используя текст укажите чем определяется содержание образования какие два элемента образования
Помогите с общагой
Залог успешности человека в современном мире – получение современного образования, овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями, навыками, приёмами деятельности. Человеку сегодня необходимо учиться практически всю свою жизнь, осваивая всё новое и новое, обретая новые профессиональные качества. Для того чтобы вас взяли на престижную работу, нужно подчас иметь не одно высшее образование, а, может быть, и два-три.
Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств, знаний о природе и обществе, о человеке, освоение познавательных и практических умений, жизненных навыков, опыта взаимодействия с обществом. Люди учатся трудиться, осваивать новое.
Каким образом люди приобщаются к образованию? В первую очередь, при помощи занятий в различных образовательных учреждениях. Прежде всего, необходимо освоить общее образование, которое обязательно для всех граждан. В системе образования РФ существуют возможности для получения среднего и высшего профессионального образования, реализуются различные программы дополнительного образования для детей и взрослых. В то же время, многое достигается в жизни современного человека путём самообразования, самостоятельной работой по поиску информации, её восприятию, осмыслению, анализу.
Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества. Какой гражданин необходим стране, такие качества в нём и нужно формировать в процессе обучения и воспитания, которые в комплексе и представляют собой образование.
(По материалам энциклопедии для школьников.)
1. Приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора о необходимости образования на протяжении всей жизни человека.
2. Какие две функции образования в обществе названы в тексте? Чем, по мнению автора, определяется содержание образования?
3. Какие ступени образования в современной России названы в тексте? Укажите их и приведите по одному примеру учреждения образования каждой ступени.
4. Алла окончила институт и работает бухгалтером. Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. Объясните причину таких действий Аллы. Какой фрагмент текста может помочь Вам в объяснении?
5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
6. С чем автор текста связывает успешность человека в современном мире? Какой аргумент он приводит в подтверждение своего мнения?
Текст 2
Закон РФ «Об образовании» (извлечение)
Статья 14. Общие требования к содержанию образования
1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.
6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
Какие ориентиры ставит перед содержанием образования Закон РФ?
Ответ:
Какие задачи ставит общество перед содержанием образования?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Ответ должен содержать следующие позиции: 1) обеспечение самоопределения личности; 2) развитие общества; 3) укрепление и совершенствование правового государства. | |
Правильно указаны три позиции | |
Правильно указаны одна-две позиции | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
. |
Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, образовательных учреждений) названы в данном фрагменте?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Ответ должен содержать следующие позиции: права обучающихся на: 1) получение ими профессии и соответствующей квалификации в системе профессионального образования; 2) свободный выбор мнений и убеждений; права образовательных учреждений: 1) самостоятельно разрабатывать и реализовывать программу обучения; 2) на дополнительные образовательные услуги. | |
Правильно указаны три-четыре позиции | |
Правильно указаны две позиции | |
Указана одна позиция; ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
. |
Какие три возможных варианта получения образования перечислены
в тексте закона? Назовите их и проиллюстрируйте примерами.
Ответ:
Как вы понимаете мысль, что образование способствует совершенствованию и укреплению правового государства? В подтверждение своего ответа приведите три примера.
Используя текст укажите чем определяется содержание образования какие два элемента образования
Какую функцию образования характеризует автор текста? В чём именно, с точки зрения автора, она заключается? Какую основную цель гуманистической направленности образования называет автор?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социокультурная функция образования заключается в том, чтобы использовать преемственность исторически сложившихся культурных ценностей в процессе социализации личности, при этом человек рассматривается не только как носитель культурных ценностей, но и как творец новых.
В гуманистической направленности образования целевая установка состоит в том, чтобы не сформировать, а найти, поддержать и развить человека в человеке и заложить в нём механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, необходимые для его свободной гражданской и профессиональной ориентации и способности развернуть свой внутренний духовный потенциал. В реализации этой цели определяющую роль играют субъекты образовательного процесса, которые должны «инструментировать» его как свободно избираемую обучающимся деятельность; т. е., во-первых, создавать наилучшие условия для его целенаправленного социально значимого развития, воспитания, обогащения знаниями и опытом; во-вторых, управлять этим процессом в согласовании с его внутренними потребностями и интересами. Иными словами, образование должно способствовать тому, чтобы индивидуум смог обрести себя, выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им.
Классическая педагогика полагает, что, приобретая готовые знания и навыки, таким образом обучаемые постигают внутреннюю логичность ситуаций и будут ею руководствоваться на практике. Однако вместе с усвоением готового дифференцированного знания усваивается репродуктивный характер мышления, что недопустимо на современной стадии развития общества.
Подобная модель образования, свойственная абсолютному большинству стран мирового сообщества, во второй половине XX столетия исчерпала себя. Устранить такое положение и дать свободу мышлению может не реформирование блока общемировоззренческих дисциплин инновационными методами – это путь тупиковый, а лишь предоставление возможности личности для самообразования и образовательной самореализации посредством открытости образования на протяжении всей жизни, то есть непрерывного образования.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «образование». Автор пишет о том, что субъекты образования в современной модели должны «инструментировать» его как свободно избираемую обучающимся деятельность. Какие два проявления этого «инструментирования» описывает автор? Какую характеристику тенденции непрерывного образования даёт автор?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— Образование — это социальный институт, в рамках которого происходит целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков, ее воспитание;
— создание наилучших условий для целенаправленного социально значимого развития, воспитания, обогащения знаниями и опытом;
— управление этим процессом в согласовании с потребностями и интересами учащегося.
3. характеристика тенденции:
— предоставление возможности личности для самообразования и образовательной самореализации посредством открытости образования на протяжении всей жизни.
Может быть дана иная формулировка определения
Письменное задание по предложенному тексту
Прочтите текст и выполните задания С1-С6.
Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств, знаний о природе и обществе, о человеке, освоение познавательных и практических умений, жизненных навыков, опыта взаимодействия с обществом. Люди учатся трудиться, осваивать новое.
Каким образом люди приобщаются к образованию? В первую очередь, при помощи занятий в различных образовательных учреждениях. Прежде всего, необходимо освоить общее образование, которое обязательно для всех граждан. В системе образования РФ существуют возможности для получения среднего и высшего профессионального образования, реализуются различные программы дополнительного образования для детей и взрослых. В то же время, многое достигается в жизни современного человека путем самообразования, самостоятельной работой по поиску информации, ее восприятию, осмыслению, анализу.
Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества. Какой гражданин необходим стране, такие качества в нем и нужно формировать в процессе обучения и воспитания, которые в комплексе и представляют собой образование.
(По материалам энциклопедии для школьников.)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. С чем автор текста связывает успешность человека в современном мире? Какой аргумент он приводит в подтверждение своего мнения?
С3. Какие две функции образования в обществе названы в тексте? Чем. по мнению автора, определяется содержание образования?
С4. Какие ступени образования в современной России названы в тексте? Укажите их и приведите по одному примеру учреждения образования каждой ступени.
С5. Алла окончила институт и работает бухгалтером. Она много времени
тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых
компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве.
Объясните причину таких действий Аллы. Какой фрагмент текста может помочь вам в объяснении?
С6. Приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора о необходимости образования на протяжении всей жизни человека.
Прочтите текст и выполните задания С1—С6.
«. Религиозные верования зародились у людей еще в глубокой древности, а религиозные обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни общества. На определенном этапе развития религии появилась церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения.
Ядром религии становится вера. Первым и основным ее элементом является вера в существование Бога как Творца всего существующего. В древности считалось, что именно высшие силы отвечают за поступки людей. Однако согласно современным религиозным представлениям Бог наделил человека свободой воли и способностью самому отвечать за свои поступки.
Хотя идея существования Бога является центральной темой во всех религиях, но религиозная вера включает в себя также: нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу таких ритуальных обрядов, как крещение, молитва, пост, богослужение.
Религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества.
Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, замечательные литературные и философские произведения религиозного содержания, церковные обряды значительно обогатили человеческую культуру и стали неотъемлемой ее частью» (адаптировано по книге:
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Назовите, используя текст, основные функции церкви.
С3. Какие элементы включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и основным?
С4. Почему «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.
С5. Рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил ее роль в порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
С6. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Прочтите текст и выполните задания С1-С6.
Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.
С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.
Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела. на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой. ».
По материалам энциклопедии для школьников
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.
СЗ. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.
С4. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все,
что человек искусственно создал сам».
С5. В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух
подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом
С6. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.
Прочитайте текст и выполните задания С1—С6.
В наше время мир науки в той или иной степени соприкасается с повседневной жизнью. Едва ли не каждый человек, в большей или меньшей степени, сталкивается с наукой. В прежние времена так было только с религией, господствовавшей над всеми, и искусством, которое тоже разными путями проникало ко всем.
Более того никогда ранее наука и техника не создавали угрозы уничтожения цивилизации и самого человечества, и эта угроза заведомо влияет на психологию едва ли не каждого.
Адаптировано по Е. Фейнбергу
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что общего в развитии науки в различные исторические эпохи видит автор? Укажите две черты.
С3. Какие принципиальные отличия науки современной эпохи выделяет автор? Укажите три отличия.
С4. Автор отмечает возрастание доли населения, вовлечённого в науку. Опираясь на знания из курса, сообщения СМИ, назовите три категории работников, помимо учёных, деятельность которых в той или иной степени связана с наукой.
С5. Открытия учёных в области химии, биологии, фармацевтики помогли создать новые действенные лекарственные препараты против неизлечимых ранее болезней. Какую черту современной науки отражает этот факт? Приведите фрагмент текста, подкрепляющий ваш вывод.
С6. Автор отмечает, что в прежние времена, так же активно как сегодня наука, в жизнь человека вторгалось искусство. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Приведите два пояснения своей позиции.
Используя текст укажите чем определяется содержание образования какие два элемента образования
Какое определение образованию в современных странах приводит автор? Укажите четыре позиции, которые,по мнению автора, составляют социальную роль образования.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.
Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.
С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.
Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.
Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.