ингушские девушки какие они
Женщины в Ингушетии. Как они одеваются и как соблюдаются их права?
Ингушетия один из самых строгих в плане традиций и культуры кавказских регионов, а соответственно и среди всех регионов России. Говорят, женщинами здесь приходится нелегко и даже тяжело.
Я побывал в Ингушетии, посмотрел на местных девушек и женщин, делюсь личными впечатлениями и фотографиями, которые сделал во время этой поездки. Мнение автор может не совпадать с мнением других людей, это нормально.
Перед поездкой меня даже пугали. Мол, даже не вздумай смотреть на женщин, иначе придется общаться с ингушскими братьями, у них там все строго.
Но я не из пугливых и смотреть не боялся, хотя особо пытаться пообщаться тоже не стал. Но в первые же минуты в Назрани спрашивал дорогу у местных девушек и получал вполне дружелюбные ответы. Никто от меня не шарахался и не был против ответить на мой вопрос, несмотря на то, что я незнакомый мужчина. То есть страшилки о том, что даже не стоить пробовать заговорить все же оказались страшилками.
При этом одеваются многие на улицы вполне обычно, можно сказать «по-европейски», хиджабы носят не все и даже девушек в джинсах я встречал. Хотя все же большинство носит юбки.
Исламские наряды тут тоже популярны. Основные составляющие в них платки, полностью закрывающие волосы, и длинные юбки/платья.
За время прогулки не увидел женщин, которые ходили бы вместе с мужчинами, обычно девушки ходят по одиночке или по двое-трое.
В Ингушетии достаточно строгие правила и даже вместе со своим законным мужем на публике не стоит как-то проявлять свои чувства. Например, никто не оценит и не поймет, если жена где-нибудь на улице возьмет за руку мужа, или наоборот.
Конечно, если вы приехали из другого региона и так сделали никто вас не побьет, но замечание сделать могут.
В Ингушетии и сейчас существует многоженство, хоть и неофициально. С одной стороны это вроде как нарушает права женщин, с другой же стороны, в такой семье женщины могут не работать, а муж обязан всех обеспечивать и содержать в равных условиях. Как все обстоит на деле в доме увидеть по понятным причинам не представляется возможным.
Женщины в Ингушетии должны проявлять уважение к мужчинам и уступать им место.
Например, при входе в магазин, женщины и девушки обычно уступают дорогу всем мужчинам и даже юношам. Говорят, что повелось так с древних времен, когда на пути могли встречаться опасности и именно мужчина должен был встретиться с ними первым и «расчистить» дорогу для хрупкой женщины.
Я больше общался с местными мужчинами, что логично. И они признаются, что есть в Ингушетии и ситуации, когда муж бьет жену, при этом сами женщины на такое не жалуются, потому что не принято.
Бывают в семьях и ситуации, когда жена может поднять руку на мужа. ну, как бывает в любой семье во время недопонимания. Мужчина в такой ситуации не пожалуется никому тем более.
Московские активисты говорят, что все плохо и у женщин в Ингушетии нет никаких прав, ингушские власти говорят, что все у местных женщин в порядке.
Говорят, что женщин заставляют носить хиджабы. И таких женщин я действительно в Назрани встречал, но заставляют их или нет, не знаю.
При этом встречал женщин и в других нарядах. Предполагаю, что если хот без платка, то значит никто не заставляет. Хотя утверждать, конечно, ничего не могу.
Но определенно могу отметить любовь местных к мехам. Интересно, откуда она, ведь жарко же может быть.
«В платье тебе лучше»: каково быть девочкой в Ингушетии
Девушки в Ингушетии.
© Михаил Салтыков / коллаж / Ridus.ru
В Ингушетии очень строгие традиции, касающиеся поведения и внешнего вида женщин, которые соблюдаются до сих пор.
Когда я ехала в путешествие по кавказским республикам, то взяла с собой кроме прочего две вещи — длинную свободную рубашку до колена, которую я носила поверх джинсов, и платок, чтобы подвязывать волосы. Вообще-то это необязательные для туристок атрибуты, но я понимала, что так мне просто будет проще общаться с местными. Уж очень много говорят о проблемах женщин на Кавказе, и, честно говоря, о проблемах с правами женщин в Ингушетии я тоже слышала много. А как это выглядит на деле? Читайте в материале «Ридуса».
Платье и взгляд в пол
Женщины на улицах Ингушетии.
Ингушетия — исламская республика, а это значит, что к женщинам тут много вопросов и есть строгие правила, которые нужно соблюдать, иначе позор, а он для местных страшнее всего остального в жизни. Но, когда бываешь в разных странах и местах, где ислам — основная религия, понимаешь, что везде это работает по-разному, потому что религиозные требования накладываются на традиционные предпочтения, на уровень жизни.
Например, Ингушетия — небогатая республика, по сравнению с соседними Чечней и Дагестаном люди живут намного беднее, и это влияет на то, что могут позволить себе местные девушки. Если в Чечне и Дагестане всюду шикарные свадебные салоны с платьями в прокат за миллион рублей в сутки, магазины с украшениями, кофейни, где женщины могут проводить время с подругами, и девчонки вообще-то выглядят довольными и даже беззаботными, качаясь на качелях или попивая чай в кондитерской, то в Ингушетии со стороны жизнь женщин выглядит печальнее. Все заняты или детьми, или работой. Их женская жизнь выглядит не слишком счастливой, если честно.
Девушки в Ингушетии.
На улицах можно увидеть женщин с подружками или родственницами, часто с детьми. Все в основном в платьях. Максимум — в юбках до колена. Никаких штанов, конечно. Шанс встретить на улице в Ингушетии (даже не в селе, а в городе) девушку в узких джинсах примерно как шанс встретить динозавра: то есть в теории 50 на 50 — можешь встретишь, а можешь нет, но все прекрасно понимают, что нет. Без вариантов.
Носить или не носить платок — вопрос консервативности взглядов конкретной семьи, но на штаны для женщин настоящее табу.
Местные, завидев меня в тунике поверх джинсов, издалека махали и кричали: «Привет туристам, мы вам рады!» Ни у кого не было даже сомнений, что я приезжая, потому что тут у женщины платье и взгляд должны быть в пол.
К туристкам отношение попроще: мол, что с тебя взять, ты же не знаешь местных особенностей, но неплохо тебе было бы все-таки найти нормальную юбку, чтобы уважать наши традиции.
«В платье тебе лучше»
Девушки на улицах Ингушетии.
На курорте Армхи, что у границы с Грузией в Джейрахском районе, я познакомилась сразу с несколькими местными ребятами-ингушами. Мы, кажется, подружились, насколько вообще можно подружиться за несколько дней, и они охотно делились историями о местных традициях, нормах и гендерных нюансах в их республике.
Парень Адам рассказывал про свою подругу, которая переехала жить в Ингушетию откуда-то из центральной части России. Она не хотела носить юбки и платки, ходила в джинсах и с распущенными волосами.
«Как-то раз к ней на улице подошли местные, сказали: мол, ты красивая девушка, зачем ты в штанах ходишь? У нас так не принято! Она ответила: мол, да я только приехала, не знаю ваши правила. Потом к ней второй раз подошли, она снова то же самое сказала. А на третий раз, когда она здесь уже полгода жила, наверное, к ней подошли, посоветовали носить юбку, и ее отговорка не сработала. Ей сказали: мол, мы тебя знаем, ты давно уже здесь живешь. В общем, встретил ее как-то после этого, а она в платье, платочком волосы подвязала, такая сразу стала женственная. Я ей тоже сказал, что ведь правы все были, в платье тебе лучше. Она и сама согласилась», — рассказал мне Адам.
Насколько она согласилась сама — вопрос, конечно, спорный, но определенно штаны — это какое-то особенно больное место в местных традициях. Юбка на тебе или штаны — это реально волнует тут всех. И нет, в этом смысле у тебя нет никаких прав решать самой, что тебе надеть.
А замуж можно по любви
Девушки на улицах Ингушетии.
Учитывая такой контроль за одеждой женщин, можно решить, что уж за их личной жизнью слежка точно еще более строгая и тут у них никаких прав нет вовсе. Но это не совсем так.
Да, девушки действительно не могут остаться один на один с незнакомым мужчиной, если он не родственник, с ними обязательно должен быть кто-то мужского пола со стороны девушки. Да, никаких романтических свиданий без брата. Многие про это только в анекдотах читали, а в Ингушетии как-то так и живут.
Но при этом девушку никто не будет насильно выдавать замуж. По крайней мере, до 25 лет.
Что это значит? Что до этого возраста девушка может сама подбирать себе жениха. Это, конечно, тот еще вопрос, как его подбирать, если без брата ни с кем даже тет-а-тет не встретиться. В основном это предполагает возможность отказаться от нежеланного жениха. То есть, когда девушка нравится кому-то, до 25 она вполне имеет право сказать родителям: нет, не хочу, а можно всех посмотреть?
Довольно прогрессивно. Или нет?
Если девице стукнуло 25, а ей никто не понравился, то тут даже в самых продвинутых семьях она лишается права голоса, дальше ей просто ищут мужа родители. Ищут из тех, кто сам предлагает жениться на засидевшейся в девках своенравной красавице, и среди друзей семьи, по старинке, у кого есть дети подходящего возраста, потому что пора, твое время вышло, у тебя был шанс выбрать.
Старейшины и воровство невест
Девушки в Ингушетии.
Все это пока звучит не слишком странно, вполне укладывается в рассказы о жизни в исламских странах или регионах. Но, как часто бывает, более современная религия прекрасно уживается с еще более древними местными традициями. У нас, например, христиане любят молочко домовым ставить и блины на Масленицу печь, а в Ингушетии до сих пор балом правят старейшины.
И это касается не только женщин, но, поскольку у женщин в принципе более уязвимое положение, то они от решений старейшин зависят сильнее.
Старейшины — это группа пожилых и уважаемых людей, которые не просто достигли какого-то такого значимого возраста, но и имеют хорошую репутацию. У них должна быть приличная семья, дети, внуки, общественные достижения.
Старейшины — это люди, которые решают разные непростые вопросы об отношениях других, исходя из традиционных правил жизни в Ингушетии.
Так, например, какое-то время назад (не слишком большое) старейшины запретили воровать невест.
Да, старейшины, а не закон УК РФ, чтобы вы понимали. Закон существовал давно, а запрет этот относительно новый. Но и к нему прислушиваются еще далеко не все. Местные говорят, что все равно иногда находятся те, кто ворует невесту по старинке: мол, деды наши воровали, мы чем хуже?
То есть, живя в Ингушетии, не стоит надеяться, что закон будет восприниматься слишком серьезно, и даже решения старейшин указ далеко не всем. Да, если ты девочка, тебя все еще могут украсть. К счастью, это происходит все реже.
И потом, скорее всего, за это заплатят. Старейшины постановили, что за кражу невесты нужно заплатить сто тысяч рублей. Им. Да, вот так. Не девушке, не ее семье — старейшинам. Причем платить должен и тот, кто крал, и его друзья (есть даже какое-то соотношение процентное). Что потом, кстати, будет с девушкой, тоже вопрос: ведь для нее это в глазах общества в Ингушетии равнозначно тому, чтобы быть «испорченной».
Интересно, что заплатить нужно и для того, чтобы официально жениться! Сумма, которую должен заплатить жених за право получить добро на брак от старейшин, около 30 тысяч рублей (тут информация моих знакомых расходилась). Это означает, что мужчина достаточно зрел: если у него есть деньги оплатить такую «пошлину», то и на семью сможет найти.
Так вот все семейные дела решают старшие.
«Она меня обняла!»
Девушки на улицах Ингушетии.
Конечно, такие сложные традиции вокруг замужества и брака приводят к тому, что физические контакты между мужчинами и женщинами ограничены максимально. Если с девушкой в Ингушетии нельзя увидеться без брата, то уж обнять или взять за руку — тем более. Что уж там, даже свою жену на людях поцеловать или обнять неприлично.
Традиционный местный танец даже построен вокруг этого запрета. По традиции, когда женщины танцевали, иногда мужчина мог подойти и сцепить руки в кольцо вокруг талии девушки, а она должна была продолжать танцевать и не задеть его. Если прикосновение случалось, то мужчина обязан был жениться, иначе могло закончиться даже кровопролитием и семьи могли стать кровными врагами. Кстати, да. В Ингушетии до сих пор существует такое понятие. И старейшины проверяют по своим архивам, нет ли кровной мести между семьями будущих молодоженов. Если она есть, то те либо отменяют свадьбу, либо уезжают из республики и обрывают все связи со своими семьями.
Работает ли это все сейчас или это сказки из Средневековья? Я видела, как в отеле, где я останавливалась, молодой бармен пытался ущипнуть официантку (удачно), а она с хохотом от него убегала. Кажется, в теории после такого у них должны быть серьезные проблемы. Но их не было. Значит, работает не всегда.
Но мой гид, очень религиозный ингуш, рассказывал, как однажды водил в горы двух москвичек, очень модных девиц, и одна подвернула ногу, возвращалась она с его помощью. Все обошлось, но суть его рассказа была в том, что на прощание она обняла его. «Она меня обняла! Обняла!» — с каким-то даже страхом рассказывал гид. Он признался, что растерялся и вообще не слишком понимал, что нужно делать в такой ситуации.
Значит, когда-то это все-таки работает.
Вероятно, какие-то женские свободы все-таки до Ингушетии доходят, не зря же девушкам даже разрешили выбирать себе мужа, пусть и только до 25. Но, пожалуй, кровная месть, старейшины и кража невест тут все еще более понятные для людей институты, чем вопросы гражданских прав.
5 фактов об ингушских свадьбах, которых вы не знали
1. Ингушка может выйти замуж далеко не за любого мусульманина
Представители ингушского народа очень трепетно относятся к национальной идентичности: считается, что они не могут связывать свои судьбы не только, к примеру, с русскими, но и с другими кавказцами — дагестанцами или чеченцами. Даже несмотря на схожесть традиций, языка и веры! «Бывает, что ингуши не только на чеченках, но и на русских женятся. Но это крайне нежелательно и совсем не приветствуется. Очень редко родственники нормально относятся к таким бракам. Парень, в принципе, еще может жениться на девушке другой национальности, но девушка — нет. Даже ингушка, вышедшая замуж за чеченца — это сенсация», — рассказала «Леди Mail.Ru» Хава Хароева, жительница Ингушетии.
Да: ингушский брак может состояться только по инициативе старшего поколения: именно родители принимают решение о свадьбе, выбирая для своих детей наиболее подходящую партию. Особое внимание при этом обращают на знатность и репутацию семьи, с которой собираются породниться. Жених и невеста подчиняются — таков обычай.
2. День свадьбы невеста проводит. в углу
Если у чеченцев, например, невеста в день свадьбы сидит в отдельной комнате — ее сначала быстро показывают гостям, а затем уводят, — то у ингушей принято, чтобы она до вечера стояла в углу главного зала, где все веселятся, и принимала подарки.
3. А вот жениху на свадьбе места вообще нет
Пока невеста в роскошном платье красуется перед многочисленными гостями, жених, согласно ингушской традиции, отмечает свой новообретенный семейный статус в компании друзей в другом месте. Правда, в последнее время некоторые пары это правило не соблюдают.
4. Чем больше гостей — тем лучше
Свадьба — праздник родственников. Как правило, в среднем на ингушскую свадьбу собираются 200—500 гостей. Гуляют на ингушской свадьбе дней десять, особенно если находятся родственники, которые не смогли приехать на торжество в первый день.
5. Зятю нельзя видеться с родителями жены
Согласно неписаному ингушскому правилу, зятю не стоит общаться с родителями своей жены. Вообще никогда. Обходить тестя и тещу стороной предписывается крайне строго: молодые люди иногда буквально прячутся от родственников супруги, боясь любой случайной встречи.
Ингушские девушки какие они
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Роль женщины в ингушском обществе
Положение женщины в традиционном обществе, ее социальный и правовой статус является одной из действительно актуальных проблем современности. Эта тема стала привлекать особо пристальное внимание в последние годы. В российском обществе с 90-х годов прошлого столетия получили развитие радикальные трансформации, которые повлекли за собой рост социально-политической активности женщин.
Женщина в ингушском обществе испокон веков занимала особое место, к ней всегда относились с особым почтением и уважением. Их роль в воспитании детей, социально-экономическом, духовно-культурном развитии республики, сохранении национальных традиций постоянно растет. Они являются активными участницами общественно-политической жизни. Успех целого ряда реализуемых сегодня в Республике Ингушетия приоритетных национальных проектов, особенно в сфере образования и здравоохранения, во многом зависит также от женщин. Сегодня в ингушском обществе нет таких сфер деятельности, которые были бы закрыты для женщин.
Сегодня женщины в Ингушетии занимают высокие посты в Правительстве и Парламенте. Женщины имеют те же права, что и мужчины, но в силу того, что они еще и хранительницы домашнего очага, женщины не могут иметь равных с ними возможностей. Деловая, умная женщина, которая, благодаря своим качествам добилась успеха и сумела сохранить при этом свой традиционный уклад в быту, воспринимается достаточно позитивно.
Причина достаточно скромного представительства женщин на руководящих постах не имеет отношения к их образованию и складу ума. Большинство женщин, фактически взяв на себя бремя семьи, занимаются воспитанием детей. В силу национальной ментальности семьи у ингушей многодетные, чем объясняется занятость и пассивное участие определенной части женщин в общественно-политической и социально-экономической жизни.
Несмотря на утвердившиеся в обществе патриархальные отношения, поставившие женщину в зависимое положение от мужчины, профессиональный и интеллектуальный потенциал женщин республики растет с каждым днем. Большое количество женщин участвуют в общественно-политической жизни страны, осуществляя большой вклад в достижение социально-политической стабильности на Северном Кавказе. Женщины республики стремятся к самореализации через активное участие в общественной деятельности, участие в формировании и функционировании органов государственной власти и местного самоуправления. Активную деятельность в республике осуществляют женские организации «Горянка» и Комитет солдатских матерей. Эти организации проявляют большую активность в решении проблем вынужденных переселенцев из Северной Осетии, Чеченской Республики. Им принадлежит особая роль в поиске ненасильственных мер для восстановления законности, правопорядка и справедливости.
Органы государственной власти Республики Ингушетия находятся в постоянном взаимодействии с женскими организациями, участвующими наряду с другими общественными организациями в жизни республики и региона. С пониманием относятся к участию женщин в процессе нормализации обстановки на Юге России, укрепления роли семьи, воспитания подрастающего поколения граждан РФ в духе национальной и религиозной терпимости.
Арапханова Л.Я. доцент, кандидат политических наук.
Национальный образ ингушской женщины
Каждый из нас хоть раз задавался вопросом, каков он, идеал ингушской женщины? Но ответа однозначного не находил, ибо идеал каждого — это его мировосприятие, его представление о прекрасном. Газета «Ингушетия» не раз обращалась к этой теме. Постараемся сбалансировать общественное мнение и прийти к общему знаменателю в определении женщины-идеала в ингушском обществе вчера, сегодня, завтра.
Женщина во все времена и у всех народов является символом домашнего очага, хранительницей традиционной культуры, четкой и сбалансированной системы ценностей, формирующих её поведение. Она несет в себе духовный потенциал и олицетворяет собою связь времён и поколений.
Поддержание огня в домашнем очаге — это всего лишь предметная иллюстрация предназначения женщины, которое заключается в поддержании национального духа и традиций отцов. Потому что именно женщина закладывает основы народной мудрости в молодое поколение, передавая исторический опыт предков через обычаи, традиции, фольклор, религиозные, культовые обряды и т. д.
У каждого народа были свои представления о прекрасном и идеальном, которые необходимо рассматривать во времени и пространстве. В традиционном ингушском обществе женщина всегда пользовалась уважением и почётом. В прошлом к голосу старшей женщины в роду прислушивались достойные мужи. При женщине не допускалось сквернословия, резких выражений или эмоциональных высказываний. Такое поведение со стороны противоположного пола всегда считалось недостойным.
О почитании женщины говорит и классический пример женского платка, который предотвращал кровопролитие. Женщина не должна была преследоваться по закону кровной мести, изгоняться из общества. Она находилась в центре внимания, заботы и защиты отца, мужа и сына. Об этом свидетельствует и такой факт, что в традиционном обществе женщина не была свободна в передвижении. С ней в качестве защитника был рядом отец, брат, или если это девушка — старшая женщина. И она отнюдь не тяготилась этим. Свобода в её понимании — это было признание и осознание своего статуса и своей значимости в обществе. Она была гордостью отца, потом мужа, создавала уют в доме, любила и была любима, заботилась о своём семейном гнездышке.
Но в годы советской власти наступила так называемая эпоха раскрепощения женщин. Свобода женщины стала ассоциироваться с ее вовлечением в производство, в общественную деятельность, что часто шло в ущерб ее основным функциям. Идеология советского общества ориентировала женщину на эту мнимую свободу через отказ от непосредственных её женских обязанностей. В этом противоречии выросло не одно поколение, что и породило частичную деградацию национального образа воспитания в некоторой части общества.
Но надо отдать должное старшему поколению и крепким национальным устоям, что большинство женщин не восприняли чуждую им модель жизни. Они, так или иначе, научились балансировать и сохранили систему ценностей женщины — матери, хотя образ её претерпел некоторые изменения.
И если в демократическом обществе, в так называемое время «рыночной экономики» женщины вынуждены были работать, чтобы прокормить семьи в тяжёлый период экономических потрясений, ещё более были вовлечены в общественную деятельность, люди потянулись к идее национального возрождения, к истокам духовности народа.
Несмотря на разрушительное воздействие исторического процесса на культуру традиционного ингушского общества, появились силы обратного тяготения народа к сохранению самобытности. И всё это, как мы уже отмечали, благодаря женщине, благодаря её умению и гибкости, твердости и силе духа. Она как источник духовности, преемственности и стабильности стремилась сохранить в семье традиционность, создать уют и тепло, с осознанием значимости своей роли, роли матери в воспитании будущего поколения.
Да, безусловно, женщина сегодня активный участник общественных и государственных процессов. Но каким бы ни было её положение в обществе, ингушская женщина прекрасно понимает, что одной из ведущих её обязанностей является сохранение семьи. В то же время действительность такова, что женщины сегодня в большинстве своём оторваны от домашних функций и предназначения воспитывать детей, передавать традиции, сохранять самобытность. Сегодня женщины подстроены под единые требования индустриального общества. Идёт большой отрыв матери от ребёнка и наоборот: детские ясли, сады, услуги нянечек, школа. Нарушена традиционная система преемственности семейных ценностей.
И вновь большая ответственность ложится на плечи женщины, которая просто обязана проявить гибкость и своими усилиями сохранить то, что годами было накоплено предками. Она должна иметь напряжение воли и ума, чтобы распределить себя между семьёй и работой для сохранения в себе традиционного кода женского идеала. И для этого не обязательно стоять у плиты и охранять домашний очаг. Если женщина умная, если она благодаря своим качествам, таланту добилась успеха, то она сумеет сохранить традиционный уклад в быту, сумеет быть примером для подражания дочерям, молодым девушкам, будущим мамам, сумеет остаться в рамках традиций, ибо это её главное предназначение.
Каких бы успехов она не достигла, главным мерилом её идеальности есть и остаётся семья, уважение к ней со стороны мужа и воспитание детей в нормах национальной культуры. В противном случае, как говорят в народе, грош цена всем её успехам, наградам и заслугам.
Отношение к такому положению женщины в обществе сегодня вполне нормальное. Хотя есть и представители консервативных взглядов, когда единственно правильным решением считают буквальное понимание роли женщины как «хранительницы очага». Но тот факт, что сегодня каждой дочери родители стараются дать высшее образование, говорит о том, что будущее за просвещённым материнством. И оно не должно пугать общество, потому как трансформация в современность не есть отказ от духовности и нравственности, а это составляющие национального образа ингушской женщины, который олицетворяет собой преданность семье и традициям.