использование каких инновационных методов являются наиболее сложными в работе педагога

Инновационные методы обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и значение инновационных методов обучения

Инновационные методы обучения – это методы, основанные на деловом сотрудничестве между педагогом и учащимися, приобщении педагога к их проблемам и предоставлении возможности самоутвердиться.

Самоутверждение способствует повышению мотивации к обучению и последующему выбору жизненного пути.

Актуальность использования инновационных методов обучения в образовательном процессе бесспорна. Это связано с тем, что данные методы способствуют получению высокого результата усвоения знаний.

Инновационные методы обучения, в зависимости от назначения условно делятся на две группы:

Необходимость создания и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, вызвана рядом причин:

Готовые работы на аналогичную тему

Виды инновационных методов обучения

Выделяют следующие виды инновационных методов обучения, в зависимости от их содержания.

Медико-ориентированные инновационные методы обучения.Основным условием применения медико-ориентированных инновационных методов обучения является наличие у педагога необходимого уровня профессиональной подготовки, педагогической компетенции и мастерства.

В рамках медико-ориентированных инновационных методов обучения выделяют:

Личностно-ориентированные инновационные методы обучения – это методы обучения направленные на организацию стратегии сотрудничества, понимания, помощи и уважения между педагогом и учащимися. Личностно-ориентированные методы обучения представлены рядом инновационных подходов к образовательному процессу:

Таким образом, указанные инновационные методы и подходы обучения направлены на повышение эффективности образовательного процесса в соответствии с основными положениями концепции образования в стране.

Закономерности и принципы организации инновационных методов обучения

В настоящее время одной из самых актуальных проблем системы современного образования является воспитание и обучения «социальной конкурентоспособной» личности. Решение данной проблемы видится во внедрении в процесс образования инновационных методов обучения. Эффективность их внедрения во многом зависит от соблюдения следующих принципов и закономерностей:

Инновационные методы обучения можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; они предполагают наличие определенной степени свободы действий у субъектов обучения. Ценность инновационных методов обучения для личности учащихся связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством.

Главным устойчивым результатом реализации инновационных методов обучения является:

Источник

Инновационные методы обучения в педагогике

Сегодня в современных школах, ссузах и вузах все чаще прибегают к инновационным методам обучения, успешно заменяющим традиционные. Главным плюсом новых способов является их ориентированность на развитие творческого мышления у обучаемых. Об актуальных педагогических подходах и их видах читайте в нашей статье.

Инновационные методы обучения — понятие и значение

Слово «инновация» образовано от латинского «innovation» и означает нововведение и изменение. Определение означает создание, внедрение и распространение новых тенденций в той или иной сфере. К особенностям данного явления следует отнести следующие аспекты:

Инновационными школами признаются лишь те, в которых разработаны и внедрены комплексные программы инновации.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В процессе школьного обучения дети учатся работать с информацией и оперативно ее обрабатывать. Так осуществляется переход на деятельностный процесс обучения, заменяя прежний — объяснительно-иллюстративный. Новый подход заключается в том, что ученики здесь выступают субъектом учебного процесса.

Методом обучения является система действий педагога и учащегося, способствующая изучению и усвоению образовательной информации. Метод характеризуют: цель обучения, способ усвоения информации, характер сотрудничества между субъектами, т.е. между преподавателем и обучаемым.

Первичная цель инновационных методик заключается в подготовке человека к постоянным изменениям, происходящим в современном мире. Инновационная деятельность способна качественно изменить личность, что невозможно при традиционном подходе к обучению. Дети и подростки учатся разбираться в информации и ориентироваться в ней, за счет чего формируется творческий подход к решению задач. В этом и состоит основное назначение инновационной деятельности.

Новые пути развития школьного и вузовского образования

Следует выделить такие методы, применяющиеся в современном обучение, как:

В активных методах предусмотрена позиция учащихся к преподавателю. На занятиях школьники пользуются индивидуальными учебниками, тетрадями и компьютерами.

Активные методы направлены на раскрытие творческого потенциала ученика и его коммуникативных способностей, формированию собственного мнения и умению его обосновать. Впервые данные способы стали применяться в 60-х — 70х гг. 20 столетия. Методика базируется на концепциях Занкова Л.В., Давыдова В.В. и Леонтьева А.Н. В основе лежит принцип «предметного содержания деятельности», где познание служит деятельностью по освоению окружающего мира. Человек, взаимодействуя с внешним предметным миром, получает практический опыт познания и находит способы влияния на него.

Что касается интерактивных методов, то благодаря им полученные знания усваиваются посредством взаимодействия учащихся друг с другом. Методы причисляются к коллективным формам обучения, в процессе которых ученики работают совместно в группе и несут индивидуальную ответственность. Такими методами выступают:

Роль преподавателя в интерактивных методах обучения существенно изменена. Теперь он выступает координатором процесса, а не ключевой фигурой. Его задачей является подготовка интерактивных заданий и тем для обсуждения, консультирование и контроль за выполнением учебного плана. В ходе процесса преподаватель и ученики вступают во взаимодействие и коммуникацию, занимаются обсуждением вопросов, отстаивают личную точку зрения и приходят к компромиссам.

Инновационные методы в процессе обучения в школе развивают в детях интерес и любопытство, помогают исследовать и систематизировать материал, способствуют формированию и выражению собственного мнения в ходе дискуссий. Перечисленные качества являются необходимыми в современном динамичном мире. Традиционные методы сегодня являются устаревшими и проигрывают перед инновационными, в чем заключается их существенный минус.

Виды инновационных методов обучения

Рассмотрим подробно классификацию инновационных методов обучения и их основные подгруппы.

Метод эвристической беседы (от греч. heuristiko — отыскиваю, открываю) восходит к древнегреческому учению, разработанного Сократом. Тогда этот способ заключал в себе наводящие вопросы, побуждающие обучаемого самостоятельно найти ответ.

Современная вариация данного метода сохранила античную тенденцию — учащиеся дают ответы на искусно сформулированные вопросы, благодаря чему активируется мыслительная деятельность мозга.

Таким образом, эвристическая беседа выступает коллективной беседой, посредством которой нужно найти ответ на проблему. Педагогика причисляет данный способ к методам проблемного обучения, т.к. в процессе обсуждения и поиска решений ребята обмениваются мнениями, гипотезами, идеями и догадками.

Метод «круглого стола» педагогика заимствовала из сферы политологии и науки. Он призван улучшить изучение и усвоение проблем теоретического характера через их рассмотрение в научных разрезах.

Тренинг — метод, зародившийся относительно недавно. Обучение посредством тренинга формирует компетентность и активность индивида в общении с другими людьми.

Брейнсторминг («мозговой штурм»). Метод заключается в поиске творческих идей, которые ранее не применялись. Учащиеся делятся на две группы — генераторов идей и критиков. В первую входят обладатели творческого мышления, которым присуще богатое воображение и фантазия. Группа критиков состоит из аналитиков и ребят, склонных к решению конкретных задач.

Генераторам дается творческое задание, например, объяснить какое-либо явление или придумать способ разрешения заданной проблемы. За отведенные занятия они придумывают и высказывают всевозможные идеи: как реальные, так фантастические.

Эксперты-критики должны зафиксировать все предложения, затем сделать полный анализ выдвинутых идей.

Креативное обучение. В основе метода лежат подходы:

Дебаты. Такая технология вырабатывает стимул у обучающихся повторять изученный материал, прибегать к чтению дополнительной литературы и искать новые способы решать задачи. Темой дебатов выступает научная или морально-нравственная проблема, по которой нет однозначной точки зрения и для разрешения которой возможны противоположные подходы. Группа учащихся делится на две команды, одна из которых исследует проблему с положительной стороны, другая — с отрицательной.

Игровое имитационное моделирование. Здесь представлены разного рода игры:

Во процессе деловых игр проявляется продуктивная и преобразовательная деятельность. Метод деловой игры применяется в колледжах на старших курсах.

Такой способ обучения является важным условием для получения необходимых навыков профессиональной подготовки. Разнообразие методов образовательного процесса способствует повышенной заинтересованности в обучении, помогает развить творческие навыки, решает целый комплекс педагогических и воспитательных задач.

Все указанные методы, как правило, почти всегда реализуются в смешанном виде. Изначально активные подходы внедряли в школьное образование, т.к. они еще не были адаптированы под вузовскую систему.

Закономерности и принципы организации инновационных методов обучения

В XXI веке основной задачей образования служит воспитание личности, способной выжить и преуспеть в конкурентном мире. Это обуславливает внедрение инновационных методов в процесс обучения.

Организацией обучения является формирование учебных ситуаций, в которых предусмотрено взаимодействие между учителем и обучаемыми.

Высокая результативность применения методов зависит от соблюдения следующих принципов:

Результатом осуществления инновационных методов выступают:

Современные способы характеризуются как процесс творческого созидания и подразумевают в той или иной степени свободу мышления и действий субъекта обучения.

Источник

Статья на тему «Инновационные методы обучения» (для педагогического чтения)

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Сегодня о бразование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего. Преобразование постиндустриального общества в глобальное информационное, основанное не только на знаниях, но и на компетентности специалистов, значительно актуализировало проблему инновационных подходов к организации образовательных процессов.

В современных условиях к системе образования выдвигаются очень высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия.

Технология брейнсторминг (мозговой штурм) представляет собой м етод коллективного поиска новых идей для решения творческих задач. При проведении на занятии сеанса «мозгового штурма» преподаватель условно делит обучающихся на две группы: «генераторов идей» и «экспертов-критиков». В первую группу включаются об учащиеся, умеющие оригинально мыслить, обладающие фантазией и творческим воображением. В группу «экспертов» включаются об учащиеся с аналитическим складом ума, более компетентные в области решаемой задачи. «Генераторы идей» в начале занятия получают задание преподавателя на разрешение какой-либо творческой задачи: объяснение какого-то нового явления либо выявление путей решения какой-то проблемы и т.п. В течение занятия они должны придумать и высказать вслух как можно больше идей и предложений, в том числе самых фантастичных и нереальных. В это время один или два «эксперта» записывают все идеи, высказанные «генераторами». По прошествии 20-30 минут преподаватель предлагает «экспертам» приступить к анализу и отбору наиболее продуктивных идей.

Креативное обучение предполагает свободный доступ каждого студента к ресурсам сети Интернет и базируется на следующих принципах:

· основой креативного обучения является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан студентом;

· соответствие внешнего образовательного продукта студента его внутренним потребностям;

· индивидуальная образовательная траектория учащегося в образовательном пространстве;

· интерактивность занятий, осуществляемых с помощью телекоммуникаций;

· открытая коммуникация по отношению к создаваемой обучающимся образовательной продукции.

Технология дебатов позволяет решить целый ряд педагогических установок и как нельзя лучше стимулирует обучающихся к повторению пройденного материала, к чтению дополнительной литературы, к поиску путей решения поставленной задачи. Темой дебатов может быть любая научная или нравственная проблема, по которой существуют неоднозначные, чаще всего противоположные мнения, принципиально разные подходы к ее разрешению. Группа делится на две противоборствующие команды: «пессимистов и «оптимистов», т.е. сторонников позитивного и негативного взгляда на проблему.

Как показывает практика, использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у обучающихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

Преподаватель специально-экономических дисциплин Тобетова А.С.

Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика.- Народное

2. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения. Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2012.

Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения:

Абдулдаева Ш.С. Использование инновационных технологий в учебно-

исследовательской деятельности учащихся. – Сборник трудов МНПК «Приоритетные направления развития науки и образования». – Шымкент, 2012.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

К.ф.н. Амандыкова С.Х., магистр пед.наук Абдулдаева Ш.С.

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, Шымкент

Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего. Преобразование постиндустриального общества в глобальное информационное, основанное не только на знаниях, но и на компетентности специалистов, значительно актуализировало проблему инновационных подходов к организации образовательных процессов. В результате чего к системе образования в современных условиях выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия.

Как известно, основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов [2, 182]. Поэтому при подготовке специалистов в высшей школе применение инновационных форм и методов необходимо органично сочетать с прагматическим пониманием целей и задач обучения и подготовки кадров. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов.

Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию [4, 78]. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, технология дебатов, технология брейнсторминг и т. д.

В игровом имитационном моделировании широко представлены различные игры: деловые, аттестационные, организационно-деятельностные, инновационные, рефлексивные игры по снятию стрессов и формированию инновационного мышления, поисково-апробационные и т. д. [4, 79]. При использовании деловых игр преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность студентов. В частности, для обучающих игр характерны многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального. Деловые игры в учебных целях получили в настоящее время достаточно широкое распространение в вузах и применяются, в основном, на старших курсах при изучении специальных дисциплин.

Инновационная образовательная проектная деятельность является эффективной формой организации учебного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов. Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов, обзоров, рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы). Смысл и цель педагогических инноваций заключается в осуществлении нового видения методологии обучения, привлечении новых методов, технологий, мультимедийных средств обучения в интересах развития личности будущего специалиста.

Метод проектов относится к исследовательским. В его основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей [3, 205]. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых — индивидуальную, парную или групповую, которую студенты выполняют в течение определенного промежутка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей.

Креативное обучение предполагает свободный доступ каждого студента к ресурсам сети Интернет и базируется на следующих принципах:

· основой креативного обучения является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан студентом;

· соответствие внешнего образовательного продукта студента его внутренним потребностям;

· индивидуальная образовательная траектория учащегося в образовательном пространстве;

· интерактивность занятий, осуществляемых с помощью телекоммуникаций;

· открытая коммуникация по отношению к создаваемой студентом образовательной продукции.

Технология дебатов позволяет решить целый ряд педагогических установок и как нельзя лучше стимулирует студентов к повторению пройденного материала, к чтению дополнительной литературы, к поиску путей решения поставленной задачи. Темой дебатов может быть любая научная или нравственная проблема, по которой существуют неоднозначные, чаще всего противоположные мнения, принципиально разные подходы к ее разрешению. Группа делится на две противоборствующие команды: «пессимистов и «оптимистов», т.е. сторонников позитивного и негативного взгляда на проблему. [1, 172]

Технология брейнсторминг (мозговой штурм) представляет собой м етод коллективного поиска новых идей для решения творческих задач. При проведении на занятии сеанса «мозгового штурма» преподаватель условно делит студентов на две группы: «генераторов идей» и «экспертов-критиков». В первую группу включаются учащиеся, умеющие оригинально мыслить, обладающие фантазией и творческим воображением. В группу «экспертов» включаются люди с аналитическим складом ума, более компетентные в области решаемой задачи. «Генераторы идей» в начале занятия получают задание преподавателя на разрешение какой-либо творческой задачи: объяснение какого-то нового явления либо выявление путей решения какой-то проблемы и.т.п. В течение занятия они должны придумать и высказать вслух как можно больше идей и предложений, в том числе самых фантастичных и нереальных. В это время один или два «эксперта» записывают все идеи, высказанные «генераторами». По прошествии 20-30 минут преподаватель предлагает «экспертам» приступить к анализу и отбору наиболее продуктивных идей. [1, 173]

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что в основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные в условиях определенной ситуации решения. Как показывает практика, использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

Абдулдаева Ш.С. Использование инновационных технологий в учебно-

исследовательской деятельности учащихся. – Сборник трудов МНПК «Приоритетные направления развития науки и образования». – Шымкент, 2012., с.172-173.

Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика.- Народное

образование.- 2010. – с.182-188.

Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением

инновационных методов обучения. Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2012. – с. 201-206.

Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения:

перспективные возможности или непреодолимые проблемы? Менеджмент качества. – 2012. – с. 76-84.

Источник

«Инновационные методы и формы деятельности педагога дополнительного образования»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Луганской Народной Республики

«Центр внешкольной работы «Синяя птица» горда Кировска»

Выступление на тему:

«Инновационные методы и формы деятельности педагога дополнительного образования»

Подготовила: зав. методическим отделом Суслова Н.А.

Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога – мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане.

Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность. Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: Инновация (в широком смысле) – новое явление в чем-либо; (в педагогике) – целенаправленное изменение, вносящее в образовательный процесс новшества, вызывающие его перевод из одного состояния в другое.

Инновационная деятельность педагога зависит от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:

• личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);

• специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).

Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:

— абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов),

— относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

Содержание и формы инновационной деятельности педагога дополнительного образования:

1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе:

• проектные технологии предполагают включение детей в социально и личностно-значимую деятельность (работа над творческими проектами);

• личностно-ориентированные технологии. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.

• исследовательские и практические работы предполагают в получении учебной информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами, книгами, энциклопедиями, периодической печатью;

• информационно-коммуникативные технологии: компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентаций по темам программы, мастер-классов с поэтапным выполнением изделий ДПИ и т.д. Также компьютер и Интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях;

• учение через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы);

• технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ребенок учит другого. Коммуникация двух обучающихся происходит в форме диалога;

• работа в малых группах – одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

• Интернет-технологии – компьютерные обучающие программы, интерактивный электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.

2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.

3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.

К инновационным формам учебных занятий можно отнести:

• интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях (вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия – четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия, большая информативная емкость материала, проходит в форме занимательной, увлекательной игры.);

• занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и так далее;

• занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, устный журнал, диспуты, круглый стол, газета и так далее;

• занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и другие.

4. Проведение мастер-классов для педагогов.

5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.

6. Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»).

Формы продуктов инновационной деятельности педагога:

— Интернет-выставки и экскурсии;

— художественные и творческие работы;

— участие в конференциях, семинара, матер-классах;

— работа Web-сайтов педагогов.

Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы.

Подводя итог, можно сделать вывод, инновации в системе дополнительного образования детей позволят более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и самообразование личности.

В конце своего выступления хочу более конкретно остановиться на следующих понятиях:

Метод обучения – способ взаимодействия педагога и обучающихся, ведущий к развитию умственных способностей и интересов обучающихся, овладению ими знаниями и умениями, а также использованию их на практике. Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная или практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребёнка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Средства обучения – это те материальные и материализованные предметы, которые педагог при изложении учебного материала использует для более эффективного усвоения знаний обучающихся (наглядные пособия, ТСО, дидактические материалы, учебная литература, оборудование для лабораторных занятий и т.п.). Средства обучения – это источники получения знаний и формирование умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).

В педагогической науке нет четкой классификации средств обучения. Мы попробуем дать представление об основных из них, используя классификацию польского дидактата В.Оконя:

а) словесные – учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.);

б) визуальные – реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;

а) механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.;

б) аудиальные – проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись;

в) аудивизуальные – телевизор, видеомагнитофон, видеофильм;

г) средства автоматизации процесса обучения – компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.

Педагогическая технология – это совокупность педагогических методов, приемов и способов, с помощью которых педагог осуществляет образовательный процесс в объединении и реализует запланированные цели и задачи, а также их научное описание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *