использование игрового и соревновательного методов рекомендуется в какой половине тренировки

Игровой и соревновательный методы физического воспитания

использование игрового и соревновательного методов рекомендуется в какой половине тренировки. Смотреть фото использование игрового и соревновательного методов рекомендуется в какой половине тренировки. Смотреть картинку использование игрового и соревновательного методов рекомендуется в какой половине тренировки. Картинка про использование игрового и соревновательного методов рекомендуется в какой половине тренировки. Фото использование игрового и соревновательного методов рекомендуется в какой половине тренировки

Игра и соревнование являются многообразными общественными явлениями, и их значение выходит далеко за сферу физического воспитания. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игры и соревнования служат удовлетворению различных потребностей в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главных функций игр и соревнований – педагогическая: они являются одним из основных средств и методов воспитания.

Игровой метод характеризуется такими особенностями, как:

1) «сюжетная» организация, где деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации. Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или иных прикладных действий и жизненных отношений (например: трудовые, бытовые действия, имитация охоты и т. д.), либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих – это особенно характерно для современных спортивных игр.

2) Разнообразие способов достижения цели – возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не определяют жестко конкретные действия.

3) Комплексный характер деятельности: игра включает в себя различные двигательные действия – бег, прыжки, метания и т. д. Правда, иногда игровой метод применяется и на основе относительно однородных действий, например «фортлек» («беговая игра») – своеобразное сочетание игрового метода с методом непрерывного переменного упражнения, где бег различной интенсивности или бег, чередуемый с ходьбой, проводится на местности в порядке игрового соперничества между участниками.

4) Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости – игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, при этом постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

5) Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность в большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводят активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.

6) Вероятное программирование действий и ограниченные возможности дозирования нагрузки.

Главная черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.

Соревнование (или состязание), подобно игре, относится к числу наиболее широко распространенных общественных явлений. Оно имеет значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни – в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т. д.). Но она всегда присутствует при использовании соревновательного метода. В спорте же унификация закрепляется едиными правилами соревнований, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.

Игровая деятельность, как форма и метод взаимодействия детей младших отрядов, является наиболее продуктивным направлением в современной методике физического воспитания. Игровой метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм дает возможность успешного и полного решения задач физического воспитания.

Ребенка, особенно младших отрядов, особенно интересует все то, что можно выразить движением, однако им еще относительно трудно выделить отдельные движения и точно регулировать их. Малыши быстро устают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно утомляют детей однообразные упражнения, а более других привлекают упражнения, которыми можно овладеть в короткие сроки, а одна из черт игрового метода – способность решать задачи в кратчайшие сроки с полной мобилизацией двигательных способностей.

Малыши, проявляя нередко наблюдательность, склонны к предметному, образному мышлению, и поэтому их деятельность должна организовываться в соответствии с образным и условным «сюжетом», что и помогает выполнять упражнения непринужденно, поддерживает интерес к таким занятиям.

Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости.

В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.

Вспомогательные игры включают: простые, сложные, переходные и командные игры. Игра сама по себе является формой стихийного поведения ребенка, а методом является комплекс вспомогательных действий, направленный на придание играм упорядоченного характера и достижение определенных воспитательных и развивающих задач при большой свободе двигательной деятельности в атмосфере радости.

В игровом методе можно выделить подражательно-игровой и классический игровой методы. Игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми спортивными играми, например футболом, волейболом, подвижными играми. Он может быть применен на базе любых физических упражнений.

Таким образом, игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Упражнения, выполняемые в игровой форме – подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.

В качестве иллюстрации вышесказанного приведем игру «Космонавты» для детей младшего отряда.

Сюжет игры «Космонавты». Ведущий рассказывает о подготовке к полету в космос и о том, как важно быть готовым в условиях полета к физическим перегрузкам, а следовательно, детям необходимо повышать свои физические качества. Рассмотрим схему построения тех станций, через которые последовательно проходят дети.

Прохождение через станции в данном игровом методе обеспечивает воздействие на воспитание ловкости (координации движений), ориентирования в пространстве, вырабатывает точность движений по временным и силовым характеристикам.

Прыжки с приземлением по заданию и через определенную отметку, жонглирование мячами, метание мяча – это подобранные в игровой форме средства воспитания ловкости.

При прохождении через станции применялись необычные исходные положения (станции 2, 3) и «зеркальный» показ (станция 4), изменялись скорость, темп (станции 3, 8), пространственные границы движения (станции 5, 6).

Для более старших отрядов возможно усложнение игровых ситуаций, например: на станции 3 ширина «ручья» увеличивается; на станции 5 увеличивается расстояние до цели; на станции 6 используются мячики поменьше или их количество увеличивается до трех, на станции 8 мячи передаются усложненным способом: одной рукой, из-за головы и т. д.

В подготовительной части игры используются общеразвивающие упражнения с различными предметами, игры и игровые упражнения, подготавливающие детей к движениям и нагрузкам основной части урока. В заключительной части используются игры и игровые упражнения успокоительного характера.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие), во втором – об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и другие подобные им состязания).

Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально уровню достижений, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т. д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках. Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели – победы.

Соревновательный метод широко используется в тренировке спортсменов высокого класса. В практике используются несколько методических подходов:

– выполнение соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение параметров тренировочной нагрузки (тренировочное состязание на предельное число повторений общеподготовительного упражнения или элементов основного соревновательного упражнения и т. п.); – состязание в выполнении эпизодически вводимых заданий, не требующих специальной подготовки, но требующих психической мобилизации (например, состязания в быстроте освоения с ходу новых форм движения или необычных сочетаний освоенных ранее элементов); – введение в качестве предмета состязания частично видоизмененных форм основного соревновательного упражнения (метание утяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с основной соревновательной дистанцией, и др.); – «смещение» соревновательной установки с акцентом преимущественно на качественную сторону упражнений.

Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях.

По мере адаптации спортсмена к соревновательным нагрузкам и ситуациям роль соревновательного метода в волевой подготовке не уменьшается при условии, что степень требований, предъявляемых к волевым качествам, возрастает.

Таким образом, соревновательный метод используется при решении разнообразных педагогических задач – воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию.

Исключительно велико значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.

Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой игрового и соревновательного методов.

При применении игрового метода важно избегать механического переноса моделей игр (описанных в пособиях и сборниках) в практику учебной работы, а формы игрового метода модифицировать и модернизировать в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий. Целесообразно применять на уроках физической культуры следующие формы игрового метода: игровые упражнения, задания, подвижные игры, сюжетную организацию занятий, а также игровые снаряды, тренажеры. Эффективны такие формы занятий, как использование сюжетных полос препятствий (типа круговой тренировки, где на станциях используются различные тренажеры).

Для воспитания скоростно-силовых качеств можно рекомендовать следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: «самые лучшие прыгуны», эстафета, «прыжки через мяч», «передай быстрее», «кто дальше бросит», «метание в щит», «количественная передача».

Для воспитания гибкости: «будь ловким и гибким», «удержи равновесие», «волна», «перекаты под мостом», а также «салки в беге», «эстафета вдвоем», «велогонка гимнастических палок» и др.

Для воспитания выносливости рекомендуются следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: «салки», «эстафета с возвращением», «кто быстрее перекатит мяч», «занимай свободное место», «ласточка», «охотники».

Сам себе доктор

Физрук (вожатый). А теперь и мы с вами поучимся тому, чему мама Кристофера Робина научила Винни-Пуха, – умению пользоваться оживлялками.

Источник

Статья на тему «Игровой и соревновательный методы»

В последние годы всё отчетливее наблюдаются тенденции к гуманизации и демократизации системы обучения. Перспективным направлением развития дидактики, обеспечивающим гуманизацию образования, явилось исследование вопроса соотношения обучения и развития учащихся, формирования их познавательной активности и самостоятельности, развитие у них творческого мышления, всё большей индивидуализации обучения, стимулирования познавательных интересов в процессе обучения.

Вопросы формирования творческой, всесторонне развитой личности приобретают особую актуальность в связи с необходимостью воспитания человека деятельного, готового к переменам. Игровая и соревновательная деятельность создает для что го все необходимые условия.

Широкое внедрение игрового метода в учебный процесс позволяет объединить в единое целое обучение, развитие и воспитание учащихся.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формировании способности рационально использовать их в усложненных условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию.

Соревновательный и игровой методы являются одними из самых массовых, эмоциональных и привлекательных методов физической культуры.

Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования

1 Понятие методов обучения и их классификация

В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития личности. Так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих познанных законах, выступает как конструктивный принцип построения определенных процедур, технологических приемов, способов действий.

Применение метода должно неизбежно и закономерно вести к д oc тиж e нию цели, то есть намеченному результату.

Методы обучения – это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение ими содержания образования, развитие умственных сил и способностей, овладение ими средствами самообразования и самообучения

Метод обучения является основным инструментом педагога. Варьируя методами, он передает знания, формирует умения и навыки обучаемых, стремясь к всестороннему воздействию на их личное развитие. Владение методическим арсеналом является показателем мастерства педагога. К инструментам обучения также относятся понятия способов, приемов и средств.

К методам обучения предъявляются следующие ребования

Научная обоснованность (с точки зрения познания).

Соответствие поставленной задачи обучения.

Обеспечение воспитывающего характера обучения.

Соответствие методов всей системе принципов обучения.

Соответствие методов специфике учебного материала, его сложности.

Соответствие методов индивидуальной и групповой подготовленности учеников.

Соответствие индивидуальным способностям и особенностям учителя.

Соответствие условиям занятий.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы к вносят разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.

2 Значение соревновательно-игрового метода

Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной особенностью, отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон.

Соревновательно-игровой метод относится к группе практических методов. Его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками как игрового, так и соревновательного метода, использующихся в физическом воспитании. К характерным его признакам можно отнести:

присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;

непредсказуемую изменчивость как условий, так и действий самих участников;

проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;

стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования;

применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.

Если рассматривать соединение соревновательного и игрового методов с позиции физического воспитания, то суть соревновательно- игрового метода сводится к тому, что для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач на практике, в учебно-тренировочном процессе реально могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические упражнения, подвижные игры, эстафеты или комбинации их, когда учащиеся играют и соревнуются одновременно. И часто различие между игрой и соревнованием исчезает, так как двигательные действия несут в себе признаки как игры, так и соревнования.

Использование соревновательно- игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые облегчают освоение программного материала.

Соревновательно-игровой метод может использоваться для усвоения и закрепления учебного материала, а также повышения уровня физической подготовленности. Это осуществляется с помощью частных образовательных задач, т,е, применение таких соревновательно-игровых заданий, в которых есть сходные с изучаемым навыком по структуре и характеру нервно-мышечные напряжения, элементы целостного двигательного действия.

Игровыми или сореновательными любые задания называются потому,что при помощи их создается та или иная соревновательно-игровая ситуация,при которой встречаются соревнующиеся стороны. При этом степень и характер их взаимодействий строго регламентируется с оговоренными правилами. Цель заданий – совершенствование в соревновательно-игровой обстановке кк физических качеств, так и конкретных умений и навыков учащихся..

Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания учащихся. Это происходит потому, что соревновательно-игровые задания являются достаточно мощным раздражителем, позволяющим с большим интересом выполнять как простые, так и сложные двигательные действия.

Творчески применяемый соревновательно-игровой метод в процессе физических занятий безусловно способствует успешному решению задач из любых разделов программы по физическому воспитанию.

3 Виды подготовки

Физическая подготовка является фундаментом для освоения любого вида спорта. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.

В общую физическую подготовку входит развитие основных физических качеств учащихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. При общей физической подготовке необходимо использовать соревновательно-игровой метод, поскольку в процессе соревновательно-игровой деятельности можно уделить большое внимание таким физическим качествам, которые недостаточно развиваются узкоспециальными упражнениями, относящимися к тому или иному виду спорта.

Специальная физическая подготовка предусматривает развитие физических качеств, необходимых для конкретного вида спорта. Задачи ее неразрывно связаны с совершенствованием техники и тактики двигательного действия. Для преимущественного развития того или иного качества (быстроты, силы выносливости и др.) используются специальные подготовительные и подводящие упражнения, которые можно выполнять в соревновательно-игровых условиях.

Техническая подготовка в соревновательно-игровой деятельности подразумевает педагогический процесс, направленный на овладение учащимися рациональной техникой самых разнообразных (не только игровых) приемов и обязательное ее закрепление в игровой или соревновательной обстановке.

Основная цель технической подготовки – это овладение всеми способами выполнения изучаемого движения и их различными сочетаниями в условиях, приближенных к игре или соревнованию. И здесь на первый план выступает совершенствование техники движения. Перед учащимися ставится задача: более глубоко познать технику движений, добиться их свободного, слитного выполнения и совершенствовать ритм и технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями. Особенно важно при этом многократно повторять те части движения, которые требуют при заучивании высокой точности пространственных, временных, динамических характеристик. Для этого необходимо многократное повторение действия в целом. Успешно закрепленная в соревновательно-игровой обстановке всесторонняя техническая подготовка служит основой для осуществления тактических действий. Чем выше техническая подготовка спортсменов, тем успешнее они могут решать тактические задачи.

Тактическая подготовка в соревновательно-игровой деятельности учащихся – это процесс формирования системы способов ведения игры или двигательных действий, умение владеть всеми техническими средствами в постоянно изменяющихся соревновательно-игровых ситуациях. Тактическая подготовка предусматривает овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями, умение правильно воспринимать и анализировать соревновательно-игровую ситуацию и принимать быстрое решение для выбора технического действия, предвидеть форму взаимодействия с партнерами.

Психологическая подготовка в соревновательно-игровой деятельности решает задачи психического воздействия, направленные на воспитание морально-волевых качеств учащихся. Развитие физических и воспитание волевых качеств характера взаимосвязаны. Процесс психологической подготовки делится на общую подготовку (воспитание мотивов, побуждающих к систематическим занятиям, совершенствование двигательных навыков, преодоление трудностей) и подготовку к соревнованиям (игре), когда проводится работа по созданию наивысшей психологической готовности к противоборству в данном соревновании (игре) или серии соревнований (игр).

В соревновательно-игровой практике психологическая подготовка осуществляется следующими методами:

методом упражнений по преодолению трудностей;

методом настраивающих упражнений (с целью настраивания обучающегося на необходимое психическое состояние);

методом идеомоторных упражнений, то есть мысленного продумывания действий позволяющего воспроизвести и конкретизировать будущую двигательную деятельность;

методом психорегулирующей тренировки, позволяющей с помощью упражнений уменьшить напряжение и настроить на предстоящее соревнование.

Рисунок 1 – Психологическая подготовка обучающихся

От обучающихся следует неуклонно добиваться качественного и своевременного выполнения заданий, формировать активное отношение к выполнению физических нагрузок на занятиях, добиваться четкого выполнения установок в соревнованиях или игре и, кроме того, нацеливать занимающихся на работу по устранению своих недостатков в физической, технической и тактической подготовке, воспитывать в них уверенность в своих силах при осуществлении намеченных планов

Рекомендации по воспитанию волевых качеств в соревновательно-игровой обстановке всегда должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.

В любых коллективах очень важно проводить обсуждение соревнования или проведенной игры (разбор). Это рекомендуется делать после отдыха или в конце занятий, после того как спадет эмоциональное возбуждение и ребята смогут критически оценить свои действия и воспринять анализ, сделанный преподавателем. В разборе необходимо добиваться участия всех обучающихся. Высказывания должны носить деловой, доброжелательный характер. Раздражения или необоснованные упреки руководителя могут нанести травму обучающемуся и не будут способствовать развитию его волевых качеств.

4 Моделирование соревновательно-игровой деятельности

Применение идей кибернетики в педагогической области и, в частности, в физической подготовке основано на том, что процесс совершенствования воспитания можно рассматривать как определенный вид управления, а именно как управление формированием и развитием психических и физических свойств и качеств учащихся.

Сущность программированного обучения заключается в том, что весь объем информации разделяется на части, которые обучающийся обязан усвоить в строгой последовательности при непременном условии перехода к закреплению в соревновательно-игровой обстановке. Причем на всех этапах совершенствования должна быть обеспечена обратная связь между преподавателем и обучающимися (рис. 2).

Рисунок 2 – Обратная связь между обучающим и обучающимися

В учебном процессе соревновательно-игровые упражнения можно разделить на 4 взаимосвязанных этапа:

общее ознакомление с техникой выполнения двигательного действия или игрового приема;

разучивание его в упрощенных, специально созданных условиях;

разучивание в усложненных условиях;

совершенствование приема в игре или соревновании.

Разучивание приема соревновательно-игровой деятельности в усложненных условиях. Для этого необходимо довести прием до исполнения, близкого к реальному, без ошибок, на хорошей скорости, быстро и непринужденно. Для усложнения условий в игровых заданиях даются варианты выполнения приема при пассивном, а затем и при активном противодействии спарринг-партнера.

Совершенствованием приема в игре или соревновании преподаватель (тренер) добивается того, чтобы прием выполнялся правильно при внезапном изменении соревновательно-игровых ситуаций, а также рационально использовался учащимися в конкретной игровой обстановке. Совершенствование приема в игре создает условия для творчества, инициативы, быстрого принятия решений.

Умело используя в учебно-тренировочном процессе программированное обучение преподаватель (тренер) может без дополнительных затрат не только улучшить физическое развитие и подготовку учащихся, но и проводить занятия более разнообразно и интересно.

Карточки задания (приложение № 1.2.3.4.5. для занимающихся настольным теннисом) также можно отнести к элементам программированного обучения, поскольку они представляют собой схему, с помощью которой происходит совершенствование двигательных действий учащихся в соревновательно-игровой обстановке. В них выступают точные указания о выполнении в установленном порядке элементов (вариантов) определенного двигательного действия, используемого в игре или соревновании и обеспечивающего высокую эффективность овладением определенными двигательными навыками.

Организация соревновательно-игровой деятельности на занятии

Так, принцип наглядности вытекает из необходимости получения информации формирования ясного представления об изучаемом и совершенствуемом соревновательно- игровом материале с использованием четкого показа подвижной игры или упражнения, схем игровых карточек. Принцип наглядности необходимо реализовывать на начальной стадии учебно-тренировочного процесса, учитывая при этом ведущий для данного занимающегося анализатор, так как у одних учащихся восприятие происходит с опорой на зрительный анализатор, у других- на слуховой. Знание этой специфики поможет педагогу (тренеру)индивидуализировать реализацию этого принципа при использовании соревновательно-игрового метода.

Принцип систематичности и последовательности в соревновательно-игровом методе предполагает установление системы обучения и совершенствования. Систематичность занятий достигается четким планированием учебного материала. В подвижной игре или соревновательном упражнении изучение нового материла должно опираться на ранее усвоенный, то есть на постепенное нарастание трудностей требований, что позволяет расширить и закрепить совершенствуемые двигательные навыки.

Принцип постепенности в соревновательно-игровой деятельности заключается в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок, усложнении техники упражнений, расширении технического и тактического материала. При увеличении объема и интенсивности нагрузок педагог (тренер) должен принимать во внимание возрастные особенности учащихся, правильно оценивать доступность выполняемых физических нагрузок, учитывать оздоровительный эффект и степень тренируемости.

В соревновательно-игровой деятельности принцип индивидуализации предполагает учет индивидуальных особенностей занимающихся с целью наилучшего развития их способностей. Индивидуализация обучения возникает в связи с различным уровнем физической подготовленности учащихся, их возрастными особенностями,, способностью переносить возрастные нагрузки.

Все вышеизложенные принципы соревновательно-игровой деятельности реализуются во взаимосвязи. Преподаватель (тренер) должен самостоятельно решать, когда и в каких ситуациях следует применять тот или иной принцип обучения.

Заключение

Для соревновательно-игровой деятельности характерно высокая динамичность операций, связанных с непрерывным решением быстро и внезапно возникающих двигательных задач, что является важным фактором развития координационных и других двигательных способностей.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенность используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

В настоящей работе было исследовано применение соревновательно-игрового метода при обучении настольному теннису, было разработано занятие «Играя соревнуемся, соревнуясь – играем» с применением данного метода.

Список литературы

Игровой и соревновательный методы на уроках физической культуры в средней школе [Электронный ресурс] Режим доступа http://studbooks.net/652210/turizm/obschaya_harakteristika_igrovogo_metoda

Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2010. – 464 с.

Пегов, М. Олимпийские игры / М, Пегов. – М.: Фома, 2014. – 24 с.

Сущность соревновательно-игрового метода [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.profobrazovanie.org/t3283-topic

Трескин, А. В. История Олимпийских игр. Медали. Значки. Плакаты / А.В, Трескин, В.Л. Штейнбах. – М.: АСТ/Астрель, 2008. – 214 с.

Хозяинов, Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г.И. Хозяинов. – М. : Физич. культура, 2006. – 224 с.

Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.

Ямалетдинова, Г.А, Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций: [учеб. пособие] / Г. А. Ямалетдинова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 244 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *