информационную асимметрию отражают какие издержки
Асимметрия информации в экономике
Что такое асимметрия информации в экономике
Асимметрия информации в экономике — это неравномерное распределение информации между сторонами контракта. В ситуации асимметричного распределения информации одна из сторон знает больше, чем другая, о предмете контракта, условиях его заключения или поведении в процессе его исполнения.
Работодатель менее осведомлен о профессиональных качествах работника, чем сам сотрудник.
Кредитор хуже осведомлен о финансовом положении заемщика, чем сам кредитополучатель.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Покупатель не знает о скрытых свойствах товара, в отличие от продавца. Заказчик хуже осведомлен о качестве исполнения работ, чем исполнитель.
Продавец меньше разбирается в предпочтениях клиентов, чем сами покупатели.
Английский термин «assymmetrical information» в русскоязычной литературе иногда называют несовершенной или неполной информацией, что не совсем корректно. Стороны могут и не обладать всей нужной информацией, но при этом находиться в равных условиях неопределенности, когда каждая из сторон знает ровно столько же, сколько и другая.
Теорию информационной асимметрии разработали американские ученые Дж.Акерлоф, Майкл Спенс, Джозеф Стиглиц в рамках информационной экономики на основе анализа рынков и управления финансами корпораций. Согласно этой теории, асимметричная осведомленность экономических агентов наблюдается в различных сферах, присутствует между хозяйствующими субъектами, домохозяйствами, органами госвласти.
Само разделение функций собственности и управления на современном экономическом рынке провоцирует возникновение асимметрии. Менеджеры компании более информированы, чем потенциальные инвесторы и рядовые сотрудники, топ-менеджеры обладают большим объемом сведений, чем менеджеры среднего звена, акционеры и текущие вкладчики судят о процессах и целях организации исходя из собственных интересов.
И любой агент организационных отношений вполне способен сознательно, ради собственной выгоды либо в пользу компании или предприятия скрывать определенные данные, манипулировать отчетностью, завышать размеры прибыли, применять различные способы для увеличения собственных доходов или личного продвижения вверх по карьерной лестнице.
Причины появления информационной асимметрии
Ученые пришли к выводу, что в мире не существуют рынков с совершенной конкуренцией. Однако асимметричность информации может стать причиной снижения конкуренции и приобретения монопольной власти на рынках. Причины появления несовершенной, асимметричной информации у экономических агентов различны.
Проблема асимметрии информации на рынке труда
Асимметрия информации проявляется на рынке труда в различных ситуациях.
Экономические и социальные последствия информационной асимметрии на рынке труда заключаются в следующем:
Эффект асимметрии информации на рынке
Любому участнику рынка доступен лишь ограниченный массив исходных материалов. Неполнота информации считается неизбежным условием экономической жизни. Более всего на рыночную активность оказывает влияние асимметричная информация: создает реальные возможности злоупотребления одним из участников сделки неинформированностью контрагента.
Джордж Акерлов в работе «Рынок лимонов» в 1970 построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Он отметил, что на подобном рынке средняя цена даже товаров и услуг с идеальным качеством имеет тенденцию к снижению. Следовательно, асимметричность информации может привести к снижению общественного благосостояния.
Нечестные продавцы получают возможность пойти на обман покупателей, предложив взамен менее качественный, но зато более дешевый в изготовлении продукт. В результате покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать приобретений или соглашаться покупать лишь за меньшую стоимость.
Но в реальной жизни не так много видов рынков, где блага более низкого качества действительно вытесняют высококачественные. Помогает этому трехсторонняя активная деятельность:
Для поддержки производителей и продавцов именно высококачественных изделий и сервисов государство использует конкретные рычаги давления:
Действия независимых организаций в защиту потребителей стали более эффективными с появлением интернета. Всемирная сеть облегчила процесс обмена информацией между рядовыми покупателями, позволила узнавать характеристики товара либо его репутацию непосредственно «из первых рук».
Производители высококачественных товаров и услуг ведут целенаправленную политику. Чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой нишу на рынке, производители качественных благ в ответ на действия недобросовестных конкурентов заводят торговые марки, как признаки стабильного качества, и сертификацию собственной продукции.
Информационная асимметрия: понятие, способы устранения, последствия для экономики
Информационная асимметрия влияет на решения в сделках, где одна сторона информирована больше, чем другая. Она создает дисбаланс власти, который может привести к сделочным ошибкам или рыночному провалу в худшем случае. Примерами этой проблемы являются неблагоприятный отбор, монополия знаний и моральный риск.
Понятие
Информационная асимметрия возникает, когда одна сторона экономической сделки обладает большими материальными знаниями, чем другая. Это обычно проявляется, когда продавец товара или услуги обладает большими знаниями, чем покупатель, хотя возможно обратное. Почти все экономические операции сопряжены с информационной асимметрией.
Разбивка информации
Вам будет интересно: Экономическая среда: понятие и общая характеристика
Модели
В неблагоприятных моделях отбора невежественная сторона не имеет информации при согласовании договора о сделке. В случае морального риска она не осведомлена о выполнении согласованной сделки или не имеет возможности отомстить за нарушение соглашения.
Экономические преимущества
Последствия информационной асимметрии для экономики могут быть не только отрицательными, но и благоприятными. Ее рост является желательным результатом рыночной экономики. Когда работники специализируются и становятся более продуктивными в своих областях, они могут обеспечить большую ценность для сотрудников других сфер. Например, услуги биржевого маклера более ценны для клиентов, которые не знают достаточно, чтобы купить или продать свои собственные акции с уверенностью.
Вам будет интересно: Методы расчета цен: способы расчета, экономическая обоснованность и примеры
Одной из альтернатив постоянно расширяющейся информационной асимметрии является обучение работников во всех областях, а не специализация в тех, где они могут обеспечить наибольшую ценность. Хотя с этим могут быть связаны большие издержки и, возможно, более низкий совокупный объем производства, что приведет к снижению уровня жизни.
Другая альтернатива заключается в том, чтобы сделать большие объемы информации доступными и недорогими, например через Интернет. Важно отметить, что это не заменяет информационную асимметрию. Это приводит лишь к смещению ее из более простых областей в более сложные.
Недостатки
В определенных обстоятельствах информационная асимметрия может привести к неблагоприятному отбору и моральным рискам. Это ситуации, когда индивидуальные экономические решения гипотетически хуже, чем они были бы, если бы все стороны обладали более симметричной информацией. В большинстве случаев с решением проблемы морального риска и неблагоприятного отбора справиться достаточно просто. В этом может помочь информационное агентство.
Рассмотрим неблагоприятный выбор на примере страхования жизни или страхования от пожара. Клиенты с высоким риском, такие как курильщики, пожилые люди или люди, живущие в засушливой местности, могут с большей вероятностью приобрести страховку. Это может повысить страховые взносы для всех клиентов, вынудив остальных отказаться от страховки. Решение состоит в том, чтобы выполнить актуарную работу и страховой скрининг, а затем взимать различные премии с клиентов на основе связанных с ними потенциальных рисков.
Финансы
Информационная асимметрия, как правило, наиболее велика в тех областях, где информация является сложной, труднодоступной или и той, и другой сразу. Например, относительно трудно получить эксклюзивную информацию при торговле антиквариатом, но достаточно легко в таких областях, как право, медицина, технологии или финансы.
Для предотвращения злоупотреблений со стороны финансовых специалистов в отношении клиентов финансовые рынки часто полагаются на репутационные механизмы. Финансовые консультанты и фондовые компании, которые оказываются самыми честными и эффективными распорядителями активов, как правило, получают клиентов. Нечестные или неэффективные агенты теряют клиентов или сталкиваются с юридическими убытками.
Неблагоприятный отбор
Согласно экономической теории, информационная асимметрия является наиболее проблематичной, когда она приводит к неблагоприятному отбору на рынке. Теоретически она ведет к неоптимальному рынку, даже когда обе стороны на бирже ведут себя рационально. Эта субоптимальность дает предпринимателям стимул брать на себя риск и способствовать более эффективному результату.
Реакция рынка
Сигнализирование
Одним из способов устранения информационной асимметрии является сигнализирование. Первоначально эту идею озвучил Майкл Спенс. Он предложил людям сигнализировать о своей ситуации, правдоподобно передавая информацию другой стороне и устраняя асимметрию. Эта идея была изучена в контексте подбора на рынке труда. Работодатель заинтересован в приеме на работу нового сотрудника, который является «опытным в обучении». Конечно, все будущие сотрудники будут утверждать, что они квалифицированны в обучении, но только они знают, действительно ли это так. Это информационная асимметрия.
Спенс предлагает, например, считать поступление в колледж надежным сигналом о способности учиться. Окончив колледж, квалифицированные люди сигнализируют о своем мастерстве потенциальным работодателям. Однако окончание колледжа может просто служить сигналом о том, что они способны платить за обучение, сигналом о готовности людей придерживаться ортодоксальных взглядов или подчиняться авторитету.
Скрининг
Пионером теории скрининга был Джозеф Стиглиц. Она заключается в том, что недостаточно информированная сторона может побудить другую сторону раскрыть свою информацию. Стороны могут предоставить меню выбора таким образом, что он будет зависеть от частной информации другого участника.
Примеры ситуаций, когда продавец обычно располагает более полной информацией, чем покупатель, многочисленны. Они включают продавцов подержанных автомобилей, ипотечных брокеров и кредиторов, биржевых маклеров и агентов по недвижимости.
Примеры ситуаций, когда покупатель обычно имеет лучшую информацию, чем продавец, включают продажу недвижимости, страхование жизни или продажу антиквариата без предварительной профессиональной оценки стоимости. Эта ситуация была впервые описана Дж. Кеннетом Эрроу в «Статье о здравоохранении» в 1963 году.
Джордж Акерлоф в своей научной работе «Рынок лимонов» замечает, что средняя стоимость товара имеет тенденцию снижаться даже для тех, кто имеет продукцию отличного качества. Из-за информационной асимметрии недобросовестные продавцы могут подделывать товары и обманывать покупателя. В результате многие люди не готовы рисковать.
Государство
В XX веке интерес к проблемам неправильного экономического развития во многом был обусловлен проблемами формирования мировой экономики. Роль государства в минимизации информационной асимметрии велика и глобальна. Она заключается в следующем:
Информационную асимметрию отражают какие издержки
Актуальность темы исследования. Неопределенность окружающей среды является фундаментальной характеристикой современного хозяйственного пространства. Она порождена существующей асимметрией информации, неравномерно распределенной как между экономическими субъектами, так и между экономическими субъектами и субъектами власти. При этом имеют место два типа асимметрии – объективная и субъективная. Объективная асимметрия обусловлена культурно-цивилизационными различиями, различиями в темпах внедрения и использования результатов научно-технического прогресса и в степени развития инфо-коммуникационной инфраструктуры в регионах. Субъективная асимметрия, как правило, связана с оппортунизмом экономических и административно-властных субъектов, и поэтому ее преодоление предполагает не столько меры прямого воздействия, сколько меры косвенные, способствующие созданию условий выравнивания асимметрии, но не ее преодолению.
Понятие субъективной асимметрии помогает проанализировать и выявить причины, условия и факторы появления такого феномена, как бюрократизация экономики, или подчинение хозяйственной жизни экономических субъектов правилам и нормам, которые, по мнению бюрократов, являются верными в данной ситуации. Результатом информационной асимметрии является искажение отношений, складывающихся между субъектами хозяйствования и госструктурами, что способно привести к возникновению противоречий, проявлению оппортунизма одного участника по отношению к другому, к нарушению контрактных отношений и невыполнению обещаний. Информационная асимметрия углубляется и вследствие использования чиновниками бюрократических процедур и правил, которые малодоступны и зачастую неизвестны субъектам бизнеса. В результате каждое бюрократическое ведомство становится монополистом в области «разрешительной» системы организации какой-либо деятельности, создавая административные барьеры, преодоление которых обусловливает рост трансакционных издержек взаимодействия экономических и властных субъектов. Таким образом, для уменьшения бюрократизации отношений бизнеса и власти следует уменьшить информационную асимметрию, существующую в их отношениях.
В связи с этим актуализируется необходимость изучения феномена информационной асимметрии, мирового опыта ее снижения, и как следствие, уменьшения влияния бюрократизации на отношения субъектов бизнеса и власти, что позволит определить комплекс мер государственной политики, обеспечивающих повышение конкурентоспособности российской экономики на мировой арене.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на длительную историю существования феномена асимметрии информации, экономическая наука обратилась к изучению этой проблемы лишь в конце ХХ века, что отражено в работах А. Алчиана, У. Викри, Б. Гермалина, Г. Демсеца, М. Дженсена, Д. Канемана, М. Катца, Дж. Кейнса, Р. Коуза, Д. Ледъярда, Ф. Махлупа, П. Милгрома, Дж. Миррилса, А. Моля, О. Моргенштерна, Ф. Найта, Д. Неймана, Ф. Нельсона, Р. Рихтера, Дж. Робертса, М. Ротшильда, Г. Саймона, М. Спенса, Дж. Стиглера, Э. Тверски, Ж. Тироля, Б. Холмсторма, Р. Шапиро, К. Эрроу и др. За анализ рынков с асимметричной информацией, проведенный Дж. Стиглицом, Дж. Акерлофом и М. Спенсом, ученые были удостоены Нобелевской премии по экономике в 2001 г. В среде российских исследователей данной проблеме посвящены труды С. Авдашевой, О. Антипиной, Р. Капелюшникова, Я. Кузьминова, Е. Ляховой, Н. Моисеева, Р. Нуреева, О. Олейник, Л. Полищук, Н. Розановой, Е. Савицкой, В. Тамбовцева, А. Шаститко, А. Яковлева и др.
Начало развития теории бюрократии мы находим у М. Вебера, Г. Гегеля, К. Маркса, Л. фон Мизеса, Дж. Милля, Ч. Милса, Ш. Монтескье. Для раскрытия проблематики экономических интересов, административных барьеров и рентоориентированного поведения бюрократов изучены работы современных ученых Дж. Бьюкенена, Т. Гоббса, И. Канта, Э. Крюгера, П. МакЧисни, У. Нисканена, В. Соловьева, П. Сорокина, Г. Таллока и др. Современные российские исследователи А. Абалкин, А. Автономов, А. Агашков, М. Альпидовская, А. Аузан, И. Беляева, С. Глазьев, Е. Журавская, А. Заруднева, Т. Заславская, В. Иноземцев, И. Кузьминов, Ю. Латов, Н. Лебедева, Ю. Маленков, В. Мау, А. Потемкин, В. Радаев, К. Рожков, М. Скаржинский, Н. Тупиха, Ф. Шамхалов, В. Шевченко и др., плодотворно анализируют взаимодействия экономических и социально-политических интересов, отношения между группами лоббирования, бюрократическими и корпоративными структурами.
Несмотря на достаточно глубокую степень проработки проблемы асимметрии информации и роли бюрократии в жизни общества, ученые не уделили достаточного внимания проблеме влияния асимметрии информации на взаимодействие бюрократических и бизнес-структур, а также последствиям этих взаимодействий для развития национальной экономики в современной России. Актуальность, сложность, многоуровневость проблемы, наличие новых теоретических и практических задач обусловили выбор темы исследования. Для решения поставленной проблемы были определены следующие цель и задачи.
Цель – исследовать роль информационной асимметрии в развитии процесса бюрократизации отношений власти и бизнеса в России и предложить пути снижения информационной асимметрии в целях повышения конкурентоспособности российского бизнеса на мировой арене.
Исходя из поставленной цели в работе предусмотрено решение следующих задач:
• проанализировать существующие теоретические подходы к решению проблемы информационной асимметрии;
• выявить основные характеристики феномена информационной асимметрии;
• рассмотреть основные черты бюрократизма как политико-экономического института современного общества;
• установить роль асимметрии информации в росте бюрократизации экономики и возникновении административных барьеров;
• осуществить компаративный анализ практики уменьшения информационной асимметрии и преодоления административных барьеров в развитых странах мира по сквозным признакам «характеристики бюрократизации» и «условия преодоления административных барьеров»;
• разработать меры по минимизации информационной асимметрии и бюрократизации экономики в России.
Объектом исследования являются процессы бюрократизации отношений власти и бизнеса, возникающие в результате углубления информационной асимметрии между участниками отношений.
Предметом исследования выступают отношения, складывающиеся между субъектами бизнеса и власти в условиях информационной асимметрии, противоречия в их развитии, различия экономических интересов как условие возникновения административных барьеров в современной российской экономике.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные научные концепции и научные разработки отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся изучением феномена информации, проблем ее асимметрии, бюрократизации экономики и особенностей функционирования института бюрократии.
Методологической базой диссертации стал понятийный аппарат общей экономической теории, классической школы, неоклассики, институционализма (современной теории бюрократии и теории рентоориентированного поведения, трансакционных издержек и оптимального контракта). При обосновании теоретических положений и выводов использованы достижения системного, институционального и неоклассического подходов. В диссертации применены методы субъектно-объектного, структурно-функционального и пространственно-временного анализа.
Асимметрия информации в экономике
Что такое асимметрия информации в экономике
Асимметрия информации в экономике — это неравномерное распределение информации между сторонами контракта. В ситуации асимметричного распределения информации одна из сторон знает больше, чем другая, о предмете контракта, условиях его заключения или поведении в процессе его исполнения.
Работодатель менее осведомлен о профессиональных качествах работника, чем сам сотрудник.
Кредитор хуже осведомлен о финансовом положении заемщика, чем сам кредитополучатель.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Покупатель не знает о скрытых свойствах товара, в отличие от продавца. Заказчик хуже осведомлен о качестве исполнения работ, чем исполнитель.
Продавец меньше разбирается в предпочтениях клиентов, чем сами покупатели.
Английский термин «assymmetrical information» в русскоязычной литературе иногда называют несовершенной или неполной информацией, что не совсем корректно. Стороны могут и не обладать всей нужной информацией, но при этом находиться в равных условиях неопределенности, когда каждая из сторон знает ровно столько же, сколько и другая.
Теорию информационной асимметрии разработали американские ученые Дж.Акерлоф, Майкл Спенс, Джозеф Стиглиц в рамках информационной экономики на основе анализа рынков и управления финансами корпораций. Согласно этой теории, асимметричная осведомленность экономических агентов наблюдается в различных сферах, присутствует между хозяйствующими субъектами, домохозяйствами, органами госвласти.
Само разделение функций собственности и управления на современном экономическом рынке провоцирует возникновение асимметрии. Менеджеры компании более информированы, чем потенциальные инвесторы и рядовые сотрудники, топ-менеджеры обладают большим объемом сведений, чем менеджеры среднего звена, акционеры и текущие вкладчики судят о процессах и целях организации исходя из собственных интересов.
И любой агент организационных отношений вполне способен сознательно, ради собственной выгоды либо в пользу компании или предприятия скрывать определенные данные, манипулировать отчетностью, завышать размеры прибыли, применять различные способы для увеличения собственных доходов или личного продвижения вверх по карьерной лестнице.
Причины появления информационной асимметрии
Ученые пришли к выводу, что в мире не существуют рынков с совершенной конкуренцией. Однако асимметричность информации может стать причиной снижения конкуренции и приобретения монопольной власти на рынках. Причины появления несовершенной, асимметричной информации у экономических агентов различны.
Проблема асимметрии информации на рынке труда
Асимметрия информации проявляется на рынке труда в различных ситуациях.
Экономические и социальные последствия информационной асимметрии на рынке труда заключаются в следующем:
Эффект асимметрии информации на рынке
Любому участнику рынка доступен лишь ограниченный массив исходных материалов. Неполнота информации считается неизбежным условием экономической жизни. Более всего на рыночную активность оказывает влияние асимметричная информация: создает реальные возможности злоупотребления одним из участников сделки неинформированностью контрагента.
Джордж Акерлов в работе «Рынок лимонов» в 1970 построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Он отметил, что на подобном рынке средняя цена даже товаров и услуг с идеальным качеством имеет тенденцию к снижению. Следовательно, асимметричность информации может привести к снижению общественного благосостояния.
Нечестные продавцы получают возможность пойти на обман покупателей, предложив взамен менее качественный, но зато более дешевый в изготовлении продукт. В результате покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать приобретений или соглашаться покупать лишь за меньшую стоимость.
Но в реальной жизни не так много видов рынков, где блага более низкого качества действительно вытесняют высококачественные. Помогает этому трехсторонняя активная деятельность:
Для поддержки производителей и продавцов именно высококачественных изделий и сервисов государство использует конкретные рычаги давления:
Действия независимых организаций в защиту потребителей стали более эффективными с появлением интернета. Всемирная сеть облегчила процесс обмена информацией между рядовыми покупателями, позволила узнавать характеристики товара либо его репутацию непосредственно «из первых рук».
Производители высококачественных товаров и услуг ведут целенаправленную политику. Чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой нишу на рынке, производители качественных благ в ответ на действия недобросовестных конкурентов заводят торговые марки, как признаки стабильного качества, и сертификацию собственной продукции.