информатика какая наука гуманитарная или естественная

Информатика какая наука гуманитарная или естественная

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ НАУКИ

(в соответствии с Номенклатурой научных специальностей,

по которым присуждаются ученые степени, утвержденной

приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 23 октября 2017 г. N 1027

(зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2017 г.,

регистрационный N 48962)

Группы научных специальностей, научные специальности

1. Естественные науки

Клеточная биология, цитология, гистология (03.03.04)

Науки о Земле (25.00.00) (кроме экономической, социальной, политической и рекреационной географии (25.00.24), обогащения полезных ископаемых (25.00.13), технологии и техники геологоразведочных работ (25.00.14), технологии бурения и освоения скважин (25.00.15), горнопромышленной и нефтегазопромысловой геологии, геофизики, маркшейдерского дела и геометрии недр (25.00.16), разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений (25.00.17), технологии освоения морских месторождений полезных ископаемых (25.00.18), строительства и эксплуатации нефтегазопроводов, баз и хранилищ (25.00.19), геомеханики, разрушения горных пород, рудничной аэрогазодинамики и горной теплофизики (25.00.20), теоретических основ проектирования горнотехнических систем (25.00.21), геотехнологии (подземной, открытой и строительной) (25.00.22)

2. Технические науки

Инженерная геометрия и компьютерная графика (05.01.00)

Машиностроение и машиноведение (05.02.00)

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение (05.04.00)

Транспортное, горное и строительное машиностроение (05.05.00)

Авиационная и ракетно-космическая техника (05.07.00)

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы (05.11.00)

Радиотехника и связь (05.12.00)

Информатика, вычислительная техника и управление (05.13.00)

Металлургия и материаловедение (05.16.00)

Технология продовольственных продуктов (05.18.00)

Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности (05.19.00)

Процессы и машины агроинженерных систем (05.20.00)

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы дерева (05.21.00)

Строительство и архитектура (05.23.00) кроме теории и истории архитектуры, реставрации и реконструкции историко-архитектурного наследия (05.23.20)

Безопасность деятельности человека (05.26.00)

Обогащение полезных ископаемых (25.00.13)

Технология и техника геологоразведочных работ (25.00.14)

Технология бурения и освоения скважин (25.00.15)

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика, маркшейдерское дело и геометрия недр (25.00.16)

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (25.00.17)

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых (25.00.18)

Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ (25.00.19)

Геомеханика, разрушение горных пород, рудничная аэрогазодинамика и горная теплофизика (25.00.20)

Теоретические основы проектирования горнотехнических систем (25.00.21)

Геотехнология (подземная, открытая и строительная) (25.00.22)

3. Медицинские науки

Физиология (03.03.00), кроме клеточной биологии, цитологии, гистологии (03.03.04)

4. Сельскохозяйственные науки

Ветеринария и зоотехния (06.02.00)

5. Общественные науки

Психология (19.00.00), кроме психофизиологии (19.00.02)

Другие общественные науки: экономическая, социальная, политическая и рекреационная география (25.00.24); журналистика (10.01.10)

6. Гуманитарные науки

История и археология (07.00.00)

Литературоведение (10.01.00), кроме журналистики (10.01.10)

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия (05.23.20)

Источник

Место информатики в системе наук

Рассмотрим место науки информатики в традиционно сложившейся системе наук (технических, естественных, гуманитарных и т.д.). В частности, это позволило бы найти место общеобразовательного курса информатики в ряду других учебных предметов.

Напомним, что по определению А.П.Ершова информатика — «фундаментальная естественная наука». Академик Б.Н.Наумов определял информатику «как естественную науку, изучающую общие свойства информации, процессы, методы и средства ее обработки (сбор, хранение, преобразование, перемещение, выдача)».

Уточним, что такое фундаментальная наука и что такое естественная наука.

К фундаментальным принято относить те науки, основные понятия которых носят общенаучный характер, используются во многих других науках и видах деятельности.

Нет, например, сомнений в фундаментальности столь разных наук как математика и философия. В этом же ряду и информатика, так как понятия «информация», «процессы обработки информации» несомненно, имеют общенаучную значимость.

Естественные науки — физика, химия, биология и другие — имеют дело с объективными сущностями мира, существующими независимо от нашего сознания.

Отнесение к ним информатики отражает единство законов обработки информации в системах самой разной природы — искусственных, биологических, общественных.

Однако многие ученые подчеркивают, что информатика имеет характерные черты и других групп наук — технических и гуманитарных (или общественных).

Черты технической науки придают информатике ее аспекты, связанные с созданием и функционированием машинных систем обработки информации.

Науке информатике присущи и некоторые черты гуманитарной (общественной) науки, что обусловлено ее вкладом в развитие и совершенствование социальной сферы.

Таким образом, информатика является комплексной, междисциплинарной отраслью научного знания (см. рис.):

Рис.К вопросу о месте информатики в системе наук

Информатика — практическая наука. Ее достижения должны проходить подтверждение практикой и приниматься в тех случаях, когда они соответствуют критерию повышения эффективности.

В составе основной задачи информатики сегодня можно выделить следующие направления для практических приложений:

• архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);

• интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управлений аппаратным и программным обеспечением);

• программирование (приемы, методы и средства разработки компьютерных программ);

• преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);

• защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных);

• автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);

• стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными и программными средствами, а также между форматами представления данных, относящихся к различным типам вычислительных систем).

На всех этапах технического обеспечения информационных процессов для информатики ключевым понятием является эффективность. Для аппаратных средств под эффективностью понимают отношение производительности оборудования к его стоимости (с учетом стоимости эксплуатации и обслуживания). Для программного обеспечения под эффективностью понимают производительность лиц, работающих с ним (пользователей). В программировании под эффективностью понимают объем программного кода, создаваемого программистами в единицу времени.

В информатике все жестко ориентировано на эффективность. Вопрос, как сделать ту или иную операцию, для информатики является важным, но не основным. Основным же является вопрос, как сделать данную операцию эффективно.

Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.

Инфоpматика — комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её приоритетные направления:

Статьи к прочтению:

ФМХФ МФТИ — Информатика, семестр 1, лекция 1

Похожие статьи:

Введение 3 Введение в информатику 5 Информация и организация 11 Основные направления развития информатики и ее связь с другими науками 19 Заключение 22…

Понятие об информации Информация – продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. — Инф-я имеет динамический характер, т.е. существует только в…

Источник

Понятие «Гуманитарная информатика» и её характерные особенности.

Содержимое публикации

Понятие «Гуманитарная информатика» и её характерные особенности.

Под гуманитарной информатикой понимается информатика, занимающаяся гуманитарными задачами.

аспект предполагает исследование сферы духовного в развитии человека, в то время как социальный связан, прежде всего, с изучением тех связей и отношений, в которые включен человек в обществе. Именно этот аспект в настоящее время является актуальным в изучении информационно-коммуникативных процессов в социуме. Возможно также, что на данном этапе развития отраслевых информатик такое деление пока еще не имеет существенного значения, но со временем существующее различие между ними приведет к необходимости поиска их общего основания или их разделения по предмету исследования.

В целом же смысловое значение термина, по-видимому, было обусловлено стремлением обеспечить более широкое внедрение достижений информатики в сферу социально-гуманитарных наук. Кроме этого, возникновение отраслевых информатик вызвано необходимостью, во-первых, изменить господствующее представление об информатике как математической дисциплине, которая изучает лишь технические и технологические вопросы, связанные с информацией. Во-вторых, преодолеть существующий пока еще перекос в сторону прикладных исследований, основанных на практическом применении информационных технологий в социально-гуманитарных науках, который, несомненно, сказывается, прежде всего, на содержательной стороне гуманитарных исследований.

Появление социальной/гуманитарной информатики совпало с возникновение нового, информационного общества. Его становление связанно в первую очередь с изменениями в социальной структуре общества. Эти изменения были обусловлены новой ролью науки и техники. Решающим здесь становится уровень образования и знаний.

В чистом виде информационное общество в современном мире не существует нигде, и маловероятно его появление в будущем. Наиболее развитые страны уже вступили в период развития информационной цивилизации. Невзирая на то, что остаются еще технократические надежды на решающее значение техники и науки, приоритетными становятся другие варианты развития будущего общества. Какие же основные контуры новой цивилизации?

Во-первых, очевидным становится принципиально другой тип детерминации новой цивилизации. Это будут уже не социально-экономические и технико-технологические факторы, а факторы человеческой само детерминации – сознания, свободного выбора, социально-культурных приоритетов.

Во-вторых, такая цивилизация будет основываться на другой, чем техногенная, системе культурных ценностей: на этике ненасилия, на отказе от культа силы и господства, на толерантном отношении к разным культурным традициям, на принципиально других основах отношения к природе. Растущая целостность и единство человечества будет сопровождаться ростом много вариантности и разнообразия культурного развития.

В-третьих, технологической основой будущей цивилизации будут принципиально новые процессы и объекты, которые приобрели название «синергетических», то есть таких, что способны к саморазвитию и самоорганизации (компьютерные системы, биотехнологические комплексы).

политические механизмы решения проблем, связанных с развитием отраслей информационной технологии [9].

Информационное общество не будет обществом беспроблемным, оно формируется не как общество всеобщего мира и благоденствия, а как наиболее насыщенный противоречиями этап социального прогресса. Вероятно, есть и активное сопротивление будущему развитию новой цивилизации. Возможна резкая поляризация мира благодаря разным уровням освоения и доступа к средствам информационного пространства. Глобальная экономика в ХХІ веке будет увеличивать мощности телекоммуникации и компьютерной обработки информации, но будет делать свое дело избирательно (пренебрегая сегментами, которые исчерпали свой потенциал или не является перспективным в данный момент). Информационные технологии, связывая людей земного шара, в то же время будут не доступными в своих наиболее развитых вариантах для многих территорий и народов, которые не станут объектами интереса для глобальной экономики. Поэтому исследователи прогнозируют появление так называемого четвертого мира (вне границ процессов глобализации) и его природную реакцию – возникновение глобального криминального механизма, рост разного рода фундаментализмов (с возможной информационной войной) и новыми вариантами терроризма.

Уже этот футурологический контекст указывает на то, что структура информационного общества намного сложнее, чем структура предшествующих обществ и поэтому для её изучения требуется комплексный подход, предполагающий междисциплинарный характер исследования с позиций не только теорий информации и коммуникации, но и социологии, психологии, культурологии, этики, политологии, экономики. Кроме того, учитывая, что информационные взаимодействия входят в предметные области самых различных научных дисциплин, то однозначно

изучение информационной цивилизации является принципиально мультидисциплинарной областью науки.

Какова же роль гуманитарной информатики в научном исследовании информационной цивилизации и дальнейшей экспликации полученных результатов в реальный образовательный процесс? Может ли она выступать в качестве интегрирующего научного направления и одновременно учебной дисциплины, содержащей систему знаний об информационном обществе?

Как показывают научно-педагогические исследования последних лет, именно гуманитарная информатика призвана сыграть эту важную роль, поскольку уже наработан достаточный научный материал и развита теория информационного общества, которая позволяет говорить о гуманитарной информатике не только как о научном направлении, но и как о системе знаний об информационном обществе. Кроме того, являясь продуктом процесса информатизации образования, гуманитарная информатика возникла на основе междисциплинарных связей, на стыке естественных и социально-гуманитарных наук. И эта особенность современного образования не может не проявлять себя как в методологии, так и в образовательной практике. По сути, современная ситуация нацелена на преодоление исторически возникшего «разобщения двух компонент культуры – естественной и гуманитарной, преодоление путём их взаимообогащения и поиска оснований целостной культуры на новом этапе развития цивилизации»[18].

Источник

Информатика какая наука гуманитарная или естественная

1. Информатика как наука прикладная дисциплина. Место информатики в системе научного знания.

Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.

Кибернетика – это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др.

Информатика занимается изучением процессов преобразования и создания новой информации более широко, практически не решая задачи управления различными объектами, как кибернетика.

Информатика (уз) состоящую из трех взаимосвязанных частей:

1. отрасль народного хозяйства состоит из однородной совокупности предприятий разных форм хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации.

2. фундаментальная наука занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем (разработка сетевой структуры, компьютерно-интегрированные производства, экономическая и медицинская информатика, информатика социального страхования и окружающей среды, профессиональные информационные системы.

3. прикладная дисциплина занимается:

Структура Информатики как научной и прикладной дисциплины, в которой выделено 6 научно-технических направлений:

1. Теоретическая информатика.

2. Искусственный интеллект.

4. Прикладная информатика.

5. Вычислительная техника.

Информатика как техническая наука. 70е-80е гг. «Понятие информатики охватывает области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудование, математическое обеспечение, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного, социального и политического воздействия».

Информатика как естественная наука. А.П. Ершов статья «Информатика: предмет и понятие:

«Термин «Информатика» уже в третий раз вводится в русский язык в новом, куда более широком значении – как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. При таком толковании информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу «традиционных» академических дисциплин».

«Сознавая некоторую относительность деления наук на естественные и общественные, мы все же относим информатику к естественнонаучным дисциплинам в соответствии с принципом вторичности сознания и его атрибутов и представлением о единстве законов обработки информации в искусственных, биологических и общественных системах. Отношение информатики к фундаментальным наукам отражает общенаучный характер понятия информации и процессов ее обработки».

Источник

Научная электронная библиотека

информатика какая наука гуманитарная или естественная. Смотреть фото информатика какая наука гуманитарная или естественная. Смотреть картинку информатика какая наука гуманитарная или естественная. Картинка про информатика какая наука гуманитарная или естественная. Фото информатика какая наука гуманитарная или естественная

Глава 3. ИНФОРМАТИКА XXI ВЕКА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА

Информатика квалифицируется как стратегически важное направление науки, необходимое для развития экономики, промышленности, высоких технологий, обеспечения национальной безопасности. Развитие фундаментальных основ, включая философские и мировоззренческие аспекты информатики как междисциплинарного научного направления, позволяет получить целостную картину состояния и перспектив её развития как фундаментальной науки. Термин «информатика» обозначает и компьютерную науку, и информационную науку, и всю область, связанную с использованием информационной техники и информационных технологий для социальных коммуникаций, проведения научных исследований, развития образования, экономики и культуры, а также всю информационную сферу деятельности, включая отрасли промышленного производства. Это – фундаментальная естественная наука, изучающая процессы передачи и обработки информации.

В настоящее время в мировом научном и образовательном сообществах существуют три основные точки зрения на предмет и область исследований информатики. В соответствии с первой из них информатика все еще квалифицируется как комплексная техническая дисциплина, изучающая методы и средства автоматизированной обработки и передачи информации при помощи современных средств информатизации и, в первую очередь, с помощью ЭВМ и телекоммуникационных сетей. Существует также и другая точка зрения, в рамках которой информатика рассматривается одновременно и как фундаментальная естественная наука, и как комплексная область практической деятельности. Как результат исследования развития определений информатики и ее предметной области в рамках данного направления – проанализирована эволюция представлений о предмете информатики и показано ее место в системе науки, междисциплинарное значение и взаимосвязи с другими научными дисциплинами. Еще одна точка зрения, приобретающая все больше сторонников, как в России, так и за рубежом, связана с работами российских ученых
А.П. Ершова и Ю.И. Шемакина. Они рассматривали информатику как формирующуюся новую фундаментальную науку, которая будет иметь первостепенное значение не только для естествознания, но и для гуманитарных наук. Этот прогноз ученых был основан на признании фундаментальности понятия информации, которая и является важнейшим объектом изучения информатики как фундаментальной науки. Существует гипотеза, согласно которой информационные закономерности должны иметь общую основу для своего проявления, как в живой, так и в неживой природе, в том числе и в искусственно созданных системах.

Основным объектом изучения для современной информатики являются информационные процессы и процессы информационного взаимодействия, которые происходят в природе и обществе, а также методы и средства реализации этих процессов в технических, социальных, биологических и физических системах.

Предметом изучения для информатики являются основные свойства и закономерности информационных процессов и информационного взаимодействия в природе и обществе, особенности их проявления в различных информационных средах (технической, физической, биологической и социальной), методы и средства их реализации, а также их использование в различных сферах социальной практики.

Информатика, как и философия, является «матерью всех наук», комплексной научной дисциплиной, имеющей исключительно важное практическое значение для дальнейшего развития общества, в особенности, на этапе его перехода к глобальному информационному обществу, основанному на знаниях. Именно информатика призвана стать научной базой формирования этого общества. Она имеет свои собственные методы научного исследования, наиболее известными из которых являются методы информационного моделирования и информационного подхода. Развитие этих методов является одной из важнейших методологических задач, использование которых позволит не только получить принципиально новые фундаментальные знания о природе, человеке и обществе, но и сформировать новую научную картину мира, новое научное мировоззрение и новую информационную культуру человека и общества.

Информатика сочетает в себе как естественно-научные, так и гуманитарные аспекты. Выделение социальной информатики как самостоятельного направления, определило области теоретических основ, структуризации её предметной области и способствовало формированию системы основных научных понятий.

Не менее важным шагом явилось и выделение в качестве самостоятельного научного направления биологической информатики как новой научной дисциплины, предметом исследования которой являются информационные процессы в биологических системах, живых организмах и растениях. Становится все более ясным, что влияние информационных процессов на развитие живой природы ранее явно недооценивалось. В научной печати появился ряд публикаций об экспериментах, свидетельствующих о том, что здесь мы имеем дело с новыми, еще не изученными явлениями информационного взаимодействия, которые происходят в процессе функционирования и развития объектов живой природы. Можно прогнозировать, что изучение этих явлений методами информатики позволит не только раскрыть новые фундаментальные закономерности реального мира, но и, возможно, использовать их при создании новых средств и комплексов технической информатики, а также принципиально новых искусственных информационных систем.

Аргументирована необходимость целенаправленного изучения информационных процессов в неживой природе. Активно развивается физическая, химическая и математическая информатика (связанная с интеллектуальными системами).

Наступает новый период развития информатики как междисциплинарного научного направления, которое будет выполнять интеграционные функции для других направлений науки, как естественнонаучных, так и гуманитарных.

Проникновение идей и методов информатики в эти области диктуется потребностями и логикой развития самой фундаментальной науки, а также необходимостью решения ряда важных прикладных проблем. Оно обусловлено многообразием современных представлений об информации, являющейся фундаментальным понятием современной науки. Причина этого заключается в том, что феномен информации по-разному проявляет себя в различных информационных средах, то есть в тех конкретных условиях, в которых протекают информационные процессы, закономерности и методы, реализации которых и изучает информатика как фундаментальная наука. Поэтому в различных направлениях развития информатики (техническом, социальном, естественно-научном и др.) анализируются лишь вполне определенные аспекты проявления феномена информации и информационных процессов, которые обусловлены тем или иным видом информационной среды.

Именно фундаментальность понятия информации и ключевая роль информационных процессов в развитии живой и неживой природы и являются теми основными факторами, которые выдвигают информатику на уровень фундаментальных наук и ставят ее в один ряд с такими науками, как общая теория систем, синергетика, кибернетика, математика, физика, химия, биология. В современных энциклопедических словарях информатика определяется как комплексное междисциплинарное научное направление, оказывающее большое влияние на все остальные области научных исследований, передавая им свою методологию. Главными достижениями здесь является методология информационного моделирования и информационный подход к анализу различных объектов, процессов и явлений в природе и обществе. Именно поэтому информатика как фундаментальная наука имеет исключительно большое значение для формирования современного научного мировоззрения.

Формирование новой картины мира будет осуществляться в науке в ближайшие десятилетия, и это должно стать основой формирования новой научной парадигмы, в которой информационным аспектам будет отведена гораздо более важная роль.

Новая научная парадигма приведёт и к формированию нового понимания самой информатики, философские основы которой должны изучаться и в системе образования, начиная от школы – заканчивая университетом. Информатика как наука прошла целый ряд этапов эволюционного развития: сейчас она изучает не только информационные процессы и создаёт новые технологии для технических систем, но исследует основные закономерности и методы реализации информационных процессов во всей природе и всём человеческом обществе, ставшем информационным обществом.

Научные методы информатики (а именно методы информационного моделирования, создание виртуальной реальности, информационный подход как фундаментальный метод научного познания) открывают принципиально новые возможности для изучения как живой и неживой природы, так и человеческого общества в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *