что такое тропарь канона

У православных молитв есть разные названия — что они означают?

Зачем верующим столько разных молитв?

Многие молитвы используются во время богослужений, которые строятся по определенным правилам. Люди могут благодарить Бога или святых за их помощь, каяться в грехах или чего-то просить. Для каждого из этих случаев нужны особые тексты или песнопения. Кроме того, молитвы писали люди, которые использовали разные литературные формы для передачи своих мыслей, поэтому молитвенный корпус текстов очень разнообразен.

Что такое акафист?

Акафист (в переводе с греческого «молитва, которую читают стоя»). Подробно рассказывает о жизни святого или событиях праздника. Состоит из 13 коротких текстов (кондаков), которые заканчиваются возгласом «Аллилуйя», и 12 длинных (икосов), в каждом из которых содержится 12 хвалебных обращений к святому, начинающихся словом «Радуйся».

Что такое канон?

Канон (в переводе с греческого «правило, образец») — это большая молитва, посвященная Христу, Богородице или святому. Обычно она состоит из 9 частей (песен), каждая из которых начинается коротким песнопением, связанным с определенным событием из Ветхого Завета (ирмос). Потом читается несколько (от 2 до 4) коротких текстов, посвященных святому или празднику.

Что такое ирмос?

Ирмос (в переводе с греческого «связь, соединение») — молитва, которая поется в начале каждой песни канона. Ирмос показывает, на какого персонажа из Ветхого Завета похож святой или к какому ветхозаветному событию отсылает церковный праздник. Задача этой молитвы — связать более поздние исторические события с «образцами» из Библии.

Что такое тропарь?

Тропарь (в переводе с греческого «обращение») — самая главная короткая молитва праздника. Он рассказывает о событиях из жизни Христа, Богородицы или святых. В тропаре прямо говорится о том, какие поступки сделали человека святым или какие события (Рождение Христа, явление иконы Богородицы и т. п.) стали поводом для церковного торжества.

Что такое кондак?

Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») — вторая важная молитва праздника. Она рассказывает о том же человеке или событии, что и тропарь, но несколько подробнее. В кондаке раскрываются исторические или богословские причины поступков святых. Тропарь рассказывает о том, что случилось, а кондак — о том, почему это произошло.

Что такое икос?

Икос (в переводе с греческого «дом») — благодарственная молитва, которая прославляет, хвалит Христа, Богородицу или святых, рассказывая о событиях из их жизни. 12 икосов входят в состав акафиста и состоят из вступления, 12 прошений, начинающихся словом «Радуйся», и завершающего обращения к святому («Радуйся, Николае, великий чудотворче»).

Что такое стихира?

Стихира (в переводе с греческого «стихотворение») — песнопение, которое поется после коротких отрывков из псалмов. Число стихир на Всенощном бдении может быть разным. Чем важнее праздник, тем больше этих молитв поется. Стихиры обычно различают по названию псалмов, с которыми они связаны (стихиры на «Господи возвах», стихиры на «Хвалитех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на стиховне).

Что такое кафизма?

Кафизма (в переводе с греческого «сидение») — название частей Псалтири, объединяющих несколько псалмов. Название происходит от обычая сидеть во время чтения кафизм в храме. Всего существует 20 кафизм, и они последовательно за несколько дней или недель прочитываются в храме во время богослужения или в составе домашних молитв.

Источник

Тропарь

Тропа́рь (от греч. τροπάριον (тро­па­рион) – тон, лад, мело­дия) – крат­кое пес­но­пе­ние, в кото­ром рас­кры­ва­ется сущ­ность цер­ков­ного празд­ника или про­слав­ля­ется святой (святые).

Тро­парь – одно из древ­ней­ших цер­ков­ных пес­но­пе­ний, с кото­рого хри­сти­ан­ская гим­но­гра­фия начала свое раз­ви­тие.

Тро­парь празд­ника рас­кры­вает его сущ­ность и вос­пе­вает его. Тро­парь, посвя­щен­ный свя­тому, рас­кры­вает осо­бен­но­сти подвига свя­того, про­слав­ляет его житие и свя­тость. Кондак, вос­пе­вая то же собы­тие или то же свя­щен­ное лицо, допол­няет, раз­ви­вает основ­ную тему тро­паря.

Это можно наглядно уви­деть, срав­ни­вая тро­парь и кондак кон­крет­ного празд­ника. При­ве­дём пример тро­паря и кондака Пасхи:

Кондак: Аще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся!, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.

Конда­ками также назы­ва­ются отдель­ные, содер­жа­щие закон­чен­ную мысль, молит­вен­ные воз­зва­ния, из кото­рых состоит канон, и, в неко­то­рых слу­чаях, другие крат­кие молит­во­сло­вия.

«Песни вечерни, воз­рас­тая в своей тор­же­ствен­но­сти, закан­чи­ва­ются высшим из всех видов цер­ков­ного пес­но­пе­ния – тро­па­рем, самое назва­ние кото­рого (τροπάριον, от τρόπος = ήχος, глас, напев) ука­зы­вает на особую слож­ность и богат­ство мело­дии для него. В каждом гласе тро­пар­ный напев состав­ляет венец всех других напе­вов, из кото­рых с ним может сопер­ни­чать разве про­ки­мен. Поэтому тро­парь на всех служ­бах в ряду других пес­но­пе­ний зани­мает самое почет­ное место, откры­вая их ряд, как на утрене, завер­шая его, как на утрене же и вечерне, или заме­няя все другие роды пес­но­пе­ния, как на литур­гии и на часах (на послед­них вместе с конда­ком)».
Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый Типи­кон

«Про­ис­хож­де­ние этого слова и, сле­до­ва­тельно, его истин­ное зна­че­ние объ­яс­ня­ется по раз­ному. Слово τροπάριον про­изо­шло от τροπαία, то есть «побед­ный знак», трофей; в таком случае его смысл – про­сла­вить победу муче­ника над язы­че­ством, пре­по­доб­ного – над стра­стями и миром, или Самого Спа­си­теля – над смер­тью. Другое тол­ко­ва­ние этого слова ставит его в связь с «ирмо­сами» канона; если ирмос есть связь песни с песнью и как бы обра­зец для пения и мело­дии тро­пар­ной песни, то тро­пари обра­ща­ются к ирмосу τέτραπται πρός τό. Но, как пра­вильно заме­чает Мир­ко­вич, это было бы точно, если бы тро­пари воз­ни­кали вместе с кано­нами, тогда как древ­ней­шие упо­ми­на­ния о тро­па­рях стоят совер­шенно вне зави­си­мо­сти от ирмо­сов и вообще гораздо раньше, чем воз­никло самое твор­че­ство кано­нов. В IV и V веках уже суще­ство­вали тро­пари в Египте и в Малой Азии, тогда как каноны появи­лись только в VIII в. Нако­нец, третье объ­яс­не­ние этого тер­мина ставит его в зави­си­мость от τρόπος, то есть обра­зец. Уже у древ­них элли­нов способ пения, «лад», в кото­ром пелось, назы­вался тропот. Древ­ние лады: лиди­кий­ский, мик­со­ли­ди­кий­ский, ипо­ли­дий­ский, фри­гий­ский и т.д. назы­ва­лись «тро­пами».

Древ­ней­шее хри­сти­ан­ское упо­ми­на­ние тро­паря нахо­дим в уставе Вели­кой Кон­стан­ти­но­поль­ской церкви; это – един­ствен­ное пес­но­пе­ние древ­не­ви­зан­тий­ского бого­слу­же­ния. Тро­парь – пес­но­пе­ние, не взятое из Свя­щен­ного Писа­ния, сле­до­ва­тельно – не псалом, ни биб­лей­ская песнь.

В совре­мен­ном уставе слово «тро­парь» упо­треб­ля­ется часто и в разных зна­че­ниях или, лучше, с раз­ными при­ла­га­тель­ными.

1. Отпу­сти­тель­ные тро­пари
Надо прежде всего отли­чать так наз. «отпу­сти­тель­ные» тро­пари, т. е. крат­кое заклю­чи­тель­ное пес­но­пе­ние, про­слав­ля­ю­щее данный празд­ник, свя­того или явле­ние иконы. Это соб­ственно тро­парь в насто­я­щем смысле этого слова.

2. Тро­пари канона
Кроме того, гово­рится о тро­па­рях канона, то есть о стро­фах хри­сти­ан­ского цер­ков­ного пес­но­твор­че­ства, состав­ля­ю­щих песни канона, поемых по образцу ирмоса и вос­пол­ня­ю­щих извест­ное число в данной песни.

3. Тро­пари на «Гос­поди воз­звах»
Иногда слово «тро­парь» обо­зна­чает в Типи­коне сти­хиры на «Гос­поди воз­звах»; тогда гово­рится о «тро­па­рях на Гос­поди воз­звах».
Тро­пари имеют свой наро­чи­тый напев в каждом гласе. По своему содер­жа­нию тро­пари могут при­об­ре­тать и неко­то­рые харак­те­ри­зу­ю­щие их при­ла­га­тель­ные, как напри­мер: Вос­кре­сен, Кре­сто­вос­кре­сен, Бого­ро­ди­чен, Муче­ни­чен, Кре­сто­бо­го­ро­ди­чен, Покоин, Тро­и­чен, Пока­я­нен и т. д.»
Тро­пари – «наи­бо­лее крат­кие пес­но­пе­ния, про­слав­ля­ю­щие глав­ную суть собы­тия. Хотя по напеву от них отли­ча­лись, но по поэ­ти­че­ской форме и содер­жа­нию оста­ются им очень близки: седальны, све­тильны, ипакои и даже сти­хиры. Эти послед­ние, правда, имеют свои напевы, но часто даже и в книгах назы­ва­ются «тро­па­рями на Гос­поди воз­звах».

Бого­ро­дичны – пес­но­пе­ния (сти­хира или тро­парь или седа­лен) в честь Божьей Матери.

Вос­кресны – пес­но­пе­ния, про­слав­ля­ю­щее слав­ное вос­кре­се­ние Хри­стово.

Кре­сто­бо­го­ро­дичны – пес­но­пе­ния, в кото­рых изоб­ра­жа­ется скорбь Божией Матери о крест­ной смерти Ее Сына и истин­ного Бога. Они поются по средам и пят­ни­цам вместо Бого­ро­дич­ных.

Кре­сто­вос­кресны – пес­но­пе­ния, в кото­рых про­слав­ля­ются крест­ные стра­да­ния и вместе вос­кре­се­ние Гос­пода. В Окто­ихе на каждый вос­крес­ный день после вос­крес­ного канона нахо­дится кре­сто­вос­крес­ный канон.

Мерт­венны и покойны – содер­жа­щие молитвы об упо­ко­е­нии усоп­ших. Они поло­жены в службе суб­бот­ней (Окто­ихе) и в чине погре­бе­ния (мерт­вен­ные тро­пари по непо­рочны).

Муче­ничны – песни в честь муче­ни­ков, содер­жа­щи­еся в Окто­ихе на все дни недели, кроме вос­кре­се­ния: на утрени – в седаль­нах, в кано­нах (кроме чет­верга) и в сти­хи­рах на сти­ховне; на вечерни – в сти­хи­рах на сти­ховне (в суб­боту на «Гос­поди воз­звах»); на Литур­гии – в тро­па­рях на «бла­женны». Муче­ничны нахо­дятся в Окто­ихе и в Три­о­дях. В ука­зан­ных книгах перед этими пес­но­пе­ня­ими име­ется над­пись «муче­ни­чен». Но пес­но­пе­ния Минеи, где пола­га­ются целые службы в честь муче­ни­ков, не над­пи­сы­ва­ются этим обо­зна­че­нием.

Пока­янны (уми­ли­тельны) – общая тема этих пес­но­пе­ний – испо­ве­да­ние грехов перед Богом, сокру­ше­ние о них и моле­ние о про­ще­нии. Они поло­жены на служ­бах поне­дель­ника и втор­ника в изме­ня­е­мых песнях Окто­иха. Три уми­ли­тель­ных (или пока­ян­ных) тро­паря, испол­ня­ются только Вели­ким Постом (до недели 5‑й) и в пред­ше­ству­ю­щие четыре сед­мицы: «Пока­я­ния отверзи ми двери, Жиз­но­да­вче…», «На спа­се­ния стези настави мя, Бого­ро­дице…» и «Мно­же­ства соде­ян­ных мною лютых помыш­ляя ока­ян­ный тре­пещу страш­наго дне суд­наго…».

Тро­пари по Непо­роч­ных – повест­вуют о при­ше­ствии жен-миро­но­сиц ко гробу Спа­си­теля, где они от Анге­лов узнали о чуде Его вос­кре­се­ния. Испол­ня­ются на поли­е­лей­ной Утрени. Непо­роч­нами назы­ва­ется 17 кафизма Псал­тири, состо­я­щая из одного 118 псалма; назва­ние она полу­чила по первым его словам: «Бла­женны непо­роч­ные…».

Тро­пари по непо­роч­ных состоят из шести частей при­пе­вами и славой. Начи­на­ются с при­пева «бла­го­сло­вен еси Гос­поди», отде­ля­ю­щего одну от другой три после­ду­ю­щих части тро­паря. После чет­вер­той части чита­ется «Слава», после пятой – «И ныне». Окан­чи­ва­ются трое­крат­ным пением алли­луйа. В празд­ники, вместо тро­па­рей «по Непо­роч­ных», перед иконой празд­ника поется вели­ча­ние.

Тро­пари по непо­роч­ных поются также при отпе­ва­нии архи­ереев и заслу­жен­ных свя­щен­ни­ков.

При освя­ще­нии кули­чей, пасох, яиц, окроп­ляя их святой водой, свя­щен­ник поёт тро­парь вос­крес­ный 2‑го гласа.

Источник

Что такое тропарь канона

На каждую неделю в церкви установлен свой определённый глас.
По прошествии недели глас меняется на следующий, от 1 до 8, таким образом круг осмогласия повторяется каждые 8 недель.

В рамках каждого гласа дополнительно различаются напевы для прокимнов, стихир, тропарей и ирмосов (за редким исключением). Однако музыкальная основа гласа при этом сохраняется.

Тропарь

Тропарь (греч. — тон, лад, мелодия, глас, напев) — одно из древнейших церковных песнопений.
Это краткая песнь, в которой прославляется святой (святые) или раскрывается сущность праздника. Также тропарями называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоят каноны, и, иногда, другие краткие молитвословия.

«Песни вечерни, возрастая в своей торжественности, заканчиваются высшим из всех видов церковного песнопения — тропарем, самое название которого указывает на особую сложность и богатство мелодии для него. В каждом гласе тропарный напев составляет венец всех других напевов, из которых с ним может соперничать разве прокимен. Поэтому тропарь на всех службах в ряду других пес­нопений занимает самое почетное место, открывая их ряд, как на утрене, завершая его, как на утрене же и вечерне, или заменяя все другие роды песнопения, как на литургии и на часах (на последних вместе с кондаком)».

Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

Древнейшее христианское упоминание тропаря мы находим в уставе Великой Константинопольской церкви; это — единственное песнопение древневизантийского богослужения.

Тропарь — песнопение, не взятое из Священного Писания, следовательно — не псалом и не библейская песнь.

В современном уставе слово «тропарь» употребляется часто и в разных значениях или, лучше сказать, с разными прилагательными:

Тропари имеют свой специальный напев в каждом гласе.
По своему содержанию тропари могут приобретать и некоторые характеризующие их прилагательные, как например: Воскресен, Крестовоскресен, Богородичен, Мученичен, Крестобогородичен, Покоин, Троичен, Покаянен и т.д.

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

Кондак

Кондак (греч. — палочка, на которую наматывался свиток пергамента) — небольшое песнопение в одну-две строфы, которое параллельно тропарю раскрывает суть праздника.

В современных богослужебных книгах это песнопение занимает очень скромное место и теряется в обширных песнях канона.
В своем теперешнем облике и объеме кондак очень похож на тропарь и даже поётся он по тропарной мелодии. Помещается кондак после 3-ей или 6-ой песни канона, а также повторяется на литургии и на повечерии. Изначально же, по своему происхождению и древнему употреблению, кондак был совсем другим произведением.

Однако в древности, ещё до появления канонов, кондак занимал совершенно исключительное место в богослужении. Он вовсе не ограничивался одной строфой, а представлял собою самостоятельное и большое поэтическое произведение, целую богословскую поэму.

Древний кондак в его классическом облике — это цепь из 20-30 строф, постепенно развивающих одну общую тему. Эта поэма состояла из нескольких частей: начальной строфы, икосов (числом чаще всего 24), и припева в один-два стиха. Причём инициалы всех строк составляли акростих (то есть первые буквы строф также складывались в осмысленный текст).

Со временем, под влиянием входившего в обиход канона (тоже литургической поэмы, но уже с заданными рамками для каждой песни, приуроченными к песням библейским), кондак постепенно стал уступать место новому типу церковного песнотворчества и был им почти совершенно вытеснен.

Наш теперешний кондак, как уже сказано, мало чем отличается от тропаря. Действительно, при беглом на него взгляде, он, также как и тропарь, говорит о данном празднике или святом. Это и неудивительно, так как перед нами теперь лишь остаток — первая строфа, которая дает только основную тему, а всё её развитие, весь богословский и поэтический узор исчез из внимания современных богомольцев.

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология

Антифоны

Антифоны (от греч. против, и звук, голос) — означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора, буквально «противо-гласник». В сущности это даже и не форма особых песнопений, как, например, тропарь, кондак, стихира, а скорее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов. Антифоны поются двумя хорами (клиросами) попеременно по одному стиху. Начинает исполнение правый клирос, затем продолжает левый и так они чередуются.
Но кроме этого своего значения, как способа пения, слово антифон употребляется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала. Вот главные случаи употребления этого термина:

1. Антифоны Псалтири

Первая кафисма Псалтири, разделяясь, как и прочие, на три «славы», удерживает за этими частями наименование «антифонов». Это объясняется тем, что или вся кафисма, или первая ее «слава» (первый антифон) поются, в соответствии с Уставом, на два хора.

2. Антифоны изобразительные или вседневные

3. Степенные антифоны

Степенные антифоны являются частью торжественной полиелейной утрени. Называются они так потому, что составлены были применительно к 15 псалмам (119-133), называвшихся у евреев песнями степеней. Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Степенных антифонов восемь — по числу гласов. Каждый составлен из трёх частей для каждого гласа, кроме 8-го, где их четыре. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа.
Автором степенных антифонов некоторые считают Иоанна Дамаскина, но, правильнее, скорее, считать св. Феодора Студита или же его брата Иосифа, архиепископа Солунского, так как по аскетическому содер­жанию они действительно больше соответствуют духу студийского направления в нашей гимнографии.

4. Праздничные антифоны

Это антифоны, поющиеся в двунадесятые праздники. Праздничные антифоны на литургии составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются или с особыми припевами, «Молитвами Богородицы» и «Спаси ны, Сыне Божий», или с тропарём самого праздника.

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

P.S. Хочу ещё добавить, что в настоящее время, в большинстве храмов антифоны не соответствуют изначальному своему названию, потому что поются не двумя хорами, а одним.

Акафист

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” — краткая хвалебная песнь; “икос” — пространная песнь).
Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки — “Аллилуйя” (на еврейском — “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.

Первый из известных акафистов — акафист Пресвятой Богородице — написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.

Акафист – особое песнопение в честь Спасителя, Божией Матери и святых. Название его (греч. акафистос; где а – отриц. частица, kathizein – сидеть) указывает на то, что во время чтения или пения акафиста не принято сидеть. Акафисты состоят из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков, 12 икосов, из которых 1-й кондак и все икосы оканчиваются призывом радуйся, а 12 кондаков восклицанием аллилуия. Первый акафист был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста, во время осады Константинополя персами во главе с полководцем шаха Хозроя Сарваром и аварами в 626 году. Столица была окружена с моря и суши. Положение было безнадежным. Матерь Божия явила чудесную помощь, и город был спасен.

В благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Составление акафиста предание приписывает диакону великой константинопольской Церкви Георгию Писидийскому. Сначала служба совершалась только во Влахернском храме Константинополя, где находился чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии», а также риза и пояс Богоматери. Но в IX веке этот праздник был внесен в Типик монастырей – Студийского и преподобного Саввы Освященного, а потом и в Триодь постную. Так этот особый праздник стал всеобщим во всей Православной Церкви. Постепенно стали по образцу первого акафиста появляться и другие.

Кроме субботы пятой недели Великого поста акафисты в честь Спасителя, Божией Матери и святых принято читать вне постов, во время которых христиане должны сугубо молиться о прощении своих грехов.

К акафистам мы чаще всего обращаемся в часы особой радости и благодарственного настроения или когда нужно испросить у Господа и Божией Матери помощь в трудных обстоятельствах.

Первоначально икосами назывались все 24 песни акафиста, но позже краткие песнопения получили названия кондаков.
По изъяснению Марка Эфесского, икосы (в переводе с греч. — дом) получили своё название потому, что пелись в тех домах, где проводил ночи в молитве преп. Роман Сладкопевец, первый составитель икосов.

Ирмос

Ирмос (связь, сплетение, ряд) — первая поэтическая строфа песни канона, вступительный стих, являющийся смысловой связкой между библейской песнью и тропарями, музыкальная связка и образец для последующих тропарей канона данной песни.

(На основе материала из книги «Толковый Типикон» Михаила Скабаллановича)

Канон

Канон ( «правило, мерило, норма») — один из видов церковной молитвенной поэзии. Представляет собой гимн-поэму сложной конструкции, которая сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета.

Вторая песнь в большинстве канонов отсутствует. Связано это с её исключительно покаянным настроем. Эта песнь составлена по образцу песни пророка Моисея: Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих, да чается яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи мои, яко туча на троскот и яко иней на сено: яко имя Господне призвах, дадите величие Богу нашему… В этой пространной песне много обличений народа Израильского, часто уклонявшегося к идолопоклонству, а в конце возвещается праведный суд Божий. Песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, в которые мы должны омывать душу слезами. Поэтому, 2-я песнь присутствует только в канонах Постной Триоди, и исполняется только в дни святой Четыредесятницы. Найти эту песнь можно, к примеру, в Ирмологионе.

Кратко напомним, из каких частей состоит канон.

Ирмос – располагается в начале каждой песни, указывает на ветхозаветные прообразы и является образцом (по содержанию, стихотворной форме, ритму) для остальных тропарей данной песни.

Тропарь – краткая песнь, прославляющая дела Бога или Его святых. Последний тропарь каждой песни посвящён прославлению Богородицы. Троичный тропарь прославляет Пресвятую Троицу. Окончания тропарей каждой песни часто повторяются. Припев произносится перед тропарями, за исключением начинающихся со Слава…

Седален – краткое церковное песнопение во время которого молящиеся садились, для слушания следующего за ним чтения Священного Писания или Жития святого. Раньше это чтение следовало за 3-ей песней.

Кондак – в прошлом, гимн состоящий из большого числа строк – икосов. Нынешний кондак и икос после 6-й песни канона – всё, что осталось от древнего кондака. Первым кондаком был кондак Рождества Христова – «Дева днесь Пресущественного раждает…».

Песни Святого Писания положенные в основу ирмосов

1-я. Благодарственная песнь пророка Моисея, после перехода евреев через Чермное (Красное) море. Это событие – основа ветхозаветной Пасхи и прообраз новозаветной. Под царством фараона подразумевается царство диавола и греха, под Израилем – христиане, которых Господь Своим воскресением перевёл от смерти к жизни (Исх. 14, 21-15, 21).

2-я. Обычно отсутствует. Её можно увидеть, например, в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского.

3-я. Благодарственная песнь св. Анны, матери пророка Самуила. Св. Анна дала обет Господу, отдать Ему сына своего, если у неё будет ребенок. Песнь является её молитвой, когда она отдала ребёнка служить Богу при священнике Илии. (1 Цар. 2; 1-10).
Символизирует нашу благодарность Господу, ибо без него мы бесплодны, как бесплодна была св. Анна.

4-я. Пророческая песнь-молитва пророка Аввакума (Авв. 3;1-19), в которой он воспевает величие Господа, Его спасение для нас.

5-я. Молитва пророка Исайи (Ис. 26, 9-19), провидевшего пришествие Спасителя и всеобщее воскресение.

6-я. Молитва пророка Ионы из чрева кита (Иона 2; 2-10). Мы выражаем благодарность Господу за то, что Он спас нас, погрязших в грехах. Чрево кита – это образ преисподней.

7 и 8-я. Песнь трёх отроков, вверженных в раскалённую печь за отказ поклониться идолу и чудесно спасённых (Дан. 3; 19, 26-56; 3, 57-90). Печь – символ прошедшей, грешной жизни, за что евреи были отданы под власть язычников.

9-я. Песнь Богоматери при встрече со св. Елисаветою: «Величит душа моя Господа…». Молитва Захарии, поражённого немотой и вновь обретшего дар речи «Благословен Господь Бог Израилев…».

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

Стихира

Стихира (греч. «многостишие») — богослужебное песнопение, написанное стихотворным размером.

«Стихира, как показывает само название — песнопение, написанное стихотворным размером или приуроченное к стихам.
Современный церковный устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения:

1. Стихиры на «Господи воззвах»,
2. Литийные стихиры,
3. Стихиры на стиховне,
4. Стихиры на «Хвалитех».

Киприан Керн. «Литургика. Гимнография и эортология».

Причастен

Причастен — богослужебное песнопение преимущественно в виде псалма, поющееся на литургии во время приобщения священнослужителей в алтаре, перед причастием мирян.

Причастен — это стих, похожий на псалмы, который поётся на литургии во время приобщения священнослужителей в алтаре. Это приобщение, совершаемое в знак особой таинственности при закрытых алтарных дверях и завесе, составляет святейший после момента пресуществления Даров момент литургии, требующий от молящихся особой сосредоточенности. Однако такая сосредоточенность не могла быть достигнута какою-нибудь длинной песнью.
Нужен был именно один краткий и выразительный стих с припевом аллилуиа, отмечающим все важнейшие и радостнейшие моменты богослужения. К той же цели направлен и напев причастна — медленный, спокойный и умиленный, в котором звучат мотивы Страстной седмицы.

Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

Прокимен

Прокимен — это остаток пения псалма с припевом к каждому его стиху какого-нибудь наиболее подходящего или знакомого народу стиха.
Еще в IV-V веках пелись таким образом целые псалмы респонсорным способом* (пояснение см. ниже). Сирийская литургия апостола Иакова знает такое пение целого псалма перед апостольским чтением. Златоуст говорит: «Отцы установили, чтобы народ подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе высокое учение». Прокимны распространялись по всему христианскому миру; их знает синайская утреня; в западной литургике им соответствует «респонсорий».

Иногда Прокимен есть первый же стих псалма, а стих его — какой-либо из последующих стихов того же псалма, например, воскресный (в субботу вечера).

«Господь воцарися лепоту облечеся.
Облечеся Господь в силу и препоясася.
Ибо утверди вселенную, яже не подвижится»
— все это первый стих 92 псалма, и, наконец, последний стих прокимна — последний же стих псалма:
«Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (стих 5).

Иногда, наоборот, какой-либо стих из середины псалма взят за прокимен — по-видимому, то, что Златоуст назвал «стих сильный, заключающий в себе высокое учение», а стихом к нему служит 1-й стих псалма, что подтверждает древний обычай исполнять весь псалом, с течением времени сократившийся до размеров только одного первого стиха.

Например, прокимен на Богородичные праздники:

«Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» — стих 18-й псалма 44;
а стихом к нему служат или:
«Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо Твое мне» — стих 11-й того же псалма; или же:
«Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви» — стих 1-й того же псалма.

Или еще например: прокимен воскресный 8-го гласа:
«Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» — стих 10-й псалма 145,
а стихом к нему служит 1-й стих того же псалма:
«Хвали, душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем».

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

Полиелей

_______
* Респонсорное пение — это особый вид или прием антифонного пения. Он состоял в том, что певец мерным и благозвучным голосом начинал и исполнял псалом, а народ участвовал с ним в пении, повторяя последние слова известных стихов псалма или гимна или сопровождал каждый отдельный стих его каким-либо одним стихом или припевом. Отсюда и этимология слова: на древне-церковном языке это называлось «подпевать». Древнейшее указание на этот род пения сохранилось в Апостольских Постановлениях (II, 57, русск. пер. стр. 90), где говорится, что, по совершении чтецом двух чтений из Ветхого Завета на Литургии оглашенных, «другой кто-либо (избранный псалт) пусть поет песни Давидовы, а народ пусть подпевает последние слова стихов». Дионисий Ареопагит говорит о подобном же исполнении псалмов предстоятелем и присутствующими в алтаре клириками.

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
что такое тропарь канона. Смотреть фото что такое тропарь канона. Смотреть картинку что такое тропарь канона. Картинка про что такое тропарь канона. Фото что такое тропарь канона
© 2009-2021 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *