искусство ради искусства это какая культура
«Искусство для искусства», «чистое искусство»
«Искусство для искусства», «чистое искусство» это сложившееся во Франции в 19 веке условное название ряда эстетических предпочтений и концепций, общий внешний признак которых — утверждение самоценности художественного творчества, независимости искусства от политики, общественных требований, воспитательных задач. По существу же в разных условиях концепции «Искусства для искусства» различны как по социальным и идеологическим истокам, так и по своему объективному смыслу. Часто концепции «Искусства для искусства» являются реакцией на повышенный «утилитаризм» отдельных школ и направлений, на попытки подчинения искусства политической власти или социальной доктрине. В подобных случаях защита оказывается самозащитой искусства от враждебных ему сил, отстаиванием его духовной специфики, его самостоятельности в ряду других форм сознания и деятельности. Стремление создать мир красоты вопреки некрасивой действительности исходит из преувеличенного представления о собственной мощи искусства в преображении жизни и часто приводит к эстетству. Впрочем, в реальной художественной практике провозглашение какого-либо художественного факта «чистым искусством» оказывается, как правило, сознательной или невольной мистификацией, часто прикрытием консервативной и иной непопулярной в данный момент тенденции (например, в России в период либеральной активности 1860-х, когда сторонники «Искусства для искусства» защищали свой общественный консерватизм, прибегая к авторитету А.С.Пушкина).
Стремление к отстаиванию «чистого искусства» наблюдается в воззрениях Древнего Востока, в греко-римской античности (в «александрийской» поэзии, в римской литературе последних веков империи), в период позднего Возрождения — в маньеризме, гонгоризме. Впервые понятие «Искусство для искусства» сформулировано в книге Г.Э.Лессинга «Лаокоон» (1766). Идеи оформляются в определенную теорию в 19 веке, во многом как реакция на крайности утилитаризма Просвещения. Учение И.Канта о практической незаинтересованности «суждения вкуса» (эстетических переживаний), отдельные формулы Ф.Шиллера об искусстве как об «игре» и об эстетической «видимости» (Шиллер Ф. Статьи по эстетике) послужили для романтиков не только подкреплением мыслей о свободе вдохновения, но, абсолютизированные, они стали теоретическим истоком концепции «Искусства для искусства». Век «железный» (Е.А.Баратынский) вызвал и расцвет социального анализа реализма, и ответную деятельность защитных сил искусства как такового. Их односторонность главенствует в эстетической мысли последователей романтизма. Характерное явление — школа «парнасцев» во Франции и ее мэтр Т.Готье (предисловие к роману «Мадемуазель де Мопен», 1835—36); их склонность к совершенной форме, стремление к выразительной пластике словесного изображения приводят к художественному эффекту; но это достигается ценою подчеркнутого игнорирования общественности и социальности. По словам Готье, сила Ш.Бодлера в том, что он «стоял за безусловную свободу искусства, он не допускал для поэзии иной цели, кроме поэзии» (Бодлер Ш. Цветы Зла). Характерное противоречие: защита абсолютной независимости искусства оборачивается фактической несвободой в выборе тем, запретом на гражданские проблемы. Убежденным защитником теории «Искусства для искусства» был О.Уайлд.
«Искусство для искусства» в России
В русском искусстве лозунги «Искусства для искусства» стали по-настоящему воинствующими с 40-50-х 19 века, когда их полемически противопоставили натуральной школе или «гоголевскому направлению». Белинский в статье «Стихотворения М.Лермонтова» (1841) уверял: «Поэзия не имеет никакой цели вне себя, но сама себе есть цель». Позже в статье «Взгляд на русскую литературу 1847» под влиянием либерального окружения он изменил свой взгляд: «Мы тем не менее думаем, что мысль о каком-то чистом, отрешенном искусстве, живущем в своей собственной сфере… есть мысль отвлеченная, мечтательная. Такого искусства никогда и нигде не бывало». Со второй половины 19 века наиболее острым предметом спора явились суждения Пушкина о свободе художника, высказанные в стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830) и др. Противники «гоголевского направления» (А.В.Дружинин, С.С.Дудышкин, П.В.Анненков, отчасти «молодые» славянофилы) абсолютизировали отдельные лирические формулы поэта («Не для житейского волненья…» и т.д.), выдавая их за основной мотив пушкинской эстетики и обходя их конкретно-исторический смысл. Решительно отвергая «Искусство для искусства», Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов в силу известной своей ограниченности, метафизичности и полемической предвзятости не опровергли трактовки произведений Пушкина сторонниками теории «артистизма» и обратили свою критику против самого поэта, признавая его лишь великим мастером формы. Д.И.Писарев довершил низвержение Пушкина и закрепил недоразумение: отождествление собственно программы «Искусства для искусства», эстетикой ее сути с требованием свободы вдохновения, внутренней независимости художника, а только это и отстаивал Пушкин. К школе «чистого искусства» в русской поэзии 19 века привычно относили ряд поэтов (А.А.Фет, А.Н.Майков отчасти Н.Ф.Щербина в «антологических» стихах), потому что в своей поэзии они иногда демонстративно сторонились политической и гражданской проблематики. Тенденции этой школы в пору общественной реакции 1880-х сказались в поэзии А.Н.Апухтина, А.А.Голенищева-Кутузова, К.М.Фофанова. Но, в отличие от прежней эпохи, подобная поэзия не столько избегала гражданственности, сколько выражала разочарование в иллюзиях «всеобщего блаженства» (говоря словами А.К.Толстого), свойственных умонастроению определенных слоев либеральной интеллигенции; очевидно, она не укладывается в рамки «Искусства для искусства». В литературных школах, возникших вслед за символизмом (эгофутуризм, имажинизм, отчасти акмеизм), идея «Искусства для искусства» себя в сущности исчерпала на русской почве. В.Я.Брюсов, А.Белый и, особенно, А.А.Блок с течением времени все настойчивее утверждали связь поэзии с жизнью общества, хотя и ставили искусство выше любой духовной деятельности.
Искусство для искусства
Поговорка про произведения искусства, которые понятны только профессионалам и непонятны, неинтересны широкой массе.
Поговорка «Искусство для искусства» обозначает также концепции искусства, общий внешний признак которых — утверждение самоцельности художественного творчества, независимости искусства от политики, общественных требований, воспитательных задач.
Автором этого выражения можно условно считать французского философа Виктора Кузэн (1792 – 1867), который впервые высказал эту мысль в 22-й лекции курса философии, прочитанного им в Сорбонне (1818 г.) — L’art pour I’art (фр.).
Этого тезиса впоследствии придерживались французские поэты Теофиль Готье, Шарль Бодлер и Теодор де Банвиль.
В русский язык это выражение ввел литературный критик Белинский Виссарион Григорьевич (1811 – 1848), неоднократно выступавший против «безнравственного служения искусству для искусства».
✍ Примеры
«Пocлe чиcтo xyдoжecтвeннoй дeятeльнocти в Итaлии Гe пoпaл в Петepбypг (1863) в caмoe нeблaгoпpиятнoe для иcкyccтвa, нигилиcтичecкое вpeмя, кoгдa вo вceм пpизнaвaлacь тoлькo yтилитapнocть и кoгдa бecцeннoe иcкyccтвo oтвepгaлocь кaк нeнyжный xлaм. Нayки пpизнaвaлись тoлькo ecтecтвeнныe дa пpиклaдныe пoлeзныe знaния. Вo вceм иcкали нoвыx нaчaл. Учeныe дoктopa нe вepили в мeдицинy и пpaктикy cчитали шapлaтaнcтвoм. Иcкyccтвo пpeзиpaли, нaд xyдoжникaми cмeялиcь. Фраза «иcкyccтвo для иcкyccтвa» cтaлa пoшлoй бpaнью. Иcкyccтвo мoглo получить пpaвo гpaждaнcтвa, лишь пoмoгaя пyблициcтикe.
Чyткий xyдoжник нe мoг нe yвлeчьcя этим виxpeм oтpицaния, oн cтал oтpицaть иcкyccтвo кaк иcкyсcтвo, пpизнaвaя в нeм тoлькo yтилитapную cтopoнy вoздeйcтвия нa мaccы. И в caмыx cpeдcтвax иcкyccтвa oн oтвергaл бoльшиe cпeциaльныe пoзнaния, cтpoгocть и тщaтeльнocть выпoлнeния. Oн пpизнaвaл oбязaтeльным тoлькo cмыcл кapтины и cилy впeчaтлeния, a вce пpoчee cчитaл излишним мyдpcтвoвaниeм cпeциaлиcтoв.»
«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
Полезное
Смотреть что такое «»ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»» в других словарях:
«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» — «чистое искусство», эстетич. доктрина (и соответствующие ей формы художеств. практики), утверждающая самоценность искусства и выступающая против его служения нравств., политич. и иным внеэстетич. целям. С этой т. зр. ценность искусства… … Философская энциклопедия
ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» («чистое искусство»), название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи «искусства для искусства» оформились… … Энциклопедический словарь
ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — ( чистое искусство ), название ряда эстетических концепций, утверждающих независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи искусства для искусства оформились в теорию к середине 19 в … Современная энциклопедия
ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — ( чистое искусство ) название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи искусства для искусства оформились в теорию к сер. 19 в. (Т.… … Большой Энциклопедический словарь
“Искусство для искусства” — (“чистое искусство”), название ряда эстетических концепций, утверждающих независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи “искусства для искусства” оформились в теорию к середине 19 в. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Искусство для искусства — С французского: L art pour I art. Автор этих слов французский философ Виктор Кузэн (1792 1867), который впервые высказал эту мысль в 22 й лекции курса философии, прочитанного им в Сорбонне (1818). Этот тезис, вызвавший горячие споры, впоследствии … Словарь крылатых слов и выражений
«Искусство для искусства» — («чистое искусство»), эстетическая концепция 19 – нач. 20 в., утверждающая самоцельность и самодостаточность художественного творчества, независимость искусства от политики, идеологии и злободневных общественных проблем, провозглашающая высшей… … Литературная энциклопедия
«искусство для искусства» — «искусство для искусства», «чистое искусство», название эстетической концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественной жизни. Как показал Г. В. Плеханов, склонность художников и… … Художественная энциклопедия
Искусство для искусства — («Искусство для искусства», ) «чистое искусство», название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Как показал Г. В. Плеханов,… … Большая советская энциклопедия
Шарль Бодлер. Искусство
ради искусства
Для чего люди создают произведения искусства? Причин может быть множество, но всегда есть особая группа людей, которые творят ради самого акта творения. Они готовы долго и кропотливо работать над своим произведением и над своими навыками, чтобы создать нечто совершенное. Порой даже свою жизнь они выстраивают по такому принципу — искусство ради искусства.
Французский поэт Шарль Бодлер (Charles Baudelaire) принадлежит именно к этой группе творцов. Более того: благодаря своему отцу, Франсуа Бодлеру (François Baudelaire), он с раннего детства окунулся в мир искусства. Они вместе посещали выставки в музеях, знакомились с художниками. Но внезапно идиллия закончилась — в 1827 году отец поэта умер. Шарлю на тот момент было всего шесть лет.
Эти события наложили отпечаток на жизненный и творческий путь Шарля Бодлера. После возвращения из Лиона в Париж он окунулся в бурную жизнь ночного города. В Монмартре — месте сосредоточения всей богемы Парижа и не только — Бодлер с головой ушёл в творчество и распутство. Непонимание и отторжение матерью литературных амбиций поэта также повлияли на его становление. Тоска, разочарование и меланхолия становятся верными спутниками Бодлера. Его современник и друг Жюль Бюиссон (Jules Buisson) говорил:
«Бодлер обладал весьма чувствительной, тонкой, своеобразной и нежной душой, давшей трещину при первом же столкновении с жизнью».
Поразительная по силе рефлексия отравляла его жизнь, но вместе с тем позволяла создавать настоящие шедевры литературы. Опыт, который он получил в богемной среде, в совокупности с общим мрачным мироощущением позволили ему создать скандальный сборник стихов «Цветы зла» (Les Fleurs du mal), который был выпущен в 1857 году. Сборник тогда произвёл фурор в европейском обществе. По поводу первого издания даже начался судебный процесс, в результате которого поэта оштрафовали за нарушение норм общественной морали, а шесть наиболее непристойных стихотворений пришлось убрать из сборника.
Искусство, по мнению Бодлера, существовало исключительно ради создания всё большего художественного совершенства. Это прекрасно видно по «Цветам зла». Можно даже сказать, что искусство в нём стоит по ту сторону добра и зла. Шарль Бодлер создаёт новую непривычную эстетику декаданса, у которой была масса противников. Сборник можно даже назвать контркультурным для того времени. Это поистине было выражением искусства ради самого искусства в отрыве от ханжеской морали буржуазного общества.
Кстати, в 1857 году в статье «О некоторых французских карикатуристах» (Quelques caricaturists français) он с осуждением писал, что для людей не сведущих в этом
«искусство – это, прежде всего, искусство угождать».
Как правило, так он отзывался о буржуазии, которая, по его мнению, всегда восхищалась художественными произведениями невпопад, не понимая ровным счётом ничего. Это касалось любого творчества. Бодлер считал, что именно буржуазные восторги, а вместе с ними и
«денежные подачки и аплодисменты поклонников поощряли эту плачевную манию, которая делает из человека безвольную куклу, а из писателя — опиомана».
Всё это убивало истинное творчество, заставляло художников, поэтов и писателей создавать произведения в угоду массам. Для Бодлера это было сравнимо с проституцией. Поэтому он и не пытался создавать нечто привычное для буржуазного сознания середины XIX века. Творец совершенствуется и оттачивает свои умения, выходя на другой уровень понимания прекрасного. Вследствие этого, понят он был тоже не всеми. Судебный процесс вокруг «Цветов зла» тому в подтверждение.
Кроме того, Шарль Бодлер был ярым противником технического прогресса, поскольку он, по его мнению, убивал искусство. Например, об изобретении фотоаппарата он отзывался так:
«В наше прискорбное время родился новый вид техники, который немало способствовал внедрению и укреплению нелепых понятий и уничтожению остатков возвышенного в мироощущении французов».
Всё дело в том, что Бодлер был противником того, чтобы промышленность вмешивалась в искусство. Для него возникновение фотоаппарата означало, что люди попросту перестанут ценить искусство художника, поскольку каждый отныне мог в доли секунды запечатлеть захватывающий пейзаж или любимого человека. В чём тогда смысл художника? Где же тут место для искусства ради искусства?
Творчество для Шарля Бодлера было чем-то большим, чем простое создание рядового художественного произведения или снимка реальности. В своём стихотворении «Гимн Красоте» (Hymne à la Beauté) поэт показывает, что красивое можно найти в чём угодно, будь то действительно привлекательное или просто отталкивающее. Произведение заканчивается следующими словами:
«Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?
Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,
Освобождаешь мир от тягостного плена,
Шлешь благовония и звуки и цвета!»
(Перевод Эллиса)
Читая это, мы делаем вывод, что лишь на пути истинного искусства можно приблизиться к восприятию Красоты любого порядка. Вот, какова его задача. И для этого надо лишь начать творить.
Искусство ради искусства
«Искусство для искусства» (фр. l’art pour l’art ) — концепция, подчеркивающая автономную ценность искусства и рассматривающая озабоченность моралью, пользой, реализмом и дидактикой как не имеющую отношения и даже вредную для художественных качеств произведения.
Содержание
История
Во Франции фраза «искусства ради искусства» впервые появилась в печати в 1833 году, однако раньше эту концепцию популяризировали мадам де Сталь в своем эссе «О Германии» (1813) и Виктор Кузен (1792—1867) в лекциях по философии в Сорбонне «Об истине, красоте и благе» (1816—1818; опубликованы в 1836). Главным литературным приверженцем стал Теофиль Готье, особенно в предисловии к своему роману «Мадемуазель де Мопен» (1835). Исследования «искусства ради искусства», такие как работа Кассаня, концентрируются на литературном движении эпохи Второй Империи, которое включало Шарля Бодлера, Теофиля Готье, Эдмона и Жюля де Гонкур и поэтов-парнасцев. В Англии в первой трети 19 века появляется концепция свободной от политики искусства в творчестве художников-прерафаэлитов. Их творческие принципы сложились под влиянием Д. Рескина и писателя У. Суинберна. По их мнению, главной особенностью подлинного искусства является «живая вера», которая была в искусстве средних веков, но со временем была утрачена. [1]
Применение термина по отношению к художественной критике и визуальным искусствам — тема не слишком разработанная, но данный термин, кажется, использовался достаточно широко по отношению стилистически противоположным мастерам. Слоан связывал его с Эдуардом Мане и его кругом: живопись Мане технически была новаторской, трактовка сюжетов — морально нейтральной; его защищал Эмиль Золя в L’Evenement в 1866 году: «Он не умеет петь или философствовать, но он знает, как нужно писать картины, — и этого достаточно». Художники-академисты 1840-х годов, включая Поля Бодри, Уильяма Бугро, Александра Кабанеля и Жана-Леона Жерома, вероятно, также разделяли идеи «искусства ради искусства»: они противостояли реализму и культивировали «чистое искусство» и «стиль»; благодаря этому их поддерживал Готье.
В Англии фраза «искусство ради искусства» появилась у Алджернона Суинбёрна в эссе «Уильям Блейк» (1868) и у Уолтера Патера в обзоре поэзии Морриса в «Вестминстерском обозрении» (октябрь 1868 года). Часть этого обзора стала заключением к его влиятельнейшим «Очеркам истории Ренессанса» (1873) — ключевой работе британского эстетизма.
Концепция Эстетизма была принесена в Великобританию из Франции в 1860-е годы Фредериком Лейтоном, Алджерноном Суинберном и Джеймсом Уистлером. Она распространилась в кругу тесно связанных между собой художников, поэтов и критиков, центром которого были Уистлер и Данте Габриэль Россетти; в 1860-е годы эта концепция казалась скандальной и авангардистской. Те, кто поддерживал принцип «искусства ради искусства», считали, что художественные качества произведения искусства заключены в его формальной организации, а не в сюжете. Поэтому «эстетическая» живопись была скорее декоративной благодаря композиции и гармонии цветов и — часто — благодаря изображению богато орнаментированных поверхностей и предметов роскоши.
Art for art (течение в современном искусстве)
Художники, относящие себя к данному движению: Гарри Карлсон (Harry Carlson), Джон Атвуд (John Atwood), Берта Делизи (Bertha Delisi), Элис Циммерман (Alice Zimermann), Патрик Дюшан (Patrick Duchamp) и др. [6]