хотя, в принципе, бухгалтерское законодательство допускает возможность списания транспортных расходов в полном объеме. Такая возможность предоставляется пунктом 228 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», в котором указывается, что специальный расчет транспортных расходов необходимо составлять в том случае, если величина транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением и доставкой товаров, составляет более 10% общего объема выручки от продажи, а также при их неравномерном уровне в течение года. Списание производится на основе специального расчета, позволяющего определить разграничение транспортных расходов на реализованные товары и товарные запасы.
Таким образом, под издержками обращения, приходящимися на остаток товаров в организациях торговли, следует понимать отнесение части транспортных расходов, связанных с доставкой товаров, на стоимость этих товаров. Фактически это означает, что организация торговли использует одну из форм капитализации расходов, то есть внесение их в актив, и как следствие их трактовка не как понесенных, а фактически будущих расходов.
Напомним, что бухгалтерское законодательство предоставляет торговым организациям два возможных варианта учета транспортных расходов на доставку приобретенных товаров: либо в составе покупной стоимости товаров, либо в составе издержек обращения.
Нужно отметить, что вариант, когда транспортные расходы учитываются в составе покупной цены, используется очень редко. Судите сами, ведь эта ситуация возможна только в том случае, если организация приобрела товары одного наименования и уплатила за них определенную сумму транспортных расходов. Тогда организация может с точностью определить покупную стоимость данных товаров. Однако на практике, такие случаи редки. Как правило, торговые организации получают товары по договорам поставки, предусматривающие несколько наименований товаров, а сумма транспортных расходов, уплаченных за их доставку, одна. Поэтому бухгалтер обязан распределить транспортные расходы на каждый вид приобретенных товаров. А каким образом их распределять: пропорционально количеству, стоимости или по какому-то иному критерию? Ведь от этого показателя зависит результат распределения, то есть, в зависимости от применяемого критерия, мы будем иметь различную покупную стоимость товаров.
Поэтому, как правило, торговые организации используют второй метод: включение транспортных расходов в издержки обращения, которые затем распределяются на реализованные товары и товарные запасы.
До момента вступления в силу главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ порядок определения величины транспортных расходов был установлен в пункте 2.18 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Роскомторгом 20 апреля 1995 года №1-550/32-2. Однако в настоящее время указанный документ утратил силу, и теперь все организации обязаны при исчислении налога на прибыль руководствоваться положениями главы 25 НК РФ.
В налоговом учете суммы транспортных расходов по доставке товаров до склада покупателя (при условии, что они не включены в цену приобретаемого товара) являются прямыми расходами. Прямые расходы (в отличие от косвенных расходов) списываются на расходы в особом порядке, установленном статьей 320 НК РФ.
Сумма прямых расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
Пример. ООО «Сатурн» учитывает транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в составе расходов на продажу.
По состоянию на 01 июля в бухгалтерском учете организации были отражены следующие данные:
Определяется средний процент транспортных расходов:
(15 000 рублей + 22 000 рублей)/(1 200 000 рублей + 420 000 рублей) х 100% =2,284 %
Исходя из этого сумма:
— транспортных расходов, приходящаяся на реализованные товары, составит:
1 200 000 рублей х 2,28% = 27 408 рублей;
— транспортных расходов, приходящаяся на нереализованные товары, составит:
420 000 рублей х 2,28 % =9 592 рубля;
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь