информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

Информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Таблица 2.19
Подарочный набор для первоклассника

ТоварЦена, руб. КоличествоСтоимость, руб.
Тетрадь, 12л., клетка31030
Тетрадь, 12 л., линейка косая2,51025
Альбом для рисования, 8 л.5420
Карандаши цветные «Зарница», 6 цв.20120
Авторучка5630
Карандаш простой166
Цветная бумага, 8 цв.12224
Итого:39155

Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «стоимость» вычислены по формуле: цена х количество.

Последняя строка этой таблицы называется итоговой. Она предназначена для записи итогов. Итоговая строка имеет заголовок «Итого» или «Всего».

В ячейках итоговой строки размещают суммы чисел из соответствующих граф. Но эти суммы должны иметь смысл. Так, если сложить все числа в графе «Количество», то мы узнаем общее число предметов, входящих в подарочный набор. Общая стоимость набора находится суммированием всех чисел, стоящих в графе «Стоимость». А вот сумма по графе «Цена» не имеет никакого смысла.

Собираясь на пляж, веселые человечки решили запастись прохладительными напитками. Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 литр газировки и 1 литр малинового сиропа, Пончик — 3 литра газировки и 2 литрг го сиропа, Торопыжка — 2 литра газировки, доктор Пилюлькин — 1 литр кваса и 1 литр касторки.

Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?

Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?

Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?

Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек»
— «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасенного человечком.

НапитокЧеловечек
НезнайкаПончикТоропыжкаПилюлькинВсего ;
Квас,л20013
Газировка, л13206
Сироп, л12003
Касторка, л00011
Итого:452213

Ответ на первый вопрос находится в итоговой графе таблицы. Ответ на второй вопрос — в итоговой строке. Ответ на третий вопрос находится в нижней правой ячейке — на пересечении итоговой строки и итоговой графы.

Обратите внимание, что последнее число может быть получено двумя способами. Узнать, сколько всего напитков взяли с собой человечки, можно, если сложить количество напитков, взятых Незнайкой, Пончиком, Торопыжкой и Пилюлькиным (суммирование по итоговой строке). Это же число будет получено, если сложить взятое человечками количество кваса, газировки, малинового сиропа и касторки (суммирование по итоговой графе). Эту особенность числа, стоящего в правой нижней ячейке таблицы, можно использовать для контроля своих вычислений.

Сколько монет истратил на покупку напитков каждый человечек?

Сколько монет затрачено на покупку напитков каждого вида?

Сколько потрачено денег всеми человечками вместе?

У нас появилось дополнительное свойство «цена», которое характеризует не пару объектов, а относится к одному объекту этой пары. Можем строить таблицу типа ОСО. Для этого видоизменим таблицу 2.20: правее боковика добавим графу «Цена». Для каждого человечка введем дополнительную графу «Стоимость». Итоговая графа тоже разбивается на две графы — «Количество» и «Стоимость»:

НапитЦена мон.НезнайкаПончикТоропыжкаПилюлькинВсего
Кол- во, лСт-ть, монКол- во, лСт-ть, монКол- во, лСт-ть, монКол- во, лСт-ть, монКол- во, лСт-ть, мон
Квас12200001133
Газировка313392600618
Сироп6162120000118
Касторка20000001212
Итого:41152126231341

Чтобы при вычислениях не путать литры с монетами, чуть видоизменим таблицу:

НапиткиЦена, мон.НезнайкаПончикТоропыжкаПилюлькинВсего
Кол- во, лСт-ть, монКол- во, лСт-ть, монКол- во, лСт-ть, монКол- во, лСт-ть, монКол- во, лСт-ть, мон
Квас12200001133
Газировка313392600618
Сироп6162120000118
Касторка20000001212
Итого:41152126231341

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».

В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.

1. В какой жизненной ситуации могут оказаться полезными вычислительные таблицы? Приведите пример.

2. На что следует обращать внимание при заполнении итоговой строки (графы)?

Источник

ГДЗ Учебник Информатика 6 класс — §11.Знаковые информационные модели-Босова

Ответы (решебник) к учебнику по Информатике — 6 класс, параграф 11 — Босова Л.Л., Босова А.Ю. , задания 1-14

§11.Знаковые информационные модели Вопросы и задания, ГДЗ, Информатика 6 класс Босова ответы на «Вопросы и задания»

1. Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример.

В табличных информационных моделях информация об объ­екте представляется в виде прямоугольной таблицы, состоящей из столбцов и строк. Представленная в таблице информация на­глядна, компактна и легкообозрима.

Одним из примеров табличного представления является расписания уроков. В табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.

2. Любое ли словесное описание можно заменить табличной информационной моделью? Приведите пример.

Под каждое словесное описание можно подобрать информационную модель, но это не будет оптимальная модель и тем более удобная в использовании.

3. Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы встречались на уроках в школе.

Таблица умножения (математика).
Таблица Менделеева (химия).
Таблица растворимости (химия).
Исторические даты выписываются в один столбик, а в другом — описывают события, которые им соответствуют (история).
Школьный журнал.
Дневник.

4. Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы встречались в повседневной жизни.

Расписание движения поездов.
Телепрограмма.
Расписание работы магазина.
Расписание в кинотеатре.
Прогноз погоды на неделю.

5. Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц?

1) Заголовок таблиц должен давать представление о содержащейся в ней информации.

2) Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.

3) Для числовых величин в таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках соответствующих строк и столбцов.

4) Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:

X – данные невозможны

↓ — данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

6. Информация каких видов размещается в столбцах таблицы? Можно ли там размещать графические изображения? Приведите пример.

Обычно, в столбцах таблицы, размещается текстовая информация, но иногда, для того, чтобы сделать таблицу более наглядной, можно использовать и графические изображения.

7. К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в конце вашего дневника?

В таблице Табель успеваемости размещаются свойства (оценки) пар объектов (предмет и период оценивания), при этом периоды оценивания разделены на несколько классов.

Поэтому тип таблицы – «объекты — объекты — несколько».

8. Приведите пример таблицы типа ОС.

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

9. Приведите пример таблицы типа ООО.

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

10. В какой жизненной ситуации могут оказаться полезными вычислительные таблицы? Приведите пример.

Классный журнал учителя, Таблица умножения, таблица синусов и косинусов, таблица квадратов(ооочень помогает, особенно на контрольных)

11. На что следует обращать внимание при заполнении итоговой строки (столбца)?

Результат итоговой строки — это сумма всех предыдущих строк с данными параметрами. Очень легко ошибиться при вычислении итоговой строки в больших таблицах

12. Приведите пример двух классов, объекты которых находятся в отношении взаимно однозначного соответствия.

Класс натуральных чисел и класс их квадратов.

13. В финале турнира Российской Армии по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и ефрейтор, причем разных специальностей: лётчик, танкист, артиллерист, миномётчик, сапёр и связист.

В финале турнира Российской Армии по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и ефрейтор, причем разных специальностей: лётчик, танкист, артиллерист, миномётчик, сапёр и связист. Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:
1) в первом туре лейтенант выиграл у лётчика, майор — у танкиста, а сержант — у миномётчика;
2) во втором туре капитан выиграл у танкиста;
3) в третьем и четвёртом турах миномётчик из-за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и ефрейтор;
4) в четвёртом туре майор выиграл у связиста;
5) победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапёр.

Ответ

лётчиктанкистартиллеристминомётчиксапёрсвязист
майор+
капитан+
лейтенант+
старшина+
сержант+
ефрейтор+

Майор — артиллерист, капитан — летчик, лейтенант — связист, старшина — минометчик, сержант — сапер, ефрейтор — танкист

14. Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда — тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго.

Известно, что:
1) Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;
2) парижанка не снимается в кино;
3) та, кто живет в Риме, певица;
4) Линда равнодушна к балету.
Где живет Айрис и какова ее профессия?

Ответ

При решении таких задач удобно составлять таблицу следующего вида:

ПарижРимЧикагоПениеБалетКино
+Джуди+
+Айрис+
+Линда+

Айрис — балерина. Она живет в Париже.

На этой странице размещен вариант решения заданий с страниц учебника по информатике за 6 класс авторов Босова. Здесь вы сможете списать решение домашнего задания или просто посмотреть ответы. ГДЗ

Литература: Учебник по Информатике, 6 класс. Автор: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Издательство: Бином. Год: 2016, 2017

Источник

Вопросы и задания к § 11. Табличные информационные модели


Самое главное

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

Таблица типа «объекты—свойства» — это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Таблица типа «объекты—объекты-один» — это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Вычислительными называют такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Объекты двух классов находятся в отношении взаимно однозначного соответствия, если: 1) в этих классах одинаковое количество объектов; 2) каждый объект первого класса связан заданным свойством только с одним объектом второго класса; 3) каждый объект второго класса связан заданным свойством только с одним объектом первого класса.

Вопросы и задания

1. Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример.

2. Любое ли словесное описание можно заменить табличной информационной моделью? Приведите пример.

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения3. Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы встречались на уроках в школе.

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения4. Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы встречались в повседневной жизни.

5. Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц?

6. Информация каких видов размещается в столбцах таблицы? Можно ли там размещать графические изображения? Приведите пример.

7. К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в конце вашего дневника?

8. Приведите пример таблицы типа ОС.

9. Приведите пример таблицы типа ООО.

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения10. В какой жизненной ситуации могут оказаться полезными вычислительные таблицы? Приведите пример.

11. На что следует обращать внимание при заполнении итоговой строки (столбца)?

12. Приведите пример двух классов, объекты которых находятся в отношении взаимно однозначного соответствия.

13. В финале турнира Российской Армии по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и ефрейтор, причем разных специальностей: лётчик, танкист, артиллерист, миномётчик, сапёр и связист. Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:

1) в первом туре лейтенант выиграл у лётчика, майор — у танкиста, а сержант — у миномётчика;
2) во втором туре капитан выиграл у танкиста;
3) в третьем и четвёртом турах миномётчик из-за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и ефрейтор;
4) в четвёртом туре майор выиграл у связиста;
5) победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапёр.

14. Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда — тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

1) Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;
2) парижанка не снимается в кино;
3) та, кто живет в Риме, — певица;
4) Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис и какова её профессия?

Компьютерный практикум

Работа 11 «Создаём табличные модели»

Работа 12 «Создаём вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

Источник

Учитель информатики

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Табличные информационные модели

§ 11. Табличные информационные модели

ИНФОРМАТИКА. 6 КЛАССА. БОСОВА Л.Л. ОГЛАВЛЕНИЕ

Правила оформления таблицы

Ключевые слова:
• таблица типа «объекты-свойства»
• таблица типа «объекты-объекты-один»
• вычислительная таблица
• взаимно однозначное соответствие

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы.

Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.

Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц.
1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
2. Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
3. Для числовых величин в таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках соответствующих строк или столбцов.

4. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
? — данные неизвестны;
х — данные невозможны;
информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения— данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:
1) выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
2) уточнить структуру таблицы;
3) заполнить таблицу, перенеся в неё информацию из текста.

При выделении в тексте имён объектов, имён свойств и их значений удобно подчёркивать их разными линиями. Договоримся подчёркивать имена объектов прямой, имена свойств — двойной, а значения свойств — пунктирной линией.

Например:

Столица Франции — Париж.

Глубина озера — З м.

Каждое из рассмотренных в этих примерах свойств («столица», «глубина», «имя») характеризует только один объект. Такие свойства будем называть одиночными.

Очень часто свойство характеризует сразу пару объектов. Такое парное свойство договоримся подчёркивать тройной линией.

Например:

Расстояние от Москвы до Чебоксар — 600 км.

У Вовы по истории оценка «четыре».

Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)

Таблица типа «объекты-свойства» — это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу (рис. 32).

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов — от количества рассматриваемых свойств.

Пример 1

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

В таблице 3 приведена информация о некоторых древних русских городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России. Эта информация отражена в заголовке таблицы.

В таблице представлены объекты «Владимир», «Кострома», «Переславль-Залесский» и «Гусь-Хрустальный», принадлежащие классу «город». Для каждого объекта приведены значения свойств «год основания», «основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.

В маленьких таблицах (из 3-4 строк) объекты можно перечислять в произвольном порядке. Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором осмысленном порядке, согласно некоторому правилу. Например, в таблице 3 города могут быть перечислены: в алфавитном порядке по возрастанию или убыванию годов их основания.

Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то её можно «повернуть набок» — строки превратить в столбцы, а столбцы — в строки.

Что именно располагать в заголовках строк и в заголовках столбцов — объекты или свойства, — зависит от конкретной таблицы. Как правило, таблица, в которой много строк и мало столбцов бывает удобней, чем таблица, содержащая мало строк, но много столбцов.

Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО)

Таблица типа «объекты-объекты-один» — это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Общий вид таблиц типа ООО показан на рис. 33.

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

В этой таблице заголовоки столбцов имеют сложную (двухъярусную) структуру.

Пример 2

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» — строки превращены в столбцы, а столбцы — в строки (табл. 5).

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

В таблице типа ООО фиксируется одно свойство пары объектов, поэтому в её ячейках всегда содержатся значения одного типа: или числа, или слова, или графические изображения.

Пример 3

В таблице «Расстояния между городами» представлены расстояния между парами объектов, принадлежащих одному классу «город», поэтому объекты этого класса занесены и в строки, и в столбцы таблицы. В результате головка таблицы «теряет» один уровень, и сама таблица выглядит проще (табл. 6). Эта таблица также относится к типу ООО.

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

Подобные таблицы есть в атласах автомобильных дорог. Правда, там они оформляются так (табл. 7).

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

Пример 4

По таблице 8 можно получить представление о том, чем увлекаются ученики 6 класса, какие кружки и секции они посещают. Если ученик увлекается танцами, спортом или компьютерной графикой (посещает соответствующий кружок или секцию), то в ячейку ставится 1, а если нет — 0.

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

Важная особенность этой таблицы состоит в том, что в ней фиксируются не количественные (сколько?), а качественные свойства (наличие или отсутствие связи между объектами).

Вычислительные таблицы

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Пример 5

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «Стоимость» вычислены по формуле: цена х количество.

Последнюю строку этой таблицы будем называть итоговой. Она предназначена для записи итогов. Итоговая строка имеет заголовок «Итого:» или «Всего:».

В ячейках итоговой строки размещают суммы чисел из соответствующих столбцов. Но эти суммы должны иметь смысл. Так, если сложить все числа в столбце «Количество», то мы узнаем общее количество предметов, входящих в подарочный набор. Общая стоимость набора находится суммированием всех чисел, стоящих в столбце «Стоимость». А вот сумма по столбцу «Цена» не имеет никакого смысла.

Пример 6

Собираясь на пляж, веселые человечки решили запастись прохладительными напитками. Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 литр газировки и 1 литр малинового сиропа, Пончик — 3 литра газировки и 2 литра малинового сиропа, Торопыжка — 2 литра газировки, доктор Пилюлькин — 1 литр кваса и 1 литр касторки.

Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?

Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?

Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?

Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» — «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком.

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

Ответ на первый вопрос находится в итоговом столбце таблицы (он имеет заголовок «Всего»). Ответ на второй вопрос — в итоговой строке. Ответ на третий вопрос находится в нижней правой ячейке — на пересечении итоговой строки и итогового столбца.

Обратите внимание, что последнее число может быть получено двумя способами. Узнать, сколько всего напитков взяли с собой человечки, можно, если сложить количество напитков, взятых Незнайкой, Пончиком, Торопыжкой и Пилюлькиным (суммирование по итоговой строке).
Это же число будет получено, если сложить взятое человечками количество кваса, газировки, малинового сиропа и касторки (суммирование по итоговому столбцу).
Эту особенность числа, стоящего в правой нижней ячейке таблицы, можно использовать для контроля своих вычислений.

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц

Ключевые слова:
• таблица типа «объекты-свойства»
• таблица типа «объекты-объекты-один»
• вычислительная таблица
• взаимно однозначное соответствие

Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия. Это значит, что:
1) в этих множествах одинаковое количество объектов;
2) каждый объект первого множества связан заданным свойством только с одним объектом второго множества;
3) каждый объект второго множества связан заданным свойством только с одним объектом первого множества.

В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждом столбце будет находиться только одна 1, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.

Пример 7

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя»), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа») и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский»). Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент», «девочка» — «иностранный язык», «музыкальный инструмент» — «иностранный язык», причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие (рис. 34).

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

В условии задачи явно указано наличие или отсутствие связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.

Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для пар «девочка — музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык». Более удобно соединить их в одну таблицу (табл. 11). Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать 1, а его отсутствие — 0.

В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие, а также что:

Маша играет на рояле;
Оля играет на виолончели;
Лена не играет на арфе.

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению её второй части, используя данные из условия задачи:

Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.

Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским.

Виолончелистка не говорит по-итальянски.

информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Смотреть картинку информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Картинка про информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения. Фото информация каких видов размещается в столбцах таблицы можно ли там размещать графические изображения

Таким образом, увлечения Маширояль и английский, Оливиолончель и немецкий, Леныскрипка и французский, Валиарфа и итальянский.

Вопросы и задания

1. Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример.

2. Любое ли словесное описание можно заменить табличной информационной моделью? Приведите пример.

3. Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы встречались на уроках в школе.

4. Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы встречались в повседневной жизни.

5. Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц?

6. Информация каких видов размещается в столбцах таблицы? Можно ли там размещать графические изображения? Приведите пример.

7. К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в конце вашего дневника?

8. Приведите пример таблицы типа ОС.

9. Приведите пример таблицы типа ООО.

10. В какой жизненной ситуации могут оказаться полезными вычислительные таблицы? Приведите пример.

11. На что следует обращать внимание при заполнении итоговой строки (столбца)?

12. Приведите пример двух классов, объекты которых находятся в отношении взаимно однозначного соответствия.

13. В финале турнира Российской Армии по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и ефрейтор, причем разных специальностей: лётчик, танкист, артиллерист, миномётчик, сапёр и связист. Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:

1) в первом туре лейтенант выиграл у лётчика, майор — у танкиста, а сержант — у миномётчика;
2) во втором туре капитан выиграл у танкиста;
3) в третьем и четвёртом турах миномётчик из-за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и ефрейтор;
4) в четвёртом туре майор выиграл у связиста;
5) победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапёр.

14. Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда — тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

1) Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;
2) парижанка не снимается в кино;
3) та, кто живет в Риме, — певица;
4) Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис и какова её профессия?

Оглавление
§ 10. Знаковые информационные модели

§ 11. Табличные информационные модели

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *