исаакиевский собор район города какой
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Главный морской
История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.
Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.
100 лет в лесах
В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.
Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.
Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.
На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.
Внутреннее убранство
В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.
В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.
Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.
В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
Святыни
В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
XX век
С 1858 по 1924 год собор был главным, кафедральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Как проехать:
Санкт-Петербург, м. Невский проспект
Подготовил Кирилл Баглай
Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах
Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского
Всё об Исаакиевском соборе — о самом великом до мелочей
Знаменитый Исаакиевский собор — почти ровесник Санкт-Петербургу. Задумывался он во времена становления славного города на Неве. Отцом обоих величайших творений является Петр Первый. Государь родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского, и созданием храма во имя святого он пожелал по-особенному почтить своего небесного покровителя.
Первая деревянная церковь в честь Исаакия Далматского была построена в 1707 году. В ней в 1712-м были обвенчаны Пётр I и Екатерина I. В дальнейшем храм не единожды перестраивался, и четвертый возрождённый собор мы видим сейчас.
Возведением, реконструкцией и усовершенствованием собора занимались буквально все императоры России. Екатерина II ради такой большой цели не жалела мрамор. Но при ней удалось заложить лишь грандиозное основание.
Павел I по-своему продолжил дело своей великой матери, и мощный мраморный фундамент был увенчан низкими кирпичными стенами, что породило массу усмешек и нареканий.
Александр I не смог смотреть на этот стыд. Император велел всё разрушить и построить новый храм — из гранита, задействовав для решения своих масштабных задач талантливейшего архитектора Огюста Монферрана. Строили собор долгих 40 лет. Однако игра стоила свеч.
Хотя французскому мастеру стройка стоила всей его жизни. Реально Исаакий стал делом всей жизни Анри Луи Огюста де Монферрана. Но будут помнить имя гения в веках. Не зря Александр Дюма охарактеризовал автора Исаакия как «Микеланджело Севера».
Для храма использовали видимо-невидимо золота, бронзы, серебра, лазурита, малахита, мрамора, гранита, проч. Было создано около 3-х сотен скульптурных изваяний, мозаикой покрыто 6,5 тысяч метров квадратных храма.
Работали знаменитые скульпторы и художники, инженеры и изобретатели. Во время возведения и отделки собора совершались мировые открытия, применялись новшества века. Сделанный кадр стройки стал одним из первых фото в России.
Когда-то в соборе стоял, поражая всю отечественную и мировую общественность, гигантский маятник Фуко, наглядно демонстрировавший вращение Земли. Сегодня на месте его крепления находится фигурка голубя — символ Святого Духа, а на куполе работает обзорная площадка, с которой простирается восхитительный вид на весь центр Санкт-Петербурга.
Обо всем этом, и о многом другом, очень пикантном и интересном, увлекательном и полезном, более подробно можно узнать из следующих статей сайта.
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор – самый известный и крупный храм Санкт-Петербурга, выдающийся пример русской религиозной архитектуры. Это одно из самых значительных и красивых купольных зданий во всем мире. Масштабы постройки впечатляют: она является четвертой по размеру христианской святыней после римского собора Святого Петра, лондонской церкви Святого Павла и флорентийского храма Святой Марии.
Высота сооружения составляет 101,5 м, а его вместимость – около 12 тысяч человек. Сегодня Исаакиевскому собору присвоен статус музея-памятника, но четыре раза в год, по самым значительным праздникам, здесь проводятся религиозные службы. Официальное название – храм преподобного Исаакия Далматского, в честь которого и была возведена церковь.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Исаакиевский собор
История строительства
Император Петр I родился 30 мая по юлианскому календарю, в день памяти канонизированного византийского монаха Исаакия Далматского, поэтому монарх всегда с особым почтением относился к фигуре этого святого. В 1710 году император издал указ о строительстве храма в честь Исаакия неподалеку от здания Адмиралтейства. На этом месте была возведена церковь из дерева, вернее, под нее была переоборудована с небольшими достройками чертежная при морском ведомстве. Уже в 1712 году государь обвенчался здесь с женой Екатериной Алексеевной.
Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год
В 1717 году было решено начать обустраивать город каменными храмами, и по плану первой подвергнуться модернизации должна была именно Исаакиевская церковь. В этом же году Петр I лично заложил первый камень нового собора. Если первая постройка отличалась простотой, как и большинство зданий в начале правления императора, то вторая уже задумывалась в стиле петровского барокко. Возведение святыни завершилось через 10 лет, а за все это время работами руководили трое разных архитекторов.
Тогда храм находился на том месте, где сегодня воздвигнут знаменитый «Медный всадник». Это было неудачное место, поскольку фундамент строения постоянно размывался Невой. Постоянные дорогостоящие ремонты вынудили городской сенат искать новое место для собора. Уже в 1761 году был принят соответствующий указ.
Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год Проект купола Исаакиевского собора от О. Монферрана
Но закладка третьей Исаакиевской церкви произошла лишь в 1768 году, после одобрения указа вступившей на престол Екатерины II. Это должен был быть крупный собор с пятью куполами сложной конструкции и высокой колокольней. Однако из-за смерти императрицы и смены архитектора недостроенная часть была доделана наспех, по сильно упрощенному проекту. В итоге получилось роскошное основание до карниза, отделанное мрамором, сверху которого возвышалась простая надстройка из кирпича. Она имела только один купол и гораздо менее высокую колокольню, чем планировалось.
Бюст О. Монферрана был создан из камней, использовавшихся при строительстве
Освящен храм был только в 1802 году. Так как церковь строилась согласно указам трех разных самодержцев, она сильно диссонировала с общим обликом центра Санкт-Петербурга. Именно поэтому уже в 1809 году был объявлен проект на создание нового строения.
Усовершенствованный проект Исаакиевского собора был одобрен только к 1818 году, его автором стал француз Огюст Монферран. Главным условием нового императора было сохранение роскошной алтарной части, а также пилонов под куполом. Собор значительно увеличивался в размерах, приобретая совершенно новые очертания: крупный центральный купол с четырьмя более мелкими, высокая колоннада. Со временем проект претерпел некоторые изменения, но его основная часть осталась такой же. Освящение завершенного храма состоялось в 1858 году.
Вид на Исаакиевский собор с Английской набережной
Богатое украшение фасадов
Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.
Северный фасад демонстрирует сцену воскресения Христа, углы фронтонов украшены статуями апостолов Иоанна, Петра и Павла. Двери и ниши выполнены с участием рельефных изображений святых, а также сцен из Библии.
Западный содержит барельефную сцену встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, что символизирует единение небесной и мирской власти. Также с этой стороны храма присутствуют барельефные изображения чудес Христа, скульптуры апостолов Фомы, Марка, Варфоломея.
На южном фасаде Исаакиевского собора размещен рельеф, сюжетом для которого послужила библейская сцена поклонения волхвов. Ниши и двери украшены известными сценами из Нового Завета, фронтоны венчают скульптуры апостолов Матфея, Андрея, Филиппа.
Восточный, выходящий на Невский проспект, декорирован барельефом, изображающим императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель. За это Исаакия связывают цепями и отправляют в тюрьму. Также на фронтонах находятся скульптуры апостолов Луки, Иакова и Симона.
Вход в Исаакиевский собор Южный фасад; барельеф «Поклонение волхвов» Фрагмент западного фронтона Крест, венчающий купол Исаакиевского собора Барельеф с изображением Монферрана
Интерьеры собора
Роскошное внутреннее убранство храма и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря. Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине. Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее. Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики.
Над картинами здесь работали многие знаменитые русские художники XIX века: К. Брюллов, Ф. Рисс, Ф. Бруни, И. Бурухин и другие. Среди скульпторов трудились П. Клод, И. Витали, Н. Пименов. В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя. Эскизы и непосредственное воплощение такой большой стеклянной картины (более 28 метров квадратных) – творчество немецких мастеров.
Интерьер Исаакиевского собора
В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи. Роспись Исаакиевского собора проходила не без трудностей: классические фрески были признаны методом, непригодным из-за климатических особенностей местности. Художники приняли решение расписывать интерьер масляными красками, но и эта идея оказалась не самой удачной: грунт плохо сох, отставал от основы. Из-за этого художникам приходилось иногда переписывать заново целые картины.
Только в 1855 году был изобретен пригодный к росписям состав. Кроме того, стены начали украшать мозаиками, которые было значительно проще воплотить в здешних климатических условиях. Эти наборные панно получили очень высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне, проходившей в 1862 году. Эффектное сочетание позолоты, цветного стекла и камня создает возвышенную атмосферу внутри храма.
Под куполом: Богоматерь в окружении святых Иконостас Потолок
Интересные факты
Во время Революции 1917 года и установления советской власти убранство и украшения собора довольно сильно пострадали, оттуда была изъята серебряная и золотая утварь, сняты все доступные золотые детали. Сама церковь стала помещением для антирелигиозного музея.
При воздушных налетах на город во время Второй Мировой войны, немецкие летчики никогда не целились непосредственно в собор. Его фасады пострадали только от осколков, взрывающихся снарядов.
Архитектор Монферран строил Исаакиевский собор целых 40 лет, в связи с этим родились слухи, будто мастер должен был умереть после окончания работ. В реальности автор и руководитель проекта действительно прожил лишь месяц после освящения церкви.
Панорама Исаакиевского собора
Режим работы, порядок посещения и стоимость
Двери собора открыты с 10.30 до 18.00 каждый день, кроме среды. Купить билет можно на месте, но касса закрывается в 17.30. В теплое время года, с начала мая по конец сентября, в 18.00-22.30 проводятся дополнительные вечерние экскурсии. С начала июня по конец августа, в период белых ночей, организуются посещения святыни в ночное время с 22.30 до 4.30.
Исаакиевский собор зимой Винтовая лестница
Отправляясь на экскурсию в Исаакиевский собор, необходимо одеться подобающим образом: никакой укороченной или слишком облегающей одежды, для женщин рекомендованы длинные юбки и головные уборы.
Образец лесов, использовавшихся для подъема колонн
Для взрослых стоимость билета составляет 250 р. (вечером 400 р.), а дети, пенсионеры и студенты должны заплатить по 50 рублей за вход. Отдельно продаются экскурсии на колоннаду собора, которая расположена в 43 метрах над землей. Стандартная стоимость на вход сюда составляет 150 р., вечером – 300 р., а ночью – 400 р.
Экскурсовод подробно рассказывает об истории Исаакиевского собора, материалах, которые использовались для его постройки, а также многочисленных исторических фактах, связанных с постройкой. Группы набираются на месте из тех, кто уже купил билет. Долго ждать не придется, ведь каждый день здесь очень много туристов, желающих посмотреть на одну из главных достопримечательностей Питера.
Подробную информацию можно узнать по телефону (812) 315-97-32 (администрация) или на официальном сайте www.cathedral.ru.
Как добраться
Доехать или дойти до Исаакиевского собора достаточно легко, поскольку он расположен в центральной части города. Храм находится неподалеку от Адмиралтейской набережной, Невского проспекта, Дворцовой площади. Можно доехать на метро до станции «Адмиралтейская». Выйдя из нее, двигайтесь по Малой Морской и попадете прямо на Исаакиевскую площадь, где и находится святыня.
Также неподалеку расположены станции «Сенная площадь», «Спасская», «Садовая». Добраться от них пешком можно очень быстро. Так, от Сенной площади достаточно пройти по переулку Гривцева до набережной Мойки. Повернув налево, вы уже через 50-100 метров окажетесь около Исаакиевского собора. Однако большинство туристов предпочитает совмещать посещение храма с прогулками по городу, не привязываясь к конкретным маршрутам.
Тень Исаакиевского собора и памятника Николаю I
Исаакиевский собор – уникальный памятник русской религиозной архитектуры
Исаакиевский собор занимает четвертое место по размеру среди христианских святынь. Храм является ярким образцом религиозной русской архитектуры. Высота этого величественного сооружения – 101 м, одновременно в соборе может находиться более 11 000 человек.
Храм преподобного Исаакия Далматского, так официально называется собор, является музеем-памятником, но в дни важных православных праздников здесь проводятся службы.
Исаакиевский собор – одна из основных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Вряд ли найдется хоть один турист, который приехав в город на Ниве, не посетит это великолепное сооружение. Фото и краткое описание собора обязательно присутствуют в путеводителях по Санкт-Петербургу.
Где находится Исаакиевский собор
Собор расположен в центре города недалеко от Дворцовой площади.
Адрес: Исаакиевская площадь, 4, Санкт-Петербург, Россия.
Как добраться:
История создания Исаакиевского собора
Исаакиевский собор практически ровесник Петербурга. Первый храм с таким названием был построен при Петре I, через 4 года после основания города. У собора, которым гордится Петербург, было три предшественника, познакомимся с историей самого большого российского храма более подробно.
Три первых собора
Петр I родился 30 мая – это день святого Исаакия Далматского, к которому российский царь относился с большим почтением и считал своим покровителем. Именно 30 мая в 1706 года Петр распорядился построить церковь для рабочих. За год построили и освятили деревянный храм, названный в честь Исаакия. В этой церкви прошло венчание Петра с Екатериной Алексеевной.
Место с повышенной влажностью не очень подошло для деревянного сооружения, храм постоянно приходилось ремонтировать. В 1717 году Петром был заложен первый камень, и началось строительство второй Исаакиевской церкви. Но и это сооружение простояло недолго. В 1735 году от удара молнии начался пожар, храм сильно пострадал.
Третью Исаакиевскую церковь начали возводить при Екатерине II. Автором проекта и руководителем строительства был Антонио Ринальди. Архитектор успел построить основание, облицованное мрамором, и вынужден был вернуться на родину.
Закончить храм поручили Винченцо Бренну. По отзывам современников, построенный храм не нравился никому. На роскошном основании из мрамора низкие стены из кирпича смотрелись нелепо. Жители Петербурга называли сооружение «архитектурной нелепостью», сочиняли эпиграммы. В 1802 году храм был освящен. Не прошло и 10 лет, как было принято решение построить новый, четвертый собор, который должен был украшать столицу, а не вызывать смех.
Как создавался четвертый собор
Решено было строить новое сооружение, которое могло восхитить и удивить весь мир своими размерами, архитектурой, роскошью.
Александр I решил провести конкурс и с его помощью выбрать проект и архитектора. Основным условием было – сохранить алтари старого храма. Это условие и стало проблемой. Опытные архитекторы понимали, как сложно объединить новые и старые части здания. Был очень велик риск проседания сооружения, что впоследствии могло привести к разрушению. Все представленные на конкурс проекты предполагали полный снос старого здания. Ни один проект не был выбран.
В 1813 году был проведен еще один конкурс, который завершился так же, как и предыдущий. Император от своей идеи не отказался, но решил обойтись без конкурса.
В 1816 году создали комитет, основной задачей которого было улучшение архитектурного облика Петербурга. Членами комитета были опытные специалисты в области строительства, возглавил комитет Агустин Бетанкур – талантливый инженер. Именно ему Александр I поручил найти архитектора для строительства собора. Бетанкур предложил кандидатуру француза Огюста Монферрана.
Строительство, которое длилось 40 лет
Многие были удивлены такому выбору, так как Монферран не имел опыта строительства подобных сооружений и был более известен как художник. Француз работал над проектом почти год и результатом этих трудов стали 24 эскиза. И хотя его эскизы не были совершенными, опытные архитекторы критиковали некоторые решения, император назначил Монферрана придворным архитектором и утвердил его работу.
Недостатки проекта
В 1818 году Монферран был назначен на свою должность, а через 2 года издал альбом, в котором были эскизы будущего храма. На архитектора обрушился шквал критики, причем вполне обоснованной. Специалисты указывали на ряд недостатков, таких как недостаточная прочность фундамента, неправильная конструкция основного купола. Были и те, кто завидовал успехам молодого архитектора, и кроме справедливой критики допускали личные выпады.
Была создана специальная комиссия, которая рассмотрела все претензии и пришла к выводу – проект необходимо доработать. К этому моменту на строительство потратили почти 5 000 000 рублей, начали разбирать старое здание и сооружение фундамента, так что более целесообразно было переделать проект, чем отказаться от него. Строительство приостановили.
Кроме того, комиссия провела проверку расходования материалов и денежных средств. Проверяющий сообщил о растрате. После проверки Монферран был отстранен, как сейчас говорят, от денежных потоков.
Новый проект
Император распорядился переделать проект. Члены комиссии, опытные русские архитекторы, 3 месяца работали над ошибками Монферрана, который согласился с мнением более опытных коллег. Француз исправил расчеты, неточности, учел замечания членов комиссии и рассмотрел их предложения, после чего разработал новый проект, более совершенный.
По этому проекту здание становилось более пропорциональным, менялось внутреннее пространство, коснулись изменения и главного купола. Изменения были одобрены императором в 1825 году. Монферран сохранил свою должность – эту битву он выиграл, но впереди были 40 сложных лет.
Особенности строительства
Манферран руководил строительством, но ему помогали, как молодые, так и опытные архитекторы: Брюллов, Ефимов, Монигетти и другие.
В старом соборе необходим был демонтаж колокольни, алтарных выступов и западной стены. Здание удлинялось и при сохранении прежней ширины, приобретало прямоугольную форму. Неизменной оставалась высота сводов.
Закладка фундамента началась еще по старому проекту, в 1818 году. Перед Монферраном стояли две непростые задачи – справиться с болотистой почвой и качественно соединить старый фундамент с новым. Почти пять лет понадобилось, чтобы соорудить фундамент. Для этой работы понадобилось 125 000 рабочих различных специальностей. Всего заложили около 11 000 свай, изготовленных из сосны.
Колонны
Для того, чтобы установить 48 колонн потребовалось больше 2 лет, Википедия сообщает, что вес одной колонны – 114 т. Основное время уходило на подготовку креплений, сами колонны устанавливали за 45 минут.
24 гранитных колонны были установлены по периметру купола. Каждая колонны весила 64 тонны. Около двух часов занимала установка одной колонны. Чтобы поднять и установить все понадобилось 2 месяца.
Транспортировали колонны специальными плоскодонными суднами. К месту строительства гранит доставлялся по рельсам.
Колонны начали устанавливать, когда стены еще не были построены. На монтаже первой колонны присутствовал император с семьей и иностранные гости.
Купол
Первый проект Монферрана предполагал возведение купола из кирпича. Позже архитектор принял решение изготовить металлическую конструкцию, вес которой был намного меньше. Купол состоит из внутренней полусферы, конической конструкции и наружного параболического свода. Пустоты между этими тремя частями заполнено голосниками (конические сосуды, улучшающие акустику и сохраняющие тепло). Использовали 100 000 горшков из керамики.
Для облегчения веса купола, его внутреннюю сторону покрыли искусственным мрамором, который визуально не отличается от натурального, но намного легче.
Фасад
Основной элемент декора здания – серые колонны из мрамора. Фасад украшают барельефы и скульптуры. Архитектурный стиль – классицизм, есть элементы неоренессанса и византийского стиля.
Ниши и двери оформлены рельефными изображениями библейских сцен. Фасад с четырех сторон украшен скульптурами апостолов и святых. Стены отделаны серыми мраморными плитами. Ступени выполнены из гранита.
Всего для отделки храма, внутренней и внешней, было использовано:
Для фасада и внутреннего декорирования применяли гранит и мрамор разных окрасок и сортов.
Собор внутри
Для напольного покрытия использовали темный, серый мрамор из Выборга. Его выкладывали, комбинируя с розовым тивдийским мрамором.
Внутренние стены облицованы светло-серым мрамором из Италии. Алтарь отделан тем же материалом белого цвета и покрыт изящной резьбой. Проемы арок украшены фигурами мраморных ангелов. Нижнюю часть стен оформили сланцем, получился гармоничный переход от серого пола к светлым стенам.
Использовали для декора помещения бронзу, стеклянную и каменную мозаику. Живописные полотна, украшающие собор выполнены известными художниками, здесь есть картины Брюллова, Рисса, Бруни и других русских мастеров XIX века. Всего в храме более полторы сотни полотен. Из-за влажного климата отказались от фресок и оформили собор мозаичными полотнами.
Иконостас
Ступени и цокольные элементы главного иконостаса изготовлены из порфира насыщенного вишневого цвета. Снежно-белый мрамор служит отделкой главного и малых иконостасов.
Очень красиво оформлен иконостас – десять больших малахитовых колонн и 2 малые лазуритовые. Малахит отличается хрупкостью, так что для декорирования пришлось использовать мозаичную технику. Также малахит использовали для оформления цоколей иконостасов и вставок.
В центре главного иконостаса расположен витраж, что довольно необычно для православного собора, его размер – 28 кв. м. Изготовили витраж мастера из Германии.
Освящение собора
Освящение Исаакиевского собора проходило очень торжественно — 30 мая 1858 года. На семичасовой церемонии присутствовал Александр II. Вокруг собора оборудовали платные места для зрителей. Билеты стоили недешево, до 100 рублей. Был проведен крестный ход. Особое впечатление на зрителей произвел церковный хор из более тысячи певчих.
Не все оценили новый храм, и некоторое время собор называли «чернильница», намекая на пропорции сооружения.
Собор в XX веке
Собор, как и многие религиозные объекты, пострадал после революции. Была изъята утварь из драгоценных металлов, ни одной золотой детали не осталось. В помещении собора разместили антирелигиозный музей.
Во время ВОВ, все культурные ценности города, которые не успели вывезти, перенесли в подвальные помещения Исаакиевского собора. Так как купол Исаакия немцы использовали в качестве ориентира, то обстрелы по нему не велись.
После войны собору присвоили музейный статус. В 1990 году возобновились церковные службы по праздникам.
Исаакиевский собор сегодня
Сегодня Исаакиевский собор – одна из основных достопримечательностей не только Санкт-Петербурга, но и России. Собор работает как музей, который посещают миллионы туристов каждый год. Сотрудники проводят экскурсии, организовывают различные культурные мероприятия, конференции и выставки, разрабатывают программы для школьников.
Хотелось бы упомянуть о колоннаде собора. С колоннады, высота которой 43 метра, открывается панорама на центр Петербурга и Неву. Поднимаются на смотровую площадку по винтовой лестнице. Осмотр колоннады не входит в экскурсию по собору и оплачивается отдельно. Популярностью пользуются вечерние и ночные подъемы на колоннаду.
Интересные факты
Часы работы
Посетить Исаакиевский собор можно в любой день недели, кроме среды, с 10:30 – 18:00.
Колоннада собора в летний период – без выходных.
С 01.11 по 30.04 третья среда каждого месяца – выходной.
Цены на билеты
Исаакиевский собор:
Колоннада – 150 руб.
Стоимость аудиогида – 200 руб.
Посещение собора и колоннады в вечернее время с 18:00 до 22:30 – 400 рублей с человека за посещение каждого объекта.
Что посмотреть рядом
Исаакиевский собор – визитная карточка Санкт-Петербурга, его гордость. Сегодня сложно представить панораму города без парящего над Петербургом купола собора. Миллионы туристов ежегодно приезжают в город на Неве, в том числе и для того, чтобы побывать в этом величественном сооружении.