ип клининговые услуги какое налогообложение
Выбор системы налогообложения для клининговой компании
Особенности бухгалтерского и налогового учета клининговой компании.
Сфера клининга имеет свою специфику в сфере налогообложения и ведения бухгалтерского учета.
Большинство компаний рынка работает по упрощенной налоговой системе. И это вполне оправдано.
Когда нет большого штата, больших оборотов денежных средств, а клиентами клининговой компании являются по большей части физические лица, либо представители малого бизнеса, имеет смысл создавать ИП или ООО и регистрировать юридическое лицо сразу с переходом на УСН.
В случае, если у Вас небольшая клининговая компания и она оформлена как ООО, то более 60% всех денежных средств будет поступать от физических лиц наличными или оплатой по карте. Приход и поступление денежных средств в кассу предприятия оформляется бухгалтерской проводкой Дебет счета 50 – Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Оплата работников будет сопровождаться проводкой в бухгалтерском учете Дебет счета 70 – Кредит счета 50. Основные виды уборок, которые физические и юридические лица малого бизнеса оплачивают чаще всего наличными – это генеральная уборка и уборка после ремонтных работ. Также часто заказывают за наличные услуги мойки остекления и химчистки.
Около 30-40% всех денежных средств будет поступать безналичным платежом от небольших компаний, работающих без НДС. Чаще всего безналичным способом оплачиваются услуги регулярной уборки помещений и на ежедневной основе, по графику 5/2 или семь дней в неделю.
Для работы с крупными Заказчиками придется регистрировать ООО с НДС.
Работа с крупными заказчиками (банки, бизнес-центры, торговые центры, производственные помещения) подразумевает либо смену системы налогообложения с УСН на общую систему, либо дополнительную регистрацию нового юридического лица в виде ООО с общей системой налогообложения. Это имеет смысл делать, если заказы от крупных юридических лиц частые и поступают регулярно.
Любые крупные компании в сфере клининга начинали с малого. И как правило, переход с УСН на общую систему налогообложения либо регистрация второго юридического лица – это следствие органического роста компании. Для небольших компаний переходить на ОСН не имеет смысла, так как сразу возрастет налоговая нагрузка и нагрузка на бухгалтерию в плане учета движения всех материальных ценностей и финансов организации.
Но иногда бывают и такие случаи, когда приходят 3-4 крупных клиента, ради которых имеет смысл открыть сразу второе ООО с общей системой налогообложения. Прибыль от таких Заказчиков как правило, покрывает все расходы на ведение бухгалтерского учета и оплаты всех налогов.
Рекомендуем все просчитать и рассчитать, прежде чем принимать решения о переходе на другую систему налогообложения клининговой компании, либо открытия нового ООО. И не забывайте, что чем дольше срок действия контракта на регулярное обслуживание, тем устойчивее будет Ваша компания и тем ниже будет текучка персонала.
Как выбрать налогообложение для ИП
Сколько налогов платят ИП на разных системах
Этот материал обновлен 04.02.2021
При регистрации индивидуальный предприниматель должен выбрать систему налогообложения.
Если не выбрать, налоговая сама назначит общую систему, а это несколько налогов и сложный бухгалтерский учет. Разбираемся, как не прогадать.
Схема для выбора системы налогообложения
Общий план по выбору системы налогообложения такой:
А теперь подробнее о каждой системе налогообложения.
Единый налог на вмененный доход — ЕНВД
ЕНВД, или вмененка, — специальный налоговый режим, который работает для некоторых сфер деятельности. Предприниматель платит единый налог, который заменяет НДФЛ и НДС.
Сферы деятельности. В каждом муниципалитете свой перечень видов бизнеса, где можно применять ЕНВД. Вот некоторые из них:
Ограничения. На ЕНВД могут работать ИП со среднесписочной численностью сотрудников не более 100 человек. Если ИП занимается розничной торговлей или общественным питанием, торговый зал или зона обслуживания должны быть не больше 150 м².
Этот режим постепенно отменяют. С начала 2020 года предприниматели не смогут применять ЕНВД, если продают лекарства или шубы и прочие изделия из натурального меха. Это товары, подлежащие обязательной маркировке. За них можно платить налог по общей системе или по УСН, а по остальным товарам оставить ЕНВД. С июля 2020 года то же самое начнется применительно к обуви.
Регионы могут отказываться от ЕНВД. Например, в Москве этой системы нет, а в 2021 году ЕНВД перестанет действовать вообще.
Как считают налог. Налог считают не от фактического дохода, а от вмененного — то есть предполагаемого в этой сфере. Налог зависит от условного дохода ИП, вида бизнеса, площади торгового зала и региона.
Ставка налога. От 7,5 до 15%, в зависимости от региона.
Как уменьшить налог. Можно вычесть из налога уплаченные страховые взносы.
Совмещение с другими режимами. ИП может по одним видам деятельности работать на общей системе или УСН, а по другим — на ЕНВД. Учет придется вести раздельно.
Налогообложение клининговой компании
В данной статье мы поговорим о работе клининговых компаний, а также рассмотрим вопросы выбора системы налогообложения для таких предприятий.
Системы налогообложения
В нашей стране есть целых пять систем налогообложения, которые могут быть выбраны как организацией или предпринимателем.
Что выбрать — ООО или ИП
Для клининговой компании подойдет организация работы как общества с ограниченной ответственностью, так и как Индивидуального предпринимателя. Лицензий на данный вид деятельности приобретать не нужно.
Хозяйствующий субъект | |
Юридическое лицо (ООО) | Физическое лицо (ИП) |
• Возможность привлечения инвестиций от других учредителей; |
• Возможность ведения бизнеса вместе с партнером;
• Больший авторитет в работе с партнерами;
• Ответственность учредителей в пределах вкладов в уставный капитал.
• Быстрое и легкое оформление ИП и закрытие ИП;
• Все денежные средства компании предприниматель может использовать по своему усмотрению.
Общая система налогообложения
При выборе данного режима нужно уплатить в бюджет самое большое количество налогов. Это самый невыгодный для клининговой компании режим. Но иногда выбор ОСНО экономически обоснован тем, что большинство контрагентов, то есть клиентов, работают на общей системе налогообложения и им нужны счета-фактуры с выделенным налогом на добавленную стоимость. В данном случае компании нужно либо перейти на общий режим, либо она потеряет всех клиентов. Поэтому, несмотря на самую большую налоговую нагрузку, некоторые компании работают на ОСНО.
Пример.
Давайте рассчитаем налоги на ОСНО исходя из условий описанных выше.
Общая налоговая нагрузка равна 173525 рублей в месяц.
Упрощенная система
УСН различается объектом налогообложения и ставкой — объект налогообложения может быть доходы и ставка в общем случае применяется 6% или доходы минус расходы и ставка в общем случае применяется 15%. НДС и имущественные налоги платить не нужно. Сдается только Декларация по УСН один раз по итогам года. Уплата авансовых платежей происходит каждый квартал.
Пример — объект налогообложения «Доходы».
Налоговая нагрузка будет считаться так:
При применении данного режима сумму УСН «Доходы» можно уменьшить на страховые взносы за сотрудников и себя на 50% (а если у предпринимателя нет сотрудников то на все 100%). 36000/2=18000 рублей.
Итого все налоги за месяц 18000+43000=61000 рублей.
Пример — объект налогообложения «Доходы минус расходы».
Налоговая нагрузка за месяц равна:
Итого 45000+43000=88000 рублей.
ЕНВД для клининговой компании
ЕНВД может применяться для клининговой компании только относительно услуг, которые оказываются для населения. Для услуг организациям данный режим не подходит. Поэтому если выбрать ЕНВД для клининговых услуг населению, то параллельно с данным режимом нужно применять либо ОСНО, либо УСН и вся деятельность по оказанию клининговых услуг юридическим лицам будет облагаться одним из этих налогов.
Важно! ЕНВД не разрешен к применению для города Москвы.
Пример.
Допустим, что в нашем примере для услуг населению — ЕНВД, а для услуг юридическим лицам — УСН6%. Поскольку коэффициенты для расчета ЕНВД для каждого региона устанавливаются свои, мы возьмем размер коэффициента К2=1. И будем считать, что у данного предпринимателя в услугах населению занят один человек, а все остальные заняты в услугах юр. Лицам.
Сумму ЕНВД может уменьшить на 50% на взносы за сотрудников, занятых в данном виде деятельности, в нашем примере это 6000 рублей. Сумму УСН также можно уменьшить на взносы на половину — 24000 рублей.
Итого: 2101,5/2+30000/2+43000=59050 рублей.
Патент для клининговой компании
Патент для клининговой компании могут применять только предприниматели и только относительно вида деятельности, связанного с уборкой жилых помещений. То есть сиуация получается точно такая же как и с ЕНВД — Патент приобретается только на оказание услуг физическим лицам по уборке их жилых помещений, а для организации необходимо выбрать какой-либо другой режим — ОСНО или УСНО. Стоимость Патента зависит от региона, в котором будет вести деятельность предприниматель. Сумму Патента нельзя уменьшить на сумму страховых взносов.
Важно! При выборе системы налогообложения в качестве Патента декларацию по данному виду деятельности сдавать не нужно.
Пример.
Допустим, что в нашем примере для услуг населению — Патент, а для услуг юридическим лицам — УСН6%. Поскольку коэффициенты для расчета Патента для каждого региона устанавливаются свои, мы возьмем размер Патента для города Москвы для данного вида деятельности. И будем считать, что у данного предпринимателя в услугах населению занят один человек, а все остальные заняты в услугах юр. Лицам.
Сумму УСН можно уменьшить на взносы на половину — 24000 рублей.
Итого: 1650+30000/2+43000=59650 рублей.
Выводы
Выбор системы налогообложения для клининговой компании зависит от многих факторов. Для каждого случая нужно считать индивидуально. Исходя из нашего общего примера, можно сделать вывод о том, что наиболее выгодной является упала налого на УСН или совмещение нескольких режимов — УСН и ЕНВД или УСН и Патента в отношении услуг для населения и для организаций.
Как обеляют клининг и какие возникают налоговые проблемы
Отрасль клининга — индустрия чистоты — не стала исключением для реализации политики по обелению отдельных отраслей экономики. Среди причин — высокая доля серых налоговых схем с последующим уклонением от уплаты налогов доходов в ущерб бюджетам всех уровней. Какие при этом возникают сложности?
Вывод из тени любой из отраслей всегда сопровождается ломкой устоявшихся практик ведения бизнеса. Практикам бизнеса в сфере клининга, с учетом отраслевых аспектов, такой ломки не избежать.
Здесь важен диалог бизнеса из отрасли клининга и государственных регуляторов для поддержки правильной предпринимательской инициативы, а не «загон» игроков рынка услуг клининга в рамки на грани выживания. В отрасли клининга есть свои проблемы, которые подталкивают бизнес к использованию серых схем.
Какие это проблемы?
Вот только основные:
Сегодня в отрасли занято более 2 млн так называемых клинеров-невидимок, которые никак не учтены в контрактах с заказчиками, отсутствуют в штате исполнителей и не представлены в официальной статистике в качестве реальных работников, формирующих резерв отчислений в бюджет и внебюджетные фонды.
Можно добавить еще одну проблему: она скорее носит технический характер, но этого значимость ее не меньше, чем у ранее озвученных. Это низкий уровень правовой культуры и юридической техники при попытке написать нормативное правовое регулирование, которое поможет в решении основных проблем на пути к обелению отрасли.
Эта проблема и будет верным сателлитом, который будет сопровождать регулирование отрасли на всем его пути.
Описанная проблема относится не только к действующему правовому регулированию отрасли клининговых услуг, но и к предлагаемым правкам законодательства.
Действующее правовое регулирование отрасли носит комплексный характер и включает в себя как общие положения, регулирующие отношения между игроками рынка услуг клининга, так и специальные, детализирующие содержание клининговой услуги, как таковой. В практике, при отсутствии единых стандартов регулирования, такая ситуация уже имеется, когда ГОСТом задается один стандарт деятельности, а, например, требованиями Роспотребнадзора уже другие, и они значительно разнятся друг с другом.
Гармонизация действующего правового регулирования отрасли может стать ключом в разрешении проблемы.
Чем чревато обеление отрасли для заказчиков? Увеличение не менее чем на 50% расходов на уборку. За увеличение таких расходов в итоге заплатит конечный потребитель, но заказчики все равно потеряют действенные источники экономии, позволяющие получать быстрые деньги для покрытия своей профессиональной мотивации (премии и бонусы топ-менеджменту за экономию корпоративных или бюджетных средств). Как и потеряют источник для удовлетворения неофициальных мотивационных нужд отдельные, нечистые на руку, лица заказчика, участвующие или принимающие участие в принятии соответствующего решения о заключении контракта с конкретным исполнителем.
Как мы понимаем, такой выбор не всегда может быть основан на профессиональных компетенциях исполнителя, а иногда продиктован личными корыстными интересами кураторов заказчика во взаимодействии с исполнителем услуг клининга.
Увеличение цены клининговых услуг коммерческим заказчикам не выгодно, а государство жестко регламентирует законодательство в сфере госзакупок и защиту конкуренции в лице ФАС. Но кто-то в итоге должен нести бремя перед бюджетом за использование исполнителем серых схем. Увы, это сами исполнители.
Ярким примером является ситуация, когда заказчики — торговые сети, не желая платить исполнителям больше, опасаются санкций со стороны налоговиков, но перекладывают на последних всю ответственность за то, что сами привыкли пользоваться дешевой услугой. Заказчики, через использование договорной конструкции — «налоговая оговорка», навязывают исполнителям обязанность платить все налоги.
А если те их не заплатят, то налоговики придут к заказчикам и попросят их заплатить налоги за своих исполнителей, зная, что этим самым заказчикам в последующем не составит труда взыскать эти неуплаченные налоги со своих исполнителей, не увеличивая при этом стоимость своих контрактных обязательств. В этом и есть «гордиев узел» между игроками отрасли и заказчиками их услуг.
Налоговая оговорка — это несколько пунктов, которые прописываются в договоре между компаниями, являющаяся своего рода страховкой для заказчика от недобросовестности исполнителя или, скорее, от претензий налогового органа по этому исполнителю, но в случае с отраслью клининга она выглядит, как игра в одни ворота, где у исполнителя фактически нет шансов на победу.
Поэтому решение проблем отрасли лежит не в плоскости ломки ее игроков, а в выработке единых правил транспарентного поведения для заказчиков и исполнителей в целом.
Анализируя ситуацию на рынке и итоги конкурсных процедур, мы видим разделение участников рынка услуг клининга на две неравные части: 200 участников пошли по пути саморегулирования и вступили в отраслевое объединение, а около 6500 участников продолжают жить по принципу «После нас хоть потоп», предлагая демпинговые цены.
Участники ассоциаций и отраслевых реестров невольно привлекают внимание налоговиков к своей деятельности, так как осуществляют свою деятельность открыто. В целом, в отрасли клининга активность налоговых органов незаметна, так как сосредоточена на участниках ассоциации, для остальных участников рынка надежным укрытием от внимания фискалов стало «дробление бизнеса».
Отраслевые объединения не одиноки в позиции, что «один в поле не воин». Для регулирования отрасли на государственном уровне «ОПОРА РОССИИ» подготовила отраслевую программу развития клининга на 2021 — 2024 гг.
Ключевые позиции авторов программы:
Вопрос за малым, как на практике будут реализовываться ключевые позиции программы обеления отрасли.
При принятии специального закона, регулирующего деятельность по профессиональной уборке в первую очередь, надо учитывать, что право по своей природе является живым организмом и с учетом идеи о возможности существования самоорганизующихся систем инициатива с «закруглением» (законодательным закреплением) данного вида деятельности противоречит принципу саморегулирования. Нельзя «плодить» законы только ради того, чтобы все зарегулировать. Это разрушает право, как институт общественных отношений, где стабильность правового оборота — основа правильного правоприменения. Каждый раз, после появления очередного отраслевого закона становиться все труднее и труднее понять, где право, а где зарегулированная рыночная экономика.
Идея принятия специального законодательства вовсе не гарантирует итоговый положительный результат. В указанном случае достаточно было бы развить и унифицировать уже действующие подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность фасилити-менеджмента. Загонять регулирование отрасли в жесткий «нормативизм» — в нашей реальности выглядит тупиковым.
Нужна всего лишь тонкая настройка уже имеющегося регулирования под реальные нужды отрасли. Для этого достаточно обратиться к экспертам-толкователям, которые помогут не завести регулирование отрасли в дебри, которые для большинства могут стать труднопонимаемым набором сложных речевых оборотов, описывающих технические нормы без целостного соотнесения их во взаимной связи с уже действующими нормами права. Итогом может стать появление пула правовых коллизий, которые правоприменители на местах начнут трактовать в свою пользу без учета реального положения дел в отрасли клининга.
Идея программы обеления отрасли через налоговую амнистию для игроков отрасли клининга, прекративших использование серых схем, в данном случае представляется не менее интересной. Эта идея не новая, но неподдельный интерес вызван тем, что ее реализация предлагается через внедрение в практику института «налоговой преюдиции».
Преюдиция (в общем виде) — это обязанность принять без проверки доказательств факты, ранее прошедшие соответствующую легализацию (вступление в законную силу).
В предлагаемом случае отсутствие претензий со стороны налоговых органов легитимизирует добросовестность предпринимателей перед правоохранительными органами, в частности, перед органами следствия и внутренних дел. Но, как мы понимаем, отсутствие претензий является следствием правильных выводов проверяющих, которые на основании данных предпроверочного анализа компаний отрасли и результатов проведенных в отношении них мероприятий налогового контроля. Как итог, в отношении компании формируется «налоговая преюдиция».
Налоговая оговорка, повторимся, не может стать действенным инструментом выбивания из отрасли игроков, использующих серые схемы, так как упрощает жизнь только налоговым органам и крупным заказчикам, которым удобно хеджировать свои риски за счет более слабых участников рынка.
Налоговым органам ничто не мешает собирать информацию в рамках предпроверочного анализа. Предпроверочный анализ — это то, чем должны заниматься налоговые органы в силу своего правового статуса, то есть это их обычная повседневная деятельность. Стандартные мероприятия налогового контроля не могут носить отраслевой характер, так как налоговый контроль — это прежде инструментарий сбора информации о деятельности налогоплательщиков. Отраслевые же аспекты должны учитываться при даче налоговым органом или судом оценки об обоснованности/необоснованности налоговой выгоды в отношении конкретной компании отрасли клининга.
Как роботизация, автоматизация и цифровизация отрасли может помочь ее обелению, на данный момент понимания нет, так как вопросы цифровизации отрасли могут рассматриваться параллельно развитию ее регулирования и носят более прикладной технический характер. Необходимость инновационного развития — приоритет любой отрасли.
Повышение производительности труда компаниями отрасли, через внедрение инноваций в повседневную деятельность — удовольствие не из дешевых. Государство, в рамках политики поддержки инноваций, должно стимулировать бизнес на их внедрение, как монетарными способами через субсидирование приобретения высокотехнологичного оборудования, так и немонетарными способами, например, через нормативно-правовое закрепление отдельных проблемных вопросов отрасли.
Особняком в данном вопросе стоит развитие и обучение, как первый шаг на верном пути к инновациям и к последующей трансформации отрасли. С учетом того, чтороботизация, автоматизация и цифровизация, как самостоятельные элементы инновационного развития отрасли клининга, сами по себе не способствуют успешному обелению отрасли, то именно обучение и развитие квалификации лиц, занятых в отрасли, поможет развить инновационный потенциал отрасли, а также может помочь в достижении промежуточных целей на пути к высшей — обеление отрасли и создание правил транспарентного поведения.
Участникам рынка фасилити-менеджмента (в частности отрасли клининга) крайне нужно привить прежде всего то, что любая предпринимательская деятельность должная осуществляться в соответствии с этическими нормами, где защита окружающей среды, охрана здоровья и благополучия людей также достигается через обучение и развитие специалистов новым профессиональным навыкам. Директивно добиться данного результата невозможно, только путем эволюционного развития отрасли через развитие ее саморегулирования.
Эта задача может быть успешно решена отраслевым объединением участников рынка услуг клининга без вмешательства государства. Для этого государству необходимо предложить игрокам отрасли благоприятные регуляторные условия для создания ими негосударственных учебных центров, с возможностью оказания дополнительных меры монетарной поддержки таких организаций, например, в течении трех лет с момента создания такого учебного центра компенсировать 3/4 затрат на обеспечение его деятельности и т.п.
Сегодняшние реалии постоянно меняющегося мира обуславливают необходимость тонкой настройки налогообложения отрасли. Для отрасли общественного питания мы увидели, что к обелению можно двигаться через создание специального налогового режима, предполагающего повышение предельных показателей по выручке, для освобождения уплаты от НДС, а так же с работой налоговых органов со всеми участниками, не регистрирующими выручку через кассу.
Так как ключевым для отрасли клининга является персонал, то целесообразно рассмотреть вопрос о повышении порогового значения по количеству работников для компаний из отрасли клининга для применения ими специально режима — упрощенной системы налогообложения.
Повышение планки ограничений по количеству наемных работников и средней их численности за налоговый (отчетный) период поможет ускорит движение к обелению и транспарентизации отрасли. С учётом того, что налоговое стимулирование, как способ поддержки малого и среднего бизнеса — это бег на длинную дистанцию, то выводы можно будет сделать, посмотрев на результаты в динамике. Стоит внимательно посмотреть на логику госзакупок в сфере уборки — электронный аукцион, где побеждает самая низкая цена не мотивирует исполнителя на налоговую добросовестность. Как быть, если условия контракта подразумевают работу двух человек, а цена — только полтора?
Создание специального законодательства для отрасли клининга, а также разовые меры господдержки от институтов развития не способны решить ключевой задачи — помочь обелившимся компаниями отрасли клининга оставаться такими же белыми даже в условиях серьезных экономических потрясений.
Как итог всего вышеуказанного, еще раз уместно напомнить, что директивно добиться позитивного результата невозможно, результат может быть достигнут только путем эволюционного развития отрасли через дальнейшее развитие ее саморегулирования. Преждевременно принятые решения могут оказаться ошибочными, а как известно, ошибочными являются решения, принятые в условиях неосведомленности или неполной осведомленности, либо ошибочности предположений о возможном варианте развития событий.