интернациональная готика какой это период
Интернациональная готика
Интернациональная готика — стилистический вариант последних этапов готики, развившийся в Бургундии, Богемии и Северной Италии примерно с 1380 по 1430 годы.
Содержание
Стиль
Отличительные черты живописи интернациональной готики: красочность, изысканность и декоративность, экзальтированность, утончённость. Как завершающий, финальный этап развития стиля, он отличается некоторым маньеризмом: экспрессивностью форм, остротой, графичностью и гротеском. В архитектуре этому стилю живописи будет соответствовать т. н. «пламенеющая готика», также необыкновенно вычурная.
Частые золотые фоны, пренебрежение пространственной глубиной, плоскостность, отсутствие свето-воздушной среды и прочие черты средневекового искусства сочетаются при этом с высокими ремесленными живописными навыками, тщательностью в разработке деталей костюма и интерьера, проработанностью драпировок, лиц, а также растений.
Распространённость
Этот куртуазный стиль культивировался при дворе практически всех европейских монархов в эпоху «осени средневековья», поэтому также его называли «придворная готика». В каждой европейской стране она могла обладать своими особенностями, сохраняя при этом, тем не менее, общие, сразу узнаваемые черты. Всё же, культурный обмен был настолько интенсивным, что часто не представляется возможным определить, из какого государства и региональной школы происходит то или иное анонимное изделие. Сеть династических браков, охватившая Европу, породнила множество дворов, превратив её в единое культурное пространство, в котором свободно перемещались и предметы искусства — как подарки, и путешествующие в безопасности художники — в поисках заказов.
С социологической точки зрения, распространение стиля интернациональной готики не только на религиозную, но и на светскую тематику (изготавливалось большое количество бытовых предметов, прикладных изделий), является важным моментом в развитии истории культуры Европы. Происходит увеличение количества изделий, заказываемых по светским причинам. Причём не только придворными и дворянами, но увеличившей своё благосостояние буржуазией.
Дворы: императора Карла IV (Прага), короля Германии и Богемии Вацлава IV (Прага), королей Франции Карла V Мудрого и Карла VI Безумного (Париж), братьев Карла V: Людовика I Анжуйского, Филиппа II, герцога Бургундского (Дижон) и Иоанна, герцога Беррийского и Оверньского; короля Англии Ричарда II, папский двор (Авиньон), герцога Миланского Джан Галлеаццо Висконти (Милан), прочие.
Отношение к Ренессансу
Хронологически этот стиль предшествует раннему Проторенессансу, подчас пересекается с ним и, безусловно, оказывает влияние на первых мастеров нового искусства. Особенно сильным влияние готики оказывается на территориях Северного Возрождения: для произведений нидерландских и немецких художников её достижения всё ещё будут оставаться очень важными, в то время, как Италия уже будет вся охвачена изучением античного классического наследия.
Хотя в раннее кватроченто итальянцы всё ещё находились под впечатлением от интернациональной готики — её влияние можно заметить в произведениях Карпаччо, Уччелло, Карло Кривелли и Боттичелли.
Произведения
Основные произведения — алтарные образы и миниатюры в манускриптах. Сохранились также шпалеры.
Картины, как правило, писались темперой по деревянным доскам. Распространены золотые фоны и прописи по фигурам золотом. Алтарные образы могли иметь несколько створок (от двух до десятка). Эти вытянутые вертикальные панели имели типичные готические арочные завершения — стрельчатые или треугольным вимпергом. Рама могла быть украшена орнаментальной резьбой и позолочена. Кроме того, на самой поверхности доски, служащей фоном, мог быть вырезан или сделан из гипса низкий рельеф (например, ветки деревьев, пряди волос, нимбы, шрифт). Эта еле заметная резьба расписывалась, что создавало дополнительный живописный эффект роскоши.
В Испании эта форма нашла выражение в досках ретабло.
История термина
Несмотря на то, что термин «интернациональная готика» предложили в 1890-х годах почти одновременно историки искусства Луи Куражо (Франция) и Юлиус фон Шлоссер (Австрия), использовать его в сегодняшнем значении начали только в 1960—1970-х годах.
До этого для наименования использовался термин «поздняя готика» (Spätgotik) (Гурлитт в книге «Искусство и художники накануне Реформации», 1890), а также «особенная готика» (Sondergotik), относившийся к немецкой готике 1350—1550 годов. С 1960—1970-х годов «поздней готикой» решено наименовать готику после 1430 года, а предыдущий период — называть «интернациональной».
Другие использовавшиеся искусствоведами старой школы названия: «Придворная готика» (Hofischen Gotik, art courtois), «космополитическое искусство» (art cosmopolite) или «мягкий стиль» (Weicher Stil).
Список художников
(Неполный и непроверенный)
Италия
Некоторые итальянские мастера работали в стиле, переходном к Ренессансу.
Бургундия
Франция
Священная Римская Империя
Германия, Богемия (Чехия)
Испания
Галерея
Симоне Мартини, «Благовещение с двумя святыми», 1330, Уффици.
Интернациональная готика какой это период
Ð Created using Figma
Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma
Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma
Group Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma
Rectangle Created using Figma
Rectangle Created using Figma
На полный экран Created using Figma
google Created using Figma
И Created using Figma Ð˜Ð´ÐµÑ Created using Figma Vector Created using Figma
Стрелка Created using Figma Group Created using Figma
Login Created using Figma logo_black Created using Figma
Logout Created using Figma
Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma
Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma
Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma
Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma
Доп эпизоды Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma
rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma ШÑринг Created using Figma
Громкость Created using Figma
СкороÑть Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð³Ñ€Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Created using Figma
telegram Created using Figma
twitter Created using Figma
Created using Figma
И Created using Figma
vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma
Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА
Представляет собой этап в развитии готики, сосуществует с пламенеющей готикой в архитектуре. Термин «интернациональная готика» введён в 1890-х годах французским историком искусства Л. Куражо, который первым отметил интернациональный характер европейского искусства этого времени. Для определения данного явления также предлагались термины «особенная готика», «мягкий стиль», «придворное искусство» и др.
Интернациональная готика характеризуется стилистическим единством произведений пластики, декоративно-прикладного искусства, книжной миниатюры, живописи на досках, созданных в различных художественных центрах Франции, Нидерландов, Италии, Германии, Англии, Испании, а также Восточной Европы. В период интернациональной готики на смену городским коммунам как основным заказчикам пришли крупные феодалы-меценаты (герцоги Беррийские, Бургундские, Миланские и др.). Формировались придворные школы (в Дижоне, Брюгге, Париже, Праге, Милане, Кёльне и др.); переезжавшие от двора ко двору мастера получили высокий социальный статус. Интенсивные контакты мастеров из различных стран, работавших в одних и тех же мастерских, открывали возможность взаимодействия стилевых тенденций, которые складывались в разных центрах; в частности, интернациональная готика объединила достижения художников итальянского Проторенессанса с достижениями североевропейской готической живописи и книжной миниатюры.
Одним из международных центров интернациональной готики был папский двор в Авиньоне, где работали французские и итальянские (С. Мартини) мастера. Из итальянской фресковой и алтарной живописи XIV века пространственные построения и картинные композиции проникли в книжную миниатюру Северной Европы (миниатюры «Турино-Миланского часослова», автором части которых предположительно был Я. ван Эйк). Важнейший вклад в формирование интернациональной готики внесли бургундские и нидерландские мастера: скульптор К. Слютер, живописцы М. Брудерлам, Ж. Малуэль, Р. Кампен, миниатюристы братья Лимбург. Художники Северной Италии восприняли характерный для севера Европы готический натурализм (книжная миниатюра и живопись Микелино да Безоццо, Стефано да Верона, Джованнино де Грасси, Пизанелло). В Средней Италии распространителями стиля интернациональной готики стали Лоренцо Монако, Джентиле да Фабриано. Под французским, итальянским и византийским влияниями развивалось искусство интернациональной готики в Праге (Мастер Тршебоньского алтаря, произведения семьи архитекторов и скульпторов Г. и П. Парлер). Благодаря нидерландским и чешским мастерам искусство интернациональной готики распространилось на всей территории Священной Римской империи (Конрад фон Сест в Дортмунде, Мастер Франке в Гамбурге, и др.), затем в Англии («Уилтонский диптих» неизвестного мастера, 1395 год, Национальная галерея, Лондон) и на Пиренейском полуострове (Б. Марторелл).
Произведения интернациональной готики, созданные в разных центрах, объединяет тяга к изяществу, декоративности, многоцветности изображения, линейной стилизации; культивируется верность отделные детали при общей условности композиции. На смену религиозной символике в ряде произведений приходит светская. Интернациональная готика на короткое время объединила европейское искусство, послужив отправной точкой для развития Возрождения в Италии и Северного Возрождения в заальпийских странах.
Иллюстрации:
Интернациональная готика. Мастер Тршебоньского алтаря. «Поклонение Младенцу». 4-я четв. 14 в. Южно-чешская галерея (Глубока-над-Влтавоу). Архив БРЭ;
Интернациональная готика. Ж. Малуэль. «Большая круглая Пьета». Ок. 1400. Лувр (Париж). Архив БРЭ.
Интернациональная готика
Маттео Джованетти. Исайя и Моисей. Фреска, деталь. 1346. Авиньон, папский дворец, зал приёмов.
Еще из особенностей стиля выделяется острая достоверность реальности, что особенно заметно в пейзажных фонах, деталях интерьеров и лицах персонажей картин. Однако при всем стремлении к реалистичности окружения отмечается также сильное увлечение стилизацией.
Особая роль в формировании «интернационального стиля» как художественного направления принадлежит Авиньону. Этот город, куда с 1308 по 1377 годы был перенесен папский двор, становится в 14 веке крупным культурным центром, в который стекались интеллектуальные и художественные силы всей средневековой Европы. В 1340 г. туда приезжает Симоне Мартини в сопровождении своего помошника Маттео Джованетти и других итальянских мастеров, среди которых, в частности, такой талантливый художник, как автор «Кодекса Св. Георгия» из Ватикана. И если Авиньон не может считаться местом происхождения «интернациональной готики», то вместе с тем это был город, в котором впервые сложились условия для ее возникновения, сформировалась космополитическая атмосфера, которая потенциально сделала возможным рождение подобного художественного направления.
Симоне Мартини. Посвящение в рыцари, фреска, 1326 г. Сцены из жизни святого Мартина Церковь Сан-Франческо, Ассизи.
В росписях Папского дворца и Чертозы Вильнёв впервые объединились элементы французской и итальянской культуры, давшие первые «интернациональные» плоды в самой Франции в 1365-1375 гг. и затем распространившиеся через многочисленные каналы (миграция художников, «странствия» произведений и т.п.) в различные уголки Европы.
Другим важным очагом, способствовавшим сложению нового стиля, где частично развивалась интернациональная готика, была Прага.
Пробуждение интереса к проблеме «интернациональной готики» хронологически совпало с возникшими в конце 19 века дискуссиями о происхождении и истоках Ренессанса. Поэтому на первых порах истолкование и оценка «интернационального стиля» зависели от того, какую позицию в споре медиевистов и сторонников Ж. Мишле и Я Букгардта занимал данный исследователь.
Одним из первых указал на своеобразие «интернациональности» европейского искусства на рубеже 14-15 вв. Э. Панофский, посвятив истокам этого направления и социальному окружению, его породившему, целую главу в своем труде о нидерландской живописи.
Целый ряд художественных явлений европейского искусства, возникших в хронологических рамках «интернационального стиля», по своему существу и значению превосходят это направление и во многих аспектах от него отрываются. Так, в статуях Клауса Слютера, миниатюрах братьев Лимбург, в миниатюрах Губерта и Яна ван Эйков, в скульптурных портретах Петера Парлерджа процесс распада старого строя форм и перехода в новое качество намечается с особой очевидностью.
Петер Парлердж с помощниками. «Королева Анна». Портретная голова на трифории собора св. Вита в Праге. 1374.
Ян ван Эйк. Императрица Елена наблюдает за раскопками. Миниатюра из «Прекраснейшего Часослова Нотр-Дам».
К началу 15 века особого расцвета достигает Ломбардия, где уже была подготовлена почва для того чтобы «интернациональная готика» окончательно победила, причем некоторые отдельные явления его прослеживаются в искусстве Ломбардии задолго до конца 14 века. Миланский собор был тем местом где в действительности произошла встреча большого числа художников из разных стран и разных национальностей. Для строительства Миланского собора стали съезжаться представители различных художественных школ, и здесь впервые в целом европейское искусство «объединилось».
Джованнино де Грасси. Собаки и кабан. Рисунок. Около. 1380-1390. Бергамо, городская библиотека.
Кодекс состоит из листов неодинакового размера и различных по художественному качеству рисунков. Очевидно, туда же были включены работы мастерской Джованнино. Свой настоящий вид альбом приобрел в 1542 году, когда рисунки были собраны вместе и пронумерованы их владельцем.
Художники и переносные произведения, такие как иллюминированные рукописи, много путешествовали по континенту, что привело к появлению общей эстетики среди королевской семьи и высшей знати и значительно уменьшило различия в национальных стилях среди произведений, созданных для придворной элиты. Основное влияние оказали северная Франция, Нидерланды, то Герцогство Бургундия, то Имперский суд в Прага, и Италия. Королевские браки, такие как брак между Ричард II Англии и Анна Богемия помог распространить стиль.
Первоначально это был стиль придворной изысканности, но несколько более устойчивые версии распространились на искусство, заказанное появляющимися торговыми классами и мелкой знатью. В Северной Европе «поздняя готика» продолжала этот стиль, особенно в его декоративных элементах, и все еще можно было найти до начала 16 века, поскольку на местном уровне не появилось альтернативной декоративной лексики, которая могла бы заменить ее раньше. эпоха Возрождения возрождение Классицизм.
Содержание
Разработка
Важный Богемный вариант стиля, разработанный при дворе Карл IV, император Священной Римской империи в Праге, которая на короткий период [5] стал ведущей силой в развитии европейского искусства. Чарльз происходил из Люксембургская династиябыл наставником будущего Папа Климент VI, и в юности провел семь лет при французском дворе, а также дважды посетил Италию. Это и семейные отношения дали ему тесные связи с различными судами Франции, в том числе с судом Авиньонское папство, а с 1363 г. отдельные Валуа Герцогство Бургундия под Филипп Смелый. Богемскому стилю изначально не хватало вытянутых фигур других центров, но в женских фигурах было богатство и сладость, которые имели очень большое влияние. У Карла был по крайней мере один итальянский алтарь, очевидно сделанный в Италии и отправленный в Прагу, недалеко от того места, где он остается сегодня в его экспонате. Замок Карлштейн. За Собор Святого Вита в Праге он сначала использовал французского архитектора, а затем немецкого Питер Парлер. [6]
Большая часть развития стиля произошла в Италии, и он, вероятно, распространился к северу от Альп, чтобы повлиять на Францию частично через колонию итальянских художников, прикрепленных к Папскому двору в Авиньоне, и работы, выставленные из резиденции там в 1330-х и 1340-х годах. из Симоне Мартини, а Сиенцы предшественник стиля. Республиканская Сиена оказали большое влияние на развитие стиля, но на протяжении всего периода, а затем и в дальнейшем, сохраняли свой собственный достойный готический стиль. Висконти двор в Милане, также тесно связанный с французской королевской семьей, был важнейшим итальянским центром придворного стиля. [7] По мере того, как стиль развивался в Северной Европе, он, в свою очередь, оказывал влияние на итальянских художников.
Брак в 1384 году между молодым королем Ричард II Англии и дочь Карла IV Анна Богемия помог подключиться Прага и Лондон, и привезти стиль в Англию, хотя Анна умерла в 1394 году.
Королевские портреты
В Вотивное панно Яна Очко из Влашима. На коленях Император Карл IV и его сын Венцеслав перед Богородицей, Богемия, 1371 год. (деталь)