как в главе изображено положение крестьян какие беды выпадают на их долю
Как в главе изображено положение крестьян какие беды выпадают на их долю
Анастасия Барашкова запись закреплена
— 1861 год – отмена крепостного права;
— крестьяне получили свободу;
— земля – собственность помещиков;
— крестьяне должны были выкупить землю;
— временнообязанные – не перешедшие на выкуп, исполняли обязательные повинности;
— стоимость наделов завышена в 2-3 раза;
— массовое разорение деревни.
Сейчас вы услышали о том, как принял реформу Некрасов. Думаю, ни у кого из вас не возникает вопроса: почему появилась в его творчестве поэма-эпопея. Как же возник замысел, и как создавалось произведение?
1. Замысел поэмы. Реформа 1861 года только формально лишила помещиков их былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых — как и во всей России — нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, — синоним представителя привилегированных классов. Не случайно в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» звучит горькая строчка: «. но счастливые глухи к добру». Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».
2. История создания поэмы и ее композиция. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.
Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата — 1865 год, которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.
Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка», 1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год.
Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.
Литературный критик В. В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».
Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»: действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка. В главе «Поп» странники говорят: «А время уж нераннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» — жатва. События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа «к вельможному боярину, министру государеву».
Художественное пространство. Слайд 11.
Где происходит действие? Вся Русь. Обратите внимание на названия губерний, уездов, волостей, деревень. О чем они говорят?
Названия населенных пунктов, из которых шествуют путники: Терпигореап, Пустопорожней, Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки.
Вопросы и задания для обсуждения «Пролога»:
В чем суть спора между мужиками? Как они пытаются его разрешить?
Слайд 12.
Какую клятву дают они в конце «Пролога»?
Честь – желание всеобщего уважения.
Как в главе изображено положение крестьян какие беды выпадают на их долю
Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
Многообразие крестьянских типов в поэме.
На уроке можно организовать работу с текстом поэмы, используя групповую форму обучения. Каждая группа будет анализировать один из крестьянских типов.
1 группа. Яким Нагой (Ч. I, гл. 3)
2 группа. Ермил Гирин (Ч. I, гл. 4)
3 группа. Савелий, богатырь святорусский (Ч. III, гл. 3)
Для сопоставления результатов наблюдений можно предложить учащимся воспользоваться общим для всех образов планом сообщения. Каждое высказываемое положение должно подкрепляться цитатами из текста.
План сообщения.
Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
Почему странники не признали героя счастливым?
Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя?
Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое?
Образы народных заступников в поэме
«. Жить для счастия убогого и темного родного уголка».
Проблемный вопрос урока: Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?
В начале урока можно прослушать сообщения учащихся о выполнении индивидуальных домашних заданий.
Задание 1. Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова. Чем он занимается и как помогает крестьянам? Полезна ли его деятельность для угнетенного народа? (Ч. I, гл. 2, 3). (Павлуша Веретенников, занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, он помогает купить ботиночки внучке Ермила Гирина, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь ).
Задание 2. Охарактеризуйте «холопа примерного Якова Верного». Как он выражает свой протест против господ? Какой характер носит его протест? Какова идейно-композиционная роль его образа в поэме? (Холоп примерный Яков Верный способен к открытому протесту против господ и к самопожертвованию, но его протест носит стихийный характер и является лишь эмоциональным откликом на свое поруганное достоинство. Он также не способен кардинально изменить жизнь крестьян ).
Задание 3. Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды «О двух великих грешниках». Какой аллегорический смысл заключен в легенде о Кудеяре? Какой путь борьбы за свободу народа выдвигает Некрасов в образе Кудеяра? Как этот образ соотносится с образами «праведников» и «грешников» в литературе XIX века? (В образе Кудеяра автор показывает человека, решившего пойти по пути праведничества, но этот образ неожиданно наделяется чертами протестанта и мстителя. Такое решение показывает сложное отношение Некрасова к образам праведников, автор оправдывает жестокость Кудеяра его стремлением наказать виновника людских несчастий, что соответствует позициям революционных демократов и народников).
Вопросы и задания для беседы:
Составьте рассказ о Грише Добросклонове, обращая внимание на: его прошлое;
характеристику его родителей;
портрет;
его материальное положение;
черты характера, таланты, способности.
С какими образами русской литературы XIX века созвучен образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у него быть? Почему Некрасов делает своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте?
Прочитайте песни Гриши: «Соленая», «Средь мира дольного. «, «В минуты унынья, о Родина-мать. «, «Русь». Какие проблемы в них поднимаются? Как они характеризуют Гришу? Как в песнях выражается вера автора в силы русского народа?
Каковы жизненные позиции Григория? С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба? Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом.
Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»? Как Гриша характеризует свою Родину? Каким он представляется нам как автор песни «Русь»?
Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?
«Важен в поэме стиль, отвечающий теме. «
Язык и стиль поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»
Для воплощения этой темы и главного смысла поэмы автор находит и создает оригинальные и новаторские способы и приемы:
Жанр поэмы-эпопеи, в которой показаны все слои трудового народа и образы его угнетателей.
Сложность композиции поэмы, в основе которой лежит мотив странничества, поисков счастливого.
Философское понимание понятия «счастье». Перевод его в область духовно-нравственную, которую автор не разделяет с общественной борьбой.
Фольклорное начало в поэме. Жанр народной сказки, мотивы былинного эпоса, идейно-композиционное значение пословиц, поговорок, загадок, народных примет и поверий.
Народно поэтическая основа языка поэмы: разговорная лексика, синтаксические обороты и поэтические интонации крестьянской, народной речи, диалектизмы, просторечия. Особенности и смысловая роль ритма поэмы.
Каким образом различалось положение
разных слоёв феодального общества с точки зрения
права собственности на землю? Ответьте на вопросы.
1. Назовите, кому по праву собственности принадлежала
земля.
2. Кто имел землю в пользовании?
3. Что полагалось делать за пользование землёй?
4. Кто должен был выполнять обязанности не только за
пользование землёй?
5. Почему землевладельцы могли заставить крестьян ра-
ботать на них?
6. Подумайте, кто в феодальном обществе мог заступиться
за крестьян и пресечь произвол землевладельцев (чрез-
мерные поборы и работы, попытки урезать крестьянские
наделы и общинные угодья). Объясните почему
Назовите, кому по праву собственности принадлежала земля.
Ответ: Феодалу
Кто имел землю в пользовании?
Ответ: крестьяне
Что полагалось делать за пользование землёй?
Ответ: нести повинности
Кто должен был выполнять обязанности не только за пользование землёй?
Ответ: лично зависимые крестьяне
Почему землевладельцы могли заставить крестьян работать на них?
Ответ: За не вовремя сданный оброк, за плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала. Судьи могли назначить штраф или другое наказание
Подумайте, кто в феодальном обществе мог заступиться за крестьян и пресечь произвол землевладельцев (чрезмерные поборы и работы, попытки урезать крестьянские наделы и общинные угодья). Объясните почему.
Ответ: Крестьянская община. Нередко она оказывалась сопротивление господину, когда он пытался увеличить установленные повинности
Пролог обсуждается в форме беседы.
В чем суть спора между мужиками? Как они пытаются его разрешить? Слайд 12. Какую клятву дают они в конце «Пролога»? |
«В домишки не ворочаться. покуда не доведают. кому живется счастливо, вольготно на Руси? «). Мужики решают, что пока не выяснят, кому живется «весело, вольготно на Руси», не возвращаться домой.
Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? Слайд 13.
Фантастические элементы русских сказок: птичка-пеночка, которая просит отпустить птенчика, а взамен рассказывает, как найти скатерть-самобранку; скатерть-самобранка.
число семь: 7 мужиков.
Формула поисков счастливого. Слайд 14.
Помещик
Чиновник
Священник (поп)
Купец
Вельможа
Министр
Царь
Как вы думаете, что знаменует эта формула? Композиционный замысел или уровень народного самосознания?
Уровень народного самосознания, т.е. его ограниченность – мужики понимают счастье примитивно, сводя его к сытой жизни и богатству.
Работа в группах.
Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп» 1 группа
Каждый член группы получает своё задание. Затем заполняют сводную таблицу. Избирают того, кто представит работу группы.
1.Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает странствия мужиков, является своеобразным «героем» поэмы? Подтвердите текстом.
2. В какую формулу собирает священник смутные для самих странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами?
3. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
4. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
5. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
Рабочий лист 1 группы. ( вариант ответов)
Слайд 16-17.
Слово учителя (к выводу): во второй половине 19 века проблема духовенства была одной из самых актуальных. Не получая никакого постоянного жалования, священник жил только подношениями прихожан. Уже с поступления в духовные училища, находившиеся в крайней бедности, будущие священники испытывали моральные и физические страдания.
Вопросы и задания для обсуждения главы 2
«Сельская ярмонка» Слайд 18-19
1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? |
2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе? |
3. Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?
4. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора? |
5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
вопрос | цитата | вывод |
Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? | Весна нужна крестьянину и ранняя и дружная, а тут – хоть волком вой! Как грязи тут не быть… Ох, жажда православная, куда ты велика! Когда …дадут понять крестьянину, что розь портрет портретику, что книга книге розь? | Природные условия, не позволяющие вовремя выйти в поле. Невежество, безграмотность. |
Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе? | Стр. 232 | Похож на купца. Любит народ, его песни |
Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению? | Стр. 233-234. | Картины выбирают поярче да подешевле, с генералами предпочтительнее. Среди книг нет Гоголя и Белинского – «народных заступников». Необразованность. |
Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора? | Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом! Так были разутешены, так рады словно каждого он подарил рублём! Случись, работой, хлебушком ему бы помогли… Вставляют слово меткое, какого не придумаешь, хоть проглоти перо! | Умение веселиться, забыв о горестях и невзгодах. Умение радоваться за других. Умение, сопереживать, сочувствовать, поделиться последним. Мудрость, остроумие. |
Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы? | И рад бы в рай, да дверь то где? Всю жизнь свою ты кланялся. Замок – собачка верная… Видимо-невидимо | поговорка загадка элементы сказок |
Подведём итоги анализа главы. Что показал Некрасов в этих главах? Каково его отношение к русскому народу? Назовите темные и светлые стороны русской души по Некрасову. Какими средствами пользуется автор, изображая своих героев?
Согласны ли вы с формулой счастья, сформулированной священником?
Выразите одним словом: Счастье – это ….. Слайд 20.
Домашнее задание. Слайд 21-22.
На следующем уроке мы узнаем, что открывается в народе мужикам-правдоискателям.
1-я группа. Яким Нагой (ч. I, гл. 3).
2-я группа. Ермил Гирин (ч. I, гл. 4).
3-я группа. Савелий, богатырь святорусский (ч. III, гл. 3).
4-я группы. Матрена Тимофеевна Корчагина (ч. III, гл. 4—8).
План сообщения (Получает каждый).
1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
6. Почему странники не признали героя счастливым?
7. Какой смысл содержится в говорящей фамилии героя?
8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое?
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
«Кому на Руси жить хорошо». Вопросы и задания
«Кому на Руси жить хорошо». Вопросы и задания
1. В чём суть спора между мужиками? Какую клятву они дают в конце «Пролога»?
2. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»?
3. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжёлой жизни крестьянина в пореформенный период?
4. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога « в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» – это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской?
1. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
2. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
3. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
4. Какие фольклорные элементы можно заметить в этой главе?
1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?
3. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?
4. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
Анализ крестьянских типов в поэме
( Яким Нагой-ч. 1. гл. 3; Ермил Гирин-ч. 1. гл. 4; Савелий, богатырь святорусский-ч. 3,гл. 3;
Матрёна Тимофеевна Корчагина-ч. 3,пролог; гл. 1,2; ч. 3. гл. 4-8)
1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
3. Какой герой рассуждает о жизни? Что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
6. Почему странники не признали героя счастливым?
7. Какой смысл содержится в говорящей фамилии героя?
8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое?
1. Почему портреты помещиков автор даёт сатирически? Сравните манеру их изображения с описанием облика крестьян.
2. Что сообщают читателю говорящие фамилии помещиков?
3. С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Почему слова «забота», «любовь», «милость» звучат в поэме с сарказмом?
4. Какой смысл в понимании образов помещиков раскрывают их речевые характеристики?
5. Как в изображении помещиков автор использует предметную деталь, гиперболы, гротеска, несоответствия?
6. В каких смешных положениях оказываются помещики? Почему этот смех грустный? Какие традиции русской литературы использует здесь Некрасов?
7. Какие народные оценки угнетателей звучат в главах? Можно ли считать образы помещиков однолинейными или в них есть сложность, внутренние противоречия?
8. Как в главах изображены крестьяне? Каково авторское отношение к людям «холопского звания»? Как автор относится к крестьянам князя Утятина? Почему?
1. Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова. Чем он занимается и как помогает крестьянам? Полезна ли его деятельность для угнетённого народа? (ч. 1,гл. 2,3)
2. Охарактеризуйте холопа примерного Якова Верного. Как он выражает свой протест против господ? Какой характер носит его протест? Какова идейно-композиционная роль его образа в поэме?
3. Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды «О двух великих грешниках». Какой аллегорический смысл заключён в легенде о Кудеяре? Какой путь борьбы за свободу народа показывает Некрасов на примере Кудеяра? Как этот образ соотносится с образами «праведников» и «грешников» в литературе 19 века?
4. Почему ни один из этих героев не признан Некрасовым настоящим народным заступником, человеком счастливым?
5. Какие лучшие и худшие черты русского национального характера изображает Некрасов в поэме?
Гриша Добросклонов – настоящий народный заступник, человек счастливый.
1. Составьте рассказ о Грише Добросклонове, обращая внимание на:
характеристику его родителей
его материальное положение
черты характера, таланты, способности
2. С какими образами русской литературы 19 века созвучен образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у него быть? Почему Некрасов делает своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте?
4. Каковы жизненные позиции Григория? С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба? Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом.
5. Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»? Как Гриша характеризует свою Родину? Каким он представляется нам как автор песни «Русь»?
6. Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?