использование стереотипов какая культура

Стереотип как феномен культуры

Цель: раскрыть сущность стереотипа как феномена культуры.

Человеческое сознание наделено свойством отражать окружающую человека объективную реальность, и это отражение представляет собой субъективный образ объективного мира, т. е. определенную модель, картину мира. При объективации сознанием действительности включаются механизмы стереотипизации. Результатом отражения в сознании индивида фрагмента картины мира является стереотип, фиксированная ментальная «картинка». Таким образом, стереотип с содержательной «точки зрения — это некий устойчивый фрагмент картины мира, хранящийся в сознании.

Сам феномен «стереотип» рассматривается не только в работах лингвистов, но и социологов, этнографов, когнитологов, психологов, этнопсихолингвистов (У.Липпман, И. С. Кон, Ю.Д.Апресян, В.А.Рыжков, Ю.Е.Прохоров, В. В. Красных, В.А. Маслова).

Социальные стереотипы проявляют себя как стереотипы мышления и поведения личности. Этнокультурные стереотипы — это обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Немецкая аккуратность, русский «авось», китайские церемонии, африканский темперамент, вспыльчивость итальянцев, упрямство финнов, медлительность эстонцев, польская галантность — стереотипные представления о целом народе, которые распространяются на каждого его представителя.

В когнитивной лингвистике и этнолингвистике термин стереотип относится к содержательной стороне языка и культуры, т.е. понимается как ментальный (мыслительный) стереотип, который коррелирует с «наивной картиной мира». Такое понимание стереотипа встречается в работах Е. Бартминского и его школы; языковая картина мира и языковой стереотип соотносятся у него как часть и целое, при этом языковой стереотип понимается как суждение или несколько суждений, относящихся к определенному объекту внеязыкового мира, субъективно детерминированное представление предмета, в котором сосуществуют описательные и оценочные признаки и которое является результатом истолкования действительности в рамках социально выработанных познавательных моделей. Мы же считаем языковым стереотипом не только суждение или несколько суждений, но и любое устойчивое выражение, состоящее из нескольких слов, например, устойчивое сравнение, клише и т.д.: лицо кавказской национальности, седой как лунь, новый русский. Употребление таких стереотипов облегчают и упрощают общение, экономя силы коммуникантов.

Стереотип трактуется в современных социальных науках как «совокупность устойчивых упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределить членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям». Однако стереотип распространяется не только на группы субъектов. Он также выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению или событию. Стереотипы формируются в процессе социализации личности и складываются под влиянием социальных условий и предшествующего опыта.

Стереотипы всегда национальны, а если встречаются аналоги в других культурах, то это квазистереотипы, ибо, совпадая в целом, они различаются нюансами, деталями, имеющими принципиальное значение. Например, феномены и ситуация очереди в разных культурах различны, а следовательно, различным будет и стереотипное поведение: в России спрашивают «Кто последний?» или просто встают в очередь, в ряде европейских стран отрывают квиток в специальном аппарате и после этого следят за цифрами, загорающими над окошком, например, на почте.

Этнические культурные стереотипы невозможно рассматривать отдельно от культуры общения, так как межэтническое общение – не изолированная область социальной жизни, а механизм, обеспечивающий координацию, функционирование всех элементов человеческой культуры.

Культура межэтнического общения – это система специфических для данного этноса стереотипизированных форм, принципов, способов коммуникативной деятельности. Система этнокультурных стереотипов специально адаптирована для выполнения социально значимых функций в жизни этноса.

Этнические стереотипы в ситуациях межкультурного общения выступают «гидами» поведения. На основе сформированных представлений мы заранее прогнозируем поведение представителей другого этноса, и сами того не желая, устанавливаем дистанцию в процессе межкультурного общения.

Восприятие другого этноса – это непосредственная реакция на контакт с иноэтнической средой. Обычно восприятие идет через призму своего этнического «Я», то есть определенного традиционного стереотипа мышления и поведения, определяемого этнической принадлежностью. Сейчас, когда этнические различия все больше и больше властвуют над поведением людей, определяя характер восприятия других этносов, межкультурное общение рождает немало проблем.

Основой формирования этнических стереотипов служат культурные различия, которые легко воспринимаются при межкультурном взаимодействии. Формируясь в зоне этнокультурных контактов на основе систем этнических представлений о воображаемых и действительных чертах собственной и других этнических групп, стереотипы закрепляются на подсознательном уровне как не подлежащий сомнению императив по отношению к представителям иноэтнических культур.

Таким образом, стереотип – это такое явление языка и речи, такой стабилизирующий фактор, который позволяет, с одной стороны, хранить и трансформировать некоторые доминантные составляющие данной культуры, а с другой – проявить себя среди «своих» и одновременно опознать «своего».

Источник

Стереотип как культурный феномен

Стереотипы как культурный феномен

Человеческое сознание наделено свойством отражать окружающую человека объективную реальность, и это отражение представляет собой субъективный образ объективного мира, т. е. определенную модель, картину мира. При объективации сознанием действительности включаются механизмы стереотипизации. Результатом отражения в сознании индивида фрагмента картины мира является стереотип, фиксированная ментальная «картинка» [Красных 2002:177-178]. Таким образом, стереотип с содержательной «точки зрения — это некий устойчивый фрагмент картины мира, хранящийся в сознании.

Сам феномен «стереотип» рассматривается не только в работах лингвистов, но и социологов, этнографов, когнитологов, психологов, этнопсихолингвистов (У.Липпман, И. С. Кон, Ю.Д.Апресян, В.А.Рыжков, Ю.Е.Прохоров, В. В. Красных, В.А. Маслова).

Социальные стереотипы проявляют себя как стереотипы мышления и поведения личности. Этнокультурные стереотипы — это обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Немецкая аккуратность, русский «авось», китайские церемонии, африканский темперамент, вспыльчивость итальянцев, упрямство финнов, медлительность эстонцев, польская галантность — стереотипные представления о целом народе, которые распространяются на каждого его представителя.

В когнитивной лингвистике и этнолингвистике термин стереотип относится к содержательной стороне языка и культуры, т.е. понимается как ментальный (мыслительный) стереотип, который коррелирует с «наивной картиной мира». Такое понимание стереотипа встречаем в работах Е. Бартминского и его школы; языковая картина мира и языковой стереотип соотносятся у него как часть и целое, при этом языковой стереотип понимается как суждение или несколько суждений, относящихся к определенному объекту внеязыкового мира, субъективно детерминированное представление предмета, в котором сосуществуют описательные и оценочные признаки и которое является результатом истолкования действительности в рамках социально выработанных познавательных моделей. Мы же считаем языковым стереотипом не только суждение или несколько суждений, но и любое устойчивое выражение, состоящее из нескольких слов, например, устойчивое сравнение, клише и т.д.: лицо кавказской национальности, седой как лунь, новый русский. Употребление таких стереотипов облегчают и упрощают общение, экономя силы коммуникантов.

Стереотип трактуется в современных социальных науках как «совокупность устойчивых упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределить членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям». Однако стереотип распространяется не только на группы субъектов. Он также выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению или событию. Стереотипы формируются в процессе социализации личности [Рыжков 1988:11] и складываются под влиянием социальных условий и предшествующего опыта.

В лингвокультурологии выделяют следующие разновидности стереотипов: простые и переносные. И в тех и в других есть автостереотипы и гетеростереотипы. (подумайте над примерами).

Стереотипы всегда национальны, а если встречаются аналоги в других культурах, то это квазистереотипы, ибо, совпадая в целом, они различаются нюансами, деталями, имеющими принципиальное значение. Например, феномены и ситуация очереди в разных культурах различны, а следовательно, различным будет и стереотипное поведение: в России спрашивают «Кто последний?» или просто встают в очередь, в ряде европейских стран отрывают квиток в специальном аппарате и после этого следят за цифрами, загорающими над окошком, например, на почте.

Этнические культурные стереотипы невозможно рассматривать отдельно от культуры общения, так как межэтническое общение – не изолированная область социальной жизни, а механизм, обеспечивающий координацию, функционирование всех элементов человеческой культуры.

Культура межэтнического общения – это система специфических для данного этноса стереотипизированных форм, принципов, способов коммуникативной деятельности. Система этнокультурных стереотипов специально адаптирована для выполнения социально значимых функций в жизни этноса.

Этнические стереотипы в ситуациях межкультурного общения выступают «гидами» поведения. На основе сформированных представлений мы заранее прогнозируем поведение представителей другого этноса, и сами того не желая, устанавливаем дистанцию в процессе межкультурного общения.

Восприятие другого этноса – это непосредственная реакция на контакт с иноэтнической средой. Обычно восприятие идет через призму своего этнического «Я», то есть определенного традиционного стереотипа мышления и поведения, определяемого этнической принадлежностью. Сейчас, когда этнические различия все больше и больше властвуют над поведением людей, определяя характер восприятия других этносов, межкультурное общение рождает немало проблем.

Основой формирования этнических стереотипов служат культурные различия, которые легко воспринимаются при межкультурном взаимодействии. Формируясь в зоне этнокультурных контактов на основе систем этнических представлений о воображаемых и действительных чертах собственной и других этнических групп, стереотипы закрепляются на подсознательном уровне как не подлежащий сомнению императив по отношению к представителям иноэтнических культур.

Источник

Презентация на тему: «Стереотип как явление культурного пространства»

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила: ученица 10 класса, МБОУ «Веселовская СОШ», Осенняя Снежана Научный руководитель: учитель английского языка, Бургакова Л.Д. Стереотип как явление культурного пространства

Американской журналистики Уолтер Липпман (Walter Lippmann) «Общественное Мнение» (Public Opinion)

Ученые: (В.А. Маслова, Ю.Д. Апресян, Н.М. Лебедева, В.А. Ядов, И. С. Кон, В.П. Гудков, Ю.А. Сорокин, В.В. Красных, И. С. Кон, С.Г. Тер-Минасова, и др.)

2. Стереотипы ложны, в большей или меньшей степени;

Например, встреча с высоким китайцем удивляет многих, так как все думают, что китайцы — маленького роста. 3. Стереотипы очень живучи

Это абсолютно не так. Низкорослое население в Китае только на юге. Северяне вполне привычного нам роста.

Функции: Функция схематизации и упрощения; Функция формирования и хранения групповой идеологии и т.д.;

Например, согласно российским правилам дорожного движения, автомобили должны ездить по правой стороне дороги. Исходя из этой посылки, можно предположить, что именно движение по правой стороне улицы является нормой.

Правостороннее движение на дорогах главным образом связано с физиологией человека, при разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину, натягивая правой, то есть более сильной рукой, вожжи, придерживая лошадей. Вероятно, именно по этой простой причине и возникла сначала традиция, а потом и норма правостороннего движения.

3. Когнитивная функция (логичная и осмысленная последовательность действий по переработке информации). Например, при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком, приходится одни стереотипы (регулирующие интерпретацию языка) заменять другими.

Стереотипы охватывают: Невербальное поведение (мимика, жесты и др.); Мимика: взгляд, играет значимую роль в жизни русских, грузин и японцев. Для русских и грузин, говорящим является выразительный взгляд, тогда как для японцев основная нагрузка приходится на избегание взгляда. Японский этикет запрещает при общении смотреть в глаза собеседнику.

Грузины смотрят собеседнику в глаза, таким образом, слушающий показывает свою заинтересованность и проявляет уважение. В России пристальный взгляд в сторону говорящего, также является признаком хорошего тона и воспитания.

Жесты: В Грузии при ссоре, направленный на противника кулак, который раскрывается по мере приближения к нему, означает приглашение к драке.

Спросить «Как дела?» у грузин можно без слов — указав пальцем на собеседника, подняв большой палец. В ответ вас отблагодарят за то, что поинтересовались, — подняв ладонь.

2. Национальный характер и представления о нем другими странами и народами. Например, слово выцыганить, в основе которого лежит представление о цыганах, как о людях, умеющих добиваться своей цели путем настойчивых, надоедливых просьб;

3. Особенности быта и повседневной жизни нации, например: русский размах, французская элегантность; грузинская щедрость. 4. Национальная кухня; 5. Религиозные и национальные обряды.

Стереотипизация происходит на основе: Акцентов (например, хорошо известный всем грузинский акцент в России; А-канье, О-канье. Манеры произнесения слов и постановки ударений; Особенности интонации; Темпа речи (например, речь южан в США более медленная, чем северян); Манеры говорить громко или тихо (грузины говорят громче, чем большинство русских);

6) выбора лексики (существуют определенные словечки и словосочетания, свойственные определенным группам населения, как, например, слова браток, блатной и др. в речи «новых русских»); 7) клишированных фраз; 8) синтаксических особенностей; 9) речевых стратегий; 10) коммуникативной дистанции (например, у русских и американцев она меньше, чем у англичан, в результате чего русские воспринимают американцев как более сердечных, а англичан – как более отстраненных)

Виды стереотипов: Cобытийные, предметные, социальные, вещественные понятийные, этнические, национальные, конфессиональные, религиозные, гендерные, профессиональные, политические, потребительские

В.В. Красных стереотипы-образы стереотипы-ситуации

Стереотип-ситуация: Аист – капуста: 1) высказывание «детей находят в капусте», равносильно высказыванию «детей находят в огороде» (у крестьян огород находился за избой, за мазанкой и т. п.), 2) высказывание «детей приносят аисты», равносильно высказыванию «детей находят на крыше», (у некоторых крестьян крыши домов были покрыты соломой.).

Этнические стереотипы – это устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других [Садохин, 2005].

СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ИЛИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ Это обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ

Немецкая аккуратность, Загадочная русская душа, Китайские церемонии, Гостеприимство грузин, Музыкальность грузин

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ Представляют собой культурно и социально обусловленные мысли о качествах, атрибутах и нормах обращения представителей обоих полов и их отображение в языке. Фиксируются в языке, тесно связаны с выражением оценки и влияют на формирование ожиданий от представителей того или другого пола определенного типа обращения

СЕМЕЙНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ Они формируются под влиянием семейных традиций, установок, правил. Язык зафиксировал патриархальную установку: в нем прочно закрепились стереотипы, согласно которым женщине присуще многие пороки, поэтому сравнение с ней мужчины – всегда несет негативную окраску

«Светло так, что можно шить…»

«Светло так, что можно читать…»

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

Номер материала: ДБ-1295269

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов

Время чтения: 2 минуты

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

использование стереотипов какая культура. Смотреть фото использование стереотипов какая культура. Смотреть картинку использование стереотипов какая культура. Картинка про использование стереотипов какая культура. Фото использование стереотипов какая культура

СТЕРЕОТИПЫ И ИХ РОЛЬ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Задача данной работы – выявить положительные качества и показать необходимость стереотипов при межкультурной коммуникации.

Понятие «стереотип» (греч. stereos – твердый, typos – отпечаток) в 1922-ом году предложил американский социолог У. Липпман, автор книги «Общественное мнение». По Липпману, стереотип есть «особая форма восприятия окружающего мира, оказывающая определенное влияние на данные наших чувств до того, как эти данные дойдут до нашего сознания».

Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе экономии усилий, свойственном повседневному человеческому мышлению. Повторяющиеся явления действительности подводятся под уже известные категории, классифицируются в привычные модели, которые и получили название стереотипов. При отказе от них процесс жизни требовал бы постоянного напряженного. Стереотипы помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир.

В настоящее время смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха и особенно остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним.

Представителями каждой нации создается собственный образ о своей и чужой культуре, об окружающем мире. Эти знания существуют и в вербальном виде.

Эти ментальные образования и получили название стереотипов. Формируются стереотипы под воздействием сведений одной нации о другой, традициях, о этикетных и моральных нормах другой нации.

Например, всем известны выражения американская деловитость, русский «авось да небось», немецкая пунктуальность, африканские страсти, французская любвеобильность, финская медлительность, польская шляхетская гордость, испанская вспыльчивость и т. д. В этих образах отражены особенности темперамента и стиля жизни, те или иные ментальные качества представителей разных национальностей. Важность стереотипов в том, что они создают образ человека о мире, созданный на основе опыта, выходящего за рамки собственного. Формирование происходит под влиянием культурного окружение человека, а следующим поколениям они передаются как данность.

В процессе межкультурной коммуникации один партнер вос­принимает другого вместе с его действиями и через действия. Построение взаимоотношений зависит от правильного понимания поступков другого человека. С помощью стереотипов че­ловек наделяется определенными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение. Поэтому стерео­типы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. Таким образом, и в коммуни­кации вообще, и в процессе межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль.

В современном мире практически любое государство имеет поликультурные особенности. Регуляторами этнического сознания и культуры, которые формируются в течение целых эпох, выступают врожденные или приобретенные культурные стереотипы. Любой индивид, находящийся в их власти, чувствует единение со своим этносом и культурой.

Человечество только подходит к признанию права различных этнических общностей сохранять свою индивидуальность и по возможности воспринимать данное обстоятельство без чувства личной ущемленности, что в современном мире достаточно часто присутствует в межэтнических контактах. Питательной средой для распространения негативных этнических стереотипов является этноцентризм – явление, которое одними гранями (чувство гордости за свой этнос, его культурные ценности) смыкается с патриотизмом, а другими (высокомерие, пренебрежительное отношение к иным народам, противопоставление «своего» «чужому») – с шовинизмом. Отрицательный момент проявляется в следующем: этнические стереотипы выступают в качестве барьера для беспрепятственного межэтнического общения, они затрудняют взаимопонимание между этносами. Положительным моментом является то, что стереотипы активно способствуют сохранению духовной культуры этносов, аккумулируя исторический опыт этносов. «В уникальности внутреннего мира нации, в устойчивости ее психического склада определенным образом организующего получаемую информацию, и состоит ценность любой нации как биосоциального сообщества людей и культурного феномена.» (Ф.Х. Кессиди). Ломать такого рода стереотипы – значит пытаться лишить этнос его исторических корней.

Для успешной коммуникации желательно не только владение иностранным языком, но и знание культуры чужой страны с точки зрения истинности или ложности различных этностереотипов, крайне важных в реконструкции языковой картины мира как собственного, так и другого народа.

Очевидно, нет людей аб­солютно свободных от стереотипов, реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов. Стереотипы жестко «встроены» в нашу систему ценностей, яв­ляются ее составной частью и обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. Исследования показывают, что степень стереотипизации обратно пропорциональ­на опыту межкультурного взаимодействия. Следует отметить, что Г.В. Оллпорт (представитель психоаналитической школы) немаловажную роль в изменении стереотипов отводит образованию. Он полагает, что с чрезмерной генерализацией и упрощением борется образование, а поскольку в условиях развития общества уровень образования возрастает, то стереотипность мышления должна снижаться.

Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым эле­ментом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.

При всем своем схе­матизме и обобщенности стереотипные представления о других на­родах и культурах подготавливают индивида к столкновению с чу­жой культурой, ослабляют культурный шок от нее.

Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, вый­ти за рамки своего узкого социокультурного окружения.

Особое значение придается следующей функции: защита традиций, обычаев, привычек, сохранение базовых ценностей своей культуры, что необходимо в условиях нарастающей универсализации культурной жизни и возникновении проблемы формирования монокультурного мира.

Люди сохраняют свои стереотипы, даже если реальная действи­тельность и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуа­ции межкультурных контактов важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, т.е. осознавать и использовать их, а также уметь от них отказываться при их несоответствии реальной действитель­ности.

Список литературы:

Вержбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. — М.: Языки русской культуры, 2001. — 380 с.

Лотман Ю.М. Семантика культуры и понятие текста. / Русская словесность. Антология. — М.: Академия, 1997. — 240 с.

Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. (М) 2005г.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М.: Слово, 2000. — 173 с.

Широканов Д.И., Алексеева Е.А. Стереотипы и динамика мышления. Минск: Наука и техника, 1993. — 94 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *