использование терминологии характерно для какого стиля
Стили речи и типы речи
Раздел ОГЭ: 8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи.
Стили речи — это её разновидности, которые используются в той или иной сфере общественной жизни: в обыденном общении, в официально-деловых отношениях, в средствах массовой информации, в сфере науки, в художественной литературе.
В зависимости от сферы употребления выделяют следующие функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.
Разговорный стиль
Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.
Основная функция разговорного стиля — функция общения, обеспечивающая повседневные, бытовые связи между людьми.
Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.
Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).
Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.
Основные функции официально-делового стиля — регламентировать отношения между обществом и государством, между государствами, между гражданами в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и правовых отношений; информативная функция.
Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики. Для официально-делового стиля характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.
Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, контракты, договоры и т. д.
Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.
Вид речи — чаще всего монолог.
Публицистический стиль
Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, политика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).
Основная функция — обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Области функционирования: средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии.
Характерные черты стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, чёткость, логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для широкой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.
Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книжной и разговорной лексики; риторические приёмы (вопросы, восклицания, обращения), эмоциональная окрашенность речи.
Жанры публицистики: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фельетон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.
Тип речи — преимущественно рассуждение.
Форма речи — письменная или подготовленная устная.
Вид речи — монолог, диалог, полилог.
Научный стиль
Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиумах; в научной литературе.
Основная функция — осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.
Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание письменной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источники, цитаты.
Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, диссертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произведение, дискуссия и т. д.
Основные подстили научного стиля
Разновидности | Собственно научный | Научно-учебный | Научно-популярный |
Цель | Выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий | Обучить, описать факты, необходимые для овладения знаниями | Дать представление о науке, заинтересовать читателя |
Адресат | Учёный, специалист в данной области науки | Учащийся, будущий специалист | Любой человек, инте ресующийся той или иной наукой |
Художественный стиль
Художественный стиль — самый богатый стиль речи, т. к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, — он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.
Главная функция — эстетическая. Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Другие функции: отражение, преображение всех сторон действительности, использование их как объекта творчества; воздействие на читателя.
Разновидности художественного стиля: стиль литературного направления, литературной школы, рода литературы (эпос, лирика, драма), индивидуальный стиль писателей, поэтов.
Характерные черты: образность, эстетичность, индивидуальность, использование стилистически окрашенной лексики, изобразительно-выразительных средств (тропов, фигур речи, звукописи, цветописи), привлечение средств других стилей, особенно разговорного.
Основные жанры (по родам литературы): эпос — роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня; лирика — стихотворение, поэма, элегия, песня, послание; драма — трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.
Таблица: Функционально-смысловые типы речи
Конспект урока «Стили речи и типы речи».
Следующая тема: «Отбор языковых средств в тексте».
Тест промежуточного контроля по дисциплине «Русский язык и культура речи» 1 вариант
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Какое из перечисленных понятий не является предметом изучения культуры речи?
1) правильность речи
2) богатство речи
3) содержательность речи
4) точность, ясность речи
5) все является
2. Какая из словоформ не является предлогом?
1) благодаря
2) в течение
3) в заключении
4) из-за
5) несмотря на
3. Какое из следующих местоимений не является отрицательным?
1) ничем
2) никто
3) ни для кого
4) некий
5) никакой
4. Глагол характеризуется следующими категориями:
1) время, спряжение, залог, вид, род, наклонение, число, переходность
2) вид, склонение, время, залог, число, переходность
3) наклонение, залог, вид, число, степень сравнения
4) неизменяемость
5) никакими из перечисленных
5. Какая из следующих характеристик не относится к простому предложению?
1) полное/неполное
2) распространенное/нераспространенное
3) бессоюзное/союзное
4) восклицательное/невосклицательное
5) осложненное/неосложненное
6. Какое из перечисленных предложений не является сложноподчиненным?
1) Когда стемнело, я зажег лампу.
2) Стало слышно, как гудит внутри здания огонь.
3) Перед нами предстал овраг, лишь когда рассеялся туман.
4) Оттого, что мы встали очень рано и потом ничего не делали, этот день казался очень длинным.
5) Нужно добывать именно хлеб, то есть нужно пахать, сеять, косить, молотить
7. Определите тип сложного предложения: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть».
1) бессоюзное
2) сложноподчиненное
3) сложносочиненное
4) с разными типами связи
8. Определите тип сложного предложения: «Пожалел волк кобылу – оставил хвост да гриву».
1) бессоюзное
2) сложноподчиненное
3) сложносочиненное
4) с разными типами связи
9. Какой из членов предложения не является второстепенным?
1) определение
2) сказуемое
3) дополнение
4) обстоятельство__Ђc__
5) все являются второстепенными
10. В предложении: «Дай мне удостовериться, по крайней мере, что тебе хорошо теперь» – словосочетание «по крайней мере» является:
1) второстепенным членом предложения
2) уточняющим членом предложения
3) пояснительным членом предложения
4) вводным словосочетанием
5) вставной конструкцией
11. Использование терминологии характерно для какого стиля?
1) научного
2) официально-делового
3) разговорного
4) публицистического
5) художественного
12. Какой из перечисленных жанров не принадлежит к официально-деловому стилю?
1) заявление
2) справка
3) приказ
4) заметка
5) должностная инструкция
13. К какому функциональному стилю относится следующий текст?
«В ответ на Ваш запрос высылаем Вам каталог подписных изданий на вторую половину 1993года».
1) художественный
2) научный
3) официально-деловой
4) публицистический
5) разговорный
14. К какому функциональному стилю относится следующий текст?
«Легко сказать: писать! На это нужен навык, нужна какая-то сноровка. Конечно, это вздор,но все-таки нужно! Вот я! Говорить я хоть до завтра, а примись писать, и бог знает чтовыходит. А ведь не дурак, кажется. Да вот и вы. Ну, как вам не писать!»
1) художественный
2) научный
3) официально-деловой
4) публицистический
5) разговорный
15. К какому функциональному стилю относится следующий текст?
«Экономические реформы 2001 года шли под флагом усиления любви государства к налого-плательщику, с одной стороны, и закручивания гаек – с другой. Что же ждет нас в году наступившем? Судя по всему, процесс будет продолжаться».
1) художественный
2) научный
3) официально-деловой
4) публицистический
5) разговорный
16. Какое из перечисленных слов является эмоционально окрашенным?
1) луна
2) стена
3) дом
4) лисонька
5) велосипед
17. Какое из перечисленных понятий не является тропом (средством словесной образности)?
1) метафора
2) олицетворение
3) сравнение
4) повтор
5) эпитет
18. В каком из следующих слов звуков больше, чем букв?
1) инструмент
2) билет
3) Мария
4) Петр
5) звук
19. В каком из следующих слов ударение падает не на последний слог?
1) каталог
2) диалог
3) нефтепровод
4) диспансер
5) принудить
20. Какое из нижеследующих словосочетаний является неправильным?
1) я скучал по Вас
2) согласно приказа
3) благодаря руководству
4) оплатить проезд
5) все правильные
21. Какое из нижеследующих слов является исключением из правила на чередующиеся гласные в корнях -раст-, -ращ-, -рос-:
1) проращенный
2) ростовщик
3) возраст
4) поросль
5) нет исключений
22. Какое из следующих слов написано ошибочно?
1) лишь
2) замуж
3) мышь
4) говоришь
5) режте
23. В каком из нижеследующих слов пишется НН?
1) ю(н/нн)ый
2) ветре(н/нн)ый
3) родстве(н/нн)ый
4) серебря(н/нн)ый
5) лебеди(н/нн)ый
24. В каких случаях после буквы ц пишется и:
1) в корнях слов
2) в окончаниях существительных и прилагательных
3) во всех перечисленных случаях
25. Как пишется слово (ис)подтишка?
1) слитно
2) раздельно
3) через дефис
26. Как пишется слово (в)открытую?
1) слитно
2) раздельно
3) через дефис
27. Какое из следующих наречий написано неправильно?
1) изредка
2) видимо-невидимо
3) по-прежнему
4) нос к носу
5) точь в точь
28. Какое значение имеет приставка в слове «преинтересный»?
1) присоединения
2) приближения
3) неполноты действия
4) высшей степени качества
5) перехода за пределы нормы
29. Какое из следующих слов написано неправильно?
1) призедент
2) привилегия
3) приоритет
4) призреть
5) примитив
30. Какое слово написано неправильно?
1) подъезд
2) обьявление
3) инъекция
4) подьячий
5) все правильно
6) все неправильно
31. Какое слово написано неправильно?
1) слагаемое
2) сложение
3) неотлагательно
4) предложение
5) все правильно
6) все неправильно
32. Какой из следующих фразеологизмов не относится к античной мифологии?
1) яблоко раздора
2) нить Ариадны
3) ахиллесова пята
4) вавилонское столпотворение
5) сизифов труд
33. Слова правда – ложь являются:
1) синонимами
2) омонимами
3) антонимами_______
4) паронимами
34. Слова лук как овощ и лук как орудие являются:
1) синонимами
2) омонимами
3) антонимами
4) многозначным словом
35. Слово кайф является:
1) диалектизмом
2) жаргонизмом
3) заимствованным словом
4) неологизмом
5) архаизмом
Стили речи
теория по русскому 🐻 стилистика
Стили речи – это система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Существуют разнообразные стили речи, отличающиеся друг от друга по цели, набору языковых средств и жанру:
Научный стиль
Научный стиль используется при передаче научной информации и применяется как в сфере науки, так и образования. За счёт использования специальной терминологии текст научного стиля доступен не всем. Внутри научного стиля выделяется научно-популярный стиль (объяснение научной информации доступным языком более широкой аудитории). К чертам научного стиля относится:
На XIV в. в Италии приходится раннее Возрождение (Треченто). Следующее после Данте поколение деятелей итальянской культуры формулирует новые ценности – идеи гуманизма. Уникальной чертой итальянского Ренессанса является выдвижение наиболее значительных писателей именно на ранней стадии, в XIV в., называемом по-итальянски Треченто. Это были Петрарка и Боккачо. (Вл. А. Луков «Зарубежная литература от истоков до наших дней»)
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль характерен для сферы документооборота, общения граждан с должностными лицами и должностных лиц между собой. К такому стилю относятся тексты законов, заявлений, распоряжений, инструкций, договоров. Чертами официально-делового стиля являются:
В ответ на ваш запрос от 20.08.2020 сообщаю, что занятия на факультете повышения квалификации начнутся 15.09.2020. Вам необходимо прибыть по месту требования не позднее 13.09.2020 для оформления документов, размещения в общежитии и получения книг в библиотеке.
Публицистический стиль
Публицистический стиль характерен для средств массовой информации, рекламной и агитационной информации. Часто содержит призыв к действию или воздержание от него. Его цель – информировать аудиторию о важных общественных делах и воздействовать на её сознание. У публицистического стиля следующие признаки:
Понятно и в общем объяснимо нередко высказываемое читательское желание счастливых финалов в произведениях. Но вот что касается прозы о войне, то я, например, каждый раз теряюсь, сталкиваясь с выражением подобных желаний. В таких случаях сам по себе возникает вопрос: что такое литература? И что такое искусство вообще? (В.В. Быков «Публицистика»)
Разговорный стиль
Разговорный стиль используется для общения в неофициальной обстановке. Целью подобного общения является установление отношений, эмоциональный обмен мыслями и информацией в беседе или письмах. Разговорному стилю присущи:
– Привет! Какой там, столько всего надо сделать перед сессией!
Художественный стиль
Художественный стиль – это стиль произведений литературы. В данном стиле важна эмоциональная насыщенность, воздействие на чувства читателя. Художественный стиль отличается следующими чертами:
Он вступил в тёмные, широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, который выходил из-под широкой щели, что находилась внизу двери. Казалось, будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)
Каждый стиль характеризуется уникальностью языковых средств, целей и жанров. Но существуют языковые средства, используемые во всех стилях. Они называются стилистически нейтральными словами.
Контрольно-оценочные средства по дисциплине «Русский язык и культура речи»
«Русский язык и культура речи»
Оценочные средства представляют собой банк тестовых заданий для проведения текущего контроля по учебной дисциплине русский язык и культура речи и ориентированы на проверку качества знаний обучающихся.
Содержание банка в полной мере отражает содержание типовой программы учебной дисциплины. В состав банка включено 25 тестовых заданий следующих типов:
задание с выбором одного ответа (закрытой и открытой формы);
В тест включены задания различных уровней трудности.
Время тестирования по одному варианту составляет 50 минут.
При оценке результатов за каждый правильный ответ ставится 1 балл,
за неправильный ответ – 0 баллов.
1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.
2. Отметьте неправильное сочетание слов.
1) принять меры 3) принять решение
2) предпринять меры 4) предпринять шаги
3. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
1) Писатель подробно описывает о жизни.
2) Эта истина очевидна для всех.
3) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?
4) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,
Россия, Италия, Франция и др.
5) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.
4. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
1) Я согласился на это скрипя сердцем.
2) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.
3) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
4) Я знаю родной город как свои пять пальцев.
5. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
1) Наконец, его давнишнее стремление стать лётчиком осуществилось.
2) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.
3) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.
4) Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.
6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
1) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы встретиться с исполнительницей главной роли.
2) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.
3) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицает, что « хочу воспеть свободу миру. ».
4) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир.
7. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:
2) крапива, кухонный
4) ходатайствовать, танцовщица
8. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
1) вступила на борьбу
2) гордиться за успехи
3) внушать страх для врага
4) убежденность в правоте
5) преклонить колени
9. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
1. Аутсайдер – спортсмен, занимающий одно из последних мест в соревнованиях.
2. Фиаско – ария в опере.
3. Генезис – обобщение, возведение частного в общее.
4. Превентивный – предупреждающий что-либо, предохранительный.
5. Аспираты – придыхательные согласные.
10. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
1. Его моцион составляли только овощи и фрукты.
2. Мы сели в подъехавший кортеж и отправились на вокзал.
3. Самые яркие произведения буржуазной художественной культуры относятся к периоду декаданса.
4. Акции нефтяных компаний высоко котируются на бирже.
5. Я не сделал задание, но у меня есть алиби.
11. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.
2. Молодежь осталась довольна концертом, они просили почаще устраивать такие встречи с артистами.
3. Он не только теряет вес, но и прежнюю мышечную силу.
4. ФРГ заключила договор о перемирии.
5. Разведчик не раз побывал в тылу у врага.
12. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.
2. Мой брат – человек очень практический, он не выбрасывает старые вещи.
3. Из-за болезни студентка не сумела явиться на экзамены.
4. Любимое всеми жителями кафе-кондитерская, к сожалению, закрыто.
5. Мы нашли свой обоюдный взаимный паритет.
13. В предложении допущена следующая ошибка:
Разве можно предавать забвению тот факт, что особенности процесса исторического развития России сформировали блестящую плияду подлинных интеллигентов.
14. В предложении допущена следующая ошибка:
Стоило Харрису приблизиться к сковородке, как он тотчас же обжигался, ронял все что держал в руках, и принимался отплясывать вокруг спиртовки что-то наподобие ритуального танца индейцев или туземцев Сандвичевых островов, дуя на пальцы и ругаясь.
15. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:
Лондон. Флагманское судно международной организации защитников окружающей среды «Гринпис» «Рейнбоу уорриор» бросило якорь в заливе Солуэй-Ферт, на берегу которого находится завод по регенерации ядерного топлива Селлафилд. Оно прибыло туда в рамках кампании за принятие срочных мер по обезвреживанию зараженного радиоактивными отходами побережья Ирландского моря, представляющими серьезную опасность для жителей южной части Шотландии.
16. Укажите, как называется троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки:
17. Укажите, какая лексика уместна во всех стилях?
18. Стабильность, общеобязательность для всех носителей языка, наличие функциональных стилей являются характерными особенностями…
3) разговорного стиля
4) профессиональной речи
5) литературного языка
19. Принятые в языковой практике образованных людей правила произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств – это…
1) разговорная речь
2) язык научного стиля
3) язык художественной литературы
4) литературная норма
20. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: прачечная, тезис, грубошёрстный?
1)праче[шн]ая, [тэ]зис, грубош[э]рстный
2)праче[ч’н]ая, [т’э]зис, грубош[о]рстный
3)праче[шн]ая, [тэ]зис, грубош[о]рстный
4)праче[ч’н]ая, [т’э]зис, грубош[о]рстный
21. В каких предложениях содержится лексическая избыточность:
1)Когда выступающий выступал, все внимательно слушали.
2)Рождество я отмечал у коллеги по работе.
3)Новая программа регулярно знакомит нас с новинками литературы.
4)Мы очень быстро произвели уборку класса.
22. Слова «понятность» и «понятливость»:
23. Как называется речь, в которой отсутствуют нелитературная лексика, слова-паразиты, жаргонизмы, просторечные слова?
24. Невербальные сигналы, свидетельствующие о готовности вашего собеседника к общению, это:
1)закрытая поза
2)открытая поза
3)суженые зрачки глаз
4)поворот тела и носка ноги в вашем направлении
5)поворот тела и носка ноги в сторону от вас
25. Диалог – это …
1)высказывание одного человека
2)беседа двух людей
3)разговор нескольких людей
КЛЮЧИ К ВАРИАНТУ №1
90-100% (22-25 правильных ответов) – «5»
66-89% (16-21 правильных ответов) – «4»
50-65% (12-15 правильных ответов) – «3»
Отметьте слово с ударением на втором слоге.
1) ЗВО-НИТ 3) КА-ТА-ЛОГ
2) КУ-ХОН-НЫЙ 4) АЛ-ФА-ВИТ
Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
1) жареный картофель 3) чёрное кофе
2) густой вуаль 4) компетентное жюри
Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
2) пара резиновых сапогов 4) отряд солдат
Отметьте неправильное сочетание слов.
1) надеть шляпу 3) одеть очки
2) надеть на палку 4) одеть ребёнка
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
1) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.
2) Море глаз устремились на знаменитого актёра.
3) Кротким характером девушка выдалась в отца.
4) В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.
5) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
1) Ваше предложение мне совсем не по душе.
2) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.
3) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.
4) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.
7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
1) Большинство летних месяцев я провёл на даче.
2) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
3) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.
4) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.
8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
1) Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц, так как уходит в отпуск.
2) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».
3) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
4) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.
9. Какое из перечисленных понятий не является предметом изучения культуры речи?
1) правильность речи
2) богатство речи
3) содержательность речи
4) точность, ясность речи
5) все является
1)демонстрация уровня своей культуры,
2)демонстрация уровня культуры общества,
3)предотвращение необязательных конфликтов и создание взаимного комфорта, состязание в знании правил вежливости,
4)демонстрация своей образованности.
11. Использование терминологии характерно для какого стиля?
1) научного
2) официально-делового
3) разговорного
4) публицистического
5) художественного
12. Какой из перечисленных жанров не принадлежит к официально-деловому стилю?
1) заявление
2) справка
3) приказ
4) заметка
5) должностная инструкция
13. К какому функциональному стилю относится следующий текст?
«В ответ на Ваш запрос высылаем Вам каталог подписных изданий на вторую половину 1993года».
1) художественный
2) научный
3) официально-деловой
4) публицистический
5) разговорны
14. К какому функциональному стилю относится следующий текст?
«Легко сказать: писать! На это нужен навык, нужна какая-то сноровка. Конечно, это вздор,но все-таки нужно! Вот я! Говорить я хоть до завтра, а примись писать, и бог знает чтовыходит. А ведь не дурак, кажется. Да вот и вы. Ну, как вам не писать!»
1) художественный
2) научный
3) официально-деловой
4) публицистический
5) разговорный
15. К какому функциональному стилю относится следующий текст?
«Экономические реформы 2001 года шли под флагом усиления любви государства к налого-плательщику, с одной стороны, и закручивания гаек – с другой. Что же ждет нас в году наступившем? Судя по всему, процесс будет продолжаться».
1) художественный
2) научный
3) официально-деловой
4) публицистический
5) разговорный
16. Какое из перечисленных слов является эмоционально окрашенным?
1) луна
2) стена
3) дом
4) лисонька
5) велосипед
17. Какое из перечисленных понятий не является тропом (средством словесной образности)?
1) метафора
2) олицетворение
3) сравнение
4) повтор
5) эпитет
18. В каком из следующих слов ударение падает не на последний слог?
1) каталог
2) диалог
3) нефтепровод
4) диспансер
5) принудить
19. Какое из нижеследующих словосочетаний является неправильным?
1) я скучал по Вас
2) согласно приказа
3) благодаря руководству
4) оплатить проезд
5) все правильные
20. Какое из следующих слов написано неправильно?
1) призедент
2) привилегия
3) приоритет
4) призреть
5) примитив
21. Какой из следующих фразеологизмов не относится к античной мифологии?
1) яблоко раздора
2) нить Ариадны
3) ахиллесова пята
4) вавилонское столпотворение
5) сизифов труд
22. Слова правда – ложь являются:
1) синонимами
2) омонимами
3) антонимами
4) паронимами
23. К какой части речи относятся следующие слова: «взлетая», «держась», «отложив»?
1) глагол
2) имя прилагательное
3) наречие
4) деепричастие
5) причастие
24. Диалог является характерной чертой какого функционального стиля?
1) научного
2) официально-делового
3) разговорного
4) публицистического
5) никакого из перечисленных
25. К какому функциональному стилю можно отнести рекламную статью?
1) научному
2) официально-деловому
3) разговорному
4) публицистическому
5) художественному