интердевочка в каком году вышел
Разрушающая сила искусства. 30 лет «Интердевочке»
Сам себе Тодоровский объяснял свою работу так: «Я снимал кино не про путану, а про женщину, которая не могла реализоваться в советские времена!»
Действительно ли это было так? Ведь показанный в фильме типаж женщины Тани Зайцевой имел на самом деле массу возможностей для реализации во все времена.
Именно они вдохновляли на революционные достижения, за несколько лет реализовали программу ликвидации безграмотности населения, первыми вышли на общие рабочие рубежи с мужчинами. Санитарками бесстрашно спасали раненых во время войны, отстраивали страну заново, создавали ту самую, неповторимую элитарную советскую культуру. О них и снимал сам Тодоровский.
Именно так режиссер и представил себе «Интердевочку», подбирая актрису для главной роли «по душе, а не по фигуре». Бессознательно точно выбрав актрису Елену Яковлеву, режиссер показал переживающую, эмоциональную и достаточно развитую в своих свойствах медсестру, волею судеб оказавшуюся в номерах гостиницы «Приморская».
Номера гостиниц, обслуживание иностранных делегаций и регулярные обыски милицией – лишь мелочи жизни в сравнении с суммами, которые может получить за ночь интердевочка.
«Проститутка с золотым сердцем». В отличие от «товарок по цеху», Таня не покупает себе автомобили и дипломы вузов. Она покупает шубу маме и старается обеспечить ее будущее, изредка балуя себя обновками гардероба.
Таня не наживается на ближнем, как окружающие ее женщины. Она – добрая и заботливая медсестра, знающая свое дело. Таня Зайцева помогает тем, кому хуже, чем ей, участвуя в жизни соседки, заботясь о тех, кто все-таки угодил в милицию после очередного налета.
Так будут думать, вспоминая ее образ, миллионы студенток, учительниц, молодых матерей, решивших вследствие материальных трудностей в 1990-е годы продавать свое тело, как новая «героиня труда», показанная лидером кинопроката.
С этого времени девочки все чаще не выбирали себе профессию медика или воспитателя детского сада. Зачем тратить годы на учебу, если потом не получать и прожиточный минимум? Ведь можно, как Таня Зайцева, неплохо зарабатывая, попасть, наконец, в сытую и счастливую «заграницу». И как ни старался режиссер показать всю невозможность жить счастливо в чуждой нашему человеку стране, где по меркам западного менталитета он всегда будет «второго сорта», в голове молодого поколения на долгие годы закрепился образ нового авто, полного холодильника колбасы и «звездной» устроенности.
В течение двух серий фильма интердевочка Таня становится очень близка зрителю: вместе с ней мы чувствуем горечь от предательства отца и его двуличия. С ней больно за мать, которая как многие советские женщины согласна на все, лишь бы ребенку было хорошо. С ней стыдно за меркантильного жениха-шведа, пересчитывающего счет в ресторане. Напряженная кульминация фильма, наполненная зрительными предчувствиями, слезами и тревогой передается с экрана так явно, что Таня, валютная «питерская потаскуха» вызывает очень сильное сочувствие. Как же можно не понять отчаяние женщины, в слезах мчащейся домой и закрывающейся руками от надвигающейся катастрофы? Это острое сострадание, вызванное умелым режиссерским замыслом Тодоровского, резко сократило расстояние между советским человеком и презираемой в обществе «древнейшей профессией».
Проституция как показатель неразвитости психических качеств у небольшой численности людей присутствует в любом обществе. Также как и ее всплеск при сильных социальных деформациях, таких как война, распад политического строя и т.п. Но возведение этого в красочный миф для огромного народа – отнюдь не естественный процесс.
Подмена образа драматической героини банальной проституткой не прошла для советского зрителя даром. «Интердевочка» стала «классикой нового кино», в котором уделом женского счастья становилась исключительно проституция. Эта тема культивировалась с экрана настолько грубо и прямо, что за очень короткий срок нравственность, носительницей которой является женщина, обернулась в свою противоположность.
Пришло время, когда многие юные девушки легко начали вступать в отношения с целью «пользы-выгоды», соглашаться на любую форму эксплуатации с целью выехать за границу («Америкэн бой, уеду с тобой…»). Культурные ценности стали считаться уделом «убогого совка», а мерилом всего стали денежные отношения. Так общество с наибольшим процентом невинных девушек, за считанные годы приобрело популярность «дешевой сексуальной силы», поставляющей девочек в публичные дома десятка стран.
При этом женщины шли на это сознательно, не столько из-за социальных ограничений дома, сколько из-за романтизации жизни «за бугром», даже не утруждая себя поисками других путей реализации. Наши милые женщины, роль которых заключалась в развитии культуры и искусства, вместо этого жили подобно интердевочкам, часто приходя и к финалу, показанному в фильме.
Вскоре «Америкэн бой, уеду с тобой…» сменился на «Милый мой бухгалтер. Зато родной, зато простой».
Появляется другой герой в нашей «классике нового кино», образец для подражания целого поколения ребят. Патриот с дробовиком на перевес, всем объясняющий «в чем сила». Он возвращает нашу «интердевочку» домой и начинает новый век под песню «Гудбай, Америка».
А так ли красива «красивая жизнь»?
Всем доброго времени суток.
Название: Интердевочка
Год: 1989
Страны: СССР, Швеция
Режиссёр: Пётр Тодоровский
В ролях:
Яковлева Елена, Лаустиола Томас, Малеванная Лариса, Немоляева Анастасия, Полищук Любовь, Дапкунайте Ингеборга, Агафонова Татьяна, Валунд Торстен, Виноградова Мария, Гердт Зиновий, Розанова Ирина, Шиловский Всеволод
Музыка: Пётр Тодоровский
Длительность: 151 мин.
АКТЁРЫ И РОЛИ.
Когда я первый раз посмотрела фильм, мне было жаль главную героиню. Но спустя годы, при нескольких пересмотрах картины, мнение о ней поменялось. Она построила сама свою судьбу, и заслуживает только осуждения. Возможно, что времена изменились, и ценности по другому воспринимаются, и бывший «совок», как некоторые называют СССР, стал ностальгическим островом, в котором, чтобы там не говорили, чувствовалась за спиной стена, на которую можно было опереться.
Правдоподобно сыграли проституток, показав все стороны жизни девочек по вызову, и светлые и тёмные, Ирина Розанова, Любовь Полищук и Ингеборга Дапкунайте. Так ли всё радужно в их жизни? С одной стороны красивая одежда, «шмотки», которых не достать простому трудяге, иностранцы, щедрые на валюту, и даже шансы выйти замуж и покинуть страну. И никаких проблем, так ли это? Но также показан и путь, по которому идут наши весёлые и с чувством юмора девочки. А путь этот включает и грязь, и унижение, и слёзы разочарования. Неужели в далёком СССР можно было достичь высот только через постель? Но это опять про мораль, а про актрис могу сказать, что путан они исполнили блестяще.
И ещё раз образы по отдельности.
Любовь Полищук сыграла валютную проститутку Зину Мелейко, которую даже милиционеры уважительно называли Зинаидой Васильевной. И что удивительно, днём она работает в НИИ.
Она прибыла в Ленинград из провинции, и ей конечно труднее. Хочется ей сколотить капитальчик, да побыстрее, и методами не гнушается, все хороши. Интересный, калорийный персонаж. Актриса Дапкунайте отлично вжилась в роль, с прибалтийским акцентом, её героиня выглядит очень достоверно.
Она подруга Кисули, тоже лимитчица. Вместе работают и снимают жильё. Вечно курящая, хваткая, довольно умная и сноровистая девушка. У такой не забалуешь. Вот такая солидная получилась из Розановой путана Сима по кличке Гулливер.
Анастасия Немоляева, сыгравшая медсестру Ляльку, идеально подошла под образ настоящей русской красавицы. Милая, привлекательная и скромная девушка, с длинными роскошными волосами, как же она завидовала жизни, которой жила Татьяна и её соратницы по труду. Ох уж эти натуральные шубки от спекулянтов. Сбудется ли её «мечта».
Другие персонажи.
Роль мужа Татьяны исполнил шведский актёр. Постоянный клиент Тани, и вдруг позвал замуж. Значит причина только любовь. Да, Эдвард действительно полюбил, и будет маяться со своей этой любовью, многое прощая Тане, на многое закрывая глаза. Но ведь они совсем разные. Он экономный, дотошный, хоть и позволяет ей тратить деньги, но и считает одновременно, контролирует. И никогда не сможет понять он широкую русскую душу, сложно это для него и запутанно, так и сложна его жизнь с бывшей проституткой, со своей советской интердевочкой. Вот вам и счастье.
Простая учительница в школе, женщина строгая и порядочная. Встаёт вопрос, что она упустила воспитании дочери, почему воспитывает её одна в фильме тоже не сказано. Хотя отец то имеется, и он вполне счастлив другой семьёй. Мнение людей о Татьяне становится дороже собственной жизни. А что ни о чём не догадывалась, мне лично не верится.
«Интердевочка»: в погоне за недостижимым счастьем
Фильм Петра Тодоровского «Интердевочка», который выйдет на телеканале «МИР» 16 февраля в 10.45, был снят 30 лет назад. Сегодня кажется, что речь идет о другой эпохе, знакомой кому-то только по учебникам – но удивительным образом чаяния «перестроечных голддиггерш» не просто не утратили актуальности, но и превратились в одну из доминант общественного сознания. В последующие годы философия «интердевочек» активно продвигалась в массы чуть ли не из каждого утюга, в духе рекламных слоганов «где наслаждение, там я», «я этого достойна», и прочих, ставших мемами. Другой вопрос, что относительно честные способы обеспечить себе все эти радости оставались за кадром, а потому сегодня, как и 30 лет назад, многие вкладывают в понятие «успех» то же, что и героини фильма: удачный транзит в лучшую жизнь на чужом горбу.
Недостижимая мечта
Сам муж далек от образа сказочного принца, зато к нему максимально близок дальнобойщик Виктор, с которым Татьяна знакомится в Швеции и который, как выясняется, был ее соседом по Питеру. Так стоило ли покидать родину, если счастье было там, под боком? И почему то, что выглядело счастьем, по мере достижения оказалось совсем не тем?
Идя напролом к заветной цели, человек часто не обращает внимания на детали, но дьявол, как известно, кроется в них. Героиня фильма была уверена, что любовь – не главное, на недостатки будущего мужа можно закрыть глаза, а слезы матери – не более чем блажь. Но все эти заблуждения в итоге приводят к трагическому финалу.
К тому же, удовлетворив базовые запросы – получив колбасу, машину и домик в деревне, героиня сталкивается с феноменом, описанным американским психологом Абрахамом Маслоу еще в 1943 году. Именно он впервые проанализировал иерархическую модель потребностей человека (или «пирамиду потребностей»), распределив их от базовых до высокодуховных.
Иными словами, пока интердевочка Таня мечтает об условной «колбасе», ей не до идеалов. Но насытившись и оказавшись в относительной безопасности, она вспоминает про высокие материи, включая любовь и долг.
Получается, что субъективное представление о счастье – вещь ненадежная: по мере достижения желаемого возникают все новые пазлы и задачи, а достигнутое утрачивает былую сверхценность. Именно поэтому шведский Эдик, казавшийся идеальным «транспортом» и инструментом миграции в лучшую жизнь, оказывается неидеальным мужем. Он уже сделал все, что от него требовалось, вывез девку из «совка», но на героя грез не тянет.
И это тоже типичная история: если человек воспринимается как инструмент достижения и реализации какой-то мечты, совсем не факт, что в дальнейшем в этой мечте найдется место ему самому. В качестве «транспорта» шведу прощали и жадность, и неидеальную внешность, но потом душа героини запросила большего. «Инсталлироваться» в эту фантазию, стать ее частью использованный муж не может физически, особенно на фоне внезапно ворвавшегося в их жизнь красавца-соседа из Питера.
В то же время, стадия «принятия окружающими» у героини терпит закономерный крах, который и толкает ее в прошлое, к тем, кто ее любил и поддерживал – в отличие от респектабельных шведов, которые не могут воспринимать «девку с панели» как равную. Собственно, в этом трагедия и многих современных «голддиггерш»: проникая сомнительным путем на чужбине в «высшее общество», они наивно рассчитывают сорвать джекпот и терпят множество разочарований. Как говорится, слесарю слесарево, но мало кто готов учиться на чужих ошибках.
Корень зла
С другой стороны, вся эта история – не о продаже души и тела за колбасу, а о детской травме, без которой жизнь героини сложилась бы иначе, уверен психотерапевт, гипнотерапевт, кандидат медицинских наук Евгений Фомин.
Того, что о героине фильма заботится мама, недостаточно. «Мама все равно несчастна, и это несчастье она передает своей дочери. Это фильм о боли ребенка, который уже во взрослом возрасте видит пьющего, когда-то бросившего их отца, брошенную мать, и это не делает ее счастливой. Она ищет любви и таким вот образом пытается убежать от детской травмы. В том числе, выходя замуж за человека, в котором пытается обрести заботливого отца», – считает Фомин.
В итоге интердевочка погибает, как и ее мать, не вынесшая ужасной правды о профессии своей дочери. Татьяне Зайцевой так и не удалось убежать от прошлого, выбиться «в люди» и обрести подлинную любовь. Возможно, в конечном счете, вся эта история о том, что в безудержной погоне за мифическим счастьем человеку иногда стоит остановиться и задуматься не о том, куда он бежит, а от чего – но ответить самому себе на этот вопрос максимально честно. И, главное, не забывать о том, что цель не всегда оправдывает средства.
Окно в Европу или история одной «сокровищницы».
Я не люблю наше современное кино, а вот большинство старых фильмов могу смотреть и пересматривать с удовольствием. Двухсерийный фильм «Интердевочка», снятый Петром Тодоровским ажно в 1989 году, который мне бесконечно нравится, как раз из таких. Не смотря на то, что тематика фильма, мягко говоря своеобразная, он достоин занимать почетное место среди отечественных киношрдевров.
В ролях:
Елена Яковлева, Любовь Полищук. Ирина Розанова, Лариса Малеванная, Томас Лаустиола, Анастасия Немоляева, Ингеборга Дапкунайте, Геннадий Сидоров, Мартиньш Вилсонс, Зиновий Гердт, Анна Фроловцева, Всеволод Шиловский. Игорь Ветров, Сергей Бехтерев, Валерий Хромушкин, Торстен Валунд.
Татьяна Зайцева (Елена Яковлева) главная героиня. Вся какая-то угловатая, тоненькая и сутулая, с мальчишечьей стрижкой и такими же замашками. Таня живет с мамой, школьной учительницей в маленькой квартирке в Ленинграде, пашет в больнице медсестрой за копейки и мечтает вырваться из нищей безнадеги перестроечной России.
Эдвард не симпатичный очкарик, сносно изъясняющийся на русском, по каким-то странным соображениям, воспылал чувствами к русской работнице матраса и дивана.То ли Танька хорошо знала свое грязное дело, то ли Эдвард просто мазохист и не искал легких путей, но он задался целью сделать из нее мадам Ларсен.
Чтобы лучше понимать стремление девушек сделать из страны ноги, коснемся немного тех времен. Я из того поколения, которое хорошо помнит это непростое для страны время, когда зарплату не платили месяцами, в селах выживали огородами, а в городах, чтобы не увидеться с прабабушкой раньше чем предполагает возраст, все массово переквалифицировались в торгашей-челноков (это случилось чуть позднее, в самом начале 90-х), водил-бомбил, фарцовщиков, гидов-экскурсоводов, экстрасенсов, бандюков, фотомоделей и т.п.
Осваивать рабочие профессии стало не модно и экономически невыгодно, а слово «инженер» стало чуть ли не оскорблением. В перестройку и последующие годы, всё что могли тащили на продажу, даже самих себя пускали с молотка, и это приносило хороший доход.
В страну потоком хлынуло иностранное (фильмы, книги, музыка, еда, одежда) и у обнищавшего народа, долгое время жившего за семью замками в стране где всё было строго по планам на ближайшую пятилетку, где не было секса, но были дети, где техника и авто покупались по очереди и под запись, рвало крышу. Рвало крышу сначала от пустоты на прилавках и пустоты в карманах, а чуть позднее от изобилия товаров на рынках и полупустых кошельков. Работали как могли и где могли.
Западная культура ворвалась в наш мир стремительно подменяя понятия, унылое советское прошлое вытеснялось ярким изобилием нового мира, далекого, сытого, демократичного и как ныне принято говорить, толерантного. Именно тогда народ узнал кто такие братки и рэкет и почему возле гостиниц толпами маячат девки, расписные под матрешек и хохлому, появилось поколение или даже поколения, у которых сдвинулись нормы морали и принципов куда-то в другую сторону.
Вот и профессия путаны казалась кому-то не такой страшной и даже не презренной, ведь она хорошо кормила.
Таня из тех, кто тоже особенно не убивался по поводу своего ремесла, институт бросила, хотела хорошо жить. Вобщем были и такие потерянные рассудком и моралью, что за ради красивой жизни сдавали в аренду свою сокровищницу.
5 лет учиться чтобы 100 рублей получать! Вот много тебе дал твой институт?! А я хочу свой дом, свою машину. Я хочу зайти в магазин и купить ту шмотку, которую я хочу, а не бегать за фарцовщиками!
Разве предосудительно желать себе лучшей доли? Рыбка всякая ищет где глубже, а человек где лучше, а лучше тогда было точно в не России. Таня заботливая дочь, печется о спокойствии матери, бережет ее, опекает соседку, пациенты больницы Таню любят, а как же иначе? Она такая простая, открытая, для всякого доброе слово найдется и веселая шутка не дает унывать в больничной суете и серости.
Таня днем с улыбкой на устах лечебнице колола уколы в болящие постсоветские попы, а ночами обслуживала иным способом как болящие, так и не очень, попы иностранные, впрочем там речь шла не об этой части тела, но выраженьице
вошло в лексикон наших граждан именно в те времена и имело оно как прямой, так и переносный смысл.
Товарки Тани по матрасно-гостиничному цеху не вызывают ничего кроме жалости.
Измученные жизнью, доведенные до отчаяния нищетой, они не от хорошей жизни свои дипломы университетов себе в кровать подкладывали.
Тебе твой диплом института культуры в постели помогает?
Тогда было действительно страшное время, работа была для всех, только платили за нее столько, что протянуть на это было сложно. Нередко за работу не платили вообще или платили реями, шпалами, древесиной, углем. всем тем, что выпускали предприятия тем и платили. А больницы, школы чем могли заплатить? Вот и шли тетки торговать собой, у кого детей кормить нечем, у кого родители старые.
Среди девочек была и зависть к хорошим клиентам, но был и свой кодекс и взаимовыручка была чисто по-человечески. Уж они то друг дружку хорошо понимали. Сима-Гулливер (Ирина Розанова) и Зина (Любовь Полищук) тоже имели свои мечты, одной надо было денег заколачивать чтобы содержать семью в Пензе, мама болеет и дочь уже школу заканчивает, а вторая физкультурный закончила, хотелось тоже заработать денег и вернуться хоть в родной Череповец, хоть еще куда, найти хорошего мужчину, завести семью.
Мама Тани Алла Сергеевна (Лариса Малеванная), классическая, советская учительница, вся такая идейно-вежливая, интеллигентная, живет каким-то своим миром, давно канувшим в прошлое. Для меня непонятно как можно жить с дочерью под одной крышей и даже не догадываться чем она подрабатывала на жизнь.
Таня скрывала свои ночные приключения, но невозможно утаить всего. Где-то встретила какого-то шведа, где-то же хранила вещи и яркий косметос на «выход», возвращалась с работы засветло, откуда то доставала шмотки, которые простой медсестре госбольнички были не по карману и это Таня то, которую в записные модницы явно не зачтёшь. Ну есть такая категория сонных женщин, которые до упора будут делать вид, что вокруг них порхают бабочки, небо голубое, честь не продается и все как-то само собой утрясается. Вот и маман Тани знать не знала, видеть не видела как ее дочь поутру в наряде платной профурсетки домой идет, ногти накладные на чердачке отколупывает пластиковыми серьгами звеня.
Был у героини и отец. ну он просто был. Сделал ее много лет назад и канул в закат. Папаша из тех бесхребетных, что рубля не подадут, не спросят а как жила дочка, а сами потом ко взрослым детям претензии имеют.
Мечтой валютных, да вобщем то и не только их, а и многих девочек того времени, было выскочить замуж за иностранца и укатить за бугор. А дальше, воображение рисовало им безбедную жизнь на чужбине, красивые шмотки, машину, собственный домик. К сожалению, о реальности мало кто думал. А реальность сурова, советский диплом там никому не нужен, темное прошлое не отпускает, потому что все тайное рано или поздно становится явным, накладываются и житейские проблемы. Вдруг, оказывается, что муж-иностранец человек хоть и хороший, но для бывшей бабочки планета чужая и далекая, другие взгляды на жизнь и быт, другой менталитет. Диалог, в котором практичная девушка когда-то обещала себе и матери:
остается в прошлом.
Да что там муж, жизнь вообще оказывается другая и быстро приходит понимание, что в этом мире ты чужая и непонятая.
Концовка фильма изначально задумывалась другой, но сложилось как сложилось. Чем закончилась история ленинградской путаны можно узнать посмотрев фильм, он доступен в сети в хорошем качестве.
Фильм любопытный, сильный, но тяжелый. От истории героини веет такой тоской, безысходностью, печалью, что выть хочется. Если есть желание посмотреть хорошее, по-настоящему наше хорошее кино тех лет, хотя бы примерно понять как люди жили в перестройку, то смотреть однозначно стоит.
Двухсерийный фильм «Интердевочка» Петра Тодоровского, 1989 г. Два варианта развития событий, третьего не дано.
«Интердевочка» как минимум на 50% пропитан патриотичностью. Если не больше. Дом, милый дом, как говорится.
«Интердевочка» как минимум на 50% пропитан патриотичностью. Если не больше. Дом, милый дом, как говорится.
Всегда винят женщин, а не мужчин.
Тема показана с точки зрения журения всех кто уехал заграницу.
До 1978 года это было преступление и расстрел, либо лагерь.
И таких примеров знаете сколько. А они лишь хотели счастья, построенного на уважении и любви. Проще запугать, а не перевоспитывать мужчин.
P. S. Страна где за иностранцами следили во время их визитов и они были на виду.. И тут девушки лёгкого поведения. Прям никто за моральным обликом СССР не следил из организации из трех букв)
Мужа мама приезжала в 80-х в конце. Ее из отеля не выпускали без русского гида.
Мы с ними со всеми встречались. А двоюродную сестру с мужем моя тетя попросила мою маму в гости к нам в квартиру пригласить. Они к нам приезжали. в 1979 году.
Моя тётя родила родила сына в 1976 году в Германии. Через 6 лет родила дочь тоже в ФРГ. Тетя ежегодно в ФРГ ездила на всё лето. Квартира у них была в Золингине. В ФРГ также ездил ее родители (мои бабушка и дедушка), а также в ФРГ 2 раза ездила моя мама с другой старшей сестрой. Мало того, бабушка и дедушка с тетей и ее мужем и детьми ездили во Францию.