ионыч в каком классе проходят

Ионыч в каком классе проходят

I. Проверка д\з : наизусть отрывок из рассказа «Крыжовник»

— Вот перед нами история, которая может случиться с каждым (еще одна в ряду печальных чеховских историй о бездарно растраченной жизни).

— Жил молодой человек, хороший, между прочим, врач, и превратился в ожиревшего «идола». Как? Почему? В чем его главная ошибка? Где искать причину «болезни»? Ведь такая история и сейчас может случиться с каждым. А не хотелось бы пережить вот такое превращение.

Отметьте на них основные элементы сюжета: завязки, развязки, кульминации…

— «Линия жизни» Ионыча: замена длинных описаний точно отобранными деталями. В частности, с помощью особых деталей «индикаторов» автор показывал те изменения, которые происходят медленно и незаметно для глаза. Найдите такие детали, с помощью которых Чехов отмечает изменения в Ионыче. Расположите их на «линии жизни» героя.

Таких деталей две: основная – нарастающая полнота Ионыча, «вспомогательная» –

его выезд. Обе они связаны с третьей «величиной» – богатством героя. Размечаем линию

«от Старцева – к Ионычу»: герой легко идет из города в Дялиж – у него есть свой выезд, и он думает: «не надо бы полнеть» – он много ест в гостях и в клубе – у него своя тройка, толстый кучер, и сам Ионыч ожирел до потери человеческого образа.

Можно сразу отметить важную деталь: на протяжении рассказа автор нам сообщает о мыслях и чувствах героя, в конце же мы видим Ионыча лишь со стороны, глазами обывателя.

От Старцева К Ионычу

Складывается впечатление, что жир (метафора стяжательства) вытеснил все, что

составляло внутренний мир героя.

— Соотнесем теперь две линии. Можно ли сказать, что деградация Ионыча, внешне выраженная через его нарастающую полноту, начинается с того момента, когда Котик отвергла его любовь?

– Нет. Ионыч думает о своей полноте, когда только собирается сделать предложение. Следовательно, нельзя считать причиной деградации несчастную любовь.

-Зачем нужна эта сцена в рассказе? Ведь на кладбище ничего не происходит. Какой в ней смысл? Обычно все понимают, что на кладбище Ионычу дано было пережить в сжатом (метафорическом, символическом) виде трагедию собственной жизни: он почувствовал, что значит быть погребенным заживо. Этот подтекст угадывается за страстной жаждой любви, как и вся жизненная неудача Старцева – за историей неразделенной любви. Итак, где же он погребен? – видимо, в городе С.

— Проведем еще одну линию: Ионыч – город С. Как складываются их отношения?

–На первый взгляд может показаться, что никаких отношений нет вовсе. Город живет какой-то своей жизнью, предельно пустой и неинтересной, а Ионыч… работает, поскольку больше ему просто нечего делать. Однако все-таки где-нибудь их существование пересекается?

– В первую очередь все говорят о семействе Туркиных, но лучше предложить выделить самостоятельную линию: Старцев – Туркины. И найти в тексте упоминание о том, как складывались отношения Старцева с местными обывателями. Такой фрагмент есть, и он очень важен для понимания рассказа, поэтому его стоит прочитать вслух, а потом обратить внимание на одну деталь: Старцев ест, чтобы не разговаривать с обывателями на отвлеченные темы и не слушать их диких рассуждений. Духовный голод здесь буквально подменяется телесным.

— Все то, что в жизни человека следует заполнять вещами «несъедобными» (вспомним «Крыжовник»), Ионыч заполняет сугубо «съедобным» – или же материальным. И вот всякий иной интерес в жизни, даже любовь, вытесняется пересчитыванием бумажек…

— Похоже, мы нашли главную причину «болезни» Ионыча, его главную ошибку: он пытался утолить свой духовный (или хотя бы только душевный) голод сугубо материальными вещами.

— Почему? – Вероятно, потому, что никакой духовной пищи город С. не мог ему предложить.

– А пытался? – Да! Средоточием культурной жизни города является семейство Туркиных (так говорят об этом сами жители), и Старцев вхож в этот дом. Но прежде чем перейти к разговору об этом семействе, закончим работу с «линией города».

Что же на ней отметить? – Вероятно, всего три точки: появление Старцева – его попытку отгородиться от обывательских разговоров – и окончательное поглощение Старцева городом, превращение молодого врача (чужеродного в этом мирке) в «своего» Ионыча.

— Проведем еще одну линию: Старцев – Туркины. Пожалуй, она самая «богатая» и разработанная в рассказе, и мы уже понимаем почему: ведь именно Туркины предлагают Старцеву суррогат «духовной жизни», именно они осуществляют здесь подмену настоящей культуры некоей пустышкой, неспособной утолить духовный голод.

— Можно ли доказать, что «культура» Туркиных – это подделка? Попробуйте «разоблачить» таланты каждого из членов этой семьи. Проще всего разоблачить однообразные «выступления» Ивана Петровича и Павы.

— Чуть сложнее обстоит дело с произведениями Веры Иосифовны. Обратим внимание на прямую авторскую оценку (в романах описывается то, чего никогда не бывает в жизни), сопоставление с «Лучинушкой» и реплику самой писательницы, которая полагает, что печатать произведения можно исключительно ради денег. Игру Котика «разоблачает» сравнение с камнепадом… И особенно надо отметить «съедобную» деталь: гости «участвуют в культурной жизни» и в то же время предвкушают ужин. Мы уже видели, насколько это существенный мотив.

— Теперь попробуем понять, в чем суть отношений Старцева и Туркиных – если исключить из этих отношений «любовную» линию. – По-видимому, в том, как меняется отношение Ионыча к этому семейству. Вначале он как будто попадает под их обаяние («Недурственно!»), но лишь слегка и ненадолго. Работа для него значит больше. Затем (влюбившись в Котика) Старцев начинает бывать у них часто и внутренне соглашается с тем, чтобы перебраться в город, связать свою жизнь с жизнью Туркиных (хотя при этом сам видит, насколько его трудовая жизнь и их праздная несовместимы). Чего не происходит в это время, так это переоценки «талантов» этого семейства: Старцеву не до того, он влюблен. В конце концов он все же прозревает и жестко и умно определяет для себя степень их бездарности. Однако самого его это уже не спасает от превращения в Ионыча. Материальные интересы вытеснили из его души все иные. В итоге лишь они оказались чем-то «настоящим» и неподдельным – но гибельным.

— Почему духовная деградация постигла Ионыча, но как будто не задела Туркиных? Они ведь совсем не меняются по ходу дела, и это в рассказе подчеркнуто.

— Но Котик все-таки изменилась, прожила свою «сюжетную линию». Что ж, нарисуем и ее и попробуем понять путь этой героини.

Главное, что произошло в ее жизни, это переоценка ценностей. Случилась она, когда

— Соотнесем линию Котика с линией Ионыча. Как часто у Чехова, они демонстрируют два внешне противоположных «сценария»: жить в городе С. или уехать в Москву, погрузиться в рутину повседневности или попробовать войти в волшебный мир талантливых людей – причем оба не гарантируют «спасения». Главное сокровище жизни скрывается в чем-то ином – неуловимом, тонком, почти неописуемом.

— Задумаемся вновь о линии Старцева-Ионыча. Чего же не хватало в его жизни? Высокой цели? – Он лечил людей, и бедных, и богатых. У него благородная, «высокая» профессия, но это его не спасло от внутреннего опустошения. Любви? – Но если бы Котик вышла за него замуж, когда он в первый раз с нею объяснялся, разве это спасло бы его от деградации? – Едва ли. Возможно, даже и ускорило бы ее.

Так чего же не хватало Старцеву? Дает ли автор хоть какой-нибудь ответ? – Очень осторожный: не хватало какой-то человеческой среды, которая бы помогла ему утолить духовный голод.

Источник

В помощь школьнику. А. П. Чехов «Ионыч». 10 класс

В начале мая десятиклассники проходят рассказ А. П. Чехова «Ионыч» — небольшое произведение, о котором можно написать едва ли не целую диссертацию. В помощь школьнику. Вторая неделя мая

Текст: Ольга Разумихина *

Фото: кадр из фильма «В городе С.» Иосифа Хейфица по рассказу А. П. Чехова «Ионыч», «Ленфильм», 1966 год; Анатолий Папанов — Дмитрий Ионович Старцев (Ионыч); Нонна Терентьева — Екатерина Ивановна Туркина

В 1898 году, за шесть лет до смерти, Антон Павлович Чехов опубликовал рассказ «Ионыч», который вызвал неоднозначную реакцию критиков. Впрочем, даже неблагосклонные читатели признали, что работа войдёт в список лучших произведений автора, — и были правы. Так, критик А. С. Глинка в 1903 году написал: «В чеховской галерее бессознательно равнодушных людей, примирённых с жизнью и глухих к голосу идеала, Ионыч по достоинству занимает видное и почётное место». Дмитрия Старцева сразу же записали в число «обывателей», то есть людей, не имеющих высокой цели в жизни и живущих «по привычке».

Сейчас «Ионыча» в обязательном порядке проходят в школе, а ещё этот текст порой попадается в КИМах на ЕГЭ по литературе, как демонстрационных, и экзаменационных. Так, в 2018 году тем, кто сдавал экзамен досрочно, нужно было написать два мини-сочинения на темы: «Почему семью Старцевых в действительности нельзя назвать “одной из самых умных, интересных и приятных” в городе С.?» и «В каких ещё произведениях русских классиков описан конфликт между родителями и повзрослевшим ребёнком?». Поэтому, если вы учитесь в 11 классе и собираетесь поступать в гуманитарный вуз, повторить это произведение явно не будет лишним. Так что начнём.

Что происходит

В один прекрасный день Старцев знакомится с Иваном Петровичем Туркиным и проводит в их доме замечательный вечер. Правда, «таланты», которыми блещут члены прославленной семьи, сомнительны: Иван Петрович вечно коверкает слова и приветствует каждого гостя фразой «Здравствуйте пожалуйста», Вера Иосифовна читает свой новый роман «о том, чего никогда не бывает в жизни», а когда Екатерина по прозвищу Котик играет трудный пассаж, Старцеву кажется, что с неба падают камни. Но, несмотря ни на что, доктор оказывается доволен проведённым временем.

Следующая встреча Туркиных и Старцева всё время откладывается: врач целыми днями принимает больных и никак не может добраться до С. Спустя год он всё-таки приезжает — и до умопомрачения влюбляется в Екатерину Ивановну. Несмотря на то, что Котик жестоко шутит над Старцевым и убеждает прийти ночью на кладбище, доктор прощает девушку и даже делает ей предложение руки и сердца. Однако та отказывает: семейная жизнь не для неё, она мечтает поступить в консерваторию и стать артисткой.

В тот момент Старцев ещё не подозревает, что упустил последний шанс начать новую, светлую, добрую жизнь. Одинокий, никем не любимый, он продолжает лечить, но относится к пациентам всё хуже и хуже. Теперь больные для него — только способ заработать. Буквально за девять-десять лет Ионыч становится баснословно богатым, по меркам Дялижа, человеком. В конце рассказа у него есть «имение и два дома в городе, и он облюбовывает ещё третий»: это грустно и смешно одновременно, ведь одинокому человеку такая роскошь явно не нужна. Но как читателю следует относиться к «опустившемуся» Ионычу? К чему призывает автор: к злорадству или к сочувствию?

Тёмное прошлое Старцева

У рассказов Чехова есть множество достоинств, и одно из них — возможность «достроить» обстоятельства жизни персонажа, о которых писатель напрямую не говорит. Таким образом он даёт читателю стать как бы «соавтором» произведения и поразмышлять о том, что делает человека таким, какой он есть. В рассказе «Ионыч» нет сведений, как проходили детство и юность Дмитрия Старцева, но мы можем попробовать их воссоздать — пусть это и будут только предположения.

Читатель знакомится со Старцевым, когда тот был «только что назначен сельским врачом и поселился в Дялиже, в девяти вёрстах от С.», города, где жили Туркины. Очевидно, главный герой к этому моменту едва окончил медицинский институт (или училище). Не менее очевидно, что молодой Старцев — хороший врач: возможно, ему не хватает опыта, но это человек старательный, увлечённый своим делом, ответственный. Такой вывод можно сделать из того, что после первого посещения Туркиных у Старцева «в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа. Прошло больше года таким образом в трудах и одиночестве». Более того, уже вернувшись из консерватории, Котик напоминает главному герою: «Вы так любили говорить о своей больнице». И ещё деталь: познакомившись с Туркиным, Старцев говорил с ним «о погоде, о театре, о холере», а холера в те годы была настоящим бичом: она вызывала эпидемии, у больных возникало множество осложнений, а иногда заражение приводило к летальному исходу. Чтобы работать с такими пациентами, нужно быть по-настоящему самоотверженным человеком.

А теперь отвлечёмся и вспомним знакомых студентов-медиков: что они говорят о своей профессии? Если у вас в окружении таковых нет, объясним, что учёба в меде — занятие ужасно трудоёмкое. Бессонные ночи — не «разовое» неудобство перед экзаменом, а будничное явление. Кроме того, студенты меда регулярно присутствуют на операциях и вскрытиях (после этого особо впечатлительные забирают документы из института). И ещё нюанс: совмещать сверхнасыщенную учёбу с работой практически невозможно. Хорошо, если есть стипендия или отчисления от родителей, — а если нет?

С большой долей вероятности Старцев был несчастным студентом, вечно уставшим и голодным, ведь у него, судя по всему, не было богатых родственников. Не случайно, собираясь делать Котику предложение руки и сердца, главный герой думает: «А приданого они дадут, должно быть, немало». Мысль на первый взгляд кощунственная, но, если за плечами у Старцева несколько лет лишений, его вряд ли можно за неё осуждать.

«Открутим» время ещё назад и попробуем ответить на вопрос: в какой же семье вырос этот целеустремлённый, старательный будущий специалист? Здесь вариантов уже больше. Вполне возможно, что его родители были заботливыми людьми, но видели сына представителем другой профессии — и разорвали отношения с отпрыском, когда он настоял на том, чтобы стать доктором. (Профессия врача в конце XIX в. не пользовалась большим престижем — вспомните хотя бы Базарова и его отца.) Возможно и другое: отношения Старцева с родителями всегда были натянутыми, и он поступил в медицинский институт, чтобы наконец-то вырваться из дому. И наконец, третий вариант: отец и мать главного героя рано умерли, причём — не оставив наследства. Все три версии объясняют, почему, став врачом, Ионыч не поддерживает отношения ни с кем из родственников, а ещё дают понять, что Старцев — человек, переживший душевную драму и именно поэтому не умеющий строить доверительные отношения с людьми. Ведь во время учёбы он, судя по всему, так и не обзавёлся друзьями. (А может, он был слишком занят, пытаясь совмещать учёбу с работой? Впрочем, одно другому не мешает.)

Что же придало Старцеву силы, чтобы наперекор обстоятельствам стать врачом? Скорее всего — пламенная вера в то, что он должен сделать мир лучше, и любовь к людям. Вот только чем больше Старцев отдавал себя учёбе и работе, тем больше он забывал, что такое нормальные человеческие отношения. Благими намерениями вымощена дорога в ад… Если посмотреть на жизнь главного героя с такого ракурса, ему хочется только посочувствовать.

Обыватели…

В «Ионыче» слово «обыватель» тоже встречается, и не раз. Вот как рассуждает главный герой незадолго до последней встречи с Екатериной Ивановной:

Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его. Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остаётся только рукой махнуть и отойти. При всём том обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем…

«Но как же так? — спросит читатель. — Разве этот отрывок не показывает, что Старцев — единственный достойный человек, а обыватели — все остальные жители С.?» Вовсе нет. Как мы уже выяснили на примере поручика Ляшкевского, ещё одна типично обывательская черта — думать, что все вокруг плохие, и уважать только самого себя.

«Но если почти все герои у Чехова — это обыватели, — снова спросит читатель, — не значит ли это, что Антон Павлович с презрением относился к людям вообще?»

Но, ознакомившись с биографией А. П. Чехова, мы бы сразу убедились, что и это предположение в корне неверно. Помимо того, что автор «Ионыча» был практикующим врачом и не оставил это ремесло, даже когда гонораров от публикаций стало хватать на безбедную жизнь, он совершил множество прекрасных, добрых поступков: открывал сельские школы, сажал деревья. А в 1890 году — вот где настоящая самоотверженность! — он, имея слабое здоровье, отправился в экспедицию на остров Сахалин, где в то время жили каторжане. Там Чехов провёл три месяца, проводя перепись населения, общаясь с осуждёнными, осматривая тюрьмы и местные поселения. Итогом поездки стала 460-страничная книга «Остров Сахалин», в которой было без прикрас описано, в каких тяжёлых условиях на Сахалине живут не только сами каторжники, бывшие и «действительные», но и их супруги и дети. К сожалению, эта поездка подорвала здоровье Антона Павловича: он заболел туберкулёзом и так и не смог до конца излечиться, что и привело к смерти классика в возрасте 44 лет.

Так неужели писатель, который так заботился о неграмотных детях, о тяжелобольных и даже о заключённых, — презирал всё (или почти всё) человечество? Такой вывод не представляется возможным.

Скорее всего, А. П. Чехов относился к окружающим как строгий отец:

он ценил каждого отдельно взятого человека, но безжалостно порицал за любые, даже самые мелкие, проступки (может, и лично, но чаще всего — на страницах рассказов и пьес). Но такие же высокие требования, как и к ближним, Чехов предъявлял и к самому себе.

ионыч в каком классе проходят. Смотреть фото ионыч в каком классе проходят. Смотреть картинку ионыч в каком классе проходят. Картинка про ионыч в каком классе проходят. Фото ионыч в каком классе проходят

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII— XX вв.

Источник

Рассказы А.П. Чехова на уроках литературы в 10-м классе. Обучение композиционному анализу прозаического текста

Разделы: Литература

“Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому”. [1]

Читатель воспринимает текст, прежде всего, через особенности его построения. Широкий взгляд на монтаж как принцип стыковки элементов целого лежит в основе понимания композиции. С. Эйзенштейн утверждал: “… метод композиции всегда остается одним и тем же. Во всех случаях его основным определителем остается в первую очередь отношение автора … Решающие элементы композиционного строя взяты автором из основ своего отношения к явлениям. Оно диктует структуру и характеристику, по которой развернуто само изображение”. [2]

В работе над литературным произведением наиболее продуктивен композиционный анализ. Каждый факт в тексте интересен не сам по себе, а в соотношении с другими фактами художественного текста. “Иными словами, все компоненты художественной структуры (факты, набор этих фактов, их расположение, характер, способ описания и так далее) важны не сами по себе, а как отражение эстетической программы (мысли, задумки) автора, который отобрал материал и обработал его соответствии со своим пониманием, отношением и оценкой”. [3]

Объектом анализа могут служить разные аспекты композиции: архитектоника, или внешняя композиция текста (главы, абзацы и тому подобное); система образов персонажей; смена точек зрения в структуре текста; система деталей, представленных в тексте; соотнесенность друг с другом и с остальными компонентами текста его внесюжетных элементов.

Необходимо учитывать различные графические выделения, повторы языковых единиц разных уровней, сильные позиции текста (заглавие, эпиграф, начало и конец текста, главы, части).

В основе композиции лежат четыре основных приема: повтор, усиление, противопоставление, монтаж. Существуют два основных принципа расположения материала в тексте – линейный и трансформационный. Поэтому можно выделить такие виды композиции: кольцевая, зеркальная, линейная, умолчание, ретроспекция, свободная, линейная с ретроспективой, открытая, с обрамлением и так далее.

Композиция литературного произведения базируется на такой важнейшей категории текста, как связность. В то же время повторы и оппозиции (противопоставление) определяют смысловую структуру художественного текста и являются важнейшими композиционными приемами.

Есин А. утверждает, что начинать анализ композиции нужно с ее опорных точек. “Анализ же опорных точек – ключ к пониманию логики композиции, а значит, и всей внутренней логики произведения как целого”. [4]

Опорные точки композиции – это точки наибольшего читательского напряжения. Опорные точки часто совпадают с элементами сюжета – кульминацией и развязкой. Опорные точки можно искать в перипетиях – резких поворотах в судьбе героя. Часто они обнаруживаются в начале и в финале произведения; иногда в начале и конце частей, глав, актов. Опорные точки композиции – это наиболее сильные художественные эффекты и приемы. Также опорные точки находятся в местах повтора и противопоставления.

“При анализе общей композиции произведения следует в первую очередь определить соотношение сюжета и внесюжетных элементов: что важнее – и, исходя из этого, продолжать анализ в соответствующем направлении”. [5]

Понятие композиции текста эффективно на двух этапах анализа: на этапе знакомства с произведением, когда необходимо четко представить себе его архитектонику как выражение авторских взглядов, и на завершающем этапе анализа, когда рассматриваются внутритекстовые связи разных элементов произведения; выявляются приемы построения текста (повторы, лейтмотивы, контраст, параллелизм, монтаж и другие).

Для анализа композиции художественного текста учитель должен уметь “… выделять в его структуре значимые для интерпретации произведения повторы, служащие основой связности…; выявлять семантические переклички в частях текста; выделять языковые сигналы, маркирующие композиционные части произведения; соотносить особенности членения текста с его содержанием и определять роль дискретных композиционных единиц в составе целого; устанавливать связь повествовательной структуры текста как его “ глубинной композиционной структуры” ( Б.А. Успенский) с его внешней композицией”. [6]

В 10 классе я предлагаю ученикам прочитать такие рассказы А.Чехова: “Студент”, “Ионыч”, “Дама с собачкой”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”, “Попрыгунья”, “Палата № 6”, “Дом с мезонином”, “Степь”, “Дуэль”, “Анна на шее”, “Душечка”, “Черный монах”.

Основные методические приёмы анализа композиции произведений Чехова – составление плана рассказа; сжатый пересказ; выявление композиционных приёмов (повтор, противопоставление, монтаж, усиление); сравнение образов персонажей; сопоставление глав; построение словесных тематических рядов; анализ сильных позиций текста (название, эпиграф, начало и конец рассказа, главы); определение вида композиции; смысл названия произведения; отбор ключевых слов; обоснование роли эпизода в тексте; восстановление пропущенных звеньев текста; придумывание своего финала; мысленная перестановка эпизодов; анализ сюжетных элементов; нахождение опорных точек композиции.

Предлагаю фрагменты уроков в 10 классе, на которых дети учились композиционному анализу прозаического текста А. П. Чехова.

“Ионыч” А. Чехова. От Дмитрия Ионыча Старцева к Ионычу.

II. Составление схемы “Хронология рассказа”.

ионыч в каком классе проходят. Смотреть фото ионыч в каком классе проходят. Смотреть картинку ионыч в каком классе проходят. Картинка про ионыч в каком классе проходят. Фото ионыч в каком классе проходят

“Его (Чехова) главный прием, здесь примененный, можно назвать расстановкой вех на жизненном пути доктора Старцева, между которыми автор оставляет пространство, заполняемое уже читателем в процессе сотворчества. Эти вехи идут по разным, нередко перекрещивающимся направлениям: вехи на пути житейской карьеры доктора; вехи на пути эволюции его вкусов; вехи на развитии и судьбе его романа; вехи на жизненном пути тех людей, которые образуют его среду и так далее”. [7]

III. Анализ сильных позиций.

Начало и конец каждой главы, сопоставление первого и последнего предложений.

“Мы видим, что Чехов не дает непрерывного описания процесса “оравнодушивания” Ионыча, он намечает своего рода пунктирную поэтическую линию, и каждая концовка главы фиксирует новый момент этого внутреннего процесса”. [8]

IV. Сопоставление глав.

Сравним 1 и 4 главы. Сжатый пересказ. Что изменилось? Что осталось без изменений? Какой композиционный прием и зачем использует автор? (Повтор).

Сравним 2 и 4 главы. Сжатый пересказ. Как изменились молодые люди? Сравните поведение на двух любовных свиданиях. Найдите повторы на лексическом уровне. Почему герои поменялись ролями? Почему любовь героев оказалась несостоятельной?

V. Анализ хронологии рассказа.

Чем интересна хронология рассказа? Почему две главы рассказывают о двух днях жизни Дмитрия, а три главы – о всей остальной жизни? В чем смысл названия рассказа? (От Дмитрия Ионыча Старцева к Ионычу).

Прочитайте последние слова героя. Почему именно эти слова в финале?

“Провинциальный мещанский городок с его затхлым бытом – чрезвычайно распространенное место свершения романных событий в XIX веке. Такой городок – место циклического бытового времени. Здесь нет событий, а есть только повторяющиеся “бывания”. Время лишено здесь поступательного исторического хода, оно движется по узким кругам: круг дня, круг недели, месяца, круг всей жизни. День никогда не день, год не год, жизнь не жизнь. Изо дня в день повторяются те же бытовые действия, те же темы разговоров, те же слова и так далее. Люди в этом времени едят, пьют, спят, имеют жен, любовниц (безроманных), мелко интригуют, сидят в своих лавочках или конторах, играют в карты, сплетничают. Это обыденно-житейское, циклическое бытовое время”. [9]

В чем основная мысль рассказа?

VI. Индивидуальное сообщение.

Сравнительная характеристика образов Гурова и Старцева.

V. Выводы.

Особенности композиции рассказа “Ионыч”.

“Архитектоника рассказа, его строение основано на одном главном принципе: повторении, которым пронизан весь текст. В нем представлена целая иерархия повторов, они наслаиваются друг на друга, перекрещиваются, усиливая яркость образов. Этот прием характерен и для других чеховских рассказов”. [10] Кроме того, автор использует монтаж. В 1 главе описывается салон Веры Иосифовны, тут же доносится запах лука. Эти детали вместе создают атмосферу пошлости.

“Душечка” А. Чехова. Кто такая Душечка?

I. Индивидуальное задание.

Сравнить образы Душечки и А.М. Пшеницыной.

II. Два взгляда на героиню Чехова.

Л.Толстой: “Несмотря на чудный, веселый комизм всего произведения, не могу без слез читать некоторые места этого удивительного рассказа… Автор, очевидно, хочет посмеяться над жалким, по его рассуждению, существом… но не смешна, а свята удивительная душа Душечки”.

На чьей вы стороне? Почему?

А какова авторская позиция?

III. Проверка домашнего задания.

2 группа. Чтение письменных работ “Мое отношение к Душечке”.

1 группа. План рассказа, композиционные приемы.

Композиция строится на тематических повторах. “Душечка всякий раз становится “дублером” своего мужа. При Кукине она сидела у него в кассе, смотрела за порядками в саду, записывала расходы, выдавала жалованье… При Пустовалове “она сидела в конторе до вечера и писала там счета и отпускала товар”. Но при этом Ольга Семеновна не оставалась только помощницей – она присваивала себе чужой личный опыт, чужое “направление жизни”, как бы удваивая объект своей привязанности. Самоотверженность Душечки, как это постепенно проясняется к концу рассказа, есть форма духовного иждивенчества” [11]

3 группа. Анализ сильных позиций: названия, начала и конца каждой главы.

IV. Авторское отношение к Оленьке Племянниковой.

Лингвистический анализ фрагмента от слов “В великом посту он уехал в Москву…”

Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создает образ героини (без него не могла спать, сидела у окна, смотрела на звезды, сравнивала себя с курами, не спят, испытывают беспокойство, в курятнике нет петуха).

“В поэтической традиции созерцание звездного неба обыкновенно предполагает возвышенный строй мыслей, мечту о крылатости. Согласно мифологическим представлениям, душа вообще крылата. Оленька тоже сравнивает себя с крылатыми существами, однако – нелетающими, а созерцание мироздания наводит ее на мысль о курятнике. Подобно тому как курица – своего рода пародия на свободную перелетную птицу. чеховская Душечка – пародия на традиционно-аллегорическую Психею”.[12]

Героиня рассказа лишена способности к самостоятельному выбору жизненной позиции, пользуется чужими самоопределениями. Ирония Чехова перерастает в сарказм.

V. Выводы.

Почему рассказ называется “Душечка”? Почему в финале глава о Сашеньке?

“Итак, никакого перерождения “Душечки” во взрослую “душу” под облагораживающим воздействием материнского чувства в финальной части произведения не видно. Напротив, приняв авторский угол зрения на сообщаемое нам в тексте, мы вынуждены будем признать, что последняя привязанность окончательно обнажает несостоятельность Ольги Семеновны как личности. Душечка … с ее неспособностью к самоопределению, неумением актуализировать этот смысл в себе самой предстает в рассказе неразвившимся “эмбрионом” личности”. [13]

“Дама с собачкой”. Мужчина и его любовь.

I. Проверка домашнего задания.

II. Составление сюжетной схемы:

экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

III. Поиск опорных точек композиции рассказа:

кульминация, развязка, сильные позиции текста, повторы, противопоставления.

IV. Сопоставление глав 1 и 3.

Сжатый пересказ. Каков композиционный прием? (повтор и противопоставление). Что меняется в главах? Почему?

V. Индивидуальное сообщение.

Сопоставление образов Дон Гуана Пушкина и Дмитрия Гурова.

VI. Лингвистический анализ отрывка

в 3 главе со слов “Приехал он в С. утром…”. Найдите ключевые слова. Постройте словесные ряды.

Найдите лексические повторы.

VII. Анализ сильных позиций текста.

Чтение финала рассказа. Почему “… самое сложное и трудное только еще начинается”?

В чем смысл названия рассказа?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *