историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс

Как устроены маркетплейсы: тонкости работы и отличия от интернет-магазина

историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть картинку историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Картинка про историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс

Что такое маркетплейс?

Маркетплейс — это интернет-платформа, на которой продавцы и покупатели находят друг друга и взаимодействуют между собой.

У таких платформ бывает очень разная специализация — от универсальных торговых площадок с товарами на все случаи жизни до отраслевых маркетплейсов услуг. Например, финансовых, страховых или консалтинговых.

В зависимости от конкретной площадки продавцами могут выступать как компании, так и физлица. Платформы для c2c-торговли вроде «Авито» тоже относятся к маркетплейсам.

Чем маркетплейс отличается от интернет-магазина?

Между ними есть несколько основных отличий.

Интернет-магазин обычно торгует товарами одного или нескольких брендов. В маркетплейсе представлена продукция многих продавцов, часто — из множества разных категорий. В этом смысле он похож на большой онлайн-гипермаркет.

У многих интернет-магазинов есть представительство в офлайне. У маркетплейсов таких представительств обычно нет, зато есть пункты выдачи товаров.

Маркетплейсы, как правило, тратят много внимания и ресурсов на привлечение пользователей. Поэтому аудитория и трафик у них больше, чем у интернет-магазинов. Кроме того, развитая логистика позволяет маркетплейсам работать с более широкой географией.

Сколько всего товаров продается на маркетплейсах?

В России цифры скромнее. По данным Data Insight, на крупных универсальных маркетплейсах (таких как Wildberries или Ozon) в 2020 году было продано товаров на ₽721 млрд. Площадки выполнили 405 млн заказов со средним чеком ₽1780.

Такие платформы занимают чуть больше четверти в общем объеме российского онлайн-ретейла. Но они растут быстрее глобальных площадок. В 2020-м российский рынок маркетплейсов прибавил 108% в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом.

историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть картинку историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Картинка про историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс

Крупнейшие в мире маркетплейсы по доле посещения их сайта на 2020 год

Почему маркетплейсы растут так быстро?

В 2020 году основным фактором роста для всей электронной коммерции, включая маркетплейсы, стала пандемия коронавируса. Онлайн-покупки оказались самым удобным и безопасным способом приобрести нужные товары.

Но помимо коронавируса и вызванных им ограничений у рынка есть и другие драйверы. Прежде всего, цифровизация бизнеса, развитие логистики и технологий онлайн-продаж.

По мнению экспертов, быстрый рост рынка также связан с низким порогом входа на маркетплейсы для продавцов.

Андрей Тыщенко, региональный директор по России, СНГ и Восточной Европе, Dynamic Yield:

«Даже те компании, у которых до 2020 года не было своего веб-сайта, внезапно вышли в онлайн. Но у новичков e-commerce зачастую не хватает серверной инфраструктуры, чтобы справиться с ростом трафика и требованиями, которые предъявляются к участникам рынка.

С другой стороны, такие компании как Amazon и Walmart уже обладают опытом и инфраструктурой, необходимыми для удовлетворения потребностей покупателей. Как следствие — барьер для входа в глобальные маркетплейсы как никогда низок, а развиваться в «изоляции» сегодня уже абсолютно бессмысленно».

историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть картинку историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Картинка про историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс

Как покупать на маркетплейсах дешевле?

На некоторых площадках действуют правила и акции, позволяющие покупателям получать индивидуальную скидку. Например, на Ozon на страницах товаров (правда, далеко не всех) есть кнопка «Хочу скидку». С ее помощью можно запросить у продавца персональную скидку или предложить свою цену. При этом продавец вправе принять заявку или отклонить ее. Если ответа не поступило в течение 48 часов, заявка автоматически отклоняется.

На других маркетплейсах, например, в «СберМегаМаркете», проводятся акции вроде «Гарантии лучших цен». Если вы нашли в интернете нужный товар дешевле, чем предложено на площадке, разницу обещают вернуть бонусными рублями. Похожие опции есть и в интернет-магазинах, таких как «М.Видео».

Чем крупные маркетплейсы отличаются друг от друга?

Об этом РБК Тренды напрямую спросили представителей нескольких площадок. Они упомянули целый ряд отличий.

«Яндекс.Маркет»:

историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть картинку историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Картинка про историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс

СберМегаМаркет:

историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть картинку историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Картинка про историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс

Wildberries:

Похожие преимущества можно выделить и у площадки Lamoda.

«AliExpress Россия»:

Кому стоит размещаться на маркетплейсах?

Как правило, маркетплейсы наиболее эффективны для небольших компаний и предпринимателей, которые не готовы заниматься продвижением своих товаров, логистикой и хранением. Крупные площадки с постоянным трафиком помогают им найти своего потребителя.

На «Неделе ретейла 2020» эксперты также отмечали, что на маркетплейсах хорошо себя чувствуют компании, копирующие популярные бренды.

Какие товары лучше продавать на маркетплейсах?

Главное — выбрать товар со стабильным и высоким спросом. Механизм продаж на маркетплейсе опирается в основном на поисковый алгоритм. А пользователь обычно приходит на площадку уже с желанием приобрести тот или иной продукт.

Также важно, чтобы ваш товар не проигрывал конкурентам по цене или качеству. Даже если площадка практикует правило «один товар — один поставщик», у потребителей всегда есть возможность сравнить условия с другими магазинами и маркетплейсами.

Среди самых подходящих для маркетплейсов позиций эксперты называют автотовары, игрушки, телефоны и планшеты, продукты питания и изделия hand-made.

Какие модели сотрудничества есть для продавцов?

Разные площадки берут на себя различный объем задач. Но чаще всего предлагаемые модели укладываются в три схемы работы:

При такой модели маркетплейс не занимается доставкой и клиентским сервисом. После оформления покупки за все отвечает продавец.

Продавец привозит товары на склад маркетплейса, а до покупателя их доставляет сама площадка.

Продавцу достаточно доставить товар на склад маркетплейса. Остальные заботы, включая упаковку, площадка возьмет на себя. Такая схема эффективнее всего при большом потоке заказов.

Чаще всего площадки предлагают продавцам несколько моделей работы на выбор. Многие платформы постоянно расширяют список доступных опций, поэтому условия лучше уточнять непосредственно на маркетплейсе.

Что нужно, чтобы начать продавать на маркетплейсе?

Формально требования довольно простые: необходимо заполнить заявку или анкету и пройти процедуру регистрации. Но в Сети встречаются жалобы на то, что пройти процедуру регистрации удается не всем. Иногда ответ на заявки продавцов задерживается или вообще не приходит.

Большинство площадок работает как с юридическими лицами, так и с ИП. Некоторые (например, Wildberries и «AliExpress Россия») также сотрудничают с самозанятыми.

У части маркетплейсов есть особые требования к продавцам или отдельным товарам:

Какие комиссии берут маркетплейсы с продавцов?

Чаще всего размер комиссий варьируется в зависимости от категорий. Например:

При этом у многих площадок есть дополнительные сборы за расчетно-кассовое обслуживание и доставку.

Какие есть риски при работе с маркетплейсами?

За рубежом самый громкий скандал был связан с копированием товаров крупными площадками. В частности, Amazon обвиняли в том, что он создает бренды-клоны популярных продуктов. Но в России эксперты и сами продавцы чаще всего обращают внимание на другие проблемы.

Александр Борисов, председатель Совета ТПП по развитию потребительского рынка, президент Московской международной бизнес-ассоциации:

«В целом взаимоотношения между владельцами маркетплейсов и поставщиками складываются по-рабочему. Однако болезни роста сказываются и здесь. Наиболее болезненными для продавцов являются:

Политика крупных маркетплейсов, привлекающих клиентов низкой ценой на все, приводит порой к снижению качества и однообразию ассортимента. При этом негативная реакция покупателей переходит не на маркетплейс, а на продавца товара и представленный им бренд».

На сложности, с которыми сталкиваются продавцы, уже обратили внимание в Минпромторге России. По данным СМИ, ведомство направило письмо более чем десяти площадкам с указанием на проблемные вопросы. Среди них — принудительные скидки и снижение цен, сложности с доставкой, расчетом комиссий и регистрацией, слишком строгие упаковочные стандарты и неаккуратное хранение.

Что говорят продавцы о сотрудничестве с маркетплейсами

Александр Блохин, CEO компании «Кофтеныши» (в ноябре 2020 года Wildberries заблокировал компанию из-за отказа предоставить скидки):

«Мы начинали продажи со своего интернет-магазина, но понимали, что на маркетплейсах есть наши покупатели. Для увеличения объема продаж мы туда и вышли.

Такие площадки показывают свою экономику — там нет больших прямых затрат на привлечение трафика, зато намного больше расходы на «обслуживание продаж» — комиссии маркетплейса, логистика, возвраты, хранение.

То, что нас заблокировали, вскрывает одну большую проблему — отсутствие регуляции на рынке.

При текущем положении дел многие бизнесы могут в один клик модератора потерять поток выручки и разориться. Для того же Wildberries это будет просто потеря одного из десятка тысяч поставщиков, а для экономики — банкротство компании, рост числа безработных, задержки по выплатам поставщикам. В итоге все небольшие компании подобные риски заложат в стоимость, что отразится на ценах для конечного потребителя».

Денис Демидов (продает автоэлектронику):

«У каждого маркетплейса свои проблемы, но есть и общая беда — длительная заморозка средств, что серьезно роняет оборачиваемость по сравнению со своим сайтом.

Главный вывод — не класть все яйца в одну корзину.

Второй вывод — минимум эмоций, максимум прагматизма, просто закладывать конкретные «закидоны» конкретного маркетплейса в цену товара и работать со всеми, где есть хоть какие-то продажи».

Как будет развиваться рынок маркетплейсов?

В ближайшие несколько лет аналитики из Data Insight ожидают роста интернет-торговли более чем на 25% в год. Вместе с e-commerce будут набирать обороты и маркетплейсы.

В 2023 году минимум половина онлайн-продавцов будут присутствовать на таких платформах, отмечают в Gartner. Здесь прогнозируют и бурное развитие корпоративных маркетплейсов, которые начнут продавать чужие товары.

Источник

Маркетплейсы в России: сколько зарабатывают и как развиваются Wildberries, Ozon и AliExpress

В 2020 году маркетплейсы стали самым быстрорастущим онлайн-каналом продаж. С ними увеличили доход 89 % предпринимателей, наиболее универсальными названы Ozon, Wildberries и AliExpress. Сколько денег зарабатывают компании, как развиваются и какие преимущества предоставляют пользователям? Нужна ли такому бизнесу уникальная стратегия развития? Попробуем разобраться.

В «AliExpress Россия» впервые с момента основания раскрыли годовой оборот компании. Цифра получилась внушительная – 229,3 млрд руб., по этому показателю компания занимает второе место на рынке среди маркетплейсов. На первом – Wildberries с оборотом 437,2 млдр руб., а на третьем – Ozon, оборот которого составляет 195 млдр руб.

Как повлиял 2020 год на развитие площадок и куда они вкладывают деньги?

AliExpress

Компания упрочивает позицию на российском рынке. Подразделение «AliExpress Россия», принадлежащее Alibaba Group, Mail.ru Group, «Мегафону» и Российскому фонду прямых инвестиций, теперь, помимо глобальной торговли, позиционирует себя локальным маркетплейсом, ориентированным на продажи товаров внутри страны. Число российских продавцов в 2020 году выросло до 45 тысяч, на 350 % по сравнению с предыдущим годом. Конечно, до лидера Wildberries, у которого 162 тысячи локальных продавцов, пока далеко, но темпы роста значительные.

Российское подразделение онлайн-ритейлера формирует штат IT-специалистов (более 300 человек), чтобы адаптировать UX/UI площадки под русскоязычного пользователя, упростить процесс заказа и возврата, ускорить доставку. В частности, уже русифицирована служба техподдержки, около 80 % запросов в чатах обрабатывают сотрудники из России.

Логистикой «AliExpress Россия» занимается плотно: в 2020 году компания снизила стоимость отправлений по России за счет изменения схемы доставки и аренды нескольких самолетов, открыла новые постаматы, в том числе в сети X5 Retail Group. В 2021–2025 годах в партнерстве с «Почтой России» в стране будет развиваться сеть логистических центров, где почта будет силами своих сотрудников комплектовать заказы. Товары российских продавцов также будут храниться на почтовых складах. Ход выглядит вполне логичным, ведь 80 % посылок с AliExpress доставляет «Почта России».

В результате партнерства с Mail.Ru Group с 2020 года товары маркетплейса можно купить и оплатить в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».

С апреля 2021 года запущена официальная платформа AE Platform от AliExpress Russia для формирования партнерских ссылок. За переходы по ссылкам блогер, разместивший их, может получить до 90 % комиссии. Повышенная комиссия действует на товары из России.

2021 год уже показывает продолжение роста продаж у маркетплейсов в России. По подсчетам партнерской сети Admitad, россияне в I квартале при сравнении год к году уже увеличили число онлайн-заказов с маркетплейсов на 16 %, а их сумму – на 72 %. Растет и средний чек: если в I квартале 2020 года он составлял 541 рубль, то в 2021 году увеличился до 798 рублей (+47 %).

По нашим данным, львиную долю заказов для маркетплейсов приводят партнеры из числа кэшбэк-сервисов, онлайн-блогов и СМИ, браузерных расширений, специалистов по таргетированной и контекстной рекламе и блогеров.

Все указывает на то, что онлайн-продажи маркетплейсов продолжат расти и в этом году. Первый квартал уже показал позитивную динамику. Самоизоляция и связанные с пандемией меры вынудили многих россиян перенести в онлайн привычные покупки – выиграли от этого и маркетплейсы. За 2020 год аудитория привыкла к новым платформам для покупок, и в дальнейшем число их клиентов продолжит расти. Также успех маркетплейсов следует за общим трендом роста онлайн-продаж в России.

Маркетплейс последовательно развивает внутреннюю экосистему:

Одновременно компания расширяет сферу деятельности. В феврале 2021 Ozon учредил микрофинансовую организацию, а теперь планирует получить банковскую лицензию, в том числе, чтобы предоставлять кредиты продавцам.

В марте в Санкт-Петербурге была открыта IT-лаборатория, где трудятся специалисты-разработчики. Сейчас их около 60 человек, но компания планирует расширить штат до 200–300 сотрудников.

Wildberries

В отличие от Ozon и AliExpress, стратегии развития которых весьма похожи, Wildberries идет несколько иным путем.

Компания усиливает логистику: открывает новые логистические центры по России, организует доставку в пункты выдачи партнеров и через «Почту России».

Попытка расширить штат «айтишников» не увенчалась успехом, в сети появились сообщения о массовых увольнениях специалистов по инициативе компании. Ситуация с кадрами не мешает маркетплейсу «заходить» на заграничные рынки – 12 апреля компания официально заявила, что открывает торговлю в США. Оформить заказ заграничные покупатели смогут на отдельном сайте или в приложении

С сентября 2020 года продавцы маркетплейса могут передавать малогабаритные товары непосредственно в пункты выдачи, что позволяет снизить затраты на доставку. При этом хранение на складах становится платным.

В некоторых моментах Wildberries идет по классической схеме развития. Так, в феврале 2021 года крупнейший интернет-ритейлер приобрел небольшой банк «Стандарт-кредит», чтобы усиливать программы лояльности и привлекать новых партнеров.

На выходе получается следующее. Три маркетплейса, схожие по структуре и визуалу, применяют близкие по сути стратегии развития. И, кажется, в сфере онлайн-торговли по-другому нельзя, да и нет необходимости придумывать уникальные «фишки», главное – создать максимально удобную для пользователя среду, в которой просто найти товар, оформить и оплатить заказ, а в случае чего – вернуть купленное.

«Если вы посмотрите на различные компании, работающие в сфере электронной коммерции по всему миру, то увидите, что все они делают примерно одно и то же. Amazon начинала с розничной торговли, и мы тоже, другие начинали с маркетплейсов. Но в конечном счете всё сводится к необходимости развивать логистику, инфраструктуру и IT-сервисы», комментирует генеральный директор Ozon Александр Шульгин в интервью Financial Times.

Что касается развития онлайн-торговли в целом, факторы, возникшие в результате пандемии (переход на «удаленку», появление более 10 млн новых онлайн-покупателей, которые продолжат делать покупки в сети), не способствовали, но ускорили темпы ее развития. По результатам исследования Data Insight, их влияние будет сохраняться в течение нескольких последующих лет.

историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть картинку историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Картинка про историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс

Рост оборотов маркетплейсов частично связан с пандемией, но это не единственная причина.

Еще одним фактором, стимулирующим рост оборотов маркетплейсов, стала миграция небольших магазинов на эти платформы. И это вполне логично. Работа с маркетплейсами позволяет сократить расходы, связанные с техническим сопровождением, продвижением и логистикой. Там продавцы получают необходимый трафик сразу.

Получение трафика на сайт, в том числе интернет-магазинов, в последние годы усложнилось. Если мы обратимся к выдаче поисковых систем, то заметим, что основные места занимают либо крупные сайты, либо маркетплейсы. Для начинающего продавца с ограниченным бюджетом добыча трафика будет достаточно сложной, а в конкурентных нишах – почти невозможной. Этим и вызван их интерес к маркетплейсам.

Источник

Amazon vs Alibaba: битва онлайн-гигантов

Amazon и Alibaba уже многие годы соревнуются за мировую пальму первенства в электронной коммерции. После того, как весной 2019 г. Amazon признал поражение в Китае, стало ясно, что обе компании установили доминирующее присутствие своих брендов в родных странах. А это значит, что битва между ритейлерами развернется на чужих для них рынках — в особенности на европейском. Так как Новый Шелковый путь, которым Поднебесная планирует связать себя с Европой, проходит через Россию, то будущее этого противостояния в том числе касается и нашей страны.

историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть картинку историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Картинка про историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс

Из одного теста?

Несмотря на значительные национальные различия американских и китайских потребителей, определяющих особенности работы Amazon и Alibaba, обе компании обладают рядом общих «видовых признаков», о которых пойдет речь ниже.

1. Больше, чем просто ритейлеры

Amazon и Alibaba представляют собой нечто большее, чем только онлайн-магазины.

В первую очередь обе компании являются технологическими гигантами. Amazon открывает сотни центров по разработке программного обеспечения по всему миру, а научные центры и академии Alibaba Cloud не только завоевывают Китай, но также выходят за пределы страны и открываются в странах Азии и Европы. Новые технологии, разрабатываемые двумя компаниями, тестируются и реализуются в их розничных операциях, включая роботизированную сверхскорую доставку, беспилотные магазины и т. д.

Кроме того, Amazon и Alibaba – это не только торговые, но и медиа-платформы. Сайты ритейлеров являются первой точкой взаимодействия для брендов, а пользователи воспринимают их площадки как сервисы для поиска товаров, заменяющие Google и Baidu (百度; китайская поисковая система).

2. Сильная логистика

Amazon и Alibaba имеют довольно сильную логистическую инфраструктуру, что является залогом успеха любого крупного онлайн-ритейлера. Обе компании гарантируют доставку практически всех товаров в течение 1–3 часов после оформления заказа.

Участникам программы лояльности Amazon Prime гарантируется часовая доставка. А благодаря недавнему приобретению сети магазинов здорового питания Whole Foods, точки которой представлены в крупнейших городах США, Amazon налаживает систему скорой доставки продуктов питания.

Alibaba обещает доставить любые товары в течение нескольких часов на более чем 90% территории Китая, учитывая удаленные от городов сельские районы. В ближайшие годы компания обещает повысить этот показатель до 100%. В китайских мегаполисах Alibaba гарантирует часовую доставку с помощью уже испытанных наземных и летательных беспилотников.

историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть картинку историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Картинка про историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс

3. Интерес к офлайн-ритейлу

Наблюдая за возросшим в последние годы спросом на физические магазины среди американских и китайских покупателей, Amazon и Alibaba начали разрабатывать концепции объединения физического ритейла и электронной коммерции.

Так как в Китае новые технологии реализуются куда быстрее, чем на Западе, то интерес к онлайн-магазинам там затухает гораздо скорее. По этой причине о необходимости привлечь покупателей новой концепцией первым начал заботиться Alibaba. В 2016 г. Ма Юнь произнес знаменательную речь на конференции в Ханчжоу о миссии новой розничной торговли:

«В будущем нас ждет пять новых тенденций: новая розничная торговля, новое производство, новое денежное обращение, новые технологии и новые источники энергии. Эра чистой электронной коммерции прошла, в ближайшие 10–20 лет электронной торговли уже не будет, останется только новая розничная торговля, представляющая собой слияние офлайн-, онлайн-ритейла и логистики».

После речи Ма Юня, в течение последних трех лет Alibaba открыл множество собственных физических магазинов: беспилотный магазин-ресторан TaoCafe, DIY-сеть Home Times, магазин ультрасвежих продуктов Hema Fresh и др.

Заинтересован в открытии физических магазинов и Amazon, планирующий к 2021 г. открыть 3000 беспилотных магазинов. На данный момент в Нью-Йорке, Чикаго и Сиэтле у компании открыто 16 магазинов без касс и персонала Amazon Go. В отличие от китайского конкурента, Amazon более сдержан в экспериментах с физических ритейлом, и помимо беспилотников компания открыла только несколько книжных магазинов, о глобальном расширении которых речи пока что не идет.

Различия

Если углубиться в бизнес-модели и философии Amazon и Alibaba, то можно обнаружить множество кардинальных различий, формирующих взгляд двух ритейлеров на будущее электронной коммерции.

историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть картинку историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Картинка про историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс

1. Магазин против платформы

Amazon преимущественно продает товары напрямую, из-за чего правильнее его будет называть онлайн-магазином, чем торговой площадкой. Все собственные товары американской компании хранятся в разветвленной сети складов, благодаря чему Amazon легче реализовывать часовую доставку клиентам.

Alibaba же выступает исключительно посредником между покупателями и продавцами. Хотя, как и в случае с Amazon, китайский ритейлер комбинирует различные бизнес-модели, он представляет собой в большей степени онлайн-платформу, чем интернет-магазин.

Taobao (淘宝), версия AliExpress для Китая, работает как бесплатный рынок, где ни продавцы, ни покупатели не облагаются комиссией за совершение транзакций. Продавцы могут платить сервису за повышения своего рейтинга в поисковой системе сайта — таким образом у Taobao генерируется рекламный доход, составляющий основу выручки компании.

2. Определение клиента

На сайте Amazon представлено 14 принципов лидерства, которыми все сотрудники компании обязаны руководствоваться при выполнении своей работы. Первым и главным принципом является клиентоориентированность: главная задача ритейлера – удовлетворение потребностей покупателей и повышение их лояльности к компании.

Несколько иной взгляд на этот вопрос у Alibaba. Выступая еще в 2013 г. в Стэнфорде, Ма Юнь сделал довольно необычное для слушателей заявления, отказавшись от определения Alibaba как компании, ориентированной на потребителей.

По мнению основателя Alibaba, его компания в первую очередь заботится о лучших условиях для малого и среднего бизнеса, ведь продавцы лучше знают о потребностях своих покупателей, чем сама платформа. Если клиентами Amazon выступают покупатели, по для Alibaba клиент —– это продавец, присоединившийся к маркетплейсу.

3. Праздники скидок

Большая идейная пропасть между Amazon и Alibaba обнаруживается при сравнении «фестивалей скидок» двух компаний, на которые они возлагают большие надежды.

В 2015 г. Amazon создал новую традицию. Ежегодно 15–16 июля все участники программы лояльности празднуют день супер-распродажи Prime Day и получают огромные скидки не только на товары в интернет-магазине, но и в физических магазинах Whole Foods.

Хотя компания предоставляет скидки на разные товары, среди которых превалирует электроника и бытовая техника, в основном самые большие скидки действуют на СТМ Amazon — Alexa Assistant, Fire Tablet, Amazon Echo и пр.

историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть картинку историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Картинка про историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс

В Китае все обстоит совсем иначе. Alibaba, как и весь рынок китайской розничной торговли, организует фестиваль скидок в День холостяков (光棍节) — 11 ноября — один из самых успешных по продажам праздников в Поднебесной.

Свой праздник скидок Alibaba начинает с масштабного гала-концерта, транслируемого в прямом эфире. В течение дня на концерте выступают звезды китайской эстрады и представители брендов, сотрудничающих с платформой.

Выступления артистов совмещаются с показом мод крупнейших западных и китайских брендов, технические компании презентуют новые товары, а на огромном экране, висящем над сценой, высвечивается ежесекундно обновляемая статистика продаж, совершенных на Alibaba.

Но различаются два праздника скидок не столько своими масштабами и успехами, сколько подходами к покупателям.

В День холостяков все пользователи Alibaba могут участвовать в распродаже товаров. Они не обязаны получать членство для доступа к скидочным товарам, хотя у Alibaba есть своя программа лояльности, которая дает определенные привилегии ее участникам в том числе в праздник скидок.

Бренды, сотрудничающие с платформой, используют этот день как возможность для взаимодействия с потребителями и расширения своего бизнеса. Кроме живой реакции зрителей на презентуемый компаниями товар на гала-концерте, продавцы получают подробную информацию о продажах, публикуемую на сайте Alibaba в открытом доступе.

Все пользователи интернета могут узнать о наиболее продаваемых категориях и самых популярных товарах в определенных районах и городах Китая.

Обратная картина наблюдается в США, где все желающие получить скидки в Prime Day обязаны стать участниками программы лояльности Amazon. Для американского ритейлера праздник скидок — это в первую очередь коммерческое мероприятие, направленное на стимулирование продаж и получение дохода, в то время как фестиваль скидок для Alibaba — это праздник брендов, позволяющий продавцам лучше изучить своих покупателей.

историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Смотреть картинку историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Картинка про историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс. Фото историю развития какого нибудь популярного маркетплейса яндекс амазон алиэкспресс

Встреча Ма Юня и гендиректора РФПИ Кирилла Дмитриева

Борьба за рынки и место в России

Amazon и Alibaba ведут активную борьбу за рынки. В сферу интересов обоих ритейлеров в первую очередь входит Европа, где китайская компания только начинает «раскидывать сети», инвестируя большие средства в строительство Нового Шелкового пути. Amazon, добившийся значительно успеха на европейском рынке, постепенно проникает в ЮВА и Индию, которые оба ритейлера рассматривают как наиболее перспективные рынки сбыта.

Особое место в противостоянии двух компаний занимает Россия, где, исходя из общественно-политической повестки последних лет, будущее есть только у Alibaba. Доказывает это и практика: в начале лета 2019 г. Alibaba, «МегаФон», Mail.ru Group и РФПИ зарегистрировали совместное предприятие «AliExpress Россия». Доля Alibaba в капитале «AliExpress Россия» составит 55,7%, «МегаФона» — 24,3%, РФПИ — 5%, Mail.Ru — 15%.

В китайских СМИ не раз выражали удивление, почему Amazon не пытался внедриться в российский рынок. Так, на новостном сайте китайского технологического гиганта Tencent (腾讯网) были обстоятельно разобраны перспективы Alibaba в России. Хотя в издании считают, что российский рынок электронной коммерции находится в зачаточном состоянии, по оценкам экспертов, 70 % ежегодных расходов россиян на онлайн-покупки приходится на AliExpress. Только за прошлый год в России потратили 316 млрд руб. ($5 млрд) на товары c китайской платформы.

В онлайн-издании также приводят данные Института Гайдара, согласно которым за 2018 г. из 290 млн посылок, отправленных в России, 90% были доставлены из Поднебесной.

Взаимный интерес между российским бизнесом и AliExpress автор статьи подтверждает словами генерального директора Mail.ru Бориса Добродеева, владеющего соцсетью «ВКонтакте»: «Представьте, что вы объединяете Tencent и Alibaba в один рынок. Это то, что происходит в России на данный момент, такого больше нет нигде. Как Facebook и Amazon, так Tencent и Alibaba являются отдельными компаниями, мы же соединяем все это вместе».

По оценке Б. Добродеева, 97 миллионов пользователей «ВКонтакте» ежемесячно смогут совершать покупки на AliExpress, используя приложение соцсети или сайт маркетплейса.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Почитайте другие статьи об Amazon и Alibaba:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *