исполнительность какая может быть
Исполнительность
Смотреть что такое «Исполнительность» в других словарях:
исполнительность — См … Словарь синонимов
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ — ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ, исполнительности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к исполнительный во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
исполнительность — ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Исполнительность — ж. отвлеч. сущ. по прил. исполнительный II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
исполнительность — исполнительность, исполнительности, исполнительности, исполнительностей, исполнительности, исполнительностям, исполнительность, исполнительности, исполнительностью, исполнительностями, исполнительности, исполнительностях (Источник: «Полная… … Формы слов
исполнительность — исполн ительность, и … Русский орфографический словарь
исполнительность — (3 ж), Р., Д., Пр. исполни/тельности … Орфографический словарь русского языка
исполнительность — Syn: см. старание … Тезаурус русской деловой лексики
исполнительность — ис/полн/и/тельн/ость/ … Морфемно-орфографический словарь
повиновение — Подчинение, подчиненность, послушание, покорность, исполнительность, преданность, дисциплина, субординация. Повиновение безусловное, слепое. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,… … Словарь синонимов
Как развивать исполнительность у своих подчиненных
Цель: влиять на сотрудников своего подразделения, добиваясь максимально эффективного и добросовестного выполнения порученных заданий.
Как действовать: ставьте задачи, сопровождая их пояснениями, в случае необходимости убеждайте и настаивайте на собственном алгоритме выполнения, расставляйте приоритеты для сотрудников, чтобы они не делали это сами, добивайтесь планируемого результата, не переделывая работу за подчиненных.
На простой вопрос «как ваши подчиненные относятся к своей работе?» руководители порой реагируют эмоционально. Многие начальники возмущаются или усмехаются, мол, хотелось бы лучшего. Существует несколько причин и ситуаций, когда сотрудники, в том числе финансово-экономической службы, не могут выполнить задачи, которые ставит перед ними руководство, либо выполняют их недостаточно качественно. Проанализируем причины и разберем шаги, которые помогут сохранить и повысить эффективность работы сотрудников.
Сотрудник не понимает смысла данного ему поручения. А значит, будет выполнять задание лишь до тех пор, пока за ним наблюдает руководитель. Естественно, вы не можете и не должны следить за сотрудниками все время. Поэтому постарайтесь сразу уделить время на небольшое пояснение, в чем суть задачи, ее цель, чем полезно ее решение для подразделения или в целом для компании, какие могут быть последствия в случае невыполнения.
Яркий пример — задержка сроков подготовки отчетности. Отчеты готовят не ради отчетов — это источник информации. Задача руководителя — показать исполнителю, что соблюдение сроков — очень важный момент в управлении компанией. Благодаря такой пунктуальности у руководства есть возможность держать руку на пульсе и оперативно принимать необходимые стратегические решения. И это особенно важно в кризис, причем как для организации в целом, так и для отдельных ее сотрудников в частности.
Сотрудник не знает, как выполнить поручение. Это, скорее, недочет руководителя. Начальник нередко исходит из предположения, что подчиненный сам во всем разберется. Но нелишне в этом убедиться. Только не задавайте прямой вопрос «вы знаете, как это делать?». Утвердительный ответ может означать, что сотрудник просто боится прослыть некомпетентным и надеется найти быстрое решение без вашей помощи. Но не факт, что найдет. Лучше попросите работника кратко описать алгоритм его действий в рамках поручения. И если вы знаете более оптимальное решение, поделитесь им.
Идеальный вариант — это письменное описание рабочего задания (именно описание операций, а не обязанностей). Например, экономист по работе с задолженностью ежемесячно составляет реестр старения дебиторской задолженности. Составляется такой документ на основе анализа условий заключенных договоров. Контроль за соблюдением сроков оплаты происходит на основе банковских выписок. Дирекции и коммерческому отделу ежедневно предоставляется информация о текущей и просроченной дебиторской задолженности. Если срок оплаты пропущен, то покупателю нужно направить письменное уведомление. По истечении срока, принятого политикой организации, начислить пени за просрочку. Как правило, такие процессы в компании регламентированы, но не всегда в положениях описывается сам процесс, именно в этом и может понадобиться помощь руководителя финансовой службы.
Если сотрудник предлагает собственный алгоритм выполнения задачи, не стоит его тут же осекать. Возможно, его свежий взгляд обнаружил лучшее решение. Но если задача срочная и важная, то имеет смысл настоять на проверенном алгоритме, предложив работнику сформулировать свою идею для последующего изучения.
Сотрудник думает, что предложенный вами алгоритм не принесет результата.
«Хорошо, я попробую, но не думаю, что это сработает». Когда подчиненный полагает, что ваш вариант выполнения поручения неоптимальный, у него появляется желание действовать по-своему или же списывать собственные упущения в работе на «дефекты» предложенного алгоритма. Новых сотрудников убедить в работоспособности ваших методов проще, чем более опытных. Самым хорошим подтверждением будет информация, которая ранее убедила вас.
Есть и более сложные ситуации, когда под сомнение ставится эффективность важнейших процессов. Предположим, сотрудник настаивает, что бюджетирование с периодом актуализации в неделю — слишком трудоемко и можно обойтись менее частой актуализацией. Ваша задача — убедить подчиненного: чем дальше горизонт оперативного планирования, тем ниже его точность и выше вероятность, что у организации возникнет кассовый разрыв, который она не сможет вовремя закрыть. Желательно привести пример, в котором вы опишете, как нехватка финансовых ресурсов предприятия может поставить в затруднительное положение каждого сотрудника и лично вашего оппонента.
Сотрудник не может самостоятельно расставить приоритеты в работе. Одна из наиболее распространенных проблем — работники не знают, по каким критериям сравнивать приоритеты заданий, которые им поручили, и выполняют те из них, которые считают более важными, хотя руководитель может считать иначе. Если хотите избежать «разночтений», обязательно задавайте приоритеты, но не переусердствуйте со статусами «срочно» и «особой важности» — наивысший приоритет не может быть у всех поручений. Если же важность задач меняется, не забывайте ставить об этом в известность подчиненных.
Здесь напрашивается аналогия с определением очередности платежей сотрудником казначейства. Ваши сотрудники наверняка знают, что к приоритетным платежам относятся перечисления в бюджет, расчеты с кредитными организациями и по зарплате, а во второй очереди — расчеты по договорам с контрагентами. Это обычно регламентировано, но в то же время за финансовым директором закреплено право поставить важный или срочный платеж в первую очередь. Точно так же сотрудники должны понимать приоритетность задач при осуществлении других бизнес-процессов, даже если она не определена инструкциями.
Сотрудник получает вознаграждение за плохо выполненную работу. Похоже на парадокс, не правда ли? К сожалению, многие руководители неосознанно делают это каждый день — работникам, которые плохо справляются со сложной работой, поручают только легкую. Когда сотрудники делают ошибки, их исправляет непосредственный начальник, а те, кто регулярно жалуется на неприятные для них задания, получают такие поручения намного реже. Узнаете? Не поощряйте работников за плохие результаты: делают ошибки — требуйте их исправления, помогайте в случае необходимости. Трудные задания продолжайте поручать до тех пор, пока «исполнительское мастерство» не повысится, жалобы игнорируйте.
Эффективным способом может стать вмешательство в рабочий процесс. Увеличьте частоту контрольных визитов в те отделы, где трудятся не особо старательные сотрудники. Во время такой инспекции задавайте вопросы, например: «как идут дела?», «чем вы сейчас занимаетесь?», «почему вы сейчас делаете это?», «когда вы закончите задание?».
Препятствия, которые сотрудники не могут устранить сами. Иногда выполнение поручения невозможно или затруднено из-за недоступности ресурсов, их плохого качества, противоречащих друг другу инструкций, возложения ответственности без предоставления полномочий. Если работник обратил ваше внимание на проблему, не стоит говорить ему, чтобы он действовал по своему усмотрению. Согласитесь, что специалист казначейства вряд ли сможет осуществить платежи по системе банк-клиент, если у провайдера интернета проблемы со связью. Мало того, не поможет даже личный визит сотрудника в банк с платежными поручениями, если на его имя не выдана доверенность, или лица, имеющие право подписи платежных документов, отсутствуют, а операционный день в банке подходит к концу. Подключитесь к ситуации, и если не можете устранить препятствие, поручите сотруднику другое задание, поскольку должного результата все равно не получите.
Утверждение руководства о том, что мотивированный, сплоченный и воодушевленный персонал будет выполнять необходимую работу, да еще и на высоком уровне, — одно из опасных управленческих заблуждений. Мотивация важна и нужна, но без принуждения не обойтись. Эффективность и качество труда зависят от качества вашего управления, а вовсе не от желания работников приносить пользу компании.
Наталья Глухих — коуч-консультант, эксперт журнала «Финансовый директор»
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Понятие «исполнительность» в психологических и педагогических словарях практически отсутствует, не смотря на то, что об исполнительности ребенка и взрослого, о необходимости выполнения заданий говорится в различных разделах возрастной и педагогической психологии. Более того, в педагогике, по сути дела, на исполнительности, а не ответственности до сих пор (к сожалению) строится весь процесс обучения и воспитания. Качество исполнительность необходимо отличать от рассматриваемого в психологии труда исполнительного действия, которое связывается с умением решать трудовую задачу. Как компонент структуры деятельности исполнительное действие может быть и целью и средством достижения цели. Для его осуществления необходимо выработка двигательных навыков. Исполнительность не надо также путать с подчиненностью – зависимостью от другого лица, которая, тем не менее, влияет на процесс исполнения задач, распоряжений.
Исполнитель лишен права выбора и решения о начале исполнительского действия. В этом смысле оно изначально экстернально по своей природе. Вместе с тем, исполнитель может нести ответственность в виде наказания за качество его выполнения и за конечный результат перед лицом, давшим это задание, то есть нести наказание за узкий промежуток работы, а не за целостный акт деятельности. В этом смысле, с юридической точки зрения, ответственность несет лицо, отдавшее распоряжение на реализацию действия.
Под исполнительностью мы понимаем подчинение требованиям и командам других лиц, процесс реализации поставленных ими задач и целей. Исполнительность может проявляться при удовлетворении потребностей других лиц (сфера обслуживания), при обучении и усвоении навыков в различных видах деятельности, при выполнении приказов и требований со стороны отдельных лиц и общества в целом. Отношение к исполнительской деятельности может быть разнообразным в зависимости от инстанции ставящей цели, личности руководителя (пола, возраста, опыта, авторитета и т.д.), направленности поставленных целей и мотивации исполнителя.
Многомерно-функциональная диагностика исполнительности (ИСП–1К)
Инструкция для исследователя. Для исследования исполнительности мы считаем необходимым, как минимум, применять многомерно-функциональный подход разработанный профессором А.И. Крупновым (Москва, РУДН) для диагностики отдельных свойств и качеств личности. В соответствии с этим подходом необходимо рассматривать исполнительность с позиции в большей мере обусловленных врожденных компонентов психики (динамики – активности и пассивности исполнительности; эмоциональности – стенических и астенических эмоций сопровождающих исполнительность; регуляции – интернальной и экстернальной составляющей исполнительности) и в большей мере прижизненно сформированных образований (мотивации – социоцентрической и эгоцентрической составляющих; когниции – осмысленности и осведомленности о самом качестве и о процессе исполнительности; результате – предметном, направленном на общественные цели, и субъектном – в большей мере отражающем личные, эгоцентрические интересы). Опросник можно проводить как индивидуально, так и с группой.
В бланке для ответов рядом с № выставляете свой номер протокола (по алфавитному списку, с учетом пола и т.п.). В «возрасте» испытуемый указывает не только количество полных лет, но точную дату рождения (в скобках).
Инструкция для испытуемого. В протоколе после каждого из 210 высказываний надо отразить свою точку зрения выраженную в баллах. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Ориентируйтесь на первую мысль, которая придет вам в голову.
Шкала оценок:
7 баллов – безусловно да, полностью согласен; 6 баллов – да, согласен;
5 баллов – возможно да, более согласен, чем не согласен;
4 балла – ответ нейтральный, нечто среднее между да и нет (прибегать к этому ответу не чаше одного раза на семь утверждений, а по возможности и вообще не использовать); 3 балла – возможно нет, более не согласен, чем согласен; 2 балла – нет, не согласен; 1 балл – безусловно нет, полностью не согласен.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Мне нравится выполнять трудные поручения.
2. При удачном выполнении задания мною овладевает чувство глубокого удовлетворения.
3. Берясь за выполнение поручения, я рассчитываю только на собственные силы.
4. Исполнительность – это беспрекословное выполнение приказов начальника.
5. Я охотно берусь за исполнение задания из-за желания оказать помощь коллективу (бригаде).
6. Меня воодушевляет то, что своими действиями я вношу существенную лепту в конечный совместный результат.
7. Я вполне ответственный человек и не хочу, чтобы меня контролировали.
8. Окружающие знают, что задание будет выполнено, если за него берусь я.
9. Я счастлив, когда при исполнении заданий удается сделать все, даже отдельные мелочи.
10. Если в процессе выполнения распоряжения происходит сбой, то обвиняю в этом я только сам себя.
11. Исполнительность – это умение держать свое слово.
12. Желание быть полезным коллективу повышает мою требовательность к себе при выполнении поручений.
13. Вначале я выполняю общественно важные поручения, а потом необходимые для себя.
14. Я предпочитаю принимать продуманные, взвешенные, ответственные решения, а не полагаться на мнение других людей.
15. У меня хватит энергии преодолеть препятствия, которые могут возникнуть на пути исполнения задания.
16. Мною овладевает чувство гордости, когда я исполняю приказ точно и в срок.
17. Только я несу ответственность за конечный результат выполнения задания.
18. Исполнительность – это достижение обещанного.
19. Мои желания не влияют на выполнение общественных поручений, т.к. я твердо убежден, что общественное – выше личного.
20. Я честолюбив и хочу многого достичь, однако необходимость достижения общественно полезного результата у меня стоит на первом месте.
21. Простой исполнительности я предпочитаю ответственность.
22. У меня возникает недоумение, как могут люди, исполняющие поручения, проявлять пассивность.
23. Выполнение заданий с лицами противоположного пола только поднимает мое настроение.
24. Выполняя поручения я предъявляю требования прежде всего к себе, а не к партнерам.
25. Исполнительность – это выполнение своих функциональных обязанностей на работе.
26. Стремлюсь к тому, чтобы мое убеждение о необходимости выполнения распоряжений поддержали и окружающие, потому что без этого не будет общественного прогресса, а будет анархия.
27. Меня не надо подстегивать, я прилагаю максимум усилий при выполнении поручений, связанных с достижением результата необходимого коллективу.
28. Лучше самостоятельная постановка целей и гарантирование их достижение, чем реализация целей поставленных другими людьми (начальством).
29. Если мне предлагают выполнить задание, которое я мало знаю, я все равно берусь за него, поскольку знаю, что проявив настойчивость и активность добьюсь поставленной цели.
30. Мне доставляет радость находить более эффективные пути выполнения поручений.
31. Я готов понести наказание за невыполненное поручение, если сам был недостаточно настойчив в его реализации.
32. Исполнительность – это пунктуальное выполнение своих обязательств.
33. Моя мотивация при выполнении общественных поручений исходит из желания – приносить пользу людям.
34. Я не могу остаться в стороне, если речь идет о исполнительской деятельности, результат которой будет полезен для всех.
35. Я предпочитаю сам отвечать за процесс обучения, а не подвергаться мелочному контролю со стороны педагогов, родителей.
36. Если при выполнении задания меня захватывает какая-нибудь идея, я ускоряю темп выполнения, чтобы реализовать возникшую идею.
37. Я бываю доволен собой (горжусь), когда выполняю задание одним из первых.
38. Я люблю «играть первую скрипку» при выполнении поручений и не буду искать оправданий при промахах.
39. Исполнительность – это достижение цели, поставленной другим человеком.
40. Мои интересы, желания, стремления при выполнении приказов, совпадают с теми, кто их отдал, т.к. они тоже действуют во благо общества.
41. Я думаю даже дома о наиболее эффективных путях достижения результата, если речь идет о социально-значимом результате.
42. Меня раздражают безответственные лица, которые держат слово от случая к случаю.
43. «Не хочешь – заставим» – это не про меня, я всегда проявляю активность при выполнении заданий.
44. Я не стыжусь выразить свою радость, если меня поощряют за инициативность при выполнении поручения.
45. Принимая решение о выполнении просьбы, я буду рассчитывать только на себя.
46. Исполнительность – это регулярное выполнение нормы, производственных заданий.
47. Я никогда не хотел отказаться от трудных поручений, т.к. всегда желал быть полезным обществу.
48. В исполнительской деятельности я не ощущаю насилия или принуждения, когда мой результат способствует достижению общего дела.
49. Совесть и чувство долга заставляют меня действовать более оперативно, чем при исполнении чужих приказаний.
50. Я могу забыть о выполнении порученного дела.
51. Я испытываю чувство страха, когда получаю распоряжение начальства.
52. Исполнение поручений зависит не от моих ошибок, а от неудачного стечения обстоятельств.
53. Исполнительность – это проблемы, которые навязывают человеку.
54. Я не хочу лишних осложнений – этим во многом объясняется моя исполнительность.
55. Достижение результата при выполнении заданий улучшило мое благосостояние.
56. Я предпочитаю быть простым исполнителем («работягой»), мне ни к чему лишняя ответственность.
57. В мыслях я все делаю вовремя и в срок, а на деле всегда запаздываю с исполнением заданий.
58. После неудачи в выполнении поручения я начал бояться, что не справлюсь со следующим.
59. Я не воспринимаю критику о моих исполнительских действиях, т.к. в моих промахах чаще всего виноваты эти самые «критиканы».
60. Исполнительность – это приспособление в конфликте.
61. Я не хочу браться за исполнение тех поручений, в которых не идет речь о личной выгоде.
62. Достигая результата в том или ином задании, я не забываю и о собственной выгоде, думаю, что я имею на это моральное право.
63. Из двух дел, одно из которых требует простой исполнительности, а за другое надо нести ответственность, я бы выбрал более простое.
64. Порой я очень долго копаюсь над отдельными частями поручения и, естественно, запаздываю с его выполнением в целом.
65. Препятствия, возникающие при выполнении поручений, выбивают меня из колеи, портят настроение.
66. Если задание не удается, я начинаю искать причины, приведшие к его срыву, и, как правило, они совпадают с негативными предсказаниями гороскопа.
67. Исполнительность – это достижение результата для другого человека.
68. Я стремлюсь к реализации своих проектов в исполнительской деятельности и не беспокоюсь о чужой работе, т.к. она меня отвлекает.
69. Просыпаясь утром, я думаю о том, как лучше завершить задание с максимальной пользой для себя.
70. Я с удовольствием переложу ответственность за выполнение сложных дел на кого-нибудь другого.
71. Если не будет дополнительных распоряжений свыше, я не ускорю выполнение задания.
72. Я выхожу из себя, если при исполнении порученного не могу найти на своем месте инструменты и принадлежности.
73. Если я не был на общем собрании по обсуждению планов на будущее, то имею полное моральное право при их не выполнении обвинять других.
74. Исполнительность – это когда за выполнение задания ответственность несет другой человек.
75. Я использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной, иначе мои намерения по улучшению собственного положения, останутся не реализованными.
76. Если сам о себе не побеспокоишься – никто о тебе не побеспокоится, поэтому я вначале делаю все для себя, а потом завершаю то, что поручено.
77. Я более охотно выполню просьбу или поручение, чем буду отвечать за организацию соответствующего мероприятия.
78. Для того, чтобы изобразить активность выполнения заданий, я зачастую «переливаю из пустого в порожнее».
79. При выполнении срочного задания я нервничаю и не нахожу себе места, если приходится простаивать по чьей-то вине.
80. Если я длительное время не справляюсь с возложенными на меня обязательствами, то я точно знаю – это злой рок.
81. Исполнительность – это обращение к человеку с просьбой в любое время.
82. Выполняя чье-либо распоряжение, я открыто говорю о своих намерениях по извлечению из ситуации определенной пользы для себя.
83. Почти в каждом рабочем дне (смене) я пытаюсь найти время, чтобы подумать о собственном благе или поработать на собственный результат.
84. Думаю, что не стоит вести дневник или планировать, что предстоит сделать в ближайшие месяц – два, подойдет время и все будет выполнено.
85. Более быстрое выполнение задания это гарантия того, что тебе тут же дадут новое. Другими словами, активность при исполнительности – всегда наказуема.
86. Я начинаю ругать и отчитывать себя, если порученное дело не ладится.
87. Моя невыдержанность объясняется предвзятой оценкой моей исполнительности.
88. Исполнительность – это потенциальное вознаграждение за угодничество.
89. Я намерен поддерживать только те проекты, исполнители которых в дальнейшем поддержат и меня.
90. Если при выполнении поручений образуются «окна», я начинаю действовать только для себя.
91. Я не анализирую полученный результат и возможные недочеты при его достижении. Мой принцип простой: «сделал дело – гуляй смело».
92. Если есть такая возможность, то я стараюсь сам не выполнять поручения, а пытаюсь передать его кому-нибудь другому (т.е. стараюсь «сачкануть»).
93. Я испытываю страх, у меня появляется холодный пот, если я не успеваю исполнить приказание к намеченному сроку.
94. Мое нежелание добросовестно выполнять поручения объясняется несправедливой оценкой достигаемых мной результатов.
95. Исполнительность – это отсутствие возможности отказаться.
96. Я интересуюсь психологическими особенностями моих потенциальных конкурентов, чтобы при выполнении поручения быть первым и получить материальное вознаграждение.
97. Я никогда не увиливаю от работы при выполнении поручений, если речь идет о собственном благополучии, достижения личностно значимого результата.
98. В своей работе я больше ориентирован на советы более опытных коллег, чем на собственное мнение.
ФИ
Пол_________ Возраст (дата рождения)______________ Гр._____________ Дата__________ №_______
М-ка ИСП.
7 – безусловно да; 6 – да; 5 – возможно да; 4 – нечто среднее;
3 – возможно нет; 2 – нет; 1 – безусловно нет
1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом снова вернуться к ней?
2. Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
4. Если вам прописана диета, сможете ли преодолеть все кулинарные соблазны?
5. Найдете ли силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?
6. Останетесь ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7. Быстро ли отвечаете на письма?
8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендуют врачи?
10. Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли вы человеком слова?
11. Без колебаний ли вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?
12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
13. Относитесь ли неодобрительно к библиотечным задолжникам?
14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова оппонента?
Лекция 11. Биологический фундамент личности
Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия). К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия [279]. Важнейший компонент внутренних условий составляют свойства нервной системы. Тип нервной системы, в свою очередь, обусловливает темперамент человека, поэтому мы начнем эту лекцию рассмотрением влияния темперамента на поведение. Но неверно было бы думать, что во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы его проявления личностью. Например, в последние десятилетия биологическое и физиологическое созревание человека ускорилось, акселерация привела к раннему становлению его темперамента, в то время как социальное формирование его несколько замедлилось вследствие увеличения продолжительности обучения, что задержало включение в значимые социальные контакты. Человек вступает в мир как индивид, наделенный определенными природными свойствами и задатками, которые в дальнейшем разовьются в определенные способности. Поэтому после рассмотрения свойств темперамента мы обратимся к влиянию способностей и их структуры на развитие личности, посвятив этой проблеме отдельную лекцию.
Слово «темперамент» произошло от латинского слова «temperamentum», означающего надлежащее соотношение частей, то есть пропорцию.
В одной из работ по психологии приводится такой пример: четыре молодых человека опоздали в театр и столкнулись с сопротивлением билетера, который отказался их пускать, так как спектакль уже начался. Один из молодых людей затеял спор. Он настойчиво утверждал, что часы в театре спешат и что он никому не помешает, если пройдет в партер. Другой быстро сообразил, что в партер ему не попасть, а первое действие можно посмотреть и с верхнего яруса, куда проникнуть проще. Третий молодой человек решил, что первое действие, как правило, малоинтересно, и направился в буфет. Четвертый же посетовал, что ему вечно не везет и. уехал домой. Почему в одной и той же ситуации люди повели себя столь по-разному?
Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Действительно, всматриваясь в окружающих нас людей, мы иногда замечаем сходство в стиле их поведения, в способах выражения чувств, в гибкости и подвижности мышления. Обобщенные портреты, построенные на тех или иных основаниях, с глубокой древности называли типами темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях [344; 376].
В этом взгляде правильной была идея зависимости некоторых типичных особенностей личности от биологических особенностей человеческого организма. Но, конечно, дело не в «соках» человеческого организма, а в физиологических особенностях центральной нервной системы.
Сангвиник в качестве основного имеет стремление к наслаждению, соединенное с легкой возбудимостью чувств и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны, и на них нельзя слишком полагаться. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.
Флегматиком чувства овладевают медленно. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Для него легче, чем для других, удержаться от быстрого решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало озабочен страданиями других.
Меланхолик в качестве господствующей наклонности имеет наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все время кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.
В дальнейшем подробные характеристики этих четырех темпераментов дал в своей «Антропологии» (1798) И. Кант, сблизивший понятие темперамента и характера.
С течением времени данные об этих типах темпераментов пополнялись, накапливались и подтверждали соответствие их реально наблюдаемым фактам, но оставались неясными основания подобной классификации. Первые попытки выявить их опирались на наглядно различимые признаки, связанные со строением человеческого тела. Этим, вероятно, можно объяснить появление конституционных теорий темперамента.
Наиболее известная из них принадлежит немецкому психиатру Эрнсту Кречмеру [148], который обобщил наблюдения, накопленные антропологами и психиатрами. Согласно его концепции, между конституцией человека и свойствами его темперамента существует прямая связь. Вслед за Гиппократом и Галеном Кречмер выделил четыре конституциональных типа и дал им следующие описания.
Астеническое телосложение имеет шизотимик. Он замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению. Среди шизотимиков Кречмером выделены «тонко чувствующие джентельмены, идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты, сухари, безвольные».