изабелловый цвет это какой цвет фото
Короткие истории
Грязное белье королев и информационная война. Тайна изабеллового цвета
Неприятный желтовато-серый оттенок белого справедливо ассоциируется с грязным бельем. Однако этот цвет имеет романтическое название — изабелловый. Им он обязан запачканной репутацией двух испанских правительниц.
«Изабелловый» (isabelline) для обозначения блеклой желтизны — довольно популярное слово во многих языках. Любят его и британцы, причем давно.
«А цвет он имел изабелловый, чье название напоминает о причудливом обете Изабеллы Клары Евгении, правительницы Нидерландов, во время достопамятной осады Остенде», — рассказывал в заметках 1780 года о путешествии по Испании офицер Джон Талбот Диллон.
В такой версии легенда о происхождении названия этого цвета приобрела популярность в англоязычном мире, войдя в учебники и энциклопедии.
Что же это за обещание? Здесь придется покопаться в грязном белье нескольких королев.
Испанский король Филипп II Габсбург, который правил во второй половине 16 века, очень любил свою дочь Изабеллу — она помогала отцу с государственными делами и ухаживала за больным монархом последние годы его жизни. Отец мечтал обеспечить своей принцессе корону, хотя унаследовать трон Изабелла не могла — король уже имел сына. Тогда он устроил ее брак с кузеном — сыном императора Священной Римской империи Максимилиана II Альбрехтом VII, которого Филипп II за несколько лет до того назначил правителем Испанских Нидерландов. Пара получила эти земли в качестве приданого и могла передать их детям. Но за мятежное владения надо было повоевать.
Фландрия, Артуа, Геннегау, Брабант, Камбре, Лимбург и Люксембург
Осаду непокорного города Остенде эрцгерцог Альбрехт начал в июне 1601 года. Популярная в Британии легенда утверждает, что преданная жена пообещала не менять нательной сорочки, пока муж не победит. Зря.
БОЛЕЕ ПРАВДИВАЯ ЛЕГЕНДА
Пристальное внимание англичан к грязному белью инфанты Изабеллы понятно — именно она могла бы стать еще одной ненавистной католичкой на английском троне. Однако разгром англичанами Непобедимой Армады в 1588 год не дал Филиппу II реализовать претензии дочери на трон Англии. Но всерьез связывать не очень приятный желтоватый оттенок с ее именем не получится — на самом деле об изабелловом цвете в Европе знали гораздо раньше.
Сохранилось описание гардероба английской королевы Елизаветы, сделанное в 1600 году — за год до начала осады Остенде. Кроме всего прочего оно содержало упоминания о двух платья «цвета изабелла».
Разгадка странствий грязного белья во времени очень проста — англичане в пылу антикатолической информационной войны испортили репутацию не той Изабелле. В странах Южной Европы желтовато-белый цвет звали «изабелловым» уже около 100 лет. Героиней оригинальной легенды о неснимаемой рубашке была известная испанская королева Изабелла Кастильская. Она пообещала не менять белья, пока ее муж Фердинанд Арагонский не завоюет Гранаду.
Среди предков Изабеллы были Ланкастеры — боковая ветвь английского королевского рода Плантагенетов
Инфант, инфанта — титул законных королевских детей в монархиях Пиренейского полуострова
Суммарные потери обеих сторон — до 200 тысяч человек
Осада этого последнего оплота мавров в Европе началась в апреле 1491-го. Гранада капитулировала 2 января 1492 года. Реконкиста завершилась, а королева Изабелла смогла поменять белье. В конце концов, восемь с половиной месяцев — это не полные три года.
НАУЧНЫЙ ПОДХОД
Изначальная легенда о желтоватом изабелловом цвете не имела такого уж скандального флера, какой приобрела с годами и изменением гигиенических стандартов. Давала Изабелла такой обет или нет — уже не так важно. Эта история играла на пользу репутации королевы — демонстрировала скромность и смирение правительницы, ее веру в военную победу мужа, готовность страдать во имя порабощенной маврами страны. Кроме того тогдашние испанцы очень подозрительно относились к бытовым привычкам своих противников-мусульман, в частности — к их склонности к ежедневному омовению.
Впрочем, исследователи предполагают, что изабелловый изначально вообще не имел отношения к какой-либо Изабелле. Существует несколько версий происхождения названия цвета: от одного из вариантов обозначения льва на арабском — izah или от итальянского zibellino — « соболь ». Но репутацию двух Изабелл научные теории не спасают. Грязное белье нескольковековой выдержки так просто не отстираешь.
Авторка: Ксения Сокульская
ЧИТАЙТЕ ДАЛЬШЕ О НИЖНЕМ БЕЛЬЕ СУЛТАНОВ И ИХ ЖЕНЩИН.
Так называли меховые аксессуары, часто светлых красок
Шерсть льва имеет похожий оттенок
Война христиан за освобождение Пиренейского полуострова от мусульманского господства, началась 711 года
Названия цветов и оттенков (продолжаю самообразовываться).
Здравствуйте, уважаемые мастера!
Снова нашла в своём компьютере давно сохранённую информацию из интернета о названиях цветов и оттенков (теперь не таблицы, а словесное описание). И снова решила поделиться со всеми: удивляться одной-разве это интересно?
Яхонтовый, электрик, маренго. Что это. Очень нужные знания!
А вот «последний вздох жако» или «сюрприз дофина». Что же это за цвета такие?
Если кому-нибудь это интересно-присоединяйтесь. Давайте расширять свой кругозор.
P.S.-источник информации уже давно стёрся из памяти.
——————————————————————————————————————————-
Аделаида — красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева («цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида») и Достоевского («Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. А аграфенина цвета нет?»).
Адрианопольский — ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
Адского пламени, адского огня — лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
Алебастровый — бледно-желтый с матовым оттенком.
Ализариновый — цвет красных ализариновых чернил.
Акажу — цвет «красного дерева», от франц. аcajou.
Амарантовый — цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения «амарант» — красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец — красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. аще всего — о цвете неба.
Бакановый (баканный) — от «бакан» — багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
Багор — густо-красный с синеватым оттенком.
Бедра испуганной нимфы — оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет «бедра нимфы». Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский — «ляжкой испуганной Машки».
Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
Бисквитный — нежный серовато-зеленый.
Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Бисмарк-фуриозо — коричневый с красный отливом.
Бисной — седой, серебристый.
Бистровый — цвет бистра, густой коричневый, бурый.
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc — белый), — кремовый оттенок белого. У Даля — тельный, телесный цвет.
Блокитный — сине-голубой. По-украински «блакитный» — именно голубой.
Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).
Бордоского вина — красно-фиолетовый.
«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» — материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
Бристольский голубой — ярко-голубой.
Брусничный — когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
Брусьяный, брусвяный — красный, багряный, цвета брусники.
Бурнастый — то же, что бурый.
Бусый — темный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый — синий. Вайда использовалась вместо индиго.
Веселая вдова — оттенок розового.
Вердепешевый — желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Вердигри — зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
Вермильон — ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.
Влюбленной жабы — зеленовато-серый.
Вороний глаз — черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
Вощаный — цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
Гавана — серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гаити — или розовый, или ярко-синий.
Гелиотроповый — цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
Гиацинтовый — цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубиной шейки — оттенок серого.
Гороховый — серый или грязно-желтый.
Гридеперливый — жемчужный оттенок серого.
Гуляфный — красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как «розового».
Гусиного помета (мердуа) — желто-зеленый с коричневым отливом.
Двуличневый — с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
Дети Эдуарда — оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
Джало санто — желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий, дикенький — светло-серый.
Драконьей зелени — очень темный зелёный.
Дроковый — желтый, цвет краски из цветка дрока.
Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый»
Жандарм — оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый.
Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной».
Жженого кофе — сложный оттенок коричневого.
Жженого хлеба — сложный оттенок коричневого.
старое название благородного опала.
Жонкилевый — цвет нарцисса.
Зекрый — темный, светло-синий, сизый.
Инкарнатный — цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
Испуганной мыши — нежно-серый цвет.
Иудина дерева — ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
Какао-шуа — цвет горячего шоколада.
Кардинал на соломе — сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об «ожерелье королевы»).
Кармазинный, кармезинный — насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
Карминный, карминовый — оттенок ярко-красного.
Кармелитовый, капуциновый — чистый оттенок коричневого.
Касторовый — темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды.
КашУ — рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
Колумбиновый — сизый, от франц. colombin, «голубь».
Коричный — то же, что коричневый.
Королевский голубой — калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
Кошенилевый — ярко-красный, слегка малиновый.
Краплачный, краповый — ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый — синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же — индиго).
Куропаткины глаза — светло-красный.
Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
Лавальер — желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лани (от названия животного) — желтовато-коричневый.
Лесных каштанов — темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лилейный — нежно-белый, цвет белой лилии.
Лондонского дыма — тёмно-серый.
Лорд Байрон — темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лосинный — грязно-белый, цвета лосин.
Лягушки в обмороке — светлый серо-зеленый.
Маджента — ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
Майский жук — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Маренго — серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим — ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
Марин, марина — цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
Маркизы Помпадур — оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь — Rose Pompadour.
Массака — темно-красный с синим отливом. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье».
Медвежий (он же медвежьего ушка) — темно-каштановый оттенок коричневого.
Милори — темно-голубой, синий.
Мордоре, мардоре — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.
Московского пожара — похож на цвет давленой брусники.
Мурамный, муаровый — травянисто-зеленый.
Накаратовый, накаратный — оттенок красного, «жаркий», алый. От франц. naca-rat.
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, ичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому — он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» — коричневый. вет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
Нефритовый — насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
Облакотный — цвета облака.
Орлецовый — красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
Опаловый — молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Орельдурсовый — темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Осиновый — зеленый с сероватым оттенком.
Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора.
Палевый — розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille — «солома». Согласно Далю, палевый — соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Парижская синь — ярко-синий.
Парижский голубой — cветло-голубой.
Парижской грязи — грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа».
Парнасской розы — оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление — темный оттенок серого. По другим источникам — черный с краснотой.
Пелесый — темный, бурый.
Перванш — бледно-голубой с сиреневым оттенком.
Перловый — жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.
Померанцевый — апельсиновый с розовым.
Порфирный, порфировый — пурпурный.
Последний вздох жако — желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Плавый — светло-желтый. У Даля — изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
Праземный — цвета празема, светло-зеленого кварца.
Прюнелевый — оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
Пукетовый — (от испорченного «букет»), расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский».
Пунцовый — ярко, густо или темно-алый (червчатый).
Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи — от французского puce — «блоха». Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки «блоха в обмороке», «блошиное брюшко» и — врут, наверное, — цвет «блохи в родильной горячке»).
Ранжевый — то же, что оранжевый.
Резвая пастушка — оттенок розового.
Рвота императрицы — оттенок коричневого.
Редрый — бурый, рыжий, красноватый.
Розовый пепел — нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Савоярский — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Семги — оттенок розового.
Сизый — цвет голубя, после просто синий.
Силковый — голубой, васильковый.
Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий».
Синявый — с синим отливом.
Скарлатный — ярко-красный, от англ. scarlet.
Смурый — коричневый оттенок серого, грязно-серый.
Соловый — серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино — ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.
Сомо — розовато-желтый. Встречается в «Войне и мире».
Старой розы — грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
Сюрприз дофина. Он же — цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними «оскандалился».
Танго — оранжевый с коричневым оттенком.
Таусинный — синий, от слова «павлин». Синевато-лиловый. Согласно Далю — темносиний, согласно Новому словарю русского языка — темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.
Терракотовый — коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
Турмалиновый — темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
Фрез, фрезовый — цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка — розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.
Фуксии — насыщенный розовый.
Цинковый — цвета цинка, синевато-белый.
Червчатый — смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
Шампань — прозрачно-желтый, цвета шампанского.
Шамуб — светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.
Шанжан — цвет с переливающимися оттенками
Шарлах — ярко-красный, от названия краски.
Шмальтовый — голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Экрю — цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
Электрик — цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
Электрон — ярко-голубой с прозеленью.
Юбагрый (убагрый) — багровый, светло-багряный; светло-синий.
Юфтевый — желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
Яхонтовый — красный, фиолетовый или темно-голубой
«Каждый охотник желает знать где сидит фазан». Эту фразу обычно выучивают в школе, чтобы запомнить порядок цветов в солнечном спектре. По первым буквам каждого слова запоминаем: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Кто еще не знал, теперь уже не забудет «основных» цветов.
Основных? Но почему эти цвета считаются основными? Ведь ни один из участков непрерывного спектра никак не выделен. К тому же, восприятие цвета очень субъективно. Например, известно, что женщины видят больше цветовых оттенков, чем мужчины.
Так, может быть, все мы — заложники ошибки первооткрывателя? Кстати, кто у нас первооткрыватель? Исаак Ньютон. Он был первым ученым, который разложил луч солнечного света на радужные составляющие. Что же заставило его выделить в качестве основных именно 7 цветов?
Не следует забывать о том, что великий физик был глубоко верующим человеком. В исследуемой природе он искал совершенства, которое подтверждало бы мудрость Создателя. Число же 7 со многих точек зрения совершенное. Поэтому И. Ньютон увидел в спектре семь равноотстоящих друг от друга цветов, своеобразную оптическую аналогию музыкальной гаммы, которая тоже на семи звуках базируется.
А можно ли выделить в спектре несколько цветов, не сводимых к другим?
Колористы, которые используют цвета профессионально, отвечают на этот вопрос положительно. Но — говорят они — есть два набора основных цветов.
Следует различать цвета, получаемые в результате излучения, и цвета, получаемые в результате отражения.
Цветная картинка на экране дисплея видна благодаря излучению, а цветную картинку в книге мы видим потому, что ее краски отражают те или иные составляющие белого цвета, падающего на поверхность листа. Поэтому обычную книгу без света не прочтешь, а вот экран дисплея или телевизора лучше смотрится в темноте.
На экране каждая точка-пиксель состоит из трех точек: красной, зеленой и синей. Смешивая эти цвета в определенной пропорции, можно получить пиксель любого цвета. Например, если все точки, составляющие пиксель, зажечь на полную мощность, пиксель будет белым. Если же ни одна из точек не зажжена, цвет пикселя будет черным.
С другой стороны, чистый лист бумаги изначально белый. Закрашивая его красками основных цветов и смешивая эти краски в определенной пропорции, тоже можно получить любые цвета, включая черный цвет, не отражающий ничего. При печати цвет каждой точки изображения получается как результат сложения четырех основных цветов: мадженты, желтого, цианового и черного.
Желтый и черный — цвета понятные, маджента — это пурпурный цвет, который иногда называют фуксией. А циановый цвет — это светло-голубой.
Поскольку все перечисленные цвета — светлые, смешение их тоже будет давать светлые цвета. Например, циан + желтый = салатный. Чтобы сделать светлые цвета более насыщенными, в них добавляют некоторое количество черного цвета: салатный + немного черного = зеленый. Черный цвет печатники обычно называют ключевым (Key). Две системы основных цветов: для печати и для проекции
Фото: Источник
Вот теперь колористика приобретает объективность и становится наукой, а не вкусовщиной: вижу — не вижу, нравится — не нравится. Цвет каждой точки на экране описывается тремя значениями интенсивности красного, зеленого и синего цвета, или трех цветовых каналов.
Совокупность цветовых каналов обозначают RGB (Red, Green, Blue). Интенсивность каждого цвета описывается числом, имеющим значение от 0 до 255. Каждой точке при этом будет соответствовать тройка чисел от 0 до 255. Например, черная точка будет кодироваться как (0, 0, 0), а белая — (255. 255. 255).
Часто интенсивность каналов записывают не десятичными, а шестнадцатеричными цифрами без каких-либо разделителей, зато со значком # впереди. В этом случае белому пикселю будет соответствовать шестнадцатеричное число #FFFFFF (все цветовые каналы имеют максимальное значение). Красному пикселю будет соответствовать число #FF0000, а зеленому — число #00FF00.
Такая система кодировки цвета позволяет отобразить для каждого пикселя 256×256×256 = 16,7 миллионов цветов! Для любого цветового оттенка отыщется свое числовое значение.
Для колористов это значительно упрощает описание цвета. Вместо весьма приблизительного описания, «цвет ириса», можно передать заказчику числовое значение #5A4FCF, и тот, не отходя от компьютера, может увидеть этот цвет на экране. Увидеть и определить, насколько результат отличается от окраса ирисов на знаменитой картине Ван-Гога. Цвет «Ирис» и его численное значение
Фото: Марк Блау, личный архив Ван Гог, «Ирисы», 1889 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Для печатных материалов применяется система, которую называют CMYK по первым буквам основных цветов: Cyan, Magenta, Yellow, Key. Естественно, что существуют алгоритмы пересчета цветовой гаммы из системы RGB в систему CMYK. Это необходимо для того, чтобы картинку, которую художник-оформитель создал на экране, можно было напечатать без искажения цветов на бумаге. Алгоритм пересчета совсем не прост: приходится учитывать и качество красок, и качество бумаги, и даже ее влажность.
Более 16 миллионов возможных цветовых оттенков нужно не только перенумеровать, но еще как-то и назвать. И сразу же возникает вопрос: где найти для этого 16 миллионов слов?
Вопрос этот частично решается тем, что глаз наш несовершенен. Все теоретически доступные нам оттенки цветов он просто не различит. Но даже с учетом невысокой цветоразрешающей способности человеческого глаза количество доступных к использованию цветов очень велико.
Существуют специальные таблицы, включающие около 1200 цветовых оттенков, каждый из которых имеет числовое значение и название на английском языке. Если в русском языке некоторый цвет не имеет еще названия, его попросту переводят из основной таблицы на английском языке.
И здесь наступает время удивительных историй. Цвет «Изабеллин» и его числовое значение
Фото: Марк Блау, личный архив Изабеллиновая масть
Фото: Источник
Относительно недавно в русском языке появилось слово «изабеллин», которое является переводом английского «isabelline». Этим словом обозначается цвет, который раньше описывали как серо-желтый. То, что раньше в русском языке такого цвета не было, не удивительно. Изабеллин — цвет дорогих сортов шампанского, а также редкая масть еще более дорогих ахалтекинских лошадей. Ну, еще некоторые птички-невелички имеют изабеллиновый окрас перьев. В общем, благородный цвет.
Происхождение этого названия цвета тоже кажется благородным, дальше некуда. Он назван по имени испанской принцессы Изабеллы Клары Евгении (Isabel Clara Eugenia de Austria; 1566 —1633). Она была дочерью короля Испании Филиппа II, а с 1598 года стала супругой австрийского эрцгерцога Альбрехта. Отто ван Веен, «Альберт и Изабелла Клара Евгения»
Фото: ru.wikipedia.org
В наследство Изабелле Кларе Евгении достались Нидерланды. В это время шла Восьмидесятилетняя война, в ходе которой северные нидерландские провинции сражались против владычества Испании и за свое право исповедовать вместо католицизма протестантство.
В жестокой и долгой этой войне одним из главных эпизодов была осада крепости Остенде. Эта осада началась в 1601 году. Согласно легенде, Изабелла, яростная католичка, в ожидании скорой победы взяла на себя обет сродни монашескому. Она поклялась, что до взятия Остенде не станет менять свое нижнее белье.
Действительность охладила надежды Изабеллы. Крепость Остенде оказалась хорошо укрепленной, и в ней имелся большой запас продовольствия. С моря город поддерживал голландский флот. Искусные голландские моряки не позволили испанцам полностью блокировать город. Кроме того, осажденным помогал в битве английский гарнизон. Осада Остенде длилась 3 года. Если все это время Изабелла держала свое слово, то ее белье как раз приняло «изабеллиновый» цвет, то есть серо-желтый оттенок.
История забавная, не правда ли? И даже если, по словам некоторых лингвистов, она является выдумкой, то хочется надеяться, что благодаря ей читатели твердо запомнили, что есть такой цвет — «изабеллин», и даже будут знать, на что этот благородный цвет похож.
Точно так же, как они помнят цвета спектра, благодаря мнемоническому правилу:
«Каждый охотник желает знать где сидит фазан».